СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 13

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОЛОГИЯ

ТЕМА: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
















Профессия: 35.01.03 Станочник-обработчик

Квалификация: станочник-распиловщик 3разряд

Форма обучения – очная

Срок обучения: 10 мес.













п. Суда

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ


1.

ВВЕДЕНИЕ

4

2.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ И ХОД ЗАНЯТИЯ

6

3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

13

4

ПРИЛОЖЕНИЯ

14








































Данная методическая разработка создана на основании Рабочей программы по учебной дисциплине «Экология» профессии среднего профессионального образования (далее — СПО) 35.01.03 «Станочник-обработчик», в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (далее – ФГОС) и является вспомогательным инструментом для преподавателя в реализации учебного процесса. Методическая разработка включает в себя материал по проведению занятия по теме «Глобальные экологические проблемы».

Цель методической разработки: формирование вспомогательной базы данных по методологии и планированию образовательного процесса для преподавателя.

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления обучающихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Обучающиеся получают глубокие познания о глобальных экологических проблемах, их закономерностях и инструментах решения.


Разработчик: Поплавская Н.В. - преподаватель













































  1. ВВЕДЕНИЕ

Планируя занятие, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Для достижения поставленных целей в своей работе использую проектную технологию, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Занятие проводится с обучающимися учебной группы № 1 «Станочник-обработчик».

Тема программы: «Загрязнение окружающей среды».

Тема занятия: «Глобальные экологические проблемы».

Количество часов: 1 час.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: смешанный.

Форма урока: ролевая игра «Экологический саммит».

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: информационно-иллюстрированный, проблемно-диалогический, рефлексивный.

Средства обучения: опорный конспект; презентация, раздаточный материал.

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Цели занятия:

1. Образовательные:

- обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме «Загрязнение окружающей среды».

2. Развивающие:

- проведение поиска нужной информации в источниках разного типа.

- установление причинно-следственных связей между явлениями.

- формулирование собственной позиции у обучающихся.

- развитие навыка публичного выступления.

3. Воспитательные

- способствование воспитания уважения и толерантного отношения к окружающей среде.

- воспитание устойчивого интереса к экологии.

-формирование у обучающихся навыка экологического общения.

4. Здоровье - сберегающие:

- профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

личностные:

  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметные:

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметные:

  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;

− сформированность экологического мышления и способности учитывать оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

Межпредметные и внутрипредметные связи: связь с изученным ранее материалом, связь с экономическими основами производства, безопасностью жизнедеятельности и историей.



2. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Технологическая карта занятия

Этапы урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Формирование рабочего настроя и общей атмосферы занятия

Беседа, фронтальный опрос

Приветствие обучающихся, настрой на работу.

Приветствие преподавателя

  1. Постановка темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности

Обоснование знания темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности, получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основанных на общении и систематизации имеющихся знаний.

Создание проблемной ситуации

Ставит проблемный вопрос, выводя обучающихся на формулирование цели и задачи, темы занятия.

Формулируют тему занятия, ставят цель и задачи урока, планируют результат.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Поэтапное обсуждение хода решения проблемы, подведение итогов, выводы.

Погружение в ролевую игру. Беседа, дискуссия, фронтальный опрос.

Следит за ходом ролевой игры, направляет обучающихся, подводит к главным выводам.

Активно участвуют в дискуссии, ролевой игре.

IV. Закрепление изученного материала

Оценка действий, знаний и умений.

Упражнение Джеффа

Следит за ходом упражнения, создает проблемные ситуации и подводит к выводам.

Активное участие в работе

V. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Осмысление и анализ проделанной работы, рефлексия, обобщение результатов.

Беседа, фронтальный опрос.

Подводит итог занятия, фронтальная работа с обучающимися

Слушают преподавателя, если возникают вопросы, задают их, рефлексируют.



Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Организовать обучающихся к работе на уроке

-Здравствуйте, садитесь. Сегодня нас ждет сложная, но интересна работа. Обратите внимание на раздаточный материал на столах. У вас есть рабочие листы, которые вы сможете заполнять в ходе занятия (Приложение 2,3) и бейджи.

Приветствуют преподавателя. Включение в деятельность.

Личностные: самоорганизация, направленность на получение знаний

2

Актуализация знаний

Сегодня мы завершаем тему программы «Загрязнение окружающей среды» и сегодня нас с вами ждет экологический саммит, к которому у нас были подготовлены выступления экспертов по разным вопросам.

Начнем занятие с фразы А. Моравиа «Дорога цивилизации вымощена консервными банками». Как вы думаете, справедливо ли это высказывание и как мы можем сформулировать тему нашего занятия?

Обучающие показывают, что настроены на работу, отвечают на вопросы и формулируют тему занятия.

Регулятивные: выполнение учебного действия по просьбе преподавателя.

Познавательные: отвечают на проблемный вопрос.

3

Постановка цели урока

Как вы думаете, что нам сегодня необходимо изучить? Что бы вы хотели узнать в ходе занятия?

Давайте напомню, в чем различие цели и задач занятия.

Предлагают свои варианты:

- получить знания

- приобретение знаний об экологических проблемах

- заслушать выступающих

- обсудить выступления


Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения.


4

Изучение нового материала






























Введение в ролевую игру «Экологический саммит». Преподаватель дает информацию о том, что такое саммит, какие есть правила и права участников.

Затем вступительное слово о том, что такое глобальные проблемы и на какие группы их можно разделить.

Глобальными проблемами называют проблемы, которые охватывают весь мир, создают угрозу для настоящего и будущего человечества и требуют для своего решения совместных усилий всех государств и народов Земли.

Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами:

  • Носят планетарный, общемировой характер и, в силу этого, затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств.

  • Угрожают (в случае, если не будет найдено решение) или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества.

  • Требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества.

Причины возникновения глобальных проблем:

  • низкий уровень внедрения ресурса и энергосберегающие, экологически чистых технологий;

  • быстрая урбанизация населения, рост гигантских мегаполисов. Это сопровождается сокращением сельскохозяйственных угодий, лесов, бурной автомобилизацией;

  • варварское отношение человека к природе.

  • одной из социальных причин обострения глобальных проблем является непродуманная региональная политика государств, отсутствие экономического суверенитета, национальной собственности на свои природные ресурсы, средства производства и т.п.

  • существуют различные перечни и классификации глобальных проблем, где их число варьирует от 8 до 45.

Затем выступают эксперты по темам: Изменение климата; Загрязнение воздушного бассейна; Разрушение озонового слоя Земли; Истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана; Сокращение лесных массивов; Разрушение почвенного покрова Земли; Радиоактивное загрязнение и вооруженные конфликты воздействие их на состояние окружающей среды. Преподаватель комментирует и дополняет выступление.

Отвечают на вопрос, изучают выданные рабочие листы

Обучающиеся заранее разделены на экспертов и участников саммита, подготовили рассказы каждый эксперт на свою тему.

Каждый выходит и рассказывает. Остальные в это время слушают, ведут записи в рабочем листе.

Открывают листы с выдержками из документов. Читают, готовят ответы на вопросы.

Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать с членами группы и преподавателя.


5

Закрепление нового материала

Вы прослушали и обсудили выступления. Давайте теперь перейдем к интересному упражнению. Перед вами таблички: Да, Нет, Не знаю. Я буду зачитывать вам цитаты, вам необходимо встать к табличке, которая выражает вашу точку зрения.

Приступают к обсуждению вопросов, преподаватель комментирует ответы обучающихся, дополняет их.

  • "Токсичным отходам в воздухе просто не хватило бы места, если бы не наши легкие". Роберт Орден

  • "Человечество усердно перерабатывает природу в мусор". Мейсон Кули

  • "В неразвитых странах смертельно опасно пить воду, в развитых — дышать воздухом". Джонатан Рейбан

  • "Окружающая среда — это мы с вами". Чарлз Панати

  • "Если наше поколение не сделает невозможного, нас ожидает немыслимое". Петра Келли

  • "Крупные катастрофы, уже разорившие и продолжающие разорять современный мир, происходят от нежелания человека считаться с законами природы, от нежелания понять, что голод нельзя утолить, опустошая землю". Ж. Дорст

  • "Экология — это изучение усилий человечества по ухудшению жизни на Земле". Виктор Кротов

  • "ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ 1. Все связано со всем. 2. Все должно куда-то деваться. 3. Природа знает лучше". Барри Коммонер

  • "Эколог — современный пророк: он предсказывает, а над ним смеются". Николай Векшин

  • "Если бы снежный человек был, его бы давным-давно не было". Александр Жуков

  • "Земной шар лысеет, обнажая глобальный череп". Аркадий Давидович



Активно участвую в дискуссии, аргументируют свою позицию.

Познавательные: умение анализировать обобщать и делать выводы.

6

Рефлексия

Наш саммит подошел к завершению. Давайте оценим, как прошло занятие. Перед вами три корзины, подумайте и решите, что вы возьмете с собой, что выбросите, а какими новыми знаниями вы поделитесь.

Я хочу поблагодарить вас за ваше активное участие на занятии и ваши выступления. Хочу предложить вам практику ежедневной благодарности. У вас на столах есть таблички, подумайте и заполните (Приложение 2)

Завершить занятие хочу фразой: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери. Берегите нашу планету.


Приступают к рефлексии, высказывают свое мнение.

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности на занятии.






























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 190 с.

2. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с.

3. Бурко Р.А. Экологические проблемы современного общества и их пути решения / Р.А. Бурко, Т.В. Терёшина // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С.237-238.

4. Волощенко А.Е., Гуськов Г.В. Природопользование. - М.: Дашков и К, 2013. - 310 с.

5. Винокурова Д.В. Система контроля загрязнения окружающей среды. - Н. Новгород:, 2011. - с.56

6. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Аспен - Пресс, 2011. - 319 с.

7. Денисов В.В. Экология. - Ростов-на-Дону: Март, 2014. - 671 с.































Приложение 1























Приложение 2

ФИО___________________________________________________________

Учебная дисциплина_______________________________

Тема занятия_____________________________________

Цели, которые ставлю перед собой на занятии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи, которые ставлю перед собой на занятии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Новые понятия, знания и факты

Знакомая информация





























Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое глобальные проблемы человечества и чем они характеризуются?

  2. Каковы причины возникновения глобальных проблем?

  3. Какие могут быть глобальные проблемы человечества?

  4. В чём заключается важность для всех людей знание причин и последствий существующих экологических проблем?



Что возьму?

Что выброшу?


Чем поделюсь?








Желаю себе …





Благодарю себя за …

Желаю ___(обращение к кому-то)




Благодарю ___(обращение к кому-то)

Желаю планете Земля …










Приложение 3

Экологический саммит


ЭКСПЕРТ


ФИО

Экологический саммит


УЧАСТНИК


ФИО





20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!