СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Детский хор и сценодвижение

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мире хорового искусства детский хор занимает особое место. Это группа юных певцов, которые проявляют потенциал и талант в области музыки и вокала на ранних стадиях своего развития. Одной из важнейших составляющих успешного выступления детского хора является сценодвижение - хореографическое движение, которое сопровождает исполнение произведений.

Сценодвижения в исполнении детского хора являются важным элементом программы и придают выступлениям эмоциональность и визуальную привлекательность. В зависимости от произведений, которые хор исполняет, сценодвижения могут быть разнообразными и занимательными.

Сценодвижения могут включать в себя разнообразные хореографические элементы. Хористы могут выполнять танцевальные движения, ритмичные похлопывания руками или даже более сложные фигуры, которые акцентируют настроение песни. При этом, важно, чтобы движения хористов были синхронными и чёткими, чтобы вызвать у зрителей эстетическое удовлетворение.

В целом, сценодвижения детского хора во время исполнения произведений имеют целью создать эстетическое впечатление у зрителей. Они умело сочетают в себе элементы декорации, хореографии и использование реквизита, чтобы захватить внимание публики и передать эмоциональный заряд, который они ощущают при исполнении песни. Безусловно, сценодвижения придают выступлению детского хора особую прелесть и помогают создать аккуратный и гармоничный образ на сцене.

Конечно развивать сценическое мастерство хора должен профессиональный хореограф, который знает все тонкости движений под ту или иную музыкальную композицию, но, когда в ДМШ или ДШИ нет возможности совместной работы с хореографом хормейстер может сам придумывать и ставить простейшие движения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Детский хор и сценодвижение»

Управление культуры МОГО Сыктывкар

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» п. г. т. Седкыркещ











Методическая разработка

Детский хор и сценодвижение





















г. Сыктывкар, 2023 год



Аннотация:

Методическая разработка посвящена работе над сценодвижением с детским хором в детской музыкальной школе и школе искусств.

Данная работа может быть полезна педагогам детских музыкальных школ и школ искусств, а также родителям.

При написании данной работы автор использовал вокально-хоровую методическую, хореографическую и педагогическую литературу, а также собственный педагогически опыт.













Разработана преподавателем МБУДО «ДМШ» п. г. т. Седкыркещ

Артеевой И. А.

Оглавление

Введение: 4

1. Сценодвижение как неотъемлемая часть выступления детского хора. 6

1.1 Связь музыки и движения. 6

1.2 Работа над дыханием детского хора во время движения 7

2. Виды сценодвижений детского хора во время исполнения произведений 9

2.1. Элементы движений. 9

2.2. Примеры сценодвижений. 10

3. Методы тренировки и подготовки детского хора к совместному исполнению музыкальных произведений со сценодвижением. 12

Заключение: 14

Список используемой литературы 16





Введение:

В мире хорового искусства детский хор занимает особое место. Это группа юных певцов, которые проявляют потенциал и талант в области музыки и вокала на ранних стадиях своего развития. Одной из важнейших составляющих успешного выступления детского хора является сценодвижение - хореографическое движение, которое сопровождает исполнение произведений.

Сценодвижения в исполнении детского хора являются важным элементом программы и придают выступлениям эмоциональность и визуальную привлекательность. В зависимости от произведений, которые хор исполняет, сценодвижения могут быть разнообразными и занимательными.

Сценодвижения могут включать в себя разнообразные хореографические элементы. Хористы могут выполнять танцевальные движения, ритмичные похлопывания руками или даже более сложные фигуры, которые акцентируют настроение песни. При этом, важно, чтобы движения хористов были синхронными и чёткими, чтобы вызвать у зрителей эстетическое удовлетворение.

В целом, сценодвижения детского хора во время исполнения произведений имеют целью создать эстетическое впечатление у зрителей. Они умело сочетают в себе элементы декорации, хореографии и использование реквизита, чтобы захватить внимание публики и передать эмоциональный заряд, который они ощущают при исполнении песни. Безусловно, сценодвижения придают выступлению детского хора особую прелесть и помогают создать аккуратный и гармоничный образ на сцене.

Конечно развивать сценическое мастерство хора должен профессиональный хореограф, который знает все тонкости движений под ту или иную музыкальную композицию, но, когда в ДМШ или ДШИ нет возможности совместной работы с хореографом хормейстер может сам придумывать и ставить простейшие движения.







1. Сценодвижение как неотъемлемая часть выступления детского хора. 1.1 Связь музыки и движения.

Сценодвижение детского хора – это чудесное зрелище, которое сочетает в себе музыку и движение. В процессе выступления, дети не просто поют, они также активно двигаются, передавая эмоции и смысл песен.

Связь музыки и движения в сценодвижении детского хора особенно важна, так как она помогает передать атмосферу песни, создать интересный и визуально привлекательный образ. Дети на сцене выражают свои эмоции не только голосом, но и телом, создавая неповторимую и динамичную картину.

Музыка влияет на движение детского хора, определяя его ритм и характер. Каждая нота, каждый аккорд подсказывает детям, какие движения нужно совершить. В зависимости от мелодии и текста песни, дети могут танцевать, поворачиваться, взмахивать руками или делать другие движения, которые соответствуют настроению и содержанию музыкального произведения.

Чтобы сценодвижение детского хора было гармоничным и слаженным, требуется хорошая работа над хореографией. Детям показывают, какие движения нужно выполнять на определённых моментах песни, и они учатся их запоминать и повторять. Музыка помогает зрительно структурировать движения и сделать их чёткими и согласованными.

Однако связь музыки и движения в сценодвижении детского хора не сводится только к хореографии. Музыка также влияет на эмоциональное состояние детей, поднимает настроение и помогает передать глубину и смысл песни. Дети, исполняя свои роли, оживляя персонажей или передавая эмоции, выражаются не только своим голосом, но и всем своим существом.

Сценодвижение детского хора – это уникальное искусство, где музыка и движение взаимодействуют друг с другом, создавая волшебное представление на сцене. Оно помогает развить музыкальные и танцевальные навыки у детей, а также способствует развитию их художественного вкуса и воображения. Кроме того, сценодвижение хора учит детей работать в команде, быть слаженными и отточенными в своих выступлениях.

В результате сценодвижение детского хора превращается в настоящий театральный спектакль, где каждый ребёнок – актёр, исполняющий свою роль и выражающий себя через музыку и движение. Это не только радует глаз и уши зрителей, но и наполняет сердца всех присутствующих особым волшебством музыки и искусства.

1.2 Работа над дыханием детского хора во время движения

Важность правильного дыхания в музыкальном исполнении не может быть преувеличена, особенно в случае детского хора. В хоре каждый член коллектива должен научиться контролировать своё дыхание, чтобы обеспечить качественное исполнение песни, сохраняя одновременно энергию и гармонию движения.

Работа над дыханием детского хора во время движения начинается с осознания каждым участником необходимости правильного дыхания. Дети должны понимать, что техника дыхания - основа музыкального исполнения. В первую очередь, им необходимо научиться выполнять глубокие дыхательные упражнения, которые помогут им контролировать и улучшать качество своего голоса. Эти упражнения могут включать в себя расслабление мышц шеи, плеч и живота для достижения наилучшего потока воздуха.

Детский хор работает смотрено структурированными тренировочными методиками, которые максимизируют контроль над дыханием детей во время движения. Например, музыкальный руководитель может использовать тактические указания, чтобы подчеркнуть места в песне, где необходимо вдохнуть и выдохнуть, создавая единый, хореографированный движущийся образ. Детский хор может также работать над специализированными упражнениями, направленными на укрепление дыхательных мышц и улучшение контроля над высотой и длительностью ноты.

Участники детского хора также могут проводить практику дыхания во время движения. Они учатся балансировать своё дыхание и движение, чтобы достичь гармонии между двумя. Это позволяет детскому хору создавать эстетически привлекательные выступления, где каждый участник исполняет свою партию с точностью и осознанностью. Практика дыхания во время движения помогает детям развить внимание к деталям, координацию и контроль над своим телом и голосом.

Работа над дыханием детского хора во время движения требует терпения и постоянной практики. Однако, с опытом и тренировкой, дети смогут достичь превосходных результатов. Они научатся не только контролировать своё дыхание, но и использовать его для выражения эмоций и передачи силы и энергии музыкального произведения. Эта работа над дыханием позволит детскому хору воплощать красоту и синхронность в каждом своём выступлении, создавая магию и впечатляющий эффект для аудитории.

В итоге, работа над дыханием детского хора во время движения является неотъемлемой частью тренировок и репетиций. Она позволяет участникам детского хора развивать свои музыкальные навыки, исполнять песни с качеством и аутентичностью, а также оставаться энергичными и синхронизированными в движениях. Это создаёт особую гармонию и впечатляющий результат, который с гордостью демонстрируется детским хором перед аудиторией.



2. Виды сценодвижений детского хора во время исполнения произведений 2.1. Элементы движений.

Элементарные движения в хоре – это основные технические элементы, которые исполнители используют для создания хореографического образа и передачи определённых эмоций и выражений. В этом процессе каждое движение имеет свой собственный смысл и значение.

Одним из элементарных движений является плотность тела, где хористы используют разные части своего тела для создания иллюзии движения. Они могут изменять направление, форму и выражение своего тела, чтобы передать определённое настроение или идею.

Ещё одно важное элементарное движение – это перемещение в пространстве. Хористы могут передвигаться по сцене, используя различные пути и направления. Они могут ходить, бежать, прыгать или выполнять более сложные пассы, чтобы создать динамичность и разнообразие в своём исполнении.

Также существуют элементарные движения, связанные с частями тела. Например, руки и ноги могут выполнять разные движения, такие как подъёмы, опускания, повороты, захваты и многое другое. Хористы могут сочетать эти движения, чтобы создать интересные и красивые комбинации.

Расстановка тела является ещё одним важным элементарным движением. Она определяет положение тела в пространстве и может создавать эффекты равновесия или дисбаланса. Хористы могут сгибать, прогибать, разворачивать или закруглять своё тело, чтобы создать определённую форму или линию.

Наконец, элементарные движения также могут быть связаны с выражением лица. Хористы могут использовать мимику, чтобы передать определённые эмоции и реакции. Они могут улыбаться, смотреть серьёзно, показывать грусть или радость, чтобы усилить свою хореографию и связаться с аудиторией.

Все эти элементарные движения в хоре имеют свойства, которые могут изменяться в зависимости от стиля или жанра танца. Они могут быть отточены и улучшены через тренировку и постоянное развитие, что позволяет исполнителям создавать уникальные и выразительные хореографии.

2.2. Примеры сценодвижений.

Движение в хоре во время пения играет важную роль в создании эффектного и гармоничного выступления. Они помогают подчеркнуть музыкальную интерпретацию песни и оживить выступление хора. Ниже приведены примеры движений, которые могут быть использованы в хоре:

1. Шаг вперед-назад: Это простое движение создает ощущение движения в пространстве и позволяет хору выразить энергию и ритм песни.

2. Разводка рук: Хор может синхронно открывать руки в стороны и затем снова смыкать их вдоль тела. Это движение добавляет динамики к выступлению и помогает визуально интерпретировать музыку.

3. Повороты тела: Хористы могут поворачивать свои тела в одну сторону или другую в зависимости от музыкальных акцентов. Это создаёт визуальное взаимодействие и удивительные эффекты при пении.

4. Поднятие и опускание рук: Хор может совместно поднимать и опускать руки в темпе музыки. Это движение может быть использовано для подчеркивания сильных тематических моментов песни.

5. Волнообразные движения: Хористы могут создавать волну движения, передвигая свои руки или тела от одного конца состава к другому. Это добавляет артистический элемент и гармонию к выступлению.

Каждый хор может использовать эти примеры движений в зависимости от своего репертуара, стиля и контекста выступления. Важно помнить, что движения должны быть согласованы и естественными для хористов, чтобы они могли максимально передать эмоциональность и смысл песни. Применяя эти движения с профессионализмом и точностью, хор сможет создать незабываемое выступление перед аудиторией.

3. Методы тренировки и подготовки детского хора к совместному исполнению музыкальных произведений со сценодвижением.

Тренировка и подготовка детского хора к совместному исполнению музыкальных произведений со сценодвижением требует систематического подхода и специальных методов. Вот некоторые из них:

1. Вокальная техника: Регулярные занятия по развитию вокальной техники помогут участникам хора развить правильное дыхание, артикуляцию и выразительность в исполнении.

2. Физическая подготовка: Участникам хора следует проводить тренировки, направленные на развитие физической выносливости и гибкости, так как исполнение музыки со сценодвижением требует активного движения и координации.

3. Интерпретация текста и музыки: Хористы должны уметь понимать и интерпретировать тексты песен, а также музыкальные особенности произведения. Это поможет им передать эмоции и смысл песни через свое исполнение.

4. Работа со сценарием: При совместном исполнении музыки со сценодвижением, хористы должны быть готовы работать с режиссером или хореографом для создания согласованного и эффективного движения на сцене. Это включает в себя понимание сюжета, развития персонажей и темпа произведения.

5. Групповая работа: Регулярные репетиции и коллективная работа помогут участникам хора развить чувство сотрудничества и слаженности в исполнении. Важно учиться слушать друг друга и работать вместе как единое целое.

6. Повторение и совершенствование: Постоянное повторение и оттачивание исполнения поможет младшему хору достичь высокого уровня подготовки.

Регулярные открытые репетиции и выступления также помогут участникам хора привыкнуть к исполнению на публике и сцене.

Важно помнить, что тренировка и подготовка младшего хора к совместному исполнению музыки со сценодвижением требует времени, терпения и постоянной практики. Чем больше усилий и энергии будет вложено в подготовку, тем лучше будет итоговое исполнение.



Заключение:

Детский хор - это уникальная часть хорового искусства. Участие в нем помогает развивать музыкальные способности и эмоциональный интеллект у детей. Сценодвижение, сочетающееся с вокальным исполнением, придаёт выступлениям детского хора эстетическую привлекательность и профессионализм. Регулярные тренировки и интенсивное практическое обучение помогают хористам совершенствоваться и достигать высоких результатов в этой области.

В заключение хотелось бы подвести итоги и подчеркнуть значимость детского хора и сценодвижения в современном образовательном пространстве. Исследования показывают, что участие в хоре и сценической деятельности способствует развитию множества навыков и компетенций у детей, формированию художественных предпочтений и культурного восприятия.

Первым и, безусловно, одним из важнейших аспектов является развитие музыкального слуха. Детский хор способствует совершенствованию слухового восприятия, обучает распознаванию музыкальных интонаций, аккордов и мелодий. Также, благодаря регулярным репетициям и выступлениям, дети учатся работать в коллективе и развивать важный навык слушания других исполнителей.

Не менее важным аспектом является развитие творческого мышления. Сценодвижение, как неотъемлемая часть хора, подразумевает создание эмоциональных образов, передачу мыслей и чувств через движение тела. Дети учатся в сценических постановках выражать свои эмоции, а также развивают фантазию и способность самостоятельно создавать и задумывать сценические образы.

Кроме того, участие в хоре и сценической деятельности помогает детям развивать уверенность в себе и самооценку. Регулярные выступления перед публикой помогают преодолевать страх перед аудиторией и научиться контролировать свои эмоции на сцене. В перспективе это может стать незаменимым навыком для детей в будущем, когда им придётся выступать и выстраивать отношения с другими людьми в различных сферах жизни.

Таким образом, детский хор и сценодвижение являются важными составляющими в развитии детей. Они помогают детям развивать музыкальный слух, творческое мышление, уверенность в себе и самооценку. Кроме того, сценическая деятельность формирует у детей важные социальные навыки, такие как работа в коллективе, слушание и взаимодействие с другими людьми на сцене. Все эти аспекты делают детский хор и сценодвижение неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя разностороннему развитию детей и формированию их художественного вкуса и культурного восприятия.



Список используемой литературы



  1. Гордеева Л.В. Развитие музыкального восприятия и музыкального мышления детей, - М: М-диод, 2006 г.

  2. Зайцев А.А. Теория и практика хорового искусства: руководство для детских коллективов, - М: Музыка, 1971 г.

  3. Иванова Е.А. Театральные искусства России: история и современность, - М: Просвещение, 2002 г.

  4. Кузнецов П.Г. Русская народная песня: от истоков до современности, - С.Пб.: Композитор, 2021 г.

  5. Лебедев Н.В. Хоровое дело в России: традиции и современность, - М. Музыка, 1975 г.

  6. Николаева М.А. Методика голосового воспитания детей в хоре, - М. Музыка, 1984 г.

  7. Петров В.И. Русская оперная традиция - С.Пб.: Композитор, 2006 г.

  8. Семенова О.Н. Детская хоровая академия: история и методика, - М.: Музыка, 2002 г.

  9. Соловьев В.П. Русская классическая музыка: история и анализ, - С. Пб. Композитор, 2004 г.

  10. Степанова Е.Д. Основы хороводства для детского хора, - М. Музыка, 1989 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!