БОУ ЧР «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии
Конспект логопедического занятия
по теме «Ударение» с обучающимися 4 класса
Составила учитель-логопед
Павлова Ирина Геннадьевна
Цель: дать понятие о смыслоразличительной роли ударения.
Задачи:
Образовательные
- дать понятие об ударении;
- учить правильно ставить ударение;
- уточнение представления о смыслоразличительной роли ударения;
- формировать умение в определении ударного гласного звука в слове;
- обогащение словарного запаса словами омографами.
Коррекционные
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие навыка слухового восприятия;
-формирование пространственных представлений с опорой на правую руку;
- развивать ритмическое чувство.
Воспитательные
- формирование чувства ответственности, уверенности в себе, навыков самоконтроля.
- формирование организованности, воспитанности, взаимоуважения и доброжелательности, желания заниматься.
Оборудование: мяч, компьютер, проектор, экран, картинки.
Ход занятия
Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и передадим наше хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу.
- Сядет тот, кто правильно повторит за мной ритмическую схему
хХхх, Хххх, ххХх, хххХ, хХх, Ххх.
Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
II. Введение в тему занятия
Выставляются 3 картинки: машина, грамота, карандаш.
- Нарисуйте ритмические схемы этих слов.
- Что мы должны сделать для этого? (разделить слова на слоги)
Каждый ребенок выходит к доске и рисует схему слова.
- Сколько слогов в слове машина? (три)
- На какую гласную падает ударение? Давайте позовем слово.
- Какой первый слог в слове машина? хХх
- Какой поставим крестик в этом слоге большой или маленький? (Маленький)
- Почему? (маленький, потому что на этот слог ударение не падает)
- Как называют такой слог? (безударный слог)
- Какой второй слог? (ши)
- Какой поставим крестик в этом слоге большой или маленький? (Большой)
- Почему? (потому что на этот слог падает ударение)
- Как называют такой слог? (ударный слог)
- Какой третий слог? (на)
- Какой поставим крестик в этом слоге большой или маленький? (Маленький)
- Почему? (потому что на этот слог ударение не падает)
- Как называют такой слог? (безударный слог)
- Как ты будешь хлопать хХх первый крестик в слове машина громко или тихо? (тихо, потому что на этот слог не падает ударение)
- Как ты будешь хлопать хХх второй крестик в слове машина громко или тихо? (громко, потому что на этот слог падает ударение)
- Как ты будешь хлопать хХх третий крестик в слове машина громко или тихо? (тихо, потому что на этот слог не падает ударение)
- Давайте отхлопаем ритмическую схему слова машина все вместе.
- А теперь по цепочке (каждый ребенок отхлопывает)
И так проделываем с каждым словом.
- Ребята, а теперь скажите о чём мы с вами будем сегодня говорить? (об ударении)
- Важно уметь правильно произносить слова русского языка. Каждый культурный человек следит за своей речью, умеет правильно ставить ударение в словах.
– Сегодня мы будем учиться правильно, ставить ударение в словах.
Что же такое ударение?
Ударение похоже на биение сердца, мы не вспоминаем о нём, пока кто - то не исказит слово неправильной постановкой ударения, и оно сразу теряет свой смысл и форму.
III. Объяснение нового материала
- Предлагаю выполнить задание №1 в логопедическом альбоме. По цепочке давайте прочитаем задание. Рассмотрите картинки. Соедините картинки, название которых пишется одинаково. Запишите слова парами. Поставьте ударение в словах.
- Назовите картинки (кружки-кружки, гвоздики-гвоздики, стрелки-стрелки, замок-замок).
- Что делает эти слова разными? (ударение, оно меняет их звучание и смысл слова)
- Запишите эти слова парами, поставьте ударение в словах (Около доски)
- Чем похоже эти слова? (буквами)
- Чем отличаются слова? (ударением и значением слова)
- Это один и тот же предмет или разные? (разные)
- Какой вывод можно сделать? (Встречаются слова одинаковые по написанию, но ударение в них падает на разные гласные. Поэтому они звучат по-разному и обозначают разные предметы).
IV. Физкультминутка
Мы похлопаем руками
Справа – хлоп, слева – хлоп!
Мы потопаем ногами
Правой – топ, левой – топ!
Мы руки поднимаем и хлопаем руками,
Мы руки отпускаем и топаем ногами.
Игра «Назови ударный гласный»
- Я буду бросать мяч, и называть слово, вы постарайтесь назвать ударный гласный. Называются слова: лиса, мыло, молоко, сахар, ручка, корова, астра, малина, молоток, баран.
V. Закрепление нового материала
- Садитесь на места.
- Давайте выполним следующие задание. Прочитайте слова и понаблюдайте за ударением. Жил-жили-жила
- Посмотрите, где стоит ударение в этих словах. Оно может падать на разные гласные (может быть в начале слова, в середине слова, в конце слова)
- Придумайте предложения с этими словами используя картинки и слова.
(Петя жил в доме номер пять. Дети жили в доме номер семь. Маша жила в доме номер десять.)
- Давайте понаблюдаем, как работает ударение в словах. Для этого перейдем к заданию №2 в логопедическом альбоме.
- Чтение задания по цепочке.
- Прочитайте предложения по цепочке.
- Какие слова одинаковые по написанию ты видишь? (голоса-голоса, мела-мела, уже-уже, село-село, реки-реки, горы-горы, мою-мою)
- Поставьте ударение в подчеркнутых словах.
- В этом предложении ударение падает, на какой слог? (на третий слог)
Разбор каждого предложения.
- Теперь давайте прочитаем все предложения вместе выделяя ударение.
- Чтение по цепочке.
VI. Итог занятия
- Наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии? (об ударении)
- Что нового узнали об ударении?
- Как называется гласный звук, на который падает ударение? (ударный)
- Как называются остальные гласные звуки в слове? (безударными)
- А как будет называться слог, в котором находится ударный гласный звук? (ударный слог).
- Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (один)
- Может ли ударение влиять на смысл слова? (да)
- Сейчас я предлагаю вам самим оценить свою работу. Обведите задание №1, №2 в кружочек и оцените свою работу. Если вы считаете, что хорошо потрудились и справились со всеми заданиями, то закрасьте зеленым цветом кружочек. Если были затруднения – желтым цветом. Если большую часть заданий выполнили плохо – красным цветом.
- Молодцы. Вы справились со всеми заданиями, я довольна вашей работой.