СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ментальные карты, как способ обобщения учебного материала и подготовки к ГИА.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ментальные карты, как способ обобщения учебного материала и подготовки к ГИА.»

Ментальные карты, как способ обобщения учебного материала и подготовки к ГИА



















Автор: Смирнова Людмила Николаевна,

учитель биологии ГБОУ Школа 1208





Москва, 2020



Ментальные карты, как способ обобщения учебного материала и подготовки к ГИА.

Цель: помочь учащимся научиться систематизировать знания по биологии с применением ментальных карт.

Задачи:

- ввести понятие «ментальная карта»;

- раскрыть возможности ментальных карт, как способа систематизации знаний;

- раскрыть основы составления ментальных карт для обобщения полученных знаний;

- ввести в практику составление ментальных карт при обобщении учебного материала и подготовки к гиа.



Пояснительная записка

Ментальные карты берут свою историю из 70-х годов прошлого столетия. Они являются эффективной техникой визуализации материала. Заложил основы этой техники британский психолог Т. Бьюзен, который таким образом добился очень хороших результатов, установив рекорд по запоминанию многозначных чисел.

Именно Бьюзен подверг критике линейное восприятие информации, которым мы пользуемся общепринято. Ментальные карты, предложенные им, позволяют проводить, так называемый «мозговой штурм» для поиска новых идей, запоминания и структурирования информации.

Подобные техники применялись учеными Древней Греции и Рима и Томас Бьюзен взял за основу труды своих предшественников.

В основу ментальной карты кладутся связи между объектами, явлениями, учеными и т.д. В ментальных картах отсутствует определенная строгость, характерная для графиков и диаграмм. Ментальная карта позволяет проявить творчество каждому автору, который представляет свою информацию.

Попробуем разобраться, что же такое ментальная карта и зачем она нужна современному школьнику.

В современном мире объем информации, которая обрушивается на человеческий мозг, постоянно увеличивается. Порой «ненужная» информация занимает место необходимой и блокирует ее усвоение. Поэтому необходимо научиться управлять потоками информации, уметь оценивать ее важность, первоочередность и отделять от вторичной. Школьникам это просто необходимо.



Итак, ментальная карта – это своеобразный инструмент, позволяющий визуализировать свои мысли, произвести их структуризацию и создать некий план действий, а в нашем случае, план запоминания и вспоминания полученной информации.

80% людей на планете – визуалы. Из этого вытекают положительные моменты в использовании ментальных карт: 1) презентация материала; 2) активизация творчества- «мозговой штурм»; 3) обучение; 4) развитие внимания и памяти.

В процессе создания ментальных карт будут задействованы такие важные процессы как, ассоциации, творчество, умение связать ранее пройденный материал с настоящим и последующим. В ментальных картах фиксируются не фразы, а слова темы, которые с ней ассоциируются. Информация располагается на ветвях, отходящих от центральной темы. Связи между терминами должны быть активными. При изучении биологии приветствуется наличие информативных рисунков.

В процессе создания ментальных карт, раскрывается творческий потенциал, который может повлечь за собой появление оригинальных идей. Многие ментальные карты напоминают собой картины, по которым очень просто отследить логические взаимосвязи процессов, явлений, особенностей строения.

Ментальные карты позволяют улучшить работу мозга. Они могут быть очень действенным инструментом не только на этапе обобщения каких – либо знаний, но и ускоряет процесс обучения, причем даже тогда, когда ученик это делает самостоятельно. При самостоятельном изучении материала учащиеся могут зафиксировать новые знания, оформить их емко и кратко в доступной форме. В последующем им удастся без проблем изучить все зафиксированные моменты.

Ментальные карты возможно использовать и при проверке полученных знаний, если оставить «белые пятна» и попросить учащихся объяснить их отсутствие.

Процесс создания ментальных карт

Т. Бьюзен выделяет 10 таких рекомендаций:

1. Начните с центра листа, написав или нарисовав, по меньшей мере, тремя разными цветами, ваше ключевое слово.

2. Смело используйте изображения, символы, коды разных размеров для вашей карты.

3. Записывайте ключевые слова, используя и заглавные буквы, и буквы нижнего регистра.

4. Каждому слову или изображению должна соответствовать одна ветвь (линия).

5. Линии одной ветви должны быть соединены и становиться тоньше по мере отдаления от центра.

6. Длина линии должна соотноситься с длиной записанных на ней слов или нарисованных объектов.

7. Применяйте разные цвета для разных ветвей и групп ключевых слов.

8. Развивайте ваш собственный стиль создания ментальных карт.

9. Используйте ассоциации.

10. Чётко стройте свою карту на основе радикальной иерархии или контуров.

В настоящее время прогресс шагнул далеко вперед и для создания ментальных карт существуют различные приложения, которые можно загрузить на свой компьютер и использовать определенные готовые форматы.

Я же считаю, что для учащихся будет полезней, позволит усвоить больше информации, да и интересней создавать такие карты на обыкновенных листах бумаги формата А4. Учитывая рекомендации Т.Бьюзена, мы готовим ментальную карту следующим образом:

  1. Располагаем лист формата А4 горизонтально. Так ветви нашей карты могут многократно ветвиться и постепенно занимать пространство. Для создания карты нам потребуется простой карандаш, ластик, разноцветные ручки, карандаши, фломастеры.

  2. В центре нашего листа размещаем ключевое слово ( оно может быть заменено рисунком). Здесь как раз и понадобятся цветные карандаши, помогающие сделать главный объект ярким, запоминающимся. Это будет дополнительно стимулировать мышление обучающихся.

  3. Изображаем определенное количество ветвей, отходящих от главного элемента. Желательно, каждую ветвь выделить определенным цветом и подобрать ключевые слова для каждой из них.

  4. Рассматриваем внимательно ветви и пытаемся подобрать самые разнообразные ассоциации. (Важно не ограничивать учащихся в этот момент, а наоборот, поддерживать их воображение)

  5. От главных ветвей можно рисовать дополнительные ветви, на которых также необходимо написать ключевые слова и дополнительные изображения. Картина будет более насыщенной и интересной, а картинки будут вызывать больше ассоциаций. Чем больше вопросов задает себе ученик при изготовлении ментальной карты, тем больше информации он может в нее внести.

  6. Старайтесь ключевые слова выделять черным цветом – эта информация должна быть ясной и четкой - и размещать их прямо на линиях. Линии должны быть приблизительно равны длине слова. Сами ключевые слова должны содержать самую яркую, характеризующую информацию.

  7. Помните! Работа над ментальной картой не должна быть в тягость! От создания ментальных карт необходимо испытывать удовольствие. Тогда сам процесс создания картины даст большое количество информации, которую можно усвоить, вспомнить, применить.

Практикум

Тема 1 «Клетка».

Этап 1. Отбор информации.

Выписываем термины, связанные с темой.

Клетка, прокариоты, эукариоты, клеточная мембрана, органоиды клетки, немембранные, мембранные, одномембранные, двумембранные, ядро,ядрышко, хромосомы, ядерный сок ( кариоплазма), цитоплазма, пластиды, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, вакуоль, митохондрии, рибосомы, клеточный центр, ЭПС, гладкая ЭПС, гранулярная ЭПС, аппарат Гольджи, АТФ, ДНК, РНК, органические вещества, неорганические вещества, клеточная стенка, целлюлоза, хитин, муреин, Р.Гук, А.Ван Левенгук, Р.Броун, М.Шлейден, Т. Шванн, Р.Вирхов, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ, вода, минеральные соли, лизосомы, цитология, И.Мечников, микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, центрифугирование, биохимический, Метод культуры клеток и тканей



Этап 2. Объединение терминов в группы, выявление связей.

Объединяем термины в группы, для выявления направлений основных линий.

- Группа 1: состав: органические вещества, неорганические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ, ДНК, РНК, вода, минеральные соли.

- Группа 2: строение: органоиды клетки, немембранные, мембранные, одномембранные, двумембранные, ядро,ядрышко, хромосомы, ядерный сок ( кариоплазма), цитоплазма, пластиды, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, вакуоль, митохондрии, рибосомы, клеточный центр, ЭПС, гладкая ЭПС, гранулярная ЭПС, аппарат Гольджи, клеточная мембрана, клеточная стенка, целлюлоза, хитин, муреин, лизосомы,

- Группа 3: развитие учения о клетке: цитология, Р.Гук, А.Ван Левенгук, Р.Броун, М.Шлейден, Т. Шванн, Р.Вирхов, И.Мечников

- Группа 4: методы цитологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, центрифугирование, биохимический, Метод культуры клеток и тканей

Этап 3. Изготовление ментальной карты.

Включаем фантазию и изображаем нашу ментальную карту.

(Прилагаются ментальные карты учащихся ГБОУ Школа 1208)







































Тема 2. « Обмен веществ»

Этап 1. Отбор информации.

Выписываем термины, связанные с темой.

Обмен веществ, пластический обмен, энергетический обмен, ассимиляция, диссимиляция, синтез, распад, биосинтез белка, фотосинтез, хемосинтез, гликолиз, кислородный этап, подготовительный этап, расходование молекул АТФ, запасание молекул АТФ, рибосомы, митохондрии, пластиды, ядро, цитоплазма клетки, пищеварительный тракт, лизосомы, световая фаза, темновая фаза, транскрипция,трансляция, фотолиз воды, окислительное фосфорилирование, цикл Кальвина, Цикл Кребса, инициация, элонгация, терминация, мембрана гран тилакоидов, синтез АТФ; восстановление НАДФ+ до НАДФ⋅Н, выделение О2, строма хлоропластов, фиксация СО2, ПВК, молочная кислота, брожение, аэробы, анаэробы, 2 молекулы АТФ, более 30 молекул АТФ.

Этап 2. Объединение терминов в группы, выявление связей.

Объединяем термины в группы, для выявления направлений основных линий.

А. Метаболизм: энергетический обмен, пластический обмен, ассимиляция, диссимиляция, синтез, распад, запасание энергии, расходование молекул АТФ.

Б. Энергетический обмен:

- этапы: подготовительный этап, бескислородный этап, гликолиз, кислородный этап; аэробы, анаэробы.

- место протекания этапа: пищеварительный тракт, пищеварительные вакуоли, лизосомы, цитоплазма клеток, митохондрии;

- вещества, вступающие в этап: белки, жиры, углеводы, глюкоза, глицерин и жирные кислоты, аминокислоты, ПВК, молочная кислота;

- вещества, образующиеся на этапе: аминокислоты, глюкоза, глицерин и жирные кислоты, ПВК, молочная кислота, АТФ, углекислый газ, вода.

- запасание молекул АТФ: не образуются - энергия рассеивается в виде тепла, 2 молекулы АТФ, более 30 молекул АТФ;

В. Биосинтез белка:

- этапы: транскрипция, трансляция;

- место протекания этапа: ядро, рибосомы;

- молекулы, участвующие в этапах: ДНК, и-РНК, т-РНК, аминокислоты;

- процессы, происходящие на этапах: считывание информации с молекулы ДНК на молекулу и-РНК, перенос аминокислот на т-РНК к рибосоме, инициация, элонгация, терминация, синтез полипептида, выход молекулы и-РНК из ядра.

Г. Фотосинтез:

- фазы: световая, темновая;

- процессы: фотолиз воды, цикл Кальвина, образование молекул АТФ, восстановление НАДФ+ до НАДФ⋅Н, выделение О2, фиксация СО2;

- место протекания фаз: мембрана гран тилакоидов, строма хлоропластов

Этап 3. Изготовление ментальной карты.

Включаем фантазию и изображаем нашу ментальную карту.

(Прилагаются ментальные карты учащихся ГБОУ Школа 1208)





Заключение.

Процесс создания ментальных карт – процесс творческий, не позволяющий появляться повторам. Каждый обучающийся по – своему видит материал, который желает изложить сжато и в то же время информативно. Кому-то лучше удаются рисунки, кто – то лучше объединяет понятия в группы и находит логические цепочки между ними. Одно свойство у ментальных карт общее – помочь учащимся сохранить материал и уметь пользоваться им.

Необходимо помнить несколько основных рекомендаций при составлении ментальных карт.

  1. Горизонтальное расположение листа позволяет получить большее пространство для заполнения.

  2. Определите центральное понятие вашей карты.

  3. Попытайтесь составить как можно больше логических цепочек.

  4. Каждую логическую ветвь старайтесь оформлять в определенном цвете, стиле.

  5. Вводите как можно больше разнообразных знаков, изображений, символов.

  6. Не бойтесь яркости в оформлении ментальной карты.

  7. Шрифт и подписи должны быть ясными и четкими, по – возможности короткими и вызывающими «мозговой штурм».

  8. Помните! Ваша карта должна помочь вам воспроизвести необходимый материал!





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!