НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ
6-7 классы
Варанкина Ольга Николаевна
г.Тюмень – 2016 г.Математическая игра «Поле чудес»
6-7 классы
Цели игры:
Развивать навыки использования знаний и умений по математике во внеурочной обстановке.
Развивать познавательный интерес, внимание, сообразительность, находчивость.
Формировать интерес к изучению математики, истории развития математики, научной деятельности ученых-математиков.
Развивать культуру общения и культуру ответа на математический вопрос.
Формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать командой.
Оборудование: презентация, вращающийся барабан (если волчка нет, то карточки с баллами), 2 шкатулки, таблица с названием призов (может входить в презентацию), призы, часы.
План проведения мероприятия:
Правила игры.
Отборочный тур.
1 тур.
2 тур.
3 тур.
Игра со зрителями.
Финальная игра.
Суперигра.
Подведение итогов.
Ход игры.
Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным.
Блез Паскаль
Правила игры
Игра называется «Математическое поле чудес». Игра похожа на телевизионную версию игры «Поле чудес». Только эта игра полностью посвящена математике.
Учащиеся крутят барабан, отгадывают отдельные буквы и слова в целом.
Если вращающегося барабана нет, то на столе по кругу раскладываются карточки лицевой стороной вниз. Учащиеся по очереди берут наугад карточку и смотрят, что им выпало.
Карточки-сектора:
Числа – количество очков;
«П» – приз – игрок может выбрать: продолжить игру и получить баллы или выбыть из неё, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике;
«+» – плюс – игрок может открыть любую букву по счёту (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все);
«Б» – банкрот, все очки сгорают, ход переходит к следующему игроку;
«0» – ход переходит к следующему игроку;
«×2» – набранные игроком очки удваиваются.
В каждом туре участвуют по 3 игрока. Всего туров – 3. Победители туров участвуют в финальной игре. Для победителя финальной игры приготовлены призы по количеству набранных очков. Победитель участвует в суперигре.
Если участник игры отгадывает три буквы подряд, то он имеет возможность выбрать одну из двух шкатулок: одна шкатулка – пустая, в другой – приз.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР
За 3 минуты бревно распилили на полуметровые бревна, причем каждая распиловка занимала 1 минуту. Найдите длину бревна.
Ответ: 2 метра.
Волк и лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что волк был одним из первых, а лиса не последней?
Ответ: Лиса – 1, Волк – 2.
За книгу заплатили 100 рублей и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга?
Ответ: 200 рублей.
Учитель предложил решить Саше 6 задач. За каждую нерешенную задачу учитель давал ему 2 дополнительные задачи. В итоге Саше пришлось решать 14 задач. Сколько задач Саше не удалось решить?
Ответ: 4 задачи.
Стали вороны садиться по одной на березы – не хватило одной березы; стали садиться по две – одна береза оказалась лишней. Сколько было ворон и сколько берез?
Ответ: 4 вороны, 3 березы.
Портной имеет кусок ткани в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
Ответ: на 7-й день.
К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?
Ответ: в 11 раз.
60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?
Ответ: 2 см.
Три разных числа сначала сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа?
Ответ: 1, 2, 3.
Дополнительные (резервные вопросы)
Когда делимое и частное равны между собой?
Ответ: делитель равен 1 или делимое равно 0.
Что больше: произведение всех цифр или их сумма?
Ответ: сумма.
Тройка лошадей бежит со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью бежит каждая лошадь?
Ответ: 15 км/ч.
1 ТУР
Ведущий представляет первую тройку игроков, рассказывает об их математических успехах, увлечениях.
Задание для первого тура
Математическое понятие, которое произошло от греческого слова, означающего «отпиленный кусок», «отпиленная часть». Это понятие встречается уже у Евклида и Архимеда. В русскую математику это слово пришло из латыни.
(ПРИЗМА)
Игроки крутят барабан. Называют буквы, передают приветы. Когда слово угадано, от ведущего все участники получают призы.
2 ТУР
Ведущий представляет участников игры, читает задание.
Задание для второго тура
Это понятие употреблялось еще в древней математике (у Евклида, Архимеда, Платона). Под ним понимался геометрический факт, принимаемый в начале доказательства, но обоснование которого становится видимым в дальнейшем в ходе доказательства.
(ГИПОТЕЗА)
Игроки крутят барабан. Называют буквы, передают приветы. Когда слово угадано, от ведущего все участники получают призы.
3 ТУР
Ведущий представляет участников игры, читает задание.
Задание для третьего тура
В переводе с греческого это слово означает «измерение чисел». Так называлась первая вычислительная машина. Первые вычислительные машины сконструировали Шиккард (1623), Паскаль (1642), Лейбниц (1674), а название было предложено парижским инженером Томасом в 1818 г.
(АРИФМОМЕТР)
Игра проходит по сценарию игры с предыдущими тройками.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Геометрический термин. Происходит от глагола «ткнуть» и означает результат мгновенного прикосновения, укола.
(ТОЧКА)
ФИНАЛЬНАЯ ИГРА
Этого математика часто называют королем математики. Его математические способности проявились ещё в раннем детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, найдя ошибку в расчетах своего отца… Ему принадлежат знаменитые слова «Математика – царица наук…»
Дополнительная информация.
Это немецкий математик, механик, физик, астроном и геодезист. Иностранный член Шведской и Российской Академий наук, английского Королевского общества.
Его дед был бедным крестьянином, отец — садовником, каменщиком, смотрителем каналов. Уже в двухлетнем возрасте мальчик показал себя вундеркиндом. В три года он умел читать и писать. Согласно легенде, школьный учитель математики, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Юный математик заметил, что попарные суммы с противоположных концов одинаковы: 1+100=101, 2+99=101 и т. д., и мгновенно получил результат: 50 * 101 = 5050. До самой старости он привык большую часть вычислений производить в уме.
Свободно владея множеством языков, некоторое время он колебался в выборе между филологией и математикой, но предпочёл последнюю. Он очень любил латинский язык и значительную часть своих трудов написал на латыни; любил английскую, французскую и русскую литературу. В возрасте 62 лет начал изучать русский язык, чтобы ознакомиться с трудами Лобачевского, и вполне преуспел в этом деле.
Этот великий математик доказал возможность построения с помощью циркуля и линейки правильного семнадцатиугольника. Этим открытием он очень дорожил и завещал изобразить на его могиле правильный 17-угольник, вписанный в круг.
Современники вспоминают его как жизнерадостного, дружелюбного человека, с отличным чувством юмора.
(КАРЛ ГАУСС)
Победитель выбирает на набранное количество очков призы. Ведущий предлагает суперигру победителю. Предложение принимается.
СУПЕРИГРА
В древности учение об этом математическом понятии было в большом почёте у пифагорейцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. В переводе с латинского означает «соразмерность».
(ПРОПОРЦИЯ)
Разрешается назвать 4-5 букв. На обдумывание дается 1 мин.
Ведущий поздравляет победителя и подводит итоги игры «Поле чудес».
ПРИЗЫ
Набор обложек – 100
Набор геометрический цветной – 95
Набор геометрический прозр. – 90
Блокнот бол. – 85
Стикеры – 80
Степлер – 75
Точилка – 70
Скрепки – 65
Тетрадь, 60 л. – 60
Тетрадь, 48 л. – 55
Набор ручек – 50
Ручка – 45
Линейка – 40
Папка на кнопке – 35
Папка на молнии – 30
Ластик – 25
Тетрадь тон. желтая – 20
Тетрадь тон. синяя – 20
Наклейка – 15
Блокнот мал. – 10
Литература
Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. А.В. Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Занимательная математика. 5-11 классы. Авт.-сост. Т.Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2004.
История математических терминов, понятий, обозначений: Словарь-справочник. Н.В. Александрова. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.
Математика. Предметная неделя в школе. Авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Глобус, 2008.
Предметные недели в школе. Математика. Сост. Л.В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2004.
9