УРОК
АРХИТЕКТУРА БАРОККО (Слайд 1)
Цель урока: ознакомить учащихся с основными чертами стиля барокко, знаменитыми мастерами этого стиля. Сформировать понимание единства конструкции и декора архитектурных сооружений.
Ход урока
Организационная часть.
Введение в тему
(Слайд 2) БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
(Слайд 3)…Но перед красотой и зданья и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда,
(Слайд 4)… В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
(Слайд 5) Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,
(Слайд 6) Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
(Слайд 7) И головы ягнят, увитые шнурком,
(Слайд 8) И статую найдешь в великолепной нише,
(Слайд 9) В узорах и резьбе карниз под самой крышей…
Перевод Е. Тархановской
Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей архитекторов. Искусствовед М.В.Алпатов отмечал:
«Здание вовлекает зрителя в создаваемый им образ, как картина или театральная сцена, но вместе с тем отталкивает его, выходит за свои границы, как бы выплескивается за берега»
Казалось, что новый архитектурный стиль стремился лишь пересмотреть и разрушить существовавшие ранее нормы и каноны. Так ли это? Попытаемся разобраться.
Характерные черты барочной архитектуры.
Слово учителя.
В каждой из стран Европы наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции, это сказалось и на архитектуре. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце 16-начале 17 века, в Бельгии, Австрии и на юге Германии – в 18 веке, В России – ближе к середине 18 столетия. Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушны к пышному барокко. В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской — наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором — барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обароченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же были общие черты, характерные для барокко. (ЩЕЛЧОК)
Особенности барочной архитектуры.
(Слайд 10) Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа.
« Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности» (А.Ф.Гольдштейн).
Пилястры – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.
Картуши – украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись
Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Вопрос: Назовите характерные черты стиля барокко, которые нашли отражение в архитектуре.
Архитектурные ансамбли Рима.
Наиболее полно новые черты архитектуры барокко проявились в памятниках «вечного города» Рима, по масштабам строительства с которым не мог соперничать ни один город Италии. Здесь самым невероятным образом переплетались строгая Античность и роскошное барокко. Известный историк искусства П.П.Муратов так писал об этом в книге «Образы Италии»:
«Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего – это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнает каждый из нас. Все то, что определяет характер города, - его наиболее заметные здания, главные площади, оживленные улицы, - все это здесь создано барокко, и все хранит его печать».
Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.
(Слайд 11) В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.
(Слайд 12) Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам. (Слайд 13) Не менее эффективен и интерьер собора Сан-Карло алле Куатро Фонтане, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн. (Слайд 14)
Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве Лоренцо Бернини, который олицетворяет собой целую эпоху в развитии архитектуры. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Современников поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера по праву названного «гением барокко».
(Слайд 15) Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь. Монументальные колонны, высота которых 19 метров, расположены в четыре ряда. Все они объединены изгибающейся линией балюстрады, на которой установлены 96 статуй святых.
В центре огромной площади (ее глубина 280 м) возведен обелиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана, фиксирующие ее поперечную ось. (Слайд 16)
(Слайд 17) Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутреннего архитектурного облика Собора Святого Петра. Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов.
Просмотр ролика «Площадь Святого Петра. Ватикан» с диска.
Архитектура Петербурга и его окрестностей.
Особенности русского барокко.
Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства. Расцвет стиля падает на 40—50-е годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашел применения.
Русское барокко зрелого периода несет на себе печать подлинного национального стиля. Решение планов и объемных композиций зданий отличается большой простотой и структурностью, тесным смыканием внутренних и внешних объемов сооружений. Декоративные элементы в основном ограничиваются внешним, облицовочным «слоем» построек. Эти элементы включают преимущественно архитектурные мотивы и орнаментальную лепку.
В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий — все это придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический колорит и характер, отвечавший традициям русского национального зодчества.
Творчество Ф.Б.Растрелли
Самые яркие творения барокко были сосредоточены в новой столице Российского государства – Санкт-Петербурге. (Слайд 18)
Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Все, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744) писал о творениях выдающегося зодчего:
«Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».
Лучшие произведения Растрелли – дворцы в пригородах Санкт-Петербурга – Петергофе (Слайд 19) и Царском Селе (Слайды 20-21), дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
(Слайд 22) Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!»
(Слайд 23) Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, - Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м!
(Слайд 24) Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.
VI.Вывод.
Название стиля происходит от итальянского слова, означающего «причудливый, странный». Феодальная знать и католическая церковь, завладевшие несметными богатствами, стремились утвердить своё величие необыкновенной роскошью дворцов и храмов. Удивлять – вот цель этого стиля.
Для стиля барокко характерны следующие черты:
Усложнённость композиции и пространственных построений.
Динамичность пространства.
Декорировка архитектурными и скульптурными элементами и цветом.
Использование эффектов светотени.
Домашняя работа: записи в тетради.