СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая библиотека.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок "Невидимые нити природы"

Просмотр содержимого документа
«Методическая библиотека.»

Невидимые нити природы

Цель: Углубить и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений в осенний период времени в лесу. Учить понимать и оценивать природные явления. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для растений.

Задачи:

  1. Закрепление знаний детей о приметах осени.

  2. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев.

  3. Развитие аналитических способностей: умение сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

  4. Развитие воображения, творческих способностей детей, эмоциональной сферы по средствам игры.

  5. Развитие образной и доказательной речи детей.

  6. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам.

Материалы и оборудование к занятию:

  1. Музыкальный центр, аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».

  2. Компьютер и проектор для показа презентации.

  3. Лупы для рассматривания тыльной стороны листьев.

  4. Листья с разных деревьев для «Осеннего ковра».

  5. Изображения деревьев для игрового момента.

  6. Плакат с изображением деревьев.

  7. Плакат с изображением сезонных явлений природы.











Ход занятия:

Звучит произведение «Осень» П.И.Чайковского  из цикла «Времена года».

О.С. Ребята, как вы думаете, о каком времени года композитор написал в своем произведении? Почему вы так думаете? (Осень, природа грустит об ушедшем лете, идет дождь и т.д.). А какое время года сейчас? (Ответы  детей). Давайте прямо сейчас отправимся на прогулку в осенний лес? Вы согласны?

Чтобы попасть в осенний лес надо встать в круг, вытянуть руки ладонями вверх, закрыть глаза и произнести волшебное заклинание:

В ладони наши загляни,

В них доброту, любовь найди

И в лес осенний  попади.

О.С. Вот мы и попали в осенний лес (на слайде фото осеннего леса)

Девочки 8а: Ребята, давайте поиграем в игру, я буду предложения начинать, а вы заканчивать (проводится игра «Назови приметы осени»):

Солнце осенью … светит, но не греет.

Осенью часто … идут дожди.

Осенью дует … сильный, холодный ветер.

Осенью листья … желтеют, краснеют и опадают.

Осенью птицы … улетают в теплые края.

Осенью звери … делают запасы на зиму.

Осенью люди … с полей и огородов убирают урожай.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

О.С. В природе все взаимосвязано: неживая и живая природа, растения и животные. Заглянем в осенний лес: животные, растения в нем связаны между собой невидимыми нитями.

Посмотрите на наш осенний лес, каких листьев на деревьях больше - зеленых или разноцветных?

В листьях и летом, и осенью есть разноцветные краски – зеленые, желтые, красные. Самый сильный цвет – зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество – хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света дает много и поэтому листья остаются зелеными.

Н.А. Лист – один из основных органов растения. Каждый лист состоит из листовой пластины и черешка, с помощью которого он крепится к стеблю.

- Ребята, листовая пластинка покрыта кожицей, она предохраняет лист от повреждений и высыхания. В кожице есть маленькие отверстия устьица, через которые лист испаряет влагу и дышит, поглощает кислород из воздуха и выделяет углекислый газ.

Ребята, давайте посмотрим как выглядит лист под микроскопом.

Ребята 8а: Девочки и мальчики, как вы думаете что такое микроскоп, для чего он нужен?

Опытная деятельность: Рассматривание среза листа герани под микроскопом.

О.С. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зеленых листьев, зато много желтых и красных.

О.С. Как вы думаете, что происходит с листочками дальше?

Н.А. Листья – это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает к листьям. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся ненужными. Листочки - опадают.

Физкультминутка:

Мы листики осенние на веточках сидели,

Ветер дунул, полетели, мы летели, мы летели

И на землю тихо сели…

Ветер снова побеждал и листочки все поднял.

Повертел их, покружил и на землю опустил.

О.С. Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление? (Листопад).

О.С.. Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (ответы детей)

Н.А. Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черенок сидит на ветке, образуется дряблый поясок, лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинают дуть сильные ветра, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Мы уже говорили, что это явление называется… листопадом. Так деревья готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», сбросив листву.

? Девочки 8а: А теперь давайте поиграем в игру «Найди свое дерево!» (картинки с изображением деревьев размещены по группе). Представьте себе, что вы осенние листочки. Возьмите каждый по одному любому листику и определите, с какого он дерева. (Дети свободно кружатся с листочками в руках и по сигналу «Найди свое дерево!» должны подбежать к тому дереву, листик с которого находится у них в руках).


Итог занятия: Ребята, какие приметы осени вы запомнили? Что происходит с листочками осенью? Как листики дышат? Что с ними происходит, когда наступают холода? Как называется явление, когда опадает листва?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!