СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место адыгского эпоса «Нарты» в системе воспитания нравственности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым он учится на протяжении всей свой жизни. Родители, близкое окружение, прививают ребенку способность видеть разницу между правильными и ошибочными намерениями, поступками и поведением. Процесс воспитания складывается из огромного множества факторов, одним из наиболее важных является культурологический.

Адыги придавали огромное значение нравственности. Мораль, нравственность в адыгских языках носит название Хабзэ. Хабзэ – это требование, правило, определяющее как человек должен поступать в той или иной ситуации. Нормы (отдельные хабзэ) устанавливают, как человек должен поступать в своих взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми.

Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится на протяжении всей свой жизни. Родители, близкое окружение, прививают ребенку способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Процесс воспитания складывается из огромного множества факторов, одним из наиболее важных является культурологический.

Адыги придавали колоссальное значение нравственности. Мораль, нравственность в адыгских языках носит название Хабзэ. Хабзэ – это требование, правило, определяющее как человек должен поступать в той или иной ситуации. Нормы (отдельные хабзэ) устанавливают, как человек должен поступать в своих взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми.

Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится на протяжении всей свой жизни. Родители, близкое окружение, прививают ребенку способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Процесс воспитания складывается из огромного множества факторов, одним из наиболее важных является культурологический.

Адыги придавали огромное значение нравственности. Мораль, нравственность в адыгских языках носит название Хабзэ. Хабзэ – это требование, правило, определяющее как человек должен поступать в той или иной ситуации. Нормы (отдельные хабзэ) устанавливают, как человек должен поступать в своих взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми.

Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится на протяжении всей свой жизни. Родители, близкое окружение, прививают ребенку способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Процесс воспитания складывается из огромного множества факторов, одним из наиболее важных является культурологический.

Адыги придавали огромное значение нравственности. Мораль, нравственность в адыгских языках носит название Хабзэ. Хабзэ – это требование, правило, определяющее как человек должен поступать в той или иной ситуации. Нормы (отдельные хабзэ) устанавливают, как человек должен поступать в своих взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми.

Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится на протяжении всей свой жизни. Родители, близкое окружение, прививают ребенку способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Процесс воспитания складывается из огромного множества факторов, одним из наиболее важных является культурологический.

Адыги придавали огромное значение нравственности. Мораль, нравственность в адыгских языках носит название Хабзэ. Хабзэ – это требование, правило, определяющее как человек должен поступать в той или иной ситуации. Нормы (отдельные хабзэ) устанавливают, как человек должен поступать в своих взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми.

Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится на протяжении всей свой жизни. Родители, близкое окружение, прививают ребенку способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Процесс воспитания складывается из огромного множества факторов, одним из наиболее важных является культурологический.

Адыги придавали огромное значение нравственности. Мораль, нравственность в адыгских языках носит название Хабзэ. Хабзэ – это требование, правило, определяющее как человек должен поступать в той или иной ситуации. Нормы (отдельные хабзэ) устанавливают, как человек должен поступать в своих взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми.

Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится на протяжении всей свой жизни. Родители, близкое окружение, прививают ребенку способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Процесс воспитания складывается из огромного множества факторов, одним из наиболее важных является культурологический.

Адыги придавали огромное значение нравственности. Мораль, нравственность в адыгских языках носит название Хабзэ. Хабзэ – это требование, правило, определяющее как человек должен поступать в той или иной ситуации. Нормы (отдельные хабзэ) устанавливают, как человек должен поступать в своих взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми.

Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится на протяжении всей свой жизни. Родители, близкое окружение, прививают ребенку способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Процесс воспитания складывается из огромного множества факторов, одним из наиболее важных является культурологический.

Адыги придавали огромное значение нравственности. Мораль, нравственность в адыгских языках носит название Хабзэ. Хабзэ – это требование, правило, определяющее как человек должен поступать в той или иной ситуации. Нормы (отдельные хабзэ) устанавливают, как человек должен поступать в своих взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми.

Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится на протяжении всей свой жизни. Родители, близкое окружение, прививают ребенку способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Процесс воспитания складывается из огромного множества факторов, одним из наиболее важных является культурологический.

Адыги придавали огромное значение нравственности. Мораль, нравственность в адыгских языках носит название Хабзэ. Хабзэ – это требование, правило, определяющее как человек должен поступать в той или иной ситуации. Нормы (отдельные хабзэ) устанавливают, как человек должен поступать в своих взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми.1м

Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится на протяжении всей свой жизни. Родители, близкое окружение, прививают ребенку способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Процесс воспитания складывается из огромного множества факторов, одним из наиболее важных является культурологический.

Адыги придавали огромное значение нравственности. Мораль, нравственность в адыгских языках носит название Хабзэ. Хабзэ – это требование, правило, определяющее как человек должен поступать в той или иной ситуации. Нормы (отдельные хабзэ) устанавливают, как человек должен поступать в своих взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми.

Просмотр содержимого документа
«Место адыгского эпоса «Нарты» в системе воспитания нравственности»










Доклад на тему:

Место адыгского эпоса «Нарты» в системе воспитания нравственности





Воспитатель: М.Б. Абрегова





Адыги придавали огромное значение нравственности. Мораль, нравственность в адыгских языках носит название Хабзэ. Хабзэ – это требование, правило, определяющее как человек должен поступать в той или иной ситуации. Хабзэ может побуждать человека к определенным поступкам: «Шlу шlи псым хадз (Сделай добро и брось его в воду)». Нормы (отдельные хабзэ) устанавливают, как человек должен поступать в своих взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми. Из норм состоит мораль.

Мораль представляет собой совокупность требований, выраженных в нормах или правилах поведения людей, регулирующих их отношения друг к другу, а также к обществу, к определенному классу, родине, семье, и т.д.

Эту совокупность понрм поведения, т.е. отдельные хабзэ, адыги называют обобщающим словом «Адыгэ хабзэ», что вполне можно принять как «адыгские моральные требования». Требования Адыгэ хабзэ разнообразны. Они затрагивают все стороны человеческой деятельности. В Адыгэ хабзэ существуют понятия, представляющие собой наиболее общую форму выражения моральной оценки. Это шlу (добро), йэ (зло), зэфэныгъэ (справедливость), пшъэдэкlыжь (долг), нэмыс (честь), шъхьэм уасэ фэшlын (достоинство), насып (счастье).

Понятия шlу (добро) и шlугъо (благо) имеют тесную связь. В адыгских языках термином «шlугъо» обозначается все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, приносит им наслаждение или удовлетворение, удобство является средством достижения цели.

В сказании «Адыиф» говорится, что Псабыдэ увидев в стране испов тучные стада, неисчислимые табуны лошадей, которые паслись на бескрайних зеленых лугах воскликнул: «Мы шlугъо купыр (Эти несметные блага)». В этом смысле синонимами шlугъо являются слова тхъагъо, хъяр. Благами адыги называют, прежде всего, предметы полезные для жизни – пищу, одежду, жилье, о чем свидетельствуют пословицы: «Гъэщыр зыщыбэм цlыфыр щибай (Где молочные продукты в изобилии, там люди богаты), Жъоным дэ мы шъ хьа хырэр фыгум щикlэрэп (Кто не ленится пахать, тот не знает недостатка в пшене)» и т.д. Таким образом, в понятие шlугъо входит и природа, т.к. материальные блага люди получают в результате присвоения посредством труда продуктов природы. К духовным благам народ относит красоту (дахэ, дэхагъэ), истину (шъыпкъэ) и другие категории. Например, «Шъыпкъэм напэм бжьыгъэ хигъэлъырэп, нэр ыгъэукlытэжырэп (Правда не дает быть лицу в пятнах, глазу – стыдиться), Шыпкъэр дышь (Правда, это золото)». О том, что красота (дахэ, дахагъэ) по мнению народа, является благом, свидетельствуют многие сказки и сказания. Например, в нартском сказании «Дэхэнагъу» красота прямо оценивается как благо. Происхождение адыгэ хабзэ связано со становлением первобытного человеческого коллектива, когда жизнь каждого человека зависит от поведения всего коллектива, каждый член которого должен беспокоиться не только о себе, но и о других, без которых его личная жизнь и борьба с суровой природой были бы не возможны. В этот период общие интересы коллектива стали формироваться в виде обычаев того или иного рода, общины, племени, связанных с трудом, с защитой от грозных сил природы с удовлетворением повседневных потребностей.

Это были первые моральные нормы, которые и явились регуляторами общественного поведения.

Как свидетельствует нартский эпос, уже на ранних ступенях первобытного общества в людях формировались такие черты как ответственность за судьбы своего коллектива (Сказание «Саусырыкъо похищает огонь»), и дисциплинированность, трудолюбие, прямодушие (Сказание о Шабатыныкъо) и другие черты коллективистской морали.

Одной из главных проблем адыгэ хабзэ было взаимоотношения общества и личности. Во многих произведениях адыгского устного народного творчества проводится мысль о том, что человек зависит от общества в образе своих мыслей, в нравах, а поэтому вся его деятельность должна быть направлена на то, чтобы теснейшим образом быть связанной с народом ,служить ему. Эту мысль мы находим в нартском эпосе, особенно в цикле сказаний о Саусырыкъо.

Саусырыкъо – неизменный друг людей. Он похищает огонь у великана ради блага людей,он спасает Нартов от засухи ,он первым бросается на врага.

В одном из сказаний о Саусырыкъо говорится, что в праздник урожая Тхамада Нартов Насрен Длиннобородый должен был вручить чашу Хасы самому достойному из Нартов. По решению Совета им оказался Саусырыкъо.

Завершающее цикл нартского эпоса о Саусырыкъо сказание, о конце его земного существования проникнуто той же идеей служения человека обществу. Завистники и враги, будучи не в состоянии одолеть Саусырыкъо силой, хитростью зарывают его живым в землю. Но и скованный плотной крепкой землей Саусырыкъо вечно живет. Он продолжает думать о людях, о возвращающемся весеннем обновлении, когда снова и снова цветет земля. В это время он рвется наверх, на землю, но не может вырваться из-под земли. Саусырыкъо задыхается, земля его душит, из глаз льются слезы. Родники, бьющие из подножия Эльбруса – это горячие слезы Саусырыкъо.

И он говорит: «Раз я уже не в силах помочь людям, пусть им помогут мои слезы.

Личное счастье человека и интересы общества считаются в народном творчестве нераздельными. Эта идея отразилась и в другом произведении нартского эпоса «Сказание о Даханагъо», а также в пословицах и поговорках.

«Чылэр зэрэхъоу ухъун: чылэр лlэмэ улlэн, чылэр тхъэмэ утхъэн (Будет тебе то, что всему обществу: будет всему обществу плохо и тебе будет плохо,будет обществу хорошо – будет и тебе хорошо)».

Об уважении к старшим в адыгском фольклоре сказано очень много.

В нем содержится педагогическая мысль, что уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а том, что они обладают жизненным опытом, накопленным в процессе многолетней трудовой деятельности, который пригодится молодежи.

Так, например, в сказании о нарте Шэбатыныкъо имеется весьма поучительный рассказ о том, как нарты были спасены от гибели, благодаря житейской мудрости Бадыныкъо. Эта мысль содержится и в пословицах: «Зинахьыжъ зымылъытэрэм лъытэныгъэ хэлъэп (Кто не уважает старших, тот недостоин уважения); Бэ зыгъэшlэрэм бэ елъэгъу (Кто много прожил, тот много видел)». В сказании о Чэчаныкъо Чэчане и Орзэмэдыкъо Шэбатыныкъо дается шороший пример такого уважительного отношения молодого человека к старику.

Идеи гуманизма в устном народном творчестве включает в себя и правильное отношение к женщине. Об этом свидетельствуют женские образы:Сатанай с помощью которой мужественные нарты выходили из всех затруднений, Светлорукой Адыиф в доме которой находили ласку и помощь бедные люди, острой на язык и знающей все на свете Малечипх, помогающей советами своему мужу – молодому нарту и другие.

Важное место в моральных требованиях адыгов к детям и молодежи занимали честность, справедливость. Народная мораль говорит: «Узафэмэ улъэш» (Правдивый всегда прав)». Идея воспитания важных нравственных качеств прослеживается в сказке «Сын медведя Батыр», где осуждается нечестный поступок его товарищей, которые хотели взять все богатства, которые были доставлены из подземелья. То же самое мы видим в сказке Есмыкъо Есхъот и др.

Во всех сказках, персонажи, совершающие нечестный поступок, терпят неудачу или несут соответствующее наказание. Взаимоотношения родителей и детей занимает большое место в устном народном творчестве. В пословицах и поговорках как «Хьэри малъфэ, къори малъфэ, къэплъфыгъэр умыпlужьымэ пкlэ иlэп (И собака рожает и свинья рожает, но если не умеешь воспитывать, то незачем рожать; Къыомыхъоныжьын, къыомышэжъыныр уянэрэ уятэрэ (Тот не изменит и не подведет отец и мать)». Много примеров заботы о родителях мы видим в героических сказаниях. Таково сказание о Чэчаныкъо Чэчане, где герой, преодолевая огромные трудности, разыскивает без вести пропавшего отца. К ним относится сказание «Как Батараз привез нарта Уарзымэса домой, где говориться, что дочь Уарзэмэса, вышедшая замуж за Батараза, не может считать себя счастливой до тех пор, пока отец находится в плену у великанов

Как способ нравственного воспитания адыги издавна используют авторитет родителей, старших членов семьи и, даже рода. В нартском эпосе «Нарты» факты использования авторитета встречаются очень часто. В сказаниях об Ашемезе, «Чэчаныкъо Чэчан» мы видим, что герои стремятся «обрести свое лицо», заняты «поиском самого себя». Каждый из них хочет узнать кто его отец и какова его судьба. Они хотят гордиться своими родителями, готовы защитить их честь. Народная педагогика адыгов имела большое количество приемов нравственного воспитания, но не всегда была последовательной в применении средств нравственного воспитания в силу социально исторических условий. В ней было немало жесткого и темного, как например, телесное наказание и проклятие. Но вместе с тем народ сохранил такие педагогические приемы, которые помогали ему воспитывать высоконравственных людей.



Использованные источники

1. Шоров И. А. Адыгская народная педагогика. – Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, - Майкоп, 1989. – с. 336.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!