СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры «Великие изобретатели и их изобретения»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра состоит из следующих раундов:

 

  1. «Великие изобретатели России». Самые известные изобретатели России, внесшие большой вклад в российскую и мировую науку.
  2. «Что это?». Изобретения в их первозданном виде
  3. «Предметы быта». Предметы домашнего обихода. Конкурс капитанов

    Цели и задачи: - познакомить учащихся с историей возникновения праздника – Дня Российской науки;

    развить познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение Великих ученых России; расширить знания о великих открытиях и изобретениях мира; научить учащихся понимать общественную значимость труда изобретателей, ценить результаты их творчества; воспитать патриотизм и гражданственность, чувства гордости за свою Родину.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры «Великие изобретатели и их изобретения»»

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры

«Великие изобретатели и их изобретения»


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с историей возникновения праздника – Дня Российской науки;

    • развить познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение Великих ученых России;

  • расширить знания о великих открытиях и изобретениях мира;

  • научить учащихся понимать общественную значимость труда изобретателей, ценить результаты их творчества;

    • воспитать патриотизм и гражданственность, чувства гордости за свою Родину.


Игра состоит из следующих раундов:


  1. «Великие изобретатели России». Самые известные изобретатели России, внесшие большой вклад в российскую и мировую науку.

  2. «Что это?». Изобретения в их первозданном виде

  3. «Предметы быта». Предметы домашнего обихода. Конкурс капитанов


Слайд №1

День Российской науки, который отмечается 8 февраля, - относительно молодой праздник, учреждённый Указом Президента России Б. Н. Ельциным от 7 июня 1999 года. Дата 8 февраля была выбрана отнюдь не случайно. Именно в этот день, 8 февраля 1724 года, Петр Первый подписал указ об основании Академии Наук и Художеств. Вклад, который Академия Наук внесла в развитие экономики, новых технологий, математики, физики, медицины в 18-19 веках, трудно переоценить. В это время проводятся глубокие исследования в разных научных областях, создаются музеи. Закладываются основы многих фундаментальных учений.
Любопытно то, что учиться в Академии могли не только отпрыски из богатых дворянских семей, но и дети людей низшего сословия – главное, чтобы они были талантливы и имели тягу к знаниям. Ну, а в нашей стране всегда было много талантливых, выдающихся деятелей, о которых мы, к сожалению, забываем, не говоря уже об открытиях, которые были сделаны русскими учеными и изобретателями. Сегодня на нашей игре мы вспомним о самых известных российских изобретателях и их изобретениях.



Слайд №2

Безусловно, невозможно охватить все сферы изобретательства. Россия всегда была родиной огромного количества первооткрывателей. Русские люди внесли значимый вклад в мировую копилку изобретений, открытий и разработок, причем во всех сферах жизни человека. К сожалению, случалось так, что западные исследователи успевали раньше запатентовать или заявить о своих успехах. Но мы с вами, как истинные патриоты своей страны должны знать, помнить и гордиться нашими великими учеными и изобретателями!

1.Раунд. «Великие изобретатели России» (Самые известные изобретатели России, внесшие большой вклад в российскую и мировую науку). За верный ответ – 1 балл (правильный ответ появляется при нажатии на портрет изобретателя)

Слайд №3

  1. Его единственное образование -  «выучка у дьячка». Вклад этого механика – самоучки в российскую и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства, недаром его именем называют всех талантливых мастеров-самоучек. Он является основоположником отечественной технологии производства оптического стекла, создателем новых мостовых конструкций, изобретателем прожектора, самоходной машины и других уникальных устройств. Однако самой большой его страстью были часы. О ком идет речь? (Иван Петрович  Кулибин, 1735-1814 гг.)

Слайд №4

  1. Этот русский учёный-энциклопедист: химик, физик, экономист, технолог, геолог, метеоролог, воздухоплаватель, приборостроитель. Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания. Назовите этого великого человека. (Дмитрий Иванович Менделе́ев, 1834-1907 гг.)



Слайд №5

  1. В 1911 году русский военный, находясь в театре, увидел в руках у одной дамы туго свернутый кусок ткани, который после небольших усилий рук превратился в распущенную косынку. Так, в голове у изобретателя появился принцип работы парашюта. К сожалению, первоначально новинка получила признание за рубежом, и только во время первой мировой войны царское правительство вспомнило о существовании этого полезного изобретения. Назовите фамилию изобретателя ранцевого парашюта. (Глеб Евгеньевич Котельников, 1908-1943 гг.)

Слайд №6

  1. Главным интересом жизни этого человека были изобретения и эксперименты. Он изучал электромагнитные колебания. В 1895 на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербургском университете представил публике радиоприемник. С 1897 трудился над его усовершенствование, внес заключительные модификации и создал тем самым устройство, которое сейчас есть практически в каждом доме. Назовите этого изобретателя. (Александр Степанович Попов, 1859-1906 гг.)  ( запатентовать не успел. Патент и Нобелевскую премию за изобретение радио получил итальянец Г. Маркони (совместно с К. Ф. Брауном))

Слайд №7

  1. Первый русский ученый. Его научные интересы отличались поразительной разносторонностью. Для своих исследований ученый придумал ряд приборов, заложил основы наук о стекле, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, дал определение физической химии. Поборник развития о​т​е​ч​е​с​т​в​е​н​н​о​г​о п​р​о​с​в​е​щ​е​н​и​я​, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Назовите этого уникального человека. (Михаил Васильевич Ломоносов, 1711-1725 гг)

Слайд №8

  1. Всё, что изобретал этот талантливый самородок из российской глубинки, имело одну цель – облегчить труд людей. Любознательный, усердный, жадный до знаний, самостоятельно изучивший книги по металлургии и минералогии, этот  инженер – энтузиаст, вошел в историю как создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового двигателя.  Назовите его. (Иван Иванович Ползунов, 1728-1766 гг.)

Слайд №9

  1. У электрической лампочки нет одного-единственного изобретателя. История лампочки представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Однако заслуги этого изобретателя в создании ламп накаливания особенно велики. Он первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити и закручивать нить накаливания в форме спирали. Также он первым стал откачивать из ламп воздух и наполнять их инертным газом, чем увеличил их срок службы во много раз. (Александр Николаевич Лодыгин, 1847-1923 гг.)

Слайд №10

  1. Этот великий ученый был едва ли не самым засекреченным человеком в СССР. Авиация была его настоящей страстью.  Ему хотелось летать выше, быстрее и дальше, чем кто-либо до него. Первые пилотируемые космические корабли, аппаратура для полета человека в космос, для выхода из корабля в свободное пространство, искусственные спутники Земли, первые межпланетные разведчики «Зонд» — этапные события развития советской космонавтики, которые спланировал и осуществил этот изобретатель. Назовите человека первым пославший космические аппараты к Луне, Венере, Марсу, Солнцу... (Сергей Павлович Королев, 1906-1966 гг.)


Слайд №11

  1. Все его открытия и достижения спасли жизни тысячам людей.  Хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Первый выступил с идеей пластических операций, применил наркоз в военно-полевой хирургии, ввел в медицинскую практику неподвижную гипсовую повязку, был одним из создателей службы сестер милосердия. Назовите «Отца русской хирургии». (Николай Иванович Пирогов, 1810-1881 гг.)

Слайд №12

  1.  Значение деятельности этого ученого, изобретателя, философа трудно переоценить: он стоял в основе всей мировой авиации. Создатель первого в мире четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», пассажирского самолета «Илья Муромец», первого серийного вертолета. Он первым начал строить турбинные вертолёты, вертолёты-амфибии с убирающимися шасси. О ком идет речь? (Игорь Иванович Сикорский, 1889—1972 гг.)

Слайд №13

  1. Этот выдающийся исследователь с мировым именем, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации, основоположник космонавтики и пропагандист освоения космического пространства. Разработчик первой модели ракеты, способной покорить космическое пространство. Создатель модели цельнометаллического дирижабля. Назовите этого великого изобретателя. (Константин Эдуардович Циолковский, 1857-1935 гг.)

Слайд №14

  1. Этот талантливый русский изобретатель первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека. Хотя большинство стран мира признаёт приоритет изобретения и постройки первого в мире самолёта за братьями Райт, есть исторические документы неопровержимо доказывающие, что первый в мире самолет был создан и испытан в России в 1876 году. Назовите этого гениального изобретателя. (Александр Федорович Можайский, 1825-1890 гг.)

Слайд №15

  1. Передача изображения на любые расстояния - давняя мечта человечества, веками воплощавшаяся лишь в сказках. Можно с уверенностью сказать, что этот изобретатель сделал сказку былью. В 1907 году профессор Петербургского технологического института получил патент на изобретение, ставшее открытием эпохи, - "способ электрической передачи изображений". А уже в мае 1911 г состоялась первая в мире телевизионная передача. Итак, назовите имя человека, который первый установил основной принцип устройства и работы современного телевидения. (Борис Львович Розинг, 1869—1933 гг.)

Слайд №16

  1. Выдающийся русский физик, академик, Общественный деятель, диссидент и правозащитник. Его вклад в науку: труды по магнитной гидродинамике, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике, гравитации.  Вошел в историю как создателей первой советской водородной бомбы. Назовите его имя.

(Андрей Дмитриевич Сахаров,  1921—1989 гг.)

Слайд №17

2 раунд. «Что это?» (Изобретения в их первозданном виде).

Вы все прекрасно знаете, что многие вещи, предметы которыми мы пользуемся и без которых мы не представляем себе жизнь, в момент изобретения, выглядели совсем иначе. Это потом, пройдя, свой эволюционный путь они были усовершенствованы и преобразованы в привычный для людей нашего времени вид. 3 раунд посвящен великим изобретениям. По изображению изобретения (на экране) и его описанию, вы должны будете, сказать о каком открытии идет речь. За верный ответ – 1 балл. При щелчке мышкой по слайду, вверху появляется правильный ответ, при повторном щелчке мышкой, переход к следующему слайду.

Слайд №18

  1. Ученый Оксфордского университета Джеймс Дюар в конце 19 века изобрел необычную “вакуумную флягу”. Это была вроде бы обычная ёмкость, но с двойными стенками. Пространство между ними было откачано до высокого вакуума. Затем берлинский производитель стеклянных изделий Рейнольд Бургер усовершенствовал сосуд Дьюара. Он добавил к нему металлический корпус, пробку и крышку-стаканчик. Что это за необычный прибор? (Термос)

Слайд №19

  1. Четыре тысячи лет назад этот предмет изобрели в Китае. Этот предмет сначала имел вид ложки с тонким черенком и шарообразной выпуклой частью. Отполированная выпуклая часть ложки устанавливалась на медную или деревянную пластину. Черенок ложки свободно висел над пластиной, а сама ложка свободно вращалась вокруг оси установленного выпуклого основания. Трудно переоценить его значение, он произвел настоящий переворот .О чем идет речь? (Компас)

Слайд №20

  1. Впервые этот предмет появился в Китае более 2,5 тыс. лет назад. Главные функции в нем выполнял лед, а зимой – горячая вода. Вначале подобные предметы делались из бронзы и меди и состояли из основного и внутреннего резервуаров. Затем стали изготавливаться из древесины. По мере таяния льда, вода вытекала наружу через маленькие отверстия на дне резервуара. В древние времена эти предметы использовались сначала только в императорском дворе и в домах аристократов, постепенно внедряясь в быт простых людей. Назовите их. (Холодильник)


Слайд №21

  1. Функции этого инструмента изначально исполняли самые разнообразные предметы. Особое внимание к нему стали проявлять с возникновением городов, где скапливалось множество людей. Производители и торговцы поняли, что благодаря этому предмету можно зарабатывать немалые деньги. Сначала этот предмет воспринимался как редкость и даже излишество. Хотя сегодня эта вещь довольно привычная, широко распространенная в быту, а тем, что производится с ее помощью, мы и вовсе пользуемся очень часто. О чем идет речь? (Мясорубка)

Слайд №22

  1. Когда появилось, и кем именно было разработано это изобретение, ученые всего мира спорят до сих пор. Многие сходятся во мнение, что идею создания этого устройства выдвинул английский математик, еще в 1823 г, а создали его американские ученые, в 1946г. Это изобретение занимало площадь в 85 квадратных метров, а масса достигала 28 тонн. Устройство потребляло около 150 кВт энергии, и сильно перегревалось. С целью его охлаждения разработчикам пришлось дополнить конструкцию авиационными двигателями. О чем идет речь? (Компьютер)

Слайд №23

  1. Первое подобное устройство появилось в США в 19 веке. Оно ничем не напоминало нынешние образцы: управлялось рукояткой, которая вращала лопасти, расположенные внутри емкости. Первые конструкции делали полностью из дерева. Затем их стали делать из металла. Однако эти приборы не пользовались успехом. Они часто запутывали содержимое, завязывали его узлом или портили. В начале 20 века этот прибор механизировали. А спустя 10 лет он появился в домах, причем приводился в действие электричеством. О каком изобретении идет речь? (Стиральная машина)

Слайд №24

  1. До изобретения этого устройства такой известный молочный продукт, как сливки получали только путем отстаивания молока. Это был долгий процесс. Изобретение этого аппарата совершило переворот в молочной промышленности. Теперь процесс разделение молока на фракции был механическим, под действием центробежной силы, что значительно повысило производительность труда. Заслуга в изобретении этого устройства принадлежит шведскому учёному Густаво де Лавалю. Что это? (Сепаратор)

Слайд №25

  1. Этот прибор был изобретен в США в начале 20-х годов. Впервые он начал выпускаться фирмой, до этого занимавшейся производством миксеров для коктейлей, и быстро завоевал популярность у значительной части населения. В 30-х – 40-х годах появились модели с регулировкой степени нагрева и скорости. Сейчас ни одна современная женщина не обходится без этого. О каком изобретении идет речь? (Фен)

Слайд №26

  1. В начале 20 века российские журналы обошла реклама: на картинке - большой крытый фургон, запряженный парой лошадей. Через распахнутую дверцу фургона виден громоздкий механизм: металлические цилиндры, шестерни, маховое колесо. От него на балкон двухэтажного дома тянутся гибкие шланги. Это изобретение, с бензиновым мотором и вакуумным насосом, носило название «Фырчащий Билли». Автором этого аппарата является англичанин Сесил Бут. Назовите это изобретение. (Пылесос)

Слайд №27

  1. Прообразом этого изобретения сначала были камни плоской формы, потом металлический прут и даже металлический молоток.  На Руси довольно долго использовали два инструмента: небольшая палка с ровным круглым сечение и рифленая доска. Затем этот предмет стали делать цельнолитным — из чугуна или бронзы и «углевым».

Днем рождения этого изобретения считают июнь1882 года. Именно в этот день американец Генри Сили запатентовал изобретенный им…. Что изобрел Генри Сили? (Электрический утюг)

Слайд №28

  1. Первый проект этого изобретения был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи, но он так и остался невоплощенным, поэтому изобретателями этого устройства можно считать голландцев. Они создали некий агрегат, предназначенный для того, чтобы  облегчить труд мастеров, работающих с парусами для морских судов. Дальнейшее усовершенствование этой конструкции стало возможным с изобретением  иглы, на остром конце которой было отверстие О каком изобретении идет речь? (Швейная машина)

Слайд №29

  1. Сам автор ещё в 1895 г. дал своему изобретению такую оценку: «Мы сделали открытие, всё значение которого сейчас едва ли кто сразу поймёт». Вот это изобретение: «разновидность беспроводной передачи информации, при которой в качестве носителя информации используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве. О каком изобретении идет речь? (Радио)

Слайд №30

  1. С давних времен люди, находясь на определенном расстоянии, друг от друга, испытывали потребность в этом. Способы для этого в разные времена существовали самые разнообразные: свист, гонг, дымовые сигналы. Самым надежным способом, довольно продолжительное время были гонцы и птицы. В 1876 году профессор Бостонского университета решил эту проблему - изобрел устройство, название которого в переводе означало «далеко» и «голос». О каком изобретении идет речь? (Телефон)

Слайд №31

  1. В 1900 году датский инженер Вольдемар Поулсен продемонстрировал на Всемирной выставке в Париже изобретенный им аппарат, на котором на тонкую стальную проволоку, которая намагничивалась магнитным полем, велась запись. Причем датчанин поначалу даже не представлял, нужно ли его изобретение. Он просто хотел подшутить над другом и напугать его записанным эхом. Однако удача и произведенный эффект натолкнули инженера на мысль, его изобретению можно найти и практическое применение… Назовите это устройство. (Магнитофон)

Слайд №32

2 раунд. Конкурс капитанов. Предметы быта (предметы домашнего обихода). В наше время мы уже не можем обойтись без многих вещей окружающих нас. А задумывались ли вы, как они появились, какова их история возникновения? В следующем раунде мы познакомимся с историей изобретения некоторых предметов, которыми мы пользуемся. Капитан выбирает себе сундучок (1 или 2, в зависимости от количества игроков). При нажатии на цифру выбранного сундучка (переход на другой слайд) появляется вопрос. Верный ответ – 1 балл (при нажатии на изображение «сундучок», появляется правильный ответ). После ответа на вопрос, у капитана есть шанс заработать для своей команды дополнительный балл (золотую монету). При нажатии на изображение «мешочек» (он исчезает), если появляется золотая монета, команда получает 1 балл. Возврат на слайд с «сундучками» при нажатии на изображение «стрелка».

Слайд №33

  1. Это один из самых старых предметов туалета, используемых человечеством и для удобства, и для украшения. Люди использовали их еще в каменном веке, правда, в примитивном виде. Но в 1849 году известный Нью-Йорский изобретатель Вальтер Хант взял кусок стальной проволоки и за три часа создал этот предмет в том виде, который известен в наши дни. В основном это используют для скрепления, а некоторые носят эту вещичку от сглаза. Назовите ее. (Булавка)

Слайд №34

  1. Это самые древние игрушки в мире. На заре цивилизации их делали из тех материалов, которые были под рукой. Самые первые были сделаны заботливыми родителями из сушеных фруктов, которые содержали внутри семена. В древности славяне делали их из бычьего пузыря, а внутрь клали семена гороха или фасоли. Как называются эти игрушки? (Погремушки)

Слайд №35

  1. Изобретение этого предмета датируется XI веком до нашей эры. В Китае и Египте он являлся привилегией царей и вельмож.  Первоначально он служил для защиты от солнца, в переводе обозначает «покрышка от солнца». А  современный вид этому предмету придал Сэмюэль Фокс в 1852 году. Он сделал каркас и спицы из металла. О каком изобретении идет речь? (Зонт)

Слайд №36

  1. С момента своего появления этот предмет проделал блестящую карьеру. Из большого зеленого листа он быстро превратился в изящный дорогостоящий предмет, сохраняя при этом форму листа. Из средства охлаждения он превратился в символ власти – были времена, когда им могли пользоваться только знатные люди. Этот предмет бывает двух типов – складной и не складной. О каком предмете идет речь? (Веер)

Слайд №37

  1. Сначала для этого использовали пальцы рук и ног, которых древним людям вполне хватало для нехитрых дел. Затем использовали узелки на веревках или зарубки на ветках деревьев и костях животных. Со временем стали для этого появляться более сложные приборы. Первым из них считается абак, придуманный в Вавилоне в III тыс. до н. э. Абак представлял собой дощечку с углублениями, по которым передвигали косточки или ракушки, имевшие определенное числовое значение. В V в. до н. э. египтяне усовершенствовали конструкцию. Назовите ее. (Счеты)

Слайд №38

  1. В Древней Руси этот предмет назывался "мошной" и представлял собой тканевый или кожаный мешочек, стянутый сверху специальным шнурком. Часто его пришивали на пояс. Богатые князья и бояре носили эти «мешочки» из дорогих тканей: парчи, шелка, бархата, которые были украшены вышивкой, драгоценными камнями и так далее. Для чего использовали эти «мешочки» и как они сейчас называются? (Кошелек)

Подведение итогов. Награждение победителей.



Интернет-ресурсы:

http://www.myenergy.ru/kids/persons/lodygin/

http://www.famous-scientists.ru/great/63/

http://www.famous-scientists.ru/great/64/

http://www.ote4estvo.ru/russkie-uchenye/419-sergej-pavlovich-korolev.html

http://all-biography.ru/alpha/l/lomonosov-mixail-vasilevich-lomonosov-mikhail-vasilyevich

http://www.inventor.perm.ru/persons/

http://www.syl.ru/article/250012/new_izobretenie-magnitofona-istoriya-otkryitiya

http://pro-business.kz/istorija-izobretenija/pilesos.html

http://inosmi.ru/untitled/20011128/139714.html

http://www.etheroneph.com/retrozvuk/139

http://mastirina.livejournal.com/10596.html

http://www.poshivchik.ru/istoriya-sozdaniya-utyuga.html

http://4damki.ru/home/technics/kak-vyibrat-termos-pravilno/










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!