Просмотр содержимого документа
«Метапредметный урок»
Метапредметный урок
в 7 классе
Русский язык
Немецкий язык
Учитель русского языка Смирнова М.Ю.
Учитель немецкого языка Паламарчук О.В.
Правила работы в группе
- понять задание и подумать о решении самостоятельно;
- выслушать мнение каждого;
- найти общее решение;
- выбрать выступающего.
Приглашение к завтраку
«Все народы меняются словами и занимают их друг у друга».
В.Г.Белинский
Задачи занятия:
- познакомиться с некоторыми немецкими заимствованиями
- выяснить, какими путями они проникли в русский язык
- научиться узнавать немецкие заимствования
- правописание удвоенной -н- в прилагательных
- поразмышлять о разумном употреблении заимствованных слов
- закрепление знаний о типах речи
Распределите по тематическим группам немецкие слова и напишите обозначения по-русски
военное дело
нем
рус.
техника
нем
рус.
быт
нем
рус.
породы собак
нем
рус.
Проверим:
военное дело
нем
рус.
техника
Hauptwache
нем
гауптвахта
Hülse
рус.
гильза
быт
Schraube
Gefreiter
Werkstatt
ефрейтор
шуруп
нем
Patronentasche
верстак
рус.
патронташ
Achselband
Raubank
Породы собак
Waffel
Haubitze
рубанок
Stemmeisen
Kleister
аксельбант
нем
вафля
гаубица
рус.
клейстер
стамеска
Kegel
Zirkel
Mops
Platz
Spritze
мопс
циркуль
кегля
Mittelschnauzer
Sturm
Fugbank
плац
штурм
шприц
фуганок
миттельшнауцер
Stutzen
Soldat
Drahthaar
Halstuch
галстук
Junge
Durchschlag
дратхаар
солдат
Puddel
Scheibe
штуцер
пудель
дуршлаг
юнга
шайба
Zifferblatt
Schacht
Riesenschnauzer
Rucksack
шахта
Spitz
Schlagbaum
ризеншнауцер
дуршлаг
шпиц
рюкзак
шлагбаум
Schnitzel
Schrift
шницель
шрифт
Schiefer
шифер
Schleuse
шлюз
Stange
штанга
Подберите русские и немецкие слова
Нарезка
- Исторические контакты народов
- Исторические контакты народов
- Необходимость названия новых предметов и явлений
- Необходимость названия новых предметов и явлений
- Языковая мода
- Языковая мода
Физминутка
Признаки германизмов
- Сочетания чт, шт, хт, шп, фт (почта, штраф, вахта, шпроты, ландшафт)
- Начальное ц (цех, цинк, цейтнот)
- Сложные слова без соединительной гласной : бутерброд, кунсткамера, бакенбарды, циферблат, гроссмейстер.
Проверим:
Прошлым летом наша семья решила отдохнуть на курорте . Мы поехали на машине из Петербурга, хотя мама, она по профессии бухгалтер , подсчитала, что стоимость бензина на этот рейс обойдётся нам «в копеечку». Автобан был перегружен: видимо, отпускники решили все разом отправиться на юг, однако папа, как опытный гроссмейстер , лавировал между машинами, не думая о штрафах . Скоро путь нам преградил шлагбаум , и мы некоторое время смотрели на мчащийся поезд. В этот момент сестра, которая была по профессии парикмахером , соорудила у себя на голове фейерверк из волос. Было жарко, хотелось пить. Фляжка с водой была почти пуста. Мы сделали привал под растущими около дороги деревьями, перекусили запасёнными бутербродами , потом двинулись дальше. Ландшафт был великолепен, и уже скоро впереди айсбергами засверкали вершины гор. Мы приближались к цели.
“ … не нужно от них открещиваться, но не нужно ими и злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, или телефон, чем дальнеразговорня.”
Л.Н.Толстой
Задачи занятия:
- познакомиться с некоторыми немецкими заимствованиями
- выяснить, какими путями они проникли в русский язык
- научиться узнавать немецкие заимствования
- поразмышлять о разумном употреблении заимствованных слов
Оцените свою работу
1.Узнал ли ты что-то новое для себя?
2.Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте заимствованное немецкое слово?
3. Знаешь ли ты признаки заимствованных
немецких слов ?
4.Знаешь ли ты, как заимствованные слова
приходят в наш язык?
Домашнее задание :
Записать ,какие еще заимствованные слова вы используете в речи, подобрать русский синоним.
М О Л О Д Ц Ы !
Спасибо за урок!