СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Головные уборы и причёски на Руси"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  воспитательного мероприятия «Головные уборы и причёски на Руси» разработана в рамках раздела «Аксессуары в создании образа разных эпох и народов мира» по  дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности «Моделирование образа» в направлениипрофориентация (парикмахерское искусство, визаж и эстетика,  декоративно-прикладное искусство (смешанные техники)).

Методическая разработка мероприятия включает в себя теоретическую и практическую части, т.к. на таких занятиях целесообразно применять интегрированные формы обучения, которые позволяют формировать у ребенка целостную картину мира.

Целевая аудитория воспитательного занятия: обучающиеся 7-12 лет.

 Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, истории, литературы, МХК.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательного мероприятия "Головные уборы и причёски на Руси"»

Управление образования администрации города Хабаровска


МУНИЦИПАЛЬНОЕАВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ХАБАРОВСКА

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

«ОТРАДА»

(МАУ ДО ЦЭВД «Отрада»)










Методическая разработка воспитательного мероприятия

«Причёски и головные уборы на Руси»









Автор:

Саликова Анна Сергеевна,

педагог дополнительного образования











Хабаровск

2023 г.

Пояснительная записка



В связи с влиянием научно-технического прогресса, многофакторностью и разнообразием социальной среды у детей стал пропадать интерес к истории своего отечества, обычаям и традициям, национальной культуре. Оторванность от исторических корней может привести подрастающее поколение к негативным тенденциям: безнравственности, заимствование не лучших иностранных традиций и стиля жизни, внешних ориентиров, а в дальнейшем и к деформации общественного менталитета.

Согласно сложившейся ситуации в обществе, возникает необходимость приобщения подрастающего поколение к лучшим традициям, обычаями своего народа, его культуре. Именно поэтому вопросы духовно-нравственного и эстетического воспитания школьников в настоящее время приобретают все большую актуальность. Развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования. В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение определено, как одно из существенных направлений общего развития ребёнка.

Народная мудрость гласит «Что посеешь, то и пожнёшь» - необходимо с детства сеять и развивать доброе зерно, т.к. это время приобретения знаний об окружающем мире, формирования духовно - нравственных ценностей, усвоение  социальных и культурных норм поведения.

Поиск эффективных путей и средств развития духовно-нравственной и эстетической культуры невозможны без осознания значимости внешних и внутренних условий развития ребенка, стремления личности к духовному росту и самосовершенствованию, активизации его личностных возможностей.

Одно из направлений решения проблем духовно-нравственного становления современного школьника заключается в поиске корней духовности в самом человеке, его жизни и деятельности, т.е. объективации высших проявлений человеческого духа, в памятниках старины, произведениях науки и искусства, творчестве, национальном костюме и т.д. Нравственно-эстетический опыт человечества отражен не только в фольклоре, обрядах, сказках, но и в декоративно-прикладном искусстве.

Декоративно-прикладное творчество тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками. Поэтому знакомство с тем или иным видом  декоративно-прикладного искусства  сопровождается народными загадками, поговорками, сказками, народными играми. Подобное сочетание позволяет обучающимся прикоснуться к своей тысячелетней истории и вековым культурным традициям, к духу и вере наших предков, более точно ощутить ту любовь к Родине, красоту природы, которую стремились передать мастера в своих изделиях.

Декоративно-прикладное творчество оказывает благотворное влияние на личность ребёнка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, рассказывает об истории народа и его традициях, закладывая основы духовно-нравственного и эстетического воспитания.

Занятия декоративно-прикладным творчеством - это область формирования культуры личности и освоения культурного наследия во всех формах его проявления: исторического, общечеловеческого, регионального, национального.

Наряду с общеобразовательной школой система дополнительного образования детей, которая ориентирована на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, предоставляет значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания. Для современного дополнительного образования характерно обращение к народным, национальным традициям и национальным ценностям. Проблему приобщения к этим ценностям подрастающего поколения решает правильно организованный учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования с учетом направленности дополнительных образовательных программ.

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Головные уборы и причёски на Руси» разработана в рамках раздела «Аксессуары в создании образа разных эпох и народов мира» по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности «Моделирование образа» в направлениипрофориентация (парикмахерское искусство, визаж и эстетика, декоративно-прикладное искусство (смешанные техники)). В содержание программы «Моделирование образа» включён культорологический компонент. Благодаря чему наблюдаются положительные результаты в сфере развития духовно-нравственного потенциала личности ребёнка: это готовность и способность обучающихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в разных видах деятельности на основе нравственных установок и морали, самоопределению, непрерывного образования, самовоспитания и саморазвития.

Методическая разработка мероприятия позволяет погрузиться педагогу дополнительного образования с обучающимися в культуру, традиции и обычаи русского народа, где обучающимся предоставляется возможность углубить знания и расширить свои представления о внешнем виде национального русского костюма, а именно русских причёсок и головных уборов, как неотъемлемой части их материальной культуры, жизни, быта, традиций, верований, обычаев.

Методическая разработка мероприятия включает в себя теоретическую и практическую части, т.к. на таких занятиях целесообразно применять интегрированные формы обучения, которые позволяют формировать у ребенка целостную картину мира.


Целевая аудитория воспитательного занятия: обучающиеся 7-12 лет.


Цель: Воспитание духовно-нравственной личности через погружение в русскую культуру в процессе приобщения обучающихся к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

- актуализировать знания и расширять представления у обучающихся о прическах и головных уборах на Руси; расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи; уточнить назначение причёсок и головных уборов и их виды;

- развивать эстетический вкус, умения анализировать и синтезировать полученные знания и делать обоснованные выводы,  формировать интерес к изучению культурного наследия русского народа;

- воспитывать духовно-нравственные качества, эстетический идеал красоты, интерес к познанию родного языка, русской истории и культуре, чувства любви и уважения к своему народу и Отечеству.

Ожидаемые результаты:

-формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся;

- осмысление духовно-нравственных ценностей русского народа;

-повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению культурного наследия русского народа;

- формирование основ эстетической культуры;

-поддержка и участие родителей по привитию и воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности;

- рост уровня культурного развития;

-воспитание высоконравственной личности, которая способна любить и уважать свой народ, своё Отечество.

Оборудование:

  • медиа-оборудование;

  • презентация «Головные уборы и причёски на Руси»;

  • головные уборы (кокошник, венец, очелье, повойник и т.д) и украшения.

  • музыкальный ряд русских народных мелодий;


Форма проведения: презентация, беседа.

Тип тематического занятия: комбинированное занятие с применением ИКТ.

 

Методы обучения: интерактивный, объяснительно-иллюстративный.

 

Средства обучения: интерактивная доска, проектор, презентация слайдов, аудиоматериалы.


 Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, истории, литературы, МХК.

Продолжительность тематического занятия - один академический час.

Продолжительность одного академического часа - 45 минут.

Продолжительность практического занятия (мастер класса) - 2 академических часа с переменой в 10 минут.


Подготовительный этап: 

- чтение русских-народных сказок;

- просмотр русских кино-сказок;

- экскурсия в Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродеково на выставку «Шкатулка драгоценностей» (Традиции и украшения народов Евразии XVIII-XX вв.) см. Слайд.2

- взяты в аренду русско-народные костюмы для обучающихся.


I Тематическое занятие

Ход тематического занятия


  1. Орг.момент.

Добрый день! Я очень рада вас всех сегодня видеть на нашем замечательном занятии, да ещё и в русско-народных костюмах!


- Поднимите руки, кто любит отгадывать загадки? Послушайте загадки и угадайте, о чём сегодня будет наше занятие.


Волосочек к волоску,

Завиток лежит к виску…

Если мастер взял расчёску,

Будет делать он? (причёску)


Если солнце ярко светит, без панамки не гуляй,

Если снег закружит, или ветер, тогда шапку надевай.

В любое время года, с очень давних пор,

Защищает голову… (головной убор)


- Правильно угадали! Так о чём же мы сегодня будем с вами говорить?

- Да, сегодня речь пойдёт о причёсках и головных уборах.

  1. Актуализация знаний.


(тихо фоном звучит русская-народная мелодия)

- Посмотрите, пожалуйста на экран (см. Слайд 2), однажды мы свами были на экскурсии в Хабаровском краевом музеи имени Н.И. Гродеково на выставку «Шкатулка драгоценностей» (Традиции и украшения народов Евразии XVIII-XX вв.). Были?

- На выставке были представлены около 250 шедевров, характеризующих ювелирную традицию и эстетические вкусы почти 40 народов Российской Империи.

-Помимо украшений на выставке было немало представлено и головных уборов.

-А кто помнит украшения и головные уборы каких народов были представлены на выставки?

- На выставки были представлены костюмы, украшения, головные уборы:

  • славянских народов Европейской части России (русские, белорусы и украинцы),

  • народы Прибалтики, Поволжья, Кавказа, Казахстана и Средней Азии,

  • народов Сибири и Дальнего Востока.

Это вещи типичные для народной культуры Евразии с конца XVII по середины ХХ века.

-А какие вам запомнились головные уборы и украшения русского народа? Кокошники, женские венцы, очелья, разные мужские колпаки и шапки, бусы, кресты и т.д.

3. Сообщение темы и цели занятия.

- Тема нашего занятия «Головные уборы и причёски на Руси» (Слайд 1)

- Сегодня мы с вами погрузимся в нашу русскую культуру и историю. Узнаем о традициях, обычаях, обрядах и ритуалах на Руси путём знакомства не только с головными уборами, украшениями, но и причёсками на Руси.

-А ваш русско-народный костюм поможет представить культуру русского народа. Будем примерять головные уборы в процессе нашего погружения!

4. Сообщение новых знаний.

- В русском традиционном обществе головной убор и украшения были важной частью костюма. А русский национальный костюм отражает особенности культуры русского народа и его историю. Слайд 5

- Многие деревенские правила вежливости на Руси, а также обряды и ритуалы предполагали те или иные действия с головным убором.

Вот, например, появиться на людях с непокрытой головой значило опозорить себя (для женщины) и выказать неуважение к окружающим (для мужчины). Выражения «опростоволоситься», «ломать шапку» и т.п., до сих пор не исчезли из русского языка полностью.

- На Руси внешний вид головных уборов менялся в зависимости от территорий — и с течением времени. Слайд 5

- Головные уборы на Руси носили мужчины и женщины.

- Какие же головные уборы носили мужчины на Руси?

- Мужские головные уборы. Слайд 6:

  • Конусообразные колпаки из войлока с вышивкой и металлическими украшениями.

  • Войлочные круглые шапки разного цвета с опушкой из меха.

  • Тафья - нижний головной убор, одевавшийся под большие шапки. Тафья представляла собой круглую или четырехугольную тюбетейку.

  • Мурмолка – разновидность колпака. Делалась из ткани, невысокая, вышивалась бисером. При этом от лица шли отвороты из меха лисицы, куницы, соболя.

  • Горлатная шапка – шапка, похожая на трубу, обязательный головной убор бояр. Такая шапка целиком изготавливалась из пушистого меха. И только круглое донышко делалось из дорогой ткани.

  • При дворе Ивана Грозного носили собольи шапки.

- И, конечно же, говоря о мужских головных уборах Московской Руси не стоит забывать про «шапку Мономаха» - своеобразную корону, царский головной убор. «Шапкой Мономаха» венчали на царство. По форме данный головной убор представлял из себя конус. Был украшен драгоценными камнями и золотом. Низ оторочен ценным мехом соболя, на маковке – золотой крест. Слайд 7

- Мужские причёски. Слайд 8,9

Мужчины, в отличие от женщин, волосы стригли коротко. Делали они это очень простым способом: на голову надевали глиняный горшок и все волосы, вылезавшие из-под него, состригали. Такая причёска называлась «под горшок». Позднее появились её разновидности, такие как «под скобку» и «в кружок», где концы волос подвивались внутрь, а в XVI в. утвердилась мода на бритьё головы.

Но Иван Грозный запретит боярам брить головы, и сам станет носить причёску «в скобку».

- А какие же носили головные уборы русские девушки и женщины?

- Головные уборы русских девушек и женщин. Слайд 7

В Древней Руси носили покрывала, которыми оборачивали голову. Позднее уборы стали более сложными и многослойными, порой женщины носили комбинацию из нескольких элементов. И чем богаче была женщина, тем сложнее и роскошнее был ее убор. 

- На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. Слайд 11

- Повязка («налобник») Слайд 12- один из самых древних ленточных головных уборов (уже известен в X веке), представлял собой полоску шёлковой, парчовой, бархатной или шерстяной ткани. Такую ленту часто украшали вышивкой. Под косой её завязывали верёвочками, а вниз, на спину, спускали уже сузившееся продолжение повязки- ленты. Повязки носили девицы из небогатых сословий. Их одевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу, вместо венца. Замужние женщины также могли использовать повязки, но одевали их уже на покрытую голову.

- Очелье – это тоже повязка, которая удерживает от попадания в глаза волос челки и висков. Она могла быть изготовлена из бересты, кожи, ткани, металла. Очелья были атрибутами представителей любого сословия, возраста и пола.

В повязки князей и ведунов вставлялись самоцветы, которые помогали раскрывать способности ясновидения.

Юные славянки вместо головных уборов надевали кокошники и ленты-очелья, зачастую украшенные подвесками — ряснами с изображением ростков растений, крестов. Нередко металлические рясны мастера украшали изображениями птиц, бисерные — прядями из лебяжьего пуха.

Ряснами назывались длинные подвески, прикреплявшиеся к головным уборам по обе стороны головы. Их обычно делали из металла, а позже - из жемчуга и драгоценных камней.

Колты - полые подвески, которые закреплялись на головном уборе или рясне. Их также иногда называли «височными кольцами». Внутрь колтов помещались благовония.

Рясны и колты заменяли русским женщинам серьги, которые носить было не принято. Уши на Руси не прокалывали, даже императрицы часто носили серьги, которые зацеплялись за ушную раковину сверху, а не вставлялись в прокол.

Рясны и колты звенели при ходьбе, этот звон был призван отпугивать злых духов. Девушки такие украшения носили редко, а если и носили - то самые простые. Зато колты и рясны замужних дам должны были быть очень богатыми.


- Венцы на Руси. Слайд 13,14

Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец - символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем.

- Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Слайд 15,16

Само слово «венец» происходит от русского «венить», то есть «заниматься жатвой». Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу «на вено» («на жатву»), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.

- Женские головные уборы были разнообразны. Слайд 17

Носили кокошники  – головные уборы, по форме напоминающие луковицу. Такие головные уборы делались из плотной ткани – парча, атлас, шелк, натянутой на твердую основу. Края головного убора обрамляла бахрома. Сами кокошники расписывались различными узорами, украшались жемчугом.

- Кокошник. Слайд 18

Кокошник (др.рус. Кокошь «курица») –старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяцаили округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

-По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчёжные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга.

- Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Слайд 19

- Значение вышивки. Слайд 20

В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту.

Традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна.

На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки.

- Набор тайных знаков служил ещё и оберегом. Слайд 21

В XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

- Кика. Слайд 22

Помимо кокошников носили кику - нарядный головной убор. Форма данного головного убора зависела от местности. К примеру, в Тульской области носили «рогатую» кику.

- Повойники. Слайд 23

Также были и повойники – нижние головные уборы замужних женщин. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна.

-Убрус. Слайд 24

Носили убрус - тяжелый верхний головной платок, зимой – маленькие меховые шапочки, шерстяные платки.

- Кие же причёски носили русские женщины и девушки?

- Причёски русских девушек и женщин Слайд 25,26

«Коса — девичья краса» являлась главной причёской для незамужних девушек со времён наших предков славян.

Плели её плоско, низко на затылке из 3—4 и более прядей. Украшали лентами, бахромой, цветами, нитками жемчуга и бисера, простыми проволочными украшениями, например височными кольцами. Волосы заплетали в одну или две косы, которые спадали сзади по спине или к плечам.

- В кончик косы вплетали кисть или подвеску, называемую косник (накосник), который состоял из шёлковой или золотой нити. Слайд 27

- С распущенными волосами незамужним девушкам допускалось ходить только на праздник «Ивана Купала». К причастию в церковь, на праздник, под венец девушке разрешалось идти «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос. Слайд 28

-Во время свадьбы…Слайд 29

Во время свадьбы косу невесты под грустные песни подружек и их рыданья расплетали и переплетали на две косы, которые укладывались вокруг головы, то есть «окручивали». – женская прическа.

Таким образом, невеста и ее подружки прощались с незамужней жизнью девушки и ее девичеством.

- В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Слайд 30

Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой — повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.

- Замужние женщины обязаны были прятать волосы под головными уборами. Слайд 31

- Древний метод ухаживания за волосами. Слайд 32

За волосами наши предки тщательно ухаживали. Мыли их в бане щёлоком — кипячёной водой с древесной золой, отварами из луковой шелухи, ромашки, крапивы.

После мытья тщательно расчёсывали деревянным или костяным гребнем.

При этом с детства девушка или её мать приговаривали: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса, расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд!»

- Для более быстрого роста волосы подравнивали во время новолуния. Слайд 33

- Гривна, ожерелье, монисто и лунница. Слайд 34

Гривна - металлический разомкнутый обруч из золотого или серебряного прута\пластины, надевавшийся на шею. Иногда гривну украшали камнями или сцепляли драгоценной подвеской. Как правило, гривна была особым знаком отличия, ее носили статусные женщины.

- Ожерелье  - все украшения, опоясывающие шею (о - вокруг, жерело - горло). Слайд 35

В основном, ожерельями назвались бусы из стекляруса или нитки жемчуга, ожерелья из драгоценных камней женщины носили редко.

- Монисто - богатое ожерелье-нагрудник из нескольких нитей бус, монет и\или подвесок слайд 36.

Монисто было особенно распространено в южно-русских землях.

- Наши предки считали, что душа покидает тело через рот, а шейное украшение не дает ей это сделать. Для этого и носились гривны, ожерелья и монисты.

- Лунницы. Слайд 37. Носили русские женщины и подвески на шерстяных и кожаных шнурах. Их не только надевали на шею, но и крепили на одежду, пояса, карманы и т.д.

Подвески обереги обычно выполнялись в форме бытовых предметов (гребней, ключей, ложек) или животных, но женщины чаще всего носили подвески в форме луны – «лунницы». Лунницы надевали на ночь, чтобы уберечься от злых духов.

Лунницы делались из серебра, украшались чернью, финифтью, сканью, реже - жемчугом и драгоценными камнями.


5. Подведение итога занятия.

- Какие факторы влияли на внешний вид головных уборов?

- Какие головные уборы носили на Руси девушки?

- А женщины чем покрывали голову?

- Какие мужские головные уборы вам наиболее запонились?

- Отличались ли женские головные уборы от мужских? Чем?

-Существовали ли методв ухода за волосами на Руси?

-Какие виды украшений носили женщины на Руси?


- Выводы:

- На Руси внешний вид головных уборов менялся в зависимости от территорий — и с течением времени.

- Головные уборы женщин отличались от мужских формой, вышивкой, набором тайных знаков, предназначением.

-В головном уборе, украшении, причёски отражается быт, традиции, обычаи русского народа.

- Русские украшения наделены тонкой гармонией колорита, мягкостью и певучестью линий.

- В древности на Руси уже существовали методы ухода за волосами.



I Практическое занятие


Мастер-класс

Тема: «Плетения из бисера русского очелья».


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический.

Тип практического занятия: мастер-класс.

Оборудование и материалы:

-бисер №8 (размер бисера определяется по его номеру, чем меньше цифра, тем крупнее бисер)

-бусины под жемчуг 2 и 3 мм

- ювелирный тросик 0,3

- коврик для бисероплетения

-крупные бусины для изготовления рясен.

-нить 50К

-игла №11 или №12

-готовое изделие для показа

-схема плетения

Техника плетение: плоскостное параллельное плетение

Результат:

В результате проведения мастер-класса обучающиеся закрепляют знания о  материалах и инструментах, которые используются при бисероплетении, умения плоскостного параллельного плетения; умения читать схемы,  научатся плести очелье.

У детей воспитывается духовно-нравственные качества, эстетический идеал красоты, интерес к познанию родного языка, русской истории и культуре, чувства любви и уважения к своему народу и Отечеству.


Ход мастер-класса



  1. Орг. момент.

- Приветствую вас на второй части нашего погружения в культуру русского народа!

  1. Актуализация знаний.

- О чём было наше теоретическое занятие?

- Да, о головных уборах, украшениях и причёсках на Руси.

- На нашем практическом занятии мы будем плести из бисера русское очелье.

- Что такое очелье?

Педагог показывает готовое изделие, а дети отвечают на вопрос.

-Да, очелье - повязка, которая удерживала от попадания в глаза волос.

-Из чего изготавливали такую повязку?

- Правильно, очелье на Руси изготавливали из бересты, кожи, ткани, металла.

- А мы его будем плести из бисера.

- Что такое рясны?

- Да, ряснами назывались длинные подвески, прикреплявшиеся к головным уборам по обе стороны головы. Их обычно делали из металла, а позже - из жемчуга и драгоценных камней.

- А мы будем делать рясны из крупных бусин.



  1. Практическая работа


- Итак, приступим!

- На столах у вас находятся необходимые материалы. Мы с вами будем плети русское очелье из бисера в технике плоскостное параллельное плетение.

- Параллельное плетение из бисера считается одним из несложных методов плетения. И вы с ним уже знакомы.


- Алгоритм плетения:

1.Отрезаем металлический тросика=, размером 60 сантиметров и делим его пополам.

2. Нанизываем на тросик бисер сразу двух рядов: пять и пять бисерин согласно схеме 1. Цвет бисерин выбираете с учётом вашего желания.

3.Затем пропускаем свободный кончик проволочки через пять бисерин второго рядка навстречу правому кончику.

4.Далее берем оба конца и тщательно затягиваем бусины на середину.

5. Дальше нанизываем пять бисерин на один конец тросика, а второй – продеваем в обратном направлении через набранные бисерины и затягиваем.

Последующие ряды плетутся таким же образом.

Схема 1



6. Очелье плетём длиною размером вашей окружности головы.

7. После чего нанизываем на нить размером 15 см. бусины, изготавливаем рясны.

8. Крепим рясны по обеим сторонам очелья в височных зонах.


Текущий инструктаж и выполнение практической работы.

- правила по технике безопасности;

- обход рабочих мест;

- проверка соблюдения технологии и приемов работы;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований;

- индивидуальная работа с участниками мастер класса;

- контроль за работой выполняемой участниками мастер класса.


4. Заключительная часть.

- подведение итога занятия;

- анализ допущенных ошибок;

- демонстрация готовых изделий;

-выставка готовых работ для детей и родителей;


- самопрезентация готовых украшений на выездной фотосесии.





Список литературы


    1. Ануфриева М. Я. «Искусство бисерного плетения - Букинистика, 2002г.

    2. Жилина Н. В. Русский мужской головной убор XIV–XVII вв. // Мода и дизайн: исторический опыт. Новые технологии. СПб.,2007

    3. Жилина Н. В. Типология женского головного убора с украшениями второй половины XIII–XVII в. // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время: матер. междунар. науч.-образов. семинара 9–10 ноября 2012 г. М., СПБ., 2012. Вып. 2

    4. Жилина Н. В. Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование. М., 2001.

    5. Рябцева. С. «Древнерусский ювелирный убор» - Букинистика, 2005

    6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005 г.

    7. Тубельский А. Н. Погружение-методика будущего. – М.: «Парсифаль», 1999 г.

    8. Фицдреральд Диана «Цветочные фантазии из бисера» - Букинистика, 2002г.


 


 Интернет источники


  1. Основные техники плетения из бисера - https://svojo-rukodelie.ru/texniki-pletenia-biserom/

  2. Бисеплетение - https://alimero.ru/biseropletenie

  3. Портал «Культура.РФ» - https://www.culture.ru/s/vopros/golovnye-ubory/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!