СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Базовые виды физкультурных упражнений"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка будет полезна преподавателям физической культуры колледжей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Базовые виды физкультурных упражнений"»




















«Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивно деятельность: Баскетбол. Футбол. Волейбол. Лыжный спорт. Легкая атлетика. Гимнастика. Подвижные игры. Туризм. Плавание»



















Оглавление

Рабочая программа дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности». 5

1. Цель реализации программы 5

2. Содержание. 5

Тема 1. Исторический очерк развития футбола. 5

Содержание учебного раздела: 5

Лекция. 5

Тема 2. Техника игры в футбол и техническая подготовка футболистов. 6

Содержание учебного раздела: 6

Лекция. 6

Тема 3. Тактические особенности игры в футбол. 7

Содержание учебного раздела: 7

Лекция. 7

Тема 4. Легкая атлетика как вид спорта. 8

Содержание учебного раздела: 8

Лекция. 8

Тема 5. Техника видов легкой атлетики. 8

Содержание учебного раздела: 8

Лекция. 9

Тема 6. Обучение технике легкоатлетических видов. 9

Содержание учебного раздела: 9

Лекция. 9

Тема 7. Спортивные техники бега. 10

Содержание учебного раздела: 10

Лекция. 10

Тема 8. Спортивные техники прыжков. 11

Содержание учебного раздела: 11

Лекция. 11

Тема 9. Спортивная техника метания. 12

Содержание учебного раздела: 12

Лекция. 12

Тема 10. История развития и характеристика игры в гандбол. 13

Содержание учебного раздела: 13

Лекция. 13

Тема 11. Техника игры и ее совершенствование. 14

Содержание учебного раздела: 14

Лекция. 14

Тема 12. Тактика игры в гандбол. 15

Содержание учебного раздела: 15

Лекция. 15

Тема 13. Исторический очерк развития плавания. 16

Содержание учебного раздела: 16

Лекция. 16

Тема 14. Методика обучения плаванию. 17

Содержание учебного раздела: 17

Лекция. 17

Тема 15. История развития баскетбола. 18

Содержание учебного раздела: 18

Лекция. 18

Тема 16. Основы баскетбола. 19

Содержание учебного раздела: 19

Лекция. 19

Тема 17. Техника нападения и защиты в баскетболе. 20

Содержание учебного раздела: 20

Лекция. 20

Тема 18. Тактика нападения и защиты в баскетболе. 21

Содержание учебного раздела: 21

Лекция. 21

Тема 19. История развития волейбола. 22

Содержание учебного раздела: 22

Лекция. 22

Тема 20. Техника игры в волейбол. 23

Содержание учебного раздела: 23

Лекция. 23

Тема 21. Методика тренировки в волейболе. 24

Содержание учебного раздела: 24

Лекция. 24

Тема 22. Хоккей как вид спорта и физического воспитания. 25

Содержание учебного раздела: 25

Лекция. 25

Тема 23. Техническая подготовка хоккеистов. 26

Содержание учебного раздела: 26

Лекция. 26

Тема 24. Тактическая подготовка хоккеистов. 27

Содержание учебного раздела: 27

Тема 25. Лыжный спорт. 28

Содержание учебного раздела: 28

Тема 26. Гимнастика. 29

Содержание учебного раздела: 29

Тема 27. Подвижные игры. 31

Содержание учебного раздела: 31

Тема 28. Туризм. 32

Содержание учебного раздела: 32

3. Самостоятельная работа: 32

4. Вопросы для самоконтроля и подготовки к аттестации по дисциплине: 33

5. Литература: 37

6. Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности" 39

Тематика рефератов: 42























Рабочая программа дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности».


  1. Цель реализации программы:


Формирование и совершенствование профессиональных компетенций обучающихся в области теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности.

  1. Содержание.
Тема 1. Исторический очерк развития футбола. Содержание учебного раздела:


Возникновение и развитие футбола. Эволюция правил, техники и тактики игры в футбол. Развитие футбола в России и мире. Международные юношеские соревнования по футболу.

Лекция.


К сожалению, доподлинно неизвестно, где и когда именно зародился футбол. Футбол невероятно популярен во многих странах мира. С самого детства мальчишки во дворах начинают «пинать» мяч. По некоторым данным, местом зарождения футбола считают Древний Египет, где, при раскопках были обнаружены мячи и изображения людей, играющих с мячом.

В особый вид спорта футбол выделился в 20 веке и завоевал всемирную известность. Родоначальник футбола также неизвестен, но, принято считать, родоначальниками футбола англичан. Интересен тот факт, что свое название футбол получил в 14 веке, когда король Англии запретил эту игру. Несмотря на запреты, развитие футбола продолжалось. В 1863 году образовалась первая футбольная ассоциация в Англии. Оформились правила этой игры, которые впоследствии стали общепризнанными.

Тема 2. Техника игры в футбол и техническая подготовка футболистов. Содержание учебного раздела:


Понятие о технике в футболе. Технические приемы, применяемые в футболе. Классификация техники. Техника передвижения. Методика обучения передвижениям. Прыжки, остановки, повороты, бег. Мяч: удары по мячу, траектория полета мяча, остановка мяча. Методика обучения ударам по мячу. Методика обучения приемов остановки мяча. Методика обучения ведения мяча. Методика обучения финтам. Методика обучения отбора мяча. Методика обучения вбрасыванию мяча. Техника игры вратаря.

Лекция.


Техника игры в футбол – это комплекс определенных приемов, сочетание которых используется в игре и способствует достижению определенных целей игры. Приемы – это те же самые средства. Уровень владения техническими приемами определяется успешность игры.

Техническая подготовка футболиста представляет собой процесс обучения, в ходе которого осуществляется совершенствование техники игры. Задачи, которые ставит перед собой техническая подготовка:

  1. Освоение разнообразных приемов;

  2. Освоение способов сочетания различных технических приемов;

  3. Правильное использование различных приемов, непосредственно в ходе соревнований.

Технические особенности игры в футбол невероятно сложны. Само обучение техническим приемам футбола – это многоэтапный процесс. В процессе обучения тренер использует множество методов. Вначале он словесно объясняет и показывает сам прием, потом необходимо разъяснить сущность этого приема и его тактические особенности.

Футбол осуществляется с помощью перемещений, ударов по мячу ногами и головой, остановок мяча, ведения мяча и т.д. Перемещения футболистов по полю осуществляются посредством ходьбы, медленного бега, прыжков и ускорений, бега спиной и т.д. Одними из вариантов упражнений, является бег по дугам, челночный бег.

Удары по мячу ногами осуществляются по неподвижному, катящемуся, летящему мячу определенным участком стопы. Методика обучения ударам по мячу ногами начинается с ударов по неподвижному мячу. Удары головой по мячу характеризуются тем, что определяют наибольшую точность и дальность полета мяча.

Тема 3. Тактические особенности игры в футбол. Содержание учебного раздела:


Понятие и классификация тактики. Индивидуальные и коллективные действия игроков. Функции игроков: вратаря, защитников, игроков средней линии, нападающих. Индивидуальная тактика и тактика без мяча. Действия с мячом: ведение, передачи, приемы, обводка, удары по воротам. Командная и групповая тактики. Групповая тактика – комбинация при стандартных положениях, в парах и тройках.

Лекция.


Тактика игры в футбол подразумевает использование огромного количества способов ведения игры. Тактика напрямую зависит от активности игроков. Развитие тактических способностей у игроков способствует оптимальному использованию своих возможностей для достижения поставленных задач игры. Тактические задачи, которые ставит тренер перед игроками, могут быть индивидуального характера, командного характера и группового. Футбол командная игра, поэтому здесь необходимо четкое распределение функций каждого игрока и, в то же время, командная тактика игры.

Важно отметить тот факт, что в футболе, в зависимости от направления – атаки или защиты, используются разные тактики. Так, главная задача нападения – это нарушить оборону противника, при этом может использоваться индивидуальная тактика, но зачастую используется групповой характер тактических действий. В защите же, основная тактическая модель представлена стремлением игроков минимизировать игровое пространство возле своих ворот, чтобы не позволить сопернику нанести точный удар.

Тема 4. Легкая атлетика как вид спорта. Содержание учебного раздела:


Классификация и происхождение видов легкой атлетики. Этапы развития легкой атлетики как вида спорта. Легкая атлетика в России. Связь с другими видами спорта. Место легкой атлетики в системе физического воспитания.

Лекция.


Легкая атлетика включает в себя целый комплекс дисциплин. Первые олимпийские игры были представлены именно легкоатлетическими дисциплинами. Легкая атлетика популярна по всему миру и по праву носит звание «Королева спорта».

Легкая атлетика – один из самых древних видов спорта. Дисциплины легкой атлетики входили в состав подготовки средневековых рыцарей, а в настоящее время составляет основу всего физического воспитания населения.

Как вид спорта, легкая атлетика была выделена в 19 веке. В наше время, этот вид спорта остается невероятно популярным, практически все виды дисциплин легкой атлетики входят в Олимпийскую программу. Российская школа легкой атлетики относится к числу лучших. Советскими и, в последствии, российскими тренерами подготовлено не одно поколение олимпийских чемпионов.

Тема 5. Техника видов легкой атлетики. Содержание учебного раздела:


Классификация техники движений. Структуры, силы движений. Цикличность движений. Периоды и фазы движения ноги в течение цикла (двойного шага) скорость движений и зависимость от длины и частоты шагов в беге. Движение бегуна во время фаз опоры и полета. Особенность техники на различные дистанции.

Лекция.


Техника движений определяется как определенная совокупность движений, направленных на решение двигательной задачи. Техника движений существует естественная и спортивная. Именно спортивная техника движений подразумевает максимальное использование физических возможностей спортсмена в условиях соревновательной деятельности.

Классифицируя технику движений, можно выделить несколько разновидностей техники движений. Стоит отметить, что классификация носит условный характер для легкой атлетики, потому что в процессе тренировочной деятельности легкоатлета используется несколько техник движения. Техника движений каждого человека индивидуальна и зависит от его особенностей. Это и физиологические, и анатомические, и психологические особенности.

Тема 6. Обучение технике легкоатлетических видов. Содержание учебного раздела:


Процесс обучения. Методические принципы обучения. Методы обучения, средства и задачи обучения. Типовая схема обучения и последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта. Анализ, ошибки и оценка выполнения техники.

Лекция.


В ходе тренировочного процесса необходимо использовать общие педагогические методы обучения, но, все же, спортивная деятельность имеет свои особенности, которые требуют использование более специализированных методов. Средствами обучения в тренировочном процессе выступают физические упражнения, факторы гигиены, внешние факторы.

Существует классификация физически упражнений, которая представлена:

  1. Основными упражнениями – те упражнения, которые соотносятся с предпочтительной деятельностью спортсмена, например, основным упражнением прыгуна в высоту будут прыжки;

  2. Упражнения с использованием предметов, на различных снарядах и т.д. Например, силовые тренировки легкоатлетов – используются предметы из тяжелой атлетики;

  3. Специализированные упражнения.

Что касается методов обучения в тренировочном процессе, то их можно разделить на метод упражнения, словесный метод, наглядный метод, игровой метод, соревновательный метод.

Тема 7. Спортивные техники бега. Содержание учебного раздела:


Техника «гладкого» бега: 1) бег на короткие дистанции – составные части бега, особенности техники бега; 2) бег на средние дистанции – составные части, особенности техники бега; 3) бег на длинные дистанции – составные части, особенности техники. Особенности эстафетного бега.

Техника «барьерного» бега – особенности техники и оценки барьерного бега, составные части.

Лекция.


Бег относится к циклическим видам движений. В данном разделе акцент делается на бег на короткие, средние, длинные дистанции и эстафетный бег.

Бег на короткие дистанции или спринтерский бег характеризуется короткой дистанцией и высокой скоростью бега. Самым распространенным видом спринтерского бега является бег на 100 метров. Особенностями данного вида являются:

  1. Низкий старт как основной толчок к высокой скорости бега;

  2. Максимальная скорость бега на этапе разгона, сразу после старта;

  3. Максимальная скорость на протяжении всей дистанции.

Эстафетный бег характеризуется тем, что он проводится на всех видах дистанций. Основная сложность эстафетного бега заключается в передаче эстафетной палочки следующему бегуну. Зачастую, даже именитые команды проигрывают именно из-за ошибок на передаче эстафетной палочки.

Техника барьерного бега отличается сложностью потому, что барьерный бег включает в себя несколько дисциплин легкой атлетики. Этапы барьерного бега: старт и разгон, первый барьер, основная дистанция, финиш. Как и в спринте, барьерный бег начинается с низкого старта, после старта начинается разгон до первого барьера и идеальным завершением разгона выступает поднятие маховой ноги. Далее идет взятие первого барьера, которое не предполагает прыжок, а именно плавное преодоление барьера. Далее идет бег по основной дистанции и финиширование.

Тема 8. Спортивные техники прыжков. Содержание учебного раздела:


Виды, задачи и фазы прыжков. Техника прыжка в длину. Техника тройного прыжка. Техника прыжка в высоту различными способами. Прыжки с шестом.

Лекция.


Все виды прыжков в легкой атлетике разделяются на прыжки с преодолением вертикального препятствия – в высоту и с шестом, и преодолением горизонтального препятствия – тройной и в длину. Техника каждого из прыжков имеет свою специфику, но сходным у всех прыжков остаются разгон, отталкивание, полет и приземление, которые, в свою очередь, обладают специфическими особенностями в каждом виде прыжка.

Во время разбега, прыгун достигает определенного уровня скорости, который является оптимальным для максимального выполнения задачи прыжка – прыгнуть как можно выше или дальше. В 3 видах прыжков разбег осуществляется по прямой линии, а прыгуны в высоту выполняют последние шаги (обычно самые широкие) по дуге.

Еще одной важной составляющей прыжка является отталкивание, можно даже сказать, что отталкивание основная часть любого прыжка. Отталкивание можно разделить на:

  1. Создающую часть – происходит создание предпосылок и условий для изменения вектора скорости;

  2. Созидающая часть – происходит реализация этих условий – созидание самого прыжка, его результата.


Тема 9. Спортивная техника метания. Содержание учебного раздела:


Виды легкоатлетических метаний. Задачи фаз метаний. Факторы, определяющие дальность полета снаряда. Техника метания копья. Техника метания диска. Техника метания молота.

Лекция.


Метание заключается в броске спортивных снарядов на дальность. Метания в легкой атлетике можно разделить на три разновидности:

  1. Метание копья и гранаты – бросок снаряда из-за головы;

  2. Метание диска и молота – бросок с поворотом;

  3. Толкание ядра.

Важно отметить, что толкание тоже является разновидностью метания.

Метание копья характеризуется выполнением метания снаряда с прямого разбега. Спортсмен должен обладать комплексом качеств для выполнения данного вида метания – например, силовыми, скоростными, гибкостью, координацией и т.д.

Метание диска и молота характеризуется метанием из определенного круга с выполнением поворота.

Толкание ядра – силовой вид метания. Спортсмен должен обладать определенным уровнем силы, чтобы с высокой скоростью вытолкнуть ядро.

Факторы, входящие в состав техники метания:

  1. Стартовая скорость вылета;

  2. Угол вылета снаряда;

  3. Высота вылета снаряда;

  4. Влияние внешней среды – сопротивления воздуха.

Тема 10. История развития и характеристика игры в гандбол. Содержание учебного раздела:


История и перспективы развития гандбола. Содержание игры «гандбол» и ее роль в физическом воспитании. Гандбол как вид спорта. Классификация техники и тактики в нападении и защите.

Лекция.


Годом основания гандбола считают 1898 г., когда преподаватель женской гимназии в Дании стал использовать игру под названием «Хаандбольд». Игра заключалась в том, что на небольшом поле семеро человек передавали друг друга мяч с целью забить его в ворота.

В 20-е годы 20 века произошло создание игры гандбол с численностью игроков – 11. Гандбол был изначально женской игрой. В последствии, гандбол стал мировым видом спорта и в 1936 году был включен в программу олимпийских игр.

Гандбол характеризуются конфликтной направленностью деятельности. В процессе игры происходит спортивная борьба между командами. Соревновательная деятельность невозможна без формирования определенной тактики игры.

В гандболе, как и в футболе, 2 тайма. Численность команды 16 человек, но на площадке находится 7 человек, остальные запасные. Таймы длятся по 30 минут с перерывом в 15 минут (взрослые команды). У детей временные отрезки немного отличаются от взрослых – 20 минут тайм у детей 8-12 лет, 25 минут тайм у детей 12-16 лет. Если в ходе матча победителя не выявили, то назначается дополнительное время – 2 тайма по 5 минут.

Тема 11. Техника игры и ее совершенствование. Содержание учебного раздела:


Техника защиты и нападения. Перемещения в гандболе как основной технический прием в игре. Техника владения мячом и упражнения для ее совершенствования. Техника ведения мяча и упражнения по ее совершенствованию. Техника игры вратаря.

Лекция.


Техника перемещений в гандболе довольно похожа на технику передвижений в баскетболе. Тоже самое касается и техники владения мячом. Главное отличие игры гандбол – что это игра в ручной мяч. Процесс изучения техники перемещений в гандболе начинается с изучения бега, затем остановки, прыжки и повороты. Основным положением игрока является стойка гандболиста. Стойка гандболиста – основное положение большинства игровых действий. Внешние признаки стойки: слегка согнутые ноги в коленях, незначительный наклон туловища вперед, слегка согнутые руки в локтях. При таком положении центр тяжести равномерно распределяется на обе ноги.

Бег в гандболе имеет свои особенности, и эти особенности заключаются в том, что при беге происходит особый перекат пятки на стопу, тем самым нога становится на полную ступню. При обучении бегу в гандболе используют следующие разновидности упражнений:

  1. Чередование медленного и быстрого бега;

  2. Игроки в тренировочном процессе чередуют бег лицом вперед, спиной вперед прямо и по кругу;

  3. Приставные шаги в разные стороны;

  4. Ускорение по прямой из необычных положений (например, упор лежа);

  5. Бег вокруг разных предметов, то есть их об бегание.

Остановка в отличие от бега наиболее усваиваемый технический прием гандбола. Когда игрок останавливается с мячом, то он делает более широкий последний шаг, ставит ступню на пятку, потом сгибает опорную ногу и выставляет маховую ногу вперед, тем самым удерживая равновесие. Основной ошибкой при обучении остановкам является потеря опоры после остановки. Во избежание этого, игроку необходимо более сильно подсесть на опорную ногу, а маховую выставить дальше. В процессе обучения остановкам используются такие упражнения:

  1. Используется прием остановки в любом месте площадки после бега;

  2. Игроки бегают по кругу и после команды тренера резко останавливаются;

  3. Игроки строятся в шеренгу по одному и по очереди выбегают и делают остановку шагом и т.д.

Процесс обучения техники игры в гандбол сложен, многозадачен и имеет много этапов. Правильное формирование техники игры способствует достижению высокого уровня всей команды.

Тема 12. Тактика игры в гандбол. Содержание учебного раздела:


Тактика игры «гандбол». Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям. Тактические задачи и уровень овладения техникой. Двустороння игра в гандбол. Методика обучения тактике нападения. Применение финтов. Методика обучения тактике защиты.

Лекция.


Тактика игры представляет собой предварительно согласованные действия игроков при противодействии противнику. Эти действия направлены на достижение поставленной цели – победы. Существуют разновидности тактики: полевая тактика и тактика игры вратаря. Также, существует тактика нападения и тактика защиты.

В каждом из этих направлений задействована определенная группа игроков. Из этих данных следует выделение классификации действий игроков: индивидуальных, групповых и командных.

Индивидуальные действия представляют собой самостоятельные действия игрока, которые он совершает без помощи партнеров по команде. В групповых действиях участвуют 2-3 игрока и они решают общекомандные задачи. Командные действия затрагивают уже всех игроков команды. Игроки команды взаимодействуют в системе игры, которая характеризуется определением функции каждого игрока и распределением игроков по площадке определенным образом.

Процесс обучения групповым и командным действиям строится в определенной последовательности: устное объяснение и схематический показ→ разучивание схемы уже на самой площадке → применение схемы действий с пассивным защитником → применение схемы действий с активным защитником → применение схемы действий в форме соревнования → закрепление действий в условиях двустронней игры.

Тема 13. Исторический очерк развития плавания. Содержание учебного раздела:


Плавание как вид спорта. История и перспективы развития плавания. Плавание как олимпийский вид спорта. Безопасное проведение занятий по плаванию.

Лекция.


Плавание – один из самых распространенных видов спорта и один из самых красивых. Плавание – это тот вид спорта, который помимо соревновательной деятельности, сопровождает формирование здорового образа жизни.

Человек еще в период своего внутриутробного развития связан с водой. Плавание зародилось довольно давно и методика обучения плаванию имеет длинную историю. Обучение плаванию начинается еще в семейной среде.

История развития плавания свидетельствует о том, что этот вид спорта известен человеку еще с древних времен. Спортивное плавание зародилось в 15 –16 вв. Первое руководство по плаванию было создано в 1538 году в Дании. В России плавание зародилось позже. Долгое время оно развивалось как прикладной вид спорта и, только в конце 19 – начале 20 века выделилось в отдельный вид спорта. А в 1896 году плавание как вид спорта включили в программу Олимпийских игр.

Тема 14. Методика обучения плаванию. Содержание учебного раздела:


Задачи обучения плаванию. Процесс обучения плаванию. Принципы обучения. Этапы обучения плаванию. Упражнения, используемые при обучению плаванию. Основная форма проведения занятий по плаванию. Методики обучения плаванию.

Лекция.


Методика обучения плаванию представляет собой определенную схему последовательного изучения и усвоения элементов способов плавания. Схема методики обучения плаванию представляется собой: обучение как дышать, обучение как должны работать ноги, обучение согласованной работе ног и дыхания, обучение как должны работать руки, обучение общей согласованности работы рук, ног и дыхания.

Важной особенностью обучения плаванию является то, что, в зависимости от опыта тренера, появляются различные варианты методики обучения плаванию. Еще одной важной особенностью выступают индивидуальные особенности учеников и возраст учеников.

В основе обучения плаванию лежит урок. Урок плавания состоит из 3-х частей:

  1. Подготовительная – проводится на суше или с частичным погружением в воду.

  2. Основная часть занятия проводится непосредственно в воде;

  3. Заключительная часть занятия, как и подготовительная, проводится и на воде, и на суше.

Многолетний опыт работы тренеров и спортсменов способствовал формированию определенных требований к технике плавания. Техника плавания – это сложный процесс, способствующий использованию на максимальном уровне возможностей спортсмена. При использовании определенного стиля плавания определяется и положение пловца в воде.

Тема 15. История развития баскетбола. Содержание учебного раздела:


Возникновение и история развития баскетбола в России и за рубежом. Развитие представлений о технике и тактике игры «баскетбол». Перспективы развития баскетбола.

Лекция.


Баскетбол зародился в США. Американский преподаватель Д.Нейсмит в конце 19 века разработал эту игру для преподавания на уроках физической культуры. Распространенными видами спорта тогда были футбол и бейсбол, но они были летними видами спорта. В связи с этим, встал вопрос о разработке игры для закрытых помещений. Первые правила баскетбола также были разработаны Нейсмитом.

Отечественный баскетбол зародился в г.Санкт-Петербурге в первом десятилетии 20 века. Образование баскетбола связано с Георгием Дюппероном, который был известным пропагандистом пользы физической культуры в Российской империи.

Баскетбол является олимпийским видом спорта и широко распространен по всему земному шару. Баскетбол является неотъемлемой частью всех уроков по физической культуре.

Тема 16. Основы баскетбола. Содержание учебного раздела:


Содержание и характеристика игры. Баскетбол как эффективное средство физического воспитания. Развитие физических качеств в баскетболе. Основные понятия баскетбола.

Лекция.


Баскетбол – это командная игра, где действие каждого члена команды нацелено на максимально эффективный результат игры. Результат игры обладает определенными особенностями:

  1. Матч баскетбола всегда сопровождается большим количеством очков за игру (в среднем 75-85);

  2. В процессе игры, счет меняется практически каждые 30 секунд;

  3. В баскетболе ничья невозможна.

Игроки в баскетбол в команде разделяются по функциям. Помимо физических качеств, игроки должны обладать хорошим восприятием времени, потому что в зависимости от распределения на площадке, они должны ориентироваться в разных временных интервалах.

Существует 5 главных составляющих баскетбола:

  1. Бросок в корзину. Тренировка броска заключается в бросках с разных позиций, положений тела и т.д.

  2. Ведение мяча. Игроки перемещаться по площадке могут только, периодическим ударяя мяч об пол. Запрещено вести мяч двумя руками и совершать пронос.

  3. Передача мяча.

  4. Подбор мяча. Мяч должен оставаться во владении команды даже после того как был совершен неудачный бросок.

  5. Перемещение без мяча. В процессе игры только один баскетболист находится с мячом. Действия остальных игроков нацелены на завершение атаки в свою пользу.

Тема 17. Техника нападения и защиты в баскетболе. Содержание учебного раздела:


Перемещение баскетболиста на площадке. Стойка баскетболиста. Остановка: прыжком и двумя шагами. Повороты на месте. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Ведение мяча. Штрафные броски. Перевод мяча за спиной. Обучение финтам. Броски со средней дистанции.

Стойка баскетболиста. Передвижение приставным шагом. «Золотое правило баскетбола». Выбивание, перехват, вырывание мяча. Борьба за мяч на щите.

Лекция.


Техника нападения подразделяется на технику передвижения и владения мячом. В процессе передвижения по площадке игрок перемещается с помощью прыжков, ходьбы, бега, поворотов и остановки. Передвижения выступают основой техники баскетбола.

Ходьба – использование ходьбы в процессе игры способствует смене позиций, снижению интенсивности игровых действия, смене скорости движения. Бег – основное средство передвижения в баскетболе. Прыжки – в процессе игры, баскетболист совершает до 150 прыжков. В баскетболе используется два вида прыжков. Остановка – используется спортсменом для освобождения от натиска противника и выхода на свободное место. Повороты – используются от ухода от защитника и укрывания мяча.

Техника владения мячом включает в себя ловлю мяча, передачу, ведение и броски мяча.

Техника защиты подразделяется на технику передвижений и отбора мяча. Все приемы защиты направлены на прерывание акта атаки противоборствующей команды и, тем самым, помешать броску мяча в корзину своей команды. Все действия защитника способствуют тому, чтобы защитник занял удобную позицию для выполнения приемов защиты.

Техника игры в защите должна изучаться совместно с техникой игры в нападении. Обучение технике защитной стойки и передвижений начинается параллельно с изучением техники игры в нападении. Основным приемам противодействия и овладения мячом обучают в контексте усвоения учениками конкретных приемов нападения. Технический арсенал нападающего больше, нежели у защитника, но, в то же время, приемы защиты более универсальны и обладают высокой эффективностью в игровых ситуациях.

Игрок, усваивая приемы нападения, без труда усвоит и приемы защиты. Ведь чтобы уметь противоборствовать нападению, необходимо знать его приемы и хитрости.

Тема 18. Тактика нападения и защиты в баскетболе. Содержание учебного раздела:


Тактика нападения: индивидуальные и групповые действия. Взаимодействие в двойках и тройках. Групповые и командные взаимодействия. Комбинационное нападение. Тактика защиты: индивидуальные действия, групповые взаимодействия, командные действия.

Лекция.


Основная цель тактики нападения заключается в том, чтобы игроки, не важно, с мячом или нет, подобрались как можно ближе к корзине соперника. Также, тактика нападения нацелена на занимание игроками удобных позиций для дальнейших командных действий атаки. Тактика нападения предполагает использование различных финтов. Атака – это определенная тактическая комбинация, где должны быть продуманы каждые действия игроков нападения.

Основная цель тактики защиты заключается в том, чтобы игроки защиты стремились занять такую позицию на площадке, чтобы максимально помешать броску и проходу соперника к корзине. Зачастую позиция защитников сосредоточена между корзиной и соперником. Основная сложность тактики защиты состоит в том, что во время атаки, защитник не имеет права отбирать мяч у нападающего команды соперников. Защитник может перехватить мяч только после его броска.

Тема 19. История развития волейбола. Содержание учебного раздела:


Зарождение и развитие волейбола в СССР. Волейбол как вид спорта. Основные этапы развития волейбола. Современные правила в волейболе.

Лекция.


Волейбол всемирно распространенная спортивная игра. Как баскетбол и футбол, волейбол – это также игра с мячом. Волейбольная площадка разделена сеткой напополам, и, основная цель игры заключается в попадании мяча на пол площадки соперника. Волейбол занимает одной из главных мест в системе физического воспитания. Волейбол это не только спортивная, но и досуговая игра.

Родиной волейбола, как и баскетбола, считают США. Волейбол был изобретен В. Морганом в 1895 г. Изначально, мяч перебрасывался через теннисную сетку. Свое название, волейбол получил благодаря А. Холстеду.

Первые правила волейбола были оформлены в 1897 году. Свод правил содержал 10 пунктов:

  1. Разметка площадки;

  2. Принадлежности для игры;

  3. Размер площадки 7,6×15,1 м.

  4. Размер сетки 0,61×8,2 м, а высота сетки 198 см.

  5. Мяч резиновый в кожаном футляре. Размеры мяча: окружность = 63,5-68,5 см, вес=340 г.

  6. Правила подачи – спортсмен стоит одной ногой на линии и ударяет мяч рукой. Повтор подачи при ошибке.

  7. Ведение счета – каждая непринятая подача – очко.

  8. Ошибкой является попадание мяча в сетку в процессе игры.

  9. Мяч на линии – ошибка.

  10. Количество игроков не ограничено.

В 20-х годах 20 века волейбол появился в СССР. Первые правила волейболе в СССР появились в 1925 году. В это же время стали проводится первенства по волейболу в Европе. Естественно, что с распространением волейбола усовершенствовались и его правила. В олимпийскую программу волейбол в 1957 году.

Тема 20. Техника игры в волейбол. Содержание учебного раздела:


Характеристика и техника игры. Современная техника игры в волейбол. Перспективы развития техники игры «волейбол». Основные понятия волейбола. Техника нападения и защиты.

Лекция.


Техника игры в волейбол представляет собой комплекс двигательных действий, в процессе которых решаются конкретные задачи игры. Техника игры состоит из приемов и способов ведения игры. В состав техники игры в волейбол входят техники броска, подачи, передачи мяча, блокировки и т.д.

Волейбол имеет технику защиты и нападения. Техника нападения включает в себя определенные стойки – игрок может отбивать и удерживать мяч только определенными способами. Задержка мяча недопустима. При выполнении игрового приема спортсмен передвигается по площадке – шагом, приставным шагом, двойным и окрестным шагом, бегом и т.д. Немаловажной составляющей техники нападения в волейболе являются исходные положения игроков.

Подача мяча является началом волейбольной атаки, и подача бывает трех видов:

  1. Подача снизу. В основном используется новичками, так как увеличивает точность удара. Это связано, прежде всего, с тем, что мяч практически не выпускается из второй руки.

  2. Силовая подача. Силовая подача обладает высокой скоростью полета и вращения мяча.

  3. Планирующая подача. Спортсмены называют такую подачу подвидом силовой подачи. Но между ними существует одно существенное различие – отсутствие вращения мяча.

Подбрасывание мяча является неотъемлемой частью подачи и в целом самой игры. Траектория мяча должна быть вертикальной.

Тема 21. Методика тренировки в волейболе. Содержание учебного раздела:


Цели и задачи тренировочного процесса. Основы спортивной тренировки в волейболе. Педагогические технологии в процессе тренировки. Этапы обучения волейболистов. Методики обучения техническим приемам в волейболе.

Лекция.


При обучении волейболу используются разнообразные физические упражнения, которые группируются в соответствии с поставленными задачами. Упражнения в волейболе бывают основными (соревновательными) и тренировочными (вспомогательными).

Основные упражнения – это именно процесс игры в волейбол. Технические и тактические приемы вырабатываются в условиях игровой обстановки. Спортсмены, также, как и на соревнованиях, делятся на две команды.

Тренировочные упражнения направлены на усвоение отдельных приемов и навыков, например, отработка подачи – расположение руки, отработка силы и скорости подачи и т.д.

Существуют определенные этапы обучения в волейболе и использование того или иного метода, напрямую зависит от специфики этапа. Так, например, на первом этапе происходит знакомство с приемом и основными методами обучения выступают метод рассказа, наглядного показа и разъяснения.

Тема 22. Хоккей как вид спорта и физического воспитания. Содержание учебного раздела:


Хоккей в системе физического воспитания. Значение и задачи хоккея. Функции хоккея. Кратная история развития хоккея в нашей стране. Система подготовки хоккеистов в России.

Лекция.


Хоккей является одним их самым распространенных видов спорта во многих странах мира. Хоккей очень зрелищный вид спорта, характеризуется динамическим развитием игры команд, большим количеством контактных силовых единоборств. В процессе игры хоккеист показывает огромное количество приемом техники и тактики игры, как в атаке, так и в обороне. В связи с этим, встает необходимость тщательного отбора игроков, предъявляя им высокие требования.

В хоккее одновременно участвует команда из 5 человек и вратарь. В ходе матча игроки в пятерках меняются и это смена является одним из тактических приемов. Пятерка игроков – это звено, и в процессе игры эти звенья проводят на льду по 40-120 секунд, после чего их сменяет другое звено – другая пятерка. Эта же пятерка отправляется на скамью запасных и отдыхает, готовясь через 2,5-4 минуты опять выйти на лед.

Хоккей является средством физического воспитания, способствуя всестороннему развитию спортсмена. Хоккей славится сложными техническими и тактическими приемами. Характерной особенностью хоккея является постоянная смена игровых ситуаций – эта смена требует от игрока предельного внимание и сосредоточенности, при этом происходит воспитание координационных качеств хоккеиста.

Тема 23. Техническая подготовка хоккеистов. Содержание учебного раздела:


Техника бега на коньках и ее совершенствование. Техника нападения: ведения шайбы. Совершенствование техники ведения шайбы. Способы обводки и обучение этим способам. Изменение скорости и направления при ведении шайбы. Броски шайбы: совершенствование бросков. Броски после финтов, обводки, броски под защитника и т.д. Броски с дальних расстояний.

Броски по воротам. Выполнение бросков с элементами скорости и неожиданности. Ловля шайбы. Техническая подготовка вратаря. Техника обороны. Отбор шайбы и игра туловищем. Применение силовых приемов в обороне.

Лекция.


Основа технической подготовки – процесс обучения и усовершенствования приемов, используемых в игре. Техническая подготовка – важная составляющая подготовки игроков в хоккей. Техническая подготовка хоккеиста способствует максимальной реализации двигательного потенциала спортсмена в процессе соревновательной деятельности. Также, техническая подготовка способствует более успешному решению тактических задач

Хоккеисту необходимо в совершенстве овладеть многими техниками – бега на коньках, ведения шайбы и т.д. Обучение хоккею начинается с овладения техникой бега на коньках. К элементам техники владения коньками относят: стойку хоккеиста, процесс скольжения на двух ногах, причем, не отрывая в процессе коньков ото льда, процесс скольжения на двух ногах, после толчка одной ногой и скольжение по льду на одной ноге, после толчка другой ногой.

Тема 24. Тактическая подготовка хоккеистов. Содержание учебного раздела:


Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор места, открывание. Упражнения в парах и тройках. Тактические особенности игры при индивидуальном подходе к воротам соперника. Тактические особенности действий защитников и нападающих в контратаке.

Групповые и командные действия: передача шайбы. Процесс совершенствования силы и точности передач. Своевременность передач. Выход из зоны защиты. Действия игроков в средней зоне при контратаке.

Тактика защиты. Индивидуальные действия: опека игрока, выбор места и временного отрезка отбора и перехвата шайбы. Применение силовых приемов. Тактические особенности игры защитника при проходе нападающего к воротам и против выхода 2 нападающих.

Групповые и командные действия: особенности игры защитников и нападающих в обороне в меньшинстве. Варианты тактического взаимодействия при введении шайбы в игру при численном меньшинстве. Срыв атаки и переход к обороне. Прессинг и оборона. Смешанная защита.

Тактическая подготовка хоккеистов, как и техническая, выступает важной составляющей воспитания хоккеистов высокого класса. Суть тактической подготовки сводится к попытке обучить хоккеистов максимально реализовывать свои возможности в процессе соревновательной деятельности. Основные задачи тактической подготовки:

  1. Обучение целенаправленному выполнению технических приемов, направленных на решение проблем определенной игровой ситуации;

  2. Развитие у хоккеистов тактической стороны мышления, способностей к ориентировке и сообразительности;

  3. Сформировать четкие способы взаимодействия хоккеистов в рамках определенного тактического построения в защите и атаке;

  4. Способствовать развитию у хоккеистов способности к быстрому и рациональному переключению с одних тактических построений на другие.

Тема 25. Лыжный спорт. Содержание учебного раздела:


Введение в предмет. Зарождение и развитие лыжного спорта. Общая характеристика олимпийских видов спорта. Прикладное значение лыжного спорта. Безопасное проведение занятий по лыжной подготовке. Правила оказания первой доврачебной помощи при травмах в процессе занятий. Развитие интереса обучающихся к занятиям лыжной подготовкой.

Строевые приёмы с лыжами и на лыжах. Способы передвижения на лыжах. Техника ходов и горнолыжная техника. Попеременные, одновременные, коньковый и способы подъёмов. Транспортировка лыж.

Методика обучения технике попеременных ходов. Попеременный двухшажный ход применяется на равнине при среднем и плохом скольжении. На пологих подъёмах – при любом скольжении. Основу попеременного двухшажного хода составляет скользящий шаг на лыжах, который в свою очередь делится на периоды и фазы: свободное скольжение без опоры на палку; скольжение с опорой на лыжную палку и выпрямлением опорной ноги; скольжение с подседанием; отталкивание с выпрямлением толчковой ноги. Изучение техники хода начинается с освоения подготовительных, имитационных упражнений для рук и ног, а также правильного изучения посадки лыжника. Методика обучения попеременному четырёхшажному ходу. Цикл этого хода состоит из четырёх скользящих ходов с двумя отталкиваниями руками.

Методика обучения технике одновременных ходов. Попеременный двухшажный ход применяется на равнине при среднем и плохом скольжении. На пологих подъёмах – при любом скольжении. Основу попеременного двухшажного хода составляет скользящий шаг на лыжах, который в свою очередь делится на периоды и фазы: свободное скольжение без опоры на палку; скольжение с опорой на лыжную палку и выпрямлением опорной ноги; скольжение с подседанием; отталкивание с выпрямлением толчковой ноги. Изучение техники хода начинается с освоения подготовительных, имитационных упражнений для рук и ног, а также правильного изучения посадки лыжника. Методика обучения попеременному четырёхшажному ходу. Цикл этого хода состоит из четырёх скользящих ходов с двумя отталкиваниями руками.

Методика обучения технике подъемов и спусков, поворотов и торможения. Подъёмы могут выполняться следующими способами: скользящим шагом, ступающим шагом, коньковым ходом, ёлочкой, полуёлочкой, лесенкой. Подъёмы на лыжах изучают в целом, т. е. без предварительного деления двигательного действия на части.

В лыжных гонках важное место занимают спуски с гор. Техника преодоления спусков называется горнолыжной техникой. Устойчивость лыжника определяется правильностью выбранного наклона тела в соответствующей стойке спуска: основной, высокой, низкой. Повороты на лыжах в движении при спуске; делятся на три группы: поворот переступанием, плугом (упором), махом.

Игры на лыжах являются важной частью уроков физической культуры, их использование позволяет разнообразить занятия и придать им эмоциональную окраску.

Тема 26. Гимнастика. Содержание учебного раздела:


Характеристика гимнастики, виды, задачи, основные средства. Гимнастическая терминология. Основные термины строевых, общеразвивающих упражнений и упражнений на снарядах. Правила и формы записи.

Структура процесса обучения гимнастическим упражнениям. Этапы формирования двигательных умений и навыков. Методы и методические приемы на каждом этапе обучения. Особенности применения методов и методических приемов на уроках гимнастики в начальной, средней и основной школах.

Способы рациональной установки и размещения гимнастических снарядов, их чередование. Оптимальное количество учащихся в подгруппах в зависимости от возраста, пола и подготовленности, организация деятельности учащихся в отделениях. Способы увеличения моторной плотности на уроке.

Методика обучения простым и опорным прыжкам на этапах ознакомления, разучивания и совершенствования. Специально-подготовительные и подводящие упражнения. Особенности обучения в различных возрастных группах. Приемы оказания помощи и страховка при выполнение простых и опорных прыжков. Самостраховка при выполнении опорных прыжков.

Методы и методические приемы на этапах обучения акробатическим упражнениям. Использование зрительных, предметных и звуковых ориентиров. Приемы оказания помощи и страховки при выполнении упражнений в акробатике. Самостраховка.

Последовательность обучения при ознакомлении, разучивании и совершенствовании упражнений на перекладине в рамках школьной программы. Особенности обучения упражнениям на низкой, средней и высокой перекладинах. Приемы оказания помощи и страховки.

Средства, методы и методические приемы на различных этапах обучения. Последовательность применения подводящих упражнений при освоении каждого элемента на брусьях. Брусья разной высоты, особенности методики обучения. Страховка и помощь занимающимся.

Методика обучения упражнениям на полу, гимнастической скамейке, низком, среднем и высоком бревне. Особенности методики обучения в различных возрастных группах. Специально-подготовленные и подводящие упражнения. Приемы оказания помощи и страховка. Самостраховка.

Особенности методики обучения лазания по гимнастической стенке, шесту и канату, их особенности. Способы захвата каната ногами. Лазание по канату способом в два и три приема. Приемы оказания помощи и страховки при обучении каждому из видов упражнений.

Тема 27. Подвижные игры. Содержание учебного раздела:


Возникновение и развитие игры. Взгляды на игру педагогов и ученых. Развитие подвижных игр в России. Основные признаки игровой деятельности. Игра как потребность человека. Подвижные и спортивные игры. Отношения и конфликтные состояния в подвижных играх. Педагогическая классификация подвижных игр. Педагогическая характеристика подвижных игр. Характеристика игр и методика их применения в связи с возрастными особенностями.

Игры, имеющие различные педагогические задачи и двигательное содержание (игры преимущественно с бегом, с подскоками и прыжками, с элементами борьбы и сопротивления, с метанием в цель и на дальность). Подвижные игры применительно к видам спорта.

Игры малой активности. Сюжетные и несюжетные игры с разнообразным двигательным содержанием.

Организация игр на уроках в 5–8 классах. Подвижные игры в системе подготовки школьников в общей физической подготовке. Подвижные игры с руководством со стороны взрослых или самих ребят – вожаков. Командные подвижные игры.

Использование игр, пройденных в предыдущих классах. Подвижные игры в 9–11классах, их вспомогательный характер. Учащиеся привыкают правильно применять приобретенные навыки в неожиданно складывающейся игровой обстановке. Учитывая большой интерес учащихся к спортивным играм, которые трудно проводить на уроках физической культуры из-за большого количества занимающихся, можно предлагать всему классу подвижные игры, близкие к спортивным. Важно, чтобы техника и тактика в этих играх были сходны со спортивной. («Мяч капитану», «Борьба за мяч», «Пионербол» и т.д.)

Тема 28. Туризм. Содержание учебного раздела:


Организационно-нормативные основы туризма в России. Виды и формы туризма, классификация походов.

Категории походов, обязанности и права руководителя и участников походов, принципы организации спортивных походов различных уровней сложности.

Работа с картами различного масштаба. Топографический диктант, рисовка условных знаков, упражнения на запоминание знаков, игры. Поиск на карте местных предметов, знакомство с различными формами рельефа.

Укладка туристических рюкзаков, подбор обуви и экипировки в зависимости от вида похода и его продолжительности. Установка различных видов палаток.

Виды привалов и ночлегов, требования безопасности к местам привалов и ночлегов.

Правила безопасности в зависимости от вида похода и его продолжительности.


  1. Самостоятельная работа:

Задания для самостоятельной работы выполняются в произвольной форме. Проверка и оценивание данных заданий не осуществляется.



  1. Изучите учебники и пособия по дисциплине (см. папку Литература).

  2. Самостоятельно, более подробно ознакомьтесь с содержанием учебного раздела по каждой теме дисциплины (используя литературу и интернет-источники).

  3. Выполните задания для самоконтроля

  4. Вопросы для самоконтроля и подготовки к аттестации по дисциплине:


  1. Как изменялись правила футбола в процессе его развития?

  2. Дайте краткую характеристику развития футбола в России.

  3. Объясните технические приемы удара по мячу.

  4. Объясните технические приемы остановки мяча.

  5. Какие упражнения используются при обучении ведению мяча?

  6. Какие упражнения используются при обучении отбору мяча?

  7. Кратко охарактеризуйте функции игроков в футбол.

  8. Опишите приемы нападения.

  9. Охарактеризуйте тактику без мяча.

  10. Охарактеризуйте тактику при ведении мяча.

  11. Охарактеризуйте понятие силы движения.

  12. Опишите, какие виды техники движений используются при прыжке в длину.

  13. Охарактеризуйте понятие структуры движения.

  14. Охарактеризуйте специализированные упражнения для бегуна.

  15. Какие методы обучения, по Вашему мнению, наиболее эффективны? Дайте их краткую характеристику.

  16. Охарактеризуйте типовую схему обучения легкоатлетическим видам?

  17. Охарактеризуйте особенности бега на длинные дистанции.

  18. Охарактеризуйте особенности барьерного бега.

  19. Опишите этапы обучения барьерному бегу.

  20. Опишите упражнения, которые могут использоваться при обучении эстафетному бегу.

  21. Охарактеризуйте спортивную технику прыжка в длину.

  22. Охарактеризуйте спортивную технику прыжка с шестом.

  23. Опишите фазы тройного прыжка.

  24. Охарактеризуйте особенности техники метания копья.

  25. Охарактеризуйте особенности техники толкания ядра.

  26. Охарактеризуйте особенности метания диска.

  27. Охарактеризуйте особенности метания молота.

  28. Охарактеризуйте специальные упражнения для обучения технике прыжков в гандболе.

  29. Охарактеризуйте упражнения для обучения технике ловли мяча.

  30. Охарактеризуйте упражнения для обучения техники игры вратаря.

  31. Опишите основные ошибки в стойке гандболиста.

  32. Охарактеризуйте упражнения для обучения технике плавания.

  33. Охарактеризуйте этапы обучения плаванию.

  34. Каковы задачи обучения плаванию?

  35. Охарактеризуйте особенности плавания брассом.

  36. Охарактеризуйте особенности плавания на спине.

  37. Охарактеризуйте особенности плавания баттерфляем.

  38. Охарактеризуйте методики обучения 5 главным составляющим баскетбола.

  39. Перечислите основные понятия баскетбола.

  40. Опишите правила баскетбола.

  41. Дайте краткую характеристику технике защиты в волейболе.

  42. Каким образом игроки передвигаются по площадке во время матча (обязательные передвижения после подач)?

  43. Охарактеризуйте технику защиты в волейболе.

  44. Охарактеризуйте технику ведения шайбы.

  45. Охарактеризуйте технику бросков шайбы.

  46. Охарактеризуйте техническую подготовку вратаря.

  47. Дозировка нагрузки на уроках лыжной подготовки.

  48. Методика обучения отдельным способам передвижения.

  49. Урок лыжной подготовки в школе, из каких частей состоит урок.

  50. Развитие физических качеств на уроках лыжной подготовки.

  51. Анализ техники и методики обучения спускам и подъемам.

  52. Анализ техники и методика обучения одновременным ходам.

  53. Анализ техники и методика обучения попеременным ходам.

  54. Особенности организации и проведения подвижных игр на уроках лыжной подготовки.

  55. Перечислите меры профилактики травматизма при занятиях на лыжах.

  56. Назовите первый признак обморожения.

  57. Инвентарь и снаряжение для занятий по лыжной подготовке.

  58. Как правильно подобрать лыжи и лыжные палки для классических способов передвижения на лыжах?

  59. Назовите основные требования к одежде и обуви лыжника.

  60. Назовите температурные нормы проведения занятий с лыжниками различных возрастов.

  61. Дайте общую характеристику лыжных мазей.

  62. Расскажите о технологии смазки деревянных лыж.

  63. Как правильно поставить крепления: 1) на деревянные лыжи; 2) на пластиковые лыжи?

  64. Как устранить «отдачу», т.е. проскальзывание лыжи назад?

  65. Перечислите способы передвижения на лыжах (классификация)

  66. По какому признаку отличают одновременные ходы от попеременных?

  67. Что подразумевается под понятием «посадка лыжника»?

  68. Чем отличается ступающий шаг от скользящего?

  69. Назовите способы поворотов на лыжах в движении и на месте.

  70. Расскажите о назначении учебной лыжни. Как её выбрать и подготовить для проведения занятий?

  71. Перечислите основные факторы, обеспечивающие оздоровительную направленность занятий на лыжах.

  72. Какие физические качества наиболее важны для лыжника и почему?

  73. Назовите способы торможений на лыжах.

  74. Какова структура урока по лыжной подготовке? Охарактеризуйте назначение, содержание, продолжительность каждой его части.

  75. В чем заключаются главные достоинства занятий лыжной подготовкой?

  76. Перечислите наиболее эффективные формы организации школьных занятий по лыжной подготовке.

  77. Задачи, средства и методические особенности гимнастики.

  78. Задачи, средства и особенности проведения урока гимнастики в школе.

  79. Структура урока гимнастики в школе.

  80. Характеристика подготовительной части урока.

  81. Методика проведения подготовительной части урока.

  82. Характеристика основной части урока.

  83. Методика проведения основной части урока.

  84. Характеристика заключительной части урока.

  85. Методика проведения заключительной части урока.

  86. Основные требования к местам занятий гимнастикой. Подготовка, рациональное размещение снарядов.

  87. Основные требования к учителю, проводящему урок гимнастики.

  88. Причины травматизма. Предупреждение травм и несчастных случаев на занятиях.

  89. Значение помощи и страховки при обучении гимнастическим упражнениям. Разновидности приемов помощи.

  90. Историческое развитие теории и практики подвижных игр.

  91. Отличие подвижных игр от спортивных.

  92. Социальные функции игры в современном обществе.

  93. Оздоровительные задачи подвижных игр.

  94. Образовательные задачи подвижных игр.

  95. Воспитательные задачи подвижных игр.

  96. Содержание подвижной игры.

  97. Подвижные игры в педагогической практике (урочная и внеурочная формы проведения подвижных игр).

  98. Игры в структуре школьного урока физкультуры.

  99. Игры во внеурочных формах работы.

  100. Игры во внешкольных формах работы с детьми.

  101. Характеристика подвижных игр для школьников 1-3 классов.

  102. Характеристика подвижных игр для школьников 4-6 классов.

  103. Характеристика подвижных игр для школьников 7-9 классов.

  104. Характеристика подвижных игр для школьников 10-11 классов.

  105. История развития туризма.

  106. Топографическая подготовка.

  107. Классификация видов туризма.

  108. Карта и масштаб.

  109. Однодневный поход.

  110. Условные знаки: классификация.

  111. Этапы организации многодневного похода.



  1. Литература:


  1. Банников С.Е., Минязев Р.И., Босоногов А.Г., Стаин Н.А. Футбол: учебное электронное текстовое издание. – Екатеринбург, 2006 г.

  2. Гамаюн А. Эффективность атакующих действий в соревновательной деятельности гандболистов // Автореф. дисс. – 2011 г.

  3. Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000. - 240 с.

  4. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.

  5. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с, ил.

  6. Попов В.Б. Система специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. – М: Олимпия Пресс, 2006-224С.

  7. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., исир. идоп. - М.: Издательский центр " Академия" , 2008.

  8. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М (с соавторами). Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учебник для педагогических вузов. – М.: Академия, 2010. URL: http://nashaucheba.ru/v19735/железняк_ю.д._и_др._спортивные_игры._техника,_тактика,_методика_обучения

  9. Футбол: Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. — М.: Физкультура, образование и наука, 1999. — 254 с., ил. URL: https://studfiles.net/preview/4465382/

  10. М .Жилкин А.И., Кузьмина В.С., Сидорчук Е.В., Легкая атлетика; Учебное пособие, - 2-ое изд., пер-М издательский центр «Академия», 2005- 464С, URL: http://nashaucheba.ru/v34679/жилкин_а.и.,_кузьмин_в.с.,_сидорчук_е.в._легкая_атлетика

  11. Хоменков Л.С. Книга тренера по легкой атлетике 1987-397С. URL: http://padaread.com/?book=20959

  12. Основы методики обучения технике и тактике гандбола: Учебно-методическое пособие /Сост. Т.Н.Тимуш – Тирасполь, 2008 – 82 с.URL: http://gigabaza.ru/doc/176119-pall.html

  13. Техника спортивного плавания. Учебно-методическое пособие. Т.Л.Мухтарова. URL: http://www.docme.ru/doc/70389/muhtarova-t.l

  14. Методика обучения технике игры в волейбол: метод. пособие. / сост. Н.В. Мезенцева, Е.А. Казанкова. – Красноярск: Ин-тестеств. и гуманит. наук, 2007. - с. URL: https://studfiles.net/preview/2849424/

  15. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д.Же­лезняка, Ю.М.Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. - 520 с.URL: https://studfiles.net/preview/3911804/

  1. Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности"


Форма контроля

Виды оценочных материалов

Зачет 13


Реферат (одна тема на выбор)

(Приложение 1. Требования к написанию и оформлению реферата)



Для перехода к обучению по следующей дисциплине программы загрузите учебный проект с помощью формы. Для этого перейдите на сайт: http://infourok.ru и авторизуйтесь. Перейдите в раздел «Мой сайт», далее «Мои курсы» выберите нужный Вам курс, модуль и дисциплину программы. Нажмите кнопку "Загрузить работу" и выберите файл с разработкой на своем компьютере.

Внимание! Разрабатываемые материалы не рецензируются. В названии документа указывайте вид работы и класс. Например: Технологическая карта по теме «Культура Древней Греции», 5 класс. При написании работы не забудьте указать ФИО.

Доступные форматы для загрузки: doc, docx.

Система критериев оценивания:

1. Формулировка темы урока (от 0 до 2 баллов)

- 2 балла — тема урока соответствует всем предъявляемым требованиям.

- 1 балл — тема урока соответствует части предъявляемых требований.

- 0 баллов — тема урока не соответствует предъявляемым требованиям

2. Определение типа урока (от 0 до 1 балла)

- 1 балл — тип урока определен правильно.

- 0 баллов — тип урока определен не правильно.

3. Полнота проектируемых целей и задач урока (от 0 до 4 баллов)

- 3-4 балла — цели и задачи урока соответствуют его месту и роли в изучении предмета, логичны и последовательны, операциональны (проверяемы).

- 1-2 балла — при формулировке целей и задач допущены некоторые недочеты, не все цели операциональны (проверяемы).

- 0 баллов — цели и задачи урока сформулированы с серьезными ошибками, не операциональны (не проверяемы).

4. Соответствие поставленных целей и задач типу и содержанию урока (от 0 до 6 баллов)

- 5-6 баллов — полное соответствие.

- 3-4 балла — соответствие при допущенных недочетах.

- 1-2 балла — частичное соответствие отдельных целей.

- 0 баллов — полное несоответствие.

5. Выбор методов обучения, современных педагогических технологий, использование современных ИКТ, соответствующих требованиям современной модели образования (от 0 до 6 баллов)

- 5-6 баллов — выбор наиболее оптимальных методов обучения с рациональным использованием ИКТ.

- 3-4 балла — в ряде случае выбор методов обучения не обоснован, использование ИКТ случайно.

- 1-2 балла — выбор методов обучения не обоснован.

- 0 баллов — используемые методы не обозначены.

6. Целесообразность выбора формы обучения (от 0 до 2 баллов)

- 2 балла — форма урока соответствует поставленным целям.

- 1 балл — форма урока частично соответствует поставленным целям.

- 0 баллов — форма урока не соответствует поставленным целям.

7. Целесообразность выбора формы организации обучения (от 0 до 2 баллов)

- 2 балла — формы организации обучения соответствует поставленным целям.

- 1 балл — формы организации обучения частично соответствует поставленным целям.

- 0 баллов — формы организации обучения не соответствует поставленным целям.

8. Способы мотивации обучающихся к учебной деятельности и развития познавательного интереса (от 0 до 4 баллов)

- 3-4 балла — способы мотивации разнообразны и способны работать на достижение итогового результата, преимущественно используется позитивная мотивация.

- 1-2 балла — способы мотивации в целом способны работать на достижение итогового результата.

- 0 баллов — мотивация не продумана.

9. Использование различных форм контроля (от 0 до 4 баллов)

- 3-4 балла — используются разнообразные формы текущего контроля.

- 1-2 балла — используется одна форма текущего контроля.

- 0 баллов — текущий контроль не используется.

10. Использование средств обучения и воспитания на уроке (от 0 до 4 баллов)

- 3-4 балла — используются разнообразные средств обучения и воспитания, соответствующие поставленным целям и выбранным методам обучения.

- 1-2 балла — средства обучения и воспитания однообразны, в ряде случаев не соответствуют поставленным целям и выбранным методам обучения.

- 0 баллов — средства обучения и воспитания не соответствуют поставленным целям и выбранным методам обучения.

Выставление итогового балла

Отметка «отлично» – от 31 до 35 баллов.

Отметка «хорошо» – от 26 до 30 баллов.

Отметка «удовлетворительно» – от 20 до 25 баллов.

Отметка «неудовлетворительно» – до 20 баллов.

Тематика рефератов:
  1. Виды и общая структура микроциклов, методика построения микроциклов.

  2. Виды и характеристика соревнований по легкой атлетике.

  3. Влияние занятий легкой атлетикой на организм.

  4. Возникновение и развитие волейбола в разных странах.

  5. Волейбол в программе Олимпийских игр.

  6. Волейбол в системе физического воспитания населения России.

  7. Воспитательные задачи подвижных игр.

  8. Двигательная активность учащихся и успеваемость по теоретическим предметам.

  9. Значение помощи и страховки при обучении гимнастическим упражнениям. Разновидности приемов помощи.

  10. Игры и развлечения на воде, как средство обучения плаванию.

  11. Изменение правил игры в волейбол.

  12. Историческое развитие теории и практики подвижных игр.

  13. История развития туризма.

  14. Легкая атлетика в древности.

  15. Легкая атлетика в программе летних Олимпийских игр.

  16. Лыжный спорт в системе массовой физкультурно-оздоровительной работы.

  17. Материально – техническое обеспечение занятий легкой атлетикой.

  18. Меры безопасности и профилактика травматизма на занятиях по легкой атлетике.

  19. Методика обучения ведению мяча в футболе.

  20. Методика обучения техническим приемам в волейболе.

  21. Методика проведения разминки в легкой атлетике.

  22. Методика проявления отрицательных черт характера средствами физической культуры и спорта.

  23. Многодневный поход.

  24. Обеспечение безопасности в походе.

  25. Образовательные задачи подвижных игр.

  26. Общая и специальная подготовка волейболистов.

  27. Общеразвивающие и специальные беговые упражнения в легкой атлетике.

  28. Оздоровительные задачи подвижных игр.

  29. Организация и проведение соревнований по мини-футболу.

  30. Основные понятия (тактическая подготовка, стратегия, тактика, индивидуальные, групповые и командные тактические действия).

  31. Особенности занятий детей  в группах мини-баскетбола.

  32. Особенности занятий школьников общеобразовательных школ в секциях по баскетболу.

  33. Особенности и организация горных походов.

  34. Особенности и организация лыжных походов.

  35. Особенности современной методики обучения в плавании.

  36. Педагогический контроль, его значение и содержание, виды контроля.

  37. Пляжный волейбол (история, содержание, развитие)

  38. Подвижные игры при обучении футболу.

  39. Психология спортивной деятельности подростков.

  40. Развитие волейбола в нашей стране.

  41. Развитие легкой атлетики в Мире.

  42. Развитие легкой атлетики в России.

  43. Ретроспективный анализ правил соревнований по баскетболу.

  44. Роль легкоатлетических действий в освоении различных видов спорта.

  45. Роль разминки.

  46. Самоконтроль на занятиях легкой атлетикой.

  47. Силовые способности (характеристика, методика развития, способы оценки).

  48. Скоростные способности (характеристика, методика развития, способы оценки).

  49. Социально-психологический статус учащихся занимающихся в спортивной секции.

  50. Социальные функции игры в современном обществе.

  51. Спортивное и оздоровительное значение плавания.

  52. Средства и методы спортивной тренировки в легкой атлетике.

  53. Структура урока гимнастики в школе.

  54. Тактическая подготовка легкоатлета.

  55. Техническая подготовка легкоатлета.

  56. Топографическая подготовка.

  57. Футбол как вид спорта, история развития футбола.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!