СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка коррекционно-развивающегося занятия по логопедии "Ударение"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать понятие о смыслоразличительной роли ударения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка коррекционно-развивающегося занятия по логопедии "Ударение"»

БОУ ЧР «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии















Конспект логопедического занятия

по теме «Ударение» с обучающимися 4 класса
















Составила учитель-логопед

Павлова Ирина Геннадьевна














Цель: дать понятие о смыслоразличительной роли ударения.

Задачи:

Образовательные

- дать понятие об ударении;

- учить правильно ставить ударение;

- уточнение представления о смыслоразличительной роли ударения;

- формировать умение в определении ударного гласного звука в слове;

- обогащение словарного запаса словами омографами.

Коррекционные

- развитие фонематического анализа и синтеза;

- развитие памяти, внимания, мышления;

- развитие навыка слухового восприятия;

-формирование пространственных представлений с опорой на правую руку;

- развивать ритмическое чувство.

Воспитательные

- формирование чувства ответственности, уверенности в себе, навыков самоконтроля.

- формирование организованности, воспитанности, взаимоуважения и доброжелательности, желания заниматься.

Оборудование: мяч, компьютер, проектор, экран, картинки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и передадим наше хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу.

- Сядет тот, кто правильно повторит за мной ритмическую схему

хХхх, Хххх, ххХх, хххХ, хХх, Ххх.

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

II. Введение в тему занятия

Выставляются 3 картинки: машина, грамота, карандаш.

- Нарисуйте ритмические схемы этих слов.

- Что мы должны сделать для этого? (разделить слова на слоги)

Каждый ребенок выходит к доске и рисует схему слова.


- Сколько слогов в слове машина? (три)

- На какую гласную падает ударение? Давайте позовем слово.

- Какой первый слог в слове машина? хХх

- Какой поставим крестик в этом слоге большой или маленький? (Маленький)

- Почему? (маленький, потому что на этот слог ударение не падает)

- Как называют такой слог? (безударный слог)

- Какой второй слог? (ши)

- Какой поставим крестик в этом слоге большой или маленький? (Большой)

- Почему? (потому что на этот слог падает ударение)

- Как называют такой слог? (ударный слог)

- Какой третий слог? (на)

- Какой поставим крестик в этом слоге большой или маленький? (Маленький)

- Почему? (потому что на этот слог ударение не падает)

- Как называют такой слог? (безударный слог)

- Как ты будешь хлопать хХх первый крестик в слове машина громко или тихо? (тихо, потому что на этот слог не падает ударение)

- Как ты будешь хлопать хХх второй крестик в слове машина громко или тихо? (громко, потому что на этот слог падает ударение)

- Как ты будешь хлопать хХх третий крестик в слове машина громко или тихо? (тихо, потому что на этот слог не падает ударение)

- Давайте отхлопаем ритмическую схему слова машина все вместе.

- А теперь по цепочке (каждый ребенок отхлопывает)

И так проделываем с каждым словом.

- Ребята, а теперь скажите о чём мы с вами будем сегодня говорить? (об ударении)

- Важно уметь правильно произносить слова русского языка. Каждый культурный человек следит за своей речью, умеет правильно ставить ударение в словах.

– Сегодня мы будем учиться правильно, ставить ударение в словах.

Что же такое ударение?

Ударение похоже на биение сердца, мы не вспоминаем о нём, пока кто - то не исказит слово неправильной постановкой ударения, и оно сразу теряет свой смысл и форму.

III. Объяснение нового материала

- Предлагаю выполнить задание №1 в логопедическом альбоме. По цепочке давайте прочитаем задание. Рассмотрите картинки. Соедините картинки, название которых пишется одинаково. Запишите слова парами. Поставьте ударение в словах.

- Назовите картинки (кружки-кружки, гвоздики-гвоздики, стрелки-стрелки, замок-замок).

- Что делает эти слова разными? (ударение, оно меняет их звучание и смысл слова)

- Запишите эти слова парами, поставьте ударение в словах (Около доски)

- Чем похоже эти слова? (буквами)

- Чем отличаются слова? (ударением и значением слова)

- Это один и тот же предмет или разные? (разные)

- Какой вывод можно сделать? (Встречаются слова одинаковые по написанию, но ударение в них падает на разные гласные. Поэтому они звучат по-разному и обозначают разные предметы).

IV. Физкультминутка

Мы похлопаем руками

Справа – хлоп, слева – хлоп!

Мы потопаем ногами

Правой – топ, левой – топ!

Мы руки поднимаем и хлопаем руками,

Мы руки отпускаем и топаем ногами.

Игра «Назови ударный гласный»

-  Я буду бросать мяч, и называть слово, вы постарайтесь назвать ударный гласный. Называются слова: лиса, мыло, молоко, сахар, ручка, корова, астра, малина, молоток, баран.

V. Закрепление нового материала

- Садитесь на места.

- Давайте выполним следующие задание. Прочитайте слова и понаблюдайте за ударением. Жил-жили-жила

- Посмотрите, где стоит ударение в этих словах. Оно может падать на разные гласные (может быть в начале слова, в середине слова, в конце слова)

- Придумайте предложения с этими словами используя картинки и слова.

(Петя жил в доме номер пять. Дети жили в доме номер семь. Маша жила в доме номер десять.)

- Давайте понаблюдаем, как работает ударение в словах. Для этого перейдем к заданию №2 в логопедическом альбоме.

- Чтение задания по цепочке.

- Прочитайте предложения по цепочке.

- Какие слова одинаковые по написанию ты видишь? (голосаолоса, мелаела, уже-уже, село-село, реки-реки, горы-горы, мою-мою)

- Поставьте ударение в подчеркнутых словах.

- В этом предложении ударение падает, на какой слог? (на третий слог)

Разбор каждого предложения.

- Теперь давайте прочитаем все предложения вместе выделяя ударение.

- Чтение по цепочке.

VI. Итог занятия

- Наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии? (об ударении)

- Что нового узнали об ударении?

- Как называется гласный звук, на который падает ударение? (ударный)

 - Как называются остальные гласные звуки в слове? (безударными)

 - А как будет называться слог, в котором находится ударный гласный звук? (ударный слог).

- Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (один)

- Может ли ударение влиять на смысл слова? (да)

- Сейчас я предлагаю вам самим оценить свою работу. Обведите задание №1, №2 в кружочек и оцените свою работу. Если вы считаете, что хорошо потрудились и справились со всеми заданиями, то закрасьте зеленым цветом кружочек. Если были затруднения – желтым цветом. Если большую часть заданий выполнили плохо – красным цветом.

- Молодцы. Вы справились со всеми заданиями, я довольна вашей работой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!