СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного урока истории и биологии в 9 классе на тему «Начало правления николая второго. Влияние генетики на историю страны»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА  ИСТОРИИ И БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ  «НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ ВТОРОГО. ВЛИЯНИЕ ГЕНЕТИКИ НА ИСТОРИЮ СТРАНЫ»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока истории и биологии в 9 классе на тему «Начало правления николая второго. Влияние генетики на историю страны»»

Ильин Дмитрий Владимирович

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Новочурашевская СОШ»

Васильева Ольга Владимировна

МБОУ «Ибресинская СОШ №1»

«Лучший интегрированный урок»

Личная эл. почта churash@mail.ru

Электронная почта школы: [email protected]


















































МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

ИСТОРИИ И БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ

«НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ ВТОРОГО. ВЛИЯНИЕ ГЕНЕТИКИ НА ИСТОРИЮ СТРАНЫ»

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости формирования собственной позиции к Николаю II в условиях резонансных вопросов канонизации царя, перезахоронения

Цель: определить роль личности Николая Второго в истории и влияние генетики на его праление

Задачи:

  • Продолжить формирование навыков решения генетических задач.

  • Сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола

  • развивать способности грамотно и четко формулировать и излагать свои мысли в процессе обобщения изученного;

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД.

По итогам урока обучающиеся смогут:

- Личностные:

  • Формировать собственное понимание роли личности Николая II в отечественной истории;

  • Сформировать уважительное и почтительного отношения историческому прошлому.

-Предметные:

  • выявить причины необходимости политических реформ в России в начале XX в.

  • выявить причины радикализации общественного движения в России в начале XX века.

-Метапредметные:

  • развивать способности грамотно и четко формулировать и излагать свои мысли в процессе обобщения изученного;


Ход урока (45 мин.)


    1. Организационный момент (1 минут)

      Деятельность учителя истории

      Деятельность обучающихся

      Добрый день дорогие друзья, здравствуйте! Садитесь

      Организуют свое рабочее место. Дежурный называет отсутствующих

    2. Актуализация полученных знаний и мотивация. (3 минуты)

Деятельность учителя истории

Деятельность обучающихся

Давайте мы вспомним ребята, какое домашнее задание было задано вам на прошлом уроке? Кто расскажет нам о людях, изображенные на данных фотографиях?

На прошлых уроках мы с вами рассмотрели экономические проблемы и их решения. НО кризис существовал не только в экономическом плане, но и в политическом. Какая форма власти была в России на данном этапе?

После Александра III на престол вступает Николай II. Так получилось, что его сын Алексей болел редким заболеванием. Кто может назвать, что это за болезнь?

Отвечают на вопросы по прошлым темам.


Дают свои версии того, что видят на фотографиях.

Ученики называют: Абсолютная (самодержавная монархия)





Ученики называют свои варианты.




    1. Изучение нового материала (35 минут)

Деятельность учителя биологии

Деятельность обучающихся

- Мы знаем, что если гены, ответственные за формирование признака находятся в аутосомах, то признак наследуется независимо от пола.

Половые хромосомы так же содержат гены, контролирующие развитие различных признаков. Эти гены бывают как доминантные, так и рецессивные. Наследование признаков, гены которых находятся в половых хромосомах (Х или У), называют наследованием, сцепленным с полом.

Гомогаметный пол содержит одинаковые половые хромосомы (ХХ), а значит оба аллельных гена, поэтому в гетерозиготном состоянии рецессивный признак фенотипически не проявляется.

У-хромосома имеет очень ограниченное число генов (иногда её называют генетически инертной), поэтому у гетерогаметных особей (ХУ), важные гены несёт только одна Х-хромосома, и рецессивный признак сразу проявляется в фенотипе. Поэтому наследование с полом имеет свои особенности.

Рассмотреть это можно на примере наследования гемофилии.


























- Сообщение обучающегося.

Гемофилия – «царская болезнь».

Гемофилия – наследственное нарушение свертывания крови.

Болезнь вызывает продолжительные кровотечения при нарушении целостности кожи, ушибе и даже самопроизвольно. Большинство кровоизлияний происходит внутренне, обычно в суставы или мышцы. Внутричерепные, горловые, внутрикишечные кровотечения представляют угрозу для жизни. Многократные кровоизлияния в суставы могут вызвать повреждение хряща и кости, что ведет к хроническому артриту и потере трудоспособности.

Сын последнего российского императора Николая II царевич Алексей страдал тяжелой болезнью- гемофилией, или несвертываемостью крови. Сам Николай Александрович его жена Александра Федоровна были здоровы. Между тем, многие дальние родственники царской семьи были больны гемофилией. Все они являлись прямыми потомками знаменитой английской королевы Виктории. Дожив до 82 лет, родив 9 детей, она передала свои гены представителям династий, правивших в Великобритании, Германии, России, Испании. Ее потомки породнились также с монархами Швеции, Дании, Норвегии, Югославии, Греции. Румынии. Гемофилией страдали один сын, три внука, и четыре правнука королевы Виктории. Все они были мужского пола. Лишь в настоящее время было найдено объяснение данной закономерности. Болезнь наследственная, передается как по мужской, так и по женской линии. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. У женщины их 2, и он не проявляется, так как “ прикрыт” нормальной хромосомой; у мужчин одна Х-хромосома, Которую он получает от матери, и если в этой хромосоме находится ген гемофилии, он проявляется.

- За сто лет, прошедших после рождения несчастного наследника престола Российской империи, научились лечить гемофилию. Лечить, но не вылечивать. Больным вводят заместительные факторы свертывания крови.

- Было установлено, что гемофилия обусловлена рецессивным геном, расположенном в Х-хромосоме. Рассмотрим, какое потомство может появиться у гетерозиготной женщины, носительницы гена гемофилии и здорового мужчины.


- На доске

Н – нормальная свёртываемость крови

h – гемофилия

ХНХН – здоровая женщина

ХНХh – здоровая женщина (носительница)

XHY – здоровый мужчина

XhY – мужчина-гемофилик


- Решим задачу

Классическая гемофилия передается как рецессивный сцепленный с Х – хромосомой признак.
1. Мужчина, больной гемофилией, жениться на женщине, не имеющей этого заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья, которые все вступают в брак с не страдающими гемофилией лицами. Обнаружится ли у внуков вновь гемофилия, и какова вероятность появления больных в семье дочери или сына?

- На доске

Н – нормальная свёртываемость крови

h – гемофилия

ХНХН – здоровая женщина

ХНХh – здоровая женщина (носительница)

XHY – здоровый мужчина

XhY – мужчина-гемофилик


1 скрещивание

По условиям пункта 1 ясен генотип больного мужчины: Xh. Так как женщина не страдает гемофилией, у нее обязательно должен быть доминантный ген «нормы» - XH. Второй ген женщины также доминантный (XH), в генотип женщины XHXH.

Всемальчики будут здоровы, гена гемофилии у них не будет, а все девочки будут гетерозиготными – в рецессиве у них будет ген гемофилии.


2 скрещивание

Если все мальчики в последствии вступят в брак со здоровыми в отношении гемофилии лицами (ХНХН), гемофилия у внуков не проявится.

Если дочери (ХНXh) вступят в брак со здоровыми мужчинами (ХНY), вероятность проявления гемофилии у внуков будет равна1/4, или 25%. По полу это будут мальчики.


2. Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией.

Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.


Женщина здорова, но ее отец был гемофиликом, значит, у нее имеется рецессивный ген гемофилии Xh.

Вероятность рождения здоровых детей в семье составляет 50%, из них половина мальчиков и половина девочек.

Деятельность учителя истории

Деятельность обучающихся

Как повлияли законы генетика на семью Николая Романова вы поняли? Теперь давайте изучим биографию царя, его личностные качества.
























































Какой вывод на основе данных высказываний вы можете сделать?

Как вы думаете, к каким проблемам мог привести мягкий, слабовольный характер царя?








Жена царя искала все способы помочь своему сыну Алексею в мучениях. В этих условиях при дворе появился целитель Григорий Распутин.

Изучают самостоятельно изречения изветных людей о царе.

Михаил Иванович Драгомиров (1830–1905), генерал, военный теоретик, автор новаторских идей по тактике и обучению войск. Преподавал Николаю Александровичу тактику:

“Сидеть на престоле – годен, но стоять во главе России – неспособен”. 

Сергей Юльевич Витте (1849–1915), русский государственный деятель, премьер-министр (1903–1906): 

“Царь не способен вести дело начистоту, а все стремится ходить окольными путями... Поскольку же его величество не обладает способностями ни Меттерниха [австрийский министр, "автор” Священного союза], ни Талейрана [глава французского внешнеполитического ведомства в начале ХIХ в.], уловки обычно приводят к одному результату: к луже – в лучшем случае помоев, в худшем случае – к луже крови или к луже, окрашенной кровью”. 

Николай Александрович Вельяминов, лечащий врач Александра III, свидетель последних минут жизни царя-миротворца:

“Я с особым интересом наблюдал в Ливадии за наследником и той ролью, которую он играл в семье. Должен сказать, что меня уже тогда удивляла его молодость, несоответствующая его возрасту... Граф Воронцов ... сказал мне, что наследник, которому было 26 лет, на самом деле – мальчик 14 лет. Если это и было преувеличено, то ненамного... В общем, у меня создалось впечатление, что наследник ... для будущего самодержца держал себя слишком пассивно, ни в чем не проявляя своей личности, и, не скрою, это пугало меня за наше будущее”.

Григорий Ефимович Распутин (1872–1916), фаворит царской семьи, “провидец” и “целитель”: 

“Царица уж больно мудрая правительница, я с ней все могу делать, до всего дойду, а он [Николай II] – Божий человек. Ну какой же он Государь? – Ему бы только с детьми играть, да с цветочками, да огородом заниматься, а не царством править...” 





Описывают Николая II.

Высказывают свои варианты. Например, про то, что реальную власть в государстве он мог передать другому человеку.


Ученики читают текст.

“Как мать и жена Александра Федоровна ставила семейный долг выше патриотического и на государственные дела смотрела как на продолжение семейных обязанностей. В стремлении спасти мужа и сына, которых она любила без памяти, она не ведала, что творила, и сама готовила их гибель. В трагическом ослеплении все, что она предпринимала для здоровья сына, укрепления престола и династии, оборачивалось огорчительными последствиями, злыми пересудами в столичных сферах, громкими обвинениями в измене в Думе и в печати”.


Деятельность учителя истории

Деятельность обучающихся

Рассказывает биографию Г. Распутина.

В юности и ранней зрелости Григорий Распутин совершает путешествие по святым местам. По мнению исследователей, он совершал паломничество по причине частых болезней. После посещения Верхотурского монастыря и других святых мест России, горы Афон в Греции, а также Иерусалима, Распутин обратился к религии, поддерживая тесные контакты с монахами, странниками, целителями и представителями духовенства.

Петербургский период

В 1904 году как святой странник Распутин переехал в Петербург. По словам самого Григория Ефимовича к переезду его побудила цель спасения царевича Алексея, миссию о чем возложила на «старца» Богородица. В 1905 году странник, которого часто называли «святым», «божьим человеком» и «великим подвижником», знакомится с Николаем II и его семьей. Религиозный «старец» оказывает влияние на императорскую семью, в частности на императрицу Александру Федоровну, благодаря тому, что помогал в лечении наследника Алексея от неизлечимой тогда болезни – гемофилии.

С 1903 года в Петербурге начали распространяться слухи о порочных деяниях Распутина. Начинается преследование со стороны церкви и обвинения его в «хлыстовстве». В 1907 году Григорий Ефимович повторно обвиняется в распространении лжеучения, имеющего антицерковный характер, а также в создании общества последователей своих взглядов.

Последние годы

Из-за обвинений Распутин Григорий Ефимович вынужден покинуть Петербург. В этот период он посещает Иерусалим. Со временем дело о «хлыстовстве» снова открывают, но новый епископ Алексий снимает с него все обвинения. Очищение имени и репутации было недолгим, так как слухи об оргиях, происходивших в квартире Распутина на улице Гороховой в Петербурге, а также об актах колдовства и магии вызвали потребность в расследовании и открытии еще одного дела.

В 1914 году на Распутина было совершено покушение, после которого он вынужден лечится в Тюмени. Однако позже противникам «друга царской семьи», среди которых были Ф.Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской разведки МИ-6 Освальд Рейнер, все-таки удается завершить задуманное – в 1916 году Распутин был убит.


В чем же было отрицательное влияние Распутина на царя?

Самостоятельно читают фрагменты

"На приеме у Государя Председатель Государственной Думы М.В. Родзянко показывал Императору подлинники писем к Родзянко женщин, так или иначе совращенных Распутиным... письмо о мерзостях и поведении Распутина во время его приездов домой от одного из местных священников, говорил о преследовании иерархов, выступавших против Распутина, обращал внимание Государя на известную фотографию "Друга" в подряснике и с наперсным иерейским крестом на золотой цепочке (интересно, как это "святой" дерзнул без принятия священнического сана надевать на себя священнический крест?), указывал на хлыстовство Распутина".

В. Коковцев

По-моему Распутин типичный сибирский варнак, бродяга, умный и выдрессировавший себя на известный лад простеца и юродивого и играющий свою роль по заученному рецепту.

По внешности ему не доставало только арестантского армяка и бубнового туза на спине.

По замашкам – это человек способный на все. В свое кривляние он, конечно, не верит, но выработал себе твердо заученные приемы, которыми обманывает как тех, кто искренно верит всему его чудачеству, так и тех, кто надувает самого своим преклонением перед ним, имея на самом деле в виду только достигнуть через него тех выгод, которые не даются иным путем.
...

Потом Государь спросил меня: «а какое впечатление произвел на Вас этот «мужичок»?

Я ответил, что у меня осталось самое неприятное впечатление, и мне казалось, во все время почти часовой с ним беседы, что передо мною типичный представитель сибирского бродяжничества, с которым я встречался в начале моей службы в пересыльных тюрьмах, на этапах и среди так называемых «не помнящих родства», которые скрывают свое прошлое, запятнанное целым рядом преступлений, и готовы буквально на все, во имя достижения своих целей. Я сказал даже, что не хотел бы встретиться с ним наедине, настолько отталкивающая его внешность, неискренне заученные им приемы какого-то гипнотизерства и непонятны его юродства, рядом с совершенно простым и даже вполне толковым разговором, на самые обыденные темы, но которые также быстро сменяются потом опять таким же юродством.

Делают синквейн на Григория Распутина.

Дают ответы: Распутин менял министров, портил имидж царя, участвовал на заседаниях правительства, распространял слухи про царицу и так далее.

Учитель и ученики делают совместный вывод:

“Историки считают, что именно перед лицом неумолимого недуга, поразившего ее сына, и будучи вне себя от горя, императрица и обратилась к Распутину, выдающемуся сибирскому мистификатору. Впоследствии же присутствие Распутина у трона и его влияние на Александру Федоровну вызвало, или, по крайней мере, помогло ускорить падение династии”.

    1. Закрепление материала (4 минуты)

При подведении итогов урока актуализируются знания учащихся с помощью следующего задания.

Задание: один из биографов Николая II писал:

“Трагедия Николая II в том, что он оказался не на своем месте в истории. Обладая образованием для царствования в XIX веке и темпераментом для правления в Англии, он жил и царствовал в России XX века. Мир, который был понятен ему и привычен, рассыпался на глазах… В конечном счете, он сделал для своей супруги в семье все, что было в его силах; так ли это было для России?.. Попав в гибельную паутину, … Николай оплатил свои ошибки, погибнув как мученик вместе с женой и детьми”.
Р.Мэсси

Прокомментируйте предложенную оценку личности последнего российского царя. В чем видит трагедию Николая II автор? Можно ли считать это трагедией России?

    1. Домашнее задание. Подведение итогов (2 минуты)

Найти факты влияние генетики на исторические процессы в истории других стран.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!