Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детской культуры (искусств) «Радуга»
Методическая разработка
мастер-класса на тему
«Организация семейного творческого досуга
с применением
нетрадиционной техники рисования «монотипия»
в творческой работе по изготовлению
работ – открыток «Забавные бабочки и птички»
(из цикла мастер – классов по работе с семьей
«Чем занять непоседу»)
(предполагаемый контингент участников: дети 6 -7 лет и их родители)
Автор – составитель:
педагог д/о
1 квалификационной категории
Сячина Татьяна Александровна
г.о. город Выкса,
2018 г.
Пояснительная записка
Мастер – класс «Организация семейного творческого досуга с применением нетрадиционной техники рисования «монотипия» в творческой работе по изготовлению работ – открыток «Забавные бабочки и птички» рассчитан на детей 6 – 7 лет и их родителей.
Данная методическая разработка входит в цикл мастер – классов по работе с семьей «Чем занять непоседу». Очень важно, чтобы родители поддерживали творческие проявления своих детей, помогали формировать у них уверенность в себе и своих возможностях, ведь детская фантазия не имеет границ, поэтому важно направлять ее в нужное русло. Ведь самым важным является не конечный продукт – рисунок, сам по себе, а развитие личности ребенка, его творческого потенциала. И справиться с этим может помочь цикл мастер – классов по работе с семьей «Чем занять непоседу».
Каждый, наверное, согласится, что часто можно услышать от детей фразу, что он не умеет рисовать. И дети, и взрослые часто прикрепляют себе этот ярлык. Почему?.. Что же мешает им?.. Как правило – это страх, страх сделать что-то не так, как нужно; боязнь сделать что-то неправильно, не так как все. И поэтому для многих изобразительное творчество, как таковое, кажется сложным и невозможным для освоения.
Этот стереотип разрушается при использовании нетрадиционных техник изобразительного творчества, благодаря которым создается атмосфера непринужденности, раскованности и эмоционально-положительного отношения к творческой деятельности. Нетрадиционные техники основаны на творческой фантазии и воображении, и интересны тем, что рисунки у всех детей получаются совершенно разными, не похожими друг на друга. Нетрадиционное творчество привлекает своей простотой и доступностью, дает практически неограниченные возможности для творческой деятельности и самовыражения.
На первое место в вопросе применения нетрадиционных техник изобразительного творчества можно поставить технику «монотипия». «Монотипия» - уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы), живописи и рисунка. Ее можно назвать и графической живописью, и живописной графикой. В переводе с греческого языка «монотипия» означает «один отпечаток», и уникальность его в том, что этот отпечаток совершенно невозможно повторить.
Необычность «монотипии» состоит еще и в том, что данная техника:
1) позволяет быстро достичь творческого результата;
2) эта техника не позволяет копировать образец, что дает еще больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности;
3) эта техника позволяет преодолеть страх перед красками и перед цветом, а так же позволяет не бояться смешивать цвета друг с другом;
4) в этой технике всегда присутствует эффект неожиданности (эффект чуда), всегда получается что-то новое и интересное.
И поэтому, пожалуй, это самый интересный в эмоциональном плане путь для детей – путь случайных неожиданностей, чего- то нового и интересного. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. А в творческом процессе это самое важное, состояние души – миг удивительных открытий.
Цель мастер - класса: формирование у детей и их родителей интереса к изобразительному творчеству, повышение творческой активности, получение практических навыков при применении нетрадиционных техник рисования в работе с акварельными красками и бумагой.
Задачи:
обучать детей изготавливать интересные творческие работы своими руками;
прививать интерес к работе в нетрадиционных техниках акварельными красками;
расширять кругозор, развивать чувство цвета, художественного вкуса, формы, объема, пропорции.
Методы обучения:
словесный (объяснение, диалог педагога с детьми);
демонстрационный (объяснение с демонстрацией наглядного материала);
Характеристика оборудования учебного занятия:
Для педагога:
Для детей:
акварельные краски;
бумага для акварели;
ножницы;
емкость для воды;
кисти;
влажные салфетки.
Технические средства: фотоаппарат, компьютер.
Хронометраж мастер-класса:
организационная часть (вступительное слово педагога) – 5 минут;
основная часть – 80 минут;
заключительная часть – 5 минут.
Ход мастер – класса
Организационная часть.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители!
Я приветствую вас на мастер – классе «Забавные бабочки и птички», в процессе которого мы с вами познакомимся с нетрадиционной акварельной техникой «монотипия», что в переводе означает «один отпечаток». Техника «монотипия» позволяет изображать разные симметричные предметы, а также, насекомых, бабочек, птиц, животных, деревья, цветы и многое другое. Сегодня мы с вами изготовим две работы в этой технике: одна работа - «Забавная бабочка», другая - объемная открытка «Забавная птичка». В этой технике мы сделаем разноцветное семейство бабочек и целую веселую птичью семью.
Вопрос: Ребята, а что вы знаете о бабочках нашего края? А что вы знаете о птицах наших лесов? Какую пользу приносят птицы?
Сегодня мы с вами научимся создавать красивых бабочек на бумаге и изготавливать объемные открытки с птичками, у которых открываются клювики. В работе мы будем использовать бумагу и акварельные краски.
Основная часть.
Прежде, чем приступить к работе, мы постараемся представить себя в красивом саду, где порхают разноцветные бабочки и летают разные красивые птички, и в этом нам поможет красивая музыка с пением птиц и фотографии с бабочками и птичками. (приложение 1).
А теперь, прежде, чем приступить к работе, мы должны подготовить руки, размять и разогреть их. Я предлагаю вам сделать небольшую пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика (приложение 2).
Теперь приступаем к работе, с начала к работе над бабочкой. Берем лист бумаги и складываем пополам. Берем акварельные краски и слегка смачиваем их, чтобы ими было легче работать. Затем на одну из сторон листа ближе к сгибу листа наносим цветовые пятна, это будут крылышки бабочки (цветовое решение каждый выбирает сам). Эту половинку листа с пятнами накрываем другой половинкой листа и мягкими круговыми движениями разглаживаем лист сверху, таким образом, отпечатываем изображение на другую половинку. Добавляем цветовые пятна для получения изображения туловища бабочки, ее головки и усиков, их тоже отпечатываем на другую половину листа. Далее рисуем глазик и также отпечатываем. Затем можно нарисовать травку, цветочки, небо, солнышко и т. д. Работа готова.
Теперь приступаем к работе над птичкой. Берем лист бумаги и также складываем пополам. Затем на одну из сторон листа наносим цветовые пятна полукругом со стороны сгиба. Накрываем другой половинкой листа и мягкими круговыми движениями разглаживаем лист, таким образом, отпечатываем изображение. Добавляем цветовые пятна для получения изображения тела птички и тоже отпечатываем. На одной стороне листа рисуем крылышко, хохолок, лапку и отпечатываем на другую сторону листа. Далее рисуем глазик, и также
отпечатываем. Затем рисуем или веточку, или травку, на которой будет находиться птичка. Далее для работы нам понадобятся ножницы. Прежде, чем их взять, давайте вспомним правила
безопасности при работе с режущими предметами. А теперь берём в руки ножницы и осторожно делаем надрез - «клювик», движением вперёд, перпендикулярно сгибу посередине
листа. Делаем небольшой надрез, приподнимая ножницы немного вверх, при этом нельзя их полностью смыкать. Чтобы у птички появился клювик, теперь его надо правильным образом отогнуть и придать нужную форму. После этого клювик можно выделить другим цветом. Птичка готова.
Это еще не все: после того, как полностью работа высохнет, с помощью гелиевой ручки или фломастера можно прорисовать мелкие детали, такие как, реснички, перышки, усики и т.д.
Ребята и уважаемые родители! Все наши поделки мы можем положить и поставить на стол, в виде большого семейства бабочек и большого птичьего хоровода. Сейчас предлагаю вам рассмотреть ваши работы, и полюбоваться на большую, дружную, разноцветную семью.
А сейчас у меня к вам, ребята, будет несколько вопросов:
У меня будет несколько вопросов и к вам, уважаемые родители:
Было ли вам интересно на мастер – классе?
Что вы узнали нового для себя?
Чему научились, и что хотели бы применить у себя дома, в вашем семейном досуге?
Результаты учебного занятия: в ходе мастер – класса и ребенок, и взрослый, изготовит из бумаги с применением акварели в технике «монотипия» по две работы: одну – с забавной бабочкой, а другую – с забавной птичкой, у которой открывается клювик.
В заключение мастер – класса оформляется мини - выставка «Забавные бабочки» и «Забавные птички», родителями заполняется листок – отзыв.
Методическое обеспечение мастер – класса «Забавные бабочки и птички».
Инструменты и материалы | Методы и приемы мастер- класса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятия. | Форма подведения итогов |
акварельные краски; ножницы; бумага для акварели; емкость для воды; кисти; влажные салфетки.
| Методы: словесный, игровой, практический. Приёмы: объяснение, показ, наблюдение, показ практических действий, творческая самостоятельная работа, анализ выполненных работ. | фотографии бабочек и птичек образцы готовых изделий (работы с бабочками и с птичками); упражнения для рук «Пальчиковая гимнастика»; правила техники безопасности при работе с ножницами. | | Выставка выполненных работ. Заполнение листов – отзывов. |
Литература и интернет - ресурсы:
Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972.
Т.В. Калинина. Альбом с кляксами. Основы языка. СПб., 2009 г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой. - М.:ТЦ "Сфера", 2004.
Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
www.monotypy.ru
www.fcio.edu.ru
Приложение 1
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика "Птицы"
| ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. | |
|
| ПТИЧКА Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. | |
|
| ФИЛИН Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос). | |
|
| ПЕТУШОК Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. | |
|
| КУРОЧКА Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. | |
|
| ГУСЬ Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. | |
Птички прилетали (Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз. Сжать пальцы в кулачок).
Птички прилетали,
Крыльями махали.
Сели, Посидели,
И дальше полетели.
Дятел
Вдруг в лесу раздался стук. (Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки).
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья лечит.