Цели и задачи: ∙ формирование здорового образа жизни; ∙ расширение знаний о вреде курения. Оборудование: ∙ плакат «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Оноре де Бальзак); ∙ рисунки детей о вреде курения; ∙ костюмы лисы, медведя, волка, дятла; ∙ метроном; ∙ видеоролик о вреде курения; ∙ мелодия из песни«В траве сидел кузнечик». Ход классного часа: Учитель. Ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о курении. А точнее о вреде курения. Как же табак завоевал мир ? Вед. История приобщения европейцев к курению начиналась так. 12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии Христофора Колумба закричал: «Впереди Земля!» Грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии , а в действительности оказалось, что это Америка. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки и называли их «сигаро». Вед. В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I , который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных. Учитель. Почему же люди начинают курить? Ученик. Одной из основных причин начала курения является любопытство. Ученик. Другая причина начала курения в молодом возрасте – подражание взрослым. Ученик. Курил! Курю! Что вам за беда? Курит давно мой дед, А деду исполнилось семьдесят лет! Он жив, как видите и здоров, Редко бывает у докторов. К тому же, повсюду реклама – Курят папы и мамы, Кури, что захочешь, везде и всегда, А остальное – вранье, ерунда! Ученик. Совсем не ерунда! В сигаретном дыме содержится около 800 различных вредных веществ и ни одного полезного. Самое вредное из них – никотин. Он ослабляет работу сердца, повышает давление крови. У курильщиков ухудшается память, внимание, снижается сопротивляемость болезням. Курильщики чаще болеют различными заболеваниями легких, особенно таким страшным, как рак. Ученик. Запомните! В табачном дыму обнаружено 30 природных ядов, способных вызвать рак. Ученик. Запомните! Раком легких курящие болеют в 15 раз больше, чем некурящие. Ученик. Запомните! Яды, содержащиеся в никотине отрицательно влияют на слизистую оболочку желудка, изменяют ее, что приводит к такому заболеванию, как язва желудка. Чтобы язву победить – Ты бросай скорей курить. Ученик. Запомните! Исследования показали, что никотин, содержащийся в табаке, вызывает привыкание к табаку. Курящий очень скоро становится никотинозависимым. Курящих нередко поджидает беда Под названием Никотиновая слепота. Она не излечима. Ученик. Запомните! Пороки сердца, задержка умственного развития, смерть ребенка в чреве матери – вот . Не курите девочки, не курите! Будущее ваше пощадите! Ученик. Бросаю курить! Надоело так жить! Хватит никотином организм губить! Вам всем сидящим, - мой совет! : Ничего хорошего в курении нет! Если хотите здоровыми быть – Бросайте, бросайте, бросайте курить! Ученик. Давным-давно Минздрав твердит: «Курильщик сам себе вредит.» Давно родные просят, Но вам никак не бросить, А вы попробуйте пока Прожить хоть день без табака. Не трудно с этим справиться Вдруг это вам понравиться? ВЕД,Многим известна расхожая фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Это действительно так. Курящий человек постепенно убивает себя сам. Что может произойти с курильщиком, покажут нам ребята в инсценировке. (инсценировка сказки С.В. Михалкова «Как медведь трубку нашел») Ведущий. Решил лесник бросить курить- закинул в лесу за куст свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашел. С этого все и началось! Стал Медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что когда лесников табак в кисете весь вышел, решил Медведь в лесу сухой лист собирать и вместо табаку трубку им набивать. Ведущий. Раньше, бывало, Медведь с солнышком проснется, в траве покувыркается – разомнется, на реку бежит: купаться да рыбку ловить, а потом в малинник – за малиной или по дуплам лазать – мед искать, а теперь чуть свет глаза продерет, сухим листом трубку набьет, сунет ее в пасть, чиркнет зажигалкой и лежит под кустом, кольцами дым пускает. Так целый день с трубкой в зубах и проваляется. И все бы ничего, да стал Миша прихварывать. Шел как-то опушкой, встретил Лису. Увидала Лиса Медведя так и ахнула. Лиса. (удивленным голосом) Миша! Друг мой! Ты ли это? Не видались мы все лето. Как ты, бедный, похудел, Будто целый год не ел! Что с тобою? Ты больной? Медведь. (нездоровым голосом) Сам не знаю, что со мной! Нездоровится мне что-то: Лезет шерсть, в костях ломота, Ничего почти не ем – Аппетита нет совсем! Стал я раньше спать ложиться, Да не сплю! Никак не спится! Кашель душит по утрам, Дурнота по вечерам: Колет в сердце, в лапах дрожь. Лиса. Что ж ты к Дятлу не пойдешь? К Дятлу надо обратиться! Он у нас такая птица: Сразу скажет, что к чему. Не ленись, сходи к нему! Медведь. Вот недельку обожду, Станет хуже, так пойду! Ведущий. Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидал Волк Медведя, так и присел на задние лапы. Волк. (удивленным голосом) Слушай Миша-Михаил! Что ты делал? Как ты жил? Провалилися бока – Шкур стала велика! Ты хвораешь? Медведь. (грустным голосом) Да. Хвораю. Волк. Что с тобою? Медведь. Сам не знаю… Нездоровится мне что-то: Лезет шерсть, в костях ломота, Ничего почти не ем – Аппетита нет совсем! Начал раньше спать ложиться, Да не сплю! Никак не спится! Душит кашель по утрам, Дурнота по вечерам: Колет в сердце, в лапах дрожь… Пропадаю! Волк. Пропадешь, Если к Дятлу не пойдешь! Надо к Дятлу обратиться ! Он у нас такая птица: Разберется, даст совет. Да так да! А нет так нет! Медведь. Завтра я к нему пойду! Волк. А найдешь его? Медведь. Найду! Ведущий. Разыскал Медведь Дятла в лесу. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел Медведь к сосне, голову задрал кверху. Медведь. (жалобным голосом) Дятел, Дятел! Старый друг! Ты спустись на нижний сук! Дятел. Ба! Топтыгину привет! Ты здоров ли? Медведь. (нездоровым голосом) Видно, нет! Нездоровится мне что-то: Лезет шерсть, в костях ломота, Ничего почти не ем – Аппетита нет совсем! Начал раньше спать ложиться, Да не сплю! Никак не спится! Страшный кашель по утрам, Дурнота по вечерам: Колет в сердце, в лапах дрожь… Дятел. Верно, куришь, коль не пьешь? Медведь. Да, курю. Откуда знаешь? Дятел. (строгим голосом) Больно дымом ты воняешь! Ну-ка, сядь под этот сук! Дай-ка спину!.. Тук-тук-тук!.. Да-с! Выстукивать не просто Медведей такого роста! Не дышать и не сопеть: Ты – больной, хоть и Медведь! Ну-с… Мне все как будто ясно… Медведь. (испуганным голосом) Не смертельно? Не опасно? Дятел. (строгим голосом) Накопилась в легких копоть – От куренья вся беда! Ты, Топтыгин, хочешь топать? Брось куренье навсегда! Медведь. (жалким голосом) Бросить? Трубку? Зажигалку? И с сухим листом кисет? Не могу! Не брошу! Жалко! Дятел. (строгим голосом) Выполняй-ка мой совет! А не то в своей берлоге Ты протянешь скоро ноги! Ведущий. Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Приплелся, сел на пенек, достал трубку, набил ее сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил, что ему на прощание Дятел сказал, и закинул трубку в овраг подальше. Ведущий. Есть у нас в лесу Медведь. Приходите посмотреть. Если кто проходит мимо С папиросою во рту Или с трубкой – запах дыма Мишка чует за версту И, топчась на задних лапах, Начинает вдруг реветь Потому что этот запах Не выносит наш Медведь! I. Информационный блок о вреде курения ВЕД.По результатам анкеты в нашем классе никто не пробовал курить Посмотрите на доску. На ней я записала основные доказательства против курения. Курение - «за» и «против» «Против» | «За» | Отнимает жизнь | | Добавляет болезни | | Отравляет организм | | Ухудшает внешность | | Вянет кожа | | Сипнет голос | | Желтеют зубы | | Отнимает деньги | | Отравляет некурящих | | Мешает работе и бизнесу | | Причина пожаров | | Это немодно | | Запрещено законом | | Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет. Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдают от табака. Курильщики в 10-30 раз чаще умирают от таких болезней, как инфаркт, рак, язва желудка. Для детей курение в 2 раза опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков полпачки. Иногда дети умирали после 2-3 сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца. В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Самый страшный из них никотин, который по своей ядовитости равен синильной кислоте - смертельному яду. Ученые, долгое время изучавшие курящих и некурящих школьников, пришли к выводу, что у курильщиков плохая память, слабое Физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы. Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потрать на что-то полезное. Ученые подсчитали, что каждый курильщик тратит в среднем по 3000 рублей в год на сигареты. II. Интерактивная беседа «Причины курения» Классный руководитель. Ребята, факты, о которых мы здесь услышали, известны каждому курильщику. Что же заставляет их постоянно покупать сигареты? Давайте попробуем заполнить колонку «За» нашей таблички. Итак, почему же ваши сверстники курят? Примерные ответы детей: - За компанию. - Из любопытства. - По незнанию. - Чтобы успокоить нервы. - Чтобы снять напряжение. - Чтобы казаться старше, взрослее. - Чтобы казаться современным. - Чтобы лучше работала голова. Вед. Курение - вредная привычка организма. Есть такая притча. «Продавец табака расхваливает свой товар на ярмарке: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не станешь, собака не укусит, вор в дом не залезет. Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца: - А почему стариком не буду? - Потому что до старости не доживешь. - А почему собака не укусит? - Так с палочкой будешь ходить. - А почему вор не залезет в дом? - Потому что всю ночь будешь кашлять». Запомните: Кто курит табак – тот сам себе враг. Табак уму не товарищ. Курильщик – сам себе могильщик. V. Ролевая игра «Умей сказать "нет"». Классный руководитель. Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умей сказать "нет"». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать. К доске выйдут 2 ученика. Они разыграют сценку предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли. Первый диалог подготовили Рустам и Максим. Учитель дает детям книгу, предлагая разыграть диалоги. Диалог № 1 Рустам. Давай закурим! Макс. Я не могу. Рустам. Почему? Макс. Родители увидят. Рустам. А мы отойдем за угол. Макс. Мне нельзя, у меня сердце болит. Рустам. Ну ты же не умрешь от одной сигареты. Макс. А я сигареты без фильтра не курю. Рустам. У меня с двойным фильтром. Макс. Да я спички забыл. Рустам. У меня есть зажигалка. Макс. Соседи из окон нас увидят. Рустам. А мы пойдем в подвал. Макс молчит, не зная, что ответить. Классный руководитель. Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре? Дети считают, что победил Рустам. Как это ни странно, Макс ни разу не сказал: «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, чтобы Рустам от него отстал. Ведь если Рустам его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе речь. Отговорки Макса сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем. А теперь другой диалог: Милана и Гава. Диалог №2 Мила. У меня есть сигареты, давай покурим. Гава. Ой, нет, я не могу! Мила. А почему? Гава. От меня табаком. Мила. Ну и что? Гава. Родители узнают.) Мила. А ты к ним не подходи. Гава. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала. Потому, что я курила. Мила. А ты надушись. Гава. Тогда родители обо всем догадаются. Мила не знает, что еще предложить. Классный руководитель. Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом диалоге? Класс считает, что победила Гава. В этом диалоге Лена настаивала на одной версии, что родители ее разоблачат в любом случае. Если бы Мила продолжала настаивать, это было бы неуважением к семье Гавы. Поэтому диалог прекратился. Теперь послушаем третий диалог: Ибрагим и Исмаил. Диалог №3 Ибр. На, кури. Исм. Не хочу! Ибр. Кури, за компанию! Исм. Отстань, кури сам, если хочешь! Ибр. А что тогда сюда пришел? Исм. Захотел и пришел. Ибр. Ну тогда иди отсюда. Исм. Не хочу. Классный руководитель. Вот сейчас Исм явно оказался сильнее. Но так может вести себя только человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать? Примерные ответы детей: - За спортивные достижения. - За силу. - За смелость. - За то, что хорошо разбирается в чем-то. Классный руководитель. Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы: - Просто сказать «нет» без объяснения. - Отказаться и объяснить причины отказа. - Отказаться и уйти. - Говорить как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать «нет», «не буду». - Не обращать внимания на предложения закурить. - Постараться объединиться с кем-то, кто тоже не курит. - Постараться избегать курящих компаний. Песня на мотив «В траве сидел кузнечик» В кустах сидит Али. Учиться он не может, Учиться он не может, А пробует курить. Припев: Представьте себе, Представьте себе, Он пробует курить. (2 раза) Какой плохой мальчишка! Читал бы лучше книжки, Читал бы лучше книжки, Чтоб можно похвалить. Припев: Представьте себе, Представьте себе, Не хочет он учиться. (2 раза) Давайте скажем дружно: «Учиться тебе нужно, Учиться тебе нужно, Но только не курить» Припев: Представьте себе, Представьте себе, Послушным надо быть! (2 раза) И вот сидит мальчишка, Задумался он слишком, Читает теперь книжки И бросил он курить. Припев: Представьте себе, Представьте себе, Здоровым хочет быть! (2 раза) Запомн Советы тем, кто решил бросить курить. Итак, наступил намеченный день, и вы больше не курите. Однако, первые 5-7 дней нужно выполнять некоторые несложные рекомендации, чтобы отказ от курения протекал легче. 1.Нужно пить больше жидкости: воды, соков, некрепкого чая с лимоном (лимон содержит витамин С, который особенно нужен тем, кто бросает курить). 2.Воздержитесь от встречи с курящей компанией. 3.В первые дни ешьте больше кисломолочных продуктов. 4. Каждый день съедайте ложку меда – он помогает печени очистить ваш организм от вредных веществ. 5.Физкультура не только помогает отвлечься от курения, но и очищает дыхание. 6.Ежедневно принимайте душ. 7. Ломайте привычки: не курите, например, в определенном месте, в определенное время, после определенных дел и т. д 8.Вам придется заводить новые «бездымные» привычки. Запишитесь в спортивную секцию. Все эти рекомендации нужны, чтобы в первые же дни как можно быстрее освободить организм от никотина и других вредных веществ. Учитель. Давайте подведем итог нашему классному часу. Кто от куренья может нас спасти? Ученик. Народная мудрость давно гласит: «Курить – это значит здоровью вредить!» Ученик. Может издать во всех странах закон: «Курильщиков злостных с планеты вон!»? Ученик. Хотим мы здоровыми, бодрыми быть, Пользу стране своей приносить! Ученик. Министры в правительстве и депутаты, Пора покончить с зельем проклятым! Ученик. Пусть каждый сидящий на миг помолчит, Послушает, как его сердце стучит. ( удар метронома) Ученик. Пусть ваше сердце даст вам совет. Стоит курить продолжать или нет?! ( Просмотр видеоролика о вреде курения) Учитель. Наши аргументы против курения: Ученик. Курение разрушает организм. Ученик. Курение приводит к неизлечимым болезням. Ученик. Курение снижает физическую активность. Ученик. Курение портит цвет кожи. Ученик. Никотин забирает свободу Человек становится его рабом. Хором. Мы выбираем жизнь. |