СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Палеоэкология" для выступления на Поволжской экологической конференции

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно - исследовательская работа. Текстовой материал для выступления на экологической конференции

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Палеоэкология" для выступления на Поволжской экологической конференции»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кибячинская основная общеобразовательная школа»

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан








«Палеоэкология»





















Подготовил: ученик 8 класса Матюшкин Эдуард Булатович.

Научный руководитель: учитель географии и биологии

Матюшкин Булат Семёнович.



2015 год





Содержание:


1. Вводная часть. Тема, цель, задачи и объект исследования ..……………….2

2. Основная часть. Методика и результаты исследования ..…………………..3

3. Заключительная часть. Выводы. Возможное практическое применение

работы ………………………………………………………………………….7

4. Литература …………………………………………………………………....10

5. Приложения …………………………………………………………………..11



Палеонтология (греч. palaios - древний; ontos - существо; logos - учение) интереснейшая из наук. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и нельзя узнать будущее. Всегда интересно заглянуть в прошлое, подержать в руках окаменелости, которым миллионы лет. Тем более если они добыты своими руками.

Палеоэкология (греч. palaios - древний; oikos - жилище, родина) раздел палеонтологии, изучающий образ жизни и условия обитания организмов геологического прошлого, взаимоотношения между организмами и средой их обитания и их изменения в процессе исторического развития жизни на Земле.

Объектами изучения Палеоэкологии являются остатки организмов (видов, популяций и сообществ), оставленные ими следы, особенности захоронения, а также горные породы, заключающие окаменелости. Вещественный состав пород, их структура, текстурные и геохимические характеристики позволяют восстановить многие особенности обстановки жизни древних организмов и их гибели. Основной метод восстановления образа жизни древних организмов — изучение строения их остатков; при этом удаётся частично восстановить условия обитания вымерших организмов. Более полно это может быть сделано при изучении всех других организмов, населявших рассматриваемую часть водоёма или суши, и при использовании геологических данных.

Восстанавливая условия обитания организмов прошлого и их образ жизни, палеоэкология даёт ценные сведения для других разделов палеонтологии, а также для геологии, помогая коррелировать отложения разных слоев, реконструировать условия осадконакопления и образования ряда полезных ископаемых. Поэтому палеоэкология и его предмет изучения всегда оставались актуальными. Редкие находки окаменелостей «Пермской флоры» делают эту исследовательскую работу ещё более ценным.



Так как наша исследовательская работа связана с Пермскими отложениями Палеозойской эры то и выбор темы, цель исследования, задачи, должны соответствовать конкретно этим отложениям, которые покрывают большую часть территории нашей республики.


Тема: «Реконструкция местных палеобиогеоценозов верхнего отдела Пермского периода».


Цель исследования: реконструкция смены палеобиогеоценозов верхнего отдела Пермского периода на основе анализа состава местных окаменелостей палеофлоры.


Задачи: 1) выявить наиболее перспективное место для ведения раскопок; 2) осуществить привязку на карте географического положения обнажения;

3) провести описание обнажения (породы, характер их залегания, цвет, мощность); 4) осуществить сбор окаменелостей и их определение; 5) сделать анализ собранного материала и провести реконструкцию палеобиогеоценозов.


Объект исследования: окаменелости палеофлоры с обнажения местного карьера известняка.


Методы исследования: Палеонтологический. Метод определения относительного возраста осадочных толщ Земной коры по сохранившимся в них ископаемых организмов. Он позволяет продуктивно изучать древнюю фауну, флору, биогеоценозы. Изучение палеонтологических обнажений начинается с предварительного осмотра и выявления предполагаемого места раскопок. Первый этап работы – зарисовка обнажения и фотографирование общего вида разреза и его частей. Следующим делом проводится его привязка на карте к стационарным объектам, таких как река, озеро. Далее проводятся собственно раскопки (обычно на месте, где был найден вывалившийся образец окаменелости). Для этого от почвы и растительности расчищается верхняя часть площадки - места планируемой раскопки. Раскопка ведется сверху вниз. При этом ведется описание, фотографирование и нумерация слоев и пачек слоев. При обнаружении окаменелостей они снабжаются этикеткой, номеруются и прикрепляются к слоям обнажения. Из каждого слоя отбирается как можно более полный палеонтологический материал, который дает возможность уточнить геологический возраст горных пород, и поможет разобраться условиями их образования. Данные по исследуемому обнажению заносятся в полевую книжку для дальнейшего обобщения, анализа, получения результатов и выводов.

Описание должно сопровождаться заполнением стратиграфической колонки обнажения, с указанием места отбора образцов. Таким образом, раскопки ведутся до коренных пород. По итогам работы с обнажения горных пород производится реконструкция палеобиогеоценозов.


Анализ источников и литературы: Основной литературой для исследовательской работы были следующие книги:

1. Силантьев В.В. и др. Геологические памятники природы Республики Татарстан «Акварель – Арт» 2007. – 296 с. Прекрасная книга выпущенная силами учёных Казанского государственного института. Книга посвящена геологическим памятникам природы Республики Татарстан – уникальным объектам геологического наследия мирового и регионального значения. В книге уделяется большое внимание истории и ученым казанской геологической школы. Рассмотрены памятники разных типов: стратиграфические, палеонтологические, геоморфологические и другие. Изложение материала сопровождается многочисленными иллюстрациями и дельным картографическим материалом. Книга рассчитана не только для ученых, но и для учителей и учеников средней школы. По книге можно довольно таки легко научиться работать по описанию геологических разрезов и обнажений. Книга была рекомендована О.П. Шиловским. В 2014 году вышла обновлённая, переизданная книга в твёрдом переплёте.

2. Хасанова Р.Р. Основы геологических знаний, Казань: «Магариф», 2001.

– 175 с. Учебное пособие для факультативных занятий в средней общеобразовательной школе. В книге кратко изложены современные представления об образовании Земли и её глубинном строении, охарактеризованы главные геологические процессы, приведены характеристики минералов, горных пород, даны рекомендации по созданию школьных геолого – минералогических музеев на местном геологическом материале. Особенно полезными были для нас такие разделы как: «Основы палеонтологии», «Образование ископаемых и их сохранность», «О чём рассказывают ископаемые остатки», «Составление экспозиции на основе геологического строения Татарстана», «Основные приёмы сбора горных пород, минералов и окаменелостей» и другие. Прекрасное пособие для начинающих геологов и палеонтологов.

3. Журнал «В мире науки» № 11 за 1983 год. Этот номер полностью посвящен геологии Земли. Здесь есть прекрасные статьи про палеонтологию. Прекрасный Американский научный журнал с хорошим переводом издательства «Мир».

Также большую помощь при работе нам оказали такие книги как:

4. Мейен С.В. Из историй растительных династий, М: «Наука», 1971. – 223 с. и

5. Наугольных С.В. Пермский период: местонахождения, флора и фауна. Пермь: Арт-Дизайн. 2013. – 178 с.










Ход работы:



1. Фотографирование общего вида и частей обнажения.


2. Определяем привязку. Объект – карьер по добыче известняка

(фото 1). Карьер находится на самом верху (на водоразделе) левого берега реки Сеинка, примерно в километре от села Кибячи в северо – западном направлении. Привязку также проводят и по карте местности.


3. Собственно раскопки:

4. Описание и заполнение стратиграфической колонки обнажения:

(полевая книжка).

Таблица № 1. Схема стратиграфической колонки (фрагмент):

Группа

Система

Отдел

Ярус

Индекс

Литологический состав

Мощность в метрах

Возраст млн. лет

Палеозойская

PZ

Пермская P

Верхний

Татарский

Р2

Известняк желтовато серый мелкоплитчатый, хрупкий

«немой»?


1,5


250


Верхние слои до 1,5 метров состоящие из мелкоплитчатого известняка в плане окаменелостей оказались «немыми», то есть ничего не дали. Далее шел «плодородный» слой толщиной примерно от 45 до 65 сантиметров. Он обрадовал нас обилием и разнообразием окаменелостей. Возраст, которых составляет 230 - 250 миллионов лет. Рассмотрим этот слой подробнее:

Первыми были обнаружены отпечатки коры ствола первичного голосеменного растения, родственника современных сосен и елей (Pecopteris miltonii), которые начали появляться в конце Пермского периода (фото 2).

Побег хвойного растения (Signacularia noinskii.) (фото 3).

Четкий и красивый отпечаток коры хвойного растения. Скорее всего это (Lebachia sp.) (фото 4).

Отпечатки древесины голосеменных растений кониферофитов (фото 5).

Двусторонний отпечаток листа голосеменного растения Псигмофиллоида, который относится к Гинкговидным (фото 6). Единственным сохранившимся до наших дней видом этих растений является Гинкго Билоба.

Корневые системы голосеменных растений (фото 7 и 8).

Среди отпечатков голосеменных были обнаружены отпечатки листов (вайи) растения относящегося Папоротникообразным (Voltcia) (фото 9).

Ниже находились отпечатки растений относящиеся к Хвощевидным. Отпечатки коры крупных членистостебельчатых растений, так называемых Каламитов и Паракаламитов (Paracalamites sp.) (фото 10 и 11).

Корневая система хвощей произраставших на мелководье (фото 12).

Ведя раскопки дальше, в слоях ниже с палеофлорой были обнаружены отпечатки и ядра морских моллюсков (Shizodus rossicus Verneuie, Netchajewia sp., Cancrinella cancrini Vern., Pseudomonostis permianus Maslennikov) (фото 13). Также обнаружены окаменелости в виде ихнофоссилии, которых еще предстоит изучить. Толщина слоя составляет 0,6 метров, а далее идут очень крепкие кремнистые породы, по которым вести раскопки не представляется возможным.

Все эти данные дают нам возможность сделать следующие выводы.

Выводы: На данной территории, когда то было не глубокое море. Об этом свидетельствуют найденные раковины различных морских моллюсков и ихнофоссилии. Видимо уровень древнего моря неоднократно поднимался, и образовывалась солоноватая лагуна, а когда море уходило, рос прибрежный лес (экосистема аналогичная современным манграм). В начале Пермского периода Палеозойской эры климат здесь был теплым и влажным, который способствовал бурному росту лесов состоящих из древних плаунов, хвощей и папоротников. Но ближе к концу Пермского периода климат становился все более засушливым и холодным. Об этом свидетельствует постепенное завоевание территории голосеменными растениями, которые были обнаружены выше. Но в дальнейшем на эту территорию пришло море и шло активное осадконакопление карбоната кальция.

Считаю, что все задачи выполнены и поставленная цель достигнута. Реконструкция смены палеобиогеоценозов верхнего отдела Пермского периода на основе анализа состава местных окаменелостей палеофлоры проведена очень чётко, научно. Порядок и форма залегания этих прекрасных окаменелостей доказывают эволюционную теорию развития жизни на Земле, в частности историю развития жизни в верхнем отделе Пермского периода, на данной территории.


Практическое применение: Такие научно – исследовательские работы и практические занятия очень важны для формирования научного мышления детей. Учащиеся получают возможность усваивать разные научные понятия (геологические, биологические, эволюционные) в доступной и увлекательной для них форме. Изучая документы истории Земли – ископаемые останки животных и растений – начинают понимать, что в разные геологические эпохи существовали различные фауны и флоры, что в свою очередь очень важно для правильного понимания эволюционного развития жизни. Накопленный палеонтологический материал ведет к созданию школьного геологического музея. Школьный геологический музей – это учебно-вспомогательное учреждение, которое не только собирает и хранит, экспонирует, но и представляет для использования коллекции в целях их изучения при преподавании естественных дисциплин, способствует воспитанию и развитию природоохранных и экологических знаний учащихся.


Определения всех выше перечисленных растений, конечно же сделаны с приближением. Сам доктор геолого – минералогических наук, палеоботаник Сергей Викторович Мейен в своей книге «Из истории растительных династий» пишет: «Систематизировать хвойных по внешнему виду сущее наказание. Дело это не только трудное, но и ненадежное».

Определение окаменелостей не было бы возможным без сотрудничества, с каким либо специалистом в области палеонтологии. Этого помощника мы нашли в лице главного специалиста Музея естественной истории Республики Татарстан, кандидата геолого – минералогических наук Олега Павловича Шиловского. Он не только помог нам с определением растительных окаменелостей, но и заочно руководил раскопками (фото 14, 15).

В определении отпечатков раковин моллюсков нам помогал кандидат геолого – минералогических наук, доцент, директор геологического музея имени А.А. Штукенберга - Владимир Владимирович Силантьев.

Среди окаменелостей нашлись и такие, так называемые «проблематики», то есть не поддающиеся определению (фото 16). Определить их затруднился (по фото – заочно) даже доктор геолого – минералогических наук, член РАН, палеоботаник Сергей Владимирович Наугольных. Он написал нам, что именно такие отпечатки видит впервые и возможно даже, что это новый вид.

Планируем дальнейшее сотрудничество с Наугольных С.В. по определению окаменелостей, для чего собираемся отослать их часть в Москву.

Для более точного определения окаменелостей осваиваем метод определения по спорам и метод снятия целлулоидных отпечатков с листьев растений (определение по устьицам).

После изучения часть окаменелостей будет передана Музею естественной истории Республики Татарстан, а часть Геологическому музею имени А.А. Штукенберга.


Наши планы на будущее:

1) продолжить изучение новых обнажений;

2) изучить морские отложения на видовой состав;

3) исследовать обнажение глин и мергелей (фото 17);

4) продолжить сотрудничество с учеными по изучению окаменелостей;

5) продолжить сотрудничество с Музеем естественной истории РТ;

6) создать полноценный палеонтологический музей школы;

7) создать карты палеонтологических находок своей местности и района.










Литература:


1. Атлас Республики Татарстан. Производственное картосоставительское объединение «Картография», Москва, 2005. – 216 с.

2. Воробьёва Н.И. и Сементовский В.Н. Природа Татарии.

Научно-популярные очерки. – Казань: Татгосиздат, 1947. – 218 с.

3. Мейен С.В. Из историй растительных династий, М: «Наука», 1971. – 223 с.

4. Наугольных С.В. Пермский период: местонахождения, флора и фауна. Пермь: Арт-Дизайн. 2013. – 178 с.

5. Олейников А.Н. Геологические часы. – Ленинград: Недра, 1987. – 151 с.

6. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2-х томах. Пер с англ. М: Мир, 1990. – 692 с.

7. Силантьев В.В. и др. Геологические памятники Республики Татарстан «Акварель – Арт» 2007. – 296 с.

8. Соколов Б.С., Баландин Р. К неведомым глубинам. М: «Детская литература», 1988. – 127 с.

9. Трайтак Д.И. Книга для чтений по ботанике. М: «Просвещение», 1978. – 271 с.

10. Хасанова Р.Р. Основы геологических знаний, Казань: «Магариф», 2001. – 175 с.










Приложения:


Фото № 1. Общий вид на геологический разрез (карьер известняка).



Фото № 2. Отпечаток коры первичных голосеменных растений (Pecopteris miltonii).

Фото № 3. Побег хвойного растения (Signacularia noinskii.) (фото 3).



Фото № 4. Отпечаток коры хвойного растения (Lebachia sp.)


Фото № 5. Отпечатки древесины голосеменных растений кониферофитов.



Фото № 6. Двусторонний отпечаток листа голосеменного растения Псигмофиллоида, относящегося к Гинкговидным.


Фото № 7. Корневая система голосеменного растения.



Фото № 8. Корневая система голосеменного растения.

Фото № 9. Отпечаток вайи растения относящегося Папоротникообразным (Voltcia).



Фото №10. Отпечаток коры крупного членистостебельчатого растения, относящегося к так называемым Каламитам и Паракаламитам (Paracalamites sp.)


Фото № 11. Отпечаток коры членистостебельчатого растения (Каламиты и Паракаламиты).



Фото № 12. Корневая система хвощей произраставших на мелководье.

Фото № 13. Отпечатки и ядра морских моллюсков (Shizodus rossicus Verneuie, Netchajewia sp., Cancrinella cancrini Vern., Pseudomonostis permianus Maslennikov).



Фото № 14. Фрагмент переписки с О.П. Шиловским.


Фото № 15. Фрагмент переписки с О.П. Шиловским.




Фото № 16. Одна из некоторых «проблематиков» не поддающегося определению.

Фото № 17. Перспективное обнажение глин и мергелей. Здесь можно обнаружить окаменелости морских лилии, и даже скелеты рыб.












26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!