СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Образовательный квиз. "ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" ( с региональным компонентом)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка. Образовательный квиз "ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" ( с региональным компонентом). Интеллектуальный конкурс для старшеклассников основан на популярной телевизионной телепередаче «Своя игра» и посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. 

Региональный компонент. История Иркутской области в годы ВОВ. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Образовательный квиз. "ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" ( с региональным компонентом)»

Образовательный квиз

«История Великой Отечественной войны»


Методическая разработка урока


Попова А.И., Чукова Ю.А.,

Школа-интернат №21 ОАО «РЖД», п.Танхой


Пояснительная записка

Интеллектуальный конкурс для старшеклассников основан на популярной телевизионной телепередаче «Своя игра» и посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Интеллектуальная игра – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Участвуя в игре, старшеклассник проявляет стремление к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления.

Квиз (от англ. quiz) означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая "викторина". Он представляет собой соревнование трёх участников (по 3-4 подхода), отвечающих на вопросы  по разным темам и различного уровня сложности. В данном случае основной темой конкурса является «Великая Отечественная война».

Ценность игровой технологии заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную и воспитательную функции, стимулирует творческую реализацию и самовыражение.

Участники: обучающиеся 10-11 классов. Продолжительность: 45 минут.

Форма организации школьников: групповая, коллективная.

Форма занятия: интеллектуально-развлекательная игра.

Цели мероприятия:
- привлечь внимание учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны;

- используя игровую форму, сформировать интерес к данной теме, желание больше узнать о героях и событиях того периода;
- воспитывать чувство признательности, уважения и памяти по отношению к участникам Великой Отечественной войны.

Оборудование и инструментарий: компьютер, экран и проектор, стулья, чистые листы бумаги, маркеры, ноутбук, бланки, итоговый протокол, призы. 

Методическая разработка может применяться на обобщающих уроках истории, а также как воспитательное мероприятие патриотической направленности. Основа состязания – вопросы разного уровня сложности и соответствующими баллами по категориям. В игре представлены следующие категории вопросов: «Исторические деятели», «Исторические понятия», «Даты», «Медали», «Военные операции», «Города-герои», «Вклад Иркутской области в Победу». Особую ценность составляют вопросы исторического краеведения (Иркутская область). Включены вопросы различного формата от простого текстового представления информации до фото/ видеоряда.


Основная часть


Оборудование и инструментарий: компьютер, экран и проектор, стулья, чистые листы бумаги, маркеры, ноутбук, бланки, итоговый протокол, призы. 

Ход мероприятия:
Слайд 1
(звуковая заставка)

Ведущий 1:
В Сибири не было войны,
Но бесконечны павших списки.
В Сибири не было войны,
Но в каждом парке обелиски.


Сибирь, кормившая страну,
Ждала нас, мучась и печалясь.
Из ста, ушедших на войну
Всего лишь трое возвращались.


В Сибири не было войны,
Но ширилась Сибирь полками,
И лучших воинов страны
С тех пор зовут сибиряками.


Ведущий 2. Добрый день уважаемые участники! Мы представляем школу-интернат №21 ОАО «РЖД» и предлагаем вам образовательный квиз «История Великой Отечественной войны». Основа игры – викторина по аналогии телепередачи «Своя игра».


Ведущий 1. Мероприятие посвящено 75-летию Великой Победы.
Участвуют три команды. Игра будет проходить в три раунда, в каждый раунд команда выдвигает одного представителя. (Вариант: в игре три тура (подхода))
Нам необходима счетная комиссия
Наблюдатели
Участники.

Слайд 2.

Ведущий 2. Правила игры. Перед вами категории вопросов («Исторические деятели», «Исторические понятия», «Даты», «Военные операции», «Медали», «Города-герои», «Вклад Иркутской области в Победу» с количеством баллов. Каждый участник самостоятельно выбирает категорию вопроса. Важное условие: право дать ответ предоставляется тому участнику, который первым поднял флажок.  За верный ответ участнику начисляется соответствующее количество баллов (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 баллов). «Кот в мешке»: данные вопросы должны быть переданы любому другому игроку. Итак, мы начинаем! Приглашаем первую тройку игроков. Напишите свое имя и закрепите лист так, чтобы мы все видели. (имя), выбирайте категорию

Вопросы игры

Исторические деятели

10. Политичекий и государственный деятель СССР. С 30 мая 1941г. председатель Государственного комитета обороны СССР, с 8 августа 1941 по сентябрь 1945г. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР

-Сталин Иосиф Виссарионович. (руководитель Советского государства. Маршал Советского Союза (1943). Генералиссимус Советского Союза)

20. Маршал Советского Союза, четырежды герой Советского Союза. Один из руководителей обороны Ленинграда, Москвы и разгрома немецких войск под Москвой. 24 июня 1945г. Принимал Парад Победы в Москве.

- Жуков Георгий Константинович (В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы», до 1957 – министр обороны).

30. Маршал Советского Союза, дважды герой Советского Союза. В 1942-1944гг. координировал действия ряда фронтов во время Сталинградской и Курской битв, при освобождении Донбасса, Крыма, при проведении Белорусской операции «Багратион».

- Александр Михайлович Василевский

40. «Кот в мешке» Целенаправленное перебазирование населения, оборудования промышленных и сельскохозяйственных предприятий, продуктов питания, материальных и духовных ценностей из мест, которым угрожает оккупация

- Эвакуация

50. Советский военачальник, генерал армии. В Великую Отечественную войну начальник штаба армии, начальник штаба фронта, заместитель командующего фронтами, командующий армиями, фронтом. Участвовал в освобождении Беларуси.

- Захаров Георгий Федорович

60. Маршал Советского Союза, дважды герой Советского Союза. С ноября 1943г. Командующий войсками 1-го Прибалтийского фронта.

- Баграмян Иван Христофорович

70. Летчик, Герой Советского Союза. 6 июля 1943г. во время Курской битвы вступил в бой с 20 вражескими бомбардировщиками и сбил 9 из них. Он единственный в мире летчик, сбивший в одном воздушном бою столько самолетов врага. Погиб в этом бою.

- Горовец Александр Константинович

80. Маршал Советского Союза, дважды герой Советского Союза. Его именем названа улица и спортивно-стрелковый комплекс в Минске.

- Тимошенко Семен Константинович

90. Генерал-майор, Герой Советского Союза (посмертно). В начале войн командовал кавалерийской группой, затем кавалерийским корпусом. Осуществлял смелые рейды по вражеским тылам. Проявил себя мужественным и талантливым командиром. Погиб в бою.

- Доватор Лев Михайлович

100. Генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор, Герой Советского Союза (посмертно, 1946). В боях при выходе из окружения под Могилевом был тяжело контужен и попал в плен. В концлагере Маутхаузен замучен фашистами.

- Карбышев Дмитрий Михайлович

Исторические понятия

10. Уничтожение или преследование людей по расовым, этническим, религиозным мотивам (геноцид).

20. Призыв в вооруженные силы военнообязанных, находившихся в запасе, пополнение воинских частей и создание на их основе новых военных формирований. (мобилизация)

30. «Кот в мешке» Маршал Советского Союза, дважды герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну командующий 1-го и 2-го Белорусских фронтов.

- Рокоссовский Константин Константинович

40.Места массового заключения и физического уничтожения политических противников (концентрационные лагеря).

50. Добровольный участник вооруженной борьбы на занятой противником территории (партизан).

60. Программа передачи правительством США в форме займа или аренды военной техники, оружия, амуниции, стратегического сырья, продовольствия, разных товаров и услуг странам – союзницам антигитлеровской коалиции (Ленд-лиз).

70. Совокупность вооруженной, экономической и идеологической форм борьбы населения захваченных стран против германского оккупационного режима за свободу и национально-государственную независимость (Движение Сопротивления).

80. Система военно-полицейских, экономических, политических и идеологических мероприятий, направленных на установление и поддержку государственного строя агрессоров, экономическое разграбление захваченных территорий, режим террора, издевательств над населением, насаждение национал-социалистической идеологии (Новый порядок).

90. Разведывательная и контрразведывательная служба германской армии (Абвер).

100. Сотрудничество определенных лиц с германскими захватчиками в оккупированных странах (Коллаборационизм).

Даты

10. Начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года)

20. День празднования Победы над фашистской Германией (9 мая 1945 года)

30. Начало контрнаступления Красной Армии под Москвой (5-6 декабря 1941 года)

40. Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 года)

50. «Кот в мешке» Медаль, учрежденная 9 мая 1945г. (Медаль «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945гг.»)

60. Дата полного снятия блокады Ленинграда (27 января 1944 года)

70. Конференция глав правительств СССР, США и Англии в Тегеране (Ноябрь 1943 год)

80. Открытие второго фронта (6 июня 1944 года)

90. Освобождение Бреста (28 июля 1944 года)

100. Создание Белорусского штаба партизанского движения (БШПД) (9 сентября 1942 года)

Медали

10. Орден, учрежденный 6 апреля 1930г. (Орден Красной Звезды)

20. Орден, учрежденный 20 мая 1942г. Имеет l и ll степени (Орден Отечественной войны)

30. Орден, учрежденный 8 ноября 1943г. (Орден «Победа»)

40. Медаль, учрежденная 9 июня 1945г. (Медаль «За взятие Берлина)

50. Указ от 8 ноября 1943 года. Орденом награждались военнослужащие рядового состава, сержанты и старшины Красной Армии, а в авиации — и лица, имеющие звание младшего лейтенанта (Орден Славы I, II, III степени)

60. Медаль, учрежденная 30 сентября 1945г. (Медаль «За победу над Японией»)

70. Медаль, учрежденная 1 мая 1944г. (Медаль «За оборону Москвы»)

80. Медаль, учрежденная 22 декабря 1942г. (Медаль «За оборону Ленинграда»)

90. Медаль, учрежденная 22 декабря 1942г. (Медаль «За оборону Сталинграда»)

100. Медаль, учрежденная 6 июля 1945г. (Медаль «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945гг.»)

Военные операции

10. «Кот в мешке» Как называется стратегический план захвата СССР? («План Барбаросса»)

20. Как называется белорусская наступательная операция (22 июня – 29 августа 1944г.)? («Багратион»)

30. Как называется одна из крупнейших операций партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага? («Рельсовая война»)

40. Как называется наступательная операция немецко-фашистских войск в сентябре – ноябре 1941г. с целью захвата Москвы? («Тайфун»)

50. Как называется Генеральный план нацистского руководства Германии по колонизации и германизации территории Восточной Европы, в том числе и БССР? («ОСТ»)

60. Как называется завершающая наступательная операция, проведенная войсками Советской Армии? (Берлинская операция)

70. Как называется крупнейшая в истории десантная операция? («Оверлорд»)

80. Когда проходила Восточно-Прусская операция? (13 января –

25 апреля 1945г.)

90. Эта наступательная операция советских войск в Великой Отечественной войне, проведенная 12 января — 3 февраля 1945 года войсками 1-го Белорусского и 1- го Украинского фронтов, при содействии войск левого крыла 2-го Белорусского фронта и правого крыла 4-го Украинского фронта. В результате этой операции советские войска при участии 1-й армии Войска Польского освободили западные и южные районы Польши, в том числе ее столицу Варшаву, и вышли на территорию Германии. (Висло-Одерская операция)

100. Какое условное название получила операция по овладению Германией Кавказом? («Эдельвейс»)

Города-герои

10. Гитлеровское командование поставило задачу: овладеть этим городом к 16 октября 1941 г. У немцев к началу битвы было танков 1700 — у нас 990, самолетов 1390 — у нас 677, орудий и минометов 14000 — у нас 7600. Но фашисты не смогли прорваться к нему ни с юга, ни с севера. Гигантское оборонительное сражение на подступах к городу выиграла наша армия и наш народ. И не просто выиграла, а начала контрнаступление наших войск. 5-6 декабря 1941 г. враг был отброшен! (Москва)

20. «Кот в мешке» Битва на Курской дуге (5 июля – 23 августа 1943 года)

30. Суровым и тяжелейшим испытанием для моряков Черноморского флота стала Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Этот город в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налету фашистской авиации. Первой нанесла удар по фашистским самолетам зенитно-артиллерийская батарея Черноморского флота N 74, которой командовал лейтенант И.Г. Козовник. Вслед за ней открыли огонь 76, 80, 78 и 75-я батареи и успешно отразили первый налет фашистов. (Севастополь)

40. 75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под этим городом В период этой битвы (с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года) фашистские войска потеряли около 1,5 миллиона солдат и офицеров. За боевые отличия 44 соединениям и частям были присвоены почетные наименования имени этого города, 112 наиболее отличившихся воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Медалью «За оборону этого города», учрежденной 22 декабря 1942 г., награждены свыше 700 тысяч участников битвы. (Сталинград)

50. В этот город - столицу Советской Украины - война пришла на рассвете 22 июня 1941 года. На город обрушились первые бомбы врага. Противник пытался захватить город с ходу, но не смог преодолеть упорное сопротивление войск Юго-Западного фронта. В битве за Днепр, в освобождении этого города советские войска и содействовавшие их наступлению партизаны и подпольщики проявили стойкость и отвагу, мужество и героизм. Это была поистине легендарная операция. (Киев)

60. В первые дни войны этот город оказался в тылу врага. Несмотря на численное и техническое превосходство и на внезапность нападения, победа врагу далась нелегко. Около месяца продолжалась мужественная борьба гарнизона крепости, и в течение всего этого времени фашисты вынуждены были держать крупные воинские силы. Самым важным в то время было задержать продвижение врага вглубь страны, выиграть время, чтобы подтянуть к фронту новые дивизии, создать условия для перехода Советской армии в решительное наступление. (Брест)

70. В летопись Великой Отечественной войны вошли подвиги защитников Аджимушкая, с мая по октябрь 1942 г. державших оборону в каменоломнях в тылу врага, героизм десантников этой операции 1941 г. и Эльтигенской операции 1943 г. 11 апреля 1944 этот город был освобождён. За время боёв в городе было уничтожено более 85 % зданий, освободителей встретили чуть более 30 жителей города из почти 100 тысяч жителей. (Керчь)

80. Два года и три месяца на этой земле полыхал огонь войны. Понеся огромные потери, гитлеровские войска захватили город, но не покорили его. В период оккупации в городе действовали свыше 120 партизанских отрядов, насчитывавших более 60 тысяч народных мстителей. 25 сентября 1943 года город был освобожден 331-й стрелковой дивизией, взметнулось Красное Знамя и возвестило об освобождении древнего города от гитлеровской оккупации. В районе города произошло важное для нашей страны событие: гитлеровские войска впервые с начала войны вынуждены были остановиться и перейти к обороне. (Смоленск)

90. К концу октября 1941 года танковые дивизии немцев вышли к городу . На защиту города поднялось все население. 29 октября 1941 года немецко-фашистские войска предприняли попытку захватить город, но натолкнулись на сильную противотанковую оборону. Осада длилась полтора месяца. Оборонительная операция продолжалась с 29 октября 1941 по 5 декабря 1941. Наиболее упорные бои за город развернулись 30 и 31 октября. Героическая защита города сорвала планы Гитлера подойти к Москве с юга. В декабре 1941 года началась наступательная операция. К январю 1942 года эта область была освобождена от врага. (Тула)

100. В ходе Великой Отечественной войны этот город более сорока месяцев сдерживал натиск врага с суши и с воздуха. Дважды немецкие войска предпринимали генеральное наступление на город , однако оба наступления провалились. 7 октября 1944 года советские войска начали в Заполярье Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию. Гитлеровцев не спасли мощные, три года возводившиеся, оборонительные укрепления. В результате наступательной операции крупная немецкая группировка была разгромлена менее чем за месяц, восстановлена государственная граница СССР. (Мурманск)

Вклад Иркутской области в Победу

10. В Иркутске в микрорайоне Солнечном 8 мая 2005 года появился памятник. Авторами композиции стали художник из Иркутска Борис Бычков и скульптор из Улан-Удэ Александр Миронов. Работа над памятником длилась четыре года. Кому посвящен этот памятник? (Памятник Г.К. Жукову)

20. Первые составы с грузами стали прибывать в Иркутскую область с августа 1941 года, а уже к началу 1942 года большая часть грузов была доставлена. Сюда было вывезено оборудование многих промышленных предприятий. Сколько предприятий было эвакуировано в Иркутскую область? (Оборудование 22 предприятий)

30. В 1942 году первая танковая колонна иркутян была отправлена на фронт. Это было первое в стране вручение боевой техники фронтовикам.

9 мая 1967 года на пересечении улиц Советской и Декабрьских Событий установлен памятник. Какое он имеет название? («Иркутский комсомолец»)

40. Именем этого Героя Советского Союза и полководца названа одна из улиц города Иркутска. (Герой Советского Союза, маршал Иван Степанович Конев)

50. Все военные годы в Иркутске размещались раненые, лечившиеся в госпиталях. Сколько госпиталей находилось в здании школ в годы Великой Отечественной войны? (Военные госпитали размещались в школах № 3, 9, 15, 11, 13, 17, 8, 26 и 72, в туберкулезной больнице (бывшей школе № 21))

60. Назовите земляков, дважды Героев Советского Союза, уроженцев города Иркутска. (Афанасий Павлантьевич Белобородов, Николай Васильевич Челноков)

70. Герой Советского Союза, уроженец Иркутской области, который был удостоен иностранной награды: Орденом Британской империи 5 степени в 1944 году. (Иннокентий Васильевич Кузнецов, 2 воздушный тарана, 356 боевых вылетов, 12 сбитых лично самолетов, 15 в группе)

80. «Вместе со всем народом ты ковала Победу, Сибирь». Где начертаны эти слова? (У Вечного огня на мемориальной стеле начертаны слова «Вместе со всем народом ты ковала Победу, Сибирь»).

90. Какой авиационный завод был переброшен в декабре 1941 года в Иркутск? (Московский авиационный завод № 39, который 8 декабря 1941 г. был объединен с Иркутским авиационным  заводом № 125 им. И. В. Сталина).

100. Сколько воинов, родившихся и призванных из Иркутской области, удостоены звания Героя Советского Союза? (125 Героев Советского Союза)

Ведущий 1. Друзья, уважаемые участники игры, гости! Мы хотим завершить нашу встречу словами президента Российской Федерации В.В. Путина: "Память о Великой Отечественной войне, о ее правде - это наша совесть и наша ответственность….»

Рефлексия. Подведение итогов. Объявление победителей. Награждение (1,2,3 место). Сладкие призы.


Литература


  1. Владимир Путин призвал защитить правду о Победе в Великой Отечественной войне. https://youtu.be/y6jB0OhORHg.

  2. Иркутская область в годы Великой Отечественной войны. https://irkobl.ru/sites/archiv/pulication/Vistavki/gos_archiv/Irk_obl_v_gody_vov/

  3. Иркутск в годы Великой Отечественной войны. https://www.irk.ru/news/9may/article/35543/

  4. История Иркутской области.

https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Иркутской_области#Великая_Отечественная_война

  1. Мазыкина Н.В. Равнение на победу: методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков/ Н.В. Мазыкина, А.Л. Монахов. М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.

  2. Мемориальный комплекс «Иркутяне в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» https://cbs-irkutsk.ru/memorialnyiy-kompleks-irkutyane-v-godyi-velikoy-otechestvennoy-voynyi-1941-1945-gg/

  3. Методика проведения викторин по истории Великой Отечественной войне среди учащейся молодежи. http://www.uctopuk.info/article/metodika-provedeniya-viktorin-po-istorii-velikoy-otechestvennoy-voyne-sredi-uchashcheysya.

  4. Патриотическое воспитание старшеклассников в современных условиях.http://psihdocs.ru/patrioticheskoe-vospitanie-starsheklassnikov-v-sovremennih-usl.html.

  5. Путин В.В. призвал защитить правду о Победе в Великой Отечественной войне.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14828371780149114207&text=выступление+путина+о+сохранении+памяти+о+вов&path=wizard&parent-reqid=1591773180198016-54787441438323501200261-production-app-host-vla-web-yp-193&redircnt=1591773188.1

  1. Озвученный шаблон «Своя игра». https://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/igry_viktoriny_testy/svoja_igra_gotovyj_ozvuchennyj_shablon/528-1-0-16446.



Приложение 1

















Счетная комиссия

























































Наблюдатели



















Приложение 2





















№1 _______________

(Имя участника)





































№2 _______________

(Имя участника)









































№3 _______________

(Имя участника)

Приложение 3

Протокол игры (счетная комиссия)

Имя _______________________________________

Имя _______________________________________

Участник \имя

Баллы

Результат

Итог

место

Всего

Рейтинг

№1











№2











№3











Участник/ имя



№1











№2











№3











Участник/ имя



№1











№2











№3











Количество вопросов в одном раунде (отмечать)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Раунд 1













Раунд 2













Раунд 3
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!