СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Интерактивные методы экологического образования»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Интерактивные методы экологического образования» представляет собой описание эффективного использования методов интерактивного обучения на занятии с учащимися старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей на примере изучения темы «Первоцветы – ключи весны».

Представленный материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Методическая разработка «Интерактивные методы экологического образования» представляет собой описание эффективного использования методов интерактивного обучения на занятии с учащимися старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей на примере изучения темы «Первоцветы – ключи весны».

Представленный материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, методитстам, заведующим ДОУ, родителям.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Интерактивные методы экологического образования»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»










«Интерактивные методы экологического образования»

методическая разработка



Рассмотрено на методическом совете

МБУ ДО СЮН

Протокол № _ от ____________ г.

Председатель МС ___________ О.А. Юнышева





Автор: Жидкова А.В., методист






Новокузнецк, 2023

Аннотация


Методическая разработка «Интерактивные методы экологического образования» представляет собой описание эффективного использования методов интерактивного обучения на занятии с учащимися старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей на примере изучения темы «Первоцветы – ключи весны».

Представленный материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям.






































Пояснительная записка

В последнее время в педагогике наблюдается повышенный интерес к интерактивному обучению. Это обусловлено, в первую очередь, переходом от регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским методам, которые обеспечивают рождение новых познавательных мотивов и потребностей, условий для творчества и самореализации.

Интерактив (от английского «интерактив» - взаимодействие) – образовательная технология, которая строится на взаимодействии внутри группы и свободе учащегося в решении познавательных задач.

Интеракция обозначается, как способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком), то есть каким-либо источником информации.

Интерактивные методы обучения имеют ряд характерных признаков, которые следует учитывать в образовательной деятельности (М. В. Кларин, В. В. Николина, Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова и др.).

К ним относятся, во-первых, активное взаимодействие участников образовательного процесса в учебной деятельности. В данном случае взаимодействие понимается как «отношение между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняют друг друга, успешно решают эти задачи».

Во-вторых, использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация -формирование нового опыта - его осмысление через применение - рефлексия.

В-третьих, интерактивные методы обучения характеризует обязательная работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества.

В-четвертых, интерактивные методы обучения основаны на игровых формах обучения, при которых проявляется активность учащихся, осуществляется аккумуляция и передача социального опыта, создаются условия для более полной самореализации личности учащихся.
















Разработка занятия по теме: «Первоцветы – ключи весны»


Цель: Содействие формированию экологической культуры подрастающего поколения через привлечение внимания к проблеме охраны раннецветущих растений родного края


Задачи:

- сформировать у учащихся представления о видах первоцветов нашего края, их биологических особенностях;

- развивать творческую активность детей при решении экологических проблем;

- ориентировать учащихся на бережное и осмысленное отношение к природе


Оборудование: компьютер, мультимедийный проигрыватель, экран, изображения первоцветов, детские листовки в защиту первоцветов, ножницы, цветная бумага, шаблоны для изготовления аппликации.


Ход занятия:

1. Организационный этап. Целеполагание.

Для того, чтобы вызвать интерес к занятию у детей дошкольного возраста, привлечь их внимание, можно начать урок с необычной истории, сказки, легенды. В ходе чтения сказки демонстрируются слайды мультимедийной презентации с изображением раннецветущих в природе растений или их фотографии.


Сказка о том, как первоцветы поссорились.


Весной поспорили цветы, из тех, что расцвели первее,

Кто краше всех, кто всех милее, и на планете всех нужнее.


Сказала Примула:

- Я из-под снега первой вышла, растаял только первый снег.

Я Первоцвет! Я- краше всех!


Здесь Мать – и мачеха вступилась:

- Как только первая трава повсюду стала зеленеть,

Я в ней, как солнца желтый лучик,

Цвету на радость всех людей.

Конечно, я всех красивей!


Ей возразила Медуница:

- Я цвета разного бываю. Красиво свой бутон склоняю.

В лесу расту я и в саду, и от простуды помогу.

Спросить вы можете у всех: мы, медуницы, лучше всех!


Здесь Ветреница вдруг вмешалась:

- Цветка нежнее нет меня. На длинной тонкой ножке я.

Видна всем красота моя!


Прострел заспорил:

Мой колокольчик в лиловом цвету, имя Прострела я гордо несу,

Я самый заметный в весеннем лесу!


В небе Солнышко сияло, спор цветочный услыхало:

- Что вы ссоритесь, друзья? Спорить вам никак нельзя!

Все вы первыми цветете, людям радость вы несете.

Любят люди вас за это, называют «первоцветы»!


Тут мимо девочка бежала и цветы те увидала:

- Ой! Люблю цветы я очень! Все красивы, между прочим.

Можно бы букет набрать, только жалко их срывать.

Пусть растут на радость людям.

Лучше трогать их не будем!


Солнышко улыбнулось:

- Видите? Вы все прекрасны! И не спорьте понапрасну! Украшение планеты - все растенья-первоцветы!

Определение темы занятия, Постановка цели.

Проблемная беседа:


- Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на нашем занятии сегодня?

- Правильно, о первоцветах. Какие растения называются первоцветами?

- Растения, которые появляются первыми из-под снега.

- Знаете ли вы, чем они отличаются от всех других растений, которые цветут?

- Знаете ли вы, почему они не замерзают, даже если их застает мороз?

- Все, кто хотел бы узнать, поднимите две руки вверх и скажите: «Я!»

2. Основной этап.

2.1 Актуализация и формирование новых знаний через загадки. Демонстрация слайдов презентации.

Слова педагога: Отлично! А начнем мы с загадок! Я буду читать описание, а вам внимательно нужно слушать. Если догадаетесь, о каком первоцвете идет речь, поднимите руку с большим пальцем вверх. Если же по описанию не удастся узнать растение, попробуем узнать по изображению.

1. Вдоль дороги и по скатам

Бегают до темноты

Словно желтые цыплята

Эти первые цветы.

А стемнеет – соберутся

Под листом, как под крылом

В мягкий, теплый пух уткнутся

И заснут счастливым сном! (мать-и-мачеха)

Комментарий педагога: русское название возникло из-за особенности листьев мать-и-мачехи: нижняя сторона пушистая и мягкая — «мать», а верхняя гладкая и холодная, как мачеха в сказках.



2. Шмель растенью очень рад:

Ах, медовый аромат!

И цветки красивые – лиловые да синие! (медуница).

Комментарий педагога: В цветках растения содержится много нектара, к тому же это один из самых ранних медоносов, поэтому его так любят пчелы и шмели, вот и назвали его медуницей. Есть у растения и еще одна особенность – одновременно в соцветии у него могут быть цветки и розового, и голубого, и фиолетового цветов.


3. Что за чудо, за цветок –

Нежен белый лепесток,

Тонок длинный стебелек.

Его за то так называют,

Что с ветром он лесным играет (ветреница)

4. Фиолетовый цветок
И пушистый стебелек,

Тихий, нежный перезвон,

Так и клонит, клонит в сон (прострел, или сон-трава).

Комментарий педагога: Посмотрите, ребята, все цветки и стебельки этого растения покрыты мелкими пушистыми волосками. Как вы думаете, зачем они нужны? (ответы детей). Эти волоски защищают растение от снега и внезапных заморозков.



5.Только лишь растает снег,

На полянках и в пролесках

Нежно розовой головкой закачает первоцвет,

Иногда в народе

Зовут его «собачий клык»,

Ну а правильно, в науке, он называется… (кандык).

Комментарий педагога: кандык сибирский занесен в Красную книгу нашего края, то есть находится под охраной. Собачьим или волчьим клыком кандык называют за то, что по форме его луковица похожа на зуб.



6. За то, что расту я на склонах пригорков,

В народе назвали меня «черногоркой»,

За яркий, весенний и солнечный свет

Любовно назвали меня «Горицвет»

Служу я лекарством, хотя ядовит,

Как средство для сердца я знаменит. (адонис).

Комментарий педагога: адонис весенний тоже занесен в Красную книгу Кемеровской области. Растение очень легко узнать по крупным ярко-желтым цветкам, похожим на солнышки.


2.2 После проведения этой части занятия, полезно будет изменить активность и провести музыкальную или динамическую паузу по теме занятия.


2.3 Творческая работа в малых группах «Сохраним первоцветы!»: изготовление листовки в технике «Аппликация»


Вопросы беседы: Как вы думаете, ребята, можно ли собирать первые цветы, растущие в природе? (нет, некоторые из них занесены в Красную книгу редких и исчезающих растений: кандык сибирский, адонис).

Долго ли стоят в вазе букеты из этих первоцветов? (не более 2-3 часов, поэтому лучше любоваться ими в природе).

Как мы можем убедить людей не рвать первые весенние цветы? (можно провести акцию, изготовить листовки).


Перед изготовлением листовки необходимо объяснить детям, что листовка – это листок с изображением, содержащий призыв, лозунг или краткую информацию о чем-либо. Можно предложить учащимся и готовые рифмы для лозунгов: «первоцветы – букеты!», «цветы – красоты», «цвести – расти» и т.д.


Конкурс листовок «Сохраним красоту!»


2.4 Рефлексия: В качестве рефлексии можно провести в группе голосование на самую лучшую работу в различных номинациях: «Самая аккуратная листовка», «Самая творческая работа», «Самая красивая работа» и другие. Победителей можно определить по громкости аплодисментов и т.д.



Список литературы


1. Песня про первоцвет: [Электронный ресурс]. URL: https://pesnu.ru/detskie_pesni/vremena-goda/pesni-pro-vesnu/(Дата обращения: 13.06.2023);


2. Весенние цветы Сибири — фото и названия первоцветов: [Электронный ресурс]. URL: https://itonga.ru/russia/vesennie-tsvety-sibiri-pervocvety/(Дата обращения: 13.06.2023);


3. Кузбассу – красоту первоцветов! //Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса: [Электронный ресурс]. URL: http://kuzbasseco.ru/(Дата обращения: 13.06.2023);




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!