МДОУ «Детский сад № 41 р.ап. Петровское»
Методическая разработка
«Экологическая тропа в ДОУ»
Автор:
Гусева Е.Г., инструктор по физической культуре
высшая квалификационная категория
2024
р.п. Петровское
1. Введение
Экологическая тропа - это перспективная учебная теория, где дошкольники выступают в роли педагогов, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.
Для детей важно, чтобы усвоение научных знаний об окружающей природной среде сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах по защите и улучшению природы, а также в пропаганде знаний об ее охране. Только такое сочетание познания, и практической, деятельности формирует экологическую культуру.
Экологическая тропа —разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы. Назначение тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.
Экологическая тропа имеет ряд отличий от познавательных троп природы. Они касаются организации тропы, ее протяженности, набора расположенных на ней объектов, а также методов пропагандистской работы.
2. Актуальность проекта.
Из опыта работы в детском саду экологическую систему воспитания дошкольников считаю самой актуальной. В 21 веке вопрос экологического образования и воспитания очень важен, для любой национальности, пола и возраста. Проблема ухудшения экологии одна из главных проблем современности. Мир находиться на грани экологических катастроф. Отсюда и вытекает потребность в экологическом воспитании подрастающего поколения. Экологическая грамотность, бережное отношение к окружающей нас природе предопределяет жизнь всего живого на нашей планете.
Для более эффективной работы по экологическому просвещению и воспитанию дошкольников в нашем ДОУ была разработана и оформлена «Экологическая тропа». Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире.
3. Паспорт проекта
Вид проекта. Познавательный.
Продолжительность проекта. Долгосрочный
Участники проекта. Воспитатели, воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители (законные представители).
Предмет исследования. Объекты живой и неживой природы на территории МДОУ «Детский сад № 41 р.п. Петровское»
Гипотеза: Если создать на территории ДОУ экологически благоприятную среду, то у детей дошкольного возраста сформируется начало экологической культуры
Цель проекта. Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.
Задачи проекта:
Формировать правильное отношение ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Создавать условия для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы.
Воспитывать у детей любовь к родной природе, умение бережно относиться к окружающей природе, принимать участие в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Ожидаемые результаты:
Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
Повышение уровня знаний по экологии у детей;
Повышение экологической компетентности родителей по теме проекта;
Представления о роли человека в природе,
Проявление интереса к объектам живой и неживой природы, самостоятельное использование разных источников информации.
Самостоятельное использование детьми приобретённых знаний и умений в наблюдениях, экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности. Постановка вопросов детьми, выводы, предложения путей решения проблем;
Проявление эмпатии к растениям и животным, соблюдение правил поведения в природе; отображение своей любови и эмоционального отношения к природе в продуктивной деятельности;
4. Этапы реализации проекта.
Первый этап – подготовительный.
Обследование объектов природного окружения ДОУ
Изучение методической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников и созданию «Экологической тропы» на территории ДОУ.
Привлечение родителей к созданию экологической предметно- пространственной среды на территории ДОУ.
Второй этап – основной.
Создание маршрута (карта-схема) «Экологической тропы»
2. Создание паспорта «Экологическая тропа» с полной информацией об объектах.
Третий этап – заключительный.
Создание методических рекомендаций для педагогов и родителей о проведение образовательной деятельности, акций, наблюдений, бесед с использованием объектов «Экологической тропы».
Презентация проекта «Экологическая тропа»
Формы и методы работы с дошкольниками по реализации проекта:
-Экологические беседы;
-Наблюдения;
-Элементарные опыты;
-Экскурсии;
-Целевые прогулки;
-Экологические конкурсы, викторины;
-Решение экологических ситуативных задач;
-Чтение художественной литературы;
-Обсуждение и проигрывание ситуаций;
-Труд в природе;
-«Красная книга природы»;
-Коллекционирование;
-Экологические досуги, развлечения, праздники;
-Экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
-Театрализационная деятельность, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями по реализации проекта
-Взросло-детские проекты;
-Изготовление рисунков, поделок;
-Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
-Участие в конкурсах
-Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
-Фотовыставки;
-Создание книжки-малышки на тему «экологическая сказка».
5. План реализации проекта.
Подготовительный этап проекта
Задачи первого этапа:
Обследование объектов природного окружения ДОУ.
Изучение методической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников и созданию «Экологической тропы» на территории ДОУ.
Привлечение родителей к созданию экологической предметно- пространственной среды на территории ДОУ.
Содержание:
-Детальное обследование природного окружения территории МДОУ «Детский сад № 41 р.п. Петровское», выделение наиболее интересных и значимых объектов экологического содержания.
-Анализ методической литературы по экологическому воспитанию, исследования отечественных педагогов, а также изучение программных требований по разделу.
-Проведение родительского собрания, на котором родители познакомятся с планом реализации проекта «Экологическая тропа».
-Информация об экологических акциях, в которых предполагает участие детей и родителей, в рамках проекта.
-Предложения родителей по реализации проекта в группах.
Основной этап проекта
Задачи основного этапа.
Разработка маршрута (карты - схемы) «Экологической тропы».
Создание паспорта «Экологическая тропа» с полной информацией об объектах.
Содержание:
Разработка карты – схемы «Экологической тропы» на территории МДОУ «Детский сад № 41 р.п. Петровское» с нанесением в маршрут всех ее объектов, а также оформление паспорта с полной информацией об объектах тропы. (Приложение 1)
К выбору объектов и их созданию были привлечены педагоги. Дети и их родители: выслушали предложения, постарались учесть самые важные и интересные из них. Тем самым мы дали детям и их родителям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес. В качестве объектов экологической тропы были выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями.
Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение нескольких лет бережно сохранялись и преумножались силами сотрудников, детей и родителей.
Заключительный этап.
Задачи заключительного этапа:
Создание методических рекомендаций для педагогов и родителей об организации образовательной деятельности, акций, наблюдений, бесед с использованием объектов «Экологической тропы» (Приложение 2), а также примерного перспективного плана работы по проекту
Создание презентация проекта «Экологическая тропа»
На данном этапе разработана копилка методических рекомендаций, примеры образовательной деятельности, примерные праздники развлечения экологической тематики с использованием, «Экологической тропы» картотека загадок, опытов, дидактические настольные игры.
6. Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. Центр педагогического образования., 2014.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс., 2016
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Ч. 1, ч. 2. СПб:Детство-Пресс., 2016.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009
5.Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб: Детство-Пресс. 2011
6. Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности. № 1,2 Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб: Детство-Пресс., 2018.
7. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
8. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005.
9. Федотова А. М. Познаём окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников - Москва: «Сфера»- 2015.
10. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. М: ВАКО. 2011.
Приложение 1
Паспорт «Экологической тропы».
Станция «Хозяйка экологической тропы - Береза»
На территории детского сада очень много различных деревьев, посаженных педагогами, воспитанниками и родителями на протяжении многих лет. Ежегодно в детском саду проходит акция «Посади дерево». Благодаря этому нас окружают и как молодые, так и выросшие деревья, и кустарники. Одним из самых красивых и любимых всеми является, стройная, кудрявая береза. Она и стала хозяйкой «Экологической тропы» Она встречает детей, может давать поручения, задания, настраивает их на предстоящее путешествие, знакомит с правилами поведения с живой и неживой природой. Березку окружают искусственные грибы, деревья разных видов: калина, береза, лекарственные травы: мята, зверобой, ромашка, душица.
Станция «Цветник»
«Цветочная станция» - это территория (клумбы), где выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
Цель:
уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;
сравнение разных цветов по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми
учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения, и самочувствия
Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула и др.
Станция «Тропа здоровья»
Тропа здоровья располагается на спортивной площадке на территории МДОУ «Детский сад № 41 р.п. Петровское» Она позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, заполненных разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок. вода, пластмассовые шарики, коврики для профилактики плоскостопия и пр.
Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
Цель:
-приобщение детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
-профилактика плоскостопия у детей;
-улучшение координации движений;
-улучшение функции сердечнососудистой и дыхательной систем;
-повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
-улучшение эмоционально-психического состояния детей;
Станция «Академия огородника».
Огород – это искусственно созданный человеком объект. На нашем огороде растут овощи (помидоры, капуста, перец, лук, огурцы, свекла, картофель, зелень) и клубника.
Все эти овощи высаживают педагоги с детьми, но их нужно не только сажать, но и ухаживать за ними. Дети знакомятся с разными способами размножения – выращивания овощей (рассадой, клубнями, луковицами). Дети узнают условия необходимые для роста и развития овощей.
Станция «Теплица»
В ДОУ созданы необходимые условия для организации выращивания с детьми дошкольного возраста растений не только в открытом грунте, но и в теплице: приобретена теплица, закуплены плодородная земля, детский садово-огородный инвентарь для детей, создан мини агрокомплекс «Теплица» на территории детского сада: опытно-экспериментальный участок
Цель:
- Сформировать представления об овощных и цветочно-декоративных растениях; представления о специфике сельскохозяйственного труда.
Задачи:
- Расширить практические умения дошкольников в работе с простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями.
- Обеспечить экологическое воспитание и развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.) в опытно-экспериментальной деятельности.
- Создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс и комплексного благоустройства территории детского сада.
Станция «Метеостанция».
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.
Доска - для заполнения результатов наблюдений
Станция «Птичий городок»
Цель:
- познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, поилки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Здесь можно наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику. Беседовать с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; насыпать корм, наполнять водой поилки.
Станция «Юный исследователь»
Нацелена на создание благоприятных условий для активной практико- познавательной деятельности детей, чтобы в определенном отведенном месте, дети могли через действие с предметами, различные эксперименты самостоятельно, под руководством взрослого, лучше познавать мир.
Цель:
- развитие познавательных мотивов ребенка, его самостоятельности, активному отношению к окружающей действительности и способа ее изучения; более полному и глубокому восприятию; расширение кругозора «ясных», точных знаний, возникновению и расширению проблемных, гипотетических, «неясных» представлений.
Приложение 2
Конспект образовательной деятельности - путешествия по экологической тропе «В гостях у Березки»
Цель: формирование представлений об объектах и явлениях природы.
Задачи:
Формировать представления о сезонных изменениях в жизни растений; учить сравнивать сезонные изменения в природе;
Развивать наблюдательность;
Воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Видовые точки:
I. Лес (смородина, берёза, рябина);
II. Поляна (трава, насекомые – бабочки, пауки, жуки, гусеницы);
III. Огород (свёкла, морковь, картофель, горох).
Предварительная работа:
-Накануне пришло письмо от Березки, хозяйки экологической тропы детского сада, в котором она приглашает детей погулять по его владениям и посмотреть, что же изменилось на экологической тропе с приходом весны.
Воспитатель сообщает о приглашении детям.
-Письмо «Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Наступила весна. Природа просыпается после зимы. Я очень по вам соскучилась и приглашаю вас всех на прогулку по экологической тропе, посмотреть, что растёт, и кто живёт в небольшом уголке природы нашего детского сада. Отправляю вам схему экологической тропы, чтобы вы познакомились какие станции мы с вами посетим. Буду ждать вас. Ваша Березка».
-Затем все рассматривают схему экологической тропы детского сада и выясняют, что находится на тропе.
-Разучивание игры «Огородная – хороводная».
Детям надеваются на головы шапочки с изображением овощей (морковь, лук, капуста); один ребёнок – водитель (он в руках держит руль). Дети, напевая слова песни, выполняют движения по тексту.
Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай.
Воспитатель:
-Ребята, может приготовим подарки для деревьев, полянки, огорода, которые у есть у Березки. Ведь в гости с пустыми руками не ходят. И березка будет рада.
-Давайте подумаем, что же мы можем им подарить (ответы детей)
Правильно, капельку – потому что и деревьям, и траве на полянке, и огороду нужна вода.
Солнышко – потому что им нужно тепло.
А что же ещё можно подарить? (ответы детей)
Да, так, как только начало весны и ещё не все насекомые проснулись, мы с вами подарим их изображения.
Ход прогулки:
Дети, выйдя на прогулку, встречаются с Березкой, которая их ждала у детского сада.
Березка: -Здравствуйте, ребята? Я – березка. Вы получили моё приглашение? Готовы пойти со мной погулять по экологической тропинке нашего детского сада? (Да)
Подходят к табличке с изображением леса. (I видовая точка)
Березка: - Ребята, посмотрите, как преображаются у меня деревья. Вы помните, какие они стояли зимой? (заснеженные, как будто в белых шубках). А какие они стали сейчас? (согрелись под тёплым солнышком, появляются первые листочки).
Подходят к кусту смородины.
Воспитатель: Ребята, подскажите мне, что это? (смородина)
-Это куст или дерево? (куст)
-Как вы догадались, что это куст? (потому что у дерева один ствол, а у куста много тонких стволов)
-Березка, а можно сорвать один листочек, чтобы понюхать его?
Березка разрешает воспитателю сорвать один листочек.
Воспитатель:
-Ребята, понюхайте, как вкусно пахнет листочек смородины. Её листья можно добавлять в чай, когда его заваривают и тогда он будет ароматный и полезный. А настой из листьев смородины дают пить тем, у кого кашель. Он содержит витамин С.
-Что ещё растёт в нашем «лесу»? (деревья – берёза, рябина, тополь, клен и др.)
-Ребята, какие части есть у дерева? (корень, ствол, ветки, крона)
Подходят к берёзе.
Березка:
– А давайте подойдем к моей сестренке-березке. Посмотрите, какой ствол у берёзы, чем он отличается от стволов других деревьев? (чёрно-белый окрас коры дерева)
-Давайте поздороваемся с берёзкой, обнимем и погладим её. Какой ствол у березки на ощупь? (гладкий, тёплый). А чем пахнет кора? (деревом, лесом).
Подходят к рябине. Сравнивают, какая она была осенью, зимой. Какие птицы прилетали к рябине зимой.
- Какие ещё птицы встречаются в лесу? Какие насекомые? (ответы детей)
-А кого не хватает в нашем лесу? (нет зверей).
- А почему в нашем «лесу» нет зверей? (Это только уголок леса, и он находится на территории детского сада).
Березка: - Ребята, я хочу с вами поиграть в игру «Лети ко мне листочек». Посмотрите, у меня есть листики рябины, смородины, берёзы. Возьмите каждый себе по любому листочку, внимательно смотрите я буду показывать вам листочки. У кого будет такой же листочек, тот «летит» ко мне.
Дети, держа листочки, разбегаются в разные стороны и говорят:
Мы листочки, мы листочки.
Мы на веточках сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали.
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Березка (показывает один из листьев и говорит:)
«У кого такой листок, собирайтесь-ка в кружок!»
Дети, у кого в руках листок как у Березки, подбегают к ней.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Ребята, скажите, без чего трудно жителям леса? (ответы детей)
-Конечно, всем нужна вода, солнце. Давайте мы с вами подарим нашим деревьям подарки.
Дети вешают на ветки деревьев изображения капелек воды и солнца, зверей и насекомых.
Березка: -Ой, спасибо, ребята! Моему лесу очень понравятся ваши подарки.
Ну, пойдёмте дальше!
Приходят к табличке с изображением полянки (II видовая точка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чем отличается полянка от леса. (нет деревьев)
А что растёт на полянке? (травы, цветы)
Подойдите, аккуратно погладьте траву. Какая она на ощупь? (мягкая, шелковистая)
-Посмотрите, какие цветы растут на полянке? (одуванчики, мать-и-мачеха)
Воспитатель: -Молодцы, ребята. А вы знаете, что эти цветы относятся к первоцветам, так как появляются одними из первых после схода снега.
Ещё они очень яркие и издают запах, который привлекает насекомых. Насекомые, например, пчёлы, лакомятся нектаром, перелетают с цветка на цветок и переносят на лапках пыльцу. Дотроньтесь аккуратно пальчиком до цветка. Что осталось у вас на пальце? (жёлтая пыльца) Вот это и есть пыльца, её и переносят на лапках насекомые.
Березка: - Ребята, как вы думаете, что произойдёт с цветком если его сорвать? (ответы детей). Правильно, ребята. Он завянет и погибнет. Поэтому не рвите, пожалуйста, цветы. Не мните их нежные лепестки.
Знаете, как они плачут, когда кто-нибудь их срывает напрасно. Послушайте:
Я шёл по зелёному лугу,
Высыхала на листьях роса;
Ветер травы качал упруго
И я слышал цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
Вот такую просьбу они передают.
Воспитатель: Я знаю, что вы добрые дети и не будете обижать растения, правда? Ребята, а какие ещё насекомые живут на полянке? (ответы детей) Что ещё нужно растениям и насекомым для жизни? (солнце, вода) Давайте, мы и полянке оставим наши подарки.
Оставляют на полянке изображения солнца, капелек воды, насекомых.
Подходят к табличке с изображением огорода (III видовая точка).
Березка: - ой, а на моём огороде уже кто-то похозяйничал!
Воспитатель: Березка, это мы с ребятами решили тебе немного помочь и посеяли семена моркови и свёклы.
Березка: -Ух ты, какие молодцы! Морковь и свёкла у меня посеяны. Я ещё здесь хочу посадить лук, редис, картофель. Ребята, а как назвать одним словом, всё, что я перечислил? (овощи). Как называется место, где выращивают овощи? (огород). Что ещё можно выращивать на огороде? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру
«Огородная-хороводная».
Все играют в игру.
Березка: Ой, какие молодцы! Вот и закончилась наша с вами прогулка по экологической тропе детского сада. Пора мне возвращаться в свою лесную избушку, но сначала я хочу вас угостить пирогом с ягодами из моего «леса».
Дети прощаются с Березкой, благодарят его за угощение и возвращаются в группу детского сада.
Воспитатель: -Давайте вспомним, где мы с вами сегодня были?
Какие деревья растут в нашем лесу?
Что растёт на полянке?
Кто живёт в траве и на цветах?
Можно ли рвать цветы?
Какие цветы называются «первоцветы»? Почему?
Как называется место, где растут овощи?
Что нужно всем растениям для жизни?