СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку МХК по теме "Архитектура барокко", 11 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит конспект по теме "Архитектура барокко", презентацию к нему, а также аудиофайл "Барокко". Буду рада, если поможет в работе преподавателям мировой художественной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

УРОК

АРХИТЕКТУРА БАРОККО (Слайд 1)


Цель урока: ознакомить учащихся с основными чертами стиля барокко, знаменитыми мастерами этого стиля. Сформировать понимание единства конструкции и декора архитектурных сооружений.


Ход урока

  1. Организационная часть.

  2. Введение в тему

(Слайд 2) БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.

(Слайд 3)…Но перед красотой и зданья и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда,

(Слайд 4)… В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

(Слайд 5) Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,

(Слайд 6) Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

(Слайд 7) И головы ягнят, увитые шнурком,

(Слайд 8) И статую найдешь в великолепной нише,

(Слайд 9) В узорах и резьбе карниз под самой крышей…

Перевод Е. Тархановской

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей архитекторов. Искусствовед М.В.Алпатов отмечал:

«Здание вовлекает зрителя в создаваемый им образ, как картина или театральная сцена, но вместе с тем отталкивает его, выходит за свои границы, как бы выплескивается за берега»

Казалось, что новый архитектурный стиль стремился лишь пересмотреть и разрушить существовавшие ранее нормы и каноны. Так ли это? Попытаемся разобраться.

  1. Характерные черты барочной архитектуры.

  1. Слово учителя.

В каждой из стран Европы наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции, это сказалось и на архитектуре. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце 16-начале 17 века, в Бельгии, Австрии и на юге Германии – в 18 веке, В России – ближе к середине 18 столетия. Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушны к пышному барокко. В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской — наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором — барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обароченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же были общие черты, характерные для барокко. (ЩЕЛЧОК)

  1. Особенности барочной архитектуры.

(Слайд 10) Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа.

« Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности» (А.Ф.Гольдштейн).

Пилястрыплоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.

Картушиукрашение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись

Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Вопрос: Назовите характерные черты стиля барокко, которые нашли отражение в архитектуре.

  1. Архитектурные ансамбли Рима.

Наиболее полно новые черты архитектуры барокко проявились в памятниках «вечного города» Рима, по масштабам строительства с которым не мог соперничать ни один город Италии. Здесь самым невероятным образом переплетались строгая Античность и роскошное барокко. Известный историк искусства П.П.Муратов так писал об этом в книге «Образы Италии»:

«Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего – это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнает каждый из нас. Все то, что определяет характер города, - его наиболее заметные здания, главные площади, оживленные улицы, - все это здесь создано барокко, и все хранит его печать».

Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

(Слайд 11) В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.

(Слайд 12) Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам. (Слайд 13) Не менее эффективен и интерьер собора Сан-Карло алле Куатро Фонтане, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн. (Слайд 14)

Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве Лоренцо Бернини, который олицетворяет собой целую эпоху в развитии архитектуры. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Современников поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера по праву названного «гением барокко».

(Слайд 15) Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь. Монументальные колонны, высота которых 19 метров, расположены в четыре ряда. Все они объединены изгибающейся линией балюстрады, на которой установлены 96 статуй святых.

В центре огромной площади (ее глубина 280 м) возведен обелиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана, фиксирующие ее поперечную ось. (Слайд 16)

(Слайд 17) Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутреннего архитектурного облика Собора Святого Петра. Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов.

Просмотр ролика «Площадь Святого Петра. Ватикан» с диска.

  1. Архитектура Петербурга и его окрестностей.

  1. Особенности русского барокко.

Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства. Расцвет стиля падает на 40—50-е годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашел применения.

Русское барокко зрелого периода несет на себе печать подлинного национального стиля. Решение планов и объемных композиций зданий отличается большой простотой и структурностью, тесным смыканием внутренних и внешних объемов сооружений. Декоративные элементы в основном ограничиваются внешним, облицовочным «слоем» построек. Эти элементы включают преимущественно архитектурные мотивы и орнаментальную лепку.

В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий — все это придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический колорит и характер, отвечавший традициям русского национального зодчества.

  1. Творчество Ф.Б.Растрелли

Самые яркие творения барокко были сосредоточены в новой столице Российского государства – Санкт-Петербурге. (Слайд 18)

Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Все, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744) писал о творениях выдающегося зодчего:

«Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».

Лучшие произведения Растрелли – дворцы в пригородах Санкт-Петербурга – Петергофе (Слайд 19) и Царском Селе (Слайды 20-21), дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

(Слайд 22) Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!»

(Слайд 23) Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, - Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м!

(Слайд 24) Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.


VI.Вывод.

Название стиля происходит от итальянского слова, означающего «причудливый, странный». Феодальная знать и католическая церковь, завладевшие несметными богатствами, стремились утвердить своё величие необыкновенной роскошью дворцов и храмов. Удивлять – вот цель этого стиля.

Для стиля барокко характерны следующие черты:

  • Усложнённость композиции и пространственных построений.

  • Динамичность пространства.

  • Декорировка архитектурными и скульптурными элементами и цветом.

  • Использование эффектов светотени.


Домашняя работа: записи в тетради.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Архитектура барокко Архитектура барокко Материалы к уроку МХК в 11 классе

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Материалы к уроку МХК в 11 классе

Barocco  – бракованные жемчужины неправильной формы  - нечто причудливое, странное, противоречащее  здравому смыслу  - грубое, фальшивое, неуклюжее  - извращенность, незнание правил, проявление  дурного вкуса

Barocco – бракованные жемчужины неправильной формы

- нечто причудливое, странное, противоречащее

здравому смыслу

- грубое, фальшивое, неуклюжее

- извращенность, незнание правил, проявление

дурного вкуса

… Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

Но перед красотой и зданья и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

… В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам,

В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,

Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,

Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

И головы ягнят, увитые шнурком,

И головы ягнят, увитые шнурком,

И статую найдешь в великолепной нише ,

И статую найдешь в великолепной нише ,

В узорах и резьбе карниз под самой крышей

В узорах и резьбе карниз под самой крышей

Колонны и полуколонны Излюбленная  форма - овал Огромные  окна и порталы Богатые украшения в виде завитков Волнистая стена Скульптура

Колонны и

полуколонны

Излюбленная

форма - овал

Огромные

окна

и порталы

Богатые

украшения

в виде завитков

Волнистая стена

Скульптура

Архитектурные ансамбли Рима   В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах. Франческо Борромини. Церковь Сант Аньезе. 1653 г. Рим

Архитектурные ансамбли Рима

В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.

Франческо Борромини.

Церковь Сант Аньезе. 1653 г. Рим

Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам  Франческо Борромини  Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-67, Сант-Иво, 1642-60, в Риме)

Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам

Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-67, Сант-Иво, 1642-60, в Риме)

Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн. Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме).

Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн.

  • Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме).

Франческо Борромини  Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Фрагмент, фасад.

Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Фрагмент, фасад.

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.

Лоренцо Бернини Фонтан Четырех рек Лоренцо Бернини Фонтан Нептуна

Лоренцо Бернини

Фонтан Четырех рек

Лоренцо Бернини

Фонтан Нептуна

Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов

Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов

Архитектура Петербурга и его окрестностей    Портрет Ф.Б.Растрелли   Творчество Растрелли составило целую эпоху русской архитектуры — «елизаветинское барокко».

Архитектура Петербурга и его окрестностей

Портрет Ф.Б.Растрелли

Творчество Растрелли составило целую эпоху русской архитектуры — «елизаветинское барокко».

Ф.Б.Растрелли. Большой дворец в Петергофе

Ф.Б.Растрелли. Большой дворец в Петергофе

Ф.Б. Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход).

Ф.Б. Растрелли.

Екатерининский дворец. (Главный вход).

Ф.Б. Растрелли. Анфилада парадных залов Екатерининского дворца. Ф.Б.Растрелли. Атланты. Екатерининский дворец.

Ф.Б. Растрелли. Анфилада парадных залов Екатерининского дворца.

Ф.Б.Растрелли.

Атланты. Екатерининский дворец.

Ф.Б.Растрелли. Собор Смольного монастыря. 1748-1760 гг. Санкт –Петербург.

Ф.Б.Растрелли.

Собор Смольного монастыря.

1748-1760 гг. Санкт –Петербург.

Зимний дворец – гимн и эпилог истории русского барокко  Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, - Зимний  дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м!

Зимний дворец – гимн и эпилог истории русского барокко

Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, - Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м!

Ф.Б.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце.  Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.

Ф.Б.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце.

Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!