СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к занятию "Аксиомы профессионального самоопределения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс профессионального становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы, которые раскрываются в данном материале.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к занятию "Аксиомы профессионального самоопределения"»

Материалы к занятию «Аксиомы профессионального самоопределения»

Факторы, влияющие на процесс профессионального становления личности

Подготовила Савушкина В. В.,

педагог-психолог


Процесс профессионального становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди этих факторов можно выделить несколько групп:

I группа факторов – социально-экономические:

· Разнообразие профессий;

· Перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются).

· Способы и орудия производства

· Потребность общества в тех или иных специалистах, недооценка этого фактора приводит к перепроизводству

· Престиж профессии.

· Материальные и моральные стимулы труда.

II группа – социально-психологические факторы:

· Социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение).

· Мотивы выбора профессии:

1. материальные мотивы – стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;

2. социальные мотивы – желание занять достойное место в обществе;

3. моральные мотивы – желание приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться;

4. группа престижных мотивов – желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится среди друзей и знакомых;

5. профессиональные и познавательные мотивы – стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству;

6. утилитарные мотивы – возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления в ВУЗ, советы родителей, друзей и т.д.;

7. мотивы творчества – возможность быть оригинальным, неповторимым;

8. эстетические мотивы – стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с созданием красивого.

III группа – психологические факторы:

· Интересы и склонности.

· Общие и специальные способности.

· Уровень интеллектуального развития.

· Самооценка и уровень притязаний.

· Особенности памяти, внимания.

IV группа – психофизиологические факторы:

· Состояние здоровья.

· Свойства нервной системы (сила – слабость, лабильность – инертность, подвижность).

· Особенности темперамента

8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!