СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа «Искусство быть здоровым»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Искусство быть здоровым» предназначена для организации проведения мероприятий в формате студенческой конференции в рамках актуализация знаний о здоровье человека.

Данная разработка может быть использована для проведения классных часов, студенческих конференций.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа «Искусство быть здоровым»»

Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Курсавский региональный колледж «Интеграл»













Методическая разработка классного часа

«Искусство быть здоровым»

























с. Курсавка

2021 год

Методическая разработка «Искусство быть здоровым» предназначена для организации проведения мероприятий в формате студенческой конференции в рамках актуализация знаний о здоровье человека.

Данная разработка может быть использована для проведения классных часов, студенческих конференций.

Организация – разработчик: ГБПОУ КРК «Интеграл»

Разработчики: Скрыленко Д.Н., Прозорова Н.Н., Гринько С.Н. преподаватели ГБПОУ КРК «Интеграл»







Рассмотрена и рекомендована к использованию в учебно-воспитательном процессе на заседании методического Совета ГБПОУ КРК «Интеграл»

Протокол № от « » _______________ 2021 г.



Председатель методсовета ____________ Тучина Н.Н.











357070 Ставропольский край,

Андроповский район,

с.Курсавка, ул. Титова, 15

тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83

факс:6-39-79

e-mail: [email protected]

Содержание

1.

Пояснительная записка


2.

Методические рекомендации


3.

План проведения


4.

Структура мероприятия


5.

Библиография и Интернет-ресурсы



Приложения (1-5)



 1. Пояснительная записка

  

«Человек способен на великие дела. Вот почему следует желать, чтобы он видоизменил человеческую природу и превратил ее дисгармонии в гармонии. Одна только воля человека может достичь этого идеала», – сказал И. И. Мечников.

Здоровье – наше богатство! Человек всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтал об увеличении силы, ловкости и выносливости. Эти чаяния и грезы людей находили отражение в народном творчестве и мифологии всех времен и эпох.

Чаще всего данные мечты оставались областью, теоретической – большинство людей инертны и предпочитают жить, как живется, не затрачивая ни сил, ни времени на то, на что можно их не тратить.

Гегель в свое время с грустью говорил о том, что единственный урок, который можно извлечь из истории народов, – это то, что сами народы никогда не извлекают уроков из своей истории. Аналогичная ситуация, к сожалению, часто складывается и со здоровьем – о нем много пишут, говорят, но мало кто заботится о нем всерьез. Люди быстро забывают о своих недугах и, живя в «магнитном поле» соблазнов, покорно отдаются во власть порочных привычек. Никотин, алкоголь, мышечная бездеятельность, изнеженность, переедание – вот они пленительные убийцы, восхитительные губители здоровья.

В настоящее время, несмотря на невиданные успехи науки, опасность многих заболеваний продолжает оставаться серьезной. Бурный технический прогресс и появление сложных видов трудовой деятельности изменили привычный ритм жизни, что не может не оказать влияния на человеческий организм. Нервно-эмоциональное напряжение как следствие темпа современной жизни часто ведет к существенным нарушениям регуляции основных физиологических функций организма, а вместе с ними и к болезням. Так, широкое распространение сейчас получили ишемическая болезнь сердца со своим иногда трагическим финалом – инфарктом миокарда, гипертоническая болезнь с грозным осложнением – инсультом головного мозга, нервно-психические и онкологические заболевания. Да, мы удлинили жизнь человека, но прогресс в этой области пока приостановился. Кроме того, долгая жизнь – еще не долгое здоровье.

Бывает, что человек чувствует себя хорошо, все органы и системы работают, казалось бы, нормально, но достаточно легкого сквозняка – и он уже во власти недуга: на несколько дней слег в постель с высокой температурой. Выходит, что даже при нормальных качественных показателях организм может быть чрезвычайно уязвимым, а значит, не абсолютно здоровым.

Один мудрец справедливо заметил, что со временем болезни будут расцениваться как следствие извращенного образа мышления, как признак бескультурья, недостатка знаний, и поэтому болеть будет позорно. Как ни странно, мы не так уж много знаем о здоровье. В нашей стране, как и в других странах мира, множество кардиологических, онкологических, психиатрических, хирургических, кожно-венерологических и других клиник. Это хорошо. Однако давно наступила пора объектом медицинских исследований сделать здорового человека. Пришло время, когда врачи, помимо «историй болезни», должны писать «истории здоровья», изучать возможности организма, степень его приспособляемости к новым условиям.

Систематическое формирование понимания «здоровья» необходимо каждому человеку.

С целью большего охвата населения данными знаниями, направленными на формирование и сбережение здоровья можно прибегать к таким формам организации как конференции, круглые столы, диспуты, мастер-классы, тематические вечера.

2. Методические рекомендации  


Конференция проводится в несколько этапов:

1. Планирование.

Продумывается форма конференции и определяется ее название.

2. 1-й организационный этап.

Назначаются и распределяются рабочие группы, оргкомитет, определяется председатель и сопредседатель оргкомитета конференции. Чётко определяется тематика докладчиков.

3. Информационный этап.

Чаще всего о конференциях сообщается в информационном письме (т.н. циркуляре) или на стендовом объявлении. В информационном сообщение указывается:

- название конференции и эмблема, дата и место проведения;

- организаторы конференции, тематическое направление, контактные номера телефонов, адрес электронный оргкомитета;

- информация о том, где и как можно зарегистрироваться для участия в конференции, а также что и в какие сроки нужно представить;

- рабочий язык конференции, а также информация о том, где и как будут опубликованы материалы конференции.

4. 2-й организационный этап.

Поступают заявки, тезисы от будущих участников конференции, задаются вопросы, появляются проблемы, разворачивается большой круг задач, которые должны быть решены к началу конференции. Проводится отбор участников из числа людей, подавших заявку. Чаще всего, на этом этапе рассылается 2-ое информационное письмо отобранным участникам.

5. Собственно конференция.

На этом этапе проходит заселение участников, открытие конференции (часто сопровождается небольшим концертом) слушанье докладов. После конференции происходит обсуждение работ, представленные на ней, вручаются сертификаты докладчикам.


План проведения мероприятия


Тема урока: «Искусство быть здоровым»

Цель студенческой конференции: актуализация знаний о здоровье человека

Задачи:

познавательные

  • рассмотреть истоки зарождения здорового образа жизни.

  • определить составляющие здорового образа жизни;

  • установить и доказать факторы риска, негативно влияющие на здоровье студента;

  • сформировать устойчивые условия для формирования правильных привычек;

развивающие

создание условий для формирования навыков самостоятельной работы обучающихся с литературными источниками и проектно-исследовательской работы, анализа и обобщения материала.

воспитательные

создание условий для формирования персональной ответственности за здоровье;

методические

совершенствовать методику проведения внеаудиторных открытых занятий с элементами дискуссии.

здоровьесберегающие

способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья студентов, созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.

Формируемые компетенции:

Процесс подготовки к итоговому занятию и непосредственное выступление на конференции способствуют формированию таких компетенций как:

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК.10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК.11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК.12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК.13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Форма проведения: студенческая конференция

Методика: объяснительно-иллюстративный, самостоятельная исследовательская работа, работа в учебных группах, работа со справочной литературой, метод проектов.

  • Средства обучения и оборудование: проектор;

  • мультимедийное оборудование;

  • персональный компьютер;

  • программа студенческой конференции;

  • презентация преподавателя;

  • презентации студентов;

  • сертификаты участников;

Продолжительность: 90 минут.

Структура классного часа


п/п

Этапы

Время

Подготовительный этап. Приложение 1


Организационный момент. Приложение 2

2 мин

Выступления студентов. Приложение 3

65 мин

Подведение итогов. Приложение 4

5 мин

Рефлексия. Приложение 5

10 мин


Приложение 1


Заблаговременно студентам было предложено подготовить темы сообщений выступления в рамках конференции, была предложена работа по оформлению стендов и оформление актового зала афоризмами.

Темы выступлений студентов:

  • «В здоровом теле – здоровый дух»;

  • «Красота спасет мир, а красоту ЗОЖ»;

  • «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»;

  • «Влияние этилового спирта на живой организм»;

  • «Курение, его пагубное влияние на здоровье»;

  • «Влияние спорта на здоровье человека»;

  • «Ментальное здоровье»;

  • «Влияние семьи на здоровье человека»;

  • «Полезные привычки».

Был сделан анонс проведения данного мероприятия с приглашением присутствовать всем желающим.

В день проведения конференции при входе в актовый зал гостям и участникам раздавалась программа конференции. На этапе заполнения актового зала гостями до начала конференции на экране присутствовала заставка «Искусство быть здоровым»


Приложение 2

Ведущий

Приветствие участников и гостей студенческой конференции.

Демонстрация Презентации «Презентация всех выступлений» в течении конференции по слайдам.

Мы рады Вас приветствовать на студенческой конференции, посвященной теме «Искусство быть здоровым»!

В каком бы веке человек не жил, он имеет совершенно нормальное желание быть здоровым, сильным, красивым и успешным. Важно понимать, что сущность человека не меняется – меняются декорации.

Особое значение для человека имеют знания о своем здоровье, осознание роли здоровья, осознание роли здоровья в повседневной жизни, а также основных условий и факторов, которое оказывают позитивное и негативное влияние на здоровье человека.

С целью выявления уровня понимания роли здорового образа жизни (далее – ЗОЖ) как основы жизнедеятельности и долголетия, был проведен опрос.

Вопросы, по которым проводился опрос:

1. Как Вы оцениваете свое состояние?

Половина респондентов ответили, что хорошо, а вторая половина удовлетворительно и плохо!

Ответы:

  • 20 человек – очень хорошо;

  • 47 человек – хорошо;

  • 46 человек – удовлетворительно.

2. Какие вредные факторы на Вас воздействуют?

Ответы:

  • курение пассивное – 52 человека;

  • курение активное – 28 человек;

  • спиртные напитки – 6 человек;

  • спиртные напитки слабоалкогольные – 23 человека;

  • продукты питания фастфуд, газированные напитки, чипсы –

65 человек;

  • гиподинамия – 5 человек.

3. Как Вы считаете, Вы придерживаетесь здорового образа жизни?

Ответы:

  • да – 18 человек;

  • скорее да, чем нет – 65 человек;

  • нет – 2 человека.

5. Какие у Вас основные причины заботы о своем здоровье?

Ответы:

  • воспитание – 42 человека;

  • влияние окружающих людей – 17 человек;

  • желание быть физически здоровым – 82 человека;

  • воздействие медицинской информации – 17 человек;

  • ухудшение состояния здоровья – 29 человек;

  • требование родных и друзей – 8 человек.

6. Какая у Вас мотивация при ведении здорового образа жизни?

Ответы:

  • необходимость поддерживать работоспособность – 39 человек;

  • необходимость поправлять не очень хорошее здоровье – 17 человек;

  • желание хорошо выглядеть – 64 человека;

  • желание быть культурным человеком – 22 человека;

  • привычка так жить с детства – 19 человек;

  • желание сохранить здоровье и прожить долгую жизнь – 56 человек.


Выводы

Таким образом, по результатам опроса прослеживается проблема в формировании понимания у студентов основ здорового образа жизни. Юноши и девушки желают быть здоровыми, физически крепкими, красивыми. 1/3 студентов убеждены, что ЗОЖ закладывается с детства в семье с воспитанием. Также у студентов есть первоначальные знания о вредных привычках. Почти половина студентов считают, что у них имеются проблемы со здоровьем.

Согласитесь, на сегодняшний день данная тема остается актуальной. Мы решили детальнее осветить данную проблему.

Студенческая молодежь – это будущие профессионалы, специалисты в своей области, будущее нашей медицины. Именно поэтому возникает важность формирования основ ЗОЖ в медицинских учебных заведениях и становление ЗОЖ прочным стержнем личности.

Приложение 3

Ведущий

Было бы правильно начать наше выступление с того, как зародились правила ведения здорового образа жизни. Например, все вы не раз слышали фразу «В здоровом теле – здоровый дух». Откуда это пришло?

Выступление участника 1. Демонстрация презентации «В здоровом теле – здоровый дух».

Ведущий

«Красота спасет мир, а красоту ЗОЖ». А ведь в этой фразе скрывается большой смысл. По результатам нашего анкетирования, наиболее популярной причиной для соблюдения здорового образа жизни, является как раз стремление сохранить красоту и здоровье на долгие годы.

Выступление участника 2. Демонстрация презентации «Красота спасет мир, а красоту – ЗОЖ»

Выступление участника 3. Стихотворение «Контролируй свои соблазны»

«Контролируй свои соблазны»

Ничего не дается сразу.

Не воротиться время вспять -

Контролируй свои соблазны,

Чтобы душу не потерять!


Не ищи потеплей ночлега,

И, запомни, коль ты краса –

Если к зеркалу часто бегать,

Риски есть потерять глаза.


Любишь вкусно поесть? – попробуй

Кашу манную на воде!

Контролируй свою утробу,

Приучи ее к пустоте!


Деньги любишь? – раздай прохожим.

Любишь выпить? – попей воды.

Будь к себе и честней и строже,

К исполненью ведет мечты!


Любишь бегать босым по свету?

Сядь за стол и не шевелись!

Обещаю, что через лето

Ты по-новой увидишь жизнь!


Выгоняй из себя заразу,

Лень гони, как сутулость с плеч!

Контролируй свои соблазны,

Чтобы душу свою сберечь!

(А. Астахова)

Ведущий

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Довольно мудрое высказывание, не так ли? Надеемся, что, прослушав стихотворение, вы задумались о том, как важно не зависеть от своих желаний и уметь их контролировать. Подробнее о пищевых привычках, поведении, правильном питании и влиянии продуктов на организм вы узнаете из следующего выступления.

Выступление участника 4. Демонстрация презентации «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты»

Ведущий

Всем известно, что употребление алкоголя отрицательно сказывается на организме человека, и тем более, подростка. Страдают все органы и их системы.

Например, мозг является самым активным потребителем энергии. Отрицательное действие алкоголя на мозг связано с нарушением доступа кислорода к нейронам в результате алкогольной интоксикации. При длительном употреблении алкоголя может развиваться слабоумие.

Под влиянием алкоголя поражается сердечная мышца, что ведет к тяжелым заболеваниям и смерти. При рентгеновском обследовании обнаруживается увеличение объема сердца, которое развивается не у всех больных, страдающих хроническим алкоголизмом, но может встречаться у больных со сравнительно небольшим алкогольным стажем. Даже у здоровых людей после большой дозы алкоголя могут проявляться нарушения сердечного ритма, но они постепенно самопроизвольно исчезают. Злоупотребление алкоголем способствует развитию и прогрессированию гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, часто является непосредственной причиной инфарктов.

Болезни системы внешнего дыхания. У больных, страдающих 1-й стадией хронического алкоголизма, отмечается некоторая стимуляция функции внешнего дыхания: возрастает минутный объем дыхания, дыхание учащается. По мере развития болезни дыхание ухудшается, могут возникать различные заболевания (хронический бронхит, трахеобронхит, эмфизема легких, туберкулез).

Больные хроническим алкоголизмом часто жалуются на нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта, так как слизистая желудка первой воспринимает ядовитое воздействие алкоголя. С развитием алкоголизма нарушается функция слюнных желез.

Печень занимает особое положение среди органов пищеварительной системы. Это главная «химическая лаборатория» организма, которая выполняет антитоксическую функцию, участвует почти во всех видах обмена веществ. Под действием алкоголя функции печени нарушаются, что может привести к циррозу.

У большинства больных алкоголизмом нарушается выделительная функция почек. Губительно действует алкоголь на нежный почечный эпителий.

При алкоголизме обнаруживаются самые разнообразные психические отклонения – галлюцинации, онемение частей тела и т.д. При воздержании от алкоголя эти симптомы могут пройти.

Также алкоголь пагубно влияет на иммунную систему человека, нарушает процессы кроветворения, снижает выработку лимфоцитов, способствует развитию аллергии.

В 30-50% случаев у злоупотребляющих алкоголем развиваются кожные заболевания.

Выступление участника 5. Демонстрация презентации «Влияние спиртов на организм человека».

Студентка 1 курса специальности Сестринское дело (ФИО) и преподаватель биологии (ФИО) представят вашему вниманию эксперимент, демонстрирующий влияние спирта, содержащегося в алкоголе, на клетки крови.

Ведущий

Все чаще в последнее время наблюдаются случаи употребления табака среди молодежи, в том числе подростков.

Еще хуже, когда подростки возводят подобные вещи в культ. С помощью них дети, ощущают себя старше своих лет, выделяются из миллионов сверстников, самовыражаются, на некоторое время забывают о своих проблемах. Курение считают баловством, не осознавая, что в будущем поплатятся своим здоровьем.

Выступление участника 6. Демонстрация презентации «Жить или курить – выбирайте сами».

Ведущий

Выступление участника 7. Стихотворение «Не позволяй душе лениться!»


«Не позволяй душе лениться!»


Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!


Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!


Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!


Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.


А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.


Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!


(Н. Заболотский)


Ведущий

Физическая активность является залогом нашего здоровья. Но, несмотря на это, в наше время люди двигаются все меньше и меньше за ненадобностью выполнять многие вещи самостоятельно. Даже сейчас, когда человечеству доступны различные виды занятий, не зависящих от времени года, оснащения, и начального уровня физической подготовки, гиподинамия остается одним из важнейших факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние организма.

Выступление участника 8. Демонстрация презентации «Спорт – залог здоровья».

Ведущий

Однако даже при соблюдении правил рационального питания, регулярных тренировках, и отсутствии вредных привычек, со здоровьем человека, а особенно подростка, может быть не все гладко. Ведь, безусловно, стоит заботиться не только о том, что могут увидеть окружающие нас люди, но и о том, что происходит внутри нас. Здоровье – это не только физическое благополучие, но так же и социальное, и психологическое.

Выступление участника 9. Презентация «Психическое здоровье».

Ведущий

Одним из факторов, непосредственно влияющих на формирование и состояние нашего психического здоровья, является семья. Две эти темы: семья и внутреннее здоровье, нерушимо связаны друг с другом.

Выступление участника 10. Демонстрация презентации «Влияние семьи на здоровье».


Приложение 4

Ведущий

И в завершении нашей конференции подведем итог выше сказанному (Демонстрация Презентации «Подведение итогов»).

Чтобы сделать свою жизнь лучше, не обязательно сворачивать горы и кардинально меняться с понедельника. Достаточно обзавестись полезными привычками, которые шаг за шагом будут делать ваши будни более яркими и наполненными. Ведь сначала вы формируете привычку, а затем она формирует вашу жизнь!

Чтобы всегда оставаться в прекрасной физической форме и иметь богатырское здоровье, нужно прочно закрепить в своей жизни полезные привычки и всегда им следовать.

Приложение 5


В конце конференции студентам предлагается рефлексивный прием. С помощь карточек, которые предложены студентам до начала мероприятия, нужно выбрать то состояние, которое они испытали на конференции.

Ведущий

Здоровый образ жизни – это, на самом деле, не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Физическая активность и правильное питание сделают свое дело, и уже через небольшой промежуток времени вы будете чувствовать себя заметно лучше и бодрее. 

Вредные привычки негативно сказываются на здоровье и могут быть связаны со стрессами. Переживания часто приводят к выбору вредной привычки, которая провоцирует новый стресс для организма.

Некоторые считают, что полезные привычки не имеют такого быстрого воздействия и поэтому малоэффективны. Однако положительные привычки формируют основу здоровой жизни, улучшают физические, психологические и эмоциональные показатели.

Лень – один из главных неприятелей хороших привычек. Именно она подвигает нас на бездействие, откладывание дел на потом, тормозит желание изменить жизнь к лучшему.

Трудно сделать только первый шаг. Главное пересилить себя, свои лень и страхи. Начать жизнь с чистого листа, изменить то, что не нравится в себе, в работе, в окружении. Впустите в свои будни полезные привычки, приложите немного усилий и сами не заметите, как станете счастливыми.

Ведущий вручает сертификаты участникам студенческой конференции

Библиография и Интернет-ресурсы



1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», 2019. URL: http:// www.rosminzdrav.ru/health/72/gprzo.pdf

2. Агаджанян Н. А., Миррахимо в М. М. Горы и резистентность организма. — М.: Наука, 1970.

3. Быковская Т.Ю., Вязьмитина А.В., Владимиров С.Н., Антоненко Ю.В. МДК 01.02. Основы профилактики. Учебник Ростов-на Дону «Феникс» 2019.

4. Бабков А.В., Общая, неорганическая и органическая химия [Электронный ресурс] / Бабков А. В., Попков В. А. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 

5. Завьялов А.Е. Здоровый образ жизни в системе ценностей российской молодежи / А.Е. Завьялов, В.И. Левашов // Прорывные научные исследования, как двигатель науки: Сборник статей международной научно-практической конференции. Ч. 3. - 2015. - С. 277-280.

6. Косарева Н.В. Опыт работы молодеж­ного волонтерского клуба «Альтернатива» по профилактике поведения высокой степени риска среди подростков и моло­дежи / Н.В.Косарева, П. Л .Дрибинский, А.Г.Семенова // Физкультура в профи­лактике, лечении и реабилитации. — М., 2004. - JSfe 5. - С. 55-58.

7. Петрова Н.Г. Основы профилактической деятельности. Учебник Ростов-на Дону «Феникс» 2016.

8. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных заведениях: Учеб.-метод. пособие [Книга]. - М : Высшая школа, 2010. - стр. 192.

9. Формирование мотивации к здоровому образу жизни: Монография. - Иваново, 2013.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!