СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

 Презентация к уроку: «Ткани растений» для учащихся 5 класса на основе системно-деятельностного подхода Разработала: Мадаева Деши Исаевна учитель биологии

Презентация к уроку: «Ткани растений»

для учащихся 5 класса на основе системно-деятельностного подхода

Разработала:

Мадаева Деши Исаевна

учитель биологии

Цель урока сформировать представления о тканях растительного организма и о функциях, которые они выполняют.

Цель урока

  • сформировать представления о тканях растительного организма и о функциях, которые они выполняют.
Планируемые результаты обучения Предметные: учащиеся имеют представление о тканях и выполняемых ими функциях в организме. Метапредметные: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, проведение эксперимента, умение анализировать полученные результаты исследования. Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.

Планируемые результаты обучения

  • Предметные: учащиеся имеют представление о тканях и выполняемых ими функциях в организме.
  • Метапредметные: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, проведение эксперимента, умение анализировать полученные результаты исследования.
  • Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.
Формы работы учащихся групповая, работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Формы работы учащихся

  • групповая, работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование компьютер преподавателя с проектором, компьютеры учащихся с выходом в интернет. На уроке используются микроскопы и микропрепараты растительных тканей: кожица чешуи лука, ветка липы (поперечный срез), ткани листа, корневой чехлик.

Необходимое техническое оборудование

  • компьютер преподавателя с проектором, компьютеры учащихся с выходом в интернет.
  • На уроке используются микроскопы и микропрепараты растительных тканей: кожица чешуи лука, ветка липы (поперечный срез), ткани листа, корневой чехлик.
Этапы урока 1 этап. Мотивация (организационный момент). Учитель проверяет готовность рабочего места учащихся на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся. Учащиеся эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность, принимают правила работы в группе.

Этапы урока

  • 1 этап. Мотивация (организационный момент). Учитель проверяет готовность рабочего места учащихся на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся. Учащиеся эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность, принимают правила работы в группе.
2 этап. Актуализация (совместное исследование проблемы) Учащиеся вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы  1 группа: Докажите, что клетка – самостоятельная живая система 2 группа: Каково значение движения цитоплазмы? 3 группа: Как происходит деление клетки?

2 этап. Актуализация (совместное исследование проблемы)

  • Учащиеся вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы
  • 1 группа: Докажите, что клетка – самостоятельная живая система
  • 2 группа: Каково значение движения цитоплазмы?
  • 3 группа: Как происходит деление клетки?
Учащиеся, вступают в диалог, отвечая на вопросы, начинают заполнять таблицу графы «Знаем», «Хотим узнать», выявляют проблему, проговаривают и осознают её, формулируют цель урока. Учитель на этом этапе актуализирует имеющиеся знания, организует осознание учащимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксированию каждой группой учащимся поставленной задачи углубления знаний по теме. Ученик учится понимать биологические термины, выражать свои мысли, строить высказывания, слушать и понимать речь другого человека. Используется проблемный вопрос учебника раздела «Подумайте»: Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани? (страница 49 учебника)
  • Учащиеся, вступают в диалог, отвечая на вопросы, начинают заполнять таблицу графы «Знаем», «Хотим узнать», выявляют проблему, проговаривают и осознают её, формулируют цель урока. Учитель на этом этапе актуализирует имеющиеся знания, организует осознание учащимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксированию каждой группой учащимся поставленной задачи углубления знаний по теме. Ученик учится понимать биологические термины, выражать свои мысли, строить высказывания, слушать и понимать речь другого человека. Используется проблемный вопрос учебника раздела «Подумайте»: Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани? (страница 49 учебника)
3 этап. Моделирование Участники трёх групп получают микропрепараты и задание: рассмотреть микропрепарат, найти различия в строении клеток разных тканей. Учащиеся работают в группе, фиксируют результаты поиска решений поставленных задач, анализируют и фиксируют результаты работы других групп. Выражают своё отношение к высказываниям одноклассников (межгрупповое взаимодействие). Учитель организует учебное взаимодействие в группах, обсуждение полученных результатов работы. Ученик воспринимает ответы одноклассников, оценивает действий других участников групп

3 этап. Моделирование

  • Участники трёх групп получают микропрепараты и задание: рассмотреть микропрепарат, найти различия в строении клеток разных тканей. Учащиеся работают в группе, фиксируют результаты поиска решений поставленных задач, анализируют и фиксируют результаты работы других групп. Выражают своё отношение к высказываниям одноклассников (межгрупповое взаимодействие). Учитель организует учебное взаимодействие в группах, обсуждение полученных результатов работы. Ученик воспринимает ответы одноклассников, оценивает действий других участников групп
4 этап. Переход к решению частных задач Индивидуальная работа, с последующей взаимопроверкой (используют учебник, таблицы, рисунки). Отвечают на вопросы в рабочей тетради стр. 28.  А 7. Выберите один правильный ответ Ткань - это - группа клеток, расположенных рядом в теле растений - совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции - все клетки, образующие данный орган растения - вещество, выделяемое клеткой для защиты растения В 2. Выберите три правильных ответа из шести предложенных К растительным клеткам, в состав которых входят только живые клетки, относятся 1)  основные 2)  покровные 3)  запасающие 4)  проводящие 5)  механические 6)  образовательные  Инициативное сотрудничество в поиске и сборе необходимой информации, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

4 этап. Переход к решению частных задач

  • Индивидуальная работа, с последующей взаимопроверкой (используют учебник, таблицы, рисунки). Отвечают на вопросы в рабочей тетради стр. 28.
  • А 7. Выберите один правильный ответ
  • Ткань - это
  • - группа клеток, расположенных рядом в теле растений
  • - совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции
  • - все клетки, образующие данный орган растения
  • - вещество, выделяемое клеткой для защиты растения
  • В 2. Выберите три правильных ответа из шести предложенных
  • К растительным клеткам, в состав которых входят только живые клетки, относятся
  • 1) основные
  • 2) покровные
  • 3) запасающие
  • 4) проводящие
  • 5) механические
  • 6) образовательные
  • Инициативное сотрудничество в поиске и сборе необходимой информации, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.
5 этап. Закрепление знаний. Просмотр анимации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009b6-1000-4ddd-8ed3-510047cea5fb/062tkani_rastenij.swf Умение слушать и выделять главное.

5 этап. Закрепление знаний.

  • Просмотр анимации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009b6-1000-4ddd-8ed3-510047cea5fb/062tkani_rastenij.swf
  • Умение слушать и выделять главное.
6 этап. Контроль на этапе окончания учебной темы Самопроверка, осуществляют пошаговый самоконтроль. Отвечают на вопросы промежуточного контроля. Анализируют. Контролируют и оценивают результат (Приложение) Возвращаясь к проблемному вопросу урока, делают вывод: особенности строения клеток зависит от выполняемых функций. Учитель на этом этапе урока организует дифференцированную коррекционную работу, оценивает деятельность учащихся. Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, устанавливают причинно- следственных связи, осуществляют пошаговый контроль по результату.

6 этап. Контроль на этапе окончания учебной темы

  • Самопроверка, осуществляют пошаговый самоконтроль. Отвечают на вопросы промежуточного контроля. Анализируют. Контролируют и оценивают результат (Приложение)
  • Возвращаясь к проблемному вопросу урока, делают вывод: особенности строения клеток зависит от выполняемых функций.
  • Учитель на этом этапе урока организует дифференцированную коррекционную работу, оценивает деятельность учащихся. Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, устанавливают причинно- следственных связи, осуществляют пошаговый контроль по результату.
7 этап. Рефлексия Заполнение графы в таблице «Что узнали», проводят рефлексию своих действий, самооценку и оценку работы группы. Отвечают на вопросы:  Чему я научился на уроке? Продолжи предложение «А узнал… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение…» Нашей группе удалось найти ответы на вопросы…  Учитель подводит итог урока вместе с учащимися, отмечает наиболее активных учеников в каждой группе, наиболее организованных и внимательных, высказывает пожелание каждой группе. Ученики выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, если. необходимо, то вносят корректив в план и способ действия

7 этап. Рефлексия

  • Заполнение графы в таблице «Что узнали», проводят рефлексию своих действий, самооценку и оценку работы группы.
  • Отвечают на вопросы:
  • Чему я научился на уроке?
  • Продолжи предложение «А узнал…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…
  • Моё настроение…»
  • Нашей группе удалось найти ответы на вопросы…
  • Учитель подводит итог урока вместе с учащимися, отмечает наиболее активных учеников в каждой группе, наиболее организованных и внимательных, высказывает пожелание каждой группе. Ученики выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, если. необходимо, то вносят корректив в план и способ действия
8 этап. Домашнее задание Записывают домашнее задание - читать параграф № 10 (электронное приложение к учебнику www/drofa/ru),  выполнить задание № 36, 37, 38 в рабочей тетради. Творческое – Подумайте, в каких областях своей деятельности человек использует вещества, выделяемые растениями. Какие из тканей растения человек использует в своей деятельности? Ученики могут выбрать уровень выполнения задания.

8 этап. Домашнее задание

  • Записывают домашнее задание - читать параграф № 10 (электронное приложение к учебнику www/drofa/ru),
  • выполнить задание № 36, 37, 38 в рабочей тетради.
  • Творческое – Подумайте, в каких областях своей деятельности человек использует вещества, выделяемые растениями.
  • Какие из тканей растения человек использует в своей деятельности?
  • Ученики могут выбрать уровень выполнения задания.
Заключение В заключительной части урока учащиеся отмечают большой интерес к изучаемой теме, так как на уроке используется поисковая практическая работа с микроскопом, ответы на вопросы они находят сами, а не получают в готовом виде. Затруднение вызвали вопросы с выбором нескольких вариантов ответа, поскольку количество таких вопросов в пятом классе невелико и учащимся пока не хватает навыка работы с подобными заданиями.

Заключение

  • В заключительной части урока учащиеся отмечают большой интерес к изучаемой теме, так как на уроке используется поисковая практическая работа с микроскопом, ответы на вопросы они находят сами, а не получают в готовом виде. Затруднение вызвали вопросы с выбором нескольких вариантов ответа, поскольку количество таких вопросов в пятом классе невелико и учащимся пока не хватает навыка работы с подобными заданиями.
Приложение Вопросы с выбором одного и нескольких правильных ответов: 1.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32bf7-0a01-022a-00c0-e5b909150c17/%5BBIO6_02-09%5D_%5BQS_03%5D.html 2.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32c3f-0a01-022a-0065-76aaa713fa5d/%5BBIO6_02-09%5D_%5BQS_04%5D.html 3.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32d47-0a01-022a-008c-4c0afc15b4fd/%5BBIO6_02-09%5D_%5BQS_05%5D.html

Приложение

  • Вопросы с выбором одного и нескольких правильных ответов:
  • 1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32bf7-0a01-022a-00c0-e5b909150c17/%5BBIO6_02-09%5D_%5BQS_03%5D.html
  • 2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32c3f-0a01-022a-0065-76aaa713fa5d/%5BBIO6_02-09%5D_%5BQS_04%5D.html
  • 3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32d47-0a01-022a-008c-4c0afc15b4fd/%5BBIO6_02-09%5D_%5BQS_05%5D.html
Список использованной литературы и ресурсов Интернет 1.  В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014. 2.  В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014. 3.  В.В. Пасечник методическое пособие к учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014. 4.  А.А.Калинина Поурочные разработки по биологии –М.:Вако, 2009 5.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009b6-1000-4ddd-8ed3-510047cea5fb/062tkani_rastenij.swf 6.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32bf7-0a01-022a-00c0-e5b909150c17/%5BBIO6_02-09%5D_%5BQS_03%5D.html 7.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32c3f-0a01-022a-0065-76aaa713fa5d/%5BBIO6_02-09%5D_%5BQS_04%5D.html 8.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32d47-0a01-022a-008c-4c0afc15b4fd/%5BBIO6_02-09%5D_%5BQS_05%5D.html 9.  Электронное приложение к учебнику - www/drofa/ru

Список использованной литературы и ресурсов Интернет

  • 1. В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.
  • 2. В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.
  • 3. В.В. Пасечник методическое пособие к учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.
  • 4. А.А.Калинина Поурочные разработки по биологии –М.:Вако, 2009
  • 5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009b6-1000-4ddd-8ed3-510047cea5fb/062tkani_rastenij.swf
  • 6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32bf7-0a01-022a-00c0-e5b909150c17/%5BBIO6_02-09%5D_%5BQS_03%5D.html
  • 7. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32c3f-0a01-022a-0065-76aaa713fa5d/%5BBIO6_02-09%5D_%5BQS_04%5D.html
  • 8. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32d47-0a01-022a-008c-4c0afc15b4fd/%5BBIO6_02-09%5D_%5BQS_05%5D.html
  • 9. Электронное приложение к учебнику - www/drofa/ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!