СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку МХК "Изобразительное искусство барокко", 11 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит конспект урока по теме "Изобразительное искусство барокко", а также конспект к нему.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

УРОК


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО БАРОККО


Цели: ознакомить учащихся с основными чертами живописи скульптуры эпохи барокко; сформировать понимание единства всех видов искусства.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока. (Слайд 1 )

Изобразительное искусство (Слайд 2)

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонах.


В живописи эпохи барокко кристаллизуются жанры (пейзаж, портрет, натюрморт) — в своем самом определившемся виде — в Голландии. Крупнейшими живописцами барокко были: Рубенс и Ван Дейк во Фландрии, Халс и Рембрандт в Голландии, Гверчино, Пьяцетта, Лука Джордано, Алессандро Маньяско, Гварди, Тьеполо в Италии, Маульберч в Австрии и др.

Живопись отличатся красочностью, декоративностью, эффектами светотени. Большое значение приобрели эмоциональное ритмическое и колористическое единство целого, непринуждённая свобода мазка. В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реалистичность с фантазией, религиозность с подчёркнутой чувственностью.


Рубенс Питер Пауль 1577-1640, фломандский живописец, рисовальщик. Глава фломандской школы живописи барокко. Его живописи присуща уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, точность красочных градаций. (Слайд 3)

С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.


(Слайд 4) Картина «Автопортрет с женой Изабеллой Брант». Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Посмотрите на его портрет и вы поймете, насколько талантлив был этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчеркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. С видом ласкового покровительства он слегка склонился к жене, его рука опирается на шпагу. Выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склоненные друг к другу фигуры, красноречивый жест соединенных рук символизируют внутреннее согласие и любовь.

В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия.


(Слайд 5) Картина «Снятие с креста». Немало прекрасных полотен создано Рубенсом на темы Священного писания. Одно из лучших его произведений – алтарная картина «Снятие с креста», блестяще описанная французским писателем, художником и искусствоведом Э. Фромантеном В книге «старые мастера»:

«…здесь страдание представлено благородное и величаво-тихое. Тут все сдержанно, сжато, лаконично, как на страницах Священного Писания. Ни искривленных тел, ни криков, ни мук, ни лишних слез. Христос – одна из наиболее прекрасных фигур. В нем неуловимо гибкое, утонченное изящество, передающее мягкость тела и изысканность. …Обратите особое внимание на то, как осторожно его поддерживают, как бессильно изогнуто оно, покрытое длинным саваном, с какой любовью и тоской принимают его себе на руки женщины. Есть что – нибудь более трогательное?»


(Слайд 6) Картина «Союз Земли и Воды». Рубенс никогда не замыкался в рамках одного жанра живописи. Он писал многочисленные картины-аллегории, посвященные важнейшим проблемам современной жизни, обращался к древним античным мифам, наполняя их содержание глубоким символическим смыслом.

В этой аллегорической картине прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибелла, воду — бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибеллы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает трубящий приветствие тритон. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды. Эта картина заключала в себе глубокий смысл, связанный с надеждой Рубенса на скорейшее процветание родины. После разделения Нидерландов на Северные и Южные Фландрия потеряла выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых морских путей. Союз двух природных стихий — Земли и Воды — это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем.


В 1609 году Рубенс был назначен придворным живописцем, а это в свою очередь поднимало его престиж в обществе и открывало путь к свободному творчеству. В заказах не было недостатка, число поклонников его таланта постоянно росло. Не имея возможности быстро выполнять многочисленные заказы, Рубенс создал огромную мастерскую, куда стекались лучшие молодые художники Фландрии, среди которых были знаменитые Антонис Ван Дейк (1599—1641), Якоб Йордане (1593—1678) и Франс Снейдерс (1579—1657). (Слайды 7-9)



Скульптура (Слайд 10)

Скульптура барокко отличается патетикой жестов, выразительностью ракурсов, сочной пластикой, живописной текучестью формы, ощущением изменчивости образа. Скульптурные произведения в этом процессе размягчения превращаются как бы в живописные импровизации.


(Слайд 11) Бернини Джованни Лоренцо 1598-1680, итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитектуры, один из законодателей вкуса эпохи барокко.

Джованни Лоренцо Бернини (7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) 

Бернини переехал в Рим в 1605 году. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Лаврентия». Увидев эту скульптуру кардинал Скопион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором. Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Бернини занимался также рисованием и драматургией. В 1624 году, Бернини был избран для строительства купола церкви святого Петра. Позже Лоренцо было заказано установить две колокольни на церковь Святого Петра. Сперва была идея создать маленькие колокольни, но неопытный Бернини решил сделать башни побольше. Церковь стояла на болотистой почве и это было очень рискованно. В июле 1641 года он представил свою первую башню. Через два месяца появились трещины. Бернини сильно переживал и перестал есть. Трещины увеличивались. 23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Папа принял решения уничтожить башни. Уничтожение заняло 11 месяцев. Видя это, Бернини тяжело переживал. Он стал получать заказы от низких слоев общества. Шанс восстановить доброе имя ему дал знатный кардинал Карнало, который заказал ему скульптуру Святой Терезы. Бернини создает «Экстаз святой Терезы». Работа понравилась кардиналу. Интерес к Бернини вновь вырос.


(Слайд 12) Скульптура «Экстаз святой Терезы» посвящена святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Бернини воплотил это мистическое видение в мраморе.

Скульптуры, выполненные из белого каррарского мрамора, расположены в алтарной нише среди колонн из цветного мрамора, на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, запрокинув голову, охваченная томлением святая лежит на облаках, стоящий рядом ангел направляет в ее сердце золотую стрелу.


(Слад 12) Скульптура «Давид». Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал «Давид» (1623 г.). Согласно Библии, юноша-пастух Давид (будущий царь Иудеи) победил в поединке великана Голиафа, сильнейшего воина армии филистимлян — народа, воевавшего с иудеями.

В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.


(Слайд 13) Скульптура «Похищение Прозерпины». Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Он отдал её в жены мрачному своему брату Плутону, властителю царства теней и умерших, и с ним должна была жить Прозерпина во мраке подземного царства.
Плутон видел, как резвилась Прозерпина, и решил её тут же похитить. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Плутон на золотой колеснице. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос.
Услыхала крик Прозерпины Деметра. Стала всюду искать она свою дочь, но нигде не нашла. Спрашивала подруг, но никто не видел её. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. На десятый день пришла она к богу Гелиосу и стала молить его, чтобы он сказал, кто похитил Прозерпину. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной.
Но Деметра была богиней плодородия, и без неё всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. Не было плодов в садах, и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду.
Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Плутон согласился отпустить Прозерпину, но предварительно дал ей проглотить зерна граната, символ брака. С тех пор Прозерпина две трети года живет с матерью, а одну треть проводит со своим мужем, Плутоном.


(Слайд 14) Скульптура «Экстаз блаженной Людовики Альбертони»

Статуя расположена в капелле Палуцци-Альбертони в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Это последняя работа 71-летнего Джованни Лоренцо Бернини, создана в 1674 году по заказу кардинала Плуазье. Кардинал являлся дальним родственником Людовики, канонизированной в 1671 году. Умирающая возлежит на ложе, укутанная в одежды, в состоянии религиозного экстаза, ожидая нисхождения Святого Духа. Скульптура выполнена из мрамора разных цветов: фигура из белого мрамора, покрывало из красного с белыми прожилками.



(Слайд 15) «Фонтан четырех рек». В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Иннокентий был поражён неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана. питается водой из древнего акведука Аква Вирго.


Фонтан «Тритон». Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо.

Постамент фонтана образуют 4 дельфина, на кончиках хвостов которых располагается огромная раковина. На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона. Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана. Между дельфинами расположены изображения герба семьи Барберини, папской тиары.


  1. Вопросы для закрепления.

  1. Перечислите основные черты стиля барокко, его отличие от стиля ренессанса.

  2. Назовите художников, скульпторов, архитекторов барокко.


  1. Вывод.


Феодальная знать и католическая церковь, завладевшие несметными богатствами стремились утвердить своё влияние необыкновенной роскошью дворцов и храмов.

Удивить – вот цель этого стиля.


Для стиля Барокко характерны следующие черты:

  • новый грандиозный размах,

  • усложнённость композиции и пространственных построений,

  • бурная динамика,

  • изощренная декоративность,

  • использование эффектов светотени.

Барокко является, несомненно, феноменом общеевропейской культуры, имеющим свои национальные особенности.


Домашнее задание: записи
















Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Живопись Барокко  В живописи эпохи барокко кристаллизуются жанры пейзажа, портрета, натюрморта.  Живопись отличатся красочностью, декоративностью, эффектами светотени. Большое значение приобрели эмоциональное ритмическое и колористическое единство целого, непринуждённая свобода мазка. В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реалистичность с фантазией, религиозность с подчёркнутой чувственностью.

Живопись Барокко

В живописи эпохи барокко кристаллизуются жанры пейзажа, портрета, натюрморта.

Живопись отличатся красочностью, декоративностью, эффектами светотени. Большое значение приобрели эмоциональное ритмическое и колористическое единство целого, непринуждённая свобода мазка. В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реалистичность с фантазией, религиозность с подчёркнутой чувственностью.

Питер Пауль Рубенс Его главное качество, если предпочесть его многим другим, - это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим... Эжен Делакруа

Питер Пауль Рубенс

Его главное качество, если предпочесть его многим другим, - это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим...

Эжен Делакруа

Питер Пауэл Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант» 1609—1610 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен Посмотрите на его портрет и вы поймете, насколько талантлив был этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчеркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. С видом ласкового покровительства он слегка склонился к жене, его рука опирается на шпагу. Выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склоненные друг к другу фигуры, красноречивый жест соединенных рук символизируют внутреннее согласие и любовь.

Питер Пауэл Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант» 1609—1610 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

Посмотрите на его портрет и вы поймете, насколько талантлив был этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчеркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. С видом ласкового покровительства он слегка склонился к жене, его рука опирается на шпагу. Выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склоненные друг к другу фигуры, красноречивый жест соединенных рук символизируют внутреннее согласие и любовь.

Питер Пауэл Рубенс «Снятие с креста», 1612-1614 гг. Кафедральный собор, Антверпен … здесь страдание представлено благородное и величаво-тихое. Тут все сдержанно, сжато, лаконично, как на страницах Священного Писания. Ни искривленных тел, ни криков, ни мук, ни лишних слез. Христос – одна из наиболее прекрасных фигур.  Э.Фромантен

Питер Пауэл Рубенс «Снятие с креста», 1612-1614 гг.

Кафедральный собор, Антверпен

… здесь страдание представлено благородное и величаво-тихое. Тут все сдержанно, сжато, лаконично, как на страницах Священного Писания. Ни искривленных тел, ни криков, ни мук, ни лишних слез. Христос – одна из наиболее прекрасных фигур.

Э.Фромантен

Питер Пауэл Рубенс «Союз Земли и Воды», 1618 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург Эта картина заключала в себе глубокий смысл, связанный с надеждой Рубенса на скорейшее процветание родины. После разделения Нидерландов на Северные и Южные Фландрия потеряла выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых морских путей. Союз двух природных стихий — Земли и Воды — это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем.

Питер Пауэл Рубенс «Союз Земли и Воды», 1618 г.

Эрмитаж, Санкт-Петербург

Эта картина заключала в себе глубокий смысл, связанный с надеждой Рубенса на скорейшее процветание родины. После разделения Нидерландов на Северные и Южные Фландрия потеряла выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых морских путей. Союз двух природных стихий — Земли и Воды — это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. Конец 1620-х — начало 1630 х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. Конец 1620-х начало 1630 х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Якоб Йордане.  Бобовый король. Около 1638 г.  Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Якоб Йордане. Бобовый король. Около 1638 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Франс Снейдерс.  Лавка с дичью. 1609 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Франс Снейдерс. Лавка с дичью. 1609 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Скульптура Барокко Скульптура барокко тяготела к изысканности сюжетов, повышенной декоративности форм, динамичности композиций, передаче сложных драматических чувств. Но драматизм этот нередко приводил к экзальтации, а чувства становились как бы театральными. Фигуры и лица персонажей делались неправдоподобно прекрасными, их движения и жесты – изысканно грациозными. Главным в скульптуре было не содержание и даже не целостная форма, но отделка ее.

Скульптура Барокко

Скульптура барокко тяготела к изысканности сюжетов, повышенной декоративности форм, динамичности композиций, передаче сложных драматических чувств. Но драматизм этот нередко приводил к экзальтации, а чувства становились как бы театральными. Фигуры и лица персонажей делались неправдоподобно прекрасными, их движения и жесты – изысканно грациозными. Главным в скульптуре было не содержание и даже не целостная форма, но отделка ее.

Лоренцо Бернини «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью»

Лоренцо Бернини

«Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью»

Скульптуры Бернини Экстаз святой Терезы Давид

Скульптуры Бернини

Экстаз святой Терезы

Давид

Скульптуры Бернини Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Он отдал её в жены мрачному своему брату Плутону, властителю царства теней и умерших, и с ним должна была жить Прозерпина во мраке подземного царства.  Плутон видел, как резвилась Прозерпина, и решил её тут же похитить. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Плутон на золотой колеснице. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Похищение Прозерпины

Скульптуры Бернини

Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Он отдал её в жены мрачному своему брату Плутону, властителю царства теней и умерших, и с ним должна была жить Прозерпина во мраке подземного царства. Плутон видел, как резвилась Прозерпина, и решил её тут же похитить. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Плутон на золотой колеснице. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли.

Похищение Прозерпины

Скульптуры Бернини Экстаз блаженной Людовики Альбертони

Скульптуры Бернини

Экстаз блаженной Людовики Альбертони

Фонтаны Бернини

Фонтаны Бернини


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!