СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для преподавателя "Правописание наречий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наречие в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая не изменяется по числам, родам и падежам и не имеет спряжения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для преподавателя "Правописание наречий"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)


Дисциплина: «Русский язык»


Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка


Тема 2.12. Правописание наречий


Разработчик: преподаватель русского языка Хританкова Н.Ю.











2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 2

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 3

МОТИВАЦИЯ 3

ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ 4

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 6

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 12

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ 13

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18







Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык»

для специальности 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)


Тема 2.12. Правописание наречий

Содержание учебного материала

2

Правописание частиц «не» и «ни» с наречиями. Н и НН в наречиях. Правописание наречий.


Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебником, выполнение упражнений [3, с.217, упр.343];

- работа с конспектом лекции.

1



МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия: изучение нового материала.

Тип занятия: комбинированный.

Продолжительность: 90 минут.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Учебные:

- сформировать понятия о нормах русского, родного литературного языка и применение знаний о них в речевой практике.

Развивающие:

- развивать способность быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней (ОК 1).

Воспитательные:

- способствовать развитию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления.

Методы обучения – репродуктивный.


МОТИВАЦИЯ

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Их нарушение приводит к ошибкам, которые затрудняют понимание высказывания и свидетельствуют о низкой речевой культуре говорящего: килограмм баклажан вместо килограмм баклажанов, белая тюль вместо белый тюль, перед шестистами зрителями вместо перед шестьюстами зрителями, в ихнем доме вместо в их доме, едь вместо поезжай.

В русском языке все окружающие нас слова можно отнести к десяти частям речи, которые в свою очередь делятся на самостоятельные, служебные и междометия. К самостоятельным частям речи отнесем слова, которые называют предметы (существительное), признаки предметов (прилагательное), действия (глагол), количество предметов и порядок их при счёте (числительное) и обозначают все эти понятия, кроме действий, (наречия), а также указывают на них (местоимения).

Изучение морфологических норм создает необходи­мые условия для целенаправленного обогащения сло­варного запаса студентов. Изучение норм русского литературного языка необходимо каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. Данная тема способствует пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней (ОК 1).

Примерная хронокарта занятия

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

1

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

1

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради

Мотивационный этап, целеполагание

1

Развитие интереса к новой теме, установка приоритетов при изучении темы

Объясняет студентам важность изучения данной темы, озвучивает цели занятия.

Слушают, задают вопросы, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка занятия

Проверка усвоения базовых (ключевых) моментов для овладения новым материалом

10

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе

Проверяет готовность студентов к усвоению новой темы

Отвечают на вопросы преподавателя

Приложение 1

Изложение исходной информации

15

Способствовать формированию знаний и умений по теме, понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней

Излагает новый материал

Слушают, читают материал в учебнике, записывают

Методическая разработка занятия, презентация, раздаточный материал

Выполнение заданий для закрепления новых знаний

37

Закрепление знаний, формирование способности анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, проверяют, вносят коррективы

Приложение 2, раздаточный материал

Предварительный контроль новых знаний

20

Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях

Инструктирует и проводит контроль

Выполняют задания

Приложение 3

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

1

Формирование и закрепление знаний

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

Записывают задание

Приложение 4

Подведение итогов

5

Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий.

Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки.

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении.

Журнал группы, приложение 5

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

План

  1. Особенности правописания наречий.

  2. Слитное и раздельное написание наречий.

  3. Дефисное (полуслитное) написание наречий.

  4. Написание суффиксов на конце наречий.

  5. Правописание НЕ и НИ с наречиями.

  6. Правописание Н и НН в наречиях.

Особенности правописания наречий

Наречие в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая не изменяется по числам, родам и падежам и не имеет спряжения. В словосочетаниях может примыкать к другим наречиям, глаголам, прилагательным и существительным. Правописание наречий зависит от способа их образования и того, на какой слог приходится ударение в слове.

Слитное и раздельное написание наречий

Таблица Слитное и раздельное написание наречий включает правила, примеры и исключения.

Пишутся слитно

Пишутся раздельно

Наречия, образованные от наречий, местоимений или прилагательных с помощью приставок

Донельзя, навсегда, зачем, потому, сгоряча, начисто, вручную, напрямую

Наречия с предлогами, образованные от слов, которые начинаются на гласную

Под утро, в открытую, без ума

Наречия, образованные от неиспользуемых в современной речи существительных

Вдребезги, встарь, наземь, спозаранку

Наречия, образованные от предлогов без, до, с, под и существительных

На бегу, без удержу, до отвала, с размаху

Исключениядотла, донизу, доверху, сроду, сдуру, сплеча, подряд, подчас

Наречия с приставками в-, на-, образованные от собирательных числительных

Натрое, вчетверо, всемеро

Наречия, образованные от собирательных числительных и предлога по

По четверо, по сто

Наречия со значением пространства и времени

Вперед, ввысь, сначала

Если существительное в составе наречия сохранило падежную форму

На поруки (на поруках), под мышки (под мышку), на совесть (по совести)

Наречия, в которых к существительному нельзя поставить вопрос

Вслух, наполовину, поутру

Наречия, в которых между предлогом и существительным можно добавить определяющее слово

На скаку (на всем скаку), в тупик (в жизненный тупик)

Наречия, образованные с помощью предлога в, частицы пол и существительного

Вполголоса, вполоборота, вполпути

Исключенияв пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца

Наречия, состоящие из предлогов в, на и существительных с окончаниями -ах(-ях)

В сердцах, в головах, на радостях

Исключениявпопыхах, впотьмах, второпях

Дефисное (полуслитное) написание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия:

  • Образованные от местоимений и полных прилагательных с помощью приставки по- (по-японски, по-другому, по-твоему).

  • Образованные от порядковых числительных с помощью приставки в-(во-) (во-вторых, в-третьих, в-пятых).

  • Наречия с частицами -нибудь, -либо, -то, таки-, кое- (откуда-нибудь).

  • Сложные наречия, образованные повторением того же слова либо двух синонимов (мало-помалу, давным-давно, чуть-чуть).

Нужно запомнить: на-гора(термин), точь-в-точь, бок о бокпо одному, потому, поэтому, посему.

Написание суффиксов на конце наречий

1. В конце наречий, образованных от полных прилагательных пишутся:

  • суффикс  после твердых согласных (холодный – холодно, крепкий – крепко, громкий – громко);

  • суффикс  после мягких согласных (блестяще – блестящий, внутренний – внутренне, искренний – искренне).

2. На конце наречий после шипящих в безударной позиции пишется -е (ярче, звонче, крепче). Под ударением – -о (горячо, хорошо, светло)Исключение – еще.

3. На конце наречий, образованных от кратких прилагательных пишется:

  • суффикс , если наречие имеет приставки в-, за-, на (влево, заново, надолго);

  • суффикс , если наречие имеет приставки до- из-(-ис), с-(со-) (издалека, справа, дочиста).

4. На конце наречий после шипящих ч и ш пишется ь (вскачь, наотмашь, сплошь)Исключениянастежь, уж, замуж, невтерпеж.

Правописание НЕ и НИ с наречиями

НЕ с наречиями пишется слитно в следующих случаях:

  • если наречие без НЕ не употребляется (невзрачно, невмоготу, нельзя);

  • если наречие с НЕ можно заменить синонимичным наречием без отрицания (неплохо – хорошо, недорого – дешево, несильно – слабо);

  • если НЕ находится под ударением (незачем делать, некогда позвонить, неоткуда взять).

НИ с наречиями пишется слитно только в безударной позиции и употребляется со вторым отрицанием (никогда не закончу, никак не справится).

Правила правописания Н и НН в наречиях

В наречиях на -о- и -е-, образованных от качественных прилагательных и отглагольных причастий, в суффиксах может писаться одна либо две буквы Н:

  • Н в суффиксах наречий пишется в словах, образованных от прилагательных либо причастий с одной буквой Н.

Примеры: аккуратный – аккуратно, безбедный – безбедно, жалобный – жалобно, грязный – грязно;

  • НН в суффиксах наречий пишется в случаях, когда слово образовано от прилагательного или причастия с двумя буквами Н.

Примеры наречий с НН: скованный – скованно, бессонный – бессонно, мгновенный – мгновенно, размеренный – размеренно.

Не всегда в наречиях пишется столько Н, сколько их было в производящей основе.

Исключение – рано (хотя ранний).

Как видно, правила написания одной и двух букв НН суффиксов наречий и существительных совпадают.







Приложение 1

Проверка усвоения базовых (ключевых) моментов для овладения новым материалом

Фронтальный опрос

  1. Определение понятия «наречие». (Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (свернуть вправо), признак другого признака (очень холодный), признак предмета (прогулка пешком)).

  2. На какие вопросы отвечает наречие? (отвечает на вопросы КАК? КУДА? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? и т. д. Например: вчера, сегодня, далеко, здесь, там, поневоле, нарочно, холодно, много, мало, дважды, вдвоём, очень, бегом, по-старому).

  3. Каким членом предложения чаще всего бывает? (В предложении бывает чаще всего обстоятельством).

  4. Какие части речи поясняет наречие? (Общее грамматическое значение наречия как части речи можно определить, исходя из того что в предложении оно чаще всего поясняет глагол или деепричастие и обозначает признак действия: смеясь (как?) весело; бежишь (как?) вприпрыжку; едем (как?) верхом. Наречие примыкает к имени существительному и обозначает признак предмета: шаг (какой?) вперед; прогулка (какая?) пешком; движение (какое?) вправо; пальто (какое?) на вырост. Если наречие поясняет имя прилагательное, причастие, слово категории состояния или другое наречие, то оно обозначает признак признака: слишком грустный рассказ; удивительно красивая панорама; плохо выполненный чертёж; прекрасно поющий юноша; очень хорошо читает стихи; крайне тревожно).

  5. Можно ли склонять или спрягать наречие? (Нет).

  6. С какими частями речи наречие не образует словосочетание? (С местоимениями и числительными).

  7. Какой главный морфологический признак наречия? (Характерной особенностью всех наречий является их неизменяемость: данная часть речи не меняется по родам, числам и падежам).

  8. Есть ли у наречия окончание? (Нет).



Приложение 2

Задания для закрепления новых знаний

Упражнение 336. Спишите словосочетания, раскрывая скобки.

Жить (по)новому, запомнить (крепко)накрепко, гово­рить (с)(глазу)(на)глаз, исполнить (точка)(в)точку, хлопо­тать (по)пустому, тратить время (по)пусту, пойти (куда)либо, знать (мало)мальски, приделать (шиворот)навыворот, приехать (нежданно)негаданно, продвигаться (шаг)(за)шагом, прибыть (во)время, выдать уголь (на)гора, согласиться (в)(конце)концов, распределить (по)ровну, сделать (по)луч­ше и (по)красивее, ворочаться (с)боку (на)бок, сегодня, (по)видимому, будет дождь.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить.

Задание 2. Выпишите, раскрывая скобки, слова с пропущенными буквами.

1. Братья (н...)сколько не сомневались, что отец не будет шутить и сдержит свое слово (М.-С.). 2. Думать было (н...)когда, уходить (н...)куда (Б. П.). 3. Он (н...)где не мог найти работы (Пауст.). 4. До этого случая Шамет слышал много солдатского вранья, но сам (н...)когда не врал (Пауст.). 5. Только казакам (н...)(от)куда взяться (Сер.). 6. (Н.-.)сколько раз я замечал сверху, из сада, Анфису на берегу Быстрой Сосны (Пауст.). 7. Местность кругом была ровная, прятаться было (н...)где (Б. П.). 8. В Головлеве он (н...)(от)куда не встречал не только прямого отпора, но и даже малейшего косвенного ограничения (С.-Щ.). 9. Честно говоря, детские и юношеские годы (н...)когда не обходятся без экзотики (Пауст.). 10. Где (н...)когда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (Н.).

Задание 3. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН.

1. Девочка смуще…о улыбалась. 2. Танцовщица двигалась грациоз..о, медле…о, изящ…о. 3. Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты…о. 4. Зрители начали хлопать преждевреме…о. 5. Мужчине плакать (не)прилич…о. 6. Любил я тай…о. 7. Хвалу приемли равнодуш…о. 8. И медле…о жгли их до утра огнём. 9. Он отнёсся к нам благоскло…о. 10. И многие годы (не) слыш…о прошли. 11. Она выглядит роскош…о.




Приложение 3

Задания для конечного контроля новых знаний


Упражнение 342. Спишите, раскрывая скобки.

I. 1) Потёмкин сложил бумагу в(двое), в(четверо), ввось­меро), стремясь к какой-то последней, уже неделимой дро­би. (Леон.) 2) Одна из девушек бежала в(припрыжку) по шоссе, спускаясь к морю. (Пауст.) 3) И вот я думал, она ударится с(размаху) о берег и разлетится в(дребезги). (Л.)

  1. Обойма уже кончилась, и затвор щёлкал в(пустую). (Ф.)

  2. Вслед за машинами на гору в(рассыпную) взбиралась пехота. (К.С.) 6) Мы сели в кибитку в(троём): Марья Ива­новна с Палашкой и я. (П.) 7) Иногда и сам в(просак) он попадался, как простак. (П.)

II. 1) (С)начала подумай, потом отвечай. 2) Дожди шли беспрерывно (с)начала весны. 3) Как хорош лес (в)начале осени! 4) (В)начале я не почувствовал своеобразной красо­ты горного пейзажа. 5) Все собрались (во)время, никто не опоздал. 6) Кругом было (на)столько красиво, что все за­молкли и с восторгом глядели (в)перёд и (в)верх. 7) (На)сколько километров (в)верх поднялись (без)отдыха альпинисты? 8) Берёзка склонилась (на)бок. 9) (В)ширь и (в)даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 10) (В)даль туманную двигались обозы. 11) Несмотря (на)конец сентября, под Москвой было (по)летнему тепло. 12) Путники (на)конец добрались до реки. 13) Мальчик (в)упор смотрел на меня.


Эталоны ответов

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Влево, справа, засветло, задолго, затемно, досуха, изредка, заново, допоздна, дочиста, наскоро, надолго.

Задание 2. Выпишите, раскрывая скобки, слова с пропущенными буквами.

Нисколько не сомневались, некогда, некуда, нигде, никогда, неоткуда, несколько, негде, ниоткуда, никогда, некогда.

Задание 3. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН.

1. Девочка смущенно улыбалась. 2. Танцовщица двигалась грациозно, медленно, изящно. 3. Как только гости разошлись, сразу стало как-то пустынно. 4. Зрители начали хлопать преждевременно. 5. Мужчине плакать неприлично. 6. Любил я тайно. 7. Хвалу приемли равнодушно. 8. И медленно жгли их до утра огнём. 9. Он отнёсся к нам благосклонно. 10. И многие годы неслышно прошли. 11. Она выглядит роскошно.



Приложение 4

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебником, выполнение упражнений [3, с.217, упр.343].




Приложение 5

Контрольные вопросы (в конце занятия)

1. Чем отличаются наречия от других частей речи?

2. В каких наречиях пишется одна буква н, а в каких — две?

3. В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс , а в каких — суффикс ?

4. Как пишется не с наречиями на  и -e?

5. Как пишутся наречия с дефисом?

6. На конце каких наречий после шипящих пишется мягкий знак?


Ответы

1. Наречия не изменяются в отличие от других частей речи.

2. В наречиях пишется столько «н», сколько в прилагательном или причастия, от которого оно образовано:  медленно (от прил. медленный);  интересно (от прил. интересный).

3. В наречиях с приставками из-, до-, с-  на конце пишется буква а, а наречиях с приставками  в-, на-, за-  пишется на конце о.

4. Не с наречиями на  -о(-е)  пишется слитно: если слово не употребляется без не (негодующе, неистово, нелепо);  если наречие с не можно заменить синонимом: пел негромко (тихо), говорил неискренне (фальшиво);  в отрицательных наречиях:  незачем, некуда, негде, неоткуда.  Не с наречиями на  -о (-е) пишется раздельно:  если есть противопоставление с союзом а:  пел не громко, а тихо;  если к наречию относятся слова далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не:  вовсе не тяжело, ничуть не страшно.

5. Через дефис пишутся наречия:  с приставкой кое-  и суффиксами  -то,  -либо,  -нибудь:  кое-где, где-то, куда-либо, откуда-нибудь;  имеющие приставку по-  и оканчивающиеся на  -ому (-ему),  -ски,  -ьи:  по-иному, по-моему, разделить по-братски, по-волчьи выть;  образованные от порядковых числительных, имеющие приставку  в- (во-)  и суффикс  -ых (-их):  во-первых, в-третьих;  образованные повторением того же самого слова или той же основы:  еле-еле, всего-навсего, мало-помалу.

6. Во всех наречиях после букв «ш»  и  «ч»  пишется «ь».  После буквы «ж» мягкий знак пишется только в слове «настежь».  В словах уж, замуж, невтерпёж «ь» не пишется.




Критерии оценки

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.


Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении заданий, учитываются при выведении оценки.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за работу, в которой допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за работу, в которой допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1».






Список использованных источников


  1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших
    классах [Текст]/ В.Ф. Греков – М.: Просвещение, 2008. - 286с.

  2. Н и НН в наречиях / Образовака [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/n-i-nn-v-suffiksah-narechiy

  3. Правописание наречий / Образовака [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/pravopisanie-narechiy




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!