СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов в технологическом образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Модернизация содержания школьного образования открывает широкие горизонты для реализации инновационного подхода. Особое место в нём занимает проектная деятельность. В технологическом образовании методу проектов отводится основополагающая роль.

     Педагогический потенциал проектного обучения как образовательной технологии реализуется через актуализацию и использование в образовательном процессе методов активного обучения. В основу метода проектов было положено развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в технологическом образовании»

Метод проектов в технологическом образовании

Выступление на ГМО Технологии, ИЗО, музыки

25.02.2022

Романова О.Л., учитель технологии МБОУ СОШ№7

1 слайд

На каникулах я прошла курсы по Программе «Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС ОО». Нам с вами постоянно говорят о совершенствовании технологических процессов, профессиональном росте – как важнейших задачах преподавателя. При этом предполагается, что изучаемый учителем материал, базируется на следующих принципах:

2 слайд

  1. принцип ориентации на «зону ближайшего развития», предполагаю­щий определение «границ» индивидуальной зоны ближайшего развития педа­гога, что позволяет проектировать развитие методической дея­тельности с ори­ентацией на его индивидуальность и субъектный опыт;

  2. принцип диверсификации, обеспечивающий профессиональное разви­тие личности педагога, формирование ее профессиональной мобильности и го­тов­ности к освоению новых и перспективных инновационных технологий образования;

  3. принцип рефлексивности, помогающий реально оценить уровень ин­нова­ционной деятельности, готовности осваивать инновационные способы дея­тельности.

Но что интересно, каждый раз обучаясь на очередных курсах, мы с вами понимаем, что всегда пользовались «новоиспечёнными» методиками и раньше в своей работе. Сегодня вновь поговорим о методах проектов.

Модернизация содержания школьного образования открывает широкие горизонты для реализации инновационного подхода. Особое место в нём занимает проектная деятельность. В технологическом образовании методу проектов отводится основополагающая роль.


3 слайд

Педагогический потенциал проектного обучения как образовательной технологии реализуется через актуализацию и использование в образовательном процессе методов активного обучения. В основу метода проектов было положено развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления.


4 слайд

Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.


5 слайд

Метод проектов позволяет рационально сочетать теоретические знания и применять их на практике для решения конкретных задач и проблем во всех отраслях окружающего мира. Ученические проекты можно осуществлять в любом возрасте, опираясь на уровень осознанной деятельности ребёнка: начиная от высушивания семян тыквы до декоративных аппликаций, или изучения народных промыслов и создания декоративных работ в объёмной технике, преобразовании традиционных или нетрадиционных бросовых материалов.


6 слайд

Метод предполагает активную самостоятельную работу по постановке проблемы, поиску ее решений, а также формулировке, подробному анализу и оценке конкретного решения. Проектный метод, таким образом, помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся, развивает практические навыки применения полученных теоретических знаний школьниками.


7 слайд

При выборе типа учебного проекта обучающиеся и педагоги, руководствуясь разработанными классификациями, получают необходимую, хорошо структурированную информацию о будущей деятельности. Точное определение типа проекта по разного рода классификациям поможет обучающимся верно спланировать деятельность для достижения поставленной цели.


8 слайд

Важность проектного обучения закреплена в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. Проектное обучение по ФГОС является средством и условием совершенствования универсальных учебных действий обучающихся, средством обеспечения индивидуализации процесса образования.


9 слайд

Сущность понятия «проектное обучение школьников» связана с такими научными понятиями и категориями, как «проект», «проектная деятельность», «метод творческих проектов», «проектная ситуация», «проектная задача», «творчество» и др.

Проект (от лат. projection — бросание вперед) — это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях — план, замысел какого-либо действия. Проект — это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Процесс создания проекта называется проектированием.


10 слайд

Предметная область проектирования постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.), начали складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных систем, организаций, трудовых, экологических, социальных, психолого-педагогических процессов и др.


11 слайд

Чем же занимается «Проектирование человеко-машинного взаимодействия»?

  1. Физиология и психология человека-пользователя – круг вопросов, связанных с фундаментальными характеристиками и ограничениями человека, как пользователя ПО. Эргономика, когнитивная психология. Принципы целесообразной деятельности в среде. Обучение и переобучение.

  2. Основные концепции ЧМИ. Проектирование и конструирование интерфейса с пользователем. Сценарии использования. Оценка и тестирование ЧМИ.

  3. Реализация графического интерфейса с пользователем для современных персональных компьютеров и мобильных устройств. Принципы, стандартные советы и рецепты. Компоненты управления и их правильное комплексное использование.

  4. Интерфейсы для совместной работы. Интерфейсы в сети Internet. Виртуальная и дополненная реальность. Нерешённые проблемы, перспективные направления и взгляд в будущее

Исследование человеко-машинных интерфейсов (ЧМИ) – активно развивающаяся область, которая объединяет достижения нескольких наук, таких как эргономика, когнитивная психология, психология труда, информатика, теория автоматического управления, техническая эстетика, промышленный дизайн и др. Сейчас проблема человеко-компьютерного взаимодействия [Human-Computer Interaction] – одна из центральных в области создания автоматизированных систем, а человек, претендующий на то, чтобы считаться специалистом в области информационных технологий, обязан обладать базовыми знаниями в области проектирования и оценки интерфейсов с пользователем.


12 слайд

Почему так подробно я остановилась на предыдущем виде проектирования? Учителя технологии начинают постепенно ощущать на себе воздействие Человеко-машинного проектирования: изменяются Программы, учебники, в критерии тестирования учителей включают вопросы по информатике и робототехнике... К сожалению, сколько бы мы с вами не пытались отстаивать свой предмет как «Культуру дома» в традиционном понимании, он меняется до неузнаваемости, как и окружающая нас информационная среда. Но в противовес этому хочу сказать: цифровая среда – это не вся «среда», в которой существует человек, оставьте место и для Человеческих ценностей: для семьи, быта, должно остаться место для чувств и добрых дел! Нельзя бросаться в «цифровой омут» с головой, забывая, что мы в первую очередь люди, а не «человеко-машины»!

В качестве учебной проектная деятельность служит прежде всего развитию личности субъекта учения, усвоению определенной суммы знаний, умений, навыков, формированию ключевых компетенций, а на уроках технологии в том числе и получению общественно значимого ученического продукта. Тем самым определяются основные параметры ее содержания, организации, функционирования.

Метод проектов позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации личности. Получение ученического реально значимого продукта проектной деятельности даёт учащемуся возможность дальнейшего самоопределения и профориентации. Ещё в 1896 г. видный американский ученый-педагог, философ Дж.Дьюи в лаборатории при Чикагском университете дал обоснование проектного метода обучения, сущность которого коротко выразил лозунгом «Обучение посредством делания». Дж.Дьюи отмечал, что школьник должен быть заинтересован в освоении определенного базиса знаний, умений, навыков, предусмотренных школьной программой, осознавать их значимость для практической и будущей профессиональной деятельности.


13 слайд

В программах «Технологии» на выполнение проектов выделено до 20-25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. (Фрагмент работы над реализацией проекта «Марсианский дракон»).

14 слайд

Основными требованиями к использованию этого метода являются:

 - наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;

 - теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

 - самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

 - структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

 - использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.


15 слайд

Основными этапами работы над проектом являются:

  • постановка цели: выбор темы проектного задания с учётом его практической значимости, выявление проблемы; формулировка задач;

  • оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых учащемуся для выполнения проекта;

  • сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных;

  • разработка идеи выполнения, планирование, организация и выполнение проекта с учётом требований дизайна и эргономики; самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;

  • обобщение результатов и выводы;

  • оценка качества выполненной работы, защита проекта; анализ успехов и ошибок.


16 слайд

Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса «Технология» с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний. Так, при выполнении проекта по разделу программы «Конструирование и моделирование одежды», учащиеся должны использовать знания из курсов математики и черчения, выполняя расчёты и чертёж изделия, навыки рисования необходимы при выполнении будущей модели изделия, потребуются и новые знания по антропометрии фигуры, снятию измерений, умение работать с готовыми конструкциями, чертежами, лекалами в ходе выполнения технического моделирования, знания материаловедения, прикладные знания по декорированию и рукоделию. Традиционными стали мини-проекты: подарки к праздникам, коллективные работы к творческим ежегодным выставкам. Также ученики готовят рефераты и презентации, пробуют себя в исследовательской деятельности, участвуя в ученических научно-практических конференциях. Перед вами фрагмент презентации такого проекта…


17 слайд

…результатом которого, кроме исследования проблемы, было и изготовление конкретного продукта для определённых целей (крестильная рубашка для мальчика), то есть изделие имело реальную практическую значимость.


18 слайд

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.


19 слайд

Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.


20 слайд

(Пример коллективного творческого проекта «Утилизация рекламных листовок»)

21 слайд

Каждому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. А использование инновационных образовательных технологий является одним из критериев оценки профессиональной деятельности преподавателя. Поэтому нам необходимо более интенсивное внедрение инновационных технологий, использующих новейшие достижения науки, техники, психологии, элементы которых вполне доступны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!