СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медиативные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Медиативные технологии»



















Тема выступления:

«Современные теории и подходы в профилактике негативных проявлений троллинга, моббинга и буллинга в ОО среди подростков»



























август 2020г.



В настоящее время, вместе с позитивными изменениями в обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является рост негативных проявлений в поведении подростков. Причинами отклонений в их поведении можно считать отсутствие идеологии в обществе, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

Особую актуальность в образовательной и воспитательной среде ОО приобретает агрессивное поведение детей которое проявляется достаточно часто. Открытое проявление агрессивности у детей психологи относят к явным нарушениям привычного поведения ребенка. Агрессия в поведении детей и подростков проявляется в форме непослушания, избыточной активности, драчливости, либо проявления жестокости к окружающим. Агрессия может проявляться в вербальной форме либо в смешанной.

Современный ребенок на практике может столкнуться с проявлениями травли и гонения в школе, троллинга, моббинга и буллинга со стороны сверстников или взрослых. Причем в «группе риска» может оказаться любой ребенок вне зависимости от возраста, воспитания, успеваемости и условий жизни семьи.

Основы работы по профилактике негативных проявлений в поведении подростков: моббинг.

«Моббинг» (от английского «to mob» - толпа, грубить, нападать стаей, травить).

В упрощенном понимании моббингом называется явление, когда коллектив или его часть ополчаются на одного или нескольких своих членов с целью их изгнания. Моббинг часто встречается в детской среде. Сверстники издеваются, высмеивают своих же ровесников, которые возможно не так, как принято в их среде, выглядят, одеваются, ведут себя.

Виды моббинга:

  • бойкот;

  • придирки;

  • социальная изоляция;

  • насмешки над физическими недостатками;

  • клевета, предоставление ложной информации;

  • доносительство;

  • распространение слухов;

  • различные издевательства.

Формы моббинга:

  •  изоляция;

  •  отвержение;

  •  подразнивание;

  •  толкание (дети особенно любят поддевать другого плечом, делая это вроде бы походя, вроде незаметно, но обижаемый ребёнок всегда чувствует, что это делается специально);

  •  высмеивание одежды.

Моббинг может начаться против ребенка (чаще подростка), который попадает в устоявшийся коллектив.

Школьный моббинг - это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то  одного  и начинает его травить с какой - либо целью (яркий пример - фильм советского времени «Чучело»).  Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, - «жертвами».

В чём смысл и причина моббинга с психологической точки зрения?

  1. Страх, являющийся одной из самых сильных наших эмоций. Не секрет, что в коллективе проявляется настороженное отношение к тем, кто «не такой, как все», «чужак». При этом моббинг по причине такого страха не возникает в новых сообществах, где, по сути, еще нет разделения на «своих» и «чужих». А вот в устоявшемся коллективе реакция моббинга вполне вероятна, как только в группе появляется новичок с неординарным поведением или внешностью.  

  2. Внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам, но бесконечно копиться не может - требуется выход, разрядка. И как только один из членов группы спровоцирует негативный выплеск эмоций в свой адрес, то разовая агрессия, подогреваемая всеобщим напряжением, может перерасти в полновесную эмоциональную травлю.

  3. Безделье и скука. Когда члены группы заняты выполнением поставленных перед ними задач, им просто нет нужды тратить время и силы на психологический террор. А невостребованность вполне может быть компенсирована агрессией

Организационные причины моббинга:

  • отсутствие обратной связи;

  • попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр;

  • плохая организация информационных потоков;

  • расплывчатые границы ответственности и обязанностей;

  • отсутствие системы и возможностей для введения в состояние успеха;

  • превалирование личных (любимчики) или родственных связей между подопечными и взрослым;

  • большая перегрузка отдельных детей.

В любой школе, в любом классе с одной стороны есть дети, которые любят обижать, задирать, бить, обзывать других, отбирать у них деньги и вещи, с другой -  дети, которые чаще других становятся их жертвами. 

Как правило это дети:

  • физически слабые;

  • гиперопекаемые родителями;

  • ябеды;

  • страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;

  • не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;

  • вундеркинды;

  • двоечники;

  • любимчики учителей.

Под моббингом в детском коллективе понимается коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из детей со стороны его ровесников, осуществляемые с целью ослабить степень его социального влияния в коллективе. Контролируется моббинг иерархическими структурами в социальной группе и в особенности - авторитетным лидером группы.

В связи с этим в классе могут сформироваться  такие группы учеников: одни участвуют в процессе травли непосредственно, в качестве агрессора или жертвы, другие - большинство - пассивно, как очевидцы и свидетели.

Кто является школьным моббером?

Мoбберы - это физически сильные ученики с большим самомнением и высоким уровнем агрессии по отношению к детям и взрослым. У них отмечается выраженная тяга к насилию и низкий уровень эмпатии – они не испытывают чувства сопереживания и не в состоянии поставить себя на место своих жертв, чтобы пережить их ощущения. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что дети-мобберы в четыре раза больше остальных рискуют быть втянутыми в сферу молодёжной преступности. Инициаторами травли сверстников необязательно бывают только школьные силачи. Если сильные дети измываются над другими от скуки или для собственного удовольствия, то слабые делают это, чтобы упрочить свое шаткое положение в школьной иерархии.

Обобщенные признаки жертвы моббинга.

Преследованиям могут подвергаться любые дети, вне зависимости от их внешнего вида, физических недостатков, или положения в классе.  Жертвами моббинга в равной степени становятся как мальчики, так и девочки.

Кто является объектом моббинга?  Тот, кого ровесники НЕ признают «своим», считают странным или «не таким как все».

Жертва моббинга – человек с огромным количеством психологических проблем и болезней, а также проблемами с самореализацией. Бывает, что бывшая жертва сама становится моббером, причем уже более жестоким, нежели ее преследователи.

На что должны обращать внимание в школе учителя, чтобы исключить моббинг среди учащихся?

Признаки «травли» ребенка в школе.

1. Нежелание ученика  идти в школу.

2. Резкое изменение поведения.


Типичные фазы развития моббинга в детском коллективе следующие:

  1. Формирование предпосылок. В качестве предпосылок моббинга могут выступать оставшийся неразрешенным конфликт или высокая эмоциональная напряженность в связи с неблагоприятным психологическим климатом.

  2. Начальная фаза моббинга. Как средство разрядки и снятия эмоционального напряжения происходит поиск «виновника», и в отношении него начинают проявляться агрессивные выпады ровесников в виде недовольства или насмешек. Как следствие, на этой фазе у жертвы начинают появляться первые нарушения в эмоциональной сфере (эмоциональные срывы), что лишь «подливает масло в огонь» и усиливает психотеррор.

  3. Активная фаза моббинга. В этой фазе агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими, привязаны к объекту моббинга и уже не зависят от его реальных поступков и результатов деятельности. Во всем находится только негативные моменты. В результате у жертвы возникает устойчивое ощущение затравленности, проявляются признаки нарушения здоровья, усиливаются хронические заболевания.

  4. Социальная изоляция жертвы моббинга. В этой фазе происходит полная или частичная изоляция ребенка от участия в коллективных мероприятиях. Оказавшись в социальной изоляции и информационном вакууме, ребенок не получает положительных оценок своим действиям, теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным в своей деятельности. К тому же у него начинают проявляться серьезные физические и психические заболеваний.

  5. Эскалация конфликта. Чаще для сохранения психического и физического здоровья подвергшийся моббингу ребенок вынужден уехать из школы и покинуть детский коллектив не доучившись до конца учебного года под каким-либо предлогом.

В коллективе есть дети – «рыцари», сочувствующие жертвам травли. Можно выделить три таких личностных типа:

  1. «Мини-рыцари» не высказывают своей поддержки прямо, но стараются ободрить и утешить жертву после очередного инцидента.

  2. Дети посмелее, так называемые «средние рыцари», активно пытаются препятствовать издевательствам, призывая остальных вмешаться в конфликт.

  3. «Макси-рыцари» не медлят с реакцией и, не раздумывая, бросаются на защиту слабого.

 В последние годы становится все более опасной еще одна сравнительно новая форма моббинга - в интернете. Пользователи социальных сетей выбирают себе жертву, угрожают ей или распространяют о ней преднамеренную ложь. В худшем случае публикуются компрометирующие или подделанные фотографии.

Кибермоббинг - такое название получила травля в интернете. Его последствиями могут быть серьезные психические проблемы и даже самоубийство.

Моббинг в интернете или на школьном дворе - распространенное явление.

В качестве организационных средств профилактики моббинга в детских коллективах выделяются следующие:

  • формирование здоровой организационной культуры в детской группе;

  • поддержание здорового социально-психологического климата между детьми;

  • развитие навыков управления у педагогов;

  • создание условий, обеспечивающих получение обратной связи от подопечных;

  • четкое формулирование обязанностей каждого ребенка в школе с обозначением границ их персональной ответственности;

  • формирование прозрачного механизма принятия управленческих решений педагогом, рационализация и открытость информационных потоков в отряде;

  • формирование нетерпимого отношения к разносчикам сплетен и любителям интриг;

  • исключение интимных связей между подопечными.

Как поступать жертве моббинга в школе:

1. Нужно отыскать союзника    -  взрослого, сильного, мудрого, который окажет реальную помощь;

2. Можно  отыскать  союзника  и  в  рядах  тех,  кто  атакует.  Возможно,  найдутся общие интересы или скрытая симпатия к какому-то ребенку.   Вместе противостоять злу легче;

3. Понять, почему именно ты стал жертвой моббинга,  но    не прогибаться перед обидчиком, не заискивать;

4. Найти зачинщика травли, побеседовать  с ним, попытаться помириться и наладить контакт.

Советы и рекомендации для ребенка, помогающие избежать моббинг от ровесников:

  • Будь доброжелательным со всеми. На обаятельных моббинг не направляют.

  • Не сплетничай, а услышав сплетню, не пересказывай ее другим.

  • Никого не унижай. Напротив, старайся хвалить ровесника, возвышать его в собственных глазах и в глазах других.

  • Постарайся найти золотую середину между тем, чтобы сохранить свое лицо и не выделяться из коллектива.

  • Не позволяй унижать себя. Иногда нужно «показать зубы».

  • Соблюдайте традиции коллектива.

  • Если кто-то из ровесников пытается тебя «достать», не нервничай, спокойно поговори с ним, выясни, чего он добивается. Старайтесь не реагировать на обидные слова. Помни, что обижают тех, кто обижается.

  • Не фамильярничай с педагогами. Даже если вы с ним родственники или друзья, не афишируйте это, а лучше - дружить за пределами класса.

  • Добросовестно выполняй свои обязанности, тогда в случае конфликта педагог будет на твоей стороне.

Меры борьбы взрослых с моббингом.

  • взрослый должен внимательно следить за обстановкой в детской среде, чтобы вовремя вмешаться;

  • в классе должны быть разработаны обязательные для всех детей правила, как вести себя при общении друг с другом;

  • в случае моббинга должна быть проведена беседа, как с жертвой, так и с виновниками. Для этого должны быть привлечены дети, не замешанные в моббинге.

В профилактических целях учителям, администрации школы и школьному психологу рекомендуется:

  • разработать основные и общеобязательные правила поведения в школе и в классе с обязательным пунктом «Моббинг в нашей школе запрещен!»;

  • следить за поведением учащихся во время уроков и на переменах, а в случае необходимости немедленно реагировать, пресекать моббинг;

  • периодически проводить диагностику моббинга в каждом классе (беседы, опросы, социометрические тесты);

  • периодически проводить классные часы и собрания, в ходе которых детям и их родителям будет поясняться опасность моббинга (просмотр фильмов, чтение художественных произведений, затрагивающих проблему и так далее).

Изначально, в коллективе подростков важна благоприятная психологическая обстановка, и его члены должны понимать, что это зависит в первую очередь от них. Далее, не менее важно и поведение самого индивида: не стоит считать, что моббинг это желание коллектива: каким-то образом он сумел направить его на себя, взрослому рекомендуется найти и помочь изменить ему в себе то, что не устраивает окружающих.

К сожалению, универсального ответа на вопрос, как быть в том случае, если вдруг выяснится, что  ребенок оказался жертвой травли, нет. Многое зависит от обстановки в классе и школе, от позиции учителей и родителей от особенностей личности ребёнка. Ясно одно -  надо срочно идти в школу и вместе с педагогами находить пути решения проблемы. Взрослые должны тщательно разобраться в ситуации, обдумать её, обязательно подключить психолога.

Главное - действовать нужно незамедлительно. Родители, прежде всего, должны поддержать ребенка, чтобы он не чувствовал  себя одиноким, ибо ему,  как никогда в это время нужен друг, защитник, советчик.

Жертвы моббинга чаще всего одиноки, а те, кто издевается над ними, держатся в группе. У моббинга, кроме действующих лиц, всегда есть сторонние наблюдатели, которые опасаются вмешиваться в ход событий. Главное, чтобы дети поняли, что было бы не интересно жить среди клонов, похожих друг на друга, у которых одинаковые эмоции, мысли и увлечения. Мир становится ярким и удивительным, если нас окружают непохожие друг на друга люди.

Основы работы по профилактике негативных проявлений в поведении подростков: буллинг.

Буллинг (английское bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) - это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.

Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам. Объясняется это обстоятельство прежде всего тем, что школа - это место для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.

По определению  Игоря  Кона,  под  буллингом  обычно понимается запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить человека себе. Это одна из серьезных проблем подростковой среды.

Буллинг всегда основан на психологическом терроре. Он преследует цель - затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия,  распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют. Обидчики (булли) - чрезвычайно изобретательны.

Если в мягких случаях буллинг понижает эмоциональный фон жертвы и ее самооценку, то в жестких способен довести до суицидальных действий. При этом травля не всегда представляет собой прямую атаку. Стратегии группы в нападении могут быть разными: от сплетен и оскорблений за спиной до бойкота. Задача - привести жертву к потере уверенности в себе, деморализовать, получить чувство собственного превосходства, отделиться от жертвы, выставив ее неполноценной.

Буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто существует как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. Часто могут отсутствовать какие-либо основания для агрессии. Объектом буллинга выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.

Чем отличается моббинг от буллинга?

Моббинг и буллинг  схожие понятия - это травля. Но буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.

Буллинг более жесткая форма преследования, чем мобинг.

В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей (лидер-изгой). Дополнительным фактором, способствующим закреплению буллинга в детском коллективе, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.

Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, пинки, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

 

Можно систематизировать проявления буллинга в две группы:

1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;

2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

На разные по содержанию и интенсивности проявления буллинга разные дети реагируют по-разному.

Условно выделяют три ведущих фактора, наличие которых позволяет отнести ребенка к «группе риска» по буллингу:

  1. Множественный стресс - жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – это весьма характерно для жертв травли.

  2. Провоцирующие особенности жертвы - это достаточно неоднородная группа детей и подростков, которые вследствие особенностей их личности на поведенческом уровне могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников: «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор уже, с точки зрения «обычных» детей, может явиться достаточным поводом для негативного отношения к «этим необычным», провоцирующим поводом к началу травли может стать неосторожное (без злого умысла) поведение таких детей и подростков, например, гиперактивный ребенок случайно задел «спокойного» ровесника.

  3. Стигматизация и физические особенности ребенка: это не только наличие явных физических аномалий, например, заячью губу или нейросенсорную тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности: рыжий цвет волос, необычный тембр голоса, форма ушных раковин, для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле своих ровесников.

Большинству жертв травли чаще свойственно длительное время скрывать свою проблему, даже в случае явного физического насилия. Гораздо реже дети и подростки признаются в этом или же активно об этом сообщают.

Не существует определенного психологического портрета жертвы буллинга, который симптоматически смог бы помочь в диагностике проявлений этой травматической ситуации у пострадавших детей. Не существуют также и типичные характеристики жертвы и преследователя. Не существует как таковых специфических психологических признаков буллинга.

При длительном наблюдении за детьми, подвергающихся буллингу, могут проявиться характерные эмоциональные и поведенческие особенности.

Поведенческие особенности:

  • дистанцированность от взрослых и детей;

  • негативизм при обсуждении темы буллинга;

  • агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности:

  • напряженность и страх при появлении ровесников;

  • обидчивость и раздражительность;

  • грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Максимальная информация может быть получена в результате искренней беседы взрослого и пострадавшего. Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки.

Насильно получать ответы ребенка или подростка на тему насилия категорически нельзя. С другой стороны, нужно быть готовым к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению состояния травмированного ребенка о травле другими детьми, если он решил открыться.

Особенно печально, когда ребенок или подросток решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. Здесь может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение психологического обследования ребенка.

Сбор информации проводится по следующим направлениям:

  • от самого пострадавшего;

  • от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

  • реальность самого буллинга;

  • его длительность;

  • его характер (физический, психологический, смешанный);

  • основные проявления буллинга;

  • участники (инициаторы и исполнители буллинга);

  • их мотивации к буллингу;

  • свидетели и их отношение к происходящему;

  • поведение жертвы (поcтрадавшего);

  • динамику всего происходящего;

  • прочие важные для диагностики обстоятельства.

Полученную информацию педагог должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными станут любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия, в частности, буллинга. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий.

Что такое хейзинг?

Хейзинг (англ. hazing)  - неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных) учреждений.

Хейзинг - это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина».

Хейзинг  встречается и в обычных школах и училищах, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой.

Что такое кибермоббинг и кибербуллинг?

В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности интернета - кибермоббинг и кибербуллинг.

Кибермоббинг и кибербуллинг - это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров,  мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов.

Интернет-травля  может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы.

Интернет-травля  отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность и  вероятность быть непойманным.

Последствия травли школьника: деформация психики ребенка, патологические психические нарушения, возникновения социально-опасных форм поведения  насильственного, суицидального и зависимого характера. Подростки, подвергшиеся моббингу и буллингу думают, что вся проблема в них, что они виноваты в том, что с ними так обращаются, и поэтому  комплексуют. Полученные в школьном возрасте психологические травмы могут обернуться вполне серьёзными взрослыми проблемами. Специалисты (психологи, исследователи, ученые) считают, что травля в школьные годы  не проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни человека.

У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям.

Бывшей  «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых унижениях. «Жертвы» интернет-травли теряют уверенность в себе, что может привести к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, явиться причиной самоубийства.

Сами дети часто скрывают, что они подвергаются буллингу со стороны одноклассников.

Поэтому взрослым очень важно безотлагательно выяснить, всё ли в порядке, если они заметили, что ребёнок:

  • постоянно находится в подавленном настроении;

  • стал получать плохие отметки;

  • ищет предлог, чтобы не идти в школу;

  • по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты;

  • приходит с испорченной или в  грязной одежде, порванными учебниками и тетрадями;

  • то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;

  • не выходит играть во двор;

  • часто приходит с синяками и ссадинами;

  • не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;

стал замкнут или вспыльчив.


Основы работы по профилактике негативных проявлений в поведении подростков: троллинг.


Троллинг - подрывная  деятельность  в  интернете,  заключающаяся  в размещении  в  

виртуальном  пространстве  заведомо  провокационных  сообщений,  целью  которых может  быть  разжигание  конфликтов  в  сети,  психологическое  подавление  интернет-пользователей, киберзапугивание, кибершантаж, и тому подобное.

«Тролль» - человек, который размещает грубые или провокационные сообщения в Интернете, например, в дискуссионных форумах, мешает обсуждению или оскорбляет его участников.

Троллинг одна из самых знаменитых стратегий психологической атаки в интернете. На первый взгляд, она годится разве что для подростков. Но увлеченность троллингом переживают и люди постарше, преодолевшие школьный возраст. Его стратегии варьируются от изящного до «толстого», в зависимости от задач и умений агрессора.

Троллинг  может  быть  прямым  (оскорбления  участников,  нарушение  правил  ресурса, подстрекание, ссоры) и замаскированным (сообщения  не по теме, возвращение к другой острой теме, завуалированные сообщения, на первый взгляд позитивные). Тролли хотят получить реакцию в виде прямого  конфликта.  В перепалке  с таким  пользователем  очень  легко  потерять  над  собой  контроль и самому стать троллем.

Тролли могут стремиться вызвать раздражение участников коммуникации, но также их целью может  быть  унижение  конкретного  человека.  В таком  случае  троллинг  может  переходить в целенаправленную  травлю,  или  буллинг. Троллинг включился и применяется в информационных пространствах до такой степени, что в Санкт-Петербурге обнаружилась целая «Фабрика троллей», работавшая в информационной войне. Благодатные, привлекающие внимание для троллей темы - наиболее резонансные, по поводу которых в обществе нет консенсуса: политика, религия, идентичность. Но, по сути, объектом для троллинга может стать любое высказанное мнение. Важной стратегией троллинга является и анонимное стравливание участников одной среды: особое удовольствие провокаторы, как и в офлайн-деятельности, находят в том, чтобы посеять раздор, нарушить баланс сил, выявить уязвимость определенного сообщества.

Фраза «не кормите тролля» уже стала частью современной риторики защитной позиции пользователей интернета. Низкая степень ответственности за выходки, условие которой - анонимность, хоть и дает троллю некоторую свободу, но власть его не столь велика, если сохранять самообладание и обнаруживать в репликах провокационное дно. Тут есть и вторичный эффект: будучи распространяемым и ожидаемым повсюду, троллинг настолько повседневная форма психологической атаки, что уровень восприимчивости к ней снижается в обратной прогрессии.

Выделены следующие качества сетевых троллей:

- использование нецензурной лексики;

- выражение сарказма;

- применение провокации (скрытой и явной);

- игра на противоречиях, поиск конфликта;

- употребление грубых выражений;

- использование туалетного юмора и антагонизмов.


Троллю свойственны следующие группы отрицательных эмоций:

- мнимое сострадание и жалость, гнев, мнимый страх;

- презрение;

-  возмущение (негодование);

- неприязнь;

- зависть, злоба;

- ненависть;

- недоверие;

- смущение;

- отвращение, омерзение.

Характеристики тролля.

Первой характеристикой тролля является его анонимность.

Второй характеристикой по степени важности является неоднозначность понятия «троллинг». Сетевая личность, осведомленная тем фактом, что его считают сетевым троллем при том, что он им не является, может сымитировать деятельность сетевых троллей, и в конечном счете им стать.

Под третьей характеристикой понимается неоднозначность высказываний тролля. В силу гендерных различных, различий в возрасте, вероисповедания, образования, проживания, опыта человека, одни и те же высказывания могут быть восприняты как попытка троллинга одними и просто грубой фразой другими.

Выделяют следующие виды реакции пользователей в сети при столкновении с троллингом:

• отсутствие реакции вообще;

• отсутствие выражения реакции;

• короткий ответ, не ведущий к продолжению дискуссии;

• небольшой обмен сообщениями;

•долгая словесная перепалка, а также возможное подключение к дискуссии остальных участников.

Такой тип пользователей мы называем реагентами - адептами. Сущность их поведения в неумении контролировать собственные эмоции и выражать их открыто, не взирая на мнение других участников виртуальной коммуникации.

В интернет-пространстве понятие сетевого троллинга и самого сетевого тролля схематично представили в виде человека-маски.

Сходство человека-маски с сетевым троллем проявляется в следующих характеристиках:


Внешний вид. Лицо сетевого тролля (trollface) подобно облику «маски» - это злорадная ухмылка, усмешка мелкого пакостника.

Злобные шутки. Коммуникативное поведение тролля как розыгрыш, шутка сходно с поведением «маски»: пугает автомехаников, желающих заработать на ремонте его машины, ведет игровое шоу с бандитами, завершая свое выступление диким смехом и насильственными действиями, ограбление банка с целью попасть на вечеринку к любимой девушке.

Контроль народных масс. Тролль старается привлечь как можно больше посетителей сайта к дискуссии с целью реализации определенных функций, «маска» управляет толпой полицейских при задержании, заставляя их танцевать и петь, что также подразумевает функциональную направленность.

Троллинг успешно применяется в чат-комнатах игровых серверов. Основой подобного коммуникативного поведения выступают различия игровых умений и навыков, специфика командной игры, присутствие игроков из различных стран, особенности сетевой игры, неумение проигрывать и другие факторы. Чаще всего игроки «троллят» друг друга, тогда как случайные посторонние лица довольно редки и подвержены особенно пристальному наблюдению со стороны администраторов, многие из которых в свою очередь наблюдают за игрой в статусе профессиональных игроков.

Существуют боты (автоматические программы) для провокации. Боты применяются в сетевом троллинге для осуществления автоматического или машинного сценария провокации, но являются малоэффективным средством для тонкого троллинга, ведь отклик реагента (пользователя сети) может варьироваться в рамках контекста, тогда как бот содержит набор шаблонных выражений, полезных лишь в общих случаях (при толстом троллинге). В своей работе боты используют алгоритм, суть которого вызвать заложенное в памяти выражение и использовать его в качестве ответа на определенное смысловое сообщение реагента для осуществления интерактивного обмена в режиме онлайн.

Предыдущее поколение троллей, использовавшее способ нападок ради развлечения действовало в основном без подготовки, по ходу дела. Однако с развитием навыков сетевому троллю становится неинтересно использовать стандартные фразы в сообществах сетевых пользователей, тролль меняет тактику, делает акцент на своем воображении и тем и фраз неожиданности для пользователя. Тролль нередко пытается «троллить» по ходу дискуссии. Настоящие же сообщества троллей проводят подготовительный этап гораздо серьезнее: готовятся списки слабых мест сообщества (форума, чата), темы и вопросы, на которые удобнее всего троллить. Затем составляются тролль-фразы. Одновременно изучаются слабые места внутренней жизни сообщества - прямые конфликты, особенности, ники. Иногда привлекают к работе бывших модераторов или модераторов на плохом счету и используют их для создания толстого троллинга.

Современный сетевой троллинг - высокоорганизованная иерархическая система, основными целями которой являются профессиональное подрывание авторитета и схемы работы сетевых сообществ, зачастую по заказу, в числе компонентов манипулирование сознанием людей, подтасовка фактов и материалов, ложные виртуальные образы.

Сталкинг - один из самых угрожающих видов прессинга в интернете, это нацеленное преследование, слежение за жертвой. В противоположность буллингу он характеризуется активным забрасыванием жертвы сообщениями псевдопозитивного или комплиментарного содержания. Эпоха интернета дала возможность сделать сталкинг быстрым и несложным инструментом психологической угрозы. Этой напасти может быть подвергнут любой — вне зависимости от степени известности в медийном пространстве. В некоторых исследованиях отмечается, что женщины в большей степени подвержены киберсталкингу. В ряде стран Европы сталкинг приравнивается к правонарушению и за него вводится наказание. 

Тут есть важный момент: граница между реальностью и виртуальностью при сталкинге бывает разной степени проницаемости. Опасность и чувство угрозы может быть тем выше, чем больше информации известно сталкеру. Но даже и без возможности добраться до жертвы сталкинг - это испытание для психики и нервов. Практически все социальные сети оборудованы необходимыми настройками для того, чтобы обеспечить возможность защиты от избранных пользователей. Во-первых, в качестве превентивной меры можно сменить настройки видимости информации как для посторонних, так и для тех, кто числится в подписках. Во-вторых, если уже понятно, что сталкер до вас добрался и ведет свою атаку, можно защищаться прицельно: добавить в черный список, ограничить для него возможность комментирования, пожаловаться в службу поддержки социальной сети.

Мотивы сталкинга могут разниться, и оценить угрозу не всегда может получиться верно, поэтому в любом случае полезнее перестраховываться, и в интернете в том числе. Преследование сталкером неприятно, непонятно и пугающе. Эти эффекты вызваны его посягательством на личное пространство и ощущением собственной незащищенности. Стратегии борьбы со сталкингом выходят за пределы сети. В разных странах они осуществляются с разной степенью успешности. К примеру, в Голландии был создан союз Stichting Anti Stalking, в котором объединяются жертвы террора, а в Германии существует портал Stop-stalking, оказывающий помощь всем пострадавшим от сталкинга. 

Лайкинг - одна из самых, казалось бы, незначительных проблем интернета. Но всё не так просто. Момент лайка и звука, ему сопутствующего, ученые выявили как источник гедонистического удовольствия для того, кто получает этот самый лайк. Теория получается весьма бихевиористичная, с самой простой схемой «стимул - реакция».

Один из самых минималистичных инструментов социального контакта в сети, лайки и всевозможные их аналоги обладают поистине магической силой и повсеместностью. Вкладывается в простое действие лайка иногда многое, а иногда - ничего. В лайках принято искать скрытые подтексты (отсюда популярный тем «Она лайкнула мою аву, наверное, у нас всё серьезно»). Лайкинг может представлять собой простой способ согласиться, сделать комплимент, продемонстрировать заинтересованность. У лайкинга есть своя (не универсальная и гибкая) этикетная разметка. Например, прийти и хаотично залайкать всё подряд на странице у кого-либо является признаком дурного тона, как и ставить лайк под негативной информацией.

Психологический дискомфорт может вызывать недостаточное количество лайков: как бы смехотворно это ни прозвучало для кого-то, но написать пост/выложить фотографию/озвучить свою позицию по какому-либо поводу и не получить какого-то количества одобрения в каких-то случаях в наше время может оказаться вполне болезненным. Предложенная нам онлайн-культурой погоня за лайками, стремление во что бы то ни стало получить свою порцию одобрения, диагностируется исследователями как не самая полезная с психологической точки зрения зависимость и требует осознанного к ней отношения.

Размытость границ личного и публичного.

Проблема онлайн-общества заключается в том, что оно не всегда внятно и прозрачно диктует свои правила. Каждый участник сетевого пространства в той или иной степени является разработчиком и тестировщиком своей собственной стратегии поведения в сети. Выкладывать или нет свои фотографии, особенно в глупых для нас ситуациях? Как часто менять фотографии профиля? Насколько подробно делиться деталями отпуска, спрашивать советов? Всё это становится частью личной стратегии в интернете.

Личное в соцсетях легко переходит в категорию публичного. Тиражироваться, получать огласку может информация, изначально не предназначенная для широкого круга людей. Информация даже для маленького круга самых близких вырывается за его пределы, что информация должна контролироваться в первую очередь нами самими.

Границы и рамки социальных взаимодействий при общении онлайн устроены довольно непросто. Вырабатывать по ходу дела стратегии взаимодействия с новой проблематикой - задача каждого. Это приходится делать прямо здесь и сейчас. Все формы интернет-угроз объединяет способность дестабилизировать и расшатать психическое самочувствие пользователей, так что опознать и защититься  - это важный момент профилактики неприятностей. Ведь столкнуться с одним из видов психологического прессинга успел уже каждый, кто участвует в онлайн-общении.

Большую проблему для педагогов, школьников и родителей представляет троллинг, кибермоббинг и увлечение школьников социальными сетями и играми. Этот комплекс проблем существенно подрывает физическое и психологическое здоровье школьника, его социального окружения.

Взрослые, редко интересуются чувствами ребёнка в той или иной ситуации, не обращают внимание на усталость и физическое состояние, на его эмоциональные переживания, в данный момент времени. 
Особенно это важно в отношении подростков, в жизни которых появляется множество сложных личных ситуаций, о которых они не всегда могут рассказать, а они влияют на их настроение и состояние. Может взрослым надо чаще вспоминать себя в этом возрасте, и заглядывать в глаза детей, слышать даже завуалированные сигналы о помощи, тогда не придётся подгонять ребёнка, и в школе, и в жизни, и дома будет меньше напряжения, больше радости?

Эмоциональная нестабильность, неразвитая система выражения своих чувств, боязнь проявлять их на людях и дома, а также неадекватное восприятие эмоций других людей, неуважение к чувствам окружающих, то есть неразвитый эмоциональный интеллект - всё это тоже последствия неправильного отношения взрослых к ребёнку в подростковом возрасте.

Без поддержки взрослого ребенок может пробовать искать решение своих проблем в сети.

При правильном использовании социальные сети гораздо лучше офлайн-повседневности поддаются организации и подстраиваются под нужды пользователя. Это можно использовать как ресурс поиска информации и грамотно организованной дистанционной коммуникации ребенка с близким окружением родственников и сверстников. Изолировать подростка от травматических переживаний в сети  - это значит заняться его защитой в сети и сохранением приватного пространства от посягательств там, где это кажется необходимым.

Задача взрослых в борьбе с троллингом, лайкингом, сталкиногом, сетевым буллингом и кибербуллингом - оказывать внимание и помощь школьнику в его проблемах. Это могут быть трудности в учебе, отношениях со сверстниками, профессиональном выборе, самопринятии и самораскрытии себя.

Законы РФ предусматривают наказание для подростков, достигших 18 лет по ряду не правоправных действий в отношении сверстников и других лиц, на которых направленны оскорбления, дискриминация, клевета.

Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Глава 5. Статья 5.61. Оскорбление.

 Глава 5. Статья 5.62. Дискриминация.

Уголовный кодекс РФ.

Глава 17. Статья 128.1. Клевета.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!