СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Я - семья - Россия".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка создана для работы с учащимися 2-4 классов начальной школы. Она может использоваться в работе воспитателя на вечерних занятиях и учителя на уроках окружающего мира. Данная методическая разработка поможет актуализировать знания детей по теме «Родина», сформировать представления о государственных символах Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Я - семья - Россия".»

Структура описания методической разработки классного часа на тему «Я – семья – Россия».

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Классный час «Я – семья – Россия»

1.Пояснительная записка

1.1 Тематическая направленность.

Данная методическая разработка создана для работы с учащимися 2-4 классов начальной школы. Она может использоваться в работе воспитателя на вечерних занятиях и учителя на уроках окружающего мира. Данная методическая разработка поможет актуализировать знания детей по теме «Родина», сформировать представления о государственных символах Российской Федерации.

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)

Учащиеся начальной школы (8-11 лет)

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы класс-ного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.

Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями русского народа. Так как детям с нарушением слуха трудно воспринимать информацию, доступную слышащим людям (мультфильмы, фильмы по данной теме), очень важно, организовать мероприятия по патриотическому воспитанию в увлекательной и интересной форме. Подготовить материал доступный для глухого ребёнка.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия



Цель: сформировать элементарные знания о семье и значимости ее в жизни человека и родной стороны.

Задачи:

1. Расширить представления детей о стране, в которой они живут, воспитывать любовь к родному краю, Родине;

2. Создать условия для формирования понятия значения дома и семьи в жизни человека; значения школы и коллектива класса для ребенка;

3. Способствовать формированию положительных качеств, обеспечивающих успешность гармоничных и гуманных взаимоотношений в коллективе и семье.

4. Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

5. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свою семью, школу, класс.

В ходе классного часа используются элементы проектной деятельности: ребята в течение классного часа составят план работы, изучат необходимую литературу, создадут альбом «Моя Россия».

Так как младшие школьники положительно относятся к творческим видам работы, создание альбома поможет привлечь их внимание к малой родине, семье, узнать о них что-то новое, рассказать одноклассникам.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Классный час содержит     большие         возможности для решения названных задач. Он развивает личность ученика, его творческое мышление, учит анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения.  

1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

 Классный час является одной из форм воспитательной работы, в которой могут соединяться и методы просвещения, и методы организации практической деятельности, направленные на развитие личностного и гражданско-патриотического самосознания учащихся начальной и средней школы.     Классному часу как форме внеурочной воспитательной деятельности присуще неформальное общение, что дает возможность для реализации пристрастий и особенностей обучающихся, развивая их индивидуальности, а также для дополнительного общения с одноклассниками, для самоутверждения в школьном коллективе. И напротив, неудачи в общении ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать которые не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах деятельности учащихся.     

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Оборудование: презентация «Россия – родина моя», детские фотографии с семьей, цветные карандаши, ватман, качества счастливой семьи,   фотоколлаж «Школьные друзья – не разлей вода».


1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Рекомендуется для классных руководителей и учителей начальной школы.

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Подготовительная часть.

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. Я думаю, что хорошее настроение поможет вам сегодня на нашем классном часу. А начать я хочу с одной легенды – послушайте, пожалуйста.

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

О чем эта сказка? Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить?  Да, мы будем говорить о семье, потому что:

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!



2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Что же такое семья? А что для вас семья?

- Конечно же, наша семья – это папа, мама, дедушка, бабушка, братья, сестры. Но для нас с вами семья еще наша страна Россия. А наш класс для вас семья?

-Так о чем мы с вами будем сейчас говорить?

Мы проследим за связью между словами в названии нашего классного часа. И составим проект  «Семья – наш класс, Россия».

Мы сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

Д - Говорим вежливо,

называем собеседника по имени,

говорим по очереди, не перебивая друг друга,

внимательно слушаем,

если непонятно, переспросите партнера,

четко высказываем свое мнение,

соблюдаем порядок на парте,

уважаем мнение собеседника.

У - И наш классный час будет проходить в 3 этапа.

1 этап «Семья»

Д - Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

У- Да, действительно, семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас.   Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? К кому мы обращаемся в первую очередь за советом, помощью? Почему?

У вас на столах лежат карточки.  Мне хотелось бы, чтобы вы назвали качества счастливой семьи. (Любовь, грубость, уважение, терпение, ненависть, дружба, верность, зависть, взаимопонимание, долг перед близкими).

А еще лежат пустые карточки, на которых вы должны сами написать качества, которые характерны для счастливой семьи!

(каждый отвечающий выходит и прикрепляет на доску)

- Да вы правы, если есть эти качества в семье, она будет счастливой.


2 Этап «Наш класс»

У - А можно наш класс назвать семьей? - У нас с вами тоже школьная семья. И впереди много лет совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу.

Давайте посмотрим, а какая наша семья.

Д - Жил да был 4 «Д» ,

Не слыхать о нем нигде.

Ни в кино, ни в новостях,

Ни в мультфильмах, ни в гостях.

 

Так давайте подружитесь

И найдите с нами лад.

Все мы любим шоколад.

Любим мы играть, учиться,

Рисовать и побеситься.

 

На уроках сидим тихо,

Как звонок – бежим мы лихо.

Двоек нет у нас в тетрадке.

И с домашкой все в порядке.

 Мы друг другу помогаем,

Никого не обижаем.

Вот такой наш дружный класс.

Приглашаем в гости  Вас.

 

Класс наш в школе самый лучший,

Мы – надежные друзья!

Вам секрет откроем дружно:

Потому что мы – семья!

У - Вот такая наша дружная школьная семья. Ей уже третий год. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».


3 этап «Россия»

У - Как называется эта страна? (учащиеся говорят хором). Для каждого из нас эта страна является нашей Родиной.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы живем.

У - Каждой страной управляет президент. А кто президент нашей страны?

У -А что является символами нашего государства? (Д - герб, флаг, гимн).

У -Посмотрите на герб России. Что на нем изображено? (Д - Герб нашей страны очень древний. Скипетр в лапах орла означает символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, держава и скипетр символизируют независимость нашего государства от других государств).

У -Вспомните, какие цвета имеет российский флаг. Что они обозначают? (Д - белый – чистоту и мир, синий – небо, верность и правду, красный – храбрость, отвагу, мужество.)

- А Что такое гимн страны? Как его нужно слушать?

Россия…Как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называют

Одним широким словом Русь.

Заключительная часть

Работа над проектом.

У- Для того чтобы начать работу над нашим проектом, давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня?

О семье, нашем классе, России.

У - Расскажите, что вы хотели изобразить на ватмане?( Д- Наш класс — тоже семья. У нас сложились свои традиции. Это экскурсии по городу, поездки в другие города,  походы, огоньки, праздники. Семья – это начало жизни каждого человека. Россия – наш дом, родина, отчизна.)

У - Покровительницей семейного очага в русских православных семьях считалась икона «Вера, Надежда, Любовь». На ней изображены четыре фигуры святых. Это мать и дочери, а полное название будет, мы прибавим: «…и матери их Софии». Вслушайтесь в эти имена Вера (подразумеваем в Бога –значит, в святые идеалы и истины)

Надежда (подразумеваем  на  лучшую долю не только в этой жизни, но и в будущей)

Любовь  (подразумеваем ко всем ближним, и в первую очередь – к самым родным: маме, папе, бабушке, дедушке, братьям и сестрам, и родственникам второго и третьего и до седьмого колена. В старину считалось, что чем более тесно родня живет, тем большее имеет благочестие, благоволение к ней  Бога и людей. Она считалась надежной для выбора жениха своей дочери или невесты для сына)

Пусть Вера Надежда Любовь и мать их София всегда помогает вам сплотить ваши семьи!

Список использованной литературы

1. Иванов, М.А., Прежде всего мы - родители / М.А.Иванов.- М.: Сов.Россия, 1986.

2. Ханхасаева, И. Растет дочка, растет сын / И.Ханхасаева.- М.: Педагогика, 1991.

3.  Батурина, Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольников и младших школьников): пособие для педагогов, воспитателей, методистов / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузьмина. – М.: Школьная пресса, 2003. – 144 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!