СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по искусству на тему "Романтизм в зарубежном изобразительном искусстве""

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по искусству на тему "Романтизм в зарубежном изобразительном искусстве""»


МБОУ «Гимназия № 1 им. С.М. Омарова»









Методическая разработка к уроку по искусству

в 9 классе

на тему

«Романтизм в зарубежном изобразительном искусстве»








Составила: учитель искусства

Сутаева Юлия Станиславовна




















Махачкала, 2019





«Романтизм заключается в восприятии мира,

а не в выборе сюжетов или достоверности изображения»

Шарль Бодлер


Цель урока: познакомить учащихся с искусством романтизма в зарубежной живописи,

организовать деятельность учащихся, направленную на выявление особенностей и элементов романтизма как ведущего направления в искусстве конца 18-начала19 веков, выявить основные темы и средства выразительности художников данного направления, формировать восприятие произведений искусства как неотъемлемой части мировой художественной культуры.

Задачи урока:

А. Личностные: развитие способности обучающихся к саморазвитию, приобретение навыков сотрудничества.

Б. Метапредметные:

  • познавательные: развитие навыков сравнительного анализа, обобщения, образного мышления.

  • регулятивные: формулирование учебной задачи, соотношение результата с требованиями конкретной задачи, развитие способности учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства,

  • коммуникативные: развитие умений аргументировать свою позицию, развитие навыков художественного восприятия, образного мышления, связной речи.

В. Предметные: выявление особенностей романтизма в изобразительном искусстве.

Тип урока – изучение нового материала.

Оборудование - тетради, репродукции, компьютер, экран


Структура занятия:

I. Организация класса. – 3мин

II. Изучение нового материала. – 25 мин.

III. Подведение итогов и выводы. – 6 мин.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.– 8 мин

V. Домашнее задание. – 3 мин

Ход урока:


I. Организация класса.

II. Изучение нового материала..

Учитель – Прослушайте стихотворение, в котором ярко прослеживается один из стилей искусства, и попробуйте сказать - какой это стиль. Он вам знаком по урокам литературы.

О, тысячу раз счастлив человек,

В ком не слабеет чудный дар мечтаний,

Кто и с годами в сердце сохранил

По воле рока молодость и свежесть;

Кто и на склоне охлаждённых лет,

Как юноша, умеет замыкаться

В своей мечте – и обновляет мир,

Всё, даже смерть, пустыню оживляя.

(Дж. Леопарди, перевод А. Ахматовой)

(ответы учеников - романтизм)

У – Да, вы совершенно правы, речь идёт о романтизме. Так что же это за направление в искусстве, в связи, с чем оно возникло? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

Социальной основой романтизма становится разочарование в своей эпохе, в новом обществе, с которым были связаны большие надежды, так как это общество предсказывали великие умы Европы. Романтики считали, что им выпало жить под бесславной звездой, когда Европа страдает от революций, когда опошлены все лучшие человеческие порывы. Такое разочарование непременно сопровождалось настроением безнадежности, отчаяния, «мировой скорби – это «болезнь века» Альфред де Мюссе в своем романе «Исповедь сына века» писал: «Безнадежность шагала по земле, и сыны века, полные сил, отныне никому не нужных, опускали праздные руки и пили из скудной чаши этот отравленный напиток. Болезнь нашего века происходит от двух причин, народ носит в сердце две раны. Все, что было, уже прошло. Все, что будет, еще не наступило».

В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.

В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

У - Скажите, ребята, а отчего в искусстве возникают различные новые течения и направления?

(ответ- жизнь меняется, а искусство –это отражение жизни).

Возникший в результате разочарования в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазной цивилизации, романтизм просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе. Романтизм – неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры. В различных странах он имел свои отличительные особенности, обусловленные местными историческими условиями и культурными традициями: в Италии – развивался в русле традиционного классицизма; во Франции – вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения.

Выделим главные эстетические принципы романтизма:


  1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.

Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворенности действительностью, кризиса идеалов классицизма, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенном мире. Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Как говорил В.А. Жуковский в своем стихотворении «Певец»:


Что жизнь, когда в ней нет очарованья?

Блаженство знать, к нему лететь душой,

Но пропасть зреть меж ним и меж собой;

Желать всяк час и трепетать желанья


Созвучна этим строкам и картина К.Д. Фридриха «Странник над морем тумана». Само название картины говорит о стремлении главного героя познать непознанное, скрытое за густым туманом


К.Д. Фридрих «Странник над морем тумана». (Ок. 1818 г. Кунстхалле, Гамбург).


2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств).

Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой «чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и все земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушений», так говорил Гёте. В реальном мире герой-романтик чувствует себя неуютно и одиноко.

Я не в себе живу: я лишь частица

Того, что вкруг меня; меня вершины гор

Волнуют, а столицая столица –

Мне пытка … (перевод Г. Шеленги).

Так говорил Чайльд Гарольд – герой поэмы Джорджа Гордона Байрона (1788-1824), ставший «новым Гамлетом». В картине Д. Грекура «Джордж Гордон Байрон в Греции» сам поэт выглядит как идеал человека-романтика.

Д. Грекур «Джордж Гордон Байрон в Греции». 1850-1860 гг.


Первым прибежищем романтического сердца становится любовь героя. Как правило, между влюбленными нет согласия. Они постоянно вынуждены преодолевать препятствия, разрешать конфликты, преодолевать отчуждение и недоверие. Романтическая любовь чаще всего имеет трагический исход.


3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы.

В жизни природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющий предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика. Подтверждение этому вы найдете в отрывке Дж. Байрона «паломничество Чайльд Гарольда»:

Здесь ничего не ранит взор

Среди природы. Лишь один позор:

Колечком быть в ее цепи телесной,

Одной из тварей, - а в душе простор

Стремиться: в горы, к звездам, в свод небесный,

В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.

Перед стихией Природы человек беспомощен и слаб. Искусство романтизма дает нам множество примеров подобных взаимоотношение Человека и Природы, а иногда наоборот, представляет нам мирные, идиллические пейзажи, напоминающие нежные пасторали.

У. Тёрнер «Кораблекрушение». 1805 г. галерея Тейт, Лондон;

У. Тёрнер Переход через ручей. 1815





4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.

Задание ученикам:

Рассмотрите картины Т. Куола «Сон архитектора» (1840г. Музей изобразительных искусств, Толедо (Огайо).) и здание парламента в Лондоне(фото) архитекторов Ч. Бэрри и О. Пьюджина, и скажите, как здесь нашел свое воплощение четвертый принцип эстетики романтизма.

(ответ: ложная готика - подражание средневековым постройкам, сооружение искусственных руин в парках)

Т. Куол «Сон архитектора». 1840 г Музей изобразительных искусств Толедо (Огайо).



Фото: Здание парламента в Лондоне. 1839-1860 гг. арх. Ч. Бэрри и О. Пьюджин.

У – Рассмотрев эстетические признаки романтизма на примере соответствия произведений литературы и живописи, мы можем видеть, что одной из самых модных теорий того времени становится – теория синтеза искусств – теория взаимопроникновения музыки, живописи, литературы.

У - Я прочитаю вам четверостишье из известного романса:

Хотел бы в единое слово

Я слить свою грусть и печаль

И бросить то слово на ветер

Чтоб ветер унёс его вдаль.

Знаете ли вы, кому принадлежат данные строки, кто перевёл их на русский язык, кто написал музыку на стихи?

Ответ - Генрих Гейне поэт, переводчик Л. Мей, композитор П. И. Чайковский.

Правильно, как раз вот на этом примере ярко прослеживается синтез искусств.


В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна Э. Делакруа и Т. Жерико (Франция), Ф. Гойя (Испания), К.Д. Фридриха и Ф. О. Рунге (Германия) и др. – лучшее что создано в эпоху романтизма. Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники эпохи романтизма подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному изображению чувств и переживаний человека.

(просмотр презентации)

Итак, РОМАНТИЗМ (фр. romantisme) — это идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценност и духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

У – Ребята, просмотрев знаменитые картины, давайте вместе сформулируем:

Черты Романтизма: протест против действительности, уход от реального мира в мир фантазий и грез, возвышенные устремления, идеалы, мечтательность, острое желание создать совершенный мир, резкое выступление против серости жизни.

и

Средства выразительности романтической картины:

1.Необычность темы - это битва, подвиг, трагическое, неординарное событие.

2. Смелость, масштабность, динамичность композиции. Романтизм - это движение, порыв, экспрессия.

3. Насыщенность, экспрессивность колорита.

4. Яркая индивидуальность персонажей, отход от классических канонов красоты и типажей.

У- Каков же он - человек романтического поколения, запечатленный на полотнах выдающихся творцов?

Ответ: Основная и ведущая тема романтизма – разлад между человеком и средой, мечтой и действительностью. Господство чувств, страстей, стихийных сил. Человек романтического поколения часто становится свидетелем жестоких кровопролитий и войн, трагических судеб целых народов. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Это человек, остро чувствующий свою собственную раздвоенность и неустойчивость в этом мире. Он гордится внутренней свободой собственного «Я» и, в то же время, страдает от этого. Романтический герой, разочарованный в благах цивилизации, отвергает повседневную жизнь общества как бесцветную и прозаическую и стремится уйти от действительности. Не находя идеала в современном мире, он обращается к прошлому, возводит на пьедестал благородных рыцарей Средневековья. Но, как бы ни был противоречив облик героя-романтика, в нем утверждается исключительная ценность человеческой личности, ее порыв к неограниченной свободе и творческому самовыражению.


III. Вывод: Новые задачи творчества потребовали новые художественные средства. Романтики отвергли обязательные правила, установленные классицизмом, сковывающие творчество художников. Они объявили право художника на свободу творчества.



IV. Рефлексивно-оценочный этап.

- В чём же сложность и противоречивость искусства романтизма?

- Кто он - герой романтической эпохи?

- Каково было место человека в их творчестве?

- Какие темы и проблемы были близки романтикам?

- Как они воспринимали окружающую действительность?

- Перечислите эстетические принципы романтизма.


V. Домашнее задание: дать анализ произведения живописи, для этого разделимся на группы:1 группа(ряд) – анализирует картины французских художников; 2 группа – немецких художников; 3группа – английских художников

Опишите в тетради одно из понравившихся вам произведений художников-романтиков, как обычно, используя памятку(приложение).



Использованы материалы с сайта:

http://francegothic.boom.ru

http://wikipedia.ru

http://www.labellefrance.ru

http://www.geo-world.ru

http://www.fos.ru

https://artchive.ru




Приложение.

Памятка «Как анализировать произведение живописи?»

1.Ваши личные впечатления от произведения живописи.

2. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.

3.Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?

4.Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.

5.История создания живописного произведения.

6.Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.

7.Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному и т.п.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!