СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Обучение техники броска в баскетболе на начальном этапе.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

 

Обучение техники броска в баскетболе на начальном этапе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Обучение техники броска в баскетболе на начальном этапе.»


АДМИНИСТРАЦИЯ КОЛОМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

«АВАНГАРД»









Методическая разработка


Обучение техники броска в баскетболе на начальном этапе.




























Коломна 2018

План.



1. Введение.



2. Основная часть.


2.1. Факторы, определяющие точность выполнения бросков мяча в кольцо.


2.2. Физические принципы броска.


2.3. Техника выполнения броска по фазам.


2.4. Тренировка бросков.


2.5. Требования, ошибки, рекомендации.


2.6. Начальное обучение.


2.7. Вывод.



3. Библиография.



















1. Введение.



Бросок в кольцо - важнейший технический элемент игры, конечная цель всех действий на площадке. Точность броска мяча по корзине тотчас же сказывается не только на счёте матча, но и на организации игры, на психологическом состоянии команды. Игроки любого класса обычно уделяют тренировке бросков наибольшее внимание и работают над ними особенно тщательно. В задачу тренера входит направление этой работы, ее дозировка и исправление технических ошибок. Тренер вместе с игроком определяет оптимальный способ броска, исходя из физических возможностей, двигательных навыков и психологических особенностей игрока. После этого начинается сложная и очень важная работа по отработке технического исполнения броска, доведения его до совершенства.

Броски различаются по типу их исполнения: одной или двумя руками; по способу исполнения: с места, в прыжке, в движении, после прохода, после обманного движения, крюком, полукрюком, броском сверху; по расстоянию от кольца: ближние (0-3 м), средние (3-5 м) и дальние (из-за линии радиусом 6,25 м), или трехочковые броски.

Точность броска зависит прежде всего от техники - доведенной до автоматизма, стабильной и рациональной, а также от психологических свойств - смелости и уверенности в своих действиях, собранности, умения противостоять сопернику.

Поставить правильный в техническом отношении бросок необходимо в самой ранней стадии обучения, поскольку исправлять ошибки в технике броска значительно сложнее, чем сразу обучить правильному выполнению его. Игрокам полезно постоянно просматривать кинопрограммы лучших снайперов, с тем чтобы учиться правильной постановке кисти, положению рук, ног, корпуса, выполнению прыжка. Еще полезнее увидеть действия известного снайпера на тренировке, когда он совершает бросок по кольцу. Хорошо, если тренер сам может продемонстрировать правильное выполнение броска, но еще важнее, если он подмечает все технические ошибки учеников и умеет их исправлять.

Ценный опыт можно получить, наблюдая, как бросают по кольцу лучшие игроки НБА, России, Латвии и других стран, даже если смотреть их игру не на площадке, а по телевидению. Очень часто знаменитый снайпер становится кумиром для начинающего игрока и, пожалуй, подражание кумиру - один из успешных путей к достижению цели: приобретению навыков стабильного и точного броска.







2. Основная часть.



2.1. Факторы, определяющие точность выполнения бросков мяча в кольцо.


Вопросы точности двигательных действий широко изучаются специалистами в области физического воспитания и спорта. Как и в любой сфере исследования, так и в области баскетбола, специалисты выделяют объективные и субъективные факторы, определяющие точность бросков.

К внешним факторами, не зависящим от человека являются: физические свойства мяча, особенности его полета, механические закономерности попадания мяча в цель, расстояние до кольца и т.п. Факторы, непосредственно зависящие от внутреннего состояния спортсмена, выполняющего бросок, можно разделить на индивидуальные и общие. К индивидуальным относятся: пол, возраст, физические данные, чувствительные анализаторы, глазомер, характер спортсмена и т.п. К общим факторам или присущим всем играющим в баскетбол относятся: физическая, техническая, психологическая подготовленность состояния спортсмена; методика тренировки; способ выполнения действий в игровой обстановке и т.п. Именно последние факторы, в первую очередь и определяют поведение спортсмена и его результативность в игре.



2.2. Физические принципы броска.


Физические принципы броска включают в себя следующие факторы:

а) удержание равновесия тела, что позволяет выполнять координационные усилия ногами, туловищем и руками;

б) создание достаточного усилия для определённого броска;

в) каждое движение туловища в своем развитии происходит в нужный момент и правильной последовательности;

г) использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории;

д) эффективное сопровождение.


Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча. Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со средних и дальних дистанциях лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча, при которой высокая точка над уровнем кольца примерно 1,4-2 метра считают. Наиболее приемлемым углом выпуска мяча при броске считают угол равным 58 градусов к горизонтали. При этом угле выпуска игроки добиваются самой большой результативности. Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча, при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу. С точки зрения динамики, ближние броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины. Независимо от того, целится игрок в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки мишени, во время и после броска. При броске все движения должны быть скоординированными, последовательными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель. Естественное сопровождение шага гарантирует прохождение его по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч и “ощущать его контроль”.

Баскетбольные броски снайперов могут отличаться в стилях, в разновидности бросков, но они, как правило, не отличаются в основах техники (биомеханических принципах) движения рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину.



2.3. Техника выполнения броска по фазам.


Подготовительная фаза: игрок получает мяч в движении и сразу делает стопорящий шаг одной ногой. Затем он приставляет к ней другую ногу, сгибая локти, выносит мяч на бросковой руке перед головой. Можно при получении мяча выполнить остановку прыжком на две ступни одновременно, что позволит сократить время для изготовки броска.

Основная фаза: игрок выпрыгивает толчком двумя ногами при этом туловище развернуто прямо к кольцу, ноги слегка согнуты. Прыжок выполняется с наименьшими колебаниями туловища по вертикали, и с наименьшим дальнейшим приземлением игрока после броска в сторону защитника, что бы избежать столкновения с ним.

Заключительная фаза: При достижении высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину выпрямлением бросковой руки вперед-вверх и энергичным, но плавным движением кисти и пальцев. Мячу придается обратное вращение. Не бросковую руку снимают с мяча в момент начала движения кисти бросковой руки. При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающее движение и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков пальцев. После выпуска мяча игрок последовательно разгибает кисть, опускает локоть и плечо вниз.

При выполнении броска в прыжке со сравнительно близкого расстояния отпадает необходимость в большой амплитуде разгибания руки с мячом. Основным бросковым движением становится движение кисти и пальцем, благодаря которому повышаются уровень исходного положения мяча непосредственно перед броском и точка выпуска мяча - тогда игрок может успешно преодолеть сопротивление соперника.

Бросок в прыжке с отклонением туловища назад стали применять и для атаки кольца с близких и средних расстояний при плотной опеке высокорослого защитника обладающего хорошей прыгучестью. Мяч выпускают над головой вне центрального поля зрения игрока - он летит по навесной траектории, что в определенной степени затрудняет достижение высокой точности броска.

Броски мяча в корзину в прыжке выполняются обычно в сильно варьирующих условиях при многообразных воздействиях на игрока, главным из которых являются действия противников.



2.4. Тренировка бросков.


Большинство авторов сходится в том, что наиболее эффективным методом повышения результативности является метод приближения к условиям соревнований, и даже усложняя эти условия.


Усложненность условий выполнения игровых приемов в баскетболе создается наличием следующих факторов:

1) сопротивление противника;

2) создание трудных необычных условий;

3) максимальная быстрота выполнения приемов.

Все эти факторы требуют от баскетболистов высокой мобильности двигательных навыков, главным образом, за счет изменения временных компонентов


Для повышения результативности бросков юных баскетболистов предлагаются следующие виды установок:

1) на стабильность;

2) на быстроту выполнения;

3) на повышение высоты траектории полета мяча;

4) на бросок с максимально дальней дистанции


Для стабилизации двигательных навыков с целью повышения результативности при выполнении бросков многие специалисты рекомендуют следующие методические приемы:

1) выполнение по 100 бросков на каждом тренировочном занятии;

2) выполнение бросков временными отрезами (за 5, 10, 15 минут).

3) лично-командные соревнования по броскам;

4) выполнение бросков после различных игровых приемов: бросков с игры, ведение мяча и т.д.



2.5. Требования, ошибки, рекомендации.


Основные требования при броске:


1 в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,

2 чувствуй мяч подушечками фаланг пальцев,

3 начинай бросок с ног,

4 синхронность работы ног, туловища, рук,

5 направь локоть бросающей руки на корзину,

6 выпускай мяч через указательный палец,

7 сопровождай бросок рукой и кистью,

8 конечное движение кистью, закручивая мяч,

9 постоянно удерживай взгляд на цели,

10 полностью сосредотачивайся на бросок,

11 следи за мягкостью и непринужденностью броска,

12 для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.


Общие ошибки при броске:


1. Неумение сосредоточить внимание на цели.

2. Слишком сильное вращение мяча.

3. Плохое равновесие тела.

4. Поспешность при выполнении броска.

5. Разведение локтей при выполнении броска.

6. Отсутствие сопровождения мяча.

7. Броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией.

8. Держание мяча на ладони во время броска

9. Недостаточная высота прыжка

10. Руки выпрямляются вертикально вверх

11. Бросок выполняется без работы ног

12. Отсутствует захлестывающее движение кистями

13. Отсутствие расслабления после броска

14. Отсутствие согласованности роботы рук и ног

15. Несогласованность в работе рук и ног

16. Неполное разгибание руки в локтевом суставе

17. Отсутствие захлёста руки

18. Выпуск мяча с руки, согнутой в локтевом суставе.

19. Резкое, сильное движение руки с мячом.

20. Сгибание пальцев, а не захлестывающие движения кистью

21. Мяч выносится в исходное положение для броска до прыжка

22. При "подседании" наблюдается размахивание мячом

23. Локоть бросающей руки низко опущен и отведен в сторону

24. Мяч в верхнем положении выносится далеко вперед или назад

25. Не выпрямляется полностью рука при броске



Рекомендации при броске:


- В исходном положении перед броском удерживай мяч перед грудью, близко к туловищу, плотно контролируя мяч кистями.

- Правильная техника броска, не исключает индивидуального стиля исполнения броска

-Знать, когда и как бросать мяч по корзине, когда следует произвести бросок, а когда лучше передать мяч партнеру, находящемуся в более удобной позиции для броска.

-Уметь расслабляться при броске, совершенствовать это умение.

-Быть уверенным в своих силах, Воспитать в себе чувство способности реализовать каждый бросок.

-Сосредотачивать внимание на цели. При бросках с близкой дистанции рекомендуется целиться в щит.

-Быть в равновесии и сохранить основную стойку.

-Сопровождать каждый бросок в максимальной амплитуде и немедленно занимать исходное положение для добивания мяча или быстрого возвращения в защиту.

-Контролировать вращения мяча. Придавать мячу минимум вращения, и только тогда, когда это необходимо. Чтобы придать мячу небольшое обратное вращение, нужно выполнить мягкое и плавное движение кистью.

-Стараться выполнять бросок максимально быстрее для определённой ситуации и определять направления броска.

- Наблюдай за тем, как бросают лучшие баскетболисты мира



2.6. Начальное обучение и вывод.


Проанализировав вышеизложенный пункт не трудно прийти к выводу, что техническая база составляющая бросок очень разнообразна, и если хорошо подумать или просмотреть другие источники обучения бросков, то можно будет прибавить ещё несколько пунктов требований или рекомендаций бросающему. В итоге каждый тренер стремится, что бы его воспитанник выполнял броски правильно, соблюдая все вышеизложенные критерии, ведь от этого напрямую зависит результативность игрока и команды в целом. И наверное к игроку высокого класса мы и в праве предъявлять такие требования, потому что движения высококлассного игрока, выполняющего бросок, начиная от подготовительного до конечного отработаны до автоматизма, и он не задумывается над всеми фазами работы тела. Такие же требования к начинающему баскетболисту предъявлять не целесообразно и не профессионально с точки зрения обучению броска тренером. Если подсчитать в вышеизложенном пункте работы требования к бросающему, то получится около 50 рекомендаций. А теперь представим себе такую картину. Полный задора паренёк, прослушав длительную лекцию тренера как надо идеально выполнить бросок, пробует сделать попытку броска в кольцо по всем канонам баскетбольного искусства. Он старается концентрировать внимание на каждой мелочи, выполняя всё досконально. И так тренировка за тренировкой. Не трудно спрогнозировать, что обучение проходит монотонно и психологически напряжённо. Дети не способны ещё выслушивать длительные нотации тренера, выполнять обучение по длительному пути, быть на тренировке не активными. В итоге на следующей тренировке мы можем больше и не увидеть нашего задорного паренька.

Поэтому, поскольку технические закономерности работы звеньев ног, туловища, бросающей руки одинаковы для всех видов бросков, надо помнить, что обучение молодых игроков должно начинаться с облегчённой техники броска. Целесообразно выделить основные базовые моменты техники, желательно не больше трёх, чтобы ребёнку удобно было проговаривать вслух, тем самым акцентируя внимание. В броске с места таковыми моментами, по очереди выполнения, являются: ноги, локоть, кисть. При постановке ног занимающийся постепенно учится автоматически выполнять требования для ног, локоть координирует и направляет бросок, кисть придаёт окончательное, осмысленное, завершающее действие броска. Поэтому, непосредственно в зале, я требую проговаривать базовые элементы броска на три счёта, что существенно ускорило процесс обучения и качества броска. При броске после двух шагов я требую проговаривать: колено локоть, кисть. Чтобы дети начинали вникать, осмысливать и представлять полную картину высокотехничного броска, я каждому даю листок с требованиями, ошибками и рекомендациями изложенными в предыдущем пункте работы, и прошу их повесить у себя дома перед столом.



2.7. Вывод.


Этап начальной подготовки существенно помолодел. В настоящее время в баскетбол начинают делать массовый набор тренера со второго, а где и с первого класса. Через год, два можно играть в первенствах и турнирах для самых маленьких на всевозможных уровнях. Задача любого тренера - обучить качественно и быстро, чтобы его команда была конкурентоспособной, и дети с тренером получали удовлетворение от проделанной работы. При обучении техники броска, а также при обучении и других технических баскетбольных элементов, я придерживаюсь простой истины: научить от простого к сложному. Если дети морально легко будут воспринимать обучающий процесс, то можно и постепенно двигаться вперёд в обучении, по ходу корректируя ошибки. На моих тренировках я применяю метод обучения и совершенствования на три счёта, о чем я упоминал в вышеизложенном пункте. На три счёта, с проговариванием, дети легко осмысливают правильные базовые действия, тем самым правильно координируются, при выполнении броска. Далее же, постепенно по мере усвоения базовых моментов, техника игрока расширяется, координируется и совершенствуется.













































3. Библиография:




1.Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол - Киев, 1984.


2.Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - М., 1997.


3.Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт,1997.


4.Коузи Б., Пауэр Ф., - М.: Баскетбол концепции и анализ, 1975.


5.Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.: Физкультура и спорт, 1999.


6.Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. - М.: Физкультура и спорт, 1971.


7.Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Начальное обучение баскетболу.- Волгоград.


8.Портнов Ю.М., Костикова Л.В. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов. - М., 1988


9. Туркунов Б.И. Базовые элементы техники спортивных игр, Коломна, 2002.


10.Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Юный баскетболист - М.: Физкультура и спорт, - М.,1987.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!