СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока ОГСЭ.07 Культура речи и этика поведения специалиста по теме: Вклад Петра I в профессиональный этикет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока ОГСЭ.07 Культура речи и этика поведения специалиста по теме: Вклад Петра I в профессиональный этикет»

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ


краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытого урока

ОГСЭ.07 Культура речи и этика поведения специалиста

по теме:

Вклад Петра I в профессиональный этикет




специальности: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

09.02.03 Программирование в компьютерных сетях













Дальнегорск, 2022 г.

Разработчик: Г.А. Коняева - преподаватель дисциплин общеобразовательного цикла КГА ПОУ «ДИТК»









Методическая разработка по проведению урока разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА


Содержание урока ориентировано на подготовку студентов к освоению программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного, 09.02.03 Программирование в компьютерных сетях.





Рецензент:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.………………………………………………4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА..……………………6

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ..……………………….7

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ………………………….………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….........11

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….12




































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В общем смысле этика - это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессионального этикета. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, а также в форме теоретических выводов.

Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

Каждому современному человеку, считающему себя культурным и цивилизованным, необходимо знать и выполнять правила и нормы поведения, быть вежливым с окружающими его людьми. Именно взаимовежливость как форму выражения взаимоуважения можно считать залогом наиболее продуктивного общения между людьми. Многие правила прививаются нам с детства, о многих же мы даже не догадываемся, поэтому порой попадаем в очень неловкую ситуацию. Чтобы избежать этого, необходимо следовать правилам этикета.

Этикет, как и любой другой пласт культуры, имеет свою давнюю историю. Можно предположить, что свое начало этикетные формы получили в то время, когда человек осознал себя частью социума и ощутил необходимость быть вежливым и внимательным к окружающим его людям, а также оберегать не только собственные права и свободу, но и других.

Многие современники третьего тысячелетия, живущие в России, убеждены в том, что соблюдение этикетных норм и правил есть пережиток прошлого. Они уверены в том, что современному, «цивилизованному» человеку незачем в повседневной жизни, и без того чрезмерно насыщенной событиями и наполненной переживаниями и эмоциями, думать еще и о том, как соблюсти негласные правила вежливости и приличия. Однако стоит заметить, что думают они так лишь до той поры, покуда окружающие выполняют по отношению к ним те самые этикетные установки, в существование и функционирование которых не верят скептики. В таких случаях именно те, кто отрицал необходимость норм и правил этики, становятся наиболее верными их исполнителями, памятуя, видимо, об истине, определенной в народной мудрости: «Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Действительно, значение этикета в наши дни становится все большим. Если некоторые его формы, например, семейный этикет, этикет эпистолярного жанра, общественный этикет, требуют восстановления, то другие, скажем, деловой этикет, переживают время своего расцвета. В любом случае каждому современному человеку, считающему себя культурным и цивилизованным, необходимо знать и выполнять правила и нормы поведения, быть вежливым с окружающими его людьми (причем не только с теми, кто ему незнаком, но и с теми, кого он знает с самого рождения).

В настоящее время, к сожалению, многие воспринимают соблюдение этикетных норм и правил общения как нечто зазорное, считая это признаком малодушия и при этом, забывая о том, что грубое и бестактное поведение может вызвать такую же реакцию в ответ. А это, в свою очередь, приводит к разобщению людей, являющихся не только членами большого общества, но и маленького социума — отдельной семьи или рабочего коллектива. Таким образом, знание и выполнение норм вежливости и правил этикета не являются простой формальностью. Их можно определить, как гарантию сплочения людей.

Исторически сложившаяся в России профессиональная этика формирует человека, не только как члена общества, но и как специалиста в своей области, она помогает в реализации поставленных профессиональных задач, и формирует определенные этические принципы, свойственные каждой профессиональной области.














ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА

Дисциплин:

ОГСЭ.07 Культура речи и этика поведения специалиста

Тема урока:

Вклад Петра I в профессиональный этикет

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме

Методы обучения:

Словесный, информационный.

Методическая цель урока:

Осуществление контроля обучения, продолжение систематизации знаний, выявление уровня усвоения материала.

Формирование объективного представления о истории развития профессионального этикета в России, реализация основной дидактической и воспитательной задач в соответствии с ФГОС.  

Задачи урока:

а) образовательная - формирование у обучающихся знаний о истории возникновения профессионального этикета в России, значимости профессионального этикета в современном обществе;

б) развивающая - развитие сознания о необходимости соблюдения этикетных норм и правил общения;

в) воспитательная – воспитать интерес к профессиональной этике.

В результате освоения урока обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Межпредметные связи:

Психология делового общения (тема: «Имидж делового человека»).







ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

План проведения урока:

пп

Название этапа урока

Время (мин.)

Приемы и методы

1

Организационный момент (наличие дежурных, проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, внешний вид и готовность обучающихся к уроку, организация внимания, объявление даты и темы урока, формы его проведения, постановка цели и задач)

3 минуты

Организация внутренней мотивации,, создание рабочей обстановки, психологического настроя, демонстрация полного доверия к обучающимся, быстрое включение их в работу с применением словесного, проблемного методов обучения

2

Вступительное слово преподавателя, актуализация знаний.

5 минуты

Направленность на обучение мышлению, постановка обучающихся в позицию исследователя.

3

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания 

20 мин

10 мин


Вовлечение обучающихся в познавательную деятельность, защита образовательного продукта (презентаций) с использованием поискового, исследовательского, информационного методов обучения.

4

Подведение итогов урока. Краткий анализ урока. Определение положительных и отрицательных результатов.

Рефлексия

5 минут



2 минуты

Формулирование выводов, применение полученных знаний в практической жизни, пути устранения пробелов в знаниях на основании результатов контроля






Ход проведения урока

Организационный момент

Участник игры собираются в учебном кабинете.

Вступительное слово преподавателя: Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, его основы были заложены в 1720 году «Генеральным регламентом» Петра I.

Цель нашего урока – узнать какой вклад внес Петр I в профессиональный этикет.

Пётр Великий, вступая на престол, твёрдо решил преобразовать наши нравы, и это намерение усилилось в нём с 1718 года, после его второго путешествия в чужие края. Желание государя как можно скорее произвести этот переворот, свойственное его пылкому характеру и неутомимой деятельности, не могло не вызвать препятствий у полуобразованного народа, свято повиновавшегося обычаям старины. Никто не смел противиться монарху в открытую. Но большая часть русских вельмож только внешне исполняя волю царя, старались удержать обычаи родной старины, в которой они выросли и получили в наследство от своих отцов. Другие же в угоду ли монарху, или же из сочувствия его помыслам и намерениям, предупреждали желания Петра, следуя во всём его чётко предначертанной программе. Это были особы приближённые к царю, а также знатные люди, отправленные в начале его царствования в чужие края, которые возвратились с желанием сблизить нас с просвещёнными народами и поставить наше общество на европейскую ногу. Поэтому в частной жизни русских эпохи Петра I присутствовала такая пестрота: борьба старого с новым, остатки русских обычаев с примесью голландских, французских и английских манер. Непринуждённость в обращении уживалась с мелочным этикетом. У одних азиатская пышность, у других благоразумная умеренность, не терпящая излишеств и не знающая недостатка. Каждая семья представляла собой в быту что-то отдельное, сохраняющее свой особый оттенок.

В те времена полагали, что истинная вежливость состоит в том, чтобы хорошо напоить и накормить гостя, в какое бы время он ни пришёл. Отказываться от предлагаемого хозяином угощения считалось неучтиво, и гость, который не выпивал столько, сколько старший, показывал неуважение к хозяину и всем присутствующим.

Тогда этикет не разделял ещё общество по состоянию. Пригласительных билетов не знали. Приглашали только самых знатных. Знакомые и незнакомые приходили в назначенный час, садились за стол и, покушав хлеба-соли, уходили, часто не заботясь о хозяине. Хозяин или хозяйка встречали гостей в дверях поклонами и рюмкой водки или вина. Обеды, начинавшиеся в 12 часов, были продолжительными и состояли из множества блюд.

В частных собраниях, когда съезжались одни только короткие знакомые, жребий назначал даме кавалера, который должен был вести её к столу, садиться рядом с ней и ухаживать за обедом. Во время трапезы доморощенный музыкант развлекал гостей игрой на гуслях, а в торжественные дни вместо гуслей звучали духовые инструменты. После обеда дамы находились в одной, а кавалеры в другой комнате. Дамам подносились сахарные закуски, а кавалерам проносили ящики с вином. Начинались тосты, предлагал их обычно сам хозяин. Если общество было немногочисленно и нельзя было танцевать, садились играть. Мужчины играли в кости, шахматы или шашки. Замужние дамы играли с некоторыми кавалерами в короли, марьяж, ломбер, ламуш или лантре. Девушки с молодыми мужчинами забавлялись игрой в фанты, кошки-мышки и жгуты.

Общество представляло собой некую смесь противоположностей: совершенную непринуждённость между мужчинами и самый строгий этикет в обращении с женщинами. Простое обхождение Петра служило примером для подданных. В собраниях только возраст давал право на отличие. Часто вельможа, занимающий важное место в государстве, вставал перед человеком низшего звания, но покрытом сединами. Особенно старшие в семьях пользовались уважением у младших.

В России слово этикет распространилось в 18 веке во время правления Петра I, именно в его правления начал складываться дворцовый этикет, который сочетал в себе древнерусские обычаи и традиции в европейских правилах поведения.

Петр I усилено внедрял в стране европейские порядки и манеры. Лично участвовал в подготовке и проведении различных акций и мероприятий, направленных на привитие дворянству, купцам и горожанам новых принципов и правил поведения.

Для молодых дворян в 1717 году был издан своеобразный учебник-наставление «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», подготовленный по приказу императора.

Петр I, чтоб соответствовать новому европейскому укладу, проводил введение новых покроев платья, париков, бритье бород и т. д.

Изданный 29 августа 1699 г. Указ предлагал населению сбрить бороды и начать носить европейское платье — французское или венгерское.

Петр I стремился ввести и придать европейскому этикету в России новые черты. Это проявлялось уже в том, что, формируя правила поведения на балах, в свете, он исходил из принципов равенства и свободы.

Можно сказать, что при Петре I были сделаны первые успешные попытки ввести «дресскод», манеры поведения, деловое и личное общение с коллегами, подчиненными, начальниками и иностранными гостями в соответствии с общими мировыми правилами этикета.

В современной России многие введенные Петром I правила этикета, несколько измененные в соответствии с требованиями современной эпохи, сохраняют свою значимость во многих сферах жизни человека: в трудовых отношениях, в учебной деятельности, в быту, при посещении учреждений культуры и т.д.. Например, официальный и деловой стиль общения.

Рефлексия

- какие выводы вы для себя сделали? - воспользуетесь ли вы полученной информацией в своей профессиональной деятельности?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучающимся на занятии было интересно. Урок воспитывал познавательную потребность к знаниям, прошёл живо и интересно. Считаю, что поставленная цель достигнута.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому на данном занятии был использован мультимедийный проектор, компьютерная презентация. Были избраны такие методы, как: словесный – беседа, объяснение; наглядный – слайды презентации

Такие уроки дают положительный заряд обучающимся и служат толчком к дальнейшей работе, повышают интерес изучению учебной дисциплины.

Намеченный план урока выполнен полностью. Качество знаний достигло планируемых результатов.






















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных сетях;

  3. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына.- Владивосток. - Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.- 200 c.;

  4. Алексина, Т. А. Деловая этика : учебник для среднего профессионального образования / Т. А. Алексина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 384 с

  5. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения : учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 304 с.


Интернет-ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/- Федеральный портал «Российского образования»;

  2. http://elibrary.ru Научная электронная библиотека ELIBRARU.RU;

  3. http://www.consultant.ru – «КонсультантПлюс»

  4. https://student.zoomru.ru/etika/vliyanie-petra-i-na-razvitie/90903.730751.s1.html

  5. https://www.liveinternet.ru/users/sovuchka/post403620855/

  6. https://revolution.allbest.ru/history/00409928_0.html

  7. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/005b/000d6dda-d0de00c2/img2.jpg

  8. https://zen.yandex.ru/media/id/5b03fc33c3321bdea745879d/neobychnyi-etiket-vo-vremena-petra-i-5e4f6e58fd27690308677e1e

  9. https://studwood.ru/1251587/istoriya/etiket_petrovskoe_vremya_1696_1725_gody

  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I#:~:text=Пётр%20I%20Алексе́евич%2C%20прозванный%20Вели́ким,1721%20года).%20Представитель%20династии%20Романовых










Приложение 1






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!