СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка"Методы реализации принципов коррекционно-развивающего обучения на уроках швейного дела для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки труда в коррекционной школе выступают не только как учебный предмет, но и сильное средство коррекции умственных и физических недостатков детей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка"Методы реализации принципов коррекционно-развивающего обучения на уроках швейного дела для детей с интеллектуальной недостаточностью.»



Методы реализации принципов коррекционно-развивающего обучения

на уроках швейного дела для детей с интеллектуальной недостаточностью.




В коррекционной педагогике методы обучения детей подразделяются на общедидактические и специальные, где теория обучения, т.е. дидактика строится с учетом специфических особенностей школы.

Уроки труда в коррекционной школе выступают не только как учебный предмет, но и сильное средство коррекции умственных и физических недостатков детей.

Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого ученика, и как следствие, реализация мыслительной деятельности учащихся.

Диалектность понятий «метод» и «прием» обучения объясняет то положение, что в ряде случаев трудно резко разграничить один прием от другого внутри метода. Это осложняется и тем, что они взаимно проникают один в другой, обеспечивая целостность использования методов обучения.

Один и тот же прием может входить в различные методы обучения и могут быть использованы в различных сочетаниях, в зависимости от целей обучения и содержания материала учебного предмета.

Специальные приемы обучения могут сочетаться внутри метода с общедидактическими приемами, что правильно, и диктуется принципами общности специальной и общей дидактики.

Итак, коррекционная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы, основываясь на дидактических принципах.

Цель коррекционно-развивающего обучения – создать условия способствующие развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.

Принципы коррекционно-развивающего обучения:

  • динамичность восприятия;

  • продуктивная обработка информации;

  • развитие и коррекция высших психических функций;

  • мотивация к учению;

  • индивидуализация методов обучения.

Принцип продуктивной обработки информации базируется на основе принципа динамичного восприятия и связан с ранее перечисленными.


Методы реализации принципа продуктивной обработки информации на уроке:

- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

- дозированное, поэтапное усвоение материала;

- перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание.

В системе коррекционно- развивающего обучения реализация этих методов заключается в организации учебного процесса, предусматривающего включение заданий и упражнений для самостоятельной обработки информации учеником, разными комбинациями анализаторов.

Результативность развивающего обучения налицо, если у учащихся происходит прирост в психических операциях, либо в эмоциональной, волевой, мотивационной сферах.

Значит на этапе реализации принципа продуктивной обработки информации, должны реализовываться специальные коррекционно-развивающие упражнения в умственных и двигательных действиях. Упражнения должны соответствовать дидактическим целям обучения, знаниям и умениям учащихся. Упражнения, задания должны быть направлены:

- на развитие и активизацию мыслительной деятельности;

- на обеспечение коррекции процессов восприятия, т.е. развитие анализаторов;

- на обеспечение поведенческой саморегуляции.

Метод переноса способа обработки информации на свое индивидуальное задание учащимися, используется при изучении темы «Уход за изделиями» в блоке тем «Синтетическое волокно» в 9 классе, где изучаются символы на ярлыках изделия, девочкам предлагаются технологические задачи:

1.У Кати на этикетке пиджака имеется следующий значок

Катя собирается постирать пиджак в стиральной машине.

Правильно ли поступает Катя ?


А








2.У Кати имеется одежда из хлопчатобумажных и льняных тканей. На этикетке одного из изделий указаны следующие знаки


Катя планирует постирать вещь в стиральной машине с применением жидкого отбеливателя. Внимательно изучите знаки. Правильно ли поступает Катя?

На этапе повторения предлагаются карточки для самостоятельной работы: 3.Перечислите синтетические волокна :

а) шерсть в) вискоза д) лен

б) хлопок г) эластан е) акрил

4. Работая по теме «Оборудование швейной фабрики» в 9 классе, на конечном этапе, где происходит воспроизведение изучаемого материала, ученицам предлагается заполнить таблицу:

Название цеха

Оборудование

Подготовительный


Раскройный


Швейный


Отделочный


Сначала по памяти, затем дополнить по учебнику

5.При подготовки выкройки к раскрою, используется таблица следующего содержания:

  1. Написать названия на деталях выкройки;

  2. Указать размеры припусков ткани на обработку срезов;

  3. Обозначить линию сгибов ткани;

  4. Указать направление долевой нити;

  5. Указать размеры изделия (мерки по рабочей тетради)

Пользуясь ею, учащиеся самостоятельно готовят выкройку к раскрою.

Здесь реализуется метод переноса способа обработки информации на свое индивидуальное задание.

7. При изучении тем, связанных с изготовлением изделия, нужно ознакомить и научить учащихся рассчитывать количество ткани, требуемое на пошив данного изделия. Прежде чем подвести учащихся к самостоятельной работе по решению поставленной задачи, нужно показать: какой ширины ткань может быть в рулоне. Показать, если ткань шириной 80 см., то детали выкройки располагаются только «друг под другом».

Если ткань широкая (150 см.) детали выкройки переда и спинки помещаются напротив. Далее учащиеся анализируют условие.

Например: Ткань куплена шириной 80 см.,

длина будущего изделия - мерка Ди , учитываются припуски на швы.

Затем ученицы получают карточки с заданием, где нужно рассчитать количество ткани для своего изделия:

- Сколько ткани при ширине 80 см. нужно на пошив блузки без рукавов и воротника. Для расчета мерку Ди сложи 2 раза и добавь 10 см. на обработку швов: Ди+Ди+10

Применение рациональных приемов работы на швейной машине имеет самую прямую связь с качественным изготовлением изделия. Правильность машинной строчки зависит не только от расположения лапки, но и от направления взгляда работающего.

Правила расположения лапки и направление взгляда необходимо объяснять с первых же упражнений на швейной машине. Отрабатываются эти приемы при выполнении строчек на листах без ниток. Здесь же идет тренировка двигательных приемов рук. Закрепление приемов происходит при самостоятельном пошиве изделий.







Практика показывает эффективность такой организации обучения: ученики более внимательно слушают объяснения учителя, более сосредоточенно работают над заданием, повышается общая заинтересованность к учебе.

Система упражнений, заданий должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Важна организующая роль учителя, где он выступает не в роли источника информации, а в роли организатора комфортных условий обучения. Это условия эффективного планирования коррекционно-развивающих уроков с четкой постановкой целей урока, определения его структуры, отбором методов, правильным применением наглядности.



Список литературы

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.; Школа-пресс, 1994.

  2. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М., Педагогика, 1995.

  3. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под.ред. Дульнева Г.М. – М., Педагогика, 1971.

  4. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1988.

  5. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении.-М.: Педагогика, 1990.

  6. Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе.-М.: Просвещение, 1966.

  7. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., Просвещение, 1968.

  8. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития. – М., Педагогика, 1985

  9. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под редакцией Ж.И.Шиф - М.: Педагогика, 1972.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!