Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
«Интерактивные методы экологического образования»
методическая разработка
Рассмотрено на методическом совете
МБУ ДО СЮН
Протокол № _ от ____________ г.
Председатель МС ___________ О.А. Юнышева
Автор: Жидкова А.В., методист
Новокузнецк, 2023
Аннотация
Методическая разработка «Интерактивные методы экологического образования» представляет собой описание эффективного использования методов интерактивного обучения на занятии с учащимися старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей на примере изучения темы «Первоцветы – ключи весны».
Представленный материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Пояснительная записка
В последнее время в педагогике наблюдается повышенный интерес к интерактивному обучению. Это обусловлено, в первую очередь, переходом от регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским методам, которые обеспечивают рождение новых познавательных мотивов и потребностей, условий для творчества и самореализации.
Интерактив (от английского «интерактив» - взаимодействие) – образовательная технология, которая строится на взаимодействии внутри группы и свободе учащегося в решении познавательных задач.
Интеракция обозначается, как способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком), то есть каким-либо источником информации.
Интерактивные методы обучения имеют ряд характерных признаков, которые следует учитывать в образовательной деятельности (М. В. Кларин, В. В. Николина, Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова и др.).
К ним относятся, во-первых, активное взаимодействие участников образовательного процесса в учебной деятельности. В данном случае взаимодействие понимается как «отношение между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняют друг друга, успешно решают эти задачи».
Во-вторых, использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация -формирование нового опыта - его осмысление через применение - рефлексия.
В-третьих, интерактивные методы обучения характеризует обязательная работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества.
В-четвертых, интерактивные методы обучения основаны на игровых формах обучения, при которых проявляется активность учащихся, осуществляется аккумуляция и передача социального опыта, создаются условия для более полной самореализации личности учащихся.
Разработка занятия по теме: «Первоцветы – ключи весны»
Цель: Содействие формированию экологической культуры подрастающего поколения через привлечение внимания к проблеме охраны раннецветущих растений родного края
Задачи:
- сформировать у учащихся представления о видах первоцветов нашего края, их биологических особенностях;
- развивать творческую активность детей при решении экологических проблем;
- ориентировать учащихся на бережное и осмысленное отношение к природе
Оборудование: компьютер, мультимедийный проигрыватель, экран, изображения первоцветов, детские листовки в защиту первоцветов, ножницы, цветная бумага, шаблоны для изготовления аппликации.
Ход занятия:
1. Организационный этап. Целеполагание.
Для того, чтобы вызвать интерес к занятию у детей дошкольного возраста, привлечь их внимание, можно начать урок с необычной истории, сказки, легенды. В ходе чтения сказки демонстрируются слайды мультимедийной презентации с изображением раннецветущих в природе растений или их фотографии.
Сказка о том, как первоцветы поссорились.
Весной поспорили цветы, из тех, что расцвели первее,
Кто краше всех, кто всех милее, и на планете всех нужнее.
Сказала Примула:
- Я из-под снега первой вышла, растаял только первый снег.
Я Первоцвет! Я- краше всех!
Здесь Мать – и мачеха вступилась:
- Как только первая трава повсюду стала зеленеть,
Я в ней, как солнца желтый лучик,
Цвету на радость всех людей.
Конечно, я всех красивей!
Ей возразила Медуница:
- Я цвета разного бываю. Красиво свой бутон склоняю.
В лесу расту я и в саду, и от простуды помогу.
Спросить вы можете у всех: мы, медуницы, лучше всех!
Здесь Ветреница вдруг вмешалась:
- Цветка нежнее нет меня. На длинной тонкой ножке я.
Видна всем красота моя!
Прострел заспорил:
Мой колокольчик в лиловом цвету, имя Прострела я гордо несу,
Я самый заметный в весеннем лесу!
В небе Солнышко сияло, спор цветочный услыхало:
- Что вы ссоритесь, друзья? Спорить вам никак нельзя!
Все вы первыми цветете, людям радость вы несете.
Любят люди вас за это, называют «первоцветы»!
Тут мимо девочка бежала и цветы те увидала:
- Ой! Люблю цветы я очень! Все красивы, между прочим.
Можно бы букет набрать, только жалко их срывать.
Пусть растут на радость людям.
Лучше трогать их не будем!
Солнышко улыбнулось:
- Видите? Вы все прекрасны! И не спорьте понапрасну! Украшение планеты - все растенья-первоцветы!
Определение темы занятия, Постановка цели.
Проблемная беседа:
- Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на нашем занятии сегодня?
- Правильно, о первоцветах. Какие растения называются первоцветами?
- Растения, которые появляются первыми из-под снега.
- Знаете ли вы, чем они отличаются от всех других растений, которые цветут?
- Знаете ли вы, почему они не замерзают, даже если их застает мороз?
- Все, кто хотел бы узнать, поднимите две руки вверх и скажите: «Я!»
2. Основной этап.
2.1 Актуализация и формирование новых знаний через загадки. Демонстрация слайдов презентации.
Слова педагога: Отлично! А начнем мы с загадок! Я буду читать описание, а вам внимательно нужно слушать. Если догадаетесь, о каком первоцвете идет речь, поднимите руку с большим пальцем вверх. Если же по описанию не удастся узнать растение, попробуем узнать по изображению.
1. Вдоль дороги и по скатам
Бегают до темноты
Словно желтые цыплята
Эти первые цветы.
А стемнеет – соберутся
Под листом, как под крылом
В мягкий, теплый пух уткнутся
И заснут счастливым сном! (мать-и-мачеха)
Комментарий педагога: русское название возникло из-за особенности листьев мать-и-мачехи: нижняя сторона пушистая и мягкая — «мать», а верхняя гладкая и холодная, как мачеха в сказках.
2. Шмель растенью очень рад:
Ах, медовый аромат!
И цветки красивые – лиловые да синие! (медуница).
Комментарий педагога: В цветках растения содержится много нектара, к тому же это один из самых ранних медоносов, поэтому его так любят пчелы и шмели, вот и назвали его медуницей. Есть у растения и еще одна особенность – одновременно в соцветии у него могут быть цветки и розового, и голубого, и фиолетового цветов.
3. Что за чудо, за цветок –
Нежен белый лепесток,
Тонок длинный стебелек.
Его за то так называют,
Что с ветром он лесным играет (ветреница)
4. Фиолетовый цветок
И пушистый стебелек,
Тихий, нежный перезвон,
Так и клонит, клонит в сон (прострел, или сон-трава).
Комментарий педагога: Посмотрите, ребята, все цветки и стебельки этого растения покрыты мелкими пушистыми волосками. Как вы думаете, зачем они нужны? (ответы детей). Эти волоски защищают растение от снега и внезапных заморозков.
5.Только лишь растает снег,
На полянках и в пролесках
Нежно розовой головкой закачает первоцвет,
Иногда в народе
Зовут его «собачий клык»,
Ну а правильно, в науке, он называется… (кандык).
Комментарий педагога: кандык сибирский занесен в Красную книгу нашего края, то есть находится под охраной. Собачьим или волчьим клыком кандык называют за то, что по форме его луковица похожа на зуб.
6. За то, что расту я на склонах пригорков,
В народе назвали меня «черногоркой»,
За яркий, весенний и солнечный свет
Любовно назвали меня «Горицвет»
Служу я лекарством, хотя ядовит,
Как средство для сердца я знаменит. (адонис).
Комментарий педагога: адонис весенний тоже занесен в Красную книгу Кемеровской области. Растение очень легко узнать по крупным ярко-желтым цветкам, похожим на солнышки.
2.2 После проведения этой части занятия, полезно будет изменить активность и провести музыкальную или динамическую паузу по теме занятия.
2.3 Творческая работа в малых группах «Сохраним первоцветы!»: изготовление листовки в технике «Аппликация»
Вопросы беседы: Как вы думаете, ребята, можно ли собирать первые цветы, растущие в природе? (нет, некоторые из них занесены в Красную книгу редких и исчезающих растений: кандык сибирский, адонис).
Долго ли стоят в вазе букеты из этих первоцветов? (не более 2-3 часов, поэтому лучше любоваться ими в природе).
Как мы можем убедить людей не рвать первые весенние цветы? (можно провести акцию, изготовить листовки).
Перед изготовлением листовки необходимо объяснить детям, что листовка – это листок с изображением, содержащий призыв, лозунг или краткую информацию о чем-либо. Можно предложить учащимся и готовые рифмы для лозунгов: «первоцветы – букеты!», «цветы – красоты», «цвести – расти» и т.д.
Конкурс листовок «Сохраним красоту!»
2.4 Рефлексия: В качестве рефлексии можно провести в группе голосование на самую лучшую работу в различных номинациях: «Самая аккуратная листовка», «Самая творческая работа», «Самая красивая работа» и другие. Победителей можно определить по громкости аплодисментов и т.д.
Список литературы
1. Песня про первоцвет: [Электронный ресурс]. URL: https://pesnu.ru/detskie_pesni/vremena-goda/pesni-pro-vesnu/(Дата обращения: 13.06.2023);
2. Весенние цветы Сибири — фото и названия первоцветов: [Электронный ресурс]. URL: https://itonga.ru/russia/vesennie-tsvety-sibiri-pervocvety/(Дата обращения: 13.06.2023);
3. Кузбассу – красоту первоцветов! //Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса: [Электронный ресурс]. URL: http://kuzbasseco.ru/(Дата обращения: 13.06.2023);