СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка недели истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка данного мероприятия может быть использована для проведения недели истории, посвящённой очередной годовщине Сталинградской битвы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка недели истории»













Методическая разработка

недели истории, посвящённой

годовщине Сталинградской битвы




Выполнила: учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 49 Краснооктябрьского района Волгограда»

Пивоварова Юлия Ильинична










Волгоград 2021


Методическое обоснование разработки

Анализ современной социокультурной ситуации показывает важность патриотизма как нравственной ценности, оказывающей влияние на формирование личности гражданина. При моделировании учебно-воспитательной  системы важно предусмотреть в ней такие формы работы, которые будут способствовать формированию у обучающихся ценностных ориентаций, присущих гражданину-патриоту.

Героико-патриотическая неделя в школе – одна из форм внеурочной работы, которую можно определить как деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание героико-патриотического прошлого родного края, направляется учителем и способствует углублению знаний учащихся в этой области, а также развитию их разносторонних интересов и способностей.

Целями данной формы внеурочной работы являются:

  • формирование гражданского самосознания, чувства сопричастности к делам предыдущих поколений и ответственности перед будущими;

  • воспитание у обучающихся чувства гордости к героическому прошлому своего края;

  • совершенствование педагогического мастерства учителей-предметников

Для реализации вышеуказанных целей были поставлены следующие задачи:

  • расширение и углубление исторических знаний учащихся о событиях Великой Отечественной войны, всемирно-историческом значении и величии роли Сталинградской битвы в сохранении и развитии мировой цивилизации;

  • формирование у обучающихся культуры «прочтения» наследия Сталинградской битвы, потребности обращаться к урокам прошлого; использование опыта старших поколений, героев Сталинграда, Великой Отечественной войны, тружеников тыла - людей разных возрастов, национальностей и вероисповедания для формирования человека культуры, гражданина, патриота;

  • формирование у обучающихся представления о многогранности исторических явлений;

  • развитие умений сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;

  • актуализация использования методов исторической реконструкции в урочной и внеурочной деятельности;

  • повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования; воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма;

В рамках героико-патриотической недели, посвященной 75 - летию Сталинградской битвы были проведены мероприятия таких форм как:

  • экскурсии в школьный музей;

  • музыкально-литературная гостиная;

  • военно-патриотические игры;

  • выставки, конкурсы, викторины;

  • ежедневные радиопередачи;

  • устные журналы

Для реализации представленной разработки были использованы следующие методы:

  • Методы ученического целеполагания: выбор обучающимися целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность их достижимость; конструирование обучающимися целей с помощью заданных алгоритмов;

  • Методы ученического планирования. Школьникам предлагалось спланировать самостоятельно свою деятельность в рамках героико-патриотической недели, определить направления своей работы. В ходе работы план менялся, дополнялся, при подведении итогов учителя с обучающимися осуществляли рефлексию планирования;

  • "Мозговой штурм" Основная задача метода - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Каждый мог при подготовке мероприятий высказывать свои идеи, дополнять их и уточнять.

Через систему внеурочных героико-патриотических мероприятий предполагается воспитание в обучающихся:

  • чувства гражданственности и патриотизма, личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну;

- высокого нравственного и культурного потенциала, способности корректировать свое общение с окружающими в зависимости от ситуации, умение строить свою жизнь в социуме;

- чувства личной ответственности за все, что происходит в мире, потребности деятельно участвовать в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

   - способности к творчеству, потребности в глубоком изучении какой-либо отрасли науки, в самостоятельном добывании новых знаний.

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Сталинградская битва.

План проведения героико-патриотической недели, посвященной 75-летию Сталинградской битвы

Понедельник старт недели истории, радиопередача, организационные встречи с классами, устные журналы, организация конкурсов;

Вторникисторико-патриотическая игра для параллелей 7-8-9 - х классов «Ты живешь на земле Сталинградской»;

Средаэкскурсии в школьный музей;

Четверг – историко-патриотическая игра - путешествие для параллели 5 – 6 - х классов «Поезд памяти»;

Пятницалитературно-музыкальная гостиная «И не поверится самим…», единые классные часы;

Суббота - завершение недели, подведение итогов

В течение недели:

1. Конкурс «фронтовых треугольников» «Ах, эти письма в треугольниках солдатских навеки в памяти людской…»

2. Конкурс эссе по высказыванию Г. Гудериана «Катастрофа под Сталинградом, несомненно, поставила Германию в угрожающее положение и без высадки союзников в Европе»

3. Устные журналы

4. Конкурс на лучшего знатока истории Сталинградской битвы

5. Экскурсии в школьный музей

6. Радиопередачи

Радиопередача № 1

Школа, внимание! (звучит позывной Совинформбюро – 2 раза, затем «Священная война») 28 января 1943 года, четверг. 586 день войны, 195 день Сталинградской битвы, 19 день операции «Кольцо».

Ведущий 1: Шел третий, завершающий этап контрнаступления Красной Армии под Сталинградом. Войска Донского фронта продолжали вести упорные бои по уничтожению северной и южной групп немецко-фашистских войск в районе Сталинграда.

Ведущий 2: Накануне, поздним вечером 26 января части 21-й армии, под командованием генерал-лейтенанта Чистякова, соединились в районе поселка Красный Октябрь и на Мамаевом кургане с наступавшими из Сталинграда частями 62-й армии, под командованием Чуйкова. Противник в городе был рассечён на две части – южную группу (остатки девяти дивизий) во главе с Паулюсом и северную группу (остатки двенадцати дивизий) в районе заводов «Тракторного» и «Баррикады».

Ведущий 1: 27 января части 64-й, 57-й и 21-й армий вели бои по ликвидации южной группы противника, а 62-й, 65-й и 66-й армий – северной группы. В южном секторе особенно упорная борьба развернулась за наиболее укрепленные объекты этого района города: элеватор, вокзал Сталинград-II, хлебозавод.

Ведущий 2: 28 января южная группа противника была расчленена еще на две части. Теперь в Сталинграде образовались три изолированные группировки, продолжавшие вести безнадежную борьбу.

Ведущий 1: В январе 1943 г. в ликвидации окруженной группировки немецко-фашистских войск в Сталинграде участвовал танкист Иван Малоземов. Он уже отличился в боях по прорыву вражеской обороны в районе Пяти курганов, Казачьего кургана и вот теперь принимал участие в уличных боях в центральной части Сталинграда.

Ведущий 2: В результате танковая рота под его командованием с 10 по 28 января 1943 г. уничтожила 12 танков противника, 71 орудие разного калибра, 62 блиндажа и дзота, 36 автомашин с грузом, 4 бронетранспортера, свыше 1300 солдат и офицеров.

Ведущий 1: 28 января 1943 года Иван Малоземов был тяжело ранен в бою за центральную часть города. 31 января он скончался от полученного ранения в госпитале. Он прожил на свете всего 21 год.

Ведуший 2: Иван Прокофьевич Малоземов награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени. Похоронен на берегу р. Волги у набережной. Имя героя высечено на одной из плит Памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. Одна из улиц в Красноармейском районе Волгограда носит его имя.

Волгоград - Сталинград,

Души павших солдат

Всё горят - просто некуда деться.

Просто нету наград,

Нет на свете наград,

Что достойнее памяти сердца.

28 января 1943 года, четверг. До победы в Сталинграде оставалось всего 5 дней. (звучит «Священная война»)



Радиопередача № 2

Школа, внимание! (звучит позывной Совинформбюро – 2 раза, затем «Священная война) 29 января 1943 года, пятница. 587 день войны, 196 день Сталинградской битвы, 20 день операции «Кольцо».

I ведущий: Войска Красной армии с запада затягивают петлю вокруг южной группировки вермахта. Более многочисленная северная группировка фашистов все еще продолжает сопротивляться. Из оперативной сводки немецкого генштаба:

II ведущий: "В Сталинграде противник занял южную половину города до реки Царица. Продовольствие израсходовано полностью. Энергичные командиры пытаются сколотить отряды сопротивления из разрозненных мелких групп".

I ведущий: В центральной части Сталинграда капитулируют немецкая 44-я пехотная и румынская 1-я кавалерийская дивизии. Несмотря на очевидность катастрофы, в ночь на 28 января Гитлер подписал оперативный приказ № 2, который предписывал войскам окруженной 6-й армии удержать свои позиции, а другим подразделениям вермахта - создать условия для освобождения окруженной под Сталинградом группировки.

II ведущий: 29 января 1943 года войска Донского фронта продолжают вести упорные бои по уничтожению северной и южной групп немецко-фашистских войск в районе Сталинграда. С каждым часом возрастает количество сдавшихся в плен, среди капитулировавших есть даже генерал. Из сводки Совинформбюро:

I ведущий: "Севернее Сталинграда советские части теснили противника и истребляли его живую силу. На одном участке уничтожен батальон пехоты противника. Взято в плен 300 немецких солдат и офицеров. 3 пленных немца, отпущенные обратно в свою часть, вскоре вернулись и привели с собой еще 70 солдат и офицеров, решивших сложить оружие. Захвачено 46 танков, 214 орудий, 583 пулемета, 5890 автомашин, 1 бронепоезд и 20 различных складов".

II ведущий: Начиная с этого дня, в окруженных войсках противника питание выдавалось только тем солдатам, которые сражались на передовой. Несмотря на бесперспективность продолжения борьбы, запертые в Сталинграде бойцы вермахта, пытаются сопротивляться.

I ведущий: На завершающем этапе разгрома гитлеровских войск под Сталинградом в конце января на стыке войск 24- й и 65- й армий у хутора Новая Надежда разгорелись тяжелые бои. Гитлеровское командование, отклонив ультиматум о капитуляции, вело бои.

II ведущий: Танк КВ 344- го танкового батальона 91 танковой бригады под командованием лейтенанта Наумова Алексея Федоровича прорвался в глубину расположения врага, но был подбит. Пять часов экипаж танка в составе членов экипажа: механика-водителя танка старшины Смирнова Павла Михайловича, командира орудия танка сержанта Ганус Феодосия Григорьевича, командира орудия танка младшего сержанта Норицына Павла Михайловича, радиста танка младшего сержанта Вялых Николая Алексеевича героически сражался в окружении.

I ведущий: Когда кончились боеприпасы, гитлеровцы окружили боевую машину и предложили экипажу сдаться. Но отважные танкисты с негодованием отвергли это предложение. Не сумев взять танкистов живыми, фашисты облили танк бензином и подожгли. Однако танкисты не покинули горящую машину. Включив на полную мощность свою радиостанцию, они запели «Интернационал». Члены экипажа были похоронены в районе хутора Полевой Стан Волгоградской области.

II ведущий: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1943г. командир танка КВ лейтенант Наумов Алексей Федорович, механик- водитель танка старшина Смирнов Павел Михайлович, командир орудия танка младший сержант Норицын Петр Михайлович и радист танка младший сержант Вялых Николай Алексеевич удостоены звания Героев Советского Союза

Волгоград - Сталинград,

Рядовой и комбат

Здесь лежат, невзирая на званья.

Молча люди стоят,

Журавли пролетят

И курлыканье - как отпеванье.

29 января 1943 года, пятница. До победы в Сталинграде оставалось 4 дня. (Звучит песня «Журавли»)


Радиопередача № 3

Школа, внимание! (звучит позывной Совинформбюро – 1 раз, затем «Священная война») 30 января 1943 года, суббота. 588 день войны, 197 день Сталинградской битвы, 21 день операции «Кольцо».

I ведущий: К исходу дня 29 января войска Донского фронта взяли в плен около тысячи гитлеровцев. Немцы бросали оружие и сдавались поодиночке и целыми подразделениями. Военный совет Донского фронта издал директиву военным советам армий об обращении с военнопленными.

II ведущий: 30 января 1943 года войска 64-й и 57-й армий Донского фронта разделили южную группировку противника и вплотную подошли к центру Сталинграда. Бойцы 38-й мотострелковой бригады 64-й армии очистили от немецко-фашистских войск площадь Павших борцов. Воины 57-й армии выбили части вермахта из района Центрального вокзала. В то же время на центр города с северо-запада наступает 21-я армия. Из сводки Совинформбюро:

I ведущий: 30 января 1943 года Гитлер присваивает Ф. Паулюсу звание генерал-фельдмаршала в расчете на его самоубийство, ибо в истории Германии не было случая пленения фельдмаршала. Полковнику Ф. Роске, командующему южной группировкой противника, присвоено звание генерал-майора.

II ведущий: В январе 1943 г. совершил подвиг, сделавший его имя бессмертным младший сержант Николай Сердюков. Он был пулеметчиком 15-й гвардейской стрелковой дивизии, которая воспитала многих Героев Советского Союза.

I ведущий: Дивизия вела наступление в районе населенных пунктов Карповка, Старый Рогачик (в 35— 40 км западнее Сталинграда). Фашисты, засевшие в Старом Рогачике, преградили путь наступавшим советским войскам. Вдоль насыпи железной дороги находился сильно укрепленный участок вражеской обороны.

II ведущий: Перед гвардейцами 4-й роты гвардии лейтенанта Рыбаса была поставлена задача—преодолеть 600-метровое открытое пространство, минное поле, проволочные заграждения и выбить врага из окопов и траншей.

I ведущий. В условленное время рота поднялась в атаку, но пулеметный огонь из трех вражеских дотов, уцелевших после нашей артподготовки, заставил бойцов залечь в снег. Атака захлебнулась.

II ведущий: Нужно было заставить замолчать огневые точки врага. Выполнить эту задачу взялись лейтенант В. М. Осипов и младший лейтенант А. С. Белых. Метнули гранаты. Доты замолчали. Но на снегу, невдалеке от них, навсегда остались лежать два командира, два коммуниста, два гвардейца.

I ведущий: Когда советские воины поднялись в атаку, заговорил третий дот. Николай Сердюков обратился к командиру роты: «Разрешите мне, товарищ лейтенант». Невысокого роста, он выглядел совсем мальчишкой в длинной солдатской шинели. Получив разрешение командира, Сердюков под градом пуль пополз к третьему доту. Бросил одну, вторую гранаты, но те не достигли цели. На виду у гвардейцев, поднявшись во весь рост, бросился герой к амбразуре дота. Пулемет врага замолчал, гвардейцы устремились на врага.

II ведущий: Именем 18-летнего героя Сталинграда названы улица, школа, где он учился. Его имя занесено навечно в списки личного состава одного из подразделений Волгоградского гарнизона.

Пуля - глупый металл,

Но опять кто-то встал,

Высшей правдою сверху отмечен.

Все, кто здесь воевал,

Свет в веках зажигал,

И огонь Ваш поэтому - вечен!

30 января 1943 года, суббота. До Победы в Сталинграде оставалось 3 дня. (Звучит песня из к/ф «Офицеры»)

Радиопередача № 4

Школа, внимание! (звучит позывной Совинформбюро – 2 раза, затем «На Мамаевом кургане тишина» - только 1-й куплет):

31 января 1943 года, воскресенье. 589 день войны, 198 день Сталинградской битвы, 22 день операции «Кольцо».

I ведущий: В ночь на 31января 1943 г. здание универмага, где располагался штаб 6-й полевой армии вермахта, было блокировано частями 38-й мотострелковой бригады и 329-го инженерного батальона. Телефонные провода, идущие из штаба 6-й немецкой армии, были перерезаны.

II ведущий: Во время перестрелки с охраной Паулюса в 6.00 из подвала универмага вышел его личный адъютант полковник Адам, который заявил, что немецкое командование желает вести переговоры с нашим командованием.

I ведущий: В 8.00 с полковником Адамом в штаб 6-й германской армии прошли заместитель командира 38-й мотострелковой бригады подполковник Винокур и начальник Оперативного отделения бригады старший лейтенант Ильченко

II ведущий: В 8.15 в штаб 6-й немецкой армии прибыли начальник Оперативного отдела штаба 64-й армии полковник, начальник Разведывательного отдела армии майор Рыжов, и заместитель начальника штаба армии по политической части подполковник Мутовин. Делегация предъявила генералам Шмидту и Росске ультиматум о немедленном прекращении сопротивления и о полной капитуляции южной немецкой группировки.

I ведущий: Через 40 минут прибыл начальник штаба 64-й армии генерал-майор Ласкин И. А., который вторично объявил условия капитуляции и предложил командующему южной группой генерал-майору Росске подписать приказ о прекращении боевых действий и сдаче оружия. Все требования немецкое командование полностью приняло. В части немецкой армии были разосланы офицеры и представители нашей делегация с приказом генерал-майора Росске о прекращении сопротивления, сдаче оружия и капитуляции.

II ведущий. По истечении установленного срока (одного часа) для сборов генерал-фельдмаршала фон Паулюса и его свиты, генерал-майор . Ласкин, полковник Лукин. подполковник . Винокур и подполковник Мутовин в сопровождении начальника штаба 6-й германской армии генерал-лейтенанта Шмидта вошли в кабинет генерал-фельдмаршала Паулюса. Генерал-лейтенант Шмидт представил делегацию 64-й армии фон Паулюсу. Последний приветствовал делегацию и предложил сесть.

I ведущий: Начальник штаба 64-й армии генерал-майор Иван Ласкин, бравший Паулюса в плен, вспоминал:

«Пятидесятитрехлетний фельдмаршал был выше среднего роста, худощавый, пожалуй излишне прямой, подтянутый, выхоленный. Сейчас лицо его было бледно. Он смотрел на нас усталыми глазами. Я назвал себя и объявил его пленником. Паулюс подошел ко мне и, высоко подняв вверх правую руку, на скверном русском языке произнес:

- Фельдмаршал германской армии Паулюс сдается Красной Армии в плен.

II ведущий. 70 лет назад, 31 января 1943 года, в Сталинграде был взят в плен фельдмаршал Фридрих Паулюс, единственный германский фельдмаршал, попавший в плен во Второй мировой войне до мая 1945 года.

В заботах дня десятки раз подряд,

сжимая зубы, затаив дыханье,

твердили мы:

— Мужайся, Сталинград! —

Сквозь наше сердце шло твое страданье.

31 января 1943 года, воскресенье. До Победы в Сталинграде оставалось 2 дня. (Звучит 2-ой куплет песни «На Мамаевом кургане тишина»)

Радиопередача № 5

Школа, внимание! (звучит позывной Совинформбюро – 1 раз, затем «Горячий снег» только 1-й куплет):

1 февраля 1943 года, понедельник. 590 день войны, 199 день Сталинградской битвы, 23 день операции «Кольцо».

I ведущий: В центре Сталинграда все закончилось 31 января. Хотя бои среди развалин не имели более никакого стратегического значения, Гитлер настаивал на этом, давая нелогичные объяснения. Генералу Штеркеру он радировал: "Я ожидаю от солдат в северном котле Сталинграда, что они будут держаться до конца. Каждый день, каждый час продолжения сопротивления оказывает решающее воздействие на остальной фронт". В северном котле, на тракторном и на артиллерийском заводе "Баррикады" – в том месте, где летом прозвучали первые выстрелы Сталинградской битвы, – опорные пункты 11-го корпуса продолжали сопротивление еще и 1 февраля.

II ведущий. Ликвидацию северной группировки противника, командующий которой генерал Штеркер отказался дать приказ о капитуляции, осуществляли войска 62, 65-й и 66-й армий Донского фронта под командованием. Рокоссовского. 1 февраля на врага был обрушен мощный удар артиллерии. Артиллерийская подготовка велась на участках наступления всех трёх армий. Одновременно на противника обрушила бомбовые удары авиация. Немецкие солдаты и офицеры начали сдаваться в плен.

I ведущий: (из воспоминаний участника Сталинградской битвы Старикова Геннадия Ивановича) В северной части города еще шли бои. Временами на врага обрушивались бомбовые удары авиации. Артиллерийский обстрел не прекращался. Но многие уже сдавались в плен. " Немцы выходили с поднятыми руками или с белыми флагами из подвалов из различных укрытий. Мимо нас все чаще вели с северной части города колонны пленных. Эти сохранили себе жизнь и в последующих боях не будут на пути нашего освобождения Родины.

II ведущий: Премьер-министр Великобритании У. Черчилль в послании И. В. Сталину от 1 февраля 1943 года уже в этот день поздравил его с победой, назвал победу Советской армии под Сталинградом "изумительной", тем не менее он не преминул в своих мемуарах поставить на одну доску Сталинградскую эпопею и битву у Эль-Аламейна.

I ведущий: Некоторые историки ставят Сталинградскую битву в один ряд с Тунисским сражением (1943), со сражением под Эль-Аламейном (1942).. Но их опроверг сам Гитлер, заявивший 1 февраля 1943 года в своей ставке: «Возможности окончания войны на Востоке путём наступления больше не существует…»

II ведущий. Из письма немецкого офицера, окруженного под Сталинградом, жене:

«Если Бог есть…Я не верю больше в его доброту, иначе он никогда не допустил бы такой страшной войны. Я больше не верю в это, ибо Бог прояснил бы головы людей, которые ее начали. Я больше не верю в Бога, он предал нас, и теперь сама смотри, как тебе быть с твоей верой.

И пробил час. Удар обрушен первый,

От Сталинграда пятится злодей.

И ахнул мир, узнав, что значит верность,

Что значит ярость верящих людей.

1 февраля 1943 года, понедельник. (Звучит 2-ой куплет песни «Горячий снег»)

Радиопередача № 6

  1. Звучит позывной Совинформбюро

  2. И. Левитан о победе под Сталинградом

  3. «Грезы» Шумана

  4. И. Кобзон «Поклонимся великим тем годам»


Сценарий историко-патриотической игры для параллелей 7-8-9 - х классов «Ты живешь на земле Сталинградской»

Правила игры:

  1. Команда двигается по маршрутам строго в соответствии с маршрутным листом.

  2. Команда прибывает на игру в полном составе, иначе она штрафуется на 10 баллов.

  3. Продолжительность каждого этапа – 10 минут.

  4. В случае нарушения дисциплины на этапе, команда штрафуется на 10 баллов.

  5. После завершения игры команды в течение 10 минут ожидают подведения итогов и собираются на линейку для их оглашения.


Маршрутный лист _______ класса на игре «Ты живешь на земле Сталинградской»

№ шага

№ этапа

Название этапа

№ кабинета

Кол-во баллов

Подпись члена жюри

1.

I

Полководцы Сталинградской битвы




2.

II

Огненные даты




3.

III

Памятные места Волгограда




4.

IV

Герои Сталинграда




Итого баллов:


I этап «Полководцы Сталинградской битвы»

Правила I этапа:

Появляется первая часть текста. При правильном ответе по первой части ставится 2 балла. Если команда не угадала полководца, то появляется вторая часть текста. За правильный ответ ставится 1 балл. Если команда не дала правильный ответ, баллы не начисляются. Максимальный балл за конкурс — 12.

1. Родился 14 октября 1892 г в с. Марковка, ныне Луганской области. Умер в 1970 г. Маршал Советского Союза (1955 г.), Герой Советского Союза (1944 г.)

В августе 1942 года был назначен командующим Юго-Восточного фронта, 28 сентября 1942 года Юго-Восточный фронт был переименован в Сталинградский фронт. Почти четыре месяца войска Сталинградского фронта сдерживали наступление противника. Во время операции «Уран» в ноябре 1942 года, войска под его командованием прорвали оборонительные рубежи противника южнее Сталинграда и соединились с войсками генерала Н. Ф. Ватутина, замкнув тем самым кольцо окружения вокруг 6-й немецкой армии генерала Фридриха Паулюса. Урна с его прахом покоится на Красной площади у Кремлёвской стены. Ответ: Андрей Иванович Еременко

2. Родился 9 (21) декабря 1896 в г. Великие Луки ныне Псковской обл., по другим данным, родился в г. Варшава. Умер 3 августа 1968 в Москве. Советский и польский (1941 – 1956 гг.) военный деятель, полководец, Маршал Советского Союза (1944 г.), Маршал Польши (1949 г.), дважды Герой Советского Союза .

В Сталинградской битве с сентября 1942 г. командовал Донским фронтом. Здесь во всю мощь развернулся его полководческий талант, огромный потенциал опыта, накопленного за годы длительной службы. В битве под Сталинградом успешно провёл контрнаступление во взаимодействии с другими фронтами, а затем ликвидацию окружённой группировки. Его отличали глубина стратегического мышления, всестороннее обоснование замысла и решения на операцию, самостоятельность и убедительность в отстаивании предложений, твёрдое руководство войсками. Костяк его штаба функционировал в неизменном составе с июля 1941 г. до конца войны. Ответ: Константин Константинович Рокоссовский

3. Родился 19 ноября (1 декабря) 1896 г. в дер. Стрелковка, Калужской области. Умер 18 июня 1974 г. в Москве. Советский военный деятель, полководец, Маршал Советского Союза (1943 г.), четырежды Герой Советского Союза.

В Великую Отечественную войну с июня 1941 г. член Ставки Главнокомандования (с 8 августа 1941 г. – Ставка Верховного Главнокомандования), с августа 1942 г. 1-й зам. наркома обороны и зам. Верховного Главнокомандующего. Во время Сталинградской битвы в августе он, как представитель Ставки ВГК и зам. Верховного Главнокомандующего, направлен под Сталинград для руководства войсками на месте их действий. По прибытии занимался подготовкой и руководил контрударом Северной группы войск Сталинградского фронта, стоявшей к северу и северо-западу от Сталинграда, по прорвавшейся группе немецко-фашистских войск. Лично руководил распределением резервов, вопросами взаимодействия стрелковых войск, артиллерии, танков и авиации. Контрудар проводился с целью оттянуть часть вражеских сил от Сталинграда, с тем, чтобы облегчить выполнение боевой задачи защитникам города. Данная задача была решена. Ответ: Георгий Константинович Жуков

4. Родился 17 ноября 1895 г. в с. Верхняя Теча ныне Шадринского района Курганской области. Умер 28 июня 1975 г. в Москве, похоронен в Волгограде на Мамаевом кургане. Советский военачальник, генерал-полковник (1943 г.), Герой Советского Союза (26 октября 1943 г.).

В августе 1942 г. назначен командующим 64-й армии (с марта 1943 г. 7-й гвардейской армии), во главе которой стоял до конца войны. В период оборонительных сражений Сталинградской битвы войска под его командованием находились на одном из самых напряженных участков фронта. Совместно с соединениями 62-й армии воины 64-й армии отстояли Сталинград от врага. При ликвидации окруженной группировки Ф. Паулюса умело руководил армией, наносившей удар из района западнее Бекетовки. Ответ: Михаил Степанович Шумилов

5. Родился 3 (16) декабря 1901 г. в с. Чепухино ныне Белгородской обл. Умер 15 апреля 1944 г. в г. Киев. Советский полководец, генерал армии (1943 г.), Герой Советского Союза (6 мая 1965 г., посмертно). Во время Сталинградской битвы в конце октября 1942 г. вступил в командование войсками вновь образованного Юго-Западного фронта, развёрнутого в 250-километровой полосе между Донским и Воронежским фронтами, от Верхнего Мамона до Клетской. 29 февраля 1944 г. при выезде в войска был смертельно ранен. Похоронен в Киеве. Ответ: Николай Федорович Ватутин

6. Родился 8 марта 1905г. в с. Шарлык ныне Шарлыкского района Оренбургской области. Умер 13 апреля 1977 г. Генерал – полковник, Герой Советского Союза.

С января 1942 года командовал 13-й гвардейской стрелковой дивизией. Под его командованием части 13-й гвардейской стрелковой дивизии особенно отличились в боях за Сталинград (9 сентября 1942 г. – 2 февраля 1943 г.). Переправившись на правый берег, подразделения дивизии с ходу вступили в бой в центре города. В октябре – ноябре, прижатая к Волге, дивизия занимала оборону по фронту 5 – 6 км, глубина оборонительной полосы колебалась от 100 до 500 м. До окончания Сталинградской битвы гвардейцы под командованием генерала не сдавали своих позиций. Ответ: Александр Ильич Родимцев


II этап «Огненные даты»

Правила II этапа

Игрокам требуется назвать дату. За правильно названную дату ставится 1 балл. Максимальный балл — 6.

  1. Когда закончилась Сталинградская битва?

2 февраля 1943 года

  1. Назовите дату начала Сталинградской битвы.

17 июля 1942 года

  1. Назовите самый страшный для города день.

23 августа 1942 года, когда фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч вылетов самолетов и фактически уничтожили город.

  1. Когда Сталинград получил высокое звание город-герой?

8 мая 1965 г.

  1. Номер приказа “ Ни шагу назад”.

227

  1. Эта стратегическая операция по разгрому немецких войск в Сталинграде началась 10 января 1943 года и закончилась 2 февраля 1943 года.

«Кольцо»

III этап «Памятные места Волгограда»

Правила III этапа

Команде надо правильно назвать памятное место. За правильное название места начисляется 1 балл. Максимальный балл — 9. За комментарии начисляются дополнительные баллы.

  1. Во время Сталинградской битвы здесь проходили одни из самых ожесточённых боёв. Сегодня на этом месте возведён памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы". Центральная фигура композиции — скульптура "Родина-Мать". Мамаев курган

  2. Это единственное оставшееся со времён войны невосстановленым здание в городе. Оно не восстановлено как память о войне. Входит в состав музея-панорамы «Сталинградская битва». Мельница Гергардта или Мельница Грудинина

  3. Это небольшая пешеходная улица, соединяющая набережную реки Волги и Площадь Павших борцов. 8 сентября 1985 года здесь был открыт мемориальный памятник, посвящённый Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, уроженцам Волгоградской области и героям Сталинградской битвы. На памятнике имена (фамилии и инициалы) 127 Героев Советского Союза, получивших это звание за героизм в Сталинградской битве в 1942—1943 годах. Аллея героев.

  4. Этот дом в годы войны стал неприступной крепостью. Восстановление разрушенного города и знаменитое черкасовское движение началось также именно с этого дома. Надпись на мемориальной стене:
    «В этом доме слились воедино подвиг ратный и трудовой». Дом Павлова

  5. На этой улице установлена скульптурная группа – памятник героям-комсомольцам, защитникам Сталинграда (Волгограда). На улице Комсомольской

  6. Если по Аллее Героев подняться выше от Центральной набережной, перед нами откроется эта площадь. С 1 февраля 1963 года здесь горит вечный огонь в память о мужестве и героизме всех защитников города.

Здесь же растет уникальный тополь, живой свидетель Сталинградской битвы. Возле него установлена гранитная мемориальная доска, на которой выгравирована надпись: «Тополь этот пронес жизнь сквозь битву великую». Площадь павших борцов

  1. В Ворошиловском районе г. Волгограда есть скверик его имени, где расположен и памятник этому подростку, который во время Сталинградской битвы много раз бесстрашно переходил линию фронта, чтобы передать нашим командирам нужные сведения о врагах. Гитлеровцы выследили юного разведчика, схватили его, подвергли пыткам. Ничего не добившись, враги повесили подростка. Он с почестями захоронен в этом сквере г. Волгограда, где ему установили бюст-памятник. Скверик Саши Филиппова

  2. Эта улица в Тракторозаводском районе названа в честь доблестных воинов группы войск 62-й армии под командованием героического полковника. 29 августа войска, специально созданной северной группы, перешли в наступление и отбросили немецко-фашистские части от реки Мокрая Мечетка в общем на 8 км, освободив поселки Спартановка и Рынок. С этого рубежа советские части не отошли до последнего дня сражения. «Тракторозаводским щитом» называли этот рубеж в дни Сталинградской битвы. Полковник Горохов, улица Гороховцев

  3. Так называют народное формирование для защиты от врага. Памятник им расположен на проспекте Ленина. Одна из улиц Тракторозаводского района названа в их честь. Ополчение, улица Ополченская

IV этап «Герои Сталинграда»

Правила IV этапа

Команде надо рассказать продолжение описываемой истории. Каждое правильное продолжение — 2 балла. Максимальный балл — 10.

  1. Это произошло 2 октября 1942 года в бою при защите завода «Красный Октябрь» один из красноармейцев совершил героический подвиг. На окоп, в котором он находился, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с горючей жидкостью…..

Ответ: Это Михаил Паникаха. Михаил пополз в сторону головного немецкого танка. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась. Вспыхнув факелом, Михаил бросился на решётку моторного люка и разбил об неё вторую бутылку. Немецкий танк остановился. За этот подвиг 9 декабря 1942 года Михаил Паникаха был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени. Михаила похоронили в глубокой воронке, близ завода «Красный Октябрь». К званию Героя Советского Союза представлялся ещё в ноябре 1942 года, но получил его лишь Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года, посмертно. На месте подвига героя долгое время стоял мемориальный знак с памятной плитой. 8 мая 1975 года на этом месте был воздвигнут памятник.

  1. Его подпольная кличка «Школьник». Когда фашисты оказались в Сталинграде и заняли Дар-гору, он перешел через линию фронта и связался с воинской частью старшего лейтенанта Семенихина, которому принес разведывательные данные о противнике. Так паренек стал разведчиком. Продолжите рассказ дальше.

Ответ: Немцы забрали его в гитлеровскую общину сапожничать. Паренек с сумкой через плечо, починяющий сапоги, не вызывал у немцев никакого подозрения и, главное, беспрепятственно передвигался по их территории. Зато ночью Саша перебирался к нашим, чтобы передать важные сведения. Немцы были уверены, что против них работает группа партизан, а Саша получал все более сложные задания.

Он проявлял чудеса выдержки и выносливости. Случалось, добирался с задания вплавь по Волге, верхом на бревне. Двенадцать раз ходил он в разведку в тыл врага, каждый раз добывая для наших бойцов ценные сведения. Сашу выследил и сдал фашистам местный полицай Забродько. Когда парень не вернулся с задания, разведчики ждали его возвращения 10 суток, окопавшись в снегу.

На последнее задание в тыл врага его отправили вместе с разведчицей Марией Усковой. Их схватили при переходе линии фронта. После долгих пыток фашисты повесили Сашу вместе с Усковой и неизвестным юношей-партизаном недалеко от дома на глазах у матери. Перед своей смертью Саша успел крикнуть: "Все равно наши придут и перебьют вас, как бешеных собак!"

Посмертно Саша Филиппов награжден орденом Красного Знамени и медалью "За оборону Сталинграда". После прихода наших войск его тело похоронили в сквере Ворошиловского района, который на митинге 12 февраля 1943 года решили назвать его именем.

  1. Дважды Герой Советского Союза, летчик-бомбардировщик. Уроженец Царицына, окончил Сталинградскую военно-авиационную школу.

Ответ: Это Василий Сергеевич Ефремов. С первых дней Великой Отечественной войны летчик-бомбардировщик принимал активное участие в нанесении ощутимых ударов по немецко-фашистским войскам, совершал бомбардировки важнейших объектов. Особенно отличился Василий Сергеевич в сражении за родной Сталинград. В боях за Сталинград капитан Ефремов совершил 198 боевых вылетов, уничтожил пять железнодорожных эшелонов, 15 автомашин с военными грузами, 11 самолетов и много другой боевой техники. В период Сталинградского сражения Ефремову приходилось подниматься в воздух и вести бой по нескольку раз в день. Прославленному воздушному бойцу была доверена высокая честь - нести факел с Вечным огнем на Мамаев курган во время торжественного открытия памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы. В сквере по проспекту В.И. Ленина на пьедестале установлен бронзовый бюст В.С. Ефремова. Звание "Почетный гражданин города-героя Волгограда" присвоено Василию Сергеевичу Ефремову решением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 7 мая 1980 года за особые заслуги, проявленные в обороне города и разгроме немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

  1. Он родился в семье знаменитой революционерки, Председателя Коммунистической партии Испании. С раннего возраста участвовал в политической борьбе.

Ответ: Это Рубен Ибаррури. Исключительную храбрость проявил в боях летом 1942 года под Сталинградом, командуя пулемётной ротой. В конце августа 1942 года сложилась тяжёлая обстановка в районе станции Котлубань. Прорвавшиеся немецкие танки угрожали отрезать Сталинград от наших основных войск. Для ликвидации этой угрозы 23 августа 1942 года в район станции Котлубань был направлен передовой отряд 35-й гвардейской стрелковой дивизии, в состав которого входила пулемётная рота под командованием Ибаррури. Отважными действиями передового отряда и мощным огнём пулемётной роты продвижение противника было остановлено. В этом бою погиб командир передового отряда. Рубен Ибаррури принял командование на себя. Фашисты превосходящими силами продолжали непрерывные атаки. Только за одну ночь передовой отряд под командованием Ибаррури отразил 6 атак противника. Врагу был нанесён большой урон. На поле боя фашисты оставили свыше сотни убитых солдат и офицеров, были захвачены большие трофеи. В этом бою Рубен Ибаррури был смертельно ранен и 3 сентября 1942 года умер. Похоронен на площади Павших борцов в городе-герое Волгограде. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками славный Ибаррури Рубен Руис Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1956 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

  1. Этот снайпер 1047-го стрелкового полка 284-й стрелковой дивизии 62-й армии Сталинградского фронта был известен в каждом полку, каждой дивизии, каждой армии.

Ответ: Это Василий Григорьевич Зайцев. С сентября 1942 года он участвовал в боях за город. Уже в первых схватках с врагом Зайцев показал себя незаурядным стрелком. Однажды командир батальона подозвал Зайцева и показал в окно. В 800 метрах бежал фашист. Моряк тщательно прицелился. Раздался выстрел - и немец упал. Через несколько минут на том же месте показались ещё два захватчика. Их постигла тa же участь. В награду Зайцев вместе с медалью "За отвагу" получил снайперскую винтовку. К тому времени из простой "трёхлинейки" Зайцев убил 32 гитлеровца. В Зайцеве сочетались все качества, присущие снайперу, - острота зрения, чуткий слух, выдержка, хладнокровие, выносливость, военная хитрость. Он умел выбирать самые лучшие позиции, маскировать их; обычно скрывался от фашистов там, где они не могли и предполагать советского снайпера. Прославленный снайпер бил врага беспощадно. Только в период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград В.Г. Зайцев уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов.

Действия советских снайперов встревожили врагов, и они решили принять срочные меры. Когда наши разведчики захватили пленного, он сообщил, что в район Сталинграда из Берлина доставлен на самолёте чемпион Европы по пулевой стрельбе, руководитель Берлинской школы снайперов майор Кёниг, получивший задание убить, прежде всего, "главного" советского снайпера. Долго Зайцев выслеживал фашистского офицера, но, в конце концов и он пал от рук нашего снайпера. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками младшему лейтенанту Зайцеву Василию Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной ______годовщине победы в Сталинградской битве

(кадры кинохроники)

Ю.И. Теперь их называют героями и это правильно, конечно, но тогда никто: ни военные, ни гражданские героями себя не считали: просто воевали и просто жили. Конец 42 – начало 43 года – самый, пожалуй, важный поворотный этап войны. Все тогда чувствовали себя сталинградцами, все знали, что именно там, в Сталинграде решается жизнь каждого и судьба всей страны. И все, казалось, были связаны невидимыми нитями и на фронте и в тылу. Поэтому в нашем рассказе вы не найдете главного героя, все будут главными и все героями: и военные и гражданские и город Сталинград. Василий Гроссман. «Жизнь и судьба».

На экране кадры горящего огня. «Танец огня»

(Вивальди «Лето», танец длится одну минуту)

Ю.И. 23 августа, воскресенье. В 16 часов 18 минут началась массированная бомбар­дировка Сталинграда. В течение дня противником было произведено 2 тысячи самолетовылетов. Город полыхал, задыхаясь от дыма, захлебываясь кровью. Щедро сдобренная нефтью, горела и Волга, отрезая людям путь к спасению. Ужасна была эта картина, и всё же ужаснее был меркнущий в смерти взгляд шестилетнего человека, задавленного железной балкой. Есть сила, которая может поднять из праха огромные города, но нет в мире силы, которая могла бы поднять лёгкие ресницы над глазами мёртвого ребёнка. В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясавшего небо, воду и землю, погибал огромный город,

(Альбинони «Адажио», на фоне слайд-шоу)

Мальчик: Я посмотрел на небо и увидел, что оно потемнело от самолетов. И тут началось. Бомбы свистели, визжали, бомбили все подряд. Все побежали прятаться кто куда. А мы вскочили в убежище к соседям. Все стояли с открытыми ртами, чтобы не оглохнуть. Детей было много, мы все от страха кричали, а взрослые, схватившись за головы, выли почище волков.

Солдат: На центральном участке целыми днями идут бои с целью прорыва в город с запада. Бой идет даже не за улицы, не за кварталы: за каждый дом, за каждую ступеньку. Вот мы уже, кажется, захватили этаж, но противник получил по горящим крышам подкрепление и снова разгорается бой. Бомбардировщики превращают город в груду камня.

Мать: Вокруг, куда ни бросишь взгляд, выжженная земля. Горы камня, воронки, одиноко высящиеся капитальные стены, от домов остались одни слепые фасады. Чуть заметны в темноте скелеты бывших зданий. Жить можно только в подвалах. Все и вся зарылись в землю.

(идет слайд-шоу разбитого города. Пауза на фотографии «скелета» дома)

Ю.И. 13 сентября 1942 года начались бои непосредственно в городе. Начались упорные и кровопролитные бои за каждую улицу, каждый дом, каждый выступ стены.

Группа старшеклассников на фоне фотографии и песни «Здесь птицы не поют, деревья не растут»

Ю.И. : Батальон, налево! По порядку рассчитайсь!

1. Младший политрук Дмитрий Яковлев. В начале 1942 года прибыл в Сталинград во вновь формируемую 10-ю стрелковую дивизию НКВД и стал политруком 272 полка. Погиб 3 сентября в районе Опытной станции под Сталинградом, похоронен в братской могиле.

2. Младший лейтенант Иван Щербина. В Сталинграде с сентября 1942 года в составе 272-го стрелкового полка войск НКВД. Погиб, защищая командный пункт Городского комитета обороны в Комсомольском саду. Награжден орденом Красного знамени посмертно.

3. Санинструктор Клавдия Иванова. Прибыла в 284-ю стрелковую дивизию под командованием Николая Батюка в конце сентября. Погибла в боях за Мамаев курган. Посмертно награждена медалью «За боевые заслуги».

4. Санинструктор Валентина Колесникова. После окончания курсов медсестер была направлена в Сталинград. Первое боевое крещение получила в августовских боях 1942 г. В составе 138 стрелковой дивизии полковника Людникова защищала Нижний поселок завода «Баррикады». Погибла 11 ноября 1942 года на «острове Людникова».

5: Старший сержант Полина Порошина. В составе 13-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием генерала Родимцева, участвовала в боях за железнодорожный вокзал. Погибла 22 сентября 1942 года вместе со всем батальоном гвардии старшего лейтенанта Федора Федосеева. Похоронена в сквере напротив здания горсовета.

Мы были высоки, русоволосы

Вы в книгах прочитаете как миф

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы. (Родион)

Ю.И.: Батальон, налево! В Сталинград и в бессмертие шагом марш!

Ю.И. Еще в сентябре 1942 года Советское Верховное Главнокомандование начало разработку операции «Уран». 19 ноября 1942 года войска Юго-Западного и Донского фронтов одновременно перешли в наступление. Навстречу им 20 ноября ударил Сталинградский фронт. 23 ноября передовые части Юго-Западного и Сталинградского фронтов встретились в районе Калача. Кольцо окружения замкнулось.

(Вивальди «Времена года. Зима»)

Солдат: В 8 часов 50 минут перешли в атаку пехота и танки. Глинобитные домики дрожали. Казалось, что сырой утренний воздух на огневых позициях стал теплее на градус от прикосновения к тысячам горячих артиллерийских стволов. И тут же небо заполнилось новым звуком: урчащим, тугим, широким – на запад шли наши самолеты.

Ю.И. К концу декабря войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов отбросили остатки войск противника на 150-200 км. Это создало благоприятные условия для ликвидации окруженных немецко-фашистских войск. Операция по ликвидации попавшей в «котел» немецкой группировки носила кодовое наименование «Кольцо». 31 января 1943 года прекратила сопротивление южная группировка. В этот же день, в подвале Центрального универмага, был пленен штаб 6-й полевой немецкой армии во главе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом. 2 февраля прекратила сопротивление северная группировка.

(Левитан о победе под Сталинградом)

(Музыка из к/ф «Список Шиндлера»)

Мать: Ночью из Заволжья люди увидели, как небо над Сталинградом осветилось сотнями ракет. Немецкая армия капитулировала. Тут же ночью с того берега в Сталинград пошли люди. Со сталинградского обрыва казалось, что люди, идущие через Волгу возникают из степного тумана, что их лепит мороз и ветер. Они вываливали из-под земли, слесари, токари, пахари, плотники, землекопы. Они отбились от врага, перепахали камень, железо и глину. В Сталинград возвращалась душа, возвращалась свобода.


Мальчик: В конце зимы мы вернулись в город с того берега Волги. От нашего дома остались одни головешки, бабушки уже не было в живых, она погибла в первые дни бомбежек, не было известий от отца. Но мы были счастливы: В Сталинграде кончилась война.

(песня «На Мамаевом кургане тишина»)

(«Грезы» Шумана на фоне кадров Вечного огня и Пантеона Славы )


Ю.И.: Я обнимаю всех живых

И плачу над умершими,

Но вижу замершими их,

Глаза их чуть померкшими.

Их души вечные летят

Над злом и над соблазнами.

Я верю, что они следят,

Как плачем мы и празднуем.

Классный час: «Поезд памяти »

Цели: расширять представление учащихся об истории родного города; способствовать формированию патриотизма, гордости за свой город, за свою страну, за соотечественников, показать, что не зная истории своей Родины, не возможно научиться любить её и гордиться ею.

План проведения классного часа:

  1. Вводное слово учителя

  2. Демонстрация презентации

  3. Закрепление материала в игровой форме

  4. Подведение итогов

Учитель: Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный. Мы совершим с вами увлекательное путешествие по родному городу накануне ___ летия победы в Сталинградской битве. Сталинградская битва по праву занимает особое место в истории.

Сталинградская битва была победой не только Армии, но и всего народа сражающейся страны. Победа, которую мы одержали на Волге, стала предвестником будущих многочисленных побед советского оружия, знаком грядущего поражения фашистской Германии. Массовый героизм наших воинов, самоотверженный труд работников тыла, полководческое искусство советских военачальников обеспечили триумф Красной Армии. Глубокая и сильная любовь к Родине, готовность пожертвовать собой, мужество и стойкость стали важнейшими составляющими великой победы.

Подвиг Сталинграда - яркий пример беззаветного патриотизма для новых поколений российских граждан, предмет гордости и источник силы. Слава победителей живет в наших сердцах, побуждает быть достойными поколения солдат Великой Отечественной.

Непростая судьба у нашего родного города. Но он выстоял, выжил и расцвел. И мы должны помнить славную историю родного города, знать его уникальность и приумножать его величие.

Наш поезд совершит остановки на станциях: « Географическая», « Историческая», «Литературная», «Музыкальная». Время в пути 40 минут. Займите свои места, пройдите контроль-тест, и мы отправляемся с вами в путь.

Учитель:

На 90 километров раскинулся вдоль Волги красавец-город. На нижней террасе располагаются причалы, спортивные комплексы, пляжи, на верхней - парки, бульвары. Своим фасадом город обращен в сторону Волги. Жители города не скрывают своей гордости, когда выходят на Центральную набережную с ее каскадами гранитных лестниц, мраморных колонн, с ее фонтаном, парком "Победа", театром оперетты, беседками, цветниками. Вот и прибыли мы с вами на станцию « Географическая».

Учитель: А всё ли вы знаете об истории своего города? Что было в Волгограде в эти дни 70 лет тому назад? Пока мы с вами отвечали на вопросы наш поезд прибыл на станцию «Историческая»

Демонстрация презентации

Учитель: Несомненно, вы уже многое знаете о нашем городе, но вам предстоит справиться с ещё одним заданием. И теперь важна будет не только правильность ответов, но и скорость. Ведь время в пути летит очень быстро.

Учитель: Ребята! Мне показалось или мы слышим мелодию знакомой нам песни? Нет, не показалось, ведь наш поезд прибыл на станцию « Музыкальная». « Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне».

Демонстрация презентации.

Учитель: Песни о войне позволяют воссоздать атмосферу героической эпохи, отразить высоту нравственного подвига, передать всю гамму человеческих чувствии и переживаний.

Учитель: Время нашего путешествия подходит к концу. Конечная станция называется «Литературная»

У Любови Якушевой есть стихотворение, которое называется «В поезде». Им бы мне и хотелось завершить наше путешествие

Раскрой окно - и яростный напор

Потока воздуха собьет дыханье,

И сердце, тихое до этих пор,

Вдруг задрожит, как ложечка в стакане.

И ты почувствуешь впервые боль

Не оттого, что больно сердцу биться,

А потому, что к Родине любовь

Не может в твоем сердце уместиться

Вопросы викторины по

истории Сталинградской битвы

5-6 класс

1. Назовите дату начала и окончания Сталинградской битвы.

  1. Наш город до войны называли «индустриальным сердцем» региона. А первые 14 месяцев Великой Отечественной войны один из заводов этого города был головным предприятием танковой промышленности СССР, давая до 40% производившихся танков «Т-34″. Назовите этот завод тремя словами.

3. Назовите девиз защитников Сталинграда.

4. Сколько дней длилась Сталинградская битва?

5. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом?

6. Где находится то место, которое защитники Сталинграда называют «главной высотой России»? Назовите его высоту.

7. Когда началось контрнаступление  советских войск под Сталинградом?

8. Какие армии защищали город? Кто ими командовал?

9. Назовите самые известные памятники защитникам Сталинграда (не менее пяти).

10. Какими наградами отмечен наш город в связи с победой в Сталинградской битве?

Вопросы викторины

по истории Сталинградской битвы

7 - 8 класс

1. Сталинградская битва – это крупнейшее событие в мировой истории. Вот цифры, характеризующие эту битву, вставьте в текст эти цифры:

Охватила территорию – .... кв. км.

Длилась – ... дней и ночей

Принимало участие более - …. млн. солдат и офицеров.


2. Назовите дату начала и окончания Сталинградской битвы, этапы и основные операции, проводимые советскими войсками с целью разгрома немецких войск, фамилии командующих этими операциями.

3. Это имя в известном советском фильме обозначало конкретный военный объект, куда вел особый путь, астрономы называют им планету, а средневековые алхимики – металл, известный людям с древних времен. Какое отношение все перечисленное имеет к Сталинградской битве?

4. Кому принадлежит крылатая фраза одного из защитников Сталинграда – «За Волгой для нас земли нет!»? Что вы знаете об это человеке?

5. Этот кировский летчик, Герой Советского Союза, свое боевое крещение получил под Сталинградом, совершил к концу войны около 203 боевых вылетов, а его самолет во время боевого вылета при штурме Сапун-горы под Севастополем 7 мая 1944 г. попал в кадры документальной кинохроники, а затем и киноэпопеи «Великая Отечественная». Назовите фамилию этого летчика.

6. 8 сентября 1942 г. бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка подобрали обессиленного и голодного мальчика, выходили его, сшили военную форму, зачислили в списки полка, с которым он прошел славный боевой путь, в том числе и Сталинград. Как звали этого мальчика, и сколько ему было лет в те дни?

7. К юбилею Сталинградской битвы была выпущена монета. Что на ней изображено? Какой номинал у монеты? В каком году она была выпущена?

8. После пленения Паулюса Сталину предложили обменять офицера на одного русского солдата. На что Сталин ответил: «Я солдата на фельдмаршала не меняю!» Что это был за солдат? Кем был офицер?

9. О каком памятнике-ансамбле Волгограда его автор народный художник СССР Вучетич Е.В. сказал: «Камни живут дольше, чем люди, и только люди сделали эти камни бессмертными …»

10. Назовите количество воинов погибших за Сталинград и захороненных в братских могилах на Мамаевом кургане?

Вопросы викторины

по истории Сталинградской битвы

9 – 10 – 11 класс

1. Бескрайние просторы вселенной бороздят 130 малых планет (астероидов), названных в честь героев Великой Отечественной войны. Среди них есть 4 особенных астероида: они названы в честь Сталинградской битвы и ее участников. Что это за малые планеты Вселенной?

2. На Мамаевом кургане, на аллее героев, есть и природные памятники. Так, на одном из тополей помещена мемориальная доска с надписью. Что написано на этой доске?

3. Кто в период Сталинградской битвы повторил подвиг Александра Матросова?

4. В музее – панораме «Сталинградская битва» хранится шинель генерала, в которой более 160 пулевых и осколочных пробоин. Назовите фамилию генерала. Что вы о нем знаете?

5. Этот предмет английский король прислал в подарок Сталинграду с надписью: «Сталинградцам – крепким, как сталь. От короля Георга VI в знак глубокой признательности от британского народа». Что это за подарок? Где он сейчас находится?

6. Он – участник Сталинградской битвы, после ВОВ стал преподавателем ВятГГУ, кандидатом исторических наук, исследователем Великой Отечественной войны, лауреатом двух Всероссийских конкурсов на лучшее произведение о войне и двух премий Кировской области, его перу принадлежат свыше 400 статей и 21 книги, в том числе «Сотворение Победы», «Все для фронта. Город Киров. 1941-1945 гг.», «Память Сталинграда», «Сталинград: воспоминание и осмысление» и т.д. Кто этот человек?

7. Английский генерал Маккартур восхищался инструктивным приказом генерала Чуйкова времен Сталинградской обороны «Вот стиль истинного джентльмена: генерал Чуйков предлагает солдатам всегда сопровождать эту даму и при входе в помещение пропускать ее вперед». Назовите имя этой дамы.


8. С началом Великой Отечественной войны использование этих машин в Москве было прекращено. В ходе войны их использовали только один раз, когда по Москве провели колонну немецких военнопленных после Сталинградской победы. Что это за машины?


9. В битве при Каннах в 216 году до н.э., где Ганнибал разбил Теренция Варрона, впервые в крупном сражении было применено это. Что это, если Сталинградскую битву называют «Каннами XX века»?


10. В американском кинофильме «Враг у ворот» допущено немало ошибок. Так, например, накануне Сталинградской битвы Хрущев не мог слушать ЭТОГО, т.к. текст ЭТОГО появился только через год. Назовите авторов ЭТОГО.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!