СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для практического занятия по теме: "Средства индивидуальной защиты и методы обеспечения личной безопасности при выполнении трудовых функций. Действия при аварийных ситуациях".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы дистанционного обучения  по профессии 18112 Санитар по теме "Средства индивидуальной защиты и методы обеспечения личной безопасности  при выполнении трудовых функций. Действия при аварийных ситуациях".

Просмотр содержимого документа
«Материалы для практического занятия по теме: "Средства индивидуальной защиты и методы обеспечения личной безопасности при выполнении трудовых функций. Действия при аварийных ситуациях".»

Тема 5.1 Средства индивидуальной защиты и методы обеспечения личной безопасности при выполнении трудовых функций. Действия при аварийных ситуациях.


Содержание:

  • требование к личной гигиене, внешнему виду и спец.одежде младшего медицинского персонала (санитара);

  • средства индивидуальной защиты;

  • алгоритм первой помощи при «аварийных ситуациях»;

  • профилактика профессионального заражения гемоконтактными инфекциями;

  • гигиеническая обработка рук;

  • техника безопасности при работе с дезинфектантами;

  • первая помощь при контакте дезинфектантов с кожей и слизистыми оболочками.



Профилактика профессиональных заражений достигается соблюдением санитарно-противоэпидемиологического режима.


Использование спецодежды медицинским персоналом

Цель:

  • Создание барьера, препятствующего распространению и передаче возбудителей инфекционных заболеваний (в том числе внутрибольничных) от пациента к персоналу и от персонала к пациенту;

  • Обеспечение высокого уровня чистоты и гигиены медицинского персонала;

  • Охрана здоровья медицинского персонала.

Показания:

  • Все виды персональной деятельности в медицинской организации

Оснащение:

  • Медицинский халат/костюм;

  • Медицинская шапочка (одноразовая/тканевая);

  • Медицинская маска (одноразовая/4-слойная марлевая);

  • Зеркало;

Необходимые условия:

  1. Персонал обеспечивается средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками и пр.) в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы.

  2. Для персонала стационаров предусматривается устройство гардеробных с душем и туалетом.

  3. В операционном блоке врачи и другие лица, участвующие в операции, должны работать в стерильных халатах, перчатках и масках.

  4. Сменная обувь персонала, работающего в помещениях с асептическим режимом должна быть из нетканого материала, доступного для дезинфекции.


Порядок действий:

Этапы манипуляции

Обоснование необходимости

1. Использование медицинского халата/костюма

1. Провести гигиеническое мытье рук с мылом.

Соблюдение требований личной гигиены.

2. Надеть чистый медицинский халат/костюм.

Примечание: при выполнении инвазивных манипуляций, сопровождающихся возможным разбрызгиванием биологических жидкостей дополнительно надеть клеенчатый фартук.


3. Халат должен полностью закрывать личную одежду; под халатом запрещено ношение шерстяной одежды.


4. При выходе за пределы режимного кабинета/отделения медицинский халат снимается, а если это невозможно, следует надеть верхний халат, по возвращении который снимается.

Предупреждается вынос инфекции за пределы режимного кабинета/отделения и загрязнение окружающей среды.

5. В конце рабочей смены или в случае загрязнения, халат снять, выворачивая наизнанку, прикасаясь только к его внутренней поверхности.

Во время ношения медицинская одежда контаминируется биологическими жидкостями и микроорганизмами.

6. Использованный халат свернуть, поместить в мешок/ёмкость, доставить в прачечную для последующей обработки/стирки.

Соблюдение требований больничной гигиены.

2. Использование медицинской шапочки

7. Глядя в зеркало, надеть тканевую или одноразовую медицинскую шапочку, убрав под неё все волосы.


8. Медицинскую шапочку надевают обязательно при выполнении инвазивных манипуляций в режимных кабинетах, работе в режимных отделениях, а также во время эпидемии воздушно- капельных инфекции.

На волосах, в перхоти могут находиться микроорганизмы.

Капельных инфекции.


9. В конце рабочей смены или в случае загрязнения, медицинскую шапочку снять. Одноразовую шапочку утилизировать, многоразовую подвергнуть стирке.

Соблюдение требований больничной гигиены.

3. Использование медицинской маски

10. Глядя в зеркало, надеть одноразовую или 4-слойную марлевую маску. Примечание: при выполнении инвазивных манипуляций, сопровождающихся возможным разбрызгиванием биологических жидкостей дополнительно надеть защитные очки/щиток.

Маска препятствует распространению выдыхаемого воздуха и капель слюны.

11. Медицинскую маску надевают обязательно при выполнении инвазивных манипуляций в режимных кабинетах, работе в режимных отделениях, а также во время эпидемии воздушно- капельных инфекции.

Предупреждение получения и распространения возбудителей

Воздушно-капельных инфекций.

#

12. Требования к ношению маски: должна плотно прилегать, закрывая нос и рот;

Нельзя спускать на шею или убирать в карман;

Менять по мере увлажнения и загрязнения, но не реже, чем через каждые 2 часа.

Соблюдение требований больничной гигиены.

13. После использования снять маску, прикасаясь только к завязкам. Одноразовую маску утилизировать, многоразовую подвергнуть стирке.

Соблюдение требований больничной гигиены.

9. В конце рабочей смены или в случае загрязнения, медицинскую шапочку снять. Одноразовую шапочку утилизировать, многоразовую подвергнуть стирке.

Соблюдение требований больничной гигиены.

3. Использование медицинской маски

10. Глядя в зеркало, надеть одноразовую или 4-слойную марлевую маску. Маска надевается за завязки.

Примечание: при выполнении инвазивных манипуляций, сопровождающихся возможным разбрызгиванием биологических жидкостей дополнительно надеть защитные очки/щиток.

Маска препятствует распространению выдыхаемого воздуха и капель слюны.

11. Медицинскую маску надевают обязательно при выполнении инвазивных манипуляций в режимных кабинетах, работе в режимных отделениях, а также во время эпидемии воздушно- капельных инфекции.

Предупреждение получения и распространения возбудителей воздушно-капельных инфекций.

12. Требования к ношению маски:

  • Должна плотно прилегать, закрывая нос и рот;

  • Нельзя спускать на шею или убирать в карман;

  • Менять по мере увлажнения и загрязнения, но не реже, чем через каждые 2 часа.

Соблюдение требований больничной гигиены.

13. После использования снять маску, прикасаясь только к завязкам. Одноразовую маску утилизировать, многоразовую подвергнуть стирке.

Соблюдение требований больничной гигиены.


Сроки смены спецодежды (халата/костюма):

  • Смена спецодежды в подразделениях хирургического и акушерского профиля, в режимных кабинетах, осуществляется ежедневно и по мере загрязнения;

  • Смена спецодежды в подразделениях терапевтического профиля — 2 раза в неделю и по мере загрязнения.



Обработка рук медицинского персонала

(извлечение изСанПиН 2.1.3.2630 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»)


12.1 … В зависимости от выполняемой медицинской манипуляции и требуемого уровня снижения микробной контаминации кожи рук медицинский  персонал осуществляет гигиеническую обработку рук или обработку рук хирургов.

12.2 Для достижения эффективного мытья и обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия: коротко подстриженные ногти, отсутствие лака на ногтях, отсутствие искусственных ногтей, отсутствие на руках колец, перстней и других ювелирных украшений. Перед обработкой рук хирургов необходимо снять также часы, браслеты и пр. Для высушивания рук применяют чистые тканевые полотенца или бумажные салфетки однократного использования, при обработке рук хирургов – только стерильные тканевые.

12.3 Медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов. При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость.

12.4 Гигиеническая обработка рук.

12.4.1 Гигиеническую обработку рук следует проводить в следующих случаях:

  • перед непосредственным контактом с пациентом;

  • после контакта с неповрежденной кожей пациента (например, при измерении пульса или артериального давления);

  • после контакта с секретами или экскретами организма, слизистыми оболочками, повязками;

  • перед выполнением различных манипуляций по уходу за пациентом;

  • после контакта с медицинским оборудованием и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от пациента.

  • после лечения пациентов с гнойными воспалительными процессами, после каждого контакта с загрязненными поверхностями и оборудованием;

12.4.2 Гигиеническая обработка рук проводится двумя способами:

  • гигиеническое мытье рук мылом и водой для удаления загрязнений и снижения количества микроорганизмов;

  • обработка рук кожным антисептиком для снижения количества микроорганизмов до безопасного уровня.

12.4.3 Для мытья рук применяют жидкое мыло с помощью дозатора (диспенсера). Вытирают руки индивидуальным полотенцем (салфеткой), предпочтительно одноразовым.

12.4.4 Гигиеническую обработку рук спиртсодержащим или другим, разрешенным к применению антисептиком (без их предварительного мытья) проводят путем втирания его в кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению, обращая особое внимание на обработку кончиков пальцев, кожи вокруг ногтей, между пальцами. Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.

12.4.5 При использовании дозатора новую порцию антисептика (или мыла) наливают в дозатор после его дезинфекции, промывания водой и высушивания. Предпочтение следует отдавать локтевым дозаторам и дозаторам на фотоэлементах.

12.4.6 Кожные антисептики для обработки рук должны быть легко доступны на всех этапах лечебно-диагностического процесса. В подразделениях с высокой интенсивностью ухода за пациентами и с высокой нагрузкой на персонал (отделения реанимации и интенсивной терапии и т.п.) дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук должны размещаться в удобных для применения персоналом местах (у входа в палату, у постели больного и др.). Следует также предусматривать возможность обеспечения медицинских работников индивидуальными емкостями (флаконами) небольших объемов (до 200 мл) с кожным антисептиком.

12.4.7 Использование перчаток.

12.4.7.1 Перчатки необходимо надевать во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими биологическими субстратами, потенциально или явно контаминированными микроорганизмами, слизистыми оболочками, поврежденной кожей.

12.4.7.2 Не допускается использование одной и той же пары перчаток при контакте (для ухода) с двумя и более пациентами, при переходе от одного пациента к другому или от контаминированного микроорганизмами участка тела - к чистому. После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук. 

12.4.7.3 При загрязнении перчаток выделениями, кровью и т.п. во избежание загрязнения рук в процессе их снятия следует тампоном (салфеткой), смоченной раствором дезинфицирующего средства (или антисептика), убрать видимые загрязнения. Снять перчатки, погрузить их в раствор средства, затем утилизировать. Руки обработать антисептиком.

12.5 Обработка рук хирургов.

12.5.1 Обработку рук хирургов проводят все, участвующие в проведении оперативных вмешательств, родов, катетеризации магистральных сосудов. Обработка проводится в два этапа: I этап - мытье рук мылом и водой в течение двух минут, а затем высушивание стерильным полотенцем (салфеткой); II этап - обработка антисептиком кистей рук, запястий и предплечий.

12.5.2 Количество антисептика, необходимое для обработки, кратность обработки и её продолжительность определяются рекомендациями, изложенными в методических указаниях/инструкциях по применению конкретного средства. Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.

12.5.3 Стерильные перчатки надевают сразу после полного высыхания антисептика на коже рук.


Порядок действий:

    1. Снять украшения, часы;

    2. Открыть водопроводный кран и отрегулировать температуру воды;

    3. Обнажить кисти и предплечья;

    4. Смочить кисти и запястья водой;

    5. При помощи локтя получить из дозатора порцию жидкого мыла;

    6. Энергично намылить влажные руки мылом, образовавшейся мыльной пеной намылить водопроводный кран;

    7. Мыть руки образовавшейся пеной не менее 30 сек, каждое движение повторять не менее 5 раз:

  • Поочередно круговыми движениями тереть кончики пальцев о ладонь противоположной руки («горное озеро»)

  • Тереть ладонью о ладонь

  • Правой ладонью тереть поверх тыльной стороны левой руки и наоборот

  • Сложив ладони и переплетя пальцы тереть внутренние поверхности пальцев движениями рук вверх и вниз

  • Тереть тыльной стороной пальцев одной руки по ладони другой руки и наоборот

  • Тереть большие пальцы одной руки в сомкнутой ладони другой руки и наоборот

    1. Тщательно смыть водой мыльную пену с рук;

    2. Смыть водой мыло с крана, не дотрагиваясь до него;

    3. Промокательными движениями просушить руки одноразовым бумажным полотенцем, которым затем закрыть кран;

11.сбросить полотенце в емкость для медицинских отходов.

Примечание: при использовании крана с локтевым смесителем, его мытье не проводится.



























Схема мытья рук с мылом и обработки кожным антисептиком





Профилактика заражения гемоконтактными инфекциями

Актуальность


Особенность эпидемиологической ситуации современного мира - повсеместно высокие уровни заболеваемости гемоконтактными инфекциями, то есть болезнями, возбудитель которых передается через кровь. В первую очередь речь идет о парентеральных гепатитах В, С и ВИЧ-инфекции, хотя в настоящее время известно более 30 нозологических форм инфекционных заболеваний, основным фактором передачи которых служит кровь. В структуре профессиональных заболеваний заболеваемость парентеральными вирусными гепатитами среди медицинских работников достигает 19%.

Заражение медицинского работника может происходить во время лечебно-диагностических манипуляций, а так же при сборе и утилизации отходов ЛПУ в случае травматизации (порез, укол и т.д.) и загрязнении кожи и слизистых оболочек биологическими жидкостями пациента, содержащими возбудителя заболевания.



Возникновение аварийных ситуаций


Аварийная ситуация - попадание крови или других биологических жидкостей пациента на кожу, слизистые оболочки медицинского работника, на предметы окружающей среды, а так же проколы и порезы кожи ИМН, контаминированными биологическими жидкостями пациента.


На местах, где возможно возникновение аварийной ситуации, должна быть аптечка «АнтиСПИД».


Состав аптечки «АнтиСПИД»:


  1. Спирт этиловый 70%, 100 мл

  2. Спиртовый раствор йода 5%, 1 флакон

  3. Стерильный бинт – 2 уп

  4. Стерильные салфетки – 1 уп

  5. Лейкопластырь бактерицидный – 3 шт


Действия медицинского работника при аварийной ситуации.

1. Оказание первой помощи:

в случае порезов и уколов немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70%-м спиртом, смазать ранку 5%-м спиртовым раствором йода, наложить повязку;

–при попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы это место обрабатывают 70%-м спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70%-м спиртом;

–при попадании крови и других биологических жидкостей пациента на слизистую глаз, носа и рта: ротовую полость промыть большим количеством воды и прополоскать 70% раствором этилового спирта, слизистую оболочку носа и глаза обильно промывают водой (не тереть);

–при попадании крови и других биологических жидкостей пациента на халат, одежду: снять рабочую одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор;

–при попадании на объекты окружающей среды – произвести дезинфекцию способом двукратного протирания с интервалом 15 минут, либо наложить ветошь, смоченную дезраствором на время экспозиции, затем произвести уборку.

2. Оформление аварийной ситуации:

–незамедлительно сообщить о аварийном случае старшей медсестре, зав.отделением (в выходные и праздничные дни – дежурному врачу);

–составляется Акт о несчастном случае на производстве;

–заполняется Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

3. Производится забор анализов крови у пострадавшего медицинского работника и пациента, чья кровь или другая биологическая жидкость попала к медработнику.

4. Пострадавший обращается к доверенному врачу (СПИД центр) для постановки на учет и получения препаратов АРВТ (антиретровирусной терапии).

5. Прием АРВТ должен быть начат не позднее 24 часов после аварийной ситуации.

6. На учете в центре медицинский работник состоит в течении года, сдает кровь на выявление антител каждые 3 месяца (через 3, 6, 9, 12 месяцев после аварийной ситуации). При отрицательных анализах снимается с учета.

7. В течении года после аварийной ситуации женщина не должна планировать беременность, в случае кормления ребенка грудью она должна прекратить грудное вскармливание.

Методы предотвращения аварийных ситуаций:

  • замена инъекций на другие пути введения лекарственных препаратов;

  • отказ от использования острых инструментов (ножницы с закругленными концами, тупоконечные хирургические иглы и т.д.);

  • инженерные решения – самоубирающиеся иглы, защитные колпачки и др.;

  • забор крови закрытыми системами;

  • максимальное использование одноразового инструментария;

  • использование автоматических установок для обработки ИМН;

  • внедрение безопасных технологий;

  • организация безопасного обращения с отходами.


Универсальные меры предосторожности

  1. мыть руки до и после любого контакта с пациентом;

  2. Рассматривать кровь и биологические жидкости пациентов как потенциально инфицированные и работать с ними только в перчатках.

  3. Сразу после применения помещать использованные шприцы и катетеры в специальный контейнер для утилизации острых предметов, никогда не снимать иглы со шприцев руками и не производить никаких манипуляций с использованными иглами;

  4. Пользоваться средствами защиты глаз и масками для предотвращения возможного попадания брызг крови или биологических жидкостей в лицо;

  5. Использовать влагонепроницаемую одежду для защиты тела от попадания крови или биологических жидкостей;

  6. Рассматривать всё белье, загрязненное кровью или биологическими выделениями, как потенциально инфицированное;

  7. Рассматривать все образцы лабораторных анализов как потенциально инфицированные.

Меры предосторожности при работе с кровью

Для того чтобы предотвратить заражение передающимися с кровью инфекциями, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • Избегать растекания, расплескивания и разбрызгивания крови и других биологических жидкостей.

  • Не перекладывать использованные иглы и не надевать на них колпачки, использовать для этого инструменты, исключающие прямой контакт с иглой, или делать это одной рукой.

  • Загрязненные режущие и колющие инструменты многоразового использования сразу (или при первой возможности) помещать в жесткие влагонепроницаемые (дно и стенки), маркированные или помеченные определенным цветом контейнеры для последующей обработки

  • Размещать контейнеры для использованных острых инструментов так, чтобы ими было удобно пользоваться, и они не могли опрокинуться.

  • Своевременно заменять контейнеры для режущих и колющих инструментов, не допуская их переполнения.

  • Контейнер с использованными режущими и колющими инструментами перемещать только тщательно закрытым. Если возможна протечка, контейнер поместить внутрь другого контейнера.

  • Образцы биологических жидкостей помещать в герметичные контейнеры с соответствующей маркировкой. Если контейнер с образцами загрязнен или поврежден, поместить его внутрь другого контейнера.

  • Перед техническим обслуживанием и транспортировкой оборудования, загрязненного кровью или другими биологическими жидкостями, его следует продезинфицировать. Если дезинфекция невозможна, в сопроводительном листе указать загрязненные элементы.

  • Помещать все использованные одноразовые материалы во влагонепроницаемые закрывающиеся контейнеры

Запрещается:

  • Принимать пищу, курить, накладывать макияж, снимать или надевать контактные линзы на рабочих местах, где вероятен контакт с кровью или другими биологическими жидкостями.

  • Хранить пищу и напитки в холодильниках или других местах, где хранятся образцы крови и других биологических жидкостей и тканей.

  • Поднимать руками осколки стекла, которые могут быть загрязнены биологическими жидкостями.

  • Сгибать, ломать, снимать со шприцев использованные иглы, надевать на них колпачки и проводить подобные действия с загрязненными острыми инструментами, если можно этого не делать, или это не обусловлено требованиями медицинской манипуляции.

  • Доставать что-либо руками из контейнеров для использованных многоразовых колющих и режущих инструментов, вручную открывать, опорожнять или мыть эти контейнеры










Техника безопасности при работе

с дезинфицирующими препаратами


  1. К работе с дезинфицирующими химическими средствами допускаются лица не моложе 18 лет), прошедшие соответствующий инструктаж по технике безопасности.

  2. Лица, страдающие повышенной чувствительностью к дезсредствам, к работе не допускаются.

  3. Приготовление рабочих дезрастворов проводят при наличии приточно-вытяжной вентиляции в специально отведенных помещениях с достаточным освещением рабочего места.

  4. Для защиты органов дыхания, зрения и кожных покровов необходимо применение спец. одежды, включая очки, респираторы (РУ), резиновые перчатки, фартук из прорезиненной ткани.

  5. После окончания работы руки моют и смазывают смягчающим кремом.

  6. Необходимо наличие аптечки для оказания помощи при отравлении.

  7. Емкость с дезраствором должна быть промаркирована с указанием раствора, его концентрации, даты приготовления, срока годности.

  8. Дезинфицирующие средства и растворы хранят в недоступном для пациента месте, в специально выделенном помещении, под замком, в сухом, темном и прохладном месте.

  9. Хранение осуществляется в плотно закрывающихся емкостях, в темной посуде.

  10. Необходимо строгое соблюдение режима дезобработок (несоблюдение этого пункта может вызвать устойчивость патогенных и условно-патогенных микроорганизмов).

  11. Обработку поверхностей в помещениях способом протирания можно проводить без средств защиты органов дыхания и в присутствии пациентов.

  12. При обработке способом орошения персоналу необходимо использовать индивидуальные средства защиты органов дыхания универсальными респираторами и глаз – герметичными очками.

  13. По окончании дезинфекции путем орошения в помещении рекомендуется провести влажную уборку. Обработку следует проводить в отсутствии пациентов.






Первая помощь при контакте дезинфектантов с кожей и слизистыми оболочками

  • При попадании средства на кожу смыть его водой.

  • При попадании средства в глаза следует немедленно промыть их под струей воды в течение 10-15 минут, при появлении гиперемии закапать 30% раствор сульфацила натрия. При необходимости обратиться к окулисту.

  • При попадании средства в желудок следует выпить несколько стаканов воды с 10-20 измельченными таблетками активированного угля. Рвоту не вызывать! При необходимости обратиться к врачу.

  • При раздражении органов дыхания (першение в горле, носу, кашель, затрудненное дыхание, удушье, слезотечение) пострадавшего удаляют из рабочего помещения на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение. Рот и носоглотку прополаскивают водой. Дают теплое питье (молоко или воду, в молоко добавить чайную ложку пищевой соды). При необходимости обратиться к врачу.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!