Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»
Реферат
По дисциплине «Информационно коммуникационные технологии в образовательной деятельности»
На тему:
«Межпредметная связь математики и ИЗО»
Выполнила
Студентка 1 курса
Факультета педагогики и психологии
Группа 1 М
Манапова К.Д.
Майкоп
2022
В.А. Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.
Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играют межпредметные связи учебных дисциплин, интеграция учебного процесса. Результатом интеграции является создание у школьника целостного представления об окружающем мире. Ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, он представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.
В исследованиях известных ученых-педагогов (И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина, В.Н. Максимова) межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.
Для детей младшего школьного возраста характерна непроизвольная память, эмоциональность; их познавательная деятельность имеет непосредственный, целостный и образный характер. Поэтому, изучив дополнительную литературу, мною были выделены базовые точки соприкосновения математики и изобразительного искусства:
1.Математика и симметрия.
2.Математика в архитектуре.
3. Математика в живописи.
4.Связь математики и изобразительного искусства при конструктивном построении натюрморта.
Разработана таблица,показывающая соотношения уроков по выбранным предметам (см. Таблица 1)
Математика | ИЗО |
Симметричные фигуры | Ось симметрии |
Квадрат | Салфетка (орнамент в квадрате) |
Многоугольники | Перспектива |
Замечательные кривые | Изонить |
Треугольники | Треугольники в композиции |
(Таблица 1)
Урок №1
Симметричные фигуры – Ось симметрии
«Симметричные фигуры»-Математика
На уроке учащиеся осваивают следующие навыки и умения:
-умение формировать понятие о "симметричных фигурах";
-формировать способность проводить ось симметрии в симметричных фигурах;
-формировать способность определять симметричные фигуры в окружающем мире.
На уроке тренируются умение выполнять следующие виды математических действий
-Устанавливать свойства фигур, симметричных относительно прямой, чертить
симметричные фигуры (на клетчатой бумаге);
- Решать вычислительные примеры, составные задачи изученных типов;
-Выполнять задания поискового и творческого характера;
-Наблюдать симметрию в рисунках, буквах, словах, текстах, в стихах, в природе, архитектуре.
«Ось фигуры»- ИЗО
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса.
Учебная – повторить понятие симметрия, ось симметрии, симметричные фигуры, научить находить ось симметрии некоторых фигур.
Развивающая – развитие конструкторского, пространственного и алгоритмического мышления, внимания, воображения. Алгоритмическое мышления для рисования симметрических изображений, фигур, букв.
Урок №2
Квадрат- Орнамент в квадрате
«Квадрат»-Математика
Учащиеся знакомятся с квадратом как частным случаем прямоугольника;
Формируют представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры;
Учатся чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата);
Закрепляют умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи и уравнения; развивать внимание и логическое мышление.
Формируют познавательные умения:
-использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
— различать понятия «прямоугольник», «квадрат», «периметр многоугольника» и обосновывать своё мнение;
«Орнамент в квадрате»-ИЗО
Целью урока является:
-познакомить учащихся с орнаментом в квадрате
-обогатить словарный запас учащикся ( новые термины);
- уменню составлять простейший орнамент из геометрических фигур в квадрате, сочетая элементы по цвету, форме, расположению, симметрии,
-формировать самостоятельность в выборе цвета, форм и композиции,
Урок №3
Многоугольники – Перспектива
«Многоугольники»- Математика
Цели урока:
Создать условия для:
Формирования понятия многоугольника, его разновидностей
Развития внимания, мышления, памяти, вычислительных навыков
Воспитания интереса к предмету математика
Планируемые результаты:
предметные: формировать умения различать, называть многоугольники; строить многоугольник из соответствующего количества палочек, соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;
метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку;
«Перспектива»-ИЗО
Цель урока:
-На основе изученной темы «Многоугольники» познакомить с понятием перспектива, с правилами перспективы. Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
-Формировать у детей умение передавать в рисунке колорит .
-Совершенствовать технику работы с акварелью, гуашью.
-Способствовать воспитанию у детей любви и интереса к изобразительной деятельности, бережного отношения к природе, усидчивости и трудолюбия, чувства взаимопомощи, товарищества
Урок №4
Замечательные кривые – Изонить
«Замечательные кривые»- Математика
Цель:
-Изучить виды кривых, их свойства.
-Рассмотреть практическое применение кривых.
-Исследовать способы их построения.
«Изонить»-ИЗО
Цель:
- образовательная: | ознакомить с техническими условиями и приемами выполнения нового вида вышивки, ознакомить с образцами работ в технике изонити; |
воспитательная: | воспитывать вкус, терпение, пробуждать фантазию, обучить плоскостному моделированию; |
- развивающая: | научить заполнению угла и окружности в технике изонить, улучшить сенсорные и моторные навыки, развивать у учащихся итерес к профессии вышивальщица. |
Урок№5
Треугольники – Треугольники в композиции
«Треугольники»-Математика
Учить различать треугольники по видам углов; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов
Планируемые результаты:
Предметные: Учащиеся научатся распознавать треугольники по видам углов: стропть треугольники заданных видов; составлять условие и вопрос задачи поданному решению; решать задачи изученных видов: читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять деление с остатком.
«Треугольники в композиции»-ИЗО
Цели урока:
Образовательные:
используя знания, умения, навыки учащихся по темам «Обыкновенные дроби» и «Отношения и пропорции» помочь детям вывести понятие золотого сечения, показать связь математики с окружающим миром посредством самоанализа результатов практической работы.
Развивающие:
Развитие речи, т.е. обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнение смысловой функции, овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка, и, конечно же, развитие математической речи.
Развитие умений сравнивать, анализировать, строить аналогии, обобщать, выделять главное.