СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Куклы из бабушкиного сундучка»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Куклы из бабушкиного сундучка»»

Методическая разработка

«Куклы из бабушкиного сундучка»


Пояснительная записка


Изучение народной тряпичной куклы – одно из направлений знакомства с традиционной культурой народа.

Методическая разработка предназначена для педагогов учреждений дополнительного образования, учителей технологии, воспитателей детского сада.

Актуальность данной методической разработки в том, что педагог может использовать предложенный материал в учебном процессе, при изучении традиционной народной культуры.

Работа по изучению и изготовлению рукотворной куклы – неиссякаемый источник для творчества, именно через куклу можно определить индивидуальность этноса.


Цели и задачи:

-Ознакомление обучающихся с народной рукотворной куклой;

-Формирование у детей основ эстетической культуры через познание художественного образа куклы.

-Формирование бережного отношения к культурному наследию, истории, традициям своей Родины.

-Обучение технологиям, умениям и навыкам изготовления рукотворных кукол.


Введение


Знакомство с историей народной куклы и технологией ее изготовления сегодня возможно в условиях работы художественной студии или в системе дополнительного образования. Эти формы учебно-воспитательного процесса имеют большие возможности для творческого самовыражения детей, формировании навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в то же время связана со многими аспектами национальной культуры. Одна из важнейших задач – развитие творческой смекалки, формирование культуры труда. Изготовление рукотворной куклы имеет большие воспитательные возможности: у детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус.

Востребованность традиционной куклы может быть весьма разнообразной. Фольклористы включают знания о кукле в сценарии праздников. Педагоги желают приобщить накопленные этнопедагогикой методы к своему педагогическому опыту. Психологи разработали целое направление, названное «куклотерапией». В медицине стала весьма распространена «этнотерапия», в которой традиционная народная кукла занимает почетное место.

Уходят из жизни мастера. Урбанизация и механизация ведут к потере навыков творческого ручного труда. С развитием фабричного производства рукотворные куклы были вытеснены из народного быта, уйдя в область «забытого» прикладного искусства. И тем не менее… Нет-нет, да и появится в семье самодельная куколка.

Народные куклы имели большое значение в воспитании детей и формировании их мировоззрения. Через игру с куклой ребенок учился выражать свои чувства, приобретал опыт общения и разрешения конфликтов. Дети мастерили кукол из различных природных материалов. Тем самым приобретали необходимые трудовые навыки, у них формировался хороший вкус.

Следуя за возрастом ребенка, одни куклы сменяли другие, но каждая выполняла свою функцию в его развитии и воспитании. В раннем возрасте ребенку давали куклу «Пеленашку». Ребенок мог схватить ее, подержать, бросить. С ней росли и развивались. Играли в дочки-матери.

По мере развития восприятия и мышления ребенка ему давали куклу «Стригушку», которую делали из соломы. Поле игровой деятельности с этой куклой было очень широкое – она и в поле, и в доме, и на посиделках со своими подругами.

Подрастающему ребенку давали играть кукол, сделанных из тряпок. Простоватые на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их изготовление не требовало каких-либо сложных инструментов и приемов. Но при этом каждая несла в себе черты индивидуальности.

Можно ли развить интерес детей к народным куклам в наши дни?

Конечно можно. Но для этого потребуется большая творческая работа. Так как современные дети не умеют делать тряпичных куколок, не знают, что с ними делать и как играть, хотя с обычной, фабричной куклой они могут играть долго.

Часто народных кукол дети воспринимают как предмет интерьера, сувенир. Они не знают, что такое народная кукла (и многие даже никогда не видели ее). Но интерес к рукотворной кукле у них, безусловно, есть и носит больше познавательный характер.

Путь разрешения данной проблемы, безусловно, есть. Можно подобрать интересный сюжет и способы действия с народной куклой – сделать ее вместе с детьми. Это позволит развить у них творческое начало, воображение, фантазию, на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа.

Методику занятий по ознакомлению и изготовлению рукотворных кукол необходимо начинать с рассказа об истории каждой куклы и пояснения особенностей игры с ней. Однако не стоит увлекаться слишком длинным рассказом о них, чтобы в ходе занятия у детей не пропал интерес. Занятия по изготовлению народных рукотворных кукол позволяют познакомить детей с обрядами, устным народным творчеством и тем самым приобщиться к традиционной культуре. Один из важных моментов в подборе содержания занятий состоит в том, что многие куклы можно изготовить без ножниц и иглы. Это позволит широко применять предложенные темы с детьми младшего возраста, открывает большие возможности для творческого подхода при минимальной трудоемкости многих игрушек. Так же дети могут сами по образцам и технологическим картам изготовить свои куклы. Как вариант одно из заключительных занятий можно посвятить изготовлению авторской куклы по мотивам народной куклы. Тематика может быть самой различной: «Карнавал», «Русские красавицы», «Деревенька моя» и т. д.

Куклы сделанные своими руками, станут единственными и неповторимыми, самыми любимыми.

Тайны куклы-домоделки


Ещё в середине 20 века в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. И только с середины 1960-х годов, когда промышленные предприятия начали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.

Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.

Кукла – способ познания жизни и для тех, кто её создаёт, и для тех, кто с нею общается. Кукла - не иллюзия, а претворенный материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших. Глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса, воска, металла – достоянием музеев и коллекционеров. Папье-маше и фарфор в куклах сменили целлулоид, гуттаперча, резина и смолы; на смену им пришли куклы из твердого пластика. В свою очередь полиэтилен вытеснили мягкий пластик и винил…

Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу и уход к предкам. Отзвуки древних смыслов куклы, дожившие до наших дней, услышаны и интерпретируются на фольклорной основе в разной форме.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Народная тряпичная кукла дает сегодня блестящие уроки техники и технологии, формообразования и художественного конструирования из ткани. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы.

Кукольный народец, подобно пестрой лоскутной мозайке, хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике, как в ярком калейдоскопе, высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них ни писал, у каждого получится своя «лоскутная история».

Удивительная схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков. Вот почему у русской тряпичной куклы множество культурных аналогий. Национальное своеобразие русской куклы нагляднее в сравнении с традиционными куклами других народов России.

Кукла является частью культуры человечества. В русской кукле уживается сакральная и игровая направленность. В древности куклы служили обрядовыми символами. Они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. По этой же причине тряпочки и нитки для изготовления кукол не резали, рвали.

Куклам приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, даже помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы передавались из поколения в поколение вместе с приемами изготовления.


Типы и назначение кукол


Традиционная народная кукла имеет богатую историю и глубокие традиции. По своему назначению куклы издавна делились на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые. Были и праздничные, нарядные куклы, такие как Пасха, Масленица, Троица, обереги жилища, детей, сна, хозяйства…

Куклы-обереги в народной традиции были безликими, что указывало на их неодушевленность и недоступность для вселения в нее злых сил. Они выполняли роль амулетов, защитников домашнего очага и членов семьи и были в каждом доме.

Каждая из кукол-оберегов имеет свое предназначение: от порчи и сглаза, от лихорадки и прочей хвори, от тоски и кручины. Чаще всего они охраняли детей и женщин. Для их изготовления шло все: лоскуты, лыко, мочало, сухие травы.

Обрядовые (ритуальные) куклы тоже изготавливались по особым технологиям и были в каждом селе. Эти куклы изображали мифических персонажей сезонных обрядов. Они знаменовали переход к новому солнечному циклу. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы, игры, после чего «хоронили».

Делали их из веток, трав, цветов в виде чучела.

В изготовлении кукол участвовали все и дети, и взрослые, относились к этому очень серьезно.

Игровые куклы изготавливались в семье, хранились и передавались по наследству от матери дочери, от бабушки внучке. Таких кукол не выбрасывали, а бережно складывали в сундук. Ими играли и малыши, и дети постарше, и девицы на выданье. Готовя себя к взрослой жизни, через игру постигали науку материнства, хозяйки домашнего очага.

Делали их из ткани, щепок, бересты, мочала, соломы.





Виды традиционных тряпичных кукол

Традиционных русских тряпичных кукол можно разделить по назначению, по способу изготовления; по – образу – на куклу-крестьянку и куклу барыню. Кроме того, куклы делились по размеру на локтевые, ладонные, пальчиковые.

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению

Игровые

Обереговые

Обрядовые

Столбушки

Куватка

Неразлучники

Малышок-голышок

Ангелочек

Мировое дерево

Барыня

Лихоманки

Масленица и Домашняя Масленица

Кукла на выхвалку

День и Ночь

Коляда

Простоволосая

Параскева

Кострома

Кукла с косой

Вепсская

Кукушечка

Кукла нарядная

Бабушкина кукла

Покосница

Девка-баба

Колокольчик

Купавка

Узелковая

Кубышка-травница

Коза

Бабочка

Бессонница

Зольная кукла

Зайчик

Утешительница

Кузьма и Демьян


Берегиня

Капуста


Кукла-оберег на удачное замужество

Куватка


Малышок-голышок

Мокредина


Десятиручка

Отдарок-на-подарок


Веснянка

Пеленашка


Желанница

Свадебная


Узелковая

Крупеничка



Архангелогородская столбушка



Владимирская столбушка



Пасхальная голубка


Виды традиционных тряпичных кукол по способу изготовления

Основа куклы – два прямоугольника

Куватки, Пасха, Неразлучники, Кузьма и Демьян, Десятиручка, Веснянка, Девка-Баба,Пасхальная голубка, Узелковая, Свадебная.

Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь.

День и Ночь,Ангел, Колокольчик, Покосница, Закрутка, Бессонница, Мировое дерево, Вепсская.

Куклы-столбушки, основа которых – скатка из ткани.

Архангелогородская столбушка, Владимирская столбушка, Баба-Берегиня, Лихоманки.

Куклы, в основе которых мешочек

Зольная, Зернушка, Крупеничка.


Встречают по одежке


Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. В изготовлении тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл.

Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей – ситца, сатина, коленкора, кумача. Они, в отличие от домотканых, вплоть до 20 века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Тряпичные куклы, сшитые из новых лоскутков, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. «Домодельные» куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» из старого тряпья. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Однако мастерицы умели делать отбор деталей, выработать традиционные приемы, которые говорили о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важный принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ.

Кукольный костюм делали условным. Поневу шили из одного куска, в то время как в женской одежде она была четырехклинной. С еще большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной двумя полосками вышивки красным крестом, передник шили из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, выбирали лишь самую эффективную деталь.

Костюм подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отвечая реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть невесту.


История народной куклы


Древнейшие на земле куклы были обнаружены при раскопках в Египте. Их возраст более четырех тысяч лет. Эти куклы были вырезаны из деревянных дощечек.

В Древней Греции и Риме куклы делали из самых разнообразных материалов – кожи, дерева, кусочков ткани, драгоценных металлов и слоновой кости.

На раскопках археологи находят игрушки вместе с утварью и предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки – забавлять ребенка и при этом помогать ему познавать мир, осваивать социальные роли и нормы поведения.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца – природы.

Так и дети… И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу. У других были дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В народной жизни кукле отводилась важная роль. С момента своего появления кукла участвовала в обрядах и ритуалах, детской и взрослой игре, триумфальных и карнавальных шествиях, праздничных увеселениях.

Нарядно одетая кукла украшала свадебные столы. Возможно, отголоском этой традиции стала кукла в свадебном наряде на машине жениха и невесты. Так, Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы из веток делали Семика и Семечиху, сажали их под березу, водили вокруг хороводы, а в конце обряда топили в реке.

Кукла была символом продолжения рода. Она «росла» и менялась вместе с ростом и развитием человека. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, полагая, что она охраняет его покой и сон. Самыми распространенными в крестьянских семьях были тряпичные куклы, которые можно разделить на две группы: свернутые (сделанные без шитья иголкой) и шитые.

Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту. Народная кукла экологична, благородна по форме. В меру нарядна и неназойлива по декоративному решению.



Тряпичная кукла


Кукла, как самая первая среди известных игрушек для маленького человечка, почитаема и любима с глубокой древности и остается вечно юной до наших дней. Всюду, где селился человек, кукла была его неизменным спутником.

Традиционные народные куклы – это куклы-обереги, талисманы, куклы-идолы из глины, дерева, соломы, мочала и наконец, тряпичные куклы. Они просты в изготовлении, но в этой простоте заключена гениальность и загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства.

Тряпичную куклу начинали делать с того, что сворачивали в трубочку лоскут льняной ткани. Это была основа куклы. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой – и кукла готова. А потом ей пришивали косу из ниток или льняной кудели. Из самых ярких лоскутов ткани шили одежду.

Тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов: столбушка ( столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая или узелковая кукла, пеленашка, закрутка(скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в 19 – первой половине 20 века в деревне и малых городах. Каждый тип в свою очередь рассыпан на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности. На Русском Севере дольше сохранился архаичный тип куклы на палочке, скромных размеров и благородной красоты; на юге – тип набивной мешковидной большеголовой праздничной (обрядовой) куклы, дородной и яркой. В центральных областях России раньше появилась сшивная членораздельная фигурка с разными набивками и вариациями лица; в северных, льноводческих, районах делали куколки из льняной кудели, в южных – конопляные и кукурузные.

Везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства. Отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света. Таким образом, в самой их конструкции содержалось универсальное число семь – символ мироздания. Магия семерки живет в нашей речи до сего дня: «семь раз отмерь», «семь пятниц на неделе», «семеро с ложкой», «на седьмом небе» - значит на верху блаженства, «в раю». В русских сказках действуют семь богатырей, клад спрятан «за семью печатями». Наконец, каждодневное слово «семья» звучит как древнее заклинание: «я» - в центре мироздания, «я» должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Изображение лица в кукле долгое время в крестьянской среде было под запретом. Смысл этой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз.

Впрочем, кукольная личина тоже не всегда оставалась чисто белой. Традиционные тряпичные куклы южной России делались с лицом, перетянутым красной нитью косым крестом. Мотив крестообразной вышивки может быть связан с астральными символами, с солнечным божеством.

В конце 19 века облик куклы стал меняться. Тряпичная кукла «обретает лицо», которое становится важнейшим элементом кукольного облика. В его создании участвуют средства пластики, линии, цвета. Черты лица конкретизированы с помощью рисунка, росписи, вышивки. Однако, не делали облик куклы улыбающимся, смеющимся. Кукла была благообразна и строга. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.

Непременным элементом красоты игровой куклы была коса. Обычно ее делали из льняной кудели, а иногда и из настоящих волос. Коса не только украшала куклу, но и придавала кукольным играм живой, обрядово значимый характер. Косу можно было расчесывать, расплетать, заплетать, используя разные ленты, и делать «бабью» прическу, меняя головные уборы. Кукла , как в сказке превращалась из девицы в невесту, молодуху, женку, мать… Так в кукольной косе материализовалась идея продолжения рода.

Натуральное воплощение среднего земного мира Вселенной нашло отражение в пышной кукольной груди, которая всегда тщательно обозначалась. Прикрепляя к кукле два туго набитых шарика-комочка, перетягивая кукольную грудь косым крестом, мастерицы не вкладывали в это действо особого смысла. Руководствовались скорее общепринятым понятием о женской красоте. Данный признак живой пример почитания женского божества, материнского начала.

К куклам относились очень бережно, хранили в корзинах, коробах, ларях. Их брали с собой на работу: на молотьбу, покос, жатву; в гости, клали в приданое. В кукольных забавах проигрывали все праздничные обряды. Кукол наделяли магической силой плодородия, благополучия семьи.

Делая кукол, дети учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство той местности, в которой жили. Головной убор у куклы был такой, какой бытовал в данном регионе: кокошник, повойник, кика или повязанный по- особому платок, украшенный лентами, блестками, бусинами.

Тряпичные куклы каждый раз получаются непредсказуемыми, индивидуальными. Настроение куклы, ее нрав можно создать за счет пластики, мимики, поворота головы. Материалом для создания кукол могут служить лоскуты ткани, кожи, кусочки меха и кружев, проволока, бусинки.

Нарядная красивая кукла и сейчас радует глаз, приносит в дом тепло и уют. Современная игрушечная индустрия предлагает огромное количество и многообразие кукольных персонажей. Однако ни одна фабричная красавица не способна вызвать столько искренних нежных чувств, восхищения и такой привязанности, как самодельная кукла, в которую ее создатель вложил свое умение, любовь и душу.






Народная кукла


Для работы с детьми школьного возраста будет интересным изучение темы «Тряпичная кукла» (кукла-закрутка, сшивная кукла, этнографическая кукла, народный костюм для куклы). Изучение русской тряпичной куклы представляет огромные обучающие и воспитательные возможности. Вызывает интерес с художественной, исторической, этнографической точек зрений. Работа обучающихся над эскизами кукол, а затем над их воплощением в материале позволяет решать многие обучающие и развивающие задачи. Создавая свой неповторимый образ куклы, обучающиеся изучают элементы народного костюма, его декорирование с применением лоскутов из ткани.


Тряпичная кукла – закрутка


Цель: Познакомить детей с простой куклой-закруткой. Показать последовательность изготовления тряпичной куклы и научить детей мастерить ее самостоятельно. Обратить внимание на необходимость грамотного подбора ткани. Развивать чувство формы, пропорций, цвета.

Оборудование и материалы: Плотная ткань для каркаса. Лоскуты ткани яркой расцветок (примерно 2020 см) для платья кукол. Технологическая карта (или графическая схема). Фотографии женщин в традиционных костюмах.

Содержание занятия.

Сначала педагог рассказывает об истории народной игрушки. Примерный рассказ:

- Игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы «Пеленашка» и «Бессонница» охраняют детский сон, оберегают маленького ребенка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети подрастали, для них изготавливали тряпичных куколок, с которыми можно было играть. А потом дети подрастали и сами учились мастерить различные игрушки. По игрушке можно было судить о возрасте и мастерстве ее хозяйки. Поэтому девочки, мамы и бабушки старались подобрать красивые лоскутки для одежды куколок. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали, так как считали, что она приобретет душу и сможет навредить ребенку. Такие куклы назывались безликими. Таких кукол делали из ткани, свернутой валиком, и поэтому называли «закрутками». А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком к празднику.

Затем педагог создает игровую ситуацию и предлагает детям самим изготовить игрушки по мотивам народной куклы:

- Ребята, к нам в гости пришли две куклы, но для хоровода им нужны подружки. Давайте смастерим таких куколок. Перед вами лежат разные лоскутки тканей. Из плотной ткани делаем каркас – закручиваем в виде валика, поэтому кукла так и называется – «закрутка». Каркас перевязываем нитками в двух местах – на уровне «талии» и «шеи». Мастерим голову: берем квадратный лоскуток белой или цветной ткани, накладываем на валик и закрепляем ниткой на уровне «шеи». Делаем руки из уголков ткани: подогнем срезы и заберем лишнюю часть внутрь рукавов, «кисти рукиз уголков ткани: подогнем срезы и заберем лишнюю часть внутрь рукавов, " закрепляем ниткой на уровне " - закручиваем и и несча» перетянем нитками. Перевяжем часть ткани на уровне «талии» красивой тесьмой, нитками или ярким лоскутком – получилась рубаха. Покажите друг другу, какие у вас получились куклы. А сейчас можно встать в хоровод. Дети ставят куклы в круг. Получается маленькая выставка в виде хоровода.

Девицы, красавицы,

Душеньки, подруженьки,

Разыграйтесь, девицы,

Разыграйтесь, милые!

Затяните песенку.

Песенку заветную,

Заманите молодца

К хороводу нашему…

(народная песня)



Тряпичная кукла-закрутка

Технологическая карта


1. Берем лоскут ткани или ватина и скатываем трубочкой в руках; посередине заматываем ниткой – высота готовой трубочки должна быть около 11 см.

2. Берем квадратный лоскут светлой набивной или однотонной хлопчатобумажной ткани и накрываем трубочку сверху (уголком).

3. Отступаем от верха трубочки 1,5-2 см и перевязываем швейной ниткой по линии шеи.

4. Складываем оба конца для рук таким образом, чтобы срезы ткани оказались внутри.

5. Берем цветные нитки «Мулине» и завязываем рукава у запястий куклы.

6. Небольшой лоскуток ткани розового или бежевого цвета накладываем на лицо куклы и закрепляем ниткой по линии шеи.

7. Берем нитки мулине красного цвета, обматываем голову куклы 2-3 раза, чтобы получился кокошник.

8. Берем треугольный лоскуток светлой или декоративной ткани и завязываем вокруг шеи платок так, чтобы кокошник остался открытым.

9. Берем прямоугольный лоскуток цветной ткани и оборачиваем нижнюю часть туловища, чтобы получилась юбка.

10. Подбираем отрез кружева или шитья (возможно, цветную нить или узкую тесьму), накладываем на юбку и обвязываем цветной ниткой (кушаком) вокруг талии, чтобы получился красивый передник.









Кукла-Барыня


Технологическая карта


  1. Берем ситец и сворачиваем в рулончик, чтобы получилось туловище, посередине обматываем ниткой; затем покрываем туловище белым ситцем и перевязываем в трех местах.

2.Берем длинный лоскут белого ситца, покрываем часть туловища и перевязываем вверху, чтобы отделить голову.

3. Оба конца ткани разрезаем на три части до головы.

4. Заплетаем косички, которые станут руками.

5. Надеваем на куклу юбку, передник, сзади привязываем плетеную косичку, платок.





Кукла-скрутка


В старину кукла и для девочек и для мальчиков была маленьким знаком рода, символом материнства. По поверьям многих народов Севера кукла охраняла детский сон, была «берегиней» для ребенка. И пржде чем сделать куклу, надо было знать несколько правил:

- скрутку делали из лоскутков только новой ткани. Коми верили, что одежда, ношенная человеком хранит в себе его тень.

- лицо куколки выполняли из светлой ткани. При этом черты лица не рисовали для того, чтобы обезопасить себя от глаз куклы.

- мастерица придумывала имя куколке, которого нет среди родных и подруг, чтобы беда куколки-двойника не стала бедой того человека, чье имя она носит.


Технологическая карта


  1. Ленту белой плотной ткани размером 1090 см скрутить в плотный валик.

  2. Нитью связать валик.

  3. Узкую тесьму шириной 1,5-2см и длиной 8 см обернуть края валика. Края тесьмы сшить.

  4. Длинную сторону косыночки из х/б ткани (длинная сторона – 20 см, высота – 10 см) подогнуть и одеть на край валика с тесьмой.

  5. Угол «пеленки» из фланели размером 2020 см подогнуть и положить на нее скрутку, придерживая косынку. Затем поочередно правый угол, нижний, потом левый угол завернуть, «укрывая» куколку.

  6. Образовавшиеся уголки сложить складками сверху.

  7. Узкой тесьмой длиной 50 см перевязать скрутку.






Нитяные куколки


Цикл весеннее-летних праздников в деревне начинался обрядом «заклинания» весны, обязательным атрибутом которого являлись маленькие нитяные куколки – мартинички. Мартинички вязали парами: белые куколки символизировали уходящую зиму, а красные приходящую весну. Куклы традиционно вяжут из обрывуов цветных шерстяных нитей, используя картон для подготовительных операций и целую сухую горошину.


Технологическая карта


  1. На картонную заготовку по стороне 10 см наматываем витки пряжи, один конец закрепляем узлом; снимаем заготовку и делаем руки (плотно обвязываем каждый конец и разрезаем петли).

  2. На картонную заготовку по стороне 20 см плотно наматываем 20-25 витков пряжи. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем, снимаем пряжу с шаблона и под связанный сгиб подкладываем горошину (бусину).

  3. Горошину равномерно обкладываем пряжей и под горошиной затягиваем нитью 2-3 петельных узла – это туловище с головой.

  4. Пучок-туловище раскладываем на две части, между частями вкладываем руки.

  5. Одной из нитей стягиваем туловище по линии талии, концы распушиваем, сверху стягиваем нитью-основой.

  6. Куколка девочка может превратиться в куколку мальчика если разделить юбку на две части и снизу перевязать ниткой.



Кукла-купавка


Это кукла «одного дня», бытовавшая в Рязанской, Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, чтобы привязанные к рукам куклы тесемки забирали с собой людские болезни и невзгоды.


Технологическая карта


  1. Подбираем две палочки (или веточки дерева) разной длины.

  2. Связываем палочки тонкой веревкой крест-накрест.

  3. Берем ситцевую ткань (желательно белого цвета), на верхней части креста укрепляем голову, набитую ветошью, этой же тканью обтягиваем руки куклы; фиксируем ткань (обматываем несколько раз) на шее, руках и поясе куклы.

  4. Берем цветную ситцевую ткань и привязываем лямки сарафана.

  5. Из декоративной ткани изготавливаем юбку и платок, из тесьмы готовим пояс, на руки привязываем тесемки из узких ленточек ткани.

Эту летнюю куклу принято украшать травой, живыми цветами, зелеными веточками.

Кукла-лихоманка


Лихоманка – в старину магическая кукла, которую изготавливали под речитатив заговора от недугов, болезней, весенней лихорадки. У каждой куклы-Лихоманки было свое имя – Аввея, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. Считалось, что сестрица-трясовица, увидев такую куклу, узнает себя и вселится в нее вместо человека. Заговоренные куклы ставились рядком за печкой и хранились до праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля. Накануне Благовещения куклы-Лихоманки сжигались вместе с соломенными постелями.



Технологическая карта


  1. Для основы берем лучину (сучок или ветку) и наматываем на нее лоскут белой ткани, по ширине равный длине лучины.

  2. Намотанную ткань закрепляем посередине витками ниток.

  3. Берем лоскут однотонной ткани размером чуть меньше двух третей основы и закрепляем несколькими витками темной нити.

  4. Берем лоскут ткани размером 36 см (отрываем в три движения от основной ткани) повязываем передник – обвиваем нитью или шнуром из нескольких нитей.

Складываем платок из квадратного лоскута размером Технологическая карта

  1. и обтягиваем конец лучины, концы платка расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы, затем закрепляем их узкой полосой темной ткани и завязываем узлом на тыльной стороне.


Кукла-кувадка


Кувадка, или Куватка – это кукла, которую делали, чтобы «обмануть», сбить с толку злых духов и тем самым защитить новорожденных младенцев.


Технологическая карта


  1. Лоскут яркой одноцветной ткани скручиваем к середине по длинным сторонам.

  2. Скрученный валик перегибаем пополам, отступая от сгиба 2 см и обматываем ниткой другого цвета несколько тугих витков, концы связываем двойным узлом – это голова и туловище куклы.

  3. Из лоскута другого цвета размером 66 см делаем еще одну скрутку, на концах отступаем по 1 см и делаем обмотку яркой ниткой – это руки.

  4. Вторую скрутку укладываем в первую скрутку (под головой) и фиксируем несколькими витками яркой ниткой: сначала по линии талии, а потом крест-накрест на груди.

  5. Такая куколка-девочка может легко превратиться в мальчика.



















Последовательность изготовления куклы-закрутки

(женский вариант):




  1. На кусок плотной бумаги, предназначенный для туловища, наложить ватки (вату, ветошь), отогнуть края наизнанку на 2 см, ткань закрутить. Свободный конец бокового среза также загнуть наизнанку, подклеить снизу.

  2. На уровне шеи (1/5 высоты туловища) перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом.

  3. Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута сложением. Треугольником в два приема, накрыть вверх закрутки центром белого лоскута; сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи (рис. 5) и подогнуть срез рукава.

  4. Забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой, затянуть оставшуюся ткань на линии талии (рис. 7).

  5. Изготовить волосы и косы и закрепить по центру головы. Волосы можно изготовить из ткани, разрезанной на полосы и заплести в косы.

Оформление куклы. От общего вида куклы зависит характер образа. Костюм, сарафан, юбка, фартук изготавливаются в национальной манере.






Ватин



1

2







3



4



5 см


5

6




8

Затылок


Разрезать и заплести в косы



7













Последовательность изготовления куклы-закрутки

(мужской вариант):


  1. Кусок плотной ткани с прокладкой сложить треугольником, подогнуть срезы, забрать лишнюю ткань внутрь, а с двух сторон перетянуть ниткой.

  2. Второй кусок плотной ткани, предназначенный для туловища, скрутить и обхватить середину штанов, затянуть ткань на линии талии и линии шеи.

  3. Накрыть туловище белым лоскутом, сформировать голову и руки. Затянуть ниткой по линии шеи перетянуть кисти рук, затянуть оставшуюся ткань на талии, оформить голову и отделать рубаху.




1













2

3






Аналогичным образом изготавливается кукла-оберег «Неразлучники».









































Вепсская кукла


Вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей и сохранившая свои традиции, во многом сходные с северно-русскими. Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы.

Технологическая карта


  1. Лоскут отбеленной ткани размером 1515 см перегибают по диагонали. В центр лоскута закладываем «путанку» - моток из обрывков нитей или клок кудели.

  2. Моток обтягиваем в центре лоскута и закрепляют нитью и завязываем двойным узлом.

  3. Диагональ лоскута расправляем, на двух углах делаем подгиб ткани (1-1,5 см подворачиваем внутрь), отступаем 0,5-1 см и «делаем манжеты» (ручки) – скручиваем ниткой, закрепляем, концы связываем двойным узлом.

  4. Лоскут обвиваем нитью по середине и стягиваем.

  5. Готовим два лоскута цветного ситца размером 1010 см, складываем пополам и в каждый вкладываем небольшой моток путанки; обтягиваем вокруг и закрепляем нитью; этой же нитью прикрепляем две «груди» к «рубашке».

  6. Оставшимися концами нитей обматываем «Рубашку» 2-3 раза под грудью, а затем 3-4 раза крест-накрест между ними (Получаем куклу, одетую в рубаху и яркий сарафан).

  7. Пояс для куклы изготавливаем из обрывков разноцветных нитей, плотно свивая их друг с другом в одном направлении.

  8. Свитым поясом закрепляем передник куклы: берем лоскут 56 см, подгибаем на 1 см и в подгиб пропускаем пояс, обвиваем – скрепляем 2-3 витками, закрепляем двойным узлом сбоку.

  9. Наряд куклы завершаем подвязыванием повойника и платка. Сначала складываем полоску ткани пополам и обтягиваем верхнюю часть головы куклы, концы закрепляем сзади. Платок повязываем так, чтобы был виден повойник, концы складываем крест-накрест под подбородком и скрепляем сзади двойным узлом.


Каргопольская кукла


Каргопольская кукла из медвежьей стороны – образ покровительницы женских рукоделий, связанный с культом Параскевы Пятницы. Для изготовления такой куклы используют новую отбеленную холстину, лоскуты разноцветных тканей с традиционным ромбическим орнаментом, кудель. Головной убор куклы украшают желтой лентой.

Технологическая карта


  1. Лоскут отбеленной холстины сшиваем по короткой стороне в форме мешочка.

  2. Набиваем мешочек шерстяной или льняной куделью.

  3. Берем два лоскута размером 710 см и готовим две скатки: складываем по длине несколько раз к середине и сшиваем – это ноги.

  4. Скатки-ноги вставляем в проем мешочка на 1 см и зашиваем мешочек, закрепив ноги внутри.

  5. Заготовку куклы оборачиваем ярким лоскутом ткани размером 1015 см, закрепляем 2-3 витками, отступив от верха 3-4 см, верхний край пришиваем к основе.

  6. Сшиваем два рукава из лоскутов ткани 77 см той же расцветки, выворачиваем.

  7. Рукава симметрично пришиваем к основе.

  8. Подбираем лоскут ткани с традиционным ромбическим (северным) орнаментом и сшиваем широкую юбку, нижний край оторачиваем тесьмой и натягиваем на куклу до рукавов, сверху накладываем передник и закрепляем поясом из витого шнура.

  9. Готовим головной убор: лоскут ткани размером 510 см оборачиваем на голове куклы в виде повойника, сзади пришиваем, по краю пускаем тесьму. Затем ореолом вокруг головы пришиваем желтую ленту и собираем на затылке.
























Кукла «День-Ночь»

Эта кукла бытовала в Тульской губернии как оберег жилища. Кукла «День и ночь» имела две стороны: темную и светлую. Ее изготавливали под Новый год и ежедневно утром и вечером эту куклу поворачивали то светлой стороной на весь день, то темной – на ночь. Иногда такую куклу называли «Перевертышем». Кукла служила оберегом жилища. Ее брали в новый дом при переезде, дарили на свадьбу родители своей дочери или сыну.



Технологическая карта


  1. Формируем голову: в центр квадратного лоскута светлой ткани 3030 см укладываем ветошь; лоскут складываем по диагонали, накладываем ветошью на конец деревянной палочки высотой 25-30 см (туловище) и привязываем к ней.

  2. Лоскут темной ткани (3030 см) складываем по диагонали и привязываем к голове так, чтобы она четко делилась пополам на темную и светлую стороны. По стыку тканей привязываем косу.

  3. Для того, чтобы сформировать ручки под манжетами, нужно углы темного и светлого лоскутов связать с двух сторон туловища так, чтобы со светлой стороны не было видно темной ткани, а с темной – светлой.

  4. К талии привязываем два лоскута: с темной стороны – темный, со светлой – светлый. (При желании эти лоскуты предварительно можно сшить).
































2


1










3

4


5









6




б


а




Кукла «Бабочка»

Простейшая традиционная тряпичная кукла бытовала в Тульской губернии. Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, куклу делали из однотонной ткани.


Технологическая карта


  1. Вырезаем два лоскута однотонной ткани:

а) 4015 см – туловище.

б) 3010 см – руки-крылышки.

  1. По центру большого лоскута кладем ветошь (вата, мягкая ткань).

  2. Сворачиваем ткань в жгутик.

  3. Полученный жгутик ткани сворачиваем пополам. Сверху на сгибе, стягиваем ткань ниткой в виде бантика. Формируем голову, завязывая ниткой выпуклую часть.

  4. Между двух концов ткани вкладываем ветошь, обозначающую грудь, и подпоясываем туловище куклы.

  5. Второй лоскут сворачиваем в жгутик по всей длине.

  6. Прикладывая этот жгутик к груди, завязываем на узел сзади. Получившиеся руки расправляем в крылья.


Бабушкина кукла (саамская кукла Акка)


Береза считается символом России. В старинных верованиях береза, как священное дерево, связывалась с невинностью, девичеством. В северных поселениях девушки из свернутой в трубочку берестяной коры изготавливали незатейливых куколок.

На Кольском полуострове проживает северный народ саамы. На протяжении многих веков им насаждали христианскую веру. В одной из саамских легенд рассказывается об этом влиянии на охотничий культ Акке.

На берегу Баренцева моря возвышается утес – Аккебат. По преданиям, это – Мадер-Акка – богиня земли, окаменевшая жена верховного бога саамов. Чтобы заручиться поддержкой богини в охоте на земле и на воде, ежегодно на утесе совершалось жертвоприношение. На куксках бересты кровью жертвенного оленя писали тайные родовые знаки и заклинания. Свернутый в трубочку и перевязанный тесьмой амулет носили на груди.

Но однажды на саамские земли пришел подвижник православия Трифон, который начал гонения на саамских святыни. И вот в одной семье старшая женщина Акке ( по саамски «бабушка») придумала как перехитрить Трифона.

Взяла она берестяной амулет и одела его в одежды русских женщин и вложила в руку самому младшему внуку. С тех пор бабушки тайно делали для каждого внука куколку, которую стали называть Акка, чтобы передались маленькому сааму благоволение и силы богини земли Мадер-Акки. С бабушкиной куклой саам не расставался никогда.

Технологическая карта


Куклу делают из бересты и лоскутов разноцветной ткани.

  1. Кусок свежей бересты размером 1010 см сворачиваем в плотную трубочку белой стороной наружу и перевязываем нитью или тесьмой.

  2. Подогнув на 1см длинный край белого лоскута размером 815 см, им плотно оборачиваем берестяную трубочку, отступив примерно 2 см от края.

  3. Другой длинный тонкий одноцветный лоскут, размером 320 см, складываем втрое по длинной стороне, сначала от краев к середине, а затем пополам. Сложенную полосу несколько раз с усилием протягиваем по краю стола, чтобы не разворачивалась.

  4. Берестяную трубочку плотно оборачиваем сложенной полосой, а затем крест-накрест оборачиваем вокруг трубочки. Намотанную полосу у свободных концов закрепляем несколькими витками нити.

  5. Цветной лоскут размером 715 см подгибаем по длинному краю на 1 см и с небольшими сборками по краю оборачиваем вокруг берестяной трубочки в районе перекрещивания намотанной полосы.

  6. Другой цветной лоскут, размером 37 см, накладываем коротким концом под перекрещиванием на намотанный цветной лоскут.

  7. Оба лоскута закрепляем шнуром, свитым из двух нитей.

  8. Оставшуюся не задрапированной тканью бересту оборачиваем полосой красной ткани, которую закрепляем одинарным узлом.

Получается скромная, бесхитростная, но глубоко народная кукла, соединяющая в себе древние верования и обряды, сохраняющая исторические и этнографические основы.



Колокольчик

(танцующая кукла)

Колокольчик – кукла добрых вестей. Ее родина – Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колоколов оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и золотое. И счастье тоже складывается из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает другому человеку получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

В Тульской и Рязанской губерниях эту куколку звали «Куклой добрых вестей»: дарили детям на именины, новоселье, ко дню рождения и на Новый год.


Технологическая карта


Вырезают из разноцветных кусочков ткани три круга разных диаметров.

  1. В центр самого большого круга вкладывают вату и туго перематывают ниткой.

  2. Получившийся сверток обворачивают лоскутком меньшего диаметра и также плотно перевязывают ниткой.

  3. Таким же образом обворачивают куколку самым маленьким лоскутком.

  4. Из белой ткани вырезают небольшой прямоугольник для лица и ручек.

  5. Накладывают прямоугольник на голову и туго перевязывают шейку.

  6. Края белого лоскута подворачиваем на 1 см внутрь и перетягивают ниткой, как манжеты.

  7. Повязывают нарядный платочек.

Кукла Колокольчик готова.




































Вариант куклы с утиным носом (Акань)

Голова и туловище куклы – клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой. Этот вариант у коми существует с давних времен.

  1. Берется клюв гуся, утки или иной водоплавающей птицы, срезанный вместе с лобной шкуркой.

  2. Клюв – голова куклы. К любой шкурке пришивается миниатюрный мешочек. Затем шкурка помещается в мешочек и сшивается, образуя таким образом туловище для акань.

  3. Шьется платье. Голова куклы ничем не прикрывается.






1







2




3















Изготовление лоскутной куклы-оберега

Лоскутные куклы-обереги – это небольшие куколки, которые могут быть везде, во всех уголках дома, в машине, и везде, где вы предпочитаете быть. Делать их можно из лоскутков ткани.

  1. Формируем голову.

  2. Завязываем на шее.

  3. формируем руки и завязываем на поясе.

  4. Готовим платье.

  5. Одеваем платье и завязываем на поясе.

  6. Одеваем платок и красивый пояс.






1


2


3







4


5


6













Кукла из бересты


У этой куклы две основные детали – конус и голова – шарик (можно взять любой мячик, деревянный и т.д.).

Для работы потребуются: ножницы, клей ПВА, береста, нитки.

Из бересты выкраиваем детали, склеиваем конусы – туловище (платье) и руки (рукава).

Приклеиваем к большому конусу – туловищу голову-шарик, затем ручки куклы. Полученную основу оформляем деталями: делаем волосы, головной убор, украшаем одежду.








































































  1. Волосы

  2. Кокошник

  3. Голова

  4. Лента в волосах



5. Рука

6. Туловище

7. Готовая кукла












Вопросник

  1. Какие народные игрушки вам известны?

  2. Знаете ли вы, в какие игрушки играли ваши родители, бабушки, дедушки?

  3. Какие игрушки можно изготовить из природных материалов (дерева, глины, соломы, шерсти, бересты, лыка, травы)?

  4. Какие вы знаете народные промыслы, связанные с игрушкой?

  5. Какие игрушки вы мастерите сами?

  6. Готовите ли вы в вашей семье игрушки к Новому году?

  7. Какие игрушки можно мастерить летом из растений? Какие вы умеете делать сами?

  8. Как вы думаете, для чего нужны народные игрушки?

  9. Хотели бы вы познакомиться с игрушками народов мира и нашего края?

  10. В какие народные игрушки вы любите играть?

  11. Украшаете ли вы свой дом и свое рабочее место народными игрушками?

  12. Посещаете ли вы выставки народного творчества? Где и как вы познакомились с народным искусством (назовите источники)?



Анкета для обучающихся

  1. Фамилия,имя

  2. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

  3. Как часто ты интересуешься журналами по прикладному творчеству? (Часто, редко, затрудняюсь)

  4. Есть ли у вас дома самодельные предметы (игрушки, вышитые изделия, резьба по дереву и т. д.)

  5. Кто из родственников, друзей занимается в свободное время рукотворным ремеслом? Каким?

  6. Посещаешь ли ты музеи, выставки?

  7. Интересуешься ли ты народным творчеством?

  8. Часто ли запоминаешь красивые пейзажи?

  9. Как считаешь, необходимо ли развивать в себе творческие способности или без этого можно обойтись?

  10. Заниматься в нашем коллективе ты хотел(а) давно или желание возникло неожиданно?

  11. Поддерживают ли тебя родители или другие родственники в том, чтобы ты посещал(а) занятия нашего творческого коллектива?



Итоговый тест

  1. Народные игрушки – это:

а) современные игрушки, изготовленные на фабриках;

б) игрушки, изготовленные вручную древним человеком; +

  1. Первые игрушки изготавливали:

а) из камня;

б) из металла;

в) из пластмассы;

г) из дерева; +

  1. У русской тряпичной куклы лицо не оформляли, так как:

а) в крестьянской семье не было карандашей;

б) не умели рисовать;

в) куклы без лица считались оберегами; +

  1. Многие тряпичные куклы изготавливались:

а) несколько месяцев;

б) несколько недель;

в) несколько дней;

г) несколько часов или минут; +

  1. Материал для изготовления тряпичных кукол в крестьянской семье:

а) ситец; +

б) шелк;

в) шерсть;

г) трикотаж;

  1. Тряпичные куклы из золы (зольники) дарились:

а) на день рождения;

б) на свадьбу как пожелание потомства молодой семье; +

в) на Новый год;

  1. Куклу «Масленица» изготавливали:

а) из ситца;

б) из соломы; +

в) из веревки;

г) из лыка; +

  1. Кукла «Перевертыш» состоит из частей:

а) две головы, четыре руки, две юбки; +

б) одна голова, две руки, одна юбка;

в) одна голова, четыре руки, одна юбка;

  1. Кукла «Мокредина» изображала собой:

а) играющего ребенка;

б) женщину-крестьянку, работающую в поле, когда не хватает рук; +

в) богатую барышню;

  1. Для оформления куклы «Сударушки» использовали кичку. Кичка или кика – это:

а) головной убор замужней женщины; +

б) венок для молодой девушки;

в) фартук;

г) нижняя юбка;

  1. Кукла «на выхвалку» изготавливается из:

а) одного целого квадрата;

б) трех квадратов – тела, рук и ног; +

в) двух квадратов – тела и рук;












Литература



    1. И.Н. Котова, А.С. Котова Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: Паритет, 2003г.-240с.

    2. Куклы мира. / Вед. ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т.Евсеева – М.: Аванта +, 2003г., - 184с.

    3. Г.П. Дудникова «История костюма» / Изд. 2-е, доп. и перер. Ростов н/Д: Феникс, 2003г. – 448с.

    4. Женский головной убор XIX начала XX веков /Сост. Уткина И.М., Сыктывкар, 1993г. – 12с.

    5. Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа. Изд. 2-е, испр. и доп. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004г. – 432с.

    6. Научно-популярный журнал «Народное творчество»

    7. Н.В. Шайдурова Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 176 с.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!