СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая игра "ЧТО? ГДЕ?КОГДА? И ПОЧЕМУ?"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний.

Ведущая: Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».

Сегодня вы собрались на математический конкурс-викторину «Звездный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с математикой. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.

Приветствие игроков. Все участники игры представлены, теперь познакомлю вас с ее правилами.

Правила игры:

За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл.

Если и его партнер правильно отвечает на вопрос, то они получают «звезду». Если игрок ответил неправильно, а партнер правильно, то «звезда» не дается.

На обдумывание каждого вопроса 5 сек.

После каждого тура, будет отсеиваться одна пара игроков, набравшая наименьшее количество очков.

Итак, начинаем I тур, который состоит из четырех отдельных заданий.

I тур

Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил провести на карте земного шара параллели и меридианы и ввести хорошо теперь известные географические координаты – широту и долготу, и обозначить их цифрами.

В XVI в. французский математик Н. Оресм ввел, по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой.

Вопрос. С именем какого ученого связана привычная для нас прямоугольная система координат?

А) Карл Фридрих Гаусс; Б) Франсуа Виет; В) Рене Декарт; Г) Эварист Галуа; Д) Пифагор.

 2. Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик, ставший потом 

знаменитым математиком, учитель, чтобы занять класс на продолжительное время самостоятельной работой, дал ученикам задание: вычислить сумму чисел от 1 до 100. Но мальчик выполнил это задание почти моментально.

     Вопрос. Назовите имя и фамилию этого мальчика.

     А) Карл Фридрих Гаусс; Б) Франсуа Виет; В) Рене Декарт; Г) Эварист Галуа; Д) Пифагор.

 3. Он прожил 20 лет, всего пять из них занимался математикой. Математические работы, обессмертившие его имя, занимают чуть более шестидесяти страниц. В 15 лет он открыл для себя математику и с тех пор, по словам одного из преподавателей, «был одержим демоном математики». Ему было неполных 18 лет, когда была опубликована его первая работа. Труды этого ученого содержали решение проблемы о разрешимости алгебраических уравнений в радикалах. Погиб он после тяжелого ранения, полученного на дуэли.

      Вопрос. Назовите имя ученого.

      А) Франсуа Виет; Б) Эйлер; В) Абель; Г) Пифагор; Д) Эварист Галуа.

2 задание

Почти все названия геометрических фигур имеют греческое происхождение, также как и многие другие математические термины. Переведите на греческий (латинская форма).

Землемерие.                                                                 [Геометрия.]

Сосновая шишка («конос»).                                               [Конус.]

Валик, каток («цилиндрус»).                                         [Цилиндр.]

Мяч («сфайра»).                                                                 [Сфера.]

Бубен («ромбос»).                                                                [Ромб.]

Воздушный, несущий.                                                      [Вектор.]

Измерение вокруг («пери»).                                        [Периметр.]

Висящий сверху, отвесный

(«пэндере» - висеть, «пэр» - верх).                     [Перпендикуляр.]

Струна, стягивающая что-то, расходящееся в стороны.  [Хорда.]

Рядом идущий («пара», «аллелос»).                 [Параллельность.]

II тур 1 задание – смотрите документ

  ПИФАГОР                           АРХИМЕД                            ФАЛЕС

Перед вами портреты древнегреческих ученых, живших в VI-III вв. до н.э.

Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон.  Он же с большой точностью вычислил значение – отношение длины окружности к ее диаметру.

№ 2. Архимед.

Кто из этих ученых участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою?

№ 1. Пифагор.

Много интересного рассказывают про этого ученого. Вот, например, один случай. Ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: « Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами, не видит».

№ 3. Фалес

Кто из этих ученых помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занес меч над ученым, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели ученый решал геометрическую задачу.

№ 2. Архимед

Кому из ученых принадлежат слова: «Числа правят миром».

№ 1. Пифагор

III тур 1 задание

Эти ученые жили в разные эпохи, но их объединяет то, что каждый из них пытался доказать аксиому параллельных прямых: через точку , не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной.

Я вам предлагаю, что сначала жил Гаусс, затем Евклид и уже потом Лобачевский. Согласны ли вы с этим утверждением?

№ 1-3.

(В IV веке до н.э. жил Евклид, затем в VII-VIII вв. жил Гаусс, его более молодым современником был Лобачесвкий).

Кому из этих ученых принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики».

№ 1. К.Ф. Гаусс

Кто из ученых уже в 24-летнем возрасте был профессором университета.

№ 3. Н.И. Лобачевский

Игра с болельщиками

Жюри объявляет результаты II тура.

- Увы, но игровую площадку покидают …Вам вручаются утешительные призы. Прежде чем мы узнаем победителя III тура и определим две пары, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. Открыть их сможет партнер того игрока, у которого больше всех звезд, т.к. благодаря именно ему, игрок набрал больше всего звезд (подсчитывается количество звезд).

За каждый открытый ящик – звезда, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура.

Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).

Сообщение об Эйлере. Из истории тригонометрии.

(Фрагмент урока: «Построение графиков тригонометрических функций»)

Леонард Эйлер – крупнейший математик 18-го столетия. Родился в Швейцарии. Долгое годы жил и работал в России, член Петербургской академии.

Почему же мы должны знать и помнить имя этого ученого?

К началу 18 века тригонометрия была еще недостаточно разработана: не было условных обозначений, формулы записывались словами, усваивать их было трудно, неясным был  и вопрос о знаках тригонометрических функций в разных четвертях круга, под аргументом тригонометрической функции понимали только углы или дуги. Только в трудах Эйлера тригонометрия получила современный вид. Именно он стал рассматривать тригонометрическую функцию числа, т.е. под аргументом стали понимать не только дуги или градусы, но и числа. Эйлер вывел все тригонометрические формулы из нескольких основных, упорядочил вопрос о знаках тригонометрической функции в разных четвертях круга. Для обозначения тригонометрических функций он ввел символику: sin x, cos x, tg x, ctg x.

На пороге 18-го века и развитии тригонометрии появилось новое направление – аналитическое. Если до этого главной целью тригонометрии считалось решение треугольников, то Эйлер рассматривал тригонометрию как науку о тригонометрических функциях. Первая часть: учение о функции – часть общего учения о функциях, которое 

изучается в математическом анализе. Вторая часть: решение треугольников – глава геометрии. Такие вот нововведения были сделаны Эйлером.

Учащиеся, которые изучают свойства тригонометрических функций, решают уравнения, неравенства, пользуются формулами тригонометрии должны помнить имя этого ученого.

Просмотр содержимого документа
«Математическая игра "ЧТО? ГДЕ?КОГДА? И ПОЧЕМУ?"»

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА   «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?  И ПОЧЕМУ?»

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? И ПОЧЕМУ?»

Есть о математике молва,  Что она в порядок ум приводит.  Потому хорошие слова  Часто говорят о ней в народе.   Ты нам, математика, даешь   Для победы трудностей закалку,   Учится с тобою молодежь   Развивать и волю и смекалку.
  • Есть о математике молва,
  • Что она в порядок ум приводит.
  • Потому хорошие слова
  • Часто говорят о ней в народе.
  • Ты нам, математика, даешь
  • Для победы трудностей закалку,
  • Учится с тобою молодежь
  • Развивать и волю и смекалку.
ПЕРВЫЙ ТУР   « ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ »  ИЛИ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАРАФОН

ПЕРВЫЙ ТУР

« ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ »

ИЛИ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАРАФОН

ВТОРОЙ ТУР – «КТО ЛИШНИЙ»   2 5 8 11 14 1 4 7 10 13 10 20 30 40 50 3 6 9 12 15 Сложение Вычитание Умножение Раздробление Деление метр дециметр килограмм сантиметр миллиметр

ВТОРОЙ ТУР – «КТО ЛИШНИЙ»

  • 2 5 8 11 14
  • 1 4 7 10 13
  • 10 20 30 40 50
  • 3 6 9 12 15
  • Сложение
  • Вычитание
  • Умножение
  • Раздробление
  • Деление
  • метр
  • дециметр
  • килограмм
  • сантиметр
  • миллиметр
ТРЕТИЙ ТУР  «УГАДАЙ СЛОВО»

ТРЕТИЙ ТУР «УГАДАЙ СЛОВО»

ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР «Листая старые страницы, мы вспомним ваши имена»

ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР

«Листая

старые

страницы,

мы вспомним ваши имена»

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

Вопрос 1. Основоположник геометрии. Наши учебники геометрии содержат основные понятия, сформулированные этим древнегреческим учёным.

Вопрос 1.

Основоположник геометрии.

Наши учебники геометрии содержат основные понятия, сформулированные этим древнегреческим учёным.

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4  5  6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

Вопрос 2. Русский математик, основавший свою, отличную от евклидовой, геометрию.

Вопрос 2.

Русский математик, основавший свою, отличную от евклидовой, геометрию.

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

 Вопрос 3. Ему принадлежат слова «Математика – царица всех наук, арифметика – царица математики»

Вопрос 3.

Ему принадлежат слова

«Математика – царица всех наук, арифметика – царица математики»

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

Вопрос 4. Кому принадлежат эти строки: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?

Вопрос 4.

Кому принадлежат эти строки:

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

Вопрос 5.  Кто из великих воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю»?

Вопрос 5.

Кто из великих воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю»?

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

Вопрос 6. Этот ученый ослеп, но целых 20 лет он работал, диктуя своим ученикам, оставил после себя 200 работ.

Вопрос 6.

Этот ученый ослеп, но целых 20 лет он работал, диктуя своим ученикам, оставил после себя 200 работ.

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  1 2 3  4 5 6

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

1 2 3

4 5 6

ПЯТЫЙ ТУР  «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ»

ПЯТЫЙ ТУР «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ»

Слог мой первый метлой выметают,

Со слогом вторым информатор считает.

В целом скажу, дорогие друзья,

Для многих больных вместо сахара я.

Назовите вещество.

Что кружится, что ложится. И на землю, и на крыши,

И о чем поэт зимою по ночам поэмы пишет?

Это первое словечко, а второе просто «на».

Ну, а третье? Угадайте, что бежит по проводам?

Напиши, что получилось и прочти наоборот.

Не запутайся, считая слово задом наперед!

Привычное слово кудлатой наседки

Поставьте на первое место.

На месте втором посмотрите-ка – нота,

Важна для любого оркестра.

На третьем одна одинаковая буква

Пятнадцатая в алфавите.

Один из волос на мордашке котенка

На месте четвертом прочтите.

Я приношу с собою боль,

В лице – большое искаженье.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложенья

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдешь во многих строчках.

Лишь «о» вставишь, зная как,

И я – географическая точка

Из триады вы мой первый слог возьмите,

Также первый слог из слова «голубцы»,

А третьим лошадей вы гоните.

Четвертым будет блеянье овцы.

Мой пятый слог такой же, как и первый,

Последней буквой в алфавите является шестой.

А если отгадаешь ты все верно,

То в математике раздел получишь, ты такой.

ШЕСТОЙ ТУР  «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»  7 3 4 1 6 9 8 2 5

ШЕСТОЙ ТУР «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

7

3

4

1

6

9

8

2

5

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»  Атомный, выигрышный, инвентарный, …

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

  • Атомный, выигрышный, инвентарный, …

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» 2. Женская,  львиная,  тяжёлая, …

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

2. Женская,

львиная,

тяжёлая, …

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» 3. Свинцовая,  барабанная,  правильная,…

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

3. Свинцовая,

барабанная,

правильная,…

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» 4 . Бермудский,  любовный,  равнобедренный,…

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

4 . Бермудский,

любовный,

равнобедренный,…

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» 5. Красная,  центральная,  жилая, …

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

5. Красная,

центральная,

жилая, …

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» 6. Несгораемая,  кругленькая,  крупная, …

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

6. Несгораемая,

кругленькая,

крупная, …

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»  7 . Известное,  художественное,  музыкальное,…

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

7 . Известное,

художественное,

музыкальное,…

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» 8. Семейный,  солнечный,  порочный, …

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

8. Семейный,

солнечный,

порочный, …

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» 9. Свой,  родной,  теплый, …

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

9. Свой,

родной,

теплый, …

СЕДЬМОЙ ТУР  «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

СЕДЬМОЙ ТУР «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

СЕДЬМОЙ ТУР  «КОНКУРС КАПИТАНОВ» На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной - 30 локтей, другой - 20 локтей; расстояние между их основаниями - 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами; они кинулись к ней разом и достигли ее одновременно. На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?  

СЕДЬМОЙ ТУР «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной - 30 локтей, другой - 20 локтей; расстояние между их основаниями - 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами; они кинулись к ней разом и достигли ее одновременно.

На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?

 

ЗАДАЧА1.  «В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ» В бублике 1 дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях?

ЗАДАЧА1. «В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ»

В бублике 1 дырка,

а в кренделе в два

раза больше.

На сколько меньше дырок в 7 бубликах,

чем в 12 кренделях?

ЗАДАЧА 2.  «В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ»  Вовочка твёрдо решил стукнуть старшеклассника Егора по лбу доской прямоугольной формы, ширина которой 15 см, а длина 60 см.  Подойдёт ли для этого дела доска прямоугольной формы, ширина которой 15 см, а площадь 900 кв. см ?

ЗАДАЧА 2. «В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ»

Вовочка твёрдо решил стукнуть старшеклассника Егора по лбу доской прямоугольной формы, ширина которой 15 см, а длина 60 см.

Подойдёт ли для этого дела доска прямоугольной формы, ширина которой 15 см, а площадь 900 кв. см ?

ЗАДАЧА 3.  «В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ»  На педсовет собрались 40 строгих преподавателей и все по очереди стали ругать одного печального студента первого курса. Каждый  преподаватель ругал  беднягу по 12 минут.  Сколько часов  ругали печального  первокурсника?

ЗАДАЧА 3. «В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ»

На педсовет собрались 40 строгих преподавателей и все по очереди стали ругать одного печального студента первого курса. Каждый

преподаватель ругал

беднягу по 12 минут.

Сколько часов

ругали печального

первокурсника?

Подведение  итогов Награждение участников

Подведение

итогов Награждение участников

Спасибо всем  за внимание.  Желаю Вам блестящих побед!!!

Спасибо всем

за внимание.

Желаю Вам блестящих побед!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!