Тип Моллюски. Образ жизни, многообразие. Лабораторная работа №2 «Изучение строения раковин моллюсков»
Название типа происходит от латинского слова «molluscus», что в переводе означает «мягкий, мягкотелый». Тело этих животных действительно мягкое.
Моллюски – многоклеточные, трёхслойные животные (развиваются из трёх зародышевых листков – эктодермы, энтодермы и мезодермы).
Имеют двустороннюю симметрию тела, у части моллюсков в течение их развития происходит смещение органов, из-за чего тело теряет симметрию, т.е. они становятся ассиметричными.
Моллюсков можно встретить почти повсеместно: .
План урока: Сегодня работаем с §§11-12 учебника и приложениями к уроку. Смотрим видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=FjzraLNKq-M&t=9s. По итогам изучения выполняем в тетради лабораторную работу, отвечая на вопросы в прилагаемом к уроку файле. | Задачи урока: Познакомиться с некоторыми представителями типа Моллюски, рассмотреть их классификацию; Изучить их образ жизни, особенности внешнего и внутреннего строения. |
Ребята, работаем с учебником §§11-12, смотрим видеоурок по теме и выполняем лабораторную работу №2 «Изучение строения раковин моллюсков», пошагово отвечая на вопросы.
Все ответы фиксируете в тетради (для дальнейшей проверки).
Ответьте на вопросы.
Изучив текст параграфа 11, дополните предложения:
1. Тело большинства моллюсков подразделяется на _________________________ , _________________________ и ____________________________ ( у двустворчатых моллюсков - ___________________________________) и заключено в ____________________________________ .
2. Раковина моллюсков состоит из _____________________________________________ , рогоподобного вещества, _________________________________ и _________________________ .
3. Раковина улиток имеет вершину и _______________________________________________ .
4. Снаружи тело моллюсков покрыто кожной складкой - _______________________ .
5. По водным растениям прудовик передвигается с помощью__________________ .
6. Около основания щупалец прудовика расположен ____________________________ .
7. На щупальцах осьминогов и кальмаров расположены ________________________ .
8. Прудовик питается мягкими частями растений, соскабливая их с помощью ____________________________________________________________________________________________ .
9. По способу питания беззубок и перловицу называют_________________________ .
10. Створки раковины беззубка закрывает, сокращая ___________________________ .
11. Между телом моллюсков и кожной складкой расположена ________________ .
12. Ток воды с пищевыми частицами поступает в раковину беззубки через ____________________________________________________________________________________________ .
13. Продукты обмена и непереваренные остатки пищи выводятся у беззубки через _____________________________________________________________________________________ .
14. Большой прудовик дышит с помощью ________________________________________ .
15. Беззубки и перловицы дышат с помощью ____________________________________ .
16. Органом выделения моллюскам служит ______________________________________ .
17. Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями ____________________________________________________________________________________________ .
18. Кровеносная система моллюсков ____________________________________ , состоит из кровеносных сосудов и ____________________________________________________________ .
19. Сердце состоит из _________________________________________________________________ .
20. У головоногих моллюсков из органов чувств наиболее развиты ____________________________________________________________________________________________ .
21. Беззубки в водоемах расселяются на стадии _________________________________ .
22. Особенностями пищеварительной системы являются ______________________ .
Какие признаки моллюсков послужили основой для выделения в типе Моллюски трех классов?
Используя текст параграфа 12, составь таблицу «Классы моллюсков».
Используя текст параграфа 12, опиши значение моллюсков в природе и жизни человека?