СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Час Истории "День Народного единства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения мероприятия по тематике патриотического воспитания студентов среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Час Истории "День Народного единства"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «ШАХУНСКИЙ КОЛЛЕДЖ АГРАРНОЙ ИНДУСТРИИ»



Час истории « День народного единства»

.







г.Шахунья 2022г

Аннотация.

Методическая разработка предназначена для проведения мероприятия по тематике патриотического воспитания студентов среднего профессионального образования. Данная методическая разработка направлена на:

1) формирование представлений о новом российском празднике, его истоках и значении;

2) раскрытие значения и роли праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершения смуты на Руси;

3) формирование у обучающихся понятия о многогранности исторических явлений в жизни России и судьбах соотечественников;

4)актуализацию сведений о роли российского народа в исторических событиях, о влиянии отдельной личности на эти события;

5)формирование у обучающихся способности определять собственные позиции по отношению к событиям современной жизни.

Информационно-познавательный час проводится в форме беседы, с элементами интеллектуального творческого взаимодействия между воспитателем и обучающимися. При подготовке и проведении мероприятия использованы не только традиционные формы работы, но инновационные: коммуникационные и мультимедийные технологии. Работа направлена на активизацию личностного сопереживания, анализ и оценку понятия Родина и всего, что связано с этим понятием. Данное мероприятие сопровождается насыщенной иллюстрациями и информационным материалом презентацией, которая является его лаконичным мультимедиа сопровождением.











Введение.

«Очень важно для любой страны, для любого народа, а для такой
сложной страны и многообразной страны как Россия, с ее
многонациональным, многоконфессиональным составом, важно
остановиться раз в году, вспомнить, что и когда с нами было, что и когда с нами происходило, что связано с нашими победами и триумфами, а что - с поражениями и трагедиями…»


Президент России В. В.Путин

У каждого народа есть славные воинские победы, память о которых передается из поколения в поколение. На таких победах воспитывается дух нации, гордость за величие исторических предков. Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество.


День народного единства имеет большую историю и огромный исторический и патриотический смысл. В сознании народов России
праздничный ноябрьский день прошел небывалую трансформацию от
праздника «великого октября-красного дня календаря» до дня единства, праздника, когда надо задуматься и сделать выводы о сути
патриотизма и духе российского народа и страны. Именно в юном возрасте
должно прийти правильное осознание не только истории праздника, но и основ патриотизма. Этот праздник был установлен в честь исторических событий, произошедших в России четыре века назад. Сегодня многих людей
интересует красная дата календаря – 4 ноября, и для чего современности
России вдруг понадобилось это самое «народное единство».

В разработке данного мероприятия раскрыт процесс последовательности возникновения праздника «4 ноября – День народного единства», способствующий формированию и развитию патриотических чувств, гражданской позиции, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства; любознательность и любопытство к традициям и обычаям своей страны. Отражены воспитательные моменты у молодежи возродить гордость, что мы родились и живем в России; чувство уважения к защитникам государства и ответственность за судьбу Родины; призывает молодежь осознанно защищать нашу Державу от врагов, держаться вместе, быть едиными и только тогда, мы сильны и непобедимы!







Час истории « День народного единства»

Цель: дать представление о новом празднике, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершения смуты на Руси.

Образовательная цель: формировать знания студентов по истории России.

Воспитательная цель: воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство патриотизма, ответственности за судьбу своей страны; сплочение коллектива обучающихся.

Развивающая: развивать умение анализировать исторические факты, сопоставлять, делать выводы; формировать навыки самоконтроля.

Методы: использование ИКТ, словесный (сообщения, чтение стихотворения), наглядный (просмотр презентации и видеоролика)

Формы: информационно-познавательный час.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, звукозапись гимна России, видеоролик,изображение государственного герба и флага.


Берегите Россию - нет России другой.

Берегите ее тишину и покой.

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите Россию, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Россию - нет России другой!


Ход классного часа.


I. Организационный момент

Проверить готовность участников к беседе.

II .Вступительная часть. Сообщение темы и цели.

1. Вступительное слово.

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые друзья! Прежде, чем мы начнем наше мероприятие, давайте выясним, какой праздник в ноябре наша страна отмечет? (4 ноября – День народного единства)

Итак, тема нашей беседы: «День народного единства». Сегодня мы поговорим о российском празднике, его истоках и значении.

- Может быть, кто- то из вас знает, что символизирует этот праздник?

- Почему возникла необходимость возродить этот праздник?

- Какие события стали основой народного единения, и кто был во главе национального единства? (студенты высказывают свои предположения о празднике).

Воспитатель: Я вижу, вы затрудняетесь дать полный ответ на данные вопросы. Эти и другие вопросы нам и предстоит сегодня рассмотреть. Сегодня кто-то из вас узнает что-то для себя новое, кто-то вспомнит, что знал уже ранее. Будьте внимательными к той информации, которую вы услышите

III. Основная часть.

Воспитатель:: День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны. 16 декабря 2004 года президент России   В. В. Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства.

Просмотр видеофильма. (Слайд 3)

Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.

История праздника.

Воспитатель. На протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Русь опоясана реками,                

    И дебрями окружена.                

    С болотами и журавлями,                

И   смутным временем в веках.

Смутное время

Воспитатель: 1610–1613 годы – это годы междуцарствия, лихолетья, смуты. Мор, голод, кровавые междоусобицы, вражеские нашествия разорили страну дотла. Смутным временем называли русские люди лихую годину. Это самый тяжелый период в русской истории после монголо - татарского ига. Страна осталась без царя и без царской династии, которая объединяла народ в государство, державу.

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Воспитатель: Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Национальные герои.

Кузьма Минин и Димитрий Пожарский.
Воспитатель:
Так случилось, что войска польской шляхты хозяйничали на русской земле. Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Английские дельцы готовились отторгнуть северную часть России. Дым пожарищ стлался по русской земле, заброшенные поля заросли сорняком. Спасаясь от насилия, крестьяне бежали в леса. Под угрозой находилось само существование независимой России.

И тем не менее нашлись здоровые силы - и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей - Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского, они объединились, чтобы спасти страну. В 1611 году в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился с призывом отдать последнее ради спасения страны, созвал народное ополчение. В него вошли представители всех сословий. Об этом отрывок из фильма.

4 ноября (по новому стилю) 1612 года ополченцы под предводительством Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, польский гарнизон отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей.

Перед вами портреты настоящих героев. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну.




Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.


   

Иван Сусанин.

Воспитатель: Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны. Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы — Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам.  Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

В 1851 году памятник крестьянину Ивану Сусанину — монумент, воздвигнутый в Костроме в честь легендарного подвига во время Смутного времени. Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». 

Воспитатель: Попытка интервентов воспользоваться тяжелым положением России и поставить ее на колени была остановлена силой русского оружия, пронизанного духом единства, веры и искренней любви к Родине.

Поэтому освобождение русской столицы 4 ноября 1612 г. стало символом не только воинской славы, но и духовного единства нашего народа.

Победой вписана строка, 

И славит стих былых героев,
    Поверг народ врагов-изгоев,
    Обрел свободу на века!

Воспитатель: 4 ноября мы празднуем как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа, которого бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть.

Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны! Не только от польской интервенции, но и от внутреннего разложения. Для нас День 4 ноября - праздник объединения общества, взаимопонимания и уважения к своей истории, к людям, которые ее создают, и напоминание о том, что только в единении наша сила и залог процветания России, ее величия и могущества.



Россия сегодня.

Воспитатель: Сегодняшняя Россия далека от процветания и благоденствия. Ведь мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «Велика Россия, но сила ее в единстве».

Давайте вспомним тяжелые периоды лихолетья для страны, когда нарушилось единство.

  • Армения.

В 1988 год – землетрясение в Армении. Эта беда унесла тысячи жизней. На развалинах городов и деревень героически, днем и ночью трудились спасатели-добровольцы, приехавшие из всех республик тогдашнего Советского Союза, из многих стран мира.

Пострадавших принимали во всех уголках СССР, как родных. Люди слали деньги, вещи, медикаменты.

2.Чернобыль

26 апреля 1986 год – эта дата навсегда вошла в историю. В этот день произошла крупнейшая авария на Чернобыльской атомной станции.

3. Крымск

6 июля 2012 года – на города и поселки Краснодарского края обрушилась страшная трагедия - наводнение. Сильнее всего пострадал г. Крымск.

4.Дальний восток

Сентябрь 2013 года - на Дальнем Востоке крупномасштабное наводнение. Тонут Хабаровский и Приморский край, Амурская и Магаданская области, Республика Саха и Еврейская автономная область. Выше всего вода поднялась в населённых пунктах на берегах Амура.

5.Северная Осетия

Захват бесланской школы №1 - это террористический акт, совершенный в г. Беслан 1 сентября 2004 года. Почти три дня террористы-смертники держали в заложниках более тысячи человек, погибли безвинные дети, взрослые. Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство.

Воспитатель: Но есть в истории любого государства события, оценка которых не подлежит сомнению, не изменяется веками и не изменится никогда.

В нашей истории много и светлых ,и славных страниц, но, увы, не меньше – темных и скорбных. Но хочется верить, что впереди у нашего Отечества счастливая судьба. Ведь в русской истории не раз бывало, когда тяжелые годы бед и невзгод оставались позади, и жизнь потихоньку налаживалась и входила в свою колею. И в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за нее. Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, забывать обиды. Давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем такие слова:

Главное – вместе!
Главное – дружно! 
Главное – с сердцем, горящим в груди! 
Нам равнодушных в жизни не нужно! 
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Викторина.

Воспитатель: А   сейчас, ребята, давайте   мы проверим посредством викторины, как вы усвоили полученную информацию на кураторском часе.

Викторина «По тропинкам истории».

  • Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года? (Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город, освободив Москву от польских интервентов)

  • В каком году и где был установлен первый памятник Минину и Пожарскому?

(На Красной площади в Москве в 1818 году был установлен памятник Минину и Пожарскому.)

  • Какие страницы истории свидетельствуют о единении народов?

(Полтавская битва, война с Наполеоном, ВОВ, стихийные бедствия…)

  • С какого года День народного единства стал государственным праздником?

( с 16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы», одной из которых было введение нового праздника – Дня народного единства – 4 ноября.)

5. Как звали национального героя того времени? (Иван Сусанин)

6. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
(День народного единства).



IV. Завершение:

Рефлексия.

-Какие чувства у вас вызвало мероприятие? Чувства гордости, что мы родились и живем в России; чувство уважения к защитникам государства и ответственность за судьбу Родины.

- Какие главные слова прозвучали в нашей беседе?

Родина, народ, единство, Отчизна, патриот.




Исполняется гимн России

Воспитатель: Сегодня мы говорили о празднике – Дне народного единства. Надеюсь, каждый из вас нашёл для себя что-то интересное и полезное. Запомните чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Источники:

http://www.uroki.net/docklruk/docklruk107.htm

http://vospitatel.edu54.ru/sites/default/files/upload/2010/10/Tiema_2.doc

http://74216s005.edusite.ru/DswMedia/dned.doc

http://festival.1september.ru/articles/537559/

http://www.4november.ru/ - информация о празднике 4 ноября;

http://www.liveinternet.ru/users/bonny_bly/blog/ - информация об Иване Сусанине;

http://www.solnet.ee/holidays/s31_2.html - информация о празднике ДЕНЬ народного единства;

http://srn-fareast.ucoz.ru/_ph/4/2/365299992.jpg - Князь Дмитрий МихайловичПожарский;

http://www.solnet.ee/holidays/s31_1.html - стихотворения о празднике.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!