СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного урока (музыка, ИЗО) в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока в 5 классе (музыка и ИЗО)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока (музыка, ИЗО) в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"»

Музыкальная живопись и живописная музыка: пейзаж в живописи и музыке.

Интегрированный урок музыка+ИЗО

Цель: углубить понимание художественного образа пейзажа, времени года “зима” в формах художественного освоения - в музыке, литературе, живописи.

Задачи:

Образовательные:

- обучение образному видению и отражению мира средствами искусства: перенесение эмоционального опыта на характер цвета, отражение характера в графической линии
- знакомство со средствами живописи и музыки

- знакомство с творчеством П. И. Чайковского.

Развивающие:

- развитие навыков работы красками, карандашом, ножницами;

- развивать творческие навыки, умение работать в группе;

- способствовать развитию умения общения через игровую ситуацию;

- развитие эстетического восприятия природы, умения видеть и понимать прекрасное в природе;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию у учащихся личностного отношения к видению природы, стремление к самостоятельному приобретению знаний, поиску и открытию;

- укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО);

- воспитание интереса учащихся к предмету через разнообразие видов деятельности на уроке.

Тип урока: интегрированное занятие по музыке и ИЗО,

Ход урока:

Организационный момент:

В начале урока звучит тихая музыка. Дети садятся на свои места.

На слайде репродукция с изображением зимы.

Учитель:

Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница – зима.

А. С. Пушкин

- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (о зиме)

- Какие виды искусства могут изобразить зимнюю природу, передать зимнее настроение? В начале урока появились подсказки. (живопись, литература, музыка).

- Как называется изображение природы в том или ином виде искусства? (пейзаж)

- Сегодня мы поговорим о пейзаже в живописи и в музыке. Посмотрите на доску: можем мы сформулировать тему урока таким образом – «Музыкальная живопись и живописная музыка: пейзаж в живописи и музыке»?

- Как вы думаете, что мы будем делать, чтобы разобраться в этой теме? (ответы учеников: слушать музыку, рассматривать репродукции, рисовать и т.д.)

- Для чего мы будем это делать? (чтобы увидеть, что средствами живописи и музыки можно создать зимний пейзаж, передать чувства и настроение)

Переход к теме урока:

- Многие художники и композиторы любили зиму и в своих произведениях рассказывали о ней.

- Снег, иней, лёд – всё это создаёт красоту окружающей нас природы, которую старались передать в своих творениях художники. Посмотрите, как это у них получилось (на слайдах показ картин художников с изображением зимы).

- Какие тона и краски цветового круга использовали художники? Они чаще всего встречаются у художников, которые хотят передать холод, неуютность, но, тем не менее, красоту. Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет он!

Обратите внимание на следующие слова:

“Нет, не пейзаж влечет меня, не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит: любовь и радость бытия”

И.А.Бунин



- Давайте вспомним, откуда появилось слово “пейзаж” и что оно означает? (ДЕТИ)

На слайде определение пейзажа (небольшое), которое дети записывают в тетрадь

Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзаж-настроение.

- Что такое настроение? (это состояние души)

- Каким может быть настроение? (плохое, хорошее)



- Как вы думаете, с чего начинается картина, музыкальное произведение? (ответы учеников – подвести их к тому, что любое произведение искусства начинается с восприятия, впечатления, настроения)

- Путь творца - будь это композитор, поэт, художник - начинается с художественного восприятия. В своих произведениях они не только изображают “портрет природы”, а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, свое отношение к природе.

- Легко представить пейзаж в живописи. А как изобразить картину природы в музыке? Что, какие средства должен для этого использовать композитор? (ответы детей)

- Давайте выясним, какими средствами живописи и музыки пользуются мастера.

Работа в парах:

- У вас на партах лежат карточки с названиями средств живописи и музыки. Разделите эти карточки на 2 группы: средства живописи – средства музыки.

Работают в течение 2-3 минут (можно включить музыку и предложить детям «услышать» музыкальные средства; если есть общие средства – по 2 карточки).

Проверка: называют средства живописи и музыки (если распечатки готовы на всех, сказать, чтобы потом вклеили в тетрадь; если есть время – записать в тетрадь)

- Итак, и музыка и живопись владеют своеобразными художественными средствами (красками) – с помощью которых изображают жизнь природы. (по возможности дети сами делают этот вывод)

Беседа по картине.

- Посмотрите на картину И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Какое впечатление она на вас производит? (лучше распечатки репродукции на парты, чтобы краски были «правильными»). Картина производит ошеломляющее впечатление на каждого, потому что такой мир видишь впервые и впервые ощущаешь гармонию вне себя и в себе.

- Какие средства использовал художник для передачи настроения, изображения зимнего пейзажа?

- Лучше, чем сам художник сказал о своей картине, сказать нельзя: «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то незабываемый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Художественный образ зимы наполнен музыкой, красотой, волшебством.

- Услышали вы в самом высказывании Грабаря звуки музыки? (перезвоны и перекликания)

- Прослушайте 3 музыкальных фрагмента и скажите, какой больше соответствует картине Грабаря, в каком из них передается схожее настроение и какой мы можем назвать музыкальным пейзажем.

Звучат музыкальные фрагменты: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дети выбирают Чайковского «Февраль»

- Почему вы выбрали именно этот фрагмент? Какие звуки зимы вы услышали? (дети отвечают, учитель «подсказывает» им)

- Но самый характерный зимний звук на Руси – звон колокольчиков. Их прикрепляли к дуге конской упряжи.

- П. И. Чайковский посвятил временам года и каждому месяцу целый цикл произведений, который называется «Времена года». В одной из них, «На тройке», хорошо слышны колокольчики. Кругом белые просторы, звенят под дугой колокольчики и, конечно же, льётся песня (прослушивание музыки: можно слушать стоя, детям необходимо поднять руку там, где слышатся колокольчики - ФИЗМИНУТКА).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ УРОКА:

- Давайте вернемся к карточкам с названиями средств музыки и живописи и назовем те, которые использовали в своих произведениях Грабарь и Чайковский.





4.Творческое задание: дети делятся на 3 группы (разделить можно следующим образом: в коробочке лежат карточки с изображением кисти, ноты и колокольчика ; дети вытягивают карточку и в соответствии с изображением занимают свое место в классе – там, где висят большие изображения кисти, ноты и колокольчика; получают задания)

1 группа «Кисть» - рисуют __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа «Нота» - слушают музыкальные фрагменты и выбирают соответствующий картине

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа «Колокольчик» - на музыкальных инструментах подбирают звуки, подходящие к картине __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работают в группах не более10 минут, учитель во время работы помогает детям, координирует их работу.

Подведение итогов. Дети показывают свои работы, делают вывод о том, что музыкальное произведение и произведение живописи создается на основе впечатлений; что и в музыке, и в живописи можно создать пейзаж, что у них есть общие средства создания произведения. ???????????????????????





Если остается время:

- Завершим сегодняшний урок песней. Песня – это тоже музыкальное произведение, созданное на основе литературного текста. Конечно, и в песне можно нарисовать зимний пейзаж и передать зимнее настроение.

Дети поют песню о зиме (если остается время)

- С каким настроением вы работали сегодня на уроке?

Писатель К.Г.Паустовский сказал: “В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим настроением».



Я рада, что сегодня под воздествием разных видов искусства у вас создалось хорошее настроение. Думаю, что все вы достойны получить за урок высокие оценки.

Домашнее задание. Выучить определение пейзажа и средства живописи и музыки (детям раздаются готовые распечатки с теоретическим материалом); по желанию – создать зимний пейзаж (рисунок)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!