СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Механизмы оценки эффективности работы педагога в раках Единой системы оценки качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются механизмы оценки эффективности работы педагога  в раках Единой системы оценки качества образования. 

Просмотр содержимого документа
«Механизмы оценки эффективности работы педагога в раках Единой системы оценки качества образования»

Механизмы оценки эффективности работы педагога

в раках Единой системы оценки качества образования


В настоящее время в Российской Федерации сформирована Единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов.

Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям — получать информацию о качестве знаний своих детей.

Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Первая важная процедура этой системы – национальный единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года. Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.

Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).

С 2014 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО).

Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.

Актуальная информация о проекте размещена на сайте НИКО: https://www.eduniko.ru/.

Новые возможности своевременного определения степени выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта и выявления имеющихся проблем освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования появились в Российской Федерации с введением ежегодного мониторинга качества подготовки обучающихся посредством регулярного проведения всероссийских проверочных работ (далее – ВПР). Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся. Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания. ВПР дают возможность осуществлять регулярную диагностику качества подготовки обучающихся как на уровне общеобразовательных организаций (далее – ОО), так и на муниципальном и региональном уровнях. ВПР, которые проводятся непосредственно образовательными организациями, несут в себе некоторые функции формирующего оценивания, при котором оценка достижений обучающихся производится учителем. Данная процедура ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в достижении им того или иного планируемого результата образования, с тем чтобы учителю совместно с учеником восполнить выявленные дефициты с максимальной эффективностью. Особый акцент при проведении ВПР в Российской Федерации сделан на развитие у образовательных организаций культуры самооценки; работы не предполагают сравнения результатов разных обучающихся между собой, проведения сопоставления между различными образовательными организациями и регионами.

Кроме того, Россия принимает участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS, PIAAC).

Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.

Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий. В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.

Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:

PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)

TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)

PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)

TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)

PIAAC – Международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)

Более подробную информацию по каждому из исследований можно узнать из соответствующей статьи. https://fioco.ru/ru/osoko/msi/

Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха.

Таким образом, сложившаяся в России практика проведения оценочных, диагностических, исследовательских, аттестационных и т.п. процедур в образовании позволяет осуществлять комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся и оценку уровня профессиональной компетентности учителей.

Интерпретированные результаты процедур оценки качества образования на уровне профессиональных объединений педагогов дают возможность выстраивать и совершенствовать содержание и формы методической работы педагогов образовательной организации (план методической работы, как часть плана работы на год; планы работы профессиональных объединений педагогов) а также проводить профессионально-общественную экспертизу реализуемых образовательных программ (основных и дополнительных; в целом и компонентов); принимать решения относительно выбора учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию образовательных программ.

На уровне педагога интерпретированные результаты процедур оценки качества образования могут использоваться для разработки плана профессионального саморазвития с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе процедур оценки качества образования, и повышения качества обучения школьников (план самообразования); для отбора современных форм, приёмов и способов работы с обучающимися (в том числе при проведении оценочных процедур), совершенствования рабочих программ и оценочных материалов для проведения текущего контроля и учёта успеваемости обучающихся, промежуточной аттестации, а также оптимизации методов и приёмов урочной и внеурочной деятельности, уточнения форм работы с родителями.


Массовая оценка в рамках аттестационных процедур (ЕГЭ и ОГЭ) обеспечивает в настоящее время наиболее надежную и полную (по охвату контингента) информацию. Практика использования результатов аттестационных процедур наиболее развита, обобщена и имеет сопровождение в виде различных методических рекомендаций. Например, в научно-методических материалах для руководителей и специалистов органов управления образованием представлены конкретные рекомендации и образцы анализа и интерпретации данных, основанных на вычислении разных статистических величин (среднего тестового балла ЕГЭ и ОГЭ; среднего балла по 5-балльной шкале; распределения выпускников по интервалам шкалы ЕГЭ, распределения успеваемости по территориям и т. п.), и подходы к сбору контекстной информации для выделения кластеров образовательных организаций. Обобщен региональный опыт учета и использования результатов ЕГЭ и ГИА-9 в процедурах государственной аккредитации и аттестации, предложены рекомендации субъектам РФ, включающие описание условий и механизмов использования этой информации в аттестации педагогов и руководителей организаций.

Практика увязывания результатов государственной итоговой аттестации с профессиональным развитием педагогов стала целенаправленно осуществляться в рамках проекта по поддержке школ с устойчиво низкими результатами обучения и школ, работающих в сложном социальном контексте. На основе данных об итогах ГИА и с учетом существующих международных подходов были выделены соответствующие группы школ, где профессиональное развитие педагогов стало самостоятельным направлением поддержки этих организаций. Одновременно формируется культурная практика учета контекстных данных при интерпретации результатов оценочных процедур.

Мониторинговые исследования в России (ВПР и НИКО) находятся на начальном этапе своего становления и по разным причинам пока не могут быть полноценным ресурсом для профессионального развития учителей. Всероссийские проверочные работы нуждаются в повышении валидности результатов, а процедуры НИКО реализуются в формате выборочного исследования, что накладывает на полученные данные свои ограничения. Сведения о выявляемых на основе выборки общих характеристиках образовательных результатов, зонах риска и зонах низкого качества важны для органов управления образованием, но недостаточны для обнаружения актуальных профессиональных дефицитов педагогов и организации адресного повышения их квалификации.

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования, по мнению ряда исследователей, имеет большое значение для обновления программ повышения квалификации педагогов, так как дает представление о положении российской системы образования относительно мировой системы с учетом международных образовательных стандартов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!