СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников ( консультация для воспитателей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождём, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь, все дети по своей натуре и в силу своего ещё маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому им то, эти наблюдения доставляют целый неописуемый спектр всевозможных эмоций и ярких впечатлений. Так вот, чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за её природными явлениями, а ещё уметь предсказывать её изменения в ближайшее время не обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. В связи с этим на территории нашего дошкольного учреждения была установлена метеостанция, обучая на живом примере детей. Ведь метеостанция позволяют малышам не только весело проводить своё время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.

Что такое погода?

• показания температуры воздуха

• сила и направление ветра;

• наличие осадков;

• состояние неба и солнца;

• влажность воздуха.

    Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагогов привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательно-исследовательской деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. И этому служит «Метеостанция».

 

 

 

Цель: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами: компасом, термометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами;

2.  Обучать детей снятию показаний приборов, их сравнению;

3. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

4. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога;

5. Формирование у детей устойчивого интереса к окружающему миру.

     Метеоплощадка выполнена компактно на специально построенной, на территории парка, площадке, что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов парка в зависимости от времени года.

     Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес.

 

Оборудование детской метеостанции:

1.Метеобудка — это будка, в которой размещают приборы (термометр, барометр, гигрометр) требующие защиты от атмосферных осадков, прямых солнечных лучей, порывов ветра. На стенках метеобудки между планками есть зазоры для свободного проникновения воздушных масс, эти зазоры нужны для достоверности измерений.

 

 

 

 

Приборы помещенные в метеобудку.

Термометр -  служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 00. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков.

Барометр (механический) - прибор для измерения атмосферного давления. Отмечает перемены происходящие в воздухе. Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать. Высокое давление означает хорошую погоду, низкое- облачную и дождливую.

Гигро́метр  (греч. ὑγρός «жидкий» + μετρέω «измеряю») — измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха и других газов.

 

2.Солнечные часы — это прибор для измерения времени по Солнцу. По этому устройству можно определить время по изменению длины тени от шеста (гномона) и её движению по циферблату. Пользоваться солнечными часами можно только днём при ясном небе или при лёгкой облачности, не мешающей образованию чёткой тени.

3.Флюгер — это прибор для измерения направления ветра. Флюгер представляет собой металлического петушка, расположенного на вертикальной оси и поворачивающегося под воздействием ветра. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света установлена с помощью компаса.

4.Ветровой рукав — это конус из ткани, предназначенный для указания направления и приблизительной скорости ветра. Метеорологическому направлению ветра соответствует направление, противоположное указываемому ветровым   рукавом.

 

 

•Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру.

• Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав.

• Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят.

• Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав.

• Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.

• Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав.

 • Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

5. Осадкометр – служит для измерения количества осадков в данной местности. Он способен измерять дождь, град, снег, изморось и мокрый снег, но не измеряет туман или росу (это связано с тем, что речь идет о конденсации капель воды, и ее невозможно измерить по отметкам на стекле). 

6. Снегомер - наблюдение за снежным покровом. Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. В тёплый период времени его можно использовать как измерение роста растений.

7. Ловец облаков (определитель облаков) - позволяет детям в игровой форме научиться определять виды облаков. На стенде изображено 8 различных видов. Определив облака, дети могут на ближайшее время спрогнозировать будут осадки или нет. Это один из самый увлекательный элемент для детей на метеоплощадке. Теме «Облака» можно посвятить отдельное занятие познакомить детей с разными видами облаков и их появлением (круговорот воды в природе).

8. Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом (так же можно вести таблицу прогноза погоды на каждый день) и стол со скамейкой.

 

9.Кормушка. Дети изучают вблизи птиц в любое время года, оставляют им подкормку проявляя к ним заботу.

Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводились наблюдения за погодой. Данные заносили в специально разработанный дневник (календарь) наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализировали результаты, делали  выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

 

В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.

В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет.Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробуем рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.

Пример детских рифмовок: «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает»; «Звезды ночью играют – о холоде предупреждают»; «Дрова в печке сильно трещат – о морозе говорят»; «Облака против ветра плывут – ненастье несут».

Вывод:

 Метеостанция  — это часть экологического воспитания, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.

Такая метеостанция в детском саду поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

 

Просмотр содержимого документа
«Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников ( консультация для воспитателей)»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская средняя общеобразовательная школа №2 дошкольное отделение







Консультация для педагогов



Метеостанция
в ДОУ как условие развития

познавательно-исследовательской деятельности дошкольников







подготовила : воспитатель Купрадзе М.А.















Наро-Фоминский г.о. 2023год





Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождём, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь, все дети по своей натуре и в силу своего ещё маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому им то, эти наблюдения доставляют целый неописуемый спектр всевозможных эмоций и ярких впечатлений. Так вот, чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за её природными явлениями, а ещё уметь предсказывать её изменения в ближайшее время не обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. В связи с этим на территории нашего дошкольного учреждения была установлена метеостанция, обучая на живом примере детей. Ведь метеостанция позволяют малышам не только весело проводить своё время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.

Что такое погода?

• показания температуры воздуха

• сила и направление ветра;

• наличие осадков;

• состояние неба и солнца;

• влажность воздуха.

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагогов привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательно-исследовательской деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. И этому служит «Метеостанция».







Цель: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами: компасом, термометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами;

2. Обучать детей снятию показаний приборов, их сравнению;

3. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

4. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога;

5. Формирование у детей устойчивого интереса к окружающему миру.

Метеоплощадка выполнена компактно на специально построенной, на территории парка, площадке, что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов парка в зависимости от времени года.

Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес.



Оборудование детской метеостанции:

1.Метеобудка — это будка, в которой размещают приборы (термометр, барометр, гигрометр) требующие защиты от атмосферных осадков, прямых солнечных лучей, порывов ветра. На стенках метеобудки между планками есть зазоры для свободного проникновения воздушных масс, эти зазоры нужны для достоверности измерений.









Приборы помещенные в метеобудку.

Термометр -  служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 00. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков.

Барометр (механический) - прибор для измерения атмосферного давления. Отмечает перемены происходящие в воздухе. Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать. Высокое давление означает хорошую погоду, низкое- облачную и дождливую.

Гигро́метр  (греч. ὑγρός «жидкий» + μετρέω «измеряю») — измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха и других газов.



2.Солнечные часы — это прибор для измерения времени по Солнцу. По этому устройству можно определить время по изменению длины тени от шеста (гномона) и её движению по циферблату. Пользоваться солнечными часами можно только днём при ясном небе или при лёгкой облачности, не мешающей образованию чёткой тени.

3.Флюгер — это прибор для измерения направления ветра. Флюгер представляет собой металлического петушка, расположенного на вертикальной оси и поворачивающегося под воздействием ветра. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света установлена с помощью компаса.

4.Ветровой рукав — это конус из ткани, предназначенный для указания направления и приблизительной скорости ветра. Метеорологическому направлению ветра соответствует направление, противоположное указываемому ветровым рукавом.






•Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру.

• Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав.

• Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят.

• Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав.

• Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.

• Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав.

• Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

5. Осадкометр – служит для измерения количества осадков в данной местности. Он способен измерять дождь, град, снег, изморось и мокрый снег, но не измеряет туман или росу (это связано с тем, что речь идет о конденсации капель воды, и ее невозможно измерить по отметкам на стекле). 

6. Снегомер - наблюдение за снежным покровом. Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. В тёплый период времени его можно использовать как измерение роста растений.

7. Ловец облаков (определитель облаков) - позволяет детям в игровой форме научиться определять виды облаков. На стенде изображено 8 различных видов. Определив облака, дети могут на ближайшее время спрогнозировать будут осадки или нет. Это один из самый увлекательный элемент для детей на метеоплощадке. Теме «Облака» можно посвятить отдельное занятие познакомить детей с разными видами облаков и их появлением (круговорот воды в природе).

8. Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом (так же можно вести таблицу прогноза погоды на каждый день) и стол со скамейкой.



9.Кормушка. Дети изучают вблизи птиц в любое время года, оставляют им подкормку проявляя к ним заботу.


Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводились наблюдения за погодой. Данные заносили в специально разработанный дневник (календарь) наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализировали результаты, делали выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.



В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.

В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет.Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробуем рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.

Пример детских рифмовок: «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает»; «Звезды ночью играют – о холоде предупреждают»; «Дрова в печке сильно трещат – о морозе говорят»; «Облака против ветра плывут – ненастье несут».

Вывод:

Метеостанция — это часть экологического воспитания, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.

Такая метеостанция в детском саду поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!