СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Методика использования игр и игровых упражнений по сенсорному развитию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по коррекионно - образовательному направлению "Сенсорное развитие" для детей с ЗПР от 5 до 7 (8) лет. Содержит картотеку игр.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Методика использования игр и игровых упражнений по сенсорному развитию»»

Методическая разработка

«Методика использования игр и игровых упражнений по сенсорному развитию»

Обоснование актуальности темы


Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания для детей с задержкой психического развития (ЗПР) в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок с наличием обозначенного дефекта слышит, видит, осязает окружающее. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В случае, когда речь идет о детях с ЗПР особое внимание уделяется индивидуальным особенностям, а в особенности – сохранным видам деятельности. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника (Запорожец А. В., 1988).

Сенсорное воспитание в своей основе направлено на формирование у детей с ЗПР ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий - действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов (Екжанова Е. А., Стребелева Е. А., 2003; Козлова С. А., 2009).

Другой важной стороной сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребёнка со словом, что имеет очень большое значение для детей, имеющих задержки развития. Соединение того, что ребёнок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более чёткими, систематизированными и обобщёнными. Развитие восприятия во всех случаях идёт от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления (Екжанова Е. А., Стребелева Е. А., 2003).

Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов (Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б., 1988).

С развитием сенсорики у малыша растёт возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребёнок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять (Запорожец А. В., 1988).

Полноценное всестороннее развитие сенсорного восприятия, которое проводится на коррекционных занятиях для детей с ЗПР и носит систематический структурированный характер, предоставляет ребенку возможность перейти на следующую ступень развития и стать ближе к возрастной норме по показателям сенсорного развития в том числе.

Ознакомление со свойствами предметов составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников с ЗПР (Запорожец А. В., 1988).

В настоящее время количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) постоянно увеличивается. В литературе описаны разнообразные методы и приемы работы по развитию сенсорного восприятия. Изучив научно-практическую литературу и проведя обследование сенсорного восприятия детей группы компенсирующей направленности с ЗПР от 5 до 7(8) лет, я увидела необходимость в комплексном использовании методик, построенных на использовании дидактических игр и проведении групповых коррекционных занятий по коррекции и развитию сенсорного восприятия у детей с ЗПР, т.к. дети с таким заключением посещают группу компенсирующей направленности.



Рабочая программа коррекционного курса

«Развитие сенсорного восприятия у детей с ЗПР»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

1) Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

2) Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с ЗПР одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17;

3) Основной образовательной программы дошкольного образования, МБДОУ «Детский сад № 20» г. Рязани;

3) Адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР 5 – 8 лет.

Цель коррекционного курса: формирование сенсорного восприятия у дошкольников с ЗПР 5 – 8 лет.

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

  • формировать у детей разнообразные обследовательские действия;


  • формировать у детей знание систем сенсорных эталонов - обобщённых представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

  • побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;

  • развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.


Описание места коррекционного курса в содержании адаптированной основной образовательной программы


Данный курс является элементом программы коррекционно-развивающей работы.

Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 – 8 лет. Форма организации занятий – подгрупповые занятия. Частота подгрупповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 20-30 минут. Срок реализации программы 1 год.

Содержание курса связано с содержанием других курсов Адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР 5 – 8 лет («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»), индивидуальных и групповых коррекционных занятий, а также содержанием всех образовательных областей.

На занятиях курса «Развитие сенсорного восприятия» у детей формируются знания систем сенсорных эталонов - обобщённых представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов уточняется, расширяется и активизируется словарь дошкольников с ЗПР, развивается познавательный интерес и обследовательские действия с предметами.

Содержание данного курса также связано с содержанием курса «Формирование элементарных математических представлений». Дошкольники учатся дифференцировать предметы по различным признакам, что служит основой для успешного овладения детьми навыками анализа и синтеза, как основ мыслительных операций.


Планируемые результаты освоения коррекционного курса


К целевым ориентирам программы коррекционного курса «Развитие сенсорного восприятия» относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

  • различает форму, цвет, величину предмета (основные сенсорные эталоны);

  • различает на слух различные ритмические структуры, состоящие из неречевых звуков, а также ритмическую структуру слова;

  • определяет предметы путем «слепого» ощупывания (грубая дифференциация);

  • различает запах пищевых продуктов и соотносит его с самим продуктом (пищевое лото);

  • дифференцирует на ощупь содержимое тактильных мешочков с образцами;

  • правильно определяет пространственное положение своего тела и его частей.

Система оценки достижений планируемых результатов


Во время прохождения программы коррекционного курса «Развитие сенсорного восприятия» предусмотрены:

  • входящая (первичная) диагностика;

  • итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных дефектологических занятиях по протоколу дефектологического обследования сенсорного восприятия дошкольников с ЗПР 5 – 8 лет, на основе которого заполняется дефектологическое представление на ребенка, составляется индивидуальный план работы, осуществляется оценка результативности дефектологической работы и корректировка программы.


СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


Программа курса имеет 5 разделов, которые реализуются поэтапно:


1 раздел. Развитие зрительного восприятия, умения различать цвет, форму, величину предмета.


2 раздел. Формирование тактильного восприятия, умение различать предметы на ощупь, формирование целостного образа предмета.


3 раздел. Развитие слухового восприятия, умение дифференцировать неречевые звуки, элементарные ритмические рисунки.


  1. раздел. Формирование обонятельного и вкусового восприятия.


  1. раздел. Формирование пространственно-временного восприятия.

  1. Развитие зрительного восприятия, умения различать цвет, форму, величину предмета.

  • Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, величины) на предметном материале через игровые упражнения (предметная манипуляция).


  • Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, величины) на картинном материале и раздаточных дидактических пособиях.


  • Формирование умения применять представления о форме, цвете и величине предмета в других образовательных областях и в свободной игре.


  • Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы и величины.


  • Отработка зрительного восприятия цвета, формы и величины в повседневной образовательной и игровой деятельности.


  1. Формирование тактильного восприятия, умение различать предметы на ощупь, формирование целостного образа предмета.

  • Обучение умению дифференцировать предметы на ощупь при визуализации предмета (с побуждением к называнию предмета).


  • Обучение умению дифференцировать предметы на ощупь «вслепую» (с побуждением к называнию предмета).


- Формирование целостного образа предмета при помощи предметной манипуляции и картинного материала.


  1. Развитие слухового восприятия, умение дифференцировать неречевые звуки, элементарные ритмические рисунки.

  • Обучение умению различать неречевые звуки при грубой дифференциации.


  • Обучение умению различать элементарные ритмические узоры.


  • Обучение умению различать звуковой диапазон по громкости.


  1. Формирование обонятельного и вкусового восприятия.

  • Обучение умению дифференцировать запах и вкус пищевых продуктов.


  • Обучение умению дифференцировать запахи не пищевых продуктов (моноароматы) и развивать воображение (наглядный материал).


  1. Формирование пространственно-временного восприятия.

- Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела и его движениях.

- Формирование представлений о положении тела в пространстве группового помещения.

- Формирование временного восприятия.

В процессе работы по разделам программы коррекционного курса параллельно с развитием фонематического восприятия реализуются следующие направления дефектологической работы:

  • Коррекция поведенческих расстройств.

  • Расширение знаний и представлений об окружающем мире.

  • Накопление, уточнение и активизация пассивного и активного словаря.

В процессе работы дошкольникам предлагаются задания, в ходе выполнения которых дети учатся правильно пользоваться сенсорными возможностями своего организма.






















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.

При планировании подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 – 8 лет я опиралась на систему работы по развитию сенсорного восприятия у дошкольников с ЗПР Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию» дополняя ее своими заданиями, упражнениями, играми, дидактическим материалом.


Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 – 8 лет.


1 занятие в неделю, всего — 31 занятие


месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Сентябрь

Диагностика


Диагностика

Диагностика

Знакомство. Овощи. Фрукты. Цвет, форма, величина.


Октябрь

Составление целого из частей

Геометрические фигуры

Выделение простой формы в предметах

Анализ простейшей схемы — изображения человека

Составление из частей целого. Ориентирование в пространстве

Ноябрь

Определение направлений в пространстве

Уточнение пространственных взаимоотношений

Закрепление понятий: справа-слева, спереди-сзади

Формирование тактильных представлений: ощупывание предметов; определение вслепую предметов


Декабрь

Употребление слов: правый-левый, нижний-верхний, обозначение пространственного взаимоотношения между объектами

Формирование вкусового и обонятельного восприятия с помощью продуктов питания

Формирование слухового восприятия: различие неречевых звуков, простейших ритмов

Закрепление слуховой дифференциации не речевых звуков, простейших ритмов


Январь

Диагностика

Диагностика

Закрепление ориентировки в схеме тела человека

Анализ пространственных положений геометрических фигур. Выделение признаков


Февраль

Различие красного, желтого, оранжевого цветов. Называние цветов

Группировка предметов по цвету (желтый, зеленый, синий)

Классификация предметов по цвету и форме (красный, синий, фиолетовый)

Сравнение предметов по двум признакам (цвету, форме)


Март

Различие и называние черного и коричневого

Закрепление знаний изученных цветов, геометрических фигур

Закрепление понятий: большой-маленький, одинаковые по размеру

Закрепление представлений о величине предметов: большой-маленький, средний

Закрепление знаний изученных цветов, их названий. Определение правой и левой сторон на листе бумаги

Апрель

Закрепление представлений о величине предметов

Величина предметов: короткий-длинный, широкий-узкий

Понятия: верх-низ, высокий-низкий, одинаковые

Величина предметов: большой, маленький, средний

Величина предметов: толстый-тонкий

Май

Диагностика

Диагностика

Временные представления. Сутки

Временные представления. Неделя

Временные представления. Возраст


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Методическая литература;

  • Интерактивная доска;

  • Дидактические пособия в виде электронных викторин;

  • Электронная рамка;

  • Устройство воспроизведения аудиоматериалов;

  • Наборы дидактических игр, пособий, сортеров, предметного материала, картинного материала для развития зрительного восприятия, умения различать цвет, форму, величину предмета;

  • Наборы дидактических игр, пособий, пособий «образцов», предметного материала, для тактильного восприятия, умение различать предметы на ощупь, формирование целостного образа предмета;

  • Наборы предметов для развития слухового восприятия, умение дифференцировать неречевые звуки, элементарные ритмические рисунки (погремушки, шумовые коробочки, музыкальные инструменты и т.д.);

  • Наборы предметов для развития обонятельного и вкусового восприятия (картинный материал, предметный материал, ароматическое лото и т.д.);

  • Наборы предметов для развития проприоцептивного и пространственно-временного восприятия (дидактические игры, сигнальные карточки, звуковая дорожка, игрушки).


Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, умения различать цвет, форму, величину предмета.


Найди цветок для бабочки

Цель. Познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый).

Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) – для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2–3 цветка и по 2–3 бабочки); по числу детей конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.

Ход игры. Педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.

В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».


Привяжи ленточки к шарикам

Цель. Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов.


Оборудование. Воздушные шары трех цветов по количеству детей, цветные ленточки четырех цветов (три из них совпадают с цветом шаров), число ленточек превышает количество шаров, под-носик для ленточек, бубен.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога. На столе под салфеткой лежат ленточки и бубен. Педагог вносит в группу сетку с уже надутыми воздушными шарами и говорит, что дети будут играть в праздник, маршировать с шарами. Для этого нужно к каждому шару привязать свою ленточку, достает их из-под салфетки. «Ленточка должна быть такая же, как шар, такого же цвета»,– говорит педагог и показывает, как подбирать ленточку: берет один из шаров, выбирает ленточку того же цвета, прикладывает ее к шару («такая же, красная»), потом по очереди подзывает детей. Каждый получает шар, подбирает ленточку, а педагог помогает привязать ее к шару и говорит: «Какие у всех красивые шары с ленточками. У Тани и Сережи шары голубые и ленточки такие же, голубые. У Саши и Вовы шары синие и ленточки такие же, синие» и т. д. После этого дети маршируют с шарами под бубен, бегают по комнате, размахивая шарами, а затем по сигналу бубна подбегают к педагогу и отдают ему шары.


Чей домик?

Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование. Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик, овал, треугольная призма), по размеру подходящие к прорези.

Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает уже другое сочетание форм, например, шар и овал, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество до 3–5. Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом педагога: «Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться шарик (кубик, кирпичик)».


Магазин

Цель. Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.


Оборудование. Игрушки разной формы (мяч, воздушный шар, юла, неваляшка, дом из двух прямоугольников, часы, телевизор, зеркало, пирамидки, кубики-вкладки и круглые вкладки и др.), карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал и др.).

Ход игры. Педагог раскладывает на своем столе игрушки, называет их и говорит, что у него магазин игрушек и он продавец. Потом достает карточки с геометрическими формами: «Это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти такую же форму. Например, я хочу мяч. Мне нужны такие деньги». (Показывает карточку с изображением круга.) Потом раздает карточки всем детям. Каждый ребенок выбирает себе игрушку и подает продавцу карточку с изображением соответствующей формы. В дальнейшем роль продавца выполняет ребенок.


Найди форму в предмете

Цель. Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.

Оборудование. Крупные рисунки с контурным изображением разных предметов (чебурашка, елка с игрушками, дом и т.п.), конверты с разными геометрическими формами по числу детей.

Ход игры. Педагог показывает детям один из рисунков, например Чебурашку, и сравнивает части его тела с какой-либо геометрической формой: «Головка у него круглая. Вот такая. (Достает из конверта круг.) Туловище овальное. Вот такое. (Достает из конверта овал.) Уши круглые. Вот такие. (Достает из конверта 2 круга. Все формы раскладывает на листе под изображением чебурашки.) Теперь я дам каждому картинку и конверт с формами. Вы возьмете из него такие формы, на какие похож рисунок на картинке. Все формы положите под картинку». Педагог раздает детям картинки и конверты с геометрическими формами. Оказывает детям необходимую помощь.


Угадай, чего не стало

Цель. Продолжать учить детей называть геометрические формы (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник), запоминать их, оперировать образом форм в представлении.

Оборудование. Карточки с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник – ромб), экран, наборное полотно.

Ход игры. Педагог вставляет карточки в наборное полотно и просит назвать эти формы. Затем закрывает наборное полотно экраном, одну форму убирает. (Название ее дети должны хорошо знать.) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. («Угадайте, что я спрятала».) Дети называют. При повторении игры расположение форм на наборном полотне меняется.


Спрячь шарик в ладошках

Цель. Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование. Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.

Ход игры. Педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор.


Спрячь игрушки

Цель. Пользоваться пробами при выполнении задания.

Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие), коробки двух размеров по числу детей.

Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки – большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки – ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом он побуждает детей пробовать.


Лиса и зайцы

Цель. Понимать, что величина является значимым признаком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения.

Оборудование. Шапочки с ушками для зайцев по числу играющих, одна шапочка для лисы, большие и маленькие круги (овалы, квадраты, многоугольники и др.) по числу детей, два больших обруча.

Ход игры (проводится с подгруппой из 6–8 детей). Педагог кладет на пол два больших обруча и объясняет, что это будут домики для зайцев (домики можно ограничить строительным материалом или стульями). Раздает детям-«зайцам» шапочки и каждому дает в руки картонный круг (овал, квадрат). Обращает внимание детей на то, что у одних круги большие, а у других маленькие. Внутрь каждого обруча педагог кладет один из кругов; там, где лежит большой круг, дом для зайцев с большими кружками, там, где маленький, дом для зайцев маленькими кружками. Все зайцы занимают свои домики. В стороне дом лисы. Зайцы по сигналу барабана выбегают на прогулку и разбегаются по комнате. Из укрытия выходит лиса (вначале ее роль исполняет взрослый) и ловит зайцев. Зайцы прячутся в домики. Если заяц вбегает не в свой дом, лиса его забирает и уводит в свою нору. При повторном проведении игра усложняется: пока дети бегают, педагог меняет образцы местами.

В дальнейшем дети распределяются на три группы – по трем домикам. Им дают кружки трех величин. Роль лисы исполняет ребенок.


Зоопарк

Цель. Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.

Оборудование. Трафареты с изображением животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон), клетки для них из картона, наборное полотно.

Ход игры. Педагог рассказывает детям, что в зоопарк привезли новые клетки, надо помочь зверям правильно найти свое место. Ставит в наборное полотно две клетки – самую маленькую и чуть побольше – и достает два трафарета – зайца и лису. Кто-либо распределяет их по клеткам. Дети под руководством педагога отмечают, что заяц маленький, а лиса большая. Взрослый выставляет еще две клетки – для волка и тигра. Оказывается, что они больше лисы. Затем появляются клетки для лисы и слона.

Вариант игры. В наборное полотно располагают сразу все клетки вперемешку. Дети рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине.


Ежик

Цель. Продолжать учить соотносить объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять знание слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.

Ход игры. Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей – папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева. (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить на стол перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине.) Вдруг папа-еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». – «Побежали в лес, предложила мама-ежиха. – Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине.) Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками, и они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он один зонтик дал ежу-папе, а другой – ежихе; следующего ребенка – почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.


Три медведя (кукольный театр)

Цель. Создать положительное отношение к сказке Л. Н. Толстого; закреплять правильное понимание величины предметов; стимулировать желание вспоминать и воспроизводить соотношение предметов по величине.

Оборудование. То же, что и в предыдущих играх, по сказке – плоскостное изображение девочки, по величине соответствующее изображению Мишутки.

Ход игры. Педагог просит детей помочь снова построить две комнаты для медведей – столовую и спальню, предлагает вспомнить, что было в комнатах. Один ребенок «строит столовую» – выкладывает геометрические формы-заменители: прямоугольник (стол), квадраты (стулья), круги (тарелки), полукруги (чашки). Другой ребенок «строит спальню» – выкладывает прямоугольники (кровати), квадраты (подушки). Педагог рассказывает сказку дальше и вводит новый персонаж, девочку (плоскостное изображение), и обыгрывает ее появление.


Игры и упражнения, направленные на формирование тактильного восприятия, умение различать предметы на ощупь, формирование целостного образа предмета


Узнавание предметов на ощупь. Найди свою игрушку в мешочке

Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование. Игрушки резко различной формы, величины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек – «чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою игрушку ищет другой ребенок.


Платочек для куклы

Цель. Узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак – фактуру материала.

Оборудование. Три куклы в разных платочках: одна – в шелковом, другая – в шерстяном, третья – в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек».

Ход игры (проводится небольшими подгруппами сначала по два, а затем по три ребенка). Педагог показывает детям трех кукол в платочках: на одной – шелковый платок, на другой – тканевый шерстяной, на третьей – вязаный. Куклы здороваются с детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает посадить их за стол и угостить, но прежде надо снять платочки. Каждый ребенок получает куклу, снимает с нее платок, усаживает за стол. Все платочки поочередно рассматриваются и ощупываются детьми. Педагог предлагает сложить их в мешочек. Потом дети угощают кукол. Куклы благодарят, собираются уйти и просят детей надеть им свои платочки. Те на ощупь отыскивают платочки в «чудесном мешочке» и с помощью педагога надевают их на своих кукол. Куклы прощаются и уходят.


«Чудесный мешочек»

Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

Ход игры (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек – два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.


Найди картинку

Цель. Соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным; называть предмет, опознанный на ощупь, и его изображение.

Оборудование. Набор предметов-игрушек и их изображений, «чудесный мешочек».

Ход игры. Педагог размещает на доске наборное полотно и вставляет в него 3–4 картинки. Предлагает кому-либо ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. Ребенок показывает нужную картинку, не называя предмета, и педагог просит всех детей сказать, что в мешочке. Они называют предмет, а ребенок достает его из мешочка и показывает всем, проверяя таким образом правильность своего выбора.


Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, умение дифференцировать неречевые звуки, элементарные ритмические рисунки.


На чем играл зайка

Цель. Учить различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и гармони); продолжать развивать слуховое внимание.

Оборудование. Ширма или экран, игрушечный заяц (мишка, кукла), барабан, детская гармошка.

Ход игры. Педагог показывает детям поочередно барабан и гармошку, называет каждый из инструментов, показывает их звучание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на барабане и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит, что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Педагог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на гармошке.


Тук-тук-тук

Цель. Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-то сообщать, предупреждать.

Оборудование. Кукла, мишка.

Ход игры (в игре вместе с детьми участвуют двое взрослых). Дети сидят на стульях, один педагог с ними. Раздается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее. Входит второй взрослый с куклой. Радостно: «Кукла пришла! Это она стучала» – говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми поплясать.



Игры и упражнения, направленные на формирование обонятельного и вкусового восприятия

Вкусовое лото

Цель. Учить различать вкус продуктов.

Оборудование. Продукты (овощи и фрукты в соответствии с меню ДОУ) кусочки и целые, картинный материал.

Ход игры. Дефектолог выкладывает перед детьми картинки с изображением продуктов и целые продукты. В тарелках выставляются нарезанные продукты. Каждому ребенку раздается пластмассовая тарелка. Дети берут к себе на тарелку по одному образцу нарезанного продукта. По очереди каждый ребенок пробует один кусочек продукта и называет его, указывает на картинку с изображением этого продукта и на целый продукт.


Ароматическое лото

Цель. Учить различать запах продуктов.

Оборудование. Продукты (овощи и фрукты в соответствии с меню ДОУ) кусочки и целые, картинный материал.

Ход игры. Дефектолог выкладывает перед детьми картинки с изображением продуктов и целые продукты. В тарелках выставляются нарезанные продукты. Каждому ребенку раздается пластмассовая тарелка. Дети берут к себе на тарелку по одному образцу нарезанного продукта. По очереди каждый ребенок нюхает один кусочек продукта и называет его, указывает на картинку с изображением этого продукта и на целый продукт.

Для усложнения игры ребенку могут быть закрыты платком глаза.


Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временного восприятия


Доползи до игрушки

Цель. Продолжать учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры. 1-й вариант. Педагог сажает детей в ряд на стулья. Напротив, на полу на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей по сигналу педагога ползут к игрушке: один – к ближней, другой – к дальней. Остальные, наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему первый взял игрушку раньше, и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая – близко. Игра повторяется с другой парой.


Возьми игрушку

Цель. Продолжать развивать ориентировку в ближнем пространстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко».

Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры. Двое детей сидят на стульях около большого стола. Педагог дает каждому игрушку, предлагает поиграть с ними. Затем берет их, просит отвернуться (или закрыть глаза) и раскладывает игрушки на столе – одну в пределах досягаемости руки ребенка, другую дальше. Дети открывают глаза, и педагог предлагает им взять свои игрушки, не вставая со стульев. Тот, чья игрушка находится близко, берет ее, другой этого сделать не может. Педагог снова просит детей закрыть глаза и меняет игрушки местами. Теперь другой ребенок достает свою игрушку. В третий раз педагог обе игрушки кладет далеко и спрашивает у детей, почему они не могут их достать, помогает им сделать вывод: «Игрушки далеко». Придвигает игрушки к детям, и те берут их. Педагог говорит: «Теперь игрушки близко, вы можете их достать». Дети играют с ними.


Спрячем и найдем

Цель. Продолжать учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

Оборудование. Разные игрушки (яркие, красочные и окрашенные в спокойные тона).

Ход игры. 1-й вариант. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что сейчас они спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрятать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай, как я». Через некоторое время предлагает детям поискать игрушку. Когда игрушка найдена, он фиксирует результат: «Игрушка была на полке».

В следующий раз прячется неяркая игрушка в другом месте, а комната осматривается с другой стороны. Когда дети научатся находить игрушку, спрятанную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка.

2-й вариант. Игрушку прячут дети, а ищет педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны усвоить последовательность поиска как способ ориентировки в пространстве. Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется, и предметы, находящиеся на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх – наверху нет, посмотрю вниз – внизу нет. Пойду дальше». И т. п.


Обследование детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 – 8 лет.

Обследование группе проводилось в 2022 – 2023 учебном году два раза: в начале учебного года (2 неделя сентября) и в середине учебного года (3 неделя января). За основу была взята система диагностики сенсорного развития по методике Катаевой А.А. и Стребелевой Е.А.

Методика «Цвета».

Цель: определить способность соотношения и дифференцировки цвета, знание цветов и их названий.

Оборудование: 12 цветных карточек.

Инструкция: педагог показывает карточки, а ребенок называет ее цвет.

Процедура проведения: педагог показывает цветные карточки ребёнку по одной, начиная с основных цветов (красный, жёлтый, синий), а затем – карточки дополнительных цветов. Каждый ответ ребёнка фиксируется.

В случае если ребёнок не называет один или несколько цветов, то после демонстрации все карточки выкладываются перед ним и педагог даёт инструкцию: «Я назову цвет, а ты покажи нужную карточку».

Методика «Формы».

Цель: определить знание геометрических форм и их названий.

Оборудование: набор плоскостных геометрических фигур.

Инструкция: назови фигуру.

Процедура обследования: педагог демонстрирует ребёнку геометрические фигуры и даёт инструкцию. Каждый ответ ребёнка фиксируется.

В случае если ребёнок не называет одну или несколько фигур, то после демонстрации все фигуры выкладываются перед ним и педагог даёт инструкцию: «Я назову фигуру, а ты покажи её».

Методика «Сложи полоски».

Цель: выявить способность ребёнка определять величину предметов.

Оборудование: пять полосок бумаги (ширина – 2 см, длина самой длинной – 20 см, самой короткой – 12 см).

Инструкция: сложи полоски так, чтобы получилась лесенка.

Процедура обследования: перед ребёнком выкладывают полоски, дают инструкцию.

Задание выполнено правильно, если ребёнок сложил полоски последовательно (по нарастанию или убыванию).

Методика «Определи, какой предмет».

Цель: определить представления детей об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами: большой и маленький, длинный, короткий, широкий и узкий, высокий, низкий, толстый и тонкий.

Оборудование: большой и маленький треугольники; широкая и узкая ленты; длинная и короткая полоски бумаги; изображение высокого и низкого деревьев; изображение грибов с толстой и тонкой ножкой.

Процедура проведения: перед ребёнком выкладывают первую пару предметов, педагог спрашивает о том, чем отличаются предметы, как их можно назвать. В случае, если ребёнок самостоятельно не называет необходимые характеристики, то педагог просит показать определённый предмет (например, «покажи широкую ленту»). Затем предъявляют следующую пару предметов.

Педагог отмечает ответы ребёнка, наличие верных слов, обозначающих отношения по величине в словарном запасе испытуемого.

Методика «Назови, где предмет»

Цель: определить представления детей о пространственном положении предметов, обозначаемые словами: над, под, перед, за, на, в.

Оборудование: набор картинок с изображением геометрических фигур, которые расположены по разному относительно друг друга.

Процедура проведения: перед ребёнком выкладывают картинки, педагог спрашивает о том, где находится кубик на картинке. Такая работа проводится с каждой картинкой. В случае, если ребёнок самостоятельно не называет необходимые характеристики, то педагог называет правильно положение фигуры и просит ребенка повторить за ним.

Методика «Погреми, как я»

Цель: определить представления детей о способности повторить ритмический рисунок.

Оборудование: набор шумовых коробочек с разными наполнителями.

Процедура проведения: перед ребёнком выставляют шумовые коробочки, педагог предлагает ребенку прослушать элементарный ритм, который он составляет с помощью шумовой коробочки, затем спрашивает о том, чтобы ребенок повторил ритмический рисунок. Такая работа проводится с каждой шумовой коробочкой. В случае, если ребёнок самостоятельно не повторяет ритмический рисунок, то педагог вместе с ребенком его повторяет.

Проведение данных методик, позволяет выявить у детей знание сенсорных эталонов, знание слов для их обозначения, и наличие данных слов, как в активном, так и пассивном словарном запасе ребёнка.

За каждое выполненное без ошибок задание – 0 баллов, при выполнении допущена одна ошибка – 1 балл, допущены 2-3 ошибки – 2 балла, задание полностью не выполнено – 3 балла.

Задания диагностики выполняются детьми в индивидуальном порядке.

В группе за 2022 – 2023 учебный год значительная часть детей научилась правильно определять цвет, форму и величину предметов. Таким образом можно говорить о формировании сенсорных эталонов у большинства детей. Также у детей сформировались пространственные представления, отношения между величинами предметов. Слуховое восприятие к концу года достигло высоких показателей. В целом у детей был сформирован познавательный интерес, который помогал им добиваться успехов и в других образовательных областях. Одним из положительных результатов является формирование правильного эмоционального настроя детей. Практически все дети достигли высокого уровня сенсорного развития, а у тех детей, которые пока находятся на среднем уровне развития, значительно расширились сенсорные представления. Низкий уровень развития сенсорного восприятия к концу года выявлен не был ни у кого из детей, не смотря на то, что одним из рисков при работе с детьми с ЗПР являются частые пропуски занятий по болезни и короткое время пребывания в детском саду.

Сводная таблица результатов обследования сенсорных представлений воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 – 8 лет.


Фамилия,

имя


Цвет

Форма

Величина

Отношения между предметами по величине

Пространственные преставления

Ритмический рисунок

Балл

Уровень

Руслан К.


Н

К

0

0

1

0

1

0

1

0

2

1

1

0

1

0

средний

высокий

Матвей Ш.

Н

К

1

0

2

1

2

1

2

1

2

0

1

0

2

1

средний

высокий

Давид Д.

Н

К

3

2

2

2

2

1

3

2

3

2

3

2

3

2

низкий

средний

Кирилл Е.

Н

К

0

0

1

0

1

0

1

0

2

1

2

1

1

0

средний

высокий

Пелагея Л.


Н

К

2

0

2

0

1

0

2

0

3

1

3

2

2

1

средний

средний

Юра Ю.

Н

К

1

0

1

0

1

0

1

0

2

1

2

1

1

0

средний высокий

Вася Т.

Н

К

2

0

2

1

2

1

2

1

3

2

3

2

3

2

низкий

средний

Ярослав Г.

Н

К

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

1

0

1

0

средний

высокий



Диаграмма количественного соотношения воспитанников с разными уровнями сенсорного развития на начало и конец учебного года в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 – 8 лет .





Таким образом, задержка психического развития ребёнка характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. А также наличие неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточности планирования и выполнения сложных двигательных программ.

Сенсорное развитие ребёнка, основываясь на развитии восприятия и ощущений, включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма, величина и умение использовать их в своей деятельности.

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при планировании коррекционной работы.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!