СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Организация семейного творческого досуга с применением нетрадиционной техники рисования «монотипия»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер – класс «Организация семейного творческого досуга с применением нетрадиционной техники рисования «монотипия» в творческой работе по изготовлению работ – открыток «Забавные бабочки и птички» рассчитан на детей 6 – 7 лет и их родителей.

        Данная методическая разработка входит в цикл мастер – классов по работе с семьей «Чем занять непоседу». Очень важно, чтобы родители поддерживали творческие проявления своих детей, помогали формировать у них уверенность в себе и своих возможностях, ведь детская фантазия не имеет границ, поэтому важно направлять ее в нужное русло. Ведь самым важным является не конечный продукт – рисунок, сам по себе, а развитие личности ребенка, его творческого потенциала. И справиться с этим может помочь цикл мастер – классов по работе с семьей «Чем занять непоседу».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Организация семейного творческого досуга с применением нетрадиционной техники рисования «монотипия»»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детской культуры (искусств) «Радуга»








Методическая разработка

мастер-класса на тему



«Организация семейного творческого досуга

с применением

нетрадиционной техники рисования «монотипия»

в творческой работе по изготовлению

работ – открыток «Забавные бабочки и птички»


(из цикла мастер – классов по работе с семьей

«Чем занять непоседу»)




(предполагаемый контингент участников: дети 6 -7 лет и их родители)



Автор – составитель:

педагог д/о

1 квалификационной категории

Сячина Татьяна Александровна






г.о. город Выкса,


2018 г.


Пояснительная записка


Мастер – класс «Организация семейного творческого досуга с применением нетрадиционной техники рисования «монотипия» в творческой работе по изготовлению работ – открыток «Забавные бабочки и птички» рассчитан на детей 6 – 7 лет и их родителей.

Данная методическая разработка входит в цикл мастер – классов по работе с семьей «Чем занять непоседу». Очень важно, чтобы родители поддерживали творческие проявления своих детей, помогали формировать у них уверенность в себе и своих возможностях, ведь детская фантазия не имеет границ, поэтому важно направлять ее в нужное русло. Ведь самым важным является не конечный продукт – рисунок, сам по себе, а развитие личности ребенка, его творческого потенциала. И справиться с этим может помочь цикл мастер – классов по работе с семьей «Чем занять непоседу».

Каждый, наверное, согласится, что часто можно услышать от детей фразу, что он не умеет рисовать. И дети, и взрослые часто прикрепляют себе этот ярлык. Почему?.. Что же мешает им?.. Как правило – это страх, страх сделать что-то не так, как нужно; боязнь сделать что-то неправильно, не так как все. И поэтому для многих изобразительное творчество, как таковое, кажется сложным и невозможным для освоения.

Этот стереотип разрушается при использовании нетрадиционных техник изобразительного творчества, благодаря которым создается атмосфера непринужденности, раскованности и эмоционально-положительного отношения к творческой деятельности. Нетрадиционные техники основаны на творческой фантазии и воображении, и интересны тем, что рисунки у всех детей получаются совершенно разными, не похожими друг на друга. Нетрадиционное творчество привлекает своей простотой и доступностью, дает практически неограниченные возможности для творческой деятельности и самовыражения.

На первое место в вопросе применения нетрадиционных техник изобразительного творчества можно поставить технику «монотипия». «Монотипия» - уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы), живописи и рисунка. Ее можно назвать и графической живописью, и живописной графикой. В переводе с греческого языка «монотипия» означает «один отпечаток», и уникальность его в том, что этот отпечаток совершенно невозможно повторить.

Необычность «монотипии» состоит еще и в том, что данная техника:

1) позволяет быстро достичь творческого результата;

2) эта техника не позволяет копировать образец, что дает еще больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности;

3) эта техника позволяет преодолеть страх перед красками и перед цветом, а так же позволяет не бояться смешивать цвета друг с другом;



4) в этой технике всегда присутствует эффект неожиданности (эффект чуда), всегда получается что-то новое и интересное.

И поэтому, пожалуй, это самый интересный в эмоциональном плане путь для детей – путь случайных неожиданностей, чего- то нового и интересного. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. А в творческом процессе это самое важное, состояние души – миг удивительных открытий.


Цель мастер - класса: формирование у детей и их родителей интереса к изобразительному творчеству, повышение творческой активности, получение практических навыков при применении нетрадиционных техник рисования в работе с акварельными красками и бумагой.


Задачи:

  • обучать детей изготавливать интересные творческие работы своими руками;

  • прививать интерес к работе в нетрадиционных техниках акварельными красками;

  • расширять кругозор, развивать чувство цвета, художественного вкуса, формы, объема, пропорции.

Методы обучения:

  • словесный (объяснение, диалог педагога с детьми);

  • демонстрационный (объяснение с демонстрацией наглядного материала);

  • репродуктивный (воспроизводящий).


Характеристика оборудования учебного занятия:


Для педагога:

  • наглядные пособия (фотографии с бабочками и птичками; объемные открытки с птичками с открывающимся клювом и работы с бабочками в технике «монотипия»);

  • правила по технике безопасности;

  • акварельные краски;

  • бумага для акварели;

  • емкость для воды;

  • ножницы;

  • кисти.





Для детей:

  • акварельные краски;

  • бумага для акварели;

  • ножницы;

  • емкость для воды;

  • кисти;

  • влажные салфетки.

Технические средства: фотоаппарат, компьютер.


Хронометраж мастер-класса:

  1. организационная часть (вступительное слово педагога) – 5 минут;

  2. основная часть – 80 минут;

  3. заключительная часть – 5 минут.


Ход мастер – класса

Организационная часть.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители!

Я приветствую вас на мастер – классе «Забавные бабочки и птички», в процессе которого мы с вами познакомимся с нетрадиционной акварельной техникой «монотипия», что в переводе означает «один отпечаток». Техника «монотипия» позволяет изображать разные симметричные предметы, а также, насекомых, бабочек, птиц, животных, деревья, цветы и многое другое. Сегодня мы с вами изготовим две работы в этой технике: одна работа - «Забавная бабочка», другая - объемная открытка «Забавная птичка». В этой технике мы сделаем разноцветное семейство бабочек и целую веселую птичью семью.

Вопрос: Ребята, а что вы знаете о бабочках нашего края? А что вы знаете о птицах наших лесов? Какую пользу приносят птицы?

Сегодня мы с вами научимся создавать красивых бабочек на бумаге и изготавливать объемные открытки с птичками, у которых открываются клювики. В работе мы будем использовать бумагу и акварельные краски.


Основная часть.

Прежде, чем приступить к работе, мы постараемся представить себя в красивом саду, где порхают разноцветные бабочки и летают разные красивые птички, и в этом нам поможет красивая музыка с пением птиц и фотографии с бабочками и птичками. (приложение 1).





А теперь, прежде, чем приступить к работе, мы должны подготовить руки, размять и разогреть их. Я предлагаю вам сделать небольшую пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика (приложение 2).


Теперь приступаем к работе, с начала к работе над бабочкой. Берем лист бумаги и складываем пополам. Берем акварельные краски и слегка смачиваем их, чтобы ими было легче работать. Затем на одну из сторон листа ближе к сгибу листа наносим цветовые пятна, это будут крылышки бабочки (цветовое решение каждый выбирает сам). Эту половинку листа с пятнами накрываем другой половинкой листа и мягкими круговыми движениями разглаживаем лист сверху, таким образом, отпечатываем изображение на другую половинку. Добавляем цветовые пятна для получения изображения туловища бабочки, ее головки и усиков, их тоже отпечатываем на другую половину листа. Далее рисуем глазик и также отпечатываем. Затем можно нарисовать травку, цветочки, небо, солнышко и т. д. Работа готова.


Теперь приступаем к работе над птичкой. Берем лист бумаги и также складываем пополам. Затем на одну из сторон листа наносим цветовые пятна полукругом со стороны сгиба. Накрываем другой половинкой листа и мягкими круговыми движениями разглаживаем лист, таким образом, отпечатываем изображение. Добавляем цветовые пятна для получения изображения тела птички и тоже отпечатываем. На одной стороне листа рисуем крылышко, хохолок, лапку и отпечатываем на другую сторону листа. Далее рисуем глазик, и также

отпечатываем. Затем рисуем или веточку, или травку, на которой будет находиться птичка. Далее для работы нам понадобятся ножницы. Прежде, чем их взять, давайте вспомним правила

безопасности при работе с режущими предметами. А теперь берём в руки ножницы и осторожно делаем надрез - «клювик», движением вперёд, перпендикулярно сгибу посередине



листа. Делаем небольшой надрез, приподнимая ножницы немного вверх, при этом нельзя их полностью смыкать. Чтобы у птички появился клювик, теперь его надо правильным образом отогнуть и придать нужную форму. После этого клювик можно выделить другим цветом. Птичка готова.

Это еще не все: после того, как полностью работа высохнет, с помощью гелиевой ручки или фломастера можно прорисовать мелкие детали, такие как, реснички, перышки, усики и т.д.


Ребята и уважаемые родители! Все наши поделки мы можем положить и поставить на стол, в виде большого семейства бабочек и большого птичьего хоровода. Сейчас предлагаю вам рассмотреть ваши работы, и полюбоваться на большую, дружную, разноцветную семью.


А сейчас у меня к вам, ребята, будет несколько вопросов:

  • Было ли вам интересно на этом мастер – классе?

  • Что вы узнали нового?

  • Чему научились, и что понравилось больше всего?


У меня будет несколько вопросов и к вам, уважаемые родители:

  • Было ли вам интересно на мастер – классе?

  • Что вы узнали нового для себя?

  • Чему научились, и что хотели бы применить у себя дома, в вашем семейном досуге?


Результаты учебного занятия: в ходе мастер – класса и ребенок, и взрослый, изготовит из бумаги с применением акварели в технике «монотипия» по две работы: одну – с забавной бабочкой, а другую – с забавной птичкой, у которой открывается клювик.

В заключение мастер – класса оформляется мини - выставка «Забавные бабочки» и «Забавные птички», родителями заполняется листок – отзыв.











Методическое обеспечение мастер – класса «Забавные бабочки и птички».

Инструменты и материалы

Методы и приемы мастер- класса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятия.

Форма подведения итогов

  • акварельные краски;

  • ножницы;

  • бумага для акварели;

  • емкость для воды;

  • кисти;

  • влажные салфетки.






Методы: словесный, игровой, практический.


Приёмы: объяснение, показ, наблюдение, показ практических действий, творческая самостоятельная работа, анализ выполненных работ.

  • фотографии бабочек и птичек

  • образцы готовых изделий (работы с бабочками и с птичками);

  • упражнения для рук «Пальчиковая гимнастика»;

  • правила техники безопасности при работе с ножницами.

  • фотоаппарат,

  • компьютер.

Выставка выполненных работ.


Заполнение листов – отзывов.



Литература и интернет - ресурсы:

  1. Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972.

  2. Т.В. Калинина. Альбом с кляксами. Основы языка. СПб., 2009 г.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930.

  4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой. - М.:ТЦ "Сфера", 2004.

  5. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.

  6. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

  7. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.

  8. www.monotypy.ru

  9. www.fcio.edu.ru







Приложение 1



Приложение 2

Пальчиковая гимнастика "Птицы"


ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

 


ПТИЧКА

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

 


ФИЛИН

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

 


ПЕТУШОК

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

 



КУРОЧКА

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

 


ГУСЬ

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

 



Птички прилетали (Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз. Сжать пальцы в кулачок).

Птички прилетали,
Крыльями махали.
Сели, Посидели,
И дальше полетели.
Дятел

Вдруг в лесу раздался стук. (Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки).
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья лечит.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!