СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для преподавателей по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для преподавателей по биологии»



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саткинский медицинский колледж»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

на тему: «Прокариотические клетки. Вирусы, строение, особенности жизнедеятельности вирусов.»

ООД. 12 Биология


Специальность 34.02.01 Сестринское дело





















Сатка 2024






Содержание


Методическое пояснение 4

Цели занятия: 5

Тип занятия: 8

Место проведения занятия: 8

Оснащенность занятия: 8

Методы обучения и методические приемы: 9

Межпредметные связи 9

Хронологическая карта занятия 10

Этапы планирования занятия 11

Выводы - заключение 13

Список использованных источников 14

Приложение 1 Карточка самооценки студента 16

Приложение 2 Вопросы………………………………………………………....17

Приложение 3 Ответы: 18

Приложение 4 ……………………………………………………………………19

Приложение 5 20

Приложение 6 ………………….………………………………………………...21

Приложение 7 . 24

Приложение 8 ……………………………………………………………………27

Приложение 9…………………………………………………………………….29









Методическое пояснение


Данная методическая разработка предназначена для подготовки к лекционному занятию преподавателей дисциплины «Биология».

По календарно-тематическому плану на тему «Прокариотические клетки. Вирусы, строение, особенности жизнедеятельности вирусов.» выделено:

Лекция – 90 минут

Значение темы в курсе:

Изучение данной темы в курсе Биология связано с тем, что обучающиеся должны знать строение прокариотических клеток и вирусов.

Целью данного занятия является изучение новой темы. Применение знаний при изучении специальных дисциплин и в практической деятельности. Результаты, полученные студентами на данном занятии, пригодятся в будущей учебе и в специальных дисциплинах.
































Цели занятия:
  1. Образовательные:

- Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы,

-Анализировать, сопоставлять, делать выводы;

  1. Воспитательная:

-показать гармонию всего живого и его целесообразность;

3. Развивающая:

- Развитие познавательных процессов, способностей студентов, развитие логического мышления. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом в области Биологии после изучения темы студент должен:

Знать:

-формы существования клеток;

-жизнедеятельность вирусов.

Уметь:

-объяснить основные определения прокариотических клеток Результаты сформированности компетенций при изучении темы «Уровни организации жизни»:


Компетенции

Наименование результата освоения темы

ОК – 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК - 2.

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК -4.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде


ОК – 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях




















Тип занятия: практическое занятие


Место проведения занятия: кабинет Биологии


Количество часов: 2 часа (90 минут)


Оснащенность занятия:
  • Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа.

  • Программное обеспечение: MS WORD















































Методы обучения:


  1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) -преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и по мере возможности запоминают ее.

  2. Практический – совершенствование, углубление и применение теоретических знаний, умений по практике, стимулирование познавательной деятельности;

  3. Репродуктивный - воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям преподавателя;

Методические приемы:


  1. Рассказ

  2. Демонстрация картинок

  3. Работа с учебником

 

Методы контроля:


  1. Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тест)

  2. Устный

    1. Фронтальный опрос – беседа преподавателя с группой

    2. Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.

  1. Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе с планшетами.



Применение различных методов способствует созданию рабочей обстановки, творческой активности и заинтересованности студентов.

Межпредметные связи
  1. Русский язык

  2. Микробиология



Хронологическая карта занятия


  1. Организационный момент…………………………………………...5 мин.

  2. Проверка выполнения домашнего задания…………………..…....10 мин.

  3. Мотивация учебной деятельности...………………………………...5 мин.

  4. Изучение нового материала………………..………………..……...40 мин.

  5. Закрепление новых знаний……….....………………………….…..15 мин.

  6. Подведение итогов занятия. Рефлексия………..…………….…....10 мин.

  7. Домашнее задание……………………………………………..……..5 мин.

Итого: 90 минут































Этапы планирования занятия


Название этапа

Описание деятельности

Методическое обоснование

Время (мин

Преподаватель

Студенты

1.Организа-ционный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию, внешний вид, отмечает отсутствующих. Раздает карточки самооценок (приложение 1)

Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места. Подписывают карточки самооценок.

Организует и дисциплинирует учащихся, воспитывает аккуратность, ответственность учащихся, самоконтроль.

5 мин

3. Проверка выполнения домашнего задания

Раздает задания с вопросами по предыдущей теме

 (приложение 2).

Показывает правильные ответы на вопросы (приложение 3)



Отвечают на вопросы.

Меняются листочками и проверяют выполнение задания.
(ответы на вопросы - (приложение 3)

Данный этап способствует повторению пройденного материала.

10 мин









2. Мотивация учебной деятельно-сти

Ставит перед студентами проблему. Показывает два документа (приложение 4) Помогает студентам сформулировать тему, цель и задачи урока. Мотивирует учащихся к изучению данной темы.

(см. приложение 5)

Решая проблему, формулируют тему. Ставят перед собой цель занятия. Осмысливают план занятия, ставят перед собой задачи.

Настраивает на целенаправлен-ную деятельность, активизирует внимание, формирует познавательный интерес к занятию.

5 мин

4.Изучение нового материала

Объясняет новый материал. Знакомит студентов с основными понятиями и определениями темы. Рассказывает о том, какие виды вирусов есть.

Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией картинок на экране (приложение 6-7)

Записывают основные определения.

Формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету.

40 мин

7.Закрепление новых знаний

Применяя тестовый контроль, контролирует уровень усвоения урока. (Приложение 8)

Следит за работой студентов.


Выполнение тестовых заданий (3 уровня) с последующей проверкой сверка с эталоном ответов (приложение 9)

Закрепление пройденного материала, определение уровня усвоения урока, развивает умение решать тесты.

15 мин

8.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Преподаватель подводит итоги занятия, дает обобщенную оценку знаний и умений учащихся, уровень их пользования планшетами. Выставляет и объявляет оценки согласно индивидуальной карточки-самооценки студентов.

Итоговая оценка за занятие рассчитывается как среднее арифметическое оценок по. Знания оцениваются по 5–бальной системе.

Дает анализ успешности достижения поставленной цели, перспективы последующей работы.

Студенты принимают участие при подведении итогов. Заполняют карточку самооценки. Слушают преподавателя, обращают внимание на его замечания.

Развивает умение анализировать свои ошибки. Стимулирует интерес к дальнейшему изучению строению тела человека

10мин.

9.Домашнее задание

Предлагает записать домашнее задание: Выучить основные определения »

Записывают домашнее задание.

Домашнее задание дается для закрепления изученного на занятии.

5 мин

Выводы - заключение

Данная методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия по дисциплине «Биология» при изучении организации всего живого.

Методы и приемы обучения, используемые на занятии, помогают достижению поставленных целей.

 
































Список использованных источников:


Основные печатные издания

  1. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 378 с.

  2. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 358 с.


Электронные издания

  1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 357 с. — (Народное просвещение). — ISBN 978-5-534-15630-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509241

  2. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 358 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07499-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494034

  3. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 378 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09603-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489661


Дополнительные источники

  1. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т. 1 / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред.Р. Сопера ; пер. 3-го англ. изд. — 14-е изд. —М. : Лаборатория знаний, 2022 — 454 с.

  2. Павлова, Е. И. Экология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Павлова, В. К. Новиков. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 190 с.

  3. Еремченко, О. З. Биология: учение о биосфере: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. З. Еремченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 236 с.

  4. Блинов, Л. Н. Экология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Н. Блинов, В. В. Полякова, А. В. Семенча ; под общей редакцией Л. Н. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 208 с.

  5. Брюхань, Ф. Ф. Промышленная экология: учебник / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина, Е.Е. Сдобнякова. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. — 208 с.

  6. Несмелова, Н. Н. Экология человека: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Н. Несмелова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 157 с.

  7. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, О. Е. Фадеева; под ред. В. М. Константинова. — М. : Издательский центр «Академия», 2016/ — 336 с.























Приложение 1 Карточка самооценки студента


Ф.И.О.

Ответы на вопросы


ИТОГ




С помощью смайлика, весёлого или грустного оцените свою работу: если вы считаете, что вам ещё нужно поработать над этой темой, то нарисуйте грустного смайлика, если легко справились со всеми заданиями, нарисуйте улыбающийся смайлик:



Критерии оценок за занятие:


  • оценки за вопросы:

  • «5 баллов» – 93-100% (4 правильных);

  • «4 балла» – 76-86% (3);

  • «3 балла» – 64-71% (2);

  • «2 балла» – менее 57% (1).

Итоговая оценка за занятие рассчитывается как среднее арифметическое оценок по теории

















Приложение 2 Ответить на вопросы:

1.Что такое жизненный цикл клеток?

2.Какие дисциплины связаны с биологией?

3.Является ли Биология самостоятельной наукой?

4. Что такое цитокенез?
























Приложение 3 Ответы:


1. Что такое жизненный цикл клеток?

Это период существования клетки с момента образования до её гибели или деления


2. Какие дисциплины связаны с биологией?

Микробиология, генетика, гигиена, фармакология, химия.


3. Является ли Биология самостоятельной наукой?

Да, является


4. Что такое цитокенез?

Физический процесс деления цитоплазмы родительской эукариотической клетки между двумя дочерними.

























Приложение 4


Значение темы в курсе:

Изучение данной темы в курсе Биология связано с тем, что учащиеся должны знать строение всего живого

Целью данного занятия является изучение новой темы.

Результаты, полученные студентами на данном занятии, пригодятся в будущей учебе и работе с пациентами.

Приложение 5

Что вы видите на картинке?




Приложение 6


Прокариотические клетки были первыми живыми организмами, появившимися на Земле, они имеют наиболее простое строение. На сегодняшний день к прокариотам (доядерным) относят бактерий и архей, все они одноклеточные организмы (редко образуют колонии). Цианобактерий (они же синезеленые водоросли) относят к бактериям в ранге типа.

Прокариоты (лат. Procaryota, от др.-греч. πρό — «перед» и κάρυον — «ядро») — одноклеточные живые организмы, у которых отсутствует оформленное клеточное ядро.

Прокариоты — это нетаксономическая группа организмов, объединяющая бактерий и архей по признаку отсутствия у них ядра. Бактерии и археи выделяются в рангах разных надцарств (доменов), они отличаются между собой многими биохимическими процессами и, как считается, имеют разные эволюционные пути. Кроме них, третьим надцарством являются эукариоты.

У них нет ядра, настоящих мембранных органелл, клеточного центра. У ряда групп бактерий есть впячивания цитоплазматической мембраны, которые выполняют различные функции за счет локализации на них тех или иных ферментов. У цианобактерий есть фотосинтетические мембраны (везикулы, тилакоиды, хроматофоры), образованные из клеточной мембраны. Они могут сохранять с ней связь, а могут быть и обособленными.

Генетический материал прокариот находится в цитоплазме. Основной его объем сосредоточен в нуклеоиде — кольцевой молекуле ДНК, в одном месте прикрепленной к цитоплазматической мембране. Она не связана с белками гистонами как у эукариот. В прокариотических клетках по-другому регулируется реализация генетической информации. Кроме нуклеоида есть еще плазмиды (мелкие кольцевые молекулы ДНК). Почти вся ДНК транскрибируется (в то время как у эукариот обычно менее половины).

Прокариоты почти всегда гаплоидны. Новые клетки образуются путем бинарного деления, перед этим нуклеоид удваивается. У прокариот нет процессов митоза и мейоза.


Их рибосомы мельче, чем эукариот.

Цитоплазма прокариот почти неподвижна. Не характерно амебоидное движение.

Поступление в прокариотическую клетку веществ осуществляется за счет осмоса.

Есть автотрофы и гетеротрофы. Автотрофный способ питания осуществляется не только путем фотосинтеза, но и за счет хемосинтеза (энергия поступает не от солнечного света, а от химических реакций окисления различных веществ).

Согласно симбиотической гипотезе, в процессе эволюции от внедрившихся в другую клетку определенных групп прокариотических клеток произошли митохондрии и пластиды.

Клетки бактерий отличаются разнообразной формой (палочковидные, округлые, извитые и др.). У них есть сложная клеточная оболочка (состоящая из клеточной стенки, капсулы, слизистого чехла), жгутики и ворсинки.

Большинство архей хемоавтотрофы. Археи не образуют спор и среди них нет паразитов.

Итак, переходим к вирусам.

Приложение 7

Вирусы, строение, особенности жизнедеятельности вирусов.

Впервые существование вируса (как нового типа возбудителя болезней) доказал в 1892 году русский учёный Д. И. Ивановский. Вирусы (от лат. virus [ви́рус] — «яд») — микроскопические частицы, способные заражать живые организмы. Их изучением занимается раздел микробиологии — наука вирусология.

Характерные признаки:

1. Крошечный размер. Вирусы настолько малы, что увидеть их можно лишь в электронный микроскоп. Их величина колеблется от 15 до 400 нанометров (это примерно одна сотая толщины самого тонкого человеческого волоса).

2. Простое строение. Иногда вирусы рассматривают как гигантские молекулы нуклепротеидов. Или как генетические элементы, состоящие из ДНК и РНК и покрытые белковой или белково-липидной оболочкой.

3. Инертность вне клетки. Расти, питаться и размножаться вирусы способны, лишь находясь внутри клетки. В противном случае они кристаллизуются подобно неживой материи (но сохраняя при этом свои свойства).

4. Гибель клетки-хозяина. Жизнедеятельность и размножение вируса внутри живой клетки чаще всего приводит к её разрушению и гибели. Отсюда и название – virus (яд).

Существует огромное количество вирусов, которые отличаются по форме, размеру и особенностям жизненного цикла. В то же время у них есть как минимум одна общая черта — строение. Так, вирусная частица состоит из генома и защищающей его белковой оболочки (капсида).

У некоторых видов также есть внешний липидный слой под названием суперкапсид — часть мембраны клетки, из которой в свое время вышел данный вирус.


В таком геноме могут содержаться ДНК, РНК или обе эти нуклеиновые кислоты сразу. Примечательно, что и РНК, и ДНК могут быть представлены в виде одной или двух цепочек, иметь линейную или кольцевую форму.

Размер генома может очень отличаться — от 2 000 до 1 200 000 нуклеотидов.

Капсид состоит из капсомеров (особых групп белков) и зачастую имеет одну из следующих форм:

палочковидный (нитевидный, спиральный);

икосаэдрический;

продолговатый;

комплексный (гибрид первых двух форм, включающий головку в форме икосаэдра и нитевидный хвост).

Вирус и бактерия: основные отличия

Главные отличия вирусов от бактерий кроются в особенностях строения и жизнедеятельности.

Так, бактерии хоть и состоят всего лишь из одной клетки, однако при этом представляют собой полноценные живые организмы. У них есть оболочка с поверхностными структурами (ворсинки, жгутики), цитоплазма, РНК и ДНК, рибосомы, обеспечивающие синтез белка.

Бактерии имеют обмен веществ и способны синтезировать последние для обеспечения собственной жизнедеятельности, они способны размножаться делением.

Возбудители не могут вести самостоятельную полноценную жизнь: без клетки-хозяина они находятся в неактивной стадии. Для них не характерно клеточное строение — только капсид и генетическая информация.

Вирусная зараза не может расти, потреблять энергию, у него отсутствует обмен веществ. Также он не умеет размножаться делением: для этого необходимо захватить полноценную клетку и «перепрограммировать» ее на производство множества частиц.

Вирусы в среднем в 50 раз меньше бактерий, они проходят через фильтры, не пропускающие бактерии. Именно это долгое время не позволяло обнаружить, что именно находится в инфицированных тканях.

Бактерии можно увидеть в световой микроскоп, а вирусные производные — только в электронный.

Жизненный цикл вирусов

В жизненном цикле заразы обычно выделяют следующие этапы, которые могут взаимно перекрываться:

  • Прикрепление к клетке;

  • Проникновение в клетку;

  • Репликация;

  • Сборка новых вирусных частиц;

  • Выход из клетки.

Приложение 8

1. Основное отличие прокариот от эукариот заключается в том, что:

а) у прокариот нет оформленного ядра;

б) у прокариот нет ДНК;

в) у прокариот нет РНК;

г) прокариоты не имеют клеточного строения.


2. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Прокариоты и эукариоты». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Клеточные организмы делят на прокариот и эукариот.

(2) Прокариоты – доядерные организмы.

(3) К прокариотам относят бактерии, водоросли, грибы.

(4) Прокариоты – одноклеточные организмы, а эукариоты – многоклеточные организмы.

(5) Прокариоты и эукариоты могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами.

(6) Все автотрофные организмы используют солнечную энергию для синтеза органических веществ из неорганических.

(7) Сине-зелёные – это водные или реже почвенные прокариотные автотрофные организмы.


3.Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:
а)нуклеиновая кислота проникает в клетку хозяина;
б) клетка теряет способность к репродукции;
в) разрушает митохондрии в клетке хозяина;
г) ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка.


4. Вирусы размножаются:
а) только в клетке хозяина;

б) самостоятельно;

в) варианты а и б;

г) не способны к размножению.


5.  Вирусные частицы называются:

а) вибрионы;

б) вирионы;

в) эмбрионы;

г) гаметы


6. Вирусы относятся к доклеточным организмам потому, что они:
а) не содержат ядра;

б) не способны к самостоятельному обмену веществ;

в) являются паразитами;

г) не имеют органоидов.


7. Вирусы были открыты в:

а) 1828 году;

б) 1865 году;

в) 1892 году;

г) 1900 году


8. Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.

А. Встраивание ДНК бактериофага в клетку-хозяина.

Б. Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага.

В. Прикрепление бактериофага к оболочке бактерии.

Г. Проникновение ДНК бактериофага в клетку бактерии.

Д. Выход бактериофага из клетки, заражение других.

Е. Самосборка вирусов.


Приложение 9

Ответы

1. А

2. 257

3. Г

4. А

5. Б

6. Б

7. В

8. ВГАБЕД



32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!