СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Междисциплинарного курса «Сольное пение» для специальности: «Сольное и хоровое народное пение» углубленной подготовки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Междисциплинарного курса «Сольное пение» для специальности: «Сольное и хоровое народное пение» углубленной подготовки»

ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н. Плевицкой»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Междисциплинарного курса 01.01 «Сольное пение»

для специальности: 52.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»

углубленной подготовки

















г. Суджа 2023 г.














Составитель: С.В. Егорова - преподаватель ОБОУ СПО «Суджанский колледж искусств им. Н. Плевицкой».





Рецензент: В.С. Савенко - председатель предметной (цикловой) комиссии «Сольное и хоровое народное пение» ОБОУ СПО «Суджанский колледж искусств им. Н. Плевицкой».





Введение


Рабочая программа по междисциплинарному курсу МДК.01.01 «Сольное пение», является частью федерального регионального компонента среднего общего образования по специальности углубленной подготовки 53.02.05 «Сольное хоровое и народное пение». Рабочая программа сформирована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.05 «Сольное хоровое и народное пение», предназначенной для реализации в Суджанском колледже искусств им. Н. Плевицкой.

Результатом освоения курса является овладение общими компетенциями в объеме, необходимом для ведения выпускником самостоятельной творческой деятельности, педагогической деятельности в детских школах искусств, учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО, в том числе овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный репертуар (в соответствии с программными требованиями).

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации сольного исполнительства и в народных хоровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретированных решений.

ПК 1.5. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.

ПК 1.6. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.7.Создавать концертно-тематические

программы с учетом специфики восприятия слушателя различных возрастных групп


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Объём курса:


Время изучения: 1-8 семестры, по 3 часа в неделю.

максимальная учебная нагрузка обучающегося– 964 часа, включая: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 642 часа,

самостоятельная работа обучающегося – 322 часа.


Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Исполнение вокальной программы.


Поступающий на специальность «Сольное пение» должен исполнить три разнохарактерные песни (с сопровождением, авторское или в обработке, и a` capella). Поощряется исполнение программы в народном костюме, использование элементов народного танца и игра на народных инструментах (ложки, трещотки,и т. п.).

Примерный список произведений:

Русская народная песня с сопровождением «Зачем солнце рано встало»;

Русская народная песня без сопровождения «Лучинушка», плач «Не пой, соловушко»;

Русская народная песня «Я на горку шла»;

Музыка Г.Пономаренко, слова М.Агашиной «Растет в Волгограде березка». Музыка Е.Птичкина, слова В.Бутенко «Цветы России».

Перед экзаменом поступающий должен пройти проверку профессионального состояния голосового аппарата и предоставить справку.

Цель и задачи курса


Целью курса является:

- формирование основ вокальной техники;

- приобретение базовых знаний по народному пению;

- формирование художественного вкуса артиста-вокалиста и артиста ансамбля.

Задачами курса являются:

- изучение практических навыков вокальной техники и гигиены голоса;

- изучение практических навыков народной манеры пения;

- овладение различными традиционными стилевыми особенностями пения;

- освоение народно-песенного репертуара;

- формирование навыков самостоятельной работы с репертуаром.


Требования к уровню освоения содержания курса


В результате освоения  курса студент должен:


иметь практический опыт:

чтения с листа и транспонирования сольных вокальных произведений среднего, высокого уровня трудности;

самостоятельной работы с произведениями разных жанров, в соответствии с программными требованиями;

ведения учебно-репетиционной работы;

аккомпанировать голосу в работе над произведениями разных жанров (в соответствии с программными требованиями);

сценических выступлений с сольными номерами;


уметь:

использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с сольными программами;

использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

применять теоретические знания в исполнительской практике;

пользоваться специальной литературой;

самостоятельно работать над исполнительским репертуаром (в соответствии с программными требованиями);


знать:

сольный репертуар различного уровня сложности, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;

художественно-исполнительские возможности голосов;

особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;

профессиональную терминологию;

художественно-исполнительские возможности голоса;

особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе народного ансамбля, специфику репетиционной работы вокального ансамбля.


Виды учебной работы и отчётности


Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения МДК.01.01 «Сольное пение» направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы. Все виды отчётности (кроме контрольного урока) проходят в форме публичных выступлений.

Оценка работы студента осуществляется на экзаменах, контрольных уроках, выступлениях на академических вечерах, открытых концертах, конкурсах на лучшее исполнение различных произведений.

Согласно учебному плану контроль знаний студентов осуществляется в форме экзамена, зачета и контрольных уроков.

экзамен - 2-7 семестры;

зачет – 8 семестр;

контрольный урок – 1 семестр;

В конце 8 семестра исполнение Итоговой Государственной программы в виде сольного концерта, состоящий из 8 произведений: это авторские произведения и произведения в обработке, РНП, романсы, фольклор.

А также на межсемистровых академических концертах два-три раза в год.

Итоговая оценка учитывает все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить уровень освоения материала, качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.



Тематический план


п/п

Название темы

Семестр

Количество часов

Макс.

Обяз.

Самост.

1.

Вводно-коррективный курс

1

18

12

0

2.

Основные принципы вокальной техники;

- формирование основ вокальной техники;

- приобретение базовых знаний по народному пению

1-2

162

108

40

3.

Технические особенности исполнительства;

стилевые особенности народных песен

3-8

396

264

42

4.

Сценическое воплощение художественного образа.

3-8

306

204

156

5.

Освоение народно-песенного репертуара;

формирование навыков самостоятельной работы с репертуаром.


3-8

87

58

84

Итого:

964

642

322


Содержание курса

Учебный материал по программе «Сольное пение» для удобства распределен по разделам и темам. Конкретное содержание и тематик занятий преподаватели могут определять самостоятельно, исходя из уровня музыкальной и общеобразовательной подготовки студентов, с учётом особенностей профилирующих предметов и текущей необходимости.

1. Вводно – коррективный курс. Обучение дисциплине «Сольное пение» в музыкальном техникуме начинается с курса, который разрабатывается на основании результатов входного контроля, проводимого по следующим видам деятельности: интонирование; особенности диапазона, регистра голоса; индивидуальные особенности дыхания, резонирования, артикуляции.

П. Основные принципы вокальной техники.

Гигиена певческого голоса. Певческий голос как музыкальный инструмент. Ознакомление с основными правилами голосовой гигиены.

Вибрация голосовых связок – исходная причина появления звука. Приобретение навыка с голосовыми связками для получения вокального звука и резонанса.

Управление дыханием. Освоение основных принципов работы дыхания во время пения: работы диафрагмы, межрёберной мускулатуры, грудной клетки. Классификация типов дыхания (абдоминальное, грудное, ключное).

Управление голосовыми связками, формирование высоты и интенсивности звука. Зависимость высоты звука от сокращения и расслабления голосовых связок. Зависимость интенсивности звука от давления воздушного столбца.

Техника пения в речевой позиции. Артикуляция; артикуляционный аппарат. Работа над фонемами (гласными и согласными звуками речи) и морфемами (открытыми и закрытыми слогами) в речи и вокале. Пение вокализов. Пение распевок на народном материале. Речевая позиция как основа народного пения.

Навык пения низких и высоких нот; переходные участки диапазона. Овладение регистровыми красками на различных участках диапазона, пение в смешанном регистре (микстом).

Классификация голосов; границы диапазонов. Ознакомление с особенностями диапазона и регистра разных певческих голосов (сольных и хоровых).

Обобщение пройденного материала. Повторение пройденного материала, соединение освоенных дидактических единиц в единый комплекс практических навыков.

III. Мелодические, метроритмические, ладогармонические особенности народных песен.

Мелодические особенности народных песен. Различия мелодических построений в сольной и ансамблевой певческих традициях. Основные интонационные попевки, используемые в плачах, календарных, обрядовых песнях. Развитая мелодика протяжных, лирических песен. Её особенности в позднелирических песенных образцах.

Метроритмические особенности народных песен. Основные ритмические фигуры (бинарное, триольное деление долей; дробление, суммирование). Переменный размер. Агогика, рубато. Пение a’cappella и с аккомпанементом. Полиритмические и полиметрические трудности. Акцентуация, сложности соединения стихотворного и музыкального ритма.

Ладогармонические особенности народных песен. Особенности исполнения ладов народной музыки. Применение ладовых красок в различных мелодических оборотах. Мелодические варианты в аспекте одной гармонической последовательности. Основы гармонической импровизации.

IV. Технические особенности исполнительства.

Специфика фольклорных исполнительских приёмов. Специфические певческие приёмы в фольклоре и способы их исполнения: завышения и занижения, подъезды и спады, глиссандо, флажолеты, трели, форшлаги и другие мелизмы.

Средства художественной выразительности. Интонирование и технические приёмы как средства отражения эмоционального состояния. Подражание инструментам как одна из форм вокальной техники.

Специфика исполнения народных песен с обилием мелизматики, основные ритмические рисунки. Мелизмы как отражение инструментальной техники и вокальная эстетика. Голос как аналогия смычковых и деревянных духовых инструментов. Мелизмы как мельчайшие длительности мелодии. Перечёркнутый и неперечёркнутый форшлаг. Основные ритмические фигуры. Разнотемповая репетиция колорированных мелодий. Упражнения на импровизацию. Импровизация как первооснова фольклорного музыкального мышления. Различия сольной и ансамблевой импровизации. Пение собственных нотаций народных песен. Связь учебных дисциплин «Расшифровка народных песен» и «Аранжировка народных песен» с «Постановкой голоса».


V. Стилевые особенности народных песен.

Рассмотрение и изучение основных манер пения и диалектных особенностей различных областных певческих стилей (центральнорусская традиция; южнорусская традиция; севернорусская традиция; западнорусская традиция; традиция Урала и Сибири. Прикладное значение предмета «Областные певческие стили» для изучения традиционной манеры пения, места и значения песенного фольклора в быту народных исполнителей.

VI. Сценическое воплощение художественного образа.

Отражение окружающего мира в художественных образах. Окружающий мир как совокупность образов. Обобщение как творческий метод создания художественного образа. Мифологические архетипы народа как источник традиционного художественного творчества.

Фантазия и воображение. Воображение как одна из основных составляющих мыслительного процесса художника (исполнителя). Тренинг на воображение. Фантазия как один из творческих методов создания художественной реальности. Тренинги на заданные и самостоятельно выбранные темы.

Эмоционально-психический мир человека и способы его отражения. Эмоционально-психический мир человека в контексте окружающего мира. Шкала эмоциональных тонов. Персонификация и «очеловечивание» как художественные приёмы. Тренинг на заданную тему.

Концепция художественного образа и его воплощение. Первоначальная идея художественного образа как основа исходного замысла художника (исполнителя). Общие и индивидуальные черты художественного образа. Лирический герой произведения и его внутренний мир. Сцена как художественная реальность и сфера жизни художественных образов.


Годовой план минимум


Каждый семестр обучающийся должен сдавать по пять-семь разнохарактерных произведения. По мимо этого, выступать на академических концертах два-три раза в сем.

Обязательное количество выступлений в год – шесть-семь.

В конце курса исполняется ИГП в виде сольного концерта, состоящего из 7-8 произведений.


Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации


Программы исполняются наизусть.

Контроль за работой студента осуществляется в форме экзаменов, контрольных уроков, выступлений на концертах, конкурсах на лучшее исполнение заданной программы и др. Обязательными являются шесть-семь выступлений студента в год.

В целях активизации концертной деятельности студентов рекомендуется осуществить накопление репертуара и проводить сольные концерты студентов засчитывая их как зачет, либо экзамен.


Зачетно-экзаменационные требования


Курс, семестр

Минимальный объём работы

Обязательная часть программы

Формы контроля

1 курс, 1 семестр

Две–три разнохарактерные песни небольшого диапазона


Песни на грудной диапазон.

Минимальные требования:

«Ох, вишня моя» плясовая, Смоленская обл.

«А Галина мама» лирическая, Краснодарский край;

Общие требования:

«У голубя, у голубя золотая голова» св. плясовая, Псковская область;

«С гор-горы снежки сыплють» масленичная, Псковская область;

«По чужой стороне перепёдкою» лирическая, Курская область;

«Из-за леса, из-за рощи» строевая, Липецкая обл.


Контрольный урок

1 курс, 2 семестр

Три-четыре разнохарактерные песни среднего диапазона с определёнными трудностями

Песни на грудной диапазон с ладовыми трудностями.

Минимальные требования:

«Татары шли» колыбельная, Белгородская область

«Вселиственный мой венок» хороводная, Белгородская область;

Общие требования:

«А жил да был бедная» духовный стих, Курская область;

«Хожу я с-по травке» хороводная, Архангельская область;

«По Суджанскому шляху» плясовая, Курская область «Иванушка-рачек» прибаутки, Белгородская обл.

Экзамен

2 курс, 3 семестр

Три-четыре разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми и регистровыми сложностями


Минимальные требования:

«Ой, как по реченьке» хороводная, Ивановская обл;

«Сизезенький, касательный селезень» плясовая, Курская область;

Общие требования:

«Шелковая в поле травушка» лирическая, казаки – некрасовцы;

«У меня, младой, муж гнедой» шуточная, Белгородская область;

«Вот п новой по светлице» плясовая, Белгородская область;

«В саду дерево цветёт» строевая, Краснодарский край.

Экзамен

2 курс, 4 семестр

Три-четыре разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями

Минимальные требования:

«Шёл я яром» шуточная, Белгородская область;

«Сокол, ты сокол, наш Иванушка» свадебная, Рязанская область;

Общие требования:

«Гулял Ванька по садочку» лирическая, Смоленская область

«Жаворонок в тёмном лесе» лирическая, Белгородская область;

«Ты воспой в саду, соловейка» хороводная, Ростовская область;

«Вы, казачки, казачки» плясовая, Краснодарский край

Экзамен

3 курс, 5 семестр

Четыре-пять разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями


Минимальные требования:

«Ты взойди, ясное солнышко» протяжная, Белгородская область;

«За Лабою огонь горить» строевая, Краснодарский край;

Общие требования:

«Синее море всколылося» хороводная, казаки-некрасовцы;

«Ай да не во полюшке» протяжная, Краснодарский край;

«Что ты, жинка, губы жмёшь?» плясовая, Ростовская область;

«Вдоль по Питерской было по дорожке» строевая, Волгоградская область.


Экзамен

3 курс, 6 семестр

Четыре-пять разнохарактерные

песни широкого диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями; с обилием украшений; с углублённым психологизмом художественного образа

Минимальные требования:

«Бедная птичка» духовный стих из репертуара Нины Матвиенко;

«Всадники – други» строевая, Волгоградская обл.;

Общие требования:

«Княгиня по сенюшкам похаживала» былина, казаки – некрасовцы;

«Гордёна» шуточная, Архангельская область;

«Что при вышнем было, при высоком» протяжная, казаки – некрасовцы;

«Березничек листыватый» плясовая, Псковская область;

«Закатись, завались, жаркое соняйко» весенняя, Брянская область.


Экзамен

4 курс, 7/8 семестр

Пять-шесть разнохарактерных песни, расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями; с обилием украшений; углублённым психологизмом художественного образа.

Минимальные требования:

«Ой, кумушки, кумитесь» лирическая, Псковская обл.

«Блоха» северная скоморошина;

Общие требования:

«Ночь тёмная» лирическая, Белгородская область

«Скажи, скажи, когда вернёшься?» лирическая, Псковская область;

«Из-за гор-горы едут мазуры» строевая, Белгородская область

«Горе моё, горе» лирическая, Смоленская обл.;

«Горе, горе нам, начальничкам» протяжная, Белгородская область;

«Соловей мой, соловей» лирическая, Смоленская обл.

«По деревне я пройдуся» страдания под язык, Липецкая область;

«А я в бору воду беру» весенняя, Брянская обл.;

«Цё сидишь?» припевки, Псковская область

Зачет


ИГП


Примерный репертуарный список

В данном разделе приводится примерный перечень песенного материала, включающий песни различной степени сложности. Репертуарный список может быть видоизменён в соответствии с уровнем подготовки студентов и с учётом региональных особенностей подготовки специалистов.

« Абы кто ещё нам сказал про старое», былина Архангельской области;

«А Галина мама по городу ходит», лирическая Ставропольского края

«А жил да был бедная….», духовный стих Курской области;

«А люлю, люли, люлю», колыбельная Белгородской области;

«Бедная птичка», духовный стих Краснодарского края;

«Березничек листыватый», свадебная величальная Псковской области;

«Всадники-други», строевая Волгоградской области;

«Вы казачки, казачки» плясовая Краснодарского края;

«Вышло пузищо на репищо», подблюдная Нижегородской области;

«Глыбокый колодязю», украинская лирическая песня;

«Горе нам, начальничкам», протяжная Белгородской области;

«Грушица» лирическая казаков-некрасовцев;

«Гуляла чечётка», игровая Рязанской области;

«Гулял Ванька по садочку», лирическая Смоленской области;

«Заиграю, заиграю» лирическая казаков-некрасовцев;

«Зародила мене матушка», лирическая Смоленской области;

«Зелёный дубок», свадебная Курской области;

«Иванушка – рачек», детские потешки Белгородской области;

«Из-за гор-горы едут мазуры», лирическая Белгородской области;

«Из-за леса, из-за рощи», строевая Липецкой области;

«Как и шёл, прошёл младенец из неволи», протяжная Белгородской области;

«Как под славною было всё под Журжаю», протяжная Ростовской области;

«Как по морю, морю» лирическая Смоленской области;

«Как у наших воротях», плясовая Белгородской области;

«Лучше нет у нас такого молодца», свадебная величальная Псковской обл.;

«Мимо моего садику», хороводная Московской области;

«На гряной неделе», русальская Брянской области;

«На горе-то калина», хороводная Рязанской области;

«Налетали, налетали ясны сокола», свадебная хороводная Мурманской обл.;

«Не в трубушку трубили», свадебная Московской области;

«Не из саду было», протяжная казаков-некрасовцев;

«Ой, вишня, моя», лирическая Смоленской области;

«Ой, во саду садочке», лирическая Ростовской области;

«Ой, да во зелёном во бору», скоморошина Архангельской области;

«Ой, как по реченьке гоголюшка плывёт», хороводная Ивановской области;

«Ой, кумушки, кумитеся», троицкая Псковской области;

«Ой, тара, тара, тара, пора гостям со двора», свадебная плясовая Белгородской области;

«Ой, маслена, споманщица», масленичная Курской области;

«Оседлаю, коня», походная Ставрополького края;

«Рано цветок расцветая», лирическая Ростовской области;

«Расступитеся, разойдитеся», плач невесты Псковской области;

«Скажи, скажи, когда вернёшься?», лирическая Псковской области;

«Соловей мой», лирическая Смоленской области;»

«Татары шли, ковылу жгли», колыбельная Белгородской области;

«Ты, дуброва», свадебная Белгородской области;

«Уж вы, девки – молодки», плясовая Смоленской области;

«Уж мне смахнуть-то очи ясные», плач невесты Архангельской области;

«Уж ты чёрнай мой», лирическая Белгородской области;

«Хорош-то сокол Иванушка», свадебная Рязанской области;

«Что ты, жинка, губы жмёшь?», плясовая Ростовской области;

«Эх, молодой», лирическая Рязанской области


Методические рекомендации преподавателям


Задачей класса «Сольного народного» пения является подготовка квалифицированных певцов солистов и солистов ансамбля, обладающих вокально-техническим и исполнительским мастерством.

Преподаватель народного пения является основным руководителем обучающегося. Он должен воспитывать идейно-художественное мировоззрение обучающегося, его музыкальный вкус на основе изучения народной песни, лучших образцов творчества современных авторов. Работая над развитием вокально-технических и исполнительских навыков обучающегося, преподаватель должен воспитывать подлинно культурного певца-профессионала, прививать ему навыки неустанной самостоятельной работы над своим голосом и репертуаром, развивать в нем внимание, творческую волю и стремление к самосовершенствованию.

Вокально-техническое развитие обучающегося осуществляется путем систематической работы по созданию правильного певческого звучания на середине диапазона. Не следует добиваться быстрого и значительного расширения диапазона на первом этапе обучения.

С первых шагов надо стремиться к достижению чистой интонации и осмысленности пения, развивать внимание и волю обучающегося. Учитывая, что пение есть психофизиологический творческий процесс, в котором деятельность голосового аппарата (дыхание, гортани и резонаторов) является целостной, особое внимание педагога должно быть обращено на певческое дыхание. Правильное эластичное певческое дыхание дает певцу возможность свободно владеть музыкальной фразой, цезурами и другими элементами выразительности. Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака без подъезда.

Певца надо научить разбираться не только в музыкальном содержании, но и в идейной и эмоциональной сущности текста. Певец должен научиться грамотно, осмысленно и выразительно подавать слова, не теряя при этом напевности исполнения.

В начале обучения задачи должны быть очень просты. По мере усовершенствования навыков вокалиста музыкально-исполнительские задачи должны усложняться, но на протяжении всего обучения соответствовать возможностям учащегося, его общей вокальной и музыкальной культуре.

Обязательной является непрерывная работа по совершенствованию вокальной техники.

Каждый обучающийся должен не менее пяти раз в год выступать на академических вечерах техникума.

Важную роль в процессе обучения студентов основным навыкам пения играют технические средства обучения. Отработка технических приёмов вокала может и должна проводиться как в аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной форме обучения. В помощь студентам можно предоставить запись урока с текущими требованиями и упражнениями, которая обеспечит определённый уровень самоконтроля при отработке этих способствовать скорейшему усвоению учебных требований и навыков. Преподаватель в процессе аудиторной работы производит проверку качества усвоения изучаемого материала и вносит необходимые коррективы для исправления ошибок и погрешностей, допущенных студентами.

При изучении стилевых особенностей той или иной певческой традиции работы с ауди – и видеоматериалами имеет неоценимое значение и должна занять соответствующее своей роли место в учебном процессе. Прослушивание и просмотр записей народных исполнителей имеют глубокий познавательный и обучающий характер. Подробное изучение лучших образцов аутентического исполнительства преследует воспитательные цели, повышая эстетический и культурный уровень студентов в понимании ценности народного творчества в целом и пения как одной из его художественных форм.

Для аудиторной работы с аудио- и видеоматериалами необходимо иметь: магнитофоны (бытового уровня с функцией записи), плееры, видеомагнитофон.

I курс

В течение первого года занятий с обучающимся педагог должен всесторонне изучить его профессиональные данные, устойчивость его общего и профессионального здоровья, его внимания, работоспособности, а также установить степень его музыкальности (слух, память и ритм).

В результате первого года обучения обучающийся должен:

а) овладеть элементами правильного певческого звукообразования, обусловленными взаимодействием певческого дыхания, атаки звука и функции резонаторов, а также навыками округления звуков .

б) добиться освобождения мышц лица, шеи и челюсти, правильной корпусной установки и свободного положения гортани при пении;

в) научиться правильно формировать певческие гласные и согласные;

г) музыкально, осмысленно и выразительно исполнять вокальные произведения, добиваясь чистой интонации.

II курс

На втором курсе продолжается работа над развитием технических и художественно-исполнительских навыков обучающегося. Кроме того, работа предусматривает сглаживание регистров, выравнивания звучности гласных, выработку произношения согласных. Особое внимание должно быть обращено на организацию дыхания, связанного с ощущением опоры. При выборе репертуара следует избегать широкого диапазона мелодии, слишком высокой или низкой тесситуры, а также эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке звука.

III курс

На третьем курсе обучающийся должен:

а) продолжить дальнейшее расширение диапазона;

б) развивать подвижность голоса;

в) развивать четкость дикции и навыки декламационной выразительности с сохранением опертости звука.

Художественно-исполнительское развитие учащегося должно быть направленно на углубление работы над музыкальным и тексиовым содержанием произведения. Большое значение имеет при этом воспитание в учащемся воли к творчески выразительной передаче содержания музыкального произведения, стремления найти для этого соответствующие краски, динамические и выразительные оттенки в передаче текста без утраты певучести.зачет.

IV курс

В отношении вокально-технических навыков от учащегося требуется выравнивание звучности на всем диапазоне, на всех гласных, развитие подвижности голоса. Четкость в певческой дикции в кантилене и речитативе, декламационная выразительность с сохранением опертости звучания.


Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов


Данный вид деятельности предусматривает: самостоятельную работу студента по разучиванию учебной программы, подготовку самостоятельно выученных произведений к прослушиваниям, изучение научной литературы по вопросам вокального народного исполнительства, изучение аудио- и видео материалов с выступлениями различных исполнителей.

Виды самостоятельной работы:

1.Разобрать и выучить литературный текст.

2.Расставить дыхание с учетом музыкальных фраз.

3.Разобрать и выучить музыкальное произведение (по нотам).

5.Выбрать, по желанию, песни с учетом своих вокальных возможностей.

6.Знакомство с вокальным творчеством композиторов-авторов исполняемых произведений.

7.Самостоятельное прослушивание аудио- и видео материалов с выступлениями различных исполнителей.


Материально-техническое обеспечение курса


Освоение междисциплинарного курса «МДК.01.01. «Сольное пене» требует наличия в образовательном учреждении музыкальных инструментов (фортепиано, баян, гармонь), так как это является необходимым условием для обеспечения полноценной реализации образовательной программы.

Для аудиторной работы необходимо наличие аудио– и видео материалов исполнителей народных песен, образцов аутентичного исполнительства, что повышает эстетический и культурный уровень студентов в понимании ценности народного творчества в целом и пения как одной из его художественных форм.

В процессе обучения необходимо использовать технические средства обучения: аудио – и видеотехнику для прослушивания и просмотра песенных первоисточников, материалов фольклорных экспедиций, учебных материалов.


Учебно-методическое и информационное обеспечение курса


В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение курса, входят:

примерная программа по междисциплинарному курсу «МДК.01.01. «Сольное пение»;

рабочая программа по междисциплинарному курсу «МДК.01.01. «Сольное пение»;

индивидуальные планы обучающихся.

В учебно – методический комплекс следует включать:

- набор аудио – и видеоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;

- экспедиционные материалы;

- песенные сборники;

- нотные тетради.

Информационное обеспечение – это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.

Рекомендуемые интернет-ресурсы:

  • http://www.mosconsv.ru/

  • http://www.rsl.ru/

  • http://www.domgogolya.ru/

  • http://www.amkmgk.ru/

  • http://www.libfl.ru/

  • http://mkrf.ru/


Перечень основной методической литературы


1. А в Усть-Целме поют. Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450летию села). Санкт-Петербург: ИнКа, 1992.

2. Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М., Музыка, 1991.

3. Великорусские песни в народной гармонизации /Сост. Линёва Е.Э. Санкт-Петербург. Издание Императорской Академии Наук, 1904.

4. Вербов А. Техника постановки голоса. М. Государственное музыкальное издательство, 1961.

5. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. М., Советский композитор, 1989.

6. Енговатова М.А. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. М., Советский композитор, 1981.

7. Ефименкова Б.Б. Северорусская причеть. М., Советский композитор, 1980.

8. Кравченко А. Секреты бельканто. М., АО «Софт Эрго», 1993.

9. Линёва Е.Э. Опыт записи фонографом украинских народных песен. Киев. Музична Украина, 1991.

10. Линклэйтер Кристин. Освобождение голоса. М., Издательство ГИТИС, 1993.

11. Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев. Музична Украина, 1998

12. Мешко Н.К. Искуссвто народного пения. М., НОУ «Луч», 1996

13. Нестеров А.А. Народные песни Горьковской области. М., Советский композитор, 1972

14. Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор /Сост. Круглова Ю.Г., М., Русская книга, 1997.

15. Обрядовая поэзия: Книга 2. Семейно-бытовой фольклор /Сост. Круглова Ю.Г., М., Русская книга, 1997

16. Обрядовая поэзия: Книга 3. Причитания /Сост. Круглова Ю.Г. М., Русская книга, 2000.

17. Пашкова З.Г. Песни Пинеги. Архангельсс: Правда Севера, 1999.

18. Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. М., Родникъ. 1998.

19. Русская историческая песня. Сборник Л., Советский писатель. 1990.

20. Русские народные песни /. Сост. Варганова В.В., М., Правда, 1988.

21. Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов /Сост. Рубцов Ф.А. Ф.А. Ленинград. Советский композитор, 1991.

22. Сборник песен Самарского края /Сост. Варенцов В.Г. Самара. Областной центр народного творчества. 1994.

23. Старинные казачьи песни. Сборник. Репринтное издание. Краснодар: Бланкоиздат, 1991.

24. Традиционная музыка Русского Поозерья. Составитель Разумовская Е.Н. Санкт-Петербург. Композитор, 1998.

25. Традиционные зимние увеселения взрослой молодёжи в районах Среднего Приобъя. Составитель Лобкова Г., М., Родникъ, 1996.

26. Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск. Наука. 1985.

27. Щуров В.М. Песни Усёрдской стороны. М., Композитор, 1995.


Перечень дополнительной литературы


Новикова А., Пушкина С. Русские народные песни Московской области. М., 1986 г.

Руднева А. Танки и карагоды. М., 1957 г.

Браз С. Как пошли наши подружки. М., 1997 г. Земцовский И. Образцы народного многоголосия. М., 1978 г.

Мехнецов А. Хороведение. Песни, записанные в Томской области. М., 1973 г.

Монголов А. Хоры. М., 1978 г.

Руднева А. Хоры. М., 1978 г.

Руднева А. Народные песни Московской области. М., 1957 г.

Захаров В. Избранные песни. М., 1977 г.

Кутузов Н. Песни и хоры. М., 19984 г.

Земцовский И. Образцы народного многоголосия. М., 1978 г.

Мехнецов А. Хороведение. Песни, записанные в Томской области. М., 1973 г.

Моголов А. Хоры. М., 1978 г.

Руднева А. Хоры. М., 1978 г.

Браз С. Антология «Русская народная песня». М., 1993 г.

Тархов А. Реченька. М., 1994 г.

Капаев В. Песни хутора Кубанский. М., 1997 г.

Рубцова Ф. Русские народные песни Смоленской области. Л., 1991 г.

Вяренцов В. Сборник песен Самарского края. Самара. 1994 г.

Руднева А. Народные песни Московской области. М., 1957 г.

Засимова Е. Сторонка родная. М., 1978 г.

Калугина Н. Ты воспой, жаворонушка. М., 1988 г.

Калугина Н. Цвети, наш край. М.,1984 г.

Христиансен Л. Уральские народные песни. М., 1961 г.

Бигдай А. Песни кубанских казаков. Краснодар. 1992 г.

Браз С. Русская народная песня. Хрестоматия. М., 1975 г.

Веретенников. Южнорус. карагоды Белгородской обл.

Банин. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции.М., 1997 г.

Гаврилова Н. Народные песни Курской области. Песни Железногорского района. Курск. 1992 г.

Захаров В. Избранные песни. М., 1977 г.

Кутузов Н. Песни и хоры. М., 19984 г.

Русские народные песни Сибири в обработке М.Фирсова. М., 1986 г.

Север Север… под редакцией В. Григоренко. М., 1977 г.

Дорофеев Н. Русские народные песни Забайкалья. М., 1984 г.

Репертуар русских народных хоров выпуск 32 «Ты живи, Россия, здравствуй».

М.И. Карачаров . Песни Курской и Белгородской областей.

Русские народные песни, записанные М.Е. Пятницким «Со любимой со торонушки» Хрестоматия Р.Н.П. Сост. В. Меналина

Меведев М.В. Духовные стихи русского народа. М., 1998

Произведения народного хора «Пою о России», 1988 г.

Из репертуара ансамбля «Русская песня» 1997 .

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Тетради 2,3,4. М., 2002 .

Шляров Н.Н. Народный романс. М., 1998.

Захарченко В. Русь от края. М., «Советский композитор»

Бирюков Ю.Е. Казачьи песни. М., 2004.

Русские народные песни. № 10 – 12.

Антология Р.Н.П. С. Браз. 1993.

Клубные вечера. Выпуск 9, М., 1973.

«Реченька». Сост. А.Тархов. 1994.

«Моя серебряная». Песенник. 1, 4,9. Д. Зацарный. 1991

Репертуар русских народных хоров выпуск 32 «Ты живи, Россия, здравствуй».

И.Н. Карачаров «Песенная традиция бассейна реки Псел»

Р.Н.П, записанные М.Е Пятницким «Со любимой со сторонушки»;

Песни России. С. Браз, В. Попиков.

Хрестоматия Р.Н.П. Сост. В. Меналина

Медведева М.В. Духовные стихи русского народа. М., 1998

Произведения для народного хора «Пою о России», 1988 г.

Из репертуара ансамбля «Русская песня» 1997 .

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Тетради 2,3,4. М., 2002 .

Шкляров Н.Н. Народный романс. М., 1998.

Захарченко В. Русь от края. М., «Советский композитор»

Бирюков Ю.Е. Казачьи песни. М., 2004.

Русские народные песни. № 10 – 12.

Антология Р.Н.П. С. Браз. 1993.

Клубные вечера. Выпуск 9, М., 1973.

«Реченька». Сост. А.Тархов. 1994.

«Моя серебряная». Песенник. 1, 4,9. Д. Зацарный. 1991

Репертуар русских народных хоров выпуск 32 «Ты живи, Россия, здравствуй».

Русские народные песни, записанные М.Е. Пятницким «Со любимой со сторонушки».

И.Н. Карачаров «Песенная традиция бассейна реки Псел».

Абрамский А. Песни русского севера. М., 1959 г.

Новикова А., Пушкина С. Русские народные песни Московской области. М., 1986 г.

Руднева А. Танки и карагоды. М., 1957 г.

Браз С. Как пошли наши подружки. М., 1997 г.

Тархов А. Реченька. М., 1994 г.

Капаев В. Песни хутора Кубанский. М., 1997 г.

Рубцова Ф. Русские народные песни Смоленской области. Л., 1991 г.

Вяренцов В. Сборник песен Самарского края. Самара. 1994 г.

Руднева А. Народные песни Московской области. М., 1957 г.

Засимова Е. Сторонка родная. М., 1978 г.

Калугина.Н. Цвети, наш край. М.,1984 г.

Христиансен Л. Уральские народные песни. М., 1961 г.

Бигдай А. Песни кубанских казаков. Крастодар. 1992 г.

Веретенников И. Южнорусские карагоды Белгородской обл. 1993г.

Банин А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М., 1997 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!