СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медиа беседа на тему: 900 блокадных дней

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Медиа беседа на тему: 900 блокадных дней»

Класс

1-4 класс

Название темы

Блокада Ленинграда

Цель

- Закрепление и расширение знаний учащихся о героической обороне Ленинграда

Задачи

Образовательная:

- Изучать материалы, связанные с блокадным Ленинградом;

- Сформировать образное представление о ходе и этапах блокады Ленинграда.

Развивающая:

- Продолжить формирование представления, что война – это не набор каких – то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны

- Способствовать формированию желания познавать многообразие исторических событий отечественной истории на принципах гуманизма, толерантности и открытости;

- Создать условий для формирования отношений дружбы и взаимопомощи между поколениями;
- Формировать у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества;

Воспитательная:

- Содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну.

-Способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейший период и в тяжелейших условиях, и восстановившему страну в послевоенный период;

- Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

- Сохранить духовное наследие старшего поколения.

Оборудование

Компьютер, проектор, наглядный материал

Методы

Рассказ. Беседа. Презентация

Ожидаемые результаты

-Благодарность ветеранам за Победу и передаваемый ими опыт;
- Стойкая патриотическая позиция;
- Потребности в духовном обогащении;

Содержание

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово воспитателя. Сообщение темы, цели занятия

3. Беседа, показ презентации

4. Обсуждение увиденного.

5. Подведение итогов, Рефлексия.

Литература

М.А. Дудин, В.Б. Соловьев «Ради твоей жизни» Лениздат 1962

А.А. Мойжес «Дети города-героя» Лениздат 1974

Н.А. Ходза «Дорога жизни» ДЕТГИЗ

Сухачев М П Дети блокады Детская литература, 2013 г.

Конспект медиа – беседы с презентацией

«Блокада Ленинграда»











Ход урока:

        Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще раз поговорить о нашем прекрасном городе, Санкт-Петербурге.  Но у него было и другое название- Ленинград, в честь Владимира Ильича Ленина.  Именно с этим названием связана жизнь старшего поколения нашего города - ваших бабушек,  дедушек, прабабушек и прадедушек.

        Это название носил наш город в годы Великой Отечественной войны. И пережившие блокаду называют себя ленинградцами.

        Вы уже, я думаю, много знаете о нашем городе из рассказов родителей, учителей. Сегодня же мы с вами вспомним одну из самых страшных страниц истории нашего города - годы войны 1941-1945, а именно годы блокады. Узнаем как жил наш город в это время и попытаемся понять, что же помогло выстоять ленинградцам в эти сложные дни.

Показ презентации.

За окном прекрасная пора, начало лета – солнце, тепло, голубое небо, уже закончились выпускные экзамены в школах, прошли выпускные вечера, у каждого множество планов на будущее…. НО…. 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. 

Слайд 1  Заставка

Слайд 2  С первых дней войны основными направлениями ударов врага были Москва и Ленинград.

Слайд 3- Враг окружил наш город. Задачей немцев было полностью разрушить наш город, стереть его с лица Земли. Немцы говорили «Не подлежит сомнению, что Ленинград должен быть уничтожен голодом, ибо невозможно этот город прокормить». Но немцы не просто подошли близко к городу, они его полностью окружили, из города не было возможности выехать ни на поезде, ни на машине. Началась блокада нашего города,  она длилась с 8 сентября 1941 до 27 января 1944г. т.е. (900 дней)

Слайд 4  Все встали на защиту страны, мужчины, женщины, дети, вчерашние студенты и школьники, все шли на фронт.

Слайд 5,6,7 Военная техника.

Слайд 8, 9  Трудно было жить в это время и страшно. Но город жил. И не просто жил, выживал, но и работал, помогал всей стране. К началу блокады в городе было недостаточное количество продовольствия и топлива, медикаментов для больниц, уже в августе были введены карточки на продукты питания.

Слайд 10  Продовольствия  в городе не хватало, в декабре ввели карточки с самой маленькой нормой хлеба за все месяцы блокады – 125гр детям, и 250гр рабочим.

Слайд 11  Обратите внимание на надпись: «При утрате карточка  не возобновляется». Хлебная карточка!!! Ей не было цены. Она была дороже золота! В каждом этом талончике была заключена жизнь.

Слайд 12  После холодной зимы 41-го и 42 годов запасов еды катастрофически не хватало и весной в Ленинграде распахали каждый клочок земли. Огород был разбит даже на  Исаакиевской площади — там выращивали капусту, а на площади Декабристов — картошку. В  Летнем саду на грядках росли белокочанная и цветная капуста, морковь, свекла, картофель и укроп.

Слайд 13  Дети на набережной….


Слайд 14, 15  Дорога жизни. Единственным путем, который связывал город с Большой землей было Ладожское озеро. Город спасала только Дорога жизни, прошедшая через Ладожское озеро. 12 сентября 1941 в город по Ладоге прошли первые баржи с продовольствием и боеприпасами. А из города вывозились люди- главным образом дети. Каждый такой рейс был подвигом, потому что немцы вели постоянный обстрел этой дороги. К тому же Ладога очень своенравное озеро и на нем постоянно были штормы.  

Слайд 16  20 ноября, когда на Ладоге появился лёд по дороге пошёл конно-санный обоз.  Для машин лед был еще очередь хрупок, да и сани в это время нагружали очень мало, потому что лед мог не выдержать, да и животные тоже были голодные и не могли работать в полную силу. Они, как и люди тоже были блокадниками. Люди, чтобы облегчить жизнь животным старались не садиться в сани, а шли рядом, помогая своим питомцам, подталкивали сани сзади.

Слайд 17  Чуть позже по Дороге Жизни пошли грузовики. Эти грузовики называли полуторками, потому что они могли провезти только полторы тонны, именно эти машины стали легендарными машинами Дороги жизни. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.

Слайд 18, 19  Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни». Выживать во время блокады было трудно, но…. детям устраивались ёлки, организовывались выставки, проходили футбольные матчи.

Слайд 20  В 1942–43 годах крысы буквально захватили город, вследствие чего, Ленинград охватил голод. Пакостных вредителей отстреливали, давили танками, но все попытки были бесполезными. Серые захватчики умудрялись взбираться на танки, едущие их давить, и шествовали на них. Мерзкие грызуны не только истребляли запасы продовольствия, но и были переносчиками вирусов, вызывающих ужасные эпидемические заболевания. Жителям Ленинграда грозила эпидемия чумы.

Весной 1943 г. было подписано постановление, о выписке из Ярославской области четырех вагонов дымчатых кошек прямо в Ленинград. Состав доставил «мяукающую дивизию» под строжайшей охраной. 4 вагона кошек привезли в Ленинград для борьбы с полчищами грызунов, грозивших уничтожить запасы продовольствия. В только что освобожденный город прибыло четыре вагона дымчатых кошек – именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. За привезенными кошками сразу же выстроилась длинная очередь. Наконец-то, коты вступили в бой, очищая все подвалы, чердаки и свалки от крыс. Кошки победили, и крысиная армия потерпела крушение. Город был спасен: крысы исчезли.

Слайд 21  Как бы грустно это не звучало, коты спасали ленинградцев от смертельного голода, принося хозяевам свою добычу. А, когда есть было совсем нечего, единственная возможность для сохранения человеческой жизни – это было приготовление обеда из кошки. Животные согревали маленьких мерзнущих детей, были для них небольшой отрадой в те страшные времена. Поэтому, многие детки посвящали пушистым питомцам стихотворения и песенки.

История о коте-слухаче.

Это старая военная история о рыжем коте-«слухаче», который поселился при зенитном подразделении, располагавшемся под Ленинградом, и в точности предсказывал каждый последующий вражеский налёт. Самое интересное то, что во время приближения советского самолета животное не подавало никаких знаков. Благодаря уникальному дару, командование батареи кормило ценного кота и даже приказало одному из солдат присматривать за рыжим «слухачом».

Прежде чем обидеть кошку, отругать ее за проказы и баловство, вспомните, что ее сородичи отдавали свои жизни ради жизни человека и его детей, они боролись с врагами, грели и утешали… Просто любили нас, таких слабых в самое страшное и тяжелое время.

Слайд 22  Уже в современном Петербурге в знак благодарности животным-избавителям на карнизе домов на Малой Садовой улице появились памятники коту Елисею и кошке Василисе.
Слайд 23  Время шло, советская армия постепенно набирала силу, немцы отступали. В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. И вот наступил этот долгожданный день 27 января 1944 года, когда блокада полностью снята.

Слайд 24, 25 «За мужество и храбрость!»

Слайд 26, 27 Прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда. (24 залпа из 324 орудий).

Блокада Ленинграда — трагичная и великая страница нашей истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам — такого не повторится!

Обсуждение увиденного.

«Вы посмотрели,  послушали, и узнали еще одну страницу жизни нашего города, увидели как трудно было всем жителям нашего города. А как вы думаете, что помогло пережить эти страшные дни, что помогло выжить  и восстановить наш город?»

 Учитель наводящими вопросами помогает учащимся найти ответы на поставленный вопрос: просит их вспомнить, что им помогает преодолевать трудности, которые встречаются у них в жизни;

«А сейчас, давайте мы все вместе напишем пожелания для жителей нашего города и, может быть, даже самому городу.»
(Учитель на доске записывает лучшие пожелания детей. Кто-то из детей зачитывает  с доски результат работы).

Подведение итогов

Скажите, пожалуйста,

1.  Что для вас было новое в нашей беседе.

2. Что  запомнилось и произвело на вас  наибольшее впечатление. А дома вы свои впечатления выразите в рисунках. И потом мы сделаем выставку ваших работ.

Пожалуйста, любите, наш город, узнавайте его, просто ходите по его замечательным улицам! Сохраните его красоту!


Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!