СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему "Внешняя политика СССР в 1945-1953гг. Холодная война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Внешняя политика СССР в 1945-1953гг. Холодная война"»











Конспект урока на тему

«Внешняя политика СССР в 1945-1953гг. Холодная война»

















Учитель истории и обществознания

МБОУ СШ №10

Лачина Мария Геннадьевна

















Тема урока «Внешняя политика СССР в 1945-1953гг. «Холодная война».

Цели урока: 

а) выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

б) развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; aнализировать исторические события; аргументировано доказывать свою точку зрения;

развивать умения: систематизировать исторический материал (схема, таблица); устанавливать причинно-следственные связи;

отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;

в) формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности, формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения.

г) воспитать интерес к истории, способствовать нравственному воспитанию учащихся, способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.


Тип урока. Урок изучения нового материала.

Форма работы:

-работа с документами по группам;

-дискуссия.

-работа с картой;

-моделирование исторических ситуаций и их анализ;

-словарная работа над терминами;

Основные понятия: «холодная война»; сдерживание коммунизма; план Маршалла; социалистический лагерь; доктрина Трумэна; НАТО; Варшавский договор.


Оборудование урока:

-компьютер

-проектор (показ видео)

-интерактивная доска;

-записи на классной доске;

-настенная карта «Политическая карта мира»;

-макеты государственных флагов США и СССР, выставленные на столах рабочих групп;

-рабочие листы для учащихся;


Эпиграф

«Наш медовый месяц быстро кончился.

Война нас объединила, а победа разъединила»

Евтушенко Е.


ХОД УРОКА.

Приветствие:

Доброе утро, дорогие ребята.

Прежде чем начать урок, мне хотелось бы вас попросить обернуться назад, настолько насколько вы можете и зафиксировать глазками то, что вы увидели. A теперь обернитесь в другую сторону. Так вот, сегодня на уроке я желаю вам расширить свой кругозор и знания еще больше.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть внимательно на интерактивную доску.

( просмотр ролика из фильма «Движение вверх» или открытие олимпиады)

Вопросы учащимся: 1.как вы думаете, о чем повествуется в данном ролике? (о противостоянии РФ и США)

2. как это можно связать с современными событиями?

Учитель:

Спасибо. Действительно, современная международная обстановка заставляет нас задумываться о том, что происходит, почему так складываются отношения между государствами, что будет дальше. Изучение этой темы особенно актуально.  Сегодня мы тоже будем говорить о международных отношениях, об отношениях двух держав.

Начать нам нужно с истоков, поэтому давайте вернемся в середину 40-х гг 20 века. И попробуем определить тему нашего урока.


Группа слева Группа справа

Наш медовый месяц быстро кончился. Война нaс объединила, а победа разъединила.







Определите чувства, которые ключевое слово

ассоциируются с данной цитатой.



Холодная война

Итак, тема нашего урока Холодная война. Запишите, пожалуйста, тему в ваши рабочие листы.

Для того, что бы нам пойти дальше, нам нужно узнать, что же такое холодная война. В ваших рабочих листах представлено определение Холодной войны, но все слова в этом определении перепутаны и стоят не на своих местах. Ваша задача составить верное определение. Сначала вы работаете в парах, а после обсуждаете группой и записываете верное определение.

Теперь давайте перенесемся в будущее, на 40 минут вперед, в конец нашего урока. И попробуем с вами узнать, что бы вы узнали о холодной войне, что бы могли о ней рассказать??

Холодная война





Каковы последствия?

Кто участники?

Каковы причины?



Учитель:

Итак, мы определили цели нашего урока и нам нужно узнать, кто же был участником холодной войны.

( включается ролик на 16 секунд)

Ответ учащихся: СССР и США. На схему вешаются 2 флажка!



Учитель:

2 сентября 1945 г. закончилась вторая мировая война, самая тяжелая и кровопролитная. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: разгромлены государства, ставшие на путь грубого нарушения норм международного права и откровенной агрессии

«Холодная война» - это не просто термин, не просто метафора, это целая эпоха в жизни человечества, наполненная фактами, событиями, лицами. Предлагаю выяснить, каковы же были причины той войны. Для этого вам нужно будет изучить  исторические источники.

Сегодня у нас присутствуют представители США и команда их экспертов.

Представители СССР, так же с группой экспертов, которые и помогут нам разобраться в целях нашего урока.

На парте у каждого есть задание, с которым вы будете работать в микрогруппе.

Время работы – 5 мин.+4 минуты на ответ

Часть представителей противоборствующих держав работают с документом и находят в нем причины развязывания холодной войны.

США работает с документом «Речь Черчилля в Фултоне»

СССР работает с документом «Реакция Руководства СССР на речь Черчилля в Фултоне».

Аналитики обеих стран поработают с учебником, параграф 38,пункт 1 и находят фактические доказательства виновности СССР и США.



Ответ учащихся: Группа  США.

Документ «Из  речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)»

Причины развязывания войны СССР:

У. Черчилль обвинил СССР в экспансии, в создании «железного занавеса», отделившего Запад от стран советского влияния. У. Черчилль говорил о необходимости создания «силового кольца» вокруг стран, находящихся под контролем СССР, чтобы заставить его отказаться от построения социализма и распространения социалистических идей.


Ответ учащихся: Группа  СССР

Документ «Реакция руководства СССР на выступление Черчилля» 

Причины развязывания войны США:

И. В. Сталин заявил, что «г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны», поставил его в один ряд с Гитлером и оценил речь как призыв Запада к войне с СССР.

Учитель: Представители США и СССР, верите ли вы в эти обвинения?

Сейчас советские и американские эксперты попробуют доказать фактами вашу виновность.





Работа с учебником .п38.

Найти факты, доказывающие виновность СССР в развязывании войны.



Работа с учебником .п38.

Найти факты, доказывающие виновность США в развязывании войны.











Работа с документом

«Речь Черчилля в Фултоне»

Работа с документом

«Реакция руководства СССР на речь Черчилля»













ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ (поместить в цели ,отдельно в цели)

Учитель: Итак, холодная война- это состояние военно-политического противостояния между Советским Союзом и США. Лидеры СССР и США проявляли неконструктивность, нежелание идти на компромиссы, считаться с интересом друг друга. Все это может привести к непоправимым последствиям. Ваша задача будет вывести из действий США и СССР последствия, которые касаются не только враждующих стран, но и всего мира.

Действия СШA

Действия СССР

1945г-план нанесения ядерных ударов по территории СССР;

1947г-«Доктрина Трумэна»:

-военно-политический блок под эгидой США (1949г.-НАТО);

-размещение военных баз США вблизи советских границ;

-поддержание внутренней оппозиции в странах Восточной Европы;

-при необходимости использование вооруженные силы против СССР и его союзников.

-не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии.

1947г- «План Маршалла»: оказание экономической помощи странам, разоренным войной.

1949г-создание ФРГ


1945-1949гг.-установление просоветстких и коммунистических режимов в:

-Югославии

-Северном Въетнаме

-Албании «соц. лагерь»

-Болгарии

-Польше

-Венгрии

-Румынии

-Болгарии

-Чехословакии

-Северной Корее

-Китае

1949г-создание СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи)

1948г-разрыв отношений с Югославией

1949- создание ГДР

1949г-испытание ядерного оружия

Война в Корее



На основании данных, приведенных в таблице, выберите верные суждения о последствиях холодной войны:

  1. Раскол мира на две противоположные системы- биполярный мир

  2. Гонка вооружений достигла невиданного уровня

  3. Отсутствие международной напряженности

  4. Готовность к «горячей войне»

  5. Активизация внешнеэкономической деятельности СССР со странами США и Западной Европы

  6. «Железный занавес»-идеологический барьер между странами социалистического и капиталистического лагерей

  7. Наличие локальных конфликтов

  8. Урегулирование конфликтов путем взаимных уступок государств.



Учитель: Подведем итоги нашей работы и обратимся к целям, сформированным в начале нашего урока.

Получили ли мы ответы на них?

Нужно подвести учащихся к выводу, что виновниками являются обе стороны, их стремление к мировому господству, что соперничество в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности. Они использовали для ослабления друг друга такие средства, как экономическая блокада, политическая пропаганда, гонка вооружений, локальные конфликты. Локальные конфликты стали неизменной приметой послевоенных лет. Во многих регионах мира «холодная война» послужила детонатором кровавых «горячих конфликтов».


-Можно ли было избежать «холодной войны»? (слушаем мнения учеников)

-Представьте, что вы присутствуете на встрече руководителей государств, с какими словами, пожеланиями, вопросами вы бы обратились к руководителям СССР и США? (слушаем учеников)

Давайте пожмём друг другу руки и направим наши усилия на мирное сосуществование.

Домашнее задание: проблемный вопрос «Холодная война» продолжается и сегодня». Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение.

Спасибо, урок закончен!





































Приложение № 1.

Рабочий лист ученика(цы) ______________________ Класс _________

Дата ___________



Тема урока __________________________________________________


Наш медовый месяц быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила. Е.Евтушенко


1.




Определите чувства, которые Ключевое слово

ассоциируются с данной цитатой.





2. Переставьте в правильном порядке слова, чтобы получилось определение.

______________ _________- между это политического противостояния Советским состояние Союзом и военно США.







3.

__________ ________



Кто __________? Каковы____________?

Каковы __________?









4. Причины :











5. Ваша задача будет вывести из действий США и СССР последствия, которые касаются не только враждующих стран, но и всего мира.

Действия США

Действия СССР

1945г-план нанесения ядерных ударов по территории СССР;

1947г-«Доктрина Трумэна»:

-военно-политический блок под эгидой США (1949г.-НАТО);

-размещение военных баз США вблизи советских границ;

-поддержание внутренней оппозиции в странах Восточной Европы;

-при необходимости использование вооруженные силы против СССР и его союзников.

-не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии.

1947г- «План Маршалла»: оказание экономической помощи странам, разоренным войной.

1949г-создание ФРГ


1945-1949гг.-установление просоветстких и коммунистических режимов в:

-Югославии

-Северном Въетнаме

-Албании «соц. лагерь»

-Болгарии

-Польше

-Венгрии

-Румынии

-Болгарии

-Чехословакии

-Северной Корее

-Китае

1949г-создание СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи)

1948г-разрыв отношений с Югославией

1949- создание ГДР

1949г-испытание ядерного оружия

Война в Корее



На основании данных, приведенных в таблице, выберите верные суждения о последствиях холодной войны:

  1. Раскол мира на две противоположные системы- биполярный мир

  2. Гонка вооружений достигла невиданного уровня

  3. Отсутствие международной напряженности

  4. Готовность к «горячей войне»

  5. Активизация внешнеэкономической деятельности СССР со странами США и Западной Европы

  6. «Железный занавес»-идеологический барьер между странами социалистического и капиталистического лагерей

  7. Наличие локальных конфликтов

  8. Урегулирование конфликтов путем взаимных уступок государств.







 Приложение №2

Вопрос к документу: Почему речь Черчилля, по мнению историков, считается предвестницей «холодной войны»?

Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)
          От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «же­лезная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Бу­дапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увели­чивающемуся контролю Москвы... Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов. Польское правительство, находящееся под контролем русских, поощрялось к огромным и несправедливым посягательствам на Германию…

Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и до настоящего времени… в них не существует никакой подлинной демократии.

Турция и Персия глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать коммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами.

 За исключением Бри­танского Содружества наций и США, где коммунизм на­ходится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации...  Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньшее уважение, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...
Если население Содружества наций, говорящих на анг­лийском языке, добавить к США и учесть, что будет озна­чать подобное сотрудничество на море, в воздухе в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил. Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Совет­ская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безгра­ничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, — это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...».

 

 









Приложение №3.

Вопросы к документу: Какова была реакция советского руководства на  выступление У. Черчилля? Определите отношение И. В. Сталина к речи У. Черчилля?



Реакция руководства СССР на выступление Черчилля:

 "Вчера в Америке товарищ Черчилль выступил с провокационной речью. Вы о ней подробней прочтёте в "Правде". Сей господин призывает братьев-империалистов не церемониться с нами. Товарища Черчилля раздражает победа коммунистической идеологии в странах Восточной Европы. Он хотел бы вернуть предвоенный мир. Поблагодарим товарища Черчилля, давнего поджигателя войны. Сообщают, что руководители США и Англии, Трумэн и Эттли, открестились от призывов Черчилля. Поздно, господа. Мы тоже могли бы сделать вид, будто ничего не случилось, но это не в наших интересах. Мы будем трактовать речь товарища Черчилля как прямой призыв к войне с СССР и лагерем социализма. Очень хорошая и своевременная для нас речь... Между нами говоря, после войны у нас в обществе появились неверные настроения. Некоторые представители интеллигенции позволяют себе открыто восхищаться западным образом жизни, преступно забывая, что в мире идёт борьба классов. Спасибо тебе, товарищ Черчилль, что ты нас вернул к действительности. И напомнил о нашей главной задаче. Теперь насчёт нашего отставания, о котором упомянул этот мерзавец... Это не так, и это так! Все мы помним, как Черчилль и империалисты долго не открывали второй фронт, желая как можно больше обескровить нас. Но произошло обратное. Истекая кровью, теряя сотни тысяч в сражениях, мы создали самую сильную армию в мире... У господ империалистов сейчас осталось единственное преимущество - атомная бомба. Это очень серьёзное преимущество. Наша задача в кратчайший срок ликвидировать его- это раз. И два: с сегодняшнего дня мы возобновляем нашу борьбу. Мы должны пресечь настроения благодушия и идеологической слабости".

И.В. Сталин же в интервью корреспонденту газеты "Правда" так прокомментировал фултонское выступление У. Черчилля:

«...По сути дела, г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны. И г. Черчилль здесь не одинок - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки... Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира... По сути дела, г. Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война... Несомненно, что установка г. Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Я не знаю, удастся ли господину Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый поход против "Восточной Европы". Но если им это удастся, - что маловероятно, ибо миллионы "простых людей" стоят на страже дела мира, - то можно с уверенностью сказать, что они будут биты.»

 Правда. 14 марта 1946 года 
 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!