Материалы к занятию «Аксиомы профессионального самоопределения»
Факторы, влияющие на процесс профессионального становления личности
Подготовила Савушкина В. В.,
педагог-психолог
Процесс профессионального становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди этих факторов можно выделить несколько групп:
I группа факторов – социально-экономические:
· Разнообразие профессий;
· Перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются).
· Способы и орудия производства
· Потребность общества в тех или иных специалистах, недооценка этого фактора приводит к перепроизводству
· Престиж профессии.
· Материальные и моральные стимулы труда.
II группа – социально-психологические факторы:
· Социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение).
· Мотивы выбора профессии:
1. материальные мотивы – стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;
2. социальные мотивы – желание занять достойное место в обществе;
3. моральные мотивы – желание приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться;
4. группа престижных мотивов – желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится среди друзей и знакомых;
5. профессиональные и познавательные мотивы – стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству;
6. утилитарные мотивы – возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления в ВУЗ, советы родителей, друзей и т.д.;
7. мотивы творчества – возможность быть оригинальным, неповторимым;
8. эстетические мотивы – стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с созданием красивого.
III группа – психологические факторы:
· Интересы и склонности.
· Общие и специальные способности.
· Уровень интеллектуального развития.
· Самооценка и уровень притязаний.
· Особенности памяти, внимания.
IV группа – психофизиологические факторы:
· Состояние здоровья.
· Свойства нервной системы (сила – слабость, лабильность – инертность, подвижность).
· Особенности темперамента
8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:
1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.