СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты распространения опыта педагога

Форма представленного опыта

Уровень с указанием мероприятия

Тема представленного опыта работы

Дата представления

Урок истории с НРК

Районное заседание МО учителей истории

ЭГП Бурятии

2017

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа»

Базарова О.Ц.

Учитель истории

МОУ Каленовская СОШ


План-конспект

урока по географии Бурятии в 9 классе (2ч.)


Тема: «Улан-Удэ – столица Республики Бурятия».


Цели урока:


  1. Обучающая – ознакомить с историей города, с его ЭГП, функциями; на основе изученного материала спрогнозировать факторы, способствующие успеху в будущем, в развитии нашего города.

  2. Развивающая – научить ребят работать с дополнительной литературой; выступать перед литературой; продолжить работу по развитию активной творческой деятельности учащихся в процессе подготовки домашнего задания, умения анализировать изученный материал, аргументировано доказывать свою точку зрения; формирование умений мыслительной деятельности, возможностей прогнозирования явлений в обществе.

  3. Воспитывающая – попытаться сформировать у учащихся сознательного отношения и любви к родному городу, повышение уровня сплоченности коллектива.


Оборудование: карта и герб г.Улан-Удэ, фотомонтаж «Улан-Удэ», фотоальбом выставки работ художника Б.С.Садыкова, книжная выставка литературных произведений поэтов и писателей Улан-Удэ, подборка книг о Улан-Удэ, магнитофон, видеофильм, макет Удинского острога.


Межпредметные связи: литература, история, музыка.


Методы обучения: репродуктивные (словесно-индивидуальные, наглядно-индивидуальные), частично-поисковые, исследовательские.


Приемы обучения: сообщение информации учителем и учащимися, задание на опережение с четкой инструкцией их выполнения, самостоятельная работа.


План урока:

  1. Небольшой экскурс в историю. Герб г. Улан-Удэ.

  2. ЭГП г. Улан-Удэ.

  3. Функции города.

  4. Факторы, способствующие развитию г.Улан-Удэ в будущем.

  5. Дополнительная информация.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Эпиграф: «Улан-Удэ – город мой,

Горжусь тобой, как судьбой.

Ты как улыбка любви

И свет родимой Земли».


1. Организационный момент.


Целеполагание















(Звучит гимн г.Улан-Удэ.) Сегодняшний урок посвящен нашей малой родине – Улан-Удэ – столице Республики Бурятия.

Трудно представить себе человека, который не знал бы или не хотел бы знать хотя бы малую толику судьбы своего города. Так лучше узнать свой город, открыть что-то новое в ее биографии поможет вам наш сегодняшний урок.

В процессе урока нам предстоит работать над умениями: обобщать, анализировать приобретенный материал на уроке и самостоятельно изученный материал, аргументировано доказывать свою точку зрения, решать проблемные задачи, четко формулировать выводы.

Итак, знакомимся с Улан-Удэ. Наша задача – познакомиться с историей города, с его ЭГП, функциями, заглянуть в будущее. И представить на суд рекламной комиссии рекламный проспект г.Улан-Удэ.

2. Усвоение новых знаний.

Небольшой экскурс в историю.

Но для начала давайте узнаем, что вам известно об истории г.Улан-Удэ, дополнив ваши знания подготовленным сообщением.


Ученица. Города, как и люди, имеют свое неповторимое лицо и свою биографию. Три столетия назад, летом 1666 года на возвышенности у слияния рек Селенга и Удэ русские казаки основали зимовье для сбора ясака. С юга и запада зимовье защищали реки, с севера и востока – горы. Такое выгодное положение способствовало дальнейшему укреплению Удинского зимовья.


Верхнеудинский острог

Основал в короткий срок

Алексей Михалыч, царь

Славный русский государь!


Царь сказал казакам так:

«Чтоб пышнее был ясак,

Чтоб жирнее был оброк,

Чтоб крупнее был налог,

За Байкалом меж берлог

Нужен мне Большой острог.

Л.Ламажапов


Так зимовье превратилось в острог. Теперь на месте острога возвышаются здания кооперативного и лесотехнического техникумов, муз.училища и средней школы №9.

Постепенно Удинский острог присоединил к своим владениям земли ближайших бурятских и русских поселений и стал военно-административным центром Забайкалья, получив название – Верхнеудинск. Название свое получил от р.Удэ, поскольку основан был и строился преимущественно на берегу Удэ. А так как на Иркутской земле тоже есть р.Уда, и город на ней был назван Нижнеудинском, то город, возникший в Забайкалье, окрестили Верхнеудинском.

В 1890 году через Верхнеудинск проезжал на Сахалин великий русский писатель А.П.Чехов. В одном из писем к сестре он писал: «О том, как я ехал по берегу Селенги и потом через Забайкалье, расскажу при встрече, а теперь скажу только, что Селенга – сплошная красота, а в Забайкалье я находил все, что хотел: и Кавказ, и Дон… Верхнеудинск – миленький городок…»

К началу 20 века значение Верхнеудинска, как торгового центра, возросло еще больше, благодаря окончанию строительства Транссибирской магистрали.

Город быстро рос.

В 1923 году постановлением ВЦИК СССР была образована Бурят-Монгольская АССР, столицей которой стал Верхнеудинск, в 1934 году переименованный в г.Улан-Удэ, т.е. Красная Уда – красный советский город, находящийся на берегу реки Удэ.

Учитель. Как и любой город, Улан-Удэ имеет свой герб. Герб был вручен еще 26 октября 1790 года г.Верхнеудинску.

(Учащиеся рассматривают герб Улан-Удэ. Идет беседа о гербе.)

Современный герб выполнен на щите, имеющем соотношение 8:9. Щит герба имеет 3 полосы (поля), составляющие цвета государственного флага Республики Бурятия:

- лазурь – олицетворение красоты, величия;

- золото – богатства, справедливости;

- серебро – олицетворение чистоты, добра и независимости.

В отличие от герба г.Верхнеудинска, где в верхней части был изображен герб Иркутской губернии (бабр с соболем в зубах). Здесь золотое «соембо» - символ вечной жизни, изображенный на гербе и флаге республики. В нижней части щита на серебряном и золотом полях – «Меркушев жезл и рог изобилия». Это основные элементы герба г.Верхнеудинска в знак того, что этот исторический российский город, переименованный в г.Улан-Удэ, и является современной столицей Республики Бурятия и тем самым символизирует единение эпох, культур и народов.

Актуализация знаний.

Улан-Удэ – сегодня один из самых живописных и развитых городов Сибири, Забайкалья. Основой же развития Улан-Удэ является в первую очередь ЭГП города. Попытаемся вместе дать современную оценку ЭГП г.Улан-Удэ. Предлагаю обсудить этот вопрос в группах.

Коррекция знаний.

Заслушиваются ответы учащихся. При этом учитель, выявляя пробелы и корректируя их, подводит учащихся к современной оценке ЭГП г.Улан-Удэ.


Функции города.

Учитель. Какие функции выполняет город Улан-Удэ?

(Выслушиваются ответы учащихся).

1. Улан-Удэ – столица Республики Бурятия.

2. Улан-Удэ – промышленный центр.

3. Улан-Удэ – культурный центр.

4. Улан-Удэ – научный и образовательный центр.

5. Улан-Удэ – транспортный узел.

Доказательства этих функций города заслушиваются на «рекламном бюро».

Выступает I группа «Этнос», подготовившая этнодемографический проспект г.Улан-Удэ.

II группа «Буряткультурагенство» - культурологический проспект.

III группа «Восточные ворота» - экономический проспект.

IV группа «Помощь поступающим» - научно-образовательный проспект.

Обобщение.

Учитель. Какие факторы, на ваш взгляд, будут способствовать в будущем развитию нашего города?

Учащимся выделяется время для работы в группах, чтобы они смогли между собой не только обсудить, но и, придя к определенному согласию, аргументировать свою точку зрения.

Затем заслушиваются и обсуждаются ответы ребят.

Подведение итогов.

Оценочная рекламная комиссия подводит итоги работы каждой группы. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу:

- соответствие рекламного проспекта предложенной теме;

- оригинальность представления;

- разнообразие представленного материала;

- логичность построения проспекта;

- содержательное раскрытие рекламируемого объекта;

- временной параметр (10 мин).

Заслушиваются и выставляются оценки.

Домашнее задание.

Каждая группа продолжает работать со своей темой, но связав ее с экологией города.

Дополнительная информация.

Знаменитые имена в истории города. Беседа об улан-удэнских писателях, художниках. Знакомство с выставкой книг, картин.


Учитель: Я надеюсь, что этот урок оставит след в вашей памяти, разовьет интерес к родному городу, и вы еще больше будете знать, любить и беречь свою малую родину. И сделаете все для ее процветания. Спасибо за урок.

Звучит песня «Мой город над Селенгой»

муз. В. Усович, ст. А. Щитова.

исп. Эржена и Саян Жамбаловы

(с видеофрагментами города).



Скачать

© 2019, 253 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!