Ф И уч-ся
ЗАДАНИЯ
для переводного экзамена по истории в 10-А классе (углублённый уровень) ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска
ВАРИАНТ 1
Задание 1.1 В каком веке согласно летописному преданию в Новгород на княжение были призваны варяги? Запишите номер правильного ответа
1) VII в.
2) VIII в.
3) IX в.
4) X в. Ответ: ______________________________
Задание 1.2. Что из перечисленного относится к итогам Смуты (начало XVII века)? Запишите номер правильного ответа
1) воцарение династии Романовых
2) проведение реформ Избранной рады
3) создание стрелецкого войска
4) начало созыва Земских соборов Ответ: ______________________________
Задание 1.3 Что из перечисленного было одним из последствий народных волнений в Москве в 1648 г.? Запишите номер правильного ответа
1) учреждение опричнины
2) отмена медных денег
3) созыв Земского собора
4) ограничение времени перехода крестьян к другому владельцу Юрьевым днём
Ответ______________________________
Задание 1.4 Прочтите отрывок из источника и определите век, в котором произошли описанные события. Запишите номер правильного ответа
«И пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их Александр и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их, как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Была же тогда суббота, и, когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».
1) XII в.
2) XIII в.
3) XIV в.
4) XV в. Ответ______________________________
Задание 2.1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, под которыми указаны эти события, в правильной последовательности.
1) Крымская война
2) реформа патриарха Никона
3) падение Византийской империи Ответ: ______________________________
Задание 2.2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, под которыми указаны эти события в правильной последовательности.
1) Судебник Ивана III
2) Соборное уложение Алексея Михайловича
3) Жакерия во Франции Ответ: ______________________________
Задание 2.3 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, под которыми указаны эти события в правильной последовательности.
1) Судебник Ивана IV
2) Написание Нестором «Повести временных лет»
3) Первое кругосветное путешествие Магеллана Ответ: ______________________________
Задание 2.4 Расположите в хронологической последовательности исторических деятелей. Запишите цифры, под которыми указаны эти деятели в правильной последовательности.
1) Иван III
2) Александр Невский
3) Стефан Баторий Ответ: ______________________________
Задание 3.1 Установите соответствие между событиями и датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) Манифест о вольности дворянской Б) Отмена крепостного права В) Битва на реке Калке Г) Начало царствования Романовых | | 1) 1605 г. 2) 1223 г. 3) 1762 г. 4) 1613 г. 5) 1861 г. |
Запишите в таблицу цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 3.2 Установите соответствие между фамилиями деятелей российской культуры XVII - XVIII вв. и их произведениями.
Фамилии | | Произведения |
A) В. Н. Татищев Б) А. Н. Радищев B) Д. Г. Левицкий Г) В. И. Баженов | | 1) «Путешествие из Петербурга в Москву» 2) «История Российская с самых древнейших времён» 3) картина «Екатерина-законодательница» 4) комедия «Недоросль» 5) дом Пашкова в Москве |
Запишите в таблицу цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 3.3 Установите соответствие между категориями населения России 1-ой пол. XIX в. и их правами или обязанностями.
Категории населения России 1-ой пол. XIX в. | | Их права, обязанности |
А) крепостные крестьяне Б) поместные дворяне В) казачество Г) мещане | | 1) обязанность охранять границы государства, участвовать в военных действиях 2) право заниматься мелкой торговлей 3) обязанность работать на барщине 4) право получать оброк с крестьян 5) обязанность работать на землях монастырей |
Запишите в таблицу цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 3.4 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ.
А) формирование законодательства Древнерусского государства Б) начало закрепощения крестьян В) проведение политики «просвещённого абсолютизма» в России Г) общественное движение в России
1)реформа системы образования 2) принятие Судебника Ивана III 3) созыв первого Земского собора 4) «западники» и «славянофилы» 5) принятие Русской Правды 6) введение военных поселени
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 4.1 Эти государственные деятели, за исключением двух, относятся к событиям XIX века. Запишите в ответ цифры, под которыми указаны лишние деятели.
1) Витте
2) Канкрин
3) Багратион
4) Меншиков А. Д.
5) Сперанский
6) Лефорт Ответ: ______________________________
Задание 4.2 Все эти термины, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян. Запишите в ответ цифры, под которыми указаны лишние термины
1) Юрьев день
2) урочные лета
3) пожилое
4) вольные хлебопашцы
5) уставная грамота
6) Соборное уложение Ответ: ______________________________
Задание 5 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Событие | Век |
Иван Грозный | __________(А) | XVI в. |
__________(Б) | церковный раскол | XVII в. |
Петр I | __________(В) | __________(Г) |
__________(Д) | война с Наполеоном | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) учреждение коллегий
2) введение опричнины
3) Алексей Михайлович
4) XVIII в.
5) начало Реформации
6) XV в.
7) XIX в.
8) Александр I
9) Ян Гус
Запишите в таблицу цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 6 Прочтите отрывок из документа.
«Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левый наш фланг уничтоженными, обратил всё своё внимание на центр наш, против коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганную батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но, невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий...
Правый и левый фланги нашей армии сохраняли прежнюю позицию; войска, в центре находящиеся под командою генерала от инфантерии Милорадовича, заняли высоту, близ кургана лежащую, где, поставя сильные батареи, открыли ужасный огонь на неприятеля. Артиллерия наша, нанося ужасный вред неприятелю цельными выстрелами своими, принудила неприятельские батареи замолчать, после чего вся неприятельская пехота и кавалерия отступила...
Таким образом, войски наши, удержав почти все свои места, оставались на оных.
Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дралась отчаянно».
Используя содержание отрывка и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) В начале сражения французская армия имела двукратное численное превосходство.
2) Следствием сражения стало объединение 1-й и 2-й русских армий.
3) В решающий момент сражения, которое описывается в документе, Наполеон не решился ввести в бой свои последние резервы.
4) Автор документа восторгается храбростью русских солдат.
5) Участниками сражения, которое описывается в документе, были будущие декабристы.
6) Сражение произошло 22 июня 1812 г.
Ответ: ______________________________
Задание 7 По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения
«Реформы Петра I способствовали улучшению жизни в России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
Задание 8
На схеме обозначены действия восставших и район народного восстания под предводительством
1) Е. И. Пугачёва
2) С. Т. Разина
3) К. А. Булавина
4) И. И. Болотникова
Запишите номер правильного ответа
Ответ: ______________________________
Задание 9
Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание.
Укажите название одной из русских земель Киевской Руси, где верховной властью обладал орган управления, деятельность которого иллюстрирует данное изображение.
1) Киевское княжество
2) Новгородская земля
3) Владимиро-Суздальское княжество
4) Галицко-Волынская земля
Запишите номер правильного ответа
Ответ: ______________________________
Напишите в ответе название этого органа управления
Ответ: ______________________________