Предмет: внеурочная деятельность «Секреты орфографии»
Тема: Фразеологизмы
Цель: познакомить обучающихся с фразеологизмами.
Задачи:
1. Учить понимать значение фразеологизмом и правильно употреблять их в речи.
2. Развивать речь и умение работать с учебной информацией; расширять кругозор обучающихся.
3. Прививать интерес к родному языку; формировать коммуникативные умения.
Ход занятия
1. Организационный
Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вас видеть! Проверьте свою готовность к уроку: на вашем рабочем месте должны лежать следующие принадлежности: ….
Девиз нашего сегодняшнего занятия:
Наш язык- язык секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному
И научишься всему!
Ребята, сейчас послушайте одну историю (читать по ролям).
Четырёхлетняя Светлана спросила у мамы:
- Мама, а скоро ли наступит лето?
-Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
(Светлана стала как-то странно вертеться).
-Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё не наступает…
Ребята, что произошло?
Почему Светлана так и не увидела лето?
Чего не поняла Светлана?
О каких выражениях узнаем сегодня на нашем занятии? (Слова с переносным значением)
Чтобы узнать, как они называются, предлагаю отгадать загадки про буквы и составить слово, которое и будет темой занятия.
Расскажи нам, флюгерок,
Где летает ветерок.
На железной ножке
Повертись немножко,
И тогда фонарь в кафе
Превратится в букву …
Мчится в космосе ракета,
Обгоняя скорость света,
За парсеками парсек
Грузовой везет отсек:
В нем рахат-лукум и рис,
Репа, редька и редис,
Миксер, кондиционер –
Асе с ракетной буквой…
В море плавала акула.
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву…
Скачет-скачет заинька
Серенький да маленький:
Прыг-скок! Прыг-скок!
Через ямку на пенек.
Ушками он слушает,
Зубками он кушает.
Чтобы не попасть к лисе,
Стал зайчишка буквой...
Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, поласкает
И домой таскает.
Наплескается в ручье –
Превратится в букву…
Обезьянка Оленька
Вертит задом голеньким,
С дерева проказница
Корчит рожи, дразнится –
Все за всеми повторяет,
И бананы вниз швыряет.
На хвосте качается –
Славно получается!
Обезьяне той легко
Превратится в букву…
У лягушки Лушки –
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлеп! Квак-шлеп!
И в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль ее не съел,
Лушка стала буквой…
Дождь полил лесочек,
Вырос гриб-грибочек.
В тот лесочек мы пойдем,
Где он спрятался, найдем.
Чтоб не печься в пироге,
Стал грибочек буквой…
У иголочки-иголки
Носик тоненький и колкий,
И торчит из ушка
Ниточка-подружка
Ты иголкой вышивай,
Зря колоться не давай.
А уколет, преврати
В неколючку букву…
Маятник в часах всегда
То оттуда, то туда,
Взад-вперед болтается,
Что ни день, то мается.
А умаявшись совсем,
Превратится в букву…
Обратить внимание на то, что буквы О и З встречаются 2 раза.
Буквы отгадали, слово собрали. Теперь можем прочитать тему нашего занятия (дети читают). Сл. 1.
2. Содержательный блок
Для того, чтобы нам начать обогащать свою речь фразеологизмами, сначала нам нужно с вами узнать, что такое фразеологизмы.
Знаете ли вы, что такое фразеологизм? Сл. 2.
Используя толковый словарь, давайте найдем определение, что же такое фразеологизм. Сл. 3.
Устойчивое – это значит, что оно устоялось и употребляется только в таком составе слов. То есть мы не можем заменить фразеологизм «Бежать сломя голову», на «бежать сломя руку». Так же и с остальными фразеологизмами.
Попробуем определить, какие слова употреблены в прямом значении, а какие - в переносном. Выберите фразеологизмы (Слл. 4).
А сейчас мы вам предлагаем задание. Наши предки, наблюдая за животными, переносили их качества на человека. Так и появились следующие фразеологизмы, с которыми вы сейчас поработаете. Для этого мы будем произносить начало фразеологизма, а вам надо будет понять, какое животное звучит в нем, и поднять правильную карточку.
Голоден как …(волк).
Хитёр как … (лиса).
Нем как … (рыба).
Труслив как … (заяц).
Здоров как … (бык).
Трещит, как … (сорока)
Пишет, как …….лапой (курица)
Надулся, как…. (индюк)
Встречались ли вы в жизни с такими фразеологизмами? (Довольно часто).
Сопоставьте рисунок с фразеологизмом (Сл. 5).
Физминутка
Покажите части тела, которые встречаются в фразеологизмах:
их нельзя класть в рот (пальцы);
они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
ими машут, как мельница (руки);
его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела, вешают, когда печально, его задирают, если важничают, зазнаются. (нос);
не белье, а их развешивают доверчивые люди, их нужно держать на макушке (уши);
с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
её можно потерять (голову);
Игра «Угадай значение фразеологизма по картинке» (после каждого угаданного фразеологизма рассказать, откуда он произошел). Сл.6-11.
3. Рефлексия
О чем вы сегодня узнали?
Для чего нужны фразеологизмы в нашей речи?
Оцените свою деятельность на занятии с помощью фразеологизмов и цветных фишек .
Поднимите фишку, кто работал:
1.Не покладая рук. (усердно) (зеленую)
2.Протягивая руку помощи. (дружески) (желтую)
3.Спустя рукава. (не активно) (красную)
Занятие окончено, до свидания! Сл. 12