СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Основные проблемы и категории специальной педагогики и специальной психологии. Норма и аномалия развития. Классификация аномального развития.

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка. Основные проблемы  и категории  специальной педагогики  и специальной психологии. Норма и аномалия развития. Классификация аномального развития.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Основные проблемы и категории специальной педагогики и специальной психологии. Норма и аномалия развития. Классификация аномального развития.»

Норма и аномалия развития  Классификация аномального развития Основные проблемы и категории специальной педагогики и специальной психологии

Норма и аномалия развития Классификация аномального развития

Основные проблемы и категории

специальной педагогики и специальной психологии

Норма  - это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Дефект - недостаток, нарушение, повреждение, потеря или отсутствие какого-либо органа /функции. Аномалия  - это отклонения от общих закономерностей, не правильность в развитии и др. несоответствия норме. К аномальным относятся лица, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушениям общего развития . Аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.

Норма - это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

Дефект - недостаток, нарушение, повреждение, потеря или отсутствие какого-либо органа /функции.

Аномалия - это отклонения от общих закономерностей, не правильность в развитии и др. несоответствия норме.

К аномальным относятся лица, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушениям общего развития .

Аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.

Частота детской инвалидности в России  (данные  Федеральной базы по детской инвалидности )   В РФ насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья  ( 8% всех детей ),  из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.  ( 2% детского населения) I место - психические расстройства и расстройства поведения (25,02%), II место – болезни нервной системы (22,47%) III место- врожденные аномалии развития (20,6%), IY место - инфекционные и соматические заболевания (20,2%).  Возраст 0 – 4 года % 5 – 9 лет 16,7 28,5 10 – 14 лет 15 – 17 лет 32 Всего 22,8 100 Инвалидность преимущественно формируется:  при соматической патологии - к 10 - 12-летнему возрасту; при психической – к возрасту 15-17 лет.

Частота детской инвалидности в России (данные Федеральной базы по детской инвалидности )

В РФ насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья

( 8% всех детей ),

из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

( 2% детского населения)

  • I место - психические расстройства и расстройства поведения (25,02%),
  • II место – болезни нервной системы (22,47%)
  • III место- врожденные аномалии развития (20,6%),
  • IY место - инфекционные и соматические заболевания (20,2%).

Возраст

0 – 4 года

%

5 – 9 лет

16,7

28,5

10 – 14 лет

15 – 17 лет

32

Всего

22,8

100

Инвалидность преимущественно формируется:

  • при соматической патологии - к 10 - 12-летнему возрасту;
  • при психической – к возрасту 15-17 лет.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (УСТАР. – ДЕФЕКТОЛОГИЯ) – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ, ОДНА ИЗ ЕЕ ОТРАСЛЕЙ. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – ЭТО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОГО (ОСОБОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ И  ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЫЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ, ПРИ ПОМОЩИ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ, ЗАТРУДНИТЕЛЬНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО . НАЗВАНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕРМИН, КОТОРЫЙ ПОДЧЕРКИВАЕТ ЛИЧНОСТНУЮ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ (SPECIAL – ОСОБЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (АНГЛ.)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

(УСТАР. – ДЕФЕКТОЛОГИЯ) – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ, ОДНА ИЗ ЕЕ ОТРАСЛЕЙ.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – ЭТО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОГО

(ОСОБОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ И

ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЫЧНЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ

КУЛЬТУРОЙ, ПРИ ПОМОЩИ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ,

ЗАТРУДНИТЕЛЬНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО .

НАЗВАНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕРМИН, КОТОРЫЙ

ПОДЧЕРКИВАЕТ ЛИЧНОСТНУЮ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ

(SPECIAL – ОСОБЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (АНГЛ.)

Дефектоло́гия –  (от лат.   defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. Дефектоло́г специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с особыми образовательными потребностями

Дефектоло́гия – (от лат.   defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.

Дефектоло́г специалист в области изучения,

обучения, воспитания и социализации

детей с особыми образовательными

потребностями

Группы отклонений

Группы отклонений

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вопрос о необходимости помощи лицам с нарушениями в развитии выдвигали выдающиеся врачи и педагоги: Ф.Пинель, Ж.-Э.-Д.-Эскироль, И.Песталоцци, О.Декроли и др. За рубежом Практические мероприятия по обучению, воспитанию и призрению аномальных детей осуществлялись силами отдельных энтузиастов – врачей-психиатров, педагогов, общественных деятелей – в трех направлениях:  Организация приютов для слабоумных силами благотворительных обществ ( Е.Грачева );  2) открытие частных платных медико-педагогических учреждений и школ для умственно отсталых детей ( И.В.Маляревский );  3) создание вспомогательных классов при обычных школах , а затем самостоятельных вспомогательных школ,  подведомственных городским управлениям ( М.П.Постовский ) В России

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вопрос о необходимости помощи лицам с нарушениями в

развитии выдвигали выдающиеся врачи и педагоги:

Ф.Пинель, Ж.-Э.-Д.-Эскироль, И.Песталоцци, О.Декроли и др.

За рубежом

Практические мероприятия по обучению, воспитанию и призрению

аномальных детей осуществлялись силами отдельных энтузиастов –

врачей-психиатров, педагогов, общественных деятелей – в трех

направлениях:

  • Организация приютов для слабоумных силами благотворительных

обществ ( Е.Грачева );

2) открытие частных платных медико-педагогических учреждений

и школ для умственно отсталых детей ( И.В.Маляревский );

3) создание вспомогательных классов при обычных школах ,

а затем самостоятельных вспомогательных школ,

подведомственных городским управлениям ( М.П.Постовский )

В России

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 14 октября 1806 г. В г. Павловске около Санкт-Петербурга - открыто первое опытное училище для 12 глухонемых детей, 1807 г. - для слепых детей, 1854г – в Риге открыло образовательное учреждение для умственно отсталых. С 1908г. (благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования) развивается сеть вспомогательных школ для умственно отсталых по всей стране После революции 1917г. получило особое внимание специализированное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии www.themegallery.com

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

  • 14 октября 1806 г. В г. Павловске около Санкт-Петербурга - открыто первое опытное училище для 12 глухонемых детей,
  • 1807 г. - для слепых детей,
  • 1854г – в Риге открыло образовательное учреждение для умственно отсталых.
  • С 1908г. (благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования) развивается сеть вспомогательных школ для умственно отсталых по всей стране
  • После революции 1917г. получило особое внимание специализированное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии

www.themegallery.com

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Всеволод Петрович Кащенко ( основоположник коррекционной педагогики ) отмечал, что детская исключительность (не только склонность к правонарушениям, но и исключительность характера, исключительность интеллекта, даже физическая исключительность) в существе своем социальна. Бороться с нею, исцелять, лечить, корригировать ее возможно прежде всего педагогическими мероприятиями , т. е. воздействием не на организм ребенка, а на его социальную сущность

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  • Всеволод Петрович Кащенко ( основоположник коррекционной педагогики ) отмечал, что детская исключительность (не только склонность к правонарушениям, но и исключительность характера, исключительность интеллекта, даже физическая исключительность) в существе своем социальна.
  • Бороться с нею, исцелять, лечить, корригировать ее возможно прежде всего педагогическими мероприятиями , т. е. воздействием не на организм ребенка, а на его социальную сущность
КОРРЕКЦИЯ теоретически базируется на следующих фундаментальных положениях : о том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей деятельностью , (теория деятельности А.Н. Леонтьева); о зонах развития и ведущей роли социальной ситуации Л.С. Выготского, концепции В.Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребенка и его окружения ; Д.Б. Эльконина о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике социальных отношений групповых коррекционных занятий

КОРРЕКЦИЯ теоретически базируется на следующих фундаментальных положениях :

  • о том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей деятельностью , (теория деятельности А.Н. Леонтьева);
  • о зонах развития и ведущей роли социальной ситуации Л.С. Выготского,
  • концепции В.Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребенка и его окружения ;
  • Д.Б. Эльконина о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике социальных отношений групповых коррекционных занятий
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ  Л.С.Выготский  (1896-1934)  – выдающийся экспериментатор, исследователь, организатор народного образования.   В своей фундаментальной монографии «История развития высших психических  функций» (1931) Л.С.Выготский ставит и решает общую проблему психического развития  ребенка в контексте соотношения биологического и социального, естественного и историчес-  кого, природного и культурного.   Большое внимание ученый уделял внимание проблемам обучения и воспитания  детей с дефектами в развитии. Он считал, что нельзя ограничиваться констатацией того, что у умственно отсталых более низкий интеллект, слабая воля, более примитивные эмоции и т.д. Основываясь на данных своих исследований, Л.С.Выготский выдвинул задачу найти то здоровое, незатронутое, сохранное, что есть у умственно отсталого ребенка.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Л.С.Выготский (1896-1934)

выдающийся экспериментатор, исследователь, организатор народного образования.

В своей фундаментальной монографии «История развития высших психических

функций» (1931) Л.С.Выготский ставит и решает общую проблему психического развития

ребенка в контексте соотношения биологического и социального, естественного и историчес-

кого, природного и культурного.

Большое внимание ученый уделял внимание проблемам обучения и воспитания

детей с дефектами в развитии. Он считал, что нельзя ограничиваться констатацией того,

что у умственно отсталых более низкий интеллект, слабая воля, более примитивные эмоции

и т.д. Основываясь на данных своих исследований, Л.С.Выготский выдвинул задачу найти то

здоровое, незатронутое, сохранное, что есть у умственно отсталого ребенка.

Нормативная база  Международные документы  Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года Декларация о правах инвалидов, принятая ООН от 9 декабря 1975 г Конвенция о правах ребенка, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. Саламанкская Декларация лиц с особыми потребностями принятая Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество.   Принцип: « Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» Принцип «Государства-участники признают право инвалидов на образование . В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

Нормативная база

Международные документы

  • Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года
  • Декларация о правах инвалидов, принятая ООН от 9 декабря 1975 г
  • Конвенция о правах ребенка, 20 ноября 1989 г.
  • Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
  • Саламанкская Декларация лиц с особыми потребностями принятая Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество.

Принцип: « Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»

Принцип «Государства-участники признают право инвалидов на образование . В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

Нормативные документы РФ:

  • Конституция Российской Федерации ;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012г.;
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181 от 1995, 2014г.
  • Федеральный закон. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 1998.
  • Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 года.
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008–2020 годы), от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы«
  • письмо Мин. здравоохранения РСФСР от 23 января 1990 г. № 22-02-08 «О медико-профилактической работе в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  • Письмо министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6 " О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)«
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами«
  • Письмо Минобрнауки РФ от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» :     Ст. 9. п Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Ст. 9. п. 28 Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» :

  •  

Ст. 9. п Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Ст. 9. п. 28 Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Ст. 2 п. Индивидуальный учебный план  - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося Ст. 2 п. Инклюзивное образование  - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Ст. 2 п. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

Ст. 2 п. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Особый ребенок Обычный ребенок Специальные школы Обычные школы  Специальные педагоги  Обычные педагоги Адаптация ребенка к единым требованиям Обычная школа  Специальные педагоги Все дети разные, и все могут учиться Условия школы разные для каждого Педагоги адаптируют обучение под потребности обучающихся www.themegallery.com

Особый ребенок

Обычный ребенок

Специальные школы

Обычные школы

Специальные педагоги

Обычные педагоги

Адаптация ребенка к единым требованиям

Обычная школа

Специальные педагоги

Все дети разные, и все могут учиться

Условия школы разные для каждого

Педагоги адаптируют обучение под потребности обучающихся

www.themegallery.com

Раздел II КоАП РФ.  За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. " width="640"

Кодекс об административных правонарушениях Раздел II КоАП РФ.  За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дети с ОВЗ  (по классификации В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова )    Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с задержкой психического развития; Дети с умственной отсталостью; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития , с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).  В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Дети с ОВЗ (по классификации В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова )

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • Дети с нарушением речи (логопаты);
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Дети с задержкой психического развития;
  • Дети с умственной отсталостью;
  • Дети с нарушением поведения и общения;
  • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития , с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ  ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЦАМ С НАРУШЕНИЯМИ  ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ  ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЦАМ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА  ЛОГОПЕДИЯ  (ЛИЦА СНАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)  ОЛИГОФРЕНО- ПЕДАГОГИКА ЛИЦА СНАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА  И С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ЗАТРУДНЕНИЯМИ ТИФЛОПЕДАГОГИКА (НЕЗРЯЧИЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ) СУРДОПЕДАГОГИКА (ГЛУХИЕ, СЛАБОСЛЫШАЩИЕ)

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ

ПЕДАГОГИКИ

ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЦАМ

С НАРУШЕНИЯМИ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ

ПЕДАГОГИКИ

ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЦАМ

С НАРУШЕНИЯМИ В

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА

ЛОГОПЕДИЯ

(ЛИЦА СНАРУШЕНИЯМИ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)

ОЛИГОФРЕНО-

ПЕДАГОГИКА

ЛИЦА СНАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

И С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ЗАТРУДНЕНИЯМИ

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

(НЕЗРЯЧИЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ)

СУРДОПЕДАГОГИКА

(ГЛУХИЕ, СЛАБОСЛЫШАЩИЕ)

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЗАДАЧИ: ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ  РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЦЕЛЬ: ДОСТИЖЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ  (ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОВЗ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И НЕЗАВИСИМОЙ ЖИЗНИ  КАК ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ) ИЗУЧЕНИЕ  ЗАКОНОМЕРНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОС- ТЯМИ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИНЦИПОВ, МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИИ. ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, КОМПЕНСАЦИОН- НЫХ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВА- НИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. ИССЛЕДОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕС- КИХ СРЕДСТВ И МЕХАНИЗМОВ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗНИКНОВЕ- НИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ЗАДАЧИ:

ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЦЕЛЬ:

ДОСТИЖЕНИЕ

РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ

ЛИЧНОСТЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ

И САМОРЕАЛИЗАЦИИ

(ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С

ОВЗ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

И НЕЗАВИСИМОЙ ЖИЗНИ

КАК ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА

СОЦИАЛИЗАЦИИ И

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ )

ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОС-

ТЯМИ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ СОДЕРЖАНИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИНЦИПОВ, МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИИ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, КОМПЕНСАЦИОН-

НЫХ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВА-

НИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

ИССЛЕДОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕС-

КИХ СРЕДСТВ И МЕХАНИЗМОВ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗНИКНОВЕ-

НИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ  лицо с ограниченными возможностями здоровья  лицо с особыми образовательными  потребностями  ИНВАЛИД лат. sorrektio) - исправление) - система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция (лат. comрensatio - возмещение, уравновешивание) - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсация (лат. rehabilitatio - восстановление) - восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности больных. Реабилитация (лат. habilis - быть способным к чему-либо) – первичное формирование пострадавшей функции.  Употребляется применительно к детям раннего возраста .  Абилитация

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  • лицо с ограниченными возможностями здоровья
  • лицо с особыми образовательными

потребностями

ИНВАЛИД

лат. sorrektio) - исправление) - система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Коррекция

(лат. comрensatio - возмещение, уравновешивание) - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.

Компенсация

(лат. rehabilitatio - восстановление) - восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности больных.

Реабилитация

(лат. habilis - быть способным к чему-либо) –

первичное формирование пострадавшей функции. Употребляется применительно к детям раннего возраста .

Абилитация

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Реабилитация Медицинская лечение недостатков, ликвидация последнего дефекта   Психологическая Социальная снятие психологических включение ребенка в социальную среду комплексов, восстановление  психических процессов   Педагогическая восстановление  утраченных учебных  умений, навыков, формирование личностных качеств

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Реабилитация

Медицинская

лечение недостатков,

ликвидация последнего

дефекта

Психологическая

Социальная

снятие психологических

включение ребенка

в социальную среду

комплексов, восстановление

психических

процессов

Педагогическая

восстановление

утраченных учебных

умений, навыков,

формирование

личностных

качеств

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  СПЕЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ (лат. defectus – недостаток) – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Дефект (лат. deprivatio - лишение) - состояние, развивающееся вследствие ограничения или полной блокировки важных психологических потребностей ребенка   Депривация (лат. deviatio – сбиваться с пути) – отклонение от  нормального положения, строения.  Девиация разрушение компенсаторных механизмов больного человека Декомпенсация

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

(лат. defectus – недостаток) – физический или

психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Дефект

(лат. deprivatio - лишение) - состояние, развивающееся

вследствие ограничения или полной блокировки важных психологических потребностей ребенка

Депривация

(лат. deviatio – сбиваться с пути) – отклонение от

нормального положения, строения.

Девиация

разрушение компенсаторных механизмов

больного человека

Декомпенсация

Дефект (лат.defectus – недостаток)  Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие дефекта не предопределяет аномального развития, например, нарушение зрения: 50% 50% 100% АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, Т.К. ИСКАЖАЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НЕТ , Т.К. СОХРАНЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ

Дефект (лат.defectus – недостаток)

Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие дефекта не предопределяет аномального развития, например, нарушение зрения:

50%

50%

100%

АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, Т.К. ИСКАЖАЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ

АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НЕТ , Т.К.

СОХРАНЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

ВОСПРИНИМАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С ОВЗ (ОПФР)  Особые образовательные потребности – это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и др.), которые проявляет ребенок в процессе обучения (В.И. Лубовский) и которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении этих детей. Когнитивные (познавательная сфера) составляющие – это владение мыслительными операциями, возможности восприятия и памяти (запечатление и сохранение воспринятой информации), активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире. Энергетические составляющие - умственная активность и работоспособность. Эмоционально-волевая сфера – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С ОВЗ (ОПФР)

Особые образовательные потребности

– это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и др.), которые проявляет ребенок в процессе обучения (В.И. Лубовский) и которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении этих детей.

  • Когнитивные (познавательная сфера) составляющие – это владение мыслительными операциями, возможности восприятия и памяти (запечатление и сохранение воспринятой информации), активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире.
  • Энергетические составляющие - умственная активность и работоспособность.
  • Эмоционально-волевая сфера – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.
 ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (Т.А.Власова, В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, Ж.И.Шиф и др.)   трудности во взаимодействии с окружающим миром. Все это усложняет социализацию, а, следовательно, и социальную адаптацию детей и взрослых с различными типами нарушений развития: замедляются процессы усвоения и воспроизводства социального опыта, установления межличностных отношений, благодаря которым человек учится жить совместно с другими. особенностями развития личности детей и подростков с ограниченными возможностями  здоровья : неадекватная самооценка, переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений, что связано с замедленным формированием основных структурных компонентов личности – самосознания, эмоционально-волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением контактов с людьми; реакцией личности на психотравмирующую ситуацию, обусловленную постепенным осознанием своей несостоятельности.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (Т.А.Власова, В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, Ж.И.Шиф и др.)

  • трудности во взаимодействии с окружающим миром. Все это усложняет социализацию, а, следовательно, и социальную адаптацию детей и взрослых с различными типами нарушений развития: замедляются процессы усвоения и воспроизводства социального опыта, установления межличностных отношений, благодаря которым человек учится жить совместно с другими.
  • особенностями развития личности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : неадекватная самооценка, переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений, что связано с замедленным формированием основных структурных компонентов личности – самосознания, эмоционально-волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением контактов с людьми; реакцией личности на психотравмирующую ситуацию, обусловленную постепенным осознанием своей несостоятельности.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАРУШЕННОГО РАЗВИТИЯ (Лубовский В.И., 2013) снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, которое может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерным только для определенного периода онтогенеза; затруднения словесного опосредствования ; замедление процесса формирования понятий ( у детей с нарушениями интеллекта полноценные понятия формируются выборочно. Для ряда категорий детей, например, с сенсорными нарушениями, характерно значительное отставание в становлении понятий – полноценные понятия формируются на три-пять лет позже, чем у обычных детей).

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАРУШЕННОГО РАЗВИТИЯ (Лубовский В.И., 2013)

  • снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, которое может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерным только для определенного периода онтогенеза;
  • затруднения словесного опосредствования ;
  • замедление процесса формирования понятий ( у детей с нарушениями интеллекта полноценные понятия формируются выборочно. Для ряда категорий детей, например, с сенсорными нарушениями, характерно значительное отставание в становлении понятий – полноценные понятия формируются на три-пять лет позже, чем у обычных детей).
Специальные условия Вид ОВЗ Спец условия Ответственное лицо (администрация ПОО, Педагог Семья ) www.themegallery.com

Специальные условия

Вид ОВЗ

Спец условия

Ответственное лицо

(администрация ПОО,

Педагог

Семья )

www.themegallery.com

Педагогические требования в обучении студентов с нарушением слуха В связи с отсутствием языкового обмена – нужна помощь сурдопереводчика , освоение педагогом дактильной речи и жестового языка. Организация обучения должна опираться на наглядные методы, дополнительное представление учебной информации ( опорные  конспекты лекций и практических занятий, адаптированный раздаточный материал, методические рекомендации, интеллект - карты, электронные  УМК ). Видео –показ в динамике, с подписями, с бегущей строкой. Увеличение доли практических занятий. Усиление межпредметных связей. Приоритет модульному обучению и разноуровневым заданиям. Временной режим – щадящий, строгая дозировка умственной и зрительной нагрузки. Требуются специальные средства «коммуникаторы» с текстовым вводом неоднократное  повторение, причем фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования; Коррекция произносительной стороны речи (спец.комп.программы)

Педагогические требования в обучении студентов с нарушением слуха

  • В связи с отсутствием языкового обмена – нужна помощь сурдопереводчика , освоение педагогом дактильной речи и жестового языка.
  • Организация обучения должна опираться на наглядные методы, дополнительное представление учебной информации ( опорные конспекты лекций и практических занятий, адаптированный раздаточный материал, методические рекомендации, интеллект - карты, электронные УМК ). Видео –показ в динамике, с подписями, с бегущей строкой.
  • Увеличение доли практических занятий.
  • Усиление межпредметных связей.
  • Приоритет модульному обучению и разноуровневым заданиям.
  • Временной режим – щадящий, строгая дозировка умственной и зрительной нагрузки.
  • Требуются специальные средства «коммуникаторы» с текстовым вводом неоднократное  повторение, причем фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования;
  • Коррекция произносительной стороны речи (спец.комп.программы)
Учебник или учебное пособие для обучения лиц с нарушением слуха Можно считать адаптированным если имеются: пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты содержания, предназначенные для восполнения пробелов в знаниях, необходимых для усвоения профессионально значимой информации; средства актуализации знаний и личного опыта; четко структурированное в виде компактных модулей содержание учеб.м-ла; презентация структуры каждого модуля (план) и краткое его содержание; изложение материала простыми предложениями, без сложных грамматических конструкций, с выделением главных идей, положений, правил, требований и т.п.; средства активизации познавательной деятельности и мотивации учения; средства, направленные на развитие профессионально-значимых свойств мышления, терминологического профессионального словаря (в каждой теме); задания, упражнения, обеспечивающие деятельностное усвоение и закрепление учебного материала; достаточное количество иллюстративного материала, с гиперссылками

Учебник или учебное пособие для обучения лиц с нарушением слуха

Можно считать адаптированным если имеются:

  • пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты содержания, предназначенные для восполнения пробелов в знаниях, необходимых для усвоения профессионально значимой информации;
  • средства актуализации знаний и личного опыта;
  • четко структурированное в виде компактных модулей содержание учеб.м-ла;
  • презентация структуры каждого модуля (план) и краткое его содержание;
  • изложение материала простыми предложениями, без сложных грамматических конструкций, с выделением главных идей, положений, правил, требований и т.п.;
  • средства активизации познавательной деятельности и мотивации учения;
  • средства, направленные на развитие профессионально-значимых свойств

мышления, терминологического профессионального словаря (в каждой теме);

  • задания, упражнения, обеспечивающие деятельностное усвоение и закрепление учебного материала;
  • достаточное количество иллюстративного материала, с гиперссылками
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями слуха (слабослышащих) 1. Для лиц с нарушениями слуха не пригодны професси и , предполагающие слуховой контроль (настройщик аппаратуры и др.), а также не рекомендуются производства с акустической сигнализацией опасности. 2. Недостаточно точная координация и неуверенность движений, замедленная скорость выполнения отдельных движений и низкий темп деятельности в целом наряду с нарушениями вестибулярного аппарата приводят к ограничениям, связанным с работой на высоте, у непрерывно движущихся автоматических линий, а также с приборами и аппаратами, работающими под током высокого напряжения. Как правило, необходимость пространственной ориентации и различная деятельность, требующая дифференциации или локализации источников звуков (например, определение направления звука), развивает слуховую чувствительность. Однако повышенный уровень шума, вибрации, длительные звуковые воздействия способствуют усталости слухового анализатора и дезориентации слабослышащих в пространстве.

Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями слуха (слабослышащих)

1. Для лиц с нарушениями слуха не пригодны професси и , предполагающие слуховой контроль (настройщик аппаратуры и др.), а также не рекомендуются производства с акустической сигнализацией опасности.

2. Недостаточно точная координация и неуверенность движений, замедленная скорость выполнения отдельных движений и низкий темп деятельности в целом наряду с нарушениями вестибулярного аппарата приводят к ограничениям, связанным с работой на высоте, у непрерывно движущихся автоматических линий, а также с приборами и аппаратами, работающими под током высокого напряжения.

  • Как правило, необходимость пространственной ориентации и различная деятельность, требующая дифференциации или локализации источников звуков (например, определение направления звука), развивает слуховую чувствительность. Однако повышенный уровень шума, вибрации, длительные звуковые воздействия способствуют усталости слухового анализатора и дезориентации слабослышащих в пространстве.
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями речи Профессиональные ограничения лиц с НР связаны с недостаточно развитой функцией коммуникации, что не позволяет выстраивать развернутые монологи и диалоги. Им противопоказаны: все виды преподавательской деятельности; профессии, требующие многочисленных и разнообразных социальных контактов; профессии, предъявляющие повышенные требования к грамотной письменной речи (корректор, нотариус, социальный работник, секретарь, секретарь-референт, коммерческий агент, страховой агент, агент по продаже недвижимости и т.п.). 2. В связи с нарушениями пространственной ориентации лицам с ТНР, особенно отягощенными нарушениями слуха, не рекомендуется ряд профессий, требующих сложной ориентировки и быстрого реагирования в пространстве (водительские профессии, регулировщик, диспетчер железнодорожных путей и авиалиний и т.п.). 3. При выраженных нарушениях речи также не рекомендованы профессии, связанные с необходимостью производить точные математические расчеты (бухгалтер и т.п.).

Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями речи

  • Профессиональные ограничения лиц с НР связаны с недостаточно развитой функцией коммуникации, что не позволяет выстраивать развернутые монологи и диалоги. Им противопоказаны:
  • все виды преподавательской деятельности;
  • профессии, требующие многочисленных и разнообразных социальных контактов;
  • профессии, предъявляющие повышенные требования к грамотной письменной речи (корректор, нотариус, социальный работник, секретарь, секретарь-референт, коммерческий агент, страховой агент, агент по продаже недвижимости и т.п.).

2. В связи с нарушениями пространственной ориентации лицам с ТНР, особенно отягощенными нарушениями слуха, не рекомендуется ряд профессий, требующих сложной ориентировки и быстрого реагирования в пространстве (водительские профессии, регулировщик, диспетчер железнодорожных путей и авиалиний и т.п.).

3. При выраженных нарушениях речи также не рекомендованы профессии, связанные с необходимостью производить точные математические расчеты (бухгалтер и т.п.).

Педагогические требования обучения студентов с нарушением зрения

  • Организация учебного пространства и рабочего места определяются не только остротой зрения, но и сопутствующими (двигательными, психическими и/или интеллектуальными) нарушениями в развитии. Специальное рабочее место д.б. безопасным и комфортным .
  • Особые требования предъявляются к освещению рабочего места. Недопустимы резкие изменения освещенности в течение рабочего дня. Местные светильники д.б. оснащены устройствами для регулирования направления и интенсивности светового потока.
  • Временной режим обучения - щадящий . Требуется строгая дозировка зрительной нагрузки. Чередовать и дозировать формы предъявления учебной информации – например: устное сообщение – работа с текстом - работа со схемой – работа с макетом (моделью), работа с аппаратурой …
  • Учебные материалы д.б. адаптирован к зрительным возможностям слабовидящих ( более крупный плоскопечатный шрифт, адаптированные цветные иллюстрации с отсутствием мелких деталей и выделением четко контуров изображений).
  • Необходимо наличие аудиокниг на различных носителях
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих) 1. Затруднения при работе с объектами, состоящими из множества деталей, со сложными механизмами или невозможность работать с такими объектами, снижение точности движений, оценки координации собственных движений и степени мышечного напряжения в процессе выполнения рабочих движений и производственных операций приводят к тому, что лицам с нарушениями зрения противопоказаны все рабочие профессии, где объектом труда являются станки, травмоопасные механизмы, механизмы, манипулирование с которыми требует скоординированности движений и зрительной ориентации (слесарь, механик, ремонтник и т.п.). 2. Слабовидящим свойственна замедленная скорость зрительного восприятия, поэтому им противопоказаны профессии, требующие быстрого реагирования на зрительные сигналы (оператор, диспетчер), управления движущимися механизмами, работы на конвейере.

Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих)

1. Затруднения при работе с объектами, состоящими из множества деталей, со сложными механизмами или невозможность работать с такими объектами, снижение точности движений, оценки координации собственных движений и степени мышечного напряжения в процессе выполнения рабочих движений и производственных операций приводят к тому, что лицам с нарушениями зрения противопоказаны все рабочие профессии, где объектом труда являются станки, травмоопасные механизмы, механизмы, манипулирование с которыми требует скоординированности движений и зрительной ориентации (слесарь, механик, ремонтник и т.п.).

  • 2. Слабовидящим свойственна замедленная скорость зрительного восприятия, поэтому им противопоказаны профессии, требующие быстрого реагирования на зрительные сигналы (оператор, диспетчер), управления движущимися механизмами, работы на конвейере.
3. В связи с нарушениями восприятия перспективы и глубины пространства и бинокулярного зрения не рекомендуются профессии, требующие пространственной ориентации (маркшейдеры, диспетчеры и т.п.), а также профессии, предъявляющие повышенные требования к зрительному анализатору или функции цветоощущения (декоратор, ювелир, оператор ЭВМ, корректор, преподаватель начальных классов и т.п.). Однако при определении профессиональной пригодности слабовидящего человека необходимо учитывать способность таких людей к компенсации, которая выражается в высокой автоматизации движений и повышенной тактильной чувствительности.
  • 3. В связи с нарушениями восприятия перспективы и глубины пространства и бинокулярного зрения не рекомендуются профессии, требующие пространственной ориентации (маркшейдеры, диспетчеры и т.п.), а также профессии, предъявляющие повышенные требования к зрительному анализатору или функции цветоощущения (декоратор, ювелир, оператор ЭВМ, корректор, преподаватель начальных классов и т.п.).
  • Однако при определении профессиональной пригодности слабовидящего человека необходимо учитывать способность таких людей к компенсации, которая выражается в высокой автоматизации движений и повышенной тактильной чувствительности.
Педагогические требования Среди всех групп инвалидов с нарушением функций ОДА можно выделить три, которым по уровню ОПФР рекомендовано дистанционное обучение : инвалиды с тяжелыми нарушениями манипулятивной функции рук (спастика, гиперкинез, миопатия), передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие ПФР близкое к нормальному; инвалиды с поражением нижних конечностей, лишенные возможности самостоятельно передвигаться, с разборчивой речью и близким к норме или ЗПР;  инвалиды с тяжелыми нарушениями речи (тяжелая дизартрия и анартрия) при разной степени выраженности нарушений функций верхних и/или нижних  конечностей.

Педагогические требования

Среди всех групп инвалидов с нарушением функций ОДА можно выделить три, которым по уровню ОПФР рекомендовано дистанционное обучение :

  • инвалиды с тяжелыми нарушениями манипулятивной функции рук (спастика, гиперкинез, миопатия), передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие ПФР близкое к нормальному;
  • инвалиды с поражением нижних конечностей, лишенные возможности самостоятельно передвигаться, с разборчивой речью и близким к норме или ЗПР;
  • инвалиды с тяжелыми нарушениями речи (тяжелая дизартрия и анартрия) при разной степени выраженности нарушений функций верхних и/или нижних

конечностей.

Оснащение рабочего места должно осуществляться с учетом тяжести инвалидности, обеспечивать инвалиду деятельность с незначительными или умеренными (тренирующими) нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма инвалида. Элементы оборудования и мебель должны быть трансформируемыми , регулируемыми, эргономичными. Выполнение рабочих операций - в пределах зоны досягаемости. Временной режим обучения – щадящий, требующий чередования (смены) интеллектуальной, физической нагрузки и отдыха. Вспомогательные удерживающие устройства. Адаптированные учебные пособия, ИКТ.
  • Оснащение рабочего места должно осуществляться с учетом тяжести инвалидности, обеспечивать инвалиду деятельность с незначительными или умеренными (тренирующими) нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма инвалида. Элементы оборудования и мебель должны быть трансформируемыми , регулируемыми, эргономичными. Выполнение рабочих операций - в пределах зоны досягаемости.
  • Временной режим обучения – щадящий, требующий чередования (смены) интеллектуальной, физической нагрузки и отдыха.
  • Вспомогательные удерживающие устройства.
  • Адаптированные учебные пособия, ИКТ.

Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями ОДА

1. Нарушение двигательных функций у лиц с НОДА делает недоступными для них профессии, требующие развитой координации и разнообразия движений, значительных физических нагрузок (слесарь-ремонтник, фрезеровщик, монтажник, сборщик, станочник и т.п.).

2. Лица с НОДА часто проявляют особую чувствительность к интенсивным раздражителям, особенно зрительным. Зрительные нагрузки (мелькание объектов или необходимость отслеживания движущего объекта в течение длительного времени) оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему. Кроме того, для лиц с НОДА вредны звуковые и зрительные сигналы, имеющие ритмическую структуру (ритмические повторения).

3. Таким лицам противопоказаны работы, связанные с возможным травматизмом, работы у движущихся станков и механизмов, работы на высоте (монтажник, крановщик, слесарь и т.п.).

4. Нарушение пространственного восприятия, свойственное лицам с НОДА, накладывает ограничения в освоении профессий, требующих ориентировки в пространстве, на местности, сложных манипуляций с предметами (официант, бармен, продавец, портной, повар, кондитер, ювелир, изготовитель художественных изделий и т.п.).

Педагогические требования для обучения лиц с интеллектуальными нарушениями Организовать свою работу в целом они не способны, следовательно требуется присутствия в мастерских умственно полноценных специалистов. На предварительную ориентировку в задании затрачивается меньше времени, т.к. совершают поверхностное ознакомление без существенного анализа изделия. Могут четко выучить отдельное простое действие, но не устанавливают причинно-следственных или пространственно-временных связей. Опора на подражание. сложные операции разбивать на простые с использованием пошаговых технологий Слабое словесно-логическое мышление не способствует развитию словесно-логической памяти, следовательно на нее не стоит ориентироваться – и показ выполнения действий д.б. наглядным. Уч. труд должен опираться на готовый развернутый план, инструкцию (наглядную, не многословную). Необходимы стимулирующие методы, учащийся надеется на помощь в ходе выполнения задания (не старается запомнить), надо развивать самоконтроль

Педагогические требования для обучения лиц с интеллектуальными нарушениями

  • Организовать свою работу в целом они не способны, следовательно требуется присутствия в мастерских умственно полноценных специалистов.
  • На предварительную ориентировку в задании затрачивается меньше времени, т.к. совершают поверхностное ознакомление без существенного анализа изделия.
  • Могут четко выучить отдельное простое действие, но не устанавливают причинно-следственных или пространственно-временных связей. Опора на подражание. сложные операции разбивать на простые с использованием пошаговых технологий
  • Слабое словесно-логическое мышление не способствует развитию словесно-логической памяти, следовательно на нее не стоит ориентироваться – и показ выполнения действий д.б. наглядным.
  • Уч. труд должен опираться на готовый развернутый план, инструкцию (наглядную, не многословную).
  • Необходимы стимулирующие методы, учащийся надеется на помощь в ходе выполнения задания (не старается запомнить), надо развивать самоконтроль
Общие приемы работы с ООВЗ Поэтапное разъяснение заданий Последовательное /пошаговое выполнение действий Повторение (3-5)инструкции выполнения действий Обеспечение мультимедийными и ТСО Чередование видов деятельности (не переутомлять) с Физминутками, и подготовка с мене видов деятельности Предоставление дополнительного времени Использование индивидуальных листов с упражнениями, составленными для минимального заполнения Индивидуальное оценивание работ (формирующее) Возможность переделать задание для усовершенствования

Общие приемы работы с ООВЗ

  • Поэтапное разъяснение заданий
  • Последовательное /пошаговое выполнение действий
  • Повторение (3-5)инструкции выполнения действий
  • Обеспечение мультимедийными и ТСО
  • Чередование видов деятельности (не переутомлять) с Физминутками, и подготовка с мене видов деятельности
  • Предоставление дополнительного времени
  • Использование индивидуальных листов с упражнениями, составленными для минимального заполнения
  • Индивидуальное оценивание работ (формирующее)
  • Возможность переделать задание для усовершенствования
Общие приемы работы с ООВЗ Компенсирующие элементы (средствам) реабилитационного пространства : *любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка) *понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками *сострадание, участие, необходимую помощь *обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). * использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов)   формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов,   взаимообучение,  диалогические методики,   дополнительные упражнения,   оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Общие приемы работы с ООВЗ

Компенсирующие элементы (средствам) реабилитационного пространства :

  • *любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка)
  • *понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками
  • *сострадание, участие, необходимую помощь
  • *обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
  • * использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов)   формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов,   взаимообучение,  диалогические методики,   дополнительные упражнения,   оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Педагогические требования Организация учебного пространства и рабочего места должна жестко соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям.  Временной режим обучения - щадящий. Требуется чередование умственной и физической нагрузки для того, чтобы избежать чрезмерного переутомления обучающегося. Технические средства обеспечения комфортного доступа к образованию – те же, что и при организации дистанционных курсов для обучающихся без ограничений в здоровье. Учебные материалы (учебники, рабочие тетради и дидактические материалы) – те же, что у обучающихся без ограничений в здоровье.

Педагогические требования

  • Организация учебного пространства и рабочего места должна жестко соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям.
  • Временной режим обучения - щадящий. Требуется чередование умственной и физической нагрузки для того, чтобы избежать чрезмерного переутомления обучающегося.
  • Технические средства обеспечения комфортного доступа к образованию – те же, что и при организации дистанционных курсов для обучающихся без ограничений в здоровье.
  • Учебные материалы (учебники, рабочие тетради и дидактические материалы) – те же, что у обучающихся без ограничений в здоровье.
Общие условия  непрерывность и преемственность комплексной коррекционной  работы в учреждениях общего, специального и профессионального образования;  вариативность моделей и условий профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ на основе учета их индивидуальных психофизических особенностей, образовательных потребностей, интересов и склонностей; создание в СПО образовательно-реабилитационной среды , учитывающей специальные образовательные потребности данной группы обучающихся и отражающей специфику их профессионального обучения; оптимистический прогноз в проектировании индивидуального образовательного маршрута всех и каждого обучающегося с ОВЗ.

Общие условия

  • непрерывность и преемственность комплексной коррекционной работы в учреждениях общего, специального и профессионального образования;
  • вариативность моделей и условий профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ на основе учета их индивидуальных психофизических особенностей, образовательных потребностей, интересов и склонностей;
  • создание в СПО образовательно-реабилитационной среды , учитывающей специальные образовательные потребности данной группы обучающихся и отражающей специфику их профессионального обучения;
  • оптимистический прогноз в проектировании индивидуального

образовательного маршрута всех и каждого обучающегося с ОВЗ.

Специальные образовательные условия для лиц с ОВЗ

  • медицинская (лечебная и профилактическая) помощь;
  • подготовка детей к овладению обрзовательной программой путем пропедевтических занятий (т.е. формирование у них необходимых знаний)
  • Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
  • замедленный темп усвоения новых знаний;
  • меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов с учетом того, что закон «магического числа 7±2» для детей с недостатками развития не действует, т.е. объем запоминаемой информации у них меньше;
  • Использование наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода;
  • При организация занятий избегать утомления детей;
  • максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
  • контроль понимания детьми всего, особенно вербального, учебного материала;
  • ситуация обучения должна строиться с учетом сенсорных возможностей ребенка, что означает оптимальное освещение рабочего места, наличие звукоусиливающей аппаратуры и т.д.
Коррекционные  технологии Арттерапия Сказкотерапия Куклотерапия Музыкатерапия Иппотерапия, дельфинотерапия, кинолготерапия Аутотренинги

Коррекционные технологии

  • Арттерапия
  • Сказкотерапия
  • Куклотерапия
  • Музыкатерапия
  • Иппотерапия, дельфинотерапия, кинолготерапия
  • Аутотренинги
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М.. 2007. Дефектологический словарь [Текст]. – М., 1970. Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002. Специальная педагогика [Текст] /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  • Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М.. 2007.
  • Дефектологический словарь [Текст]. – М., 1970.
  • Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002.
  • Специальная педагогика [Текст] /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!