СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Фразеологизмы"»

Предмет: внеурочная деятельность «Секреты орфографии»

Тема: Фразеологизмы

Цель: познакомить обучающихся с фразеологизмами.

Задачи:

1. Учить понимать значение фразеологизмом и правильно употреблять их в речи.

2. Развивать речь и умение работать с учебной информацией; расширять кругозор обучающихся.

3. Прививать интерес к родному языку; формировать коммуникативные умения.


Ход занятия


1. Организационный


Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вас видеть! Проверьте свою готовность к уроку: на вашем рабочем месте должны лежать следующие принадлежности: ….


Девиз нашего сегодняшнего занятия:

Наш язык- язык секретов.

Сто вопросов – сто ответов.

Отвечай по одному

И научишься всему!


Ребята, сейчас послушайте одну историю (читать по ролям).


Четырёхлетняя Светлана спросила у мамы:

- Мама, а скоро ли наступит лето?

-Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

(Светлана стала как-то странно вертеться).

-Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё не наступает…


Ребята, что произошло?

Почему Светлана так и не увидела лето?

Чего не поняла Светлана?


О каких выражениях узнаем сегодня на нашем занятии? (Слова с переносным значением)


Чтобы узнать, как они называются, предлагаю отгадать загадки про буквы и составить слово, которое и будет темой занятия.


Расскажи нам, флюгерок,

Где летает ветерок.

На железной ножке

Повертись немножко,

И тогда фонарь в кафе

Превратится в букву …


Мчится в космосе ракета,

Обгоняя скорость света,

За парсеками парсек

Грузовой везет отсек:

В нем рахат-лукум и рис,

Репа, редька и редис,

Миксер, кондиционер –

Асе с ракетной буквой…


В море плавала акула.

Ела все, что в нем тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву…


Скачет-скачет заинька
Серенький да маленький:
Прыг-скок! Прыг-скок!
Через ямку на пенек.
Ушками он слушает,
Зубками он кушает.
Чтобы не попасть к лисе,
Стал зайчишка буквой...


Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, поласкает
И домой таскает.
Наплескается в ручье –
Превратится в букву… 


Обезьянка Оленька
Вертит задом голеньким,
С дерева проказница
Корчит рожи, дразнится –
Все за всеми повторяет,
И бананы вниз швыряет.
На хвосте качается –
Славно получается!
Обезьяне той легко
Превратится в букву… 


У лягушки Лушки –
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлеп! Квак-шлеп!
И в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль ее не съел,
Лушка стала буквой…


Дождь полил лесочек,
Вырос гриб-грибочек.
В тот лесочек мы пойдем,
Где он спрятался, найдем.
Чтоб не печься в пироге,
Стал грибочек буквой…


У иголочки-иголки
Носик тоненький и колкий,
И торчит из ушка
Ниточка-подружка
Ты иголкой вышивай,
Зря колоться не давай.
А уколет, преврати
В неколючку букву…


Маятник в часах всегда
То оттуда, то туда,
Взад-вперед болтается,
Что ни день, то мается.
А умаявшись совсем,
Превратится в букву…


Обратить внимание на то, что буквы О и З встречаются 2 раза.

Буквы отгадали, слово собрали. Теперь можем прочитать тему нашего занятия (дети читают). Сл. 1.


2. Содержательный блок

Для того, чтобы нам начать обогащать свою речь фразеологизмами, сначала нам нужно с вами узнать, что такое фразеологизмы.

Знаете ли вы, что такое фразеологизм? Сл. 2.

Используя толковый словарь, давайте найдем определение, что же такое фразеологизм. Сл. 3.

Устойчивое – это значит, что оно устоялось и употребляется только в таком составе слов. То есть мы не можем заменить фразеологизм «Бежать сломя голову», на «бежать сломя руку». Так же и с остальными фразеологизмами.


Попробуем определить, какие слова употреблены в прямом значении, а какие - в переносном. Выберите фразеологизмы (Слл. 4).

А сейчас мы вам предлагаем задание. Наши предки, наблюдая за животными, переносили их качества на человека. Так и появились следующие фразеологизмы, с которыми вы сейчас поработаете. Для этого мы будем произносить начало фразеологизма, а вам надо будет понять, какое животное звучит в нем, и поднять правильную карточку.

Голоден как …(волк).

Хитёр как … (лиса).

Нем как … (рыба).

Труслив как … (заяц).

Здоров как … (бык).

Трещит, как … (сорока)

Пишет, как …….лапой (курица)

Надулся, как…. (индюк)


Встречались ли вы в жизни с такими фразеологизмами? (Довольно часто).


Сопоставьте рисунок с фразеологизмом (Сл. 5).


Физминутка

Покажите части тела, которые встречаются в фразеологизмах:

их нельзя класть в рот (пальцы);

они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);

ими машут, как мельница (руки);

его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела, вешают, когда печально, его задирают, если важничают, зазнаются. (нос);

не белье, а их развешивают доверчивые люди, их нужно держать на макушке (уши);

с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);

её можно потерять (голову);

Игра «Угадай значение фразеологизма по картинке» (после каждого угаданного фразеологизма рассказать, откуда он произошел). Сл.6-11.


3. Рефлексия


О чем вы сегодня узнали?

Для чего нужны фразеологизмы в нашей речи?

Оцените свою деятельность на занятии с помощью фразеологизмов и цветных фишек .


Поднимите фишку, кто работал:


1.Не покладая рук. (усердно) (зеленую)

2.Протягивая руку помощи. (дружески) (желтую)

3.Спустя рукава. (не активно) (красную)


Занятие окончено, до свидания! Сл. 12






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!